Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Заместитель Председателя Правительства России Д.Н.Козак выступил с докладом «О ходе подготовки олимпийских объектов и инфраструктуры к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи» в рамках «Правительственного часа» в Совете Федерации

Вкладки

Событие

Стенограмма выступления Д.Н.Козака

Добрый день, уважаемые коллеги! Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые члены Совета Федерации!

Вопросы подготовки к проведению зимних Олимпийских игр в Сочи неоднократно уже были предметом обсуждения здесь, в Совете Федерации, в рамках и законодательного, и финансового обеспечения проекта при ежегодном рассмотрении проекта федерального бюджета. Однако такое комплексное обсуждение проекта в целом, в таком формате, в этом составе, наверное, происходит впервые, поэтому я позволю себе очень кратко остановиться на истории вопроса.

Если вы помните, Правительством были приняты соответствующие решения, и мы приступили к развитию города Сочи как горноклиматического курорта национального значения и как возможной олимпийской столицы задолго до подведения итогов олимпийского конкурса в Гватемале.

Еще 8 июня 2006 года была утверждена соответствующая федеральная целевая программа развития города Сочи как горноклиматического курорта, а через четыре месяца, в октябре 2006 года, была образована дирекция по реализации этой программы и размещены первые заказы на проектирование основных инфраструктурных объектов, которые были необходимы для развития региона, независимо от решения МОК относительно олимпийской столицы 2014 года.

Уже через три месяца после победы в Гватемале, осенью 2007 года был образован Совет при Президенте по физкультуре и спорту, учрежден Оргкомитет по проведению Игр, а также приняты первые федеральные законы, которые определили общую структуру и механизмы управления проектом.

В ноябре 2007 года, меньше чем через месяц после принятия соответствующего федерального закона, была образована Государственная корпорация «Олимпстрой», которая стала полным преемником в силу закона всех функций вышеназванной дирекции по реализации ФЦП. В декабре, практически на основе ФЦП, была утверждена федеральная программа строительства олимпийских объектов, в которой был определен перечень объектов олимпийской инфраструктуры, подлежащих строительству. Началась работа по реализации программы. Уже в первое полугодие, в первый год практической работы по реализации программы строительства олимпийских объектов возникла необходимость дальнейшего совершенствования нормативной базы, которая была правовой основой для реализации программы.

Вы знаете, что в течение последних двух лет была проведена значительная работа по обновлению нормативной базы. Мы с вами вынуждены были несколько раз вносить изменения в базовые олимпийские законы. Это касается прежде всего взаимоотношений с переселяемыми гражданами. Если вы помните, первая редакция соответствующего закона 2007 года предусматривала простой выкуп у граждан земли и изымаемого имущества без гарантии предоставления жилья взамен изымаемого.

Вторая редакция, в результате диалога и практических контактов с гражданами, предусматривала уже возможность и обязанность по строительству жилья для переселяемых граждан с рыночной оценкой изымаемого жилья и предоставляемого. И этого оказалось недостаточно. Вопрос сложный, деликатный, я об этом чуть ниже еще раз скажу. И мы вынуждены были принять схему компенсации гражданам за изымаемое жилье по принципу «метр в метр», то есть независимо от качества, от места расположения жилья (место расположения, правда, учитывается). Независимо от качества и рыночной стоимости жилья в тех случаях, если земельный участок и площади изымаемой и предоставляемой земли совпадают, в этой части взаиморасчеты с гражданами не производятся, а взаиморасчеты производятся только по разнице в изымаемом и предоставляемом жилье. Это также касалось административных процедур, прежде всего вопросов снятия административных барьеров для привлечения, и, скажу здесь, не только частных, но и государственных инвестиций в олимпийский проект.

Хочу выразить благодарность всем членам Совета Федерации за деятельное участие в этой работе и за оказанную поддержку. Сегодня сочинский опыт, прежде всего с точки зрения административных процедур в сфере капитальных инвестиций, лег в основу правительственного плана действий по устранению избыточных административных барьеров в строительстве. Вы знаете, что эта проблема для нашей страны чрезвычайно актуальна.

За истекшие два года (не скажу, что принципиально, так же как и в отношении законодательной базы, но существенно) также изменилась и программа строительства олимпийских объектов, перечень объектов, которые подлежат строительству.

В целях оптимизации бюджетных расходов в 2009 году были приняты решения об исключении ряда транспортных объектов, объектов энергетики. Это около полутора десятков объектов, которые были предусмотрены еще федеральной целевой программой. В то же время более глубокая практическая проработка олимпийского проекта, контакты с Международным олимпийским комитетом, с экспертами Международного олимпийского комитета заставили нас одновременно включить значительную часть объектов дополнительно. Это опять же касается тех же объектов транспорта, это гостиницы, для того чтобы закрепить в федеральной программе объем номерного фонда, который нам необходим для размещения гостей и участников Олимпийских игр. Это объекты энергетики. Мы еще раз осмыслили потребности и риски, которые существуют при реализации программы проведения Олимпийских игр, эти пиковые нагрузки, и вынуждены были включить дополнительные объекты генерации.

В настоящее время перечень олимпийских объектов и мероприятий, связанных со строительством олимпийских объектов, в целом в основном определен. И сегодня это свыше 800 самостоятельных объектов капитального строительства.

В программе федеральной предусмотрено 242 объекта, в краевой программе предусмотрено 150  объектов капитального строительства, но большинство объектов являются комплексными и предусматривают по несколько (а некоторые даже более десяти) объектов капитального строительства. Большая часть из этих объектов технологически взаимосвязаны, взаимозависимы, когда необходимо строго соблюдать последовательность не только завершения строительства, работ по различным объектам, но и строго выполнять последовательность отдельных этапов проектирования и строительства различных объектов. На сегодняшний день определено 59 ответственных исполнителей, которые должны скоординированно, во взаимодействии, так сказать, со строгим выполнением этой последовательности на каждом этапе строительства своего объекта выполнить эту масштабную работу. Именно с этих позиций это очень непростой (кроме масштабов, так сказать) как с технологической, так и с управленческой точки зрения проект.

Одновременно это крупнейший инвестиционный проект, который служит в значительной степени катализатором развития строительной отрасли нашей страны. Сегодня в проекте задействовано 307  (по данным на сегодняшний день, и еще это не предел) проектных и строительных организаций из 35 регионов Российской Федерации. Еще в начале 2008 года мною было дано поручение всем руководителям регионов провести работу среди ведущих строительных компаний с тем, чтобы мобилизовать их на участие в конкурсных процедурах, на проектирование и строительство олимпийских объектов. Это дало соответствующий результат. Сегодня от Омска до Калининграда в строительстве и проектировании олимпийских объектов принимают участие проектные и строительные организации. Около 30, в основном проектных, организаций являются иностранными. У нас дефицит, у нас проблема с квалифицированными проектными организациями, и мы вынуждены были, поскольку проект носит международный характер, вынуждены были в качестве консультантов, субподрядчиков на проектирование соответствующих объектов привлекать и иностранные компании.

Замечу, что мероприятий, которые обеспечивают проведение Олимпиады, в программе не более 20 процентов. Я в начале говорил о том, что еще до проведения Олимпиады, до подведения итогов конкурса на звание олимпийской столицы была принята федеральная целевая программа развития региона как национального достояния, как горноклиматического курорта общефедерального значения. И сегодня все остальные объекты, кроме тех 20 процентов, которые обеспечивают непосредственно проведение Олимпиады, - это, прежде всего, мощное развитие города и всей восточной части Причерноморского региона нашей страны, это новый, современный аэропорт, морские порты, дороги, инженерная инфраструктура, объекты энергетики, гостиницы я тоже рассматриваю как инфраструктуру для бизнеса.

Модернизация развития общественной инфраструктуры снимет существующие, а они немалые, объективные инфраструктурные ограничения, создаст широкие возможности и для частных инвестиций для дальнейшего развития этого региона как уникального горноклиматического курорта, которым смогут воспользоваться десятки миллионов российских, прежде всего, граждан.

Подготовка к играм осуществляется не только в соответствии с вышеназванными федеральной и региональными программами, но и в соответствии с целым рядом других программных документов, других планов. Это и комплексная программа «Олимпийское наследие», которая определяет общую судьбу каждого олимпийского объекта, предусматривает мероприятия по повышению их экономически эффективного использования в постолимпийский период. Мы придаем этому огромное значение. Это одно из ключевых требований МОК, чтобы не было «белых слонов» в постолимпийский период, чтобы все то, что будет создано, что будет построено, эффективно работало в постолимпийский период на благо страны, на благо города и региона.

Разработана специальная программа «Сочи - гостеприимный город», которая направлена на формирование новой городской среды будущей столицы Олимпийских игр. Это касается и обновления архитектурного облика города, и улучшения, качественного улучшения, уровня сервисных услуг. Утверждена Правительством архитектурная концепция развития территории проведения Олимпийских игр, она распространяется на весь большой Сочи, и мы будем иметь примерно вот такой современный вид города в результате реализации этих мероприятий.

Будет реализован план мероприятий по созданию безбарьерной городской среды для людей с ограниченными возможностями. В рамках реализации программы гостеприимства запланировано проведение культурной Олимпиады. Лучшие проекты, которые в итоге будут представлены в 2014 году во время Игр. 2010 год, текущий год, у нас является Годом кино, 2011 год - Годом театра, 2012-й - музыки и 2013-й - музеев.

Также реализуется ряд проектов, связанных не только с непосредственным проведением Олимпийских, Паралимпийских игр. Это программа развития олимпийского образования на базе Российского международного олимпийского университета. Это первый в истории олимпийского движения международный олимпийский университет, который по согласованию с МОК мы создадим в ходе подготовки к Олимпийским играм. В доолимпийский период, начиная с сентября 2012 года, он станет базой для подготовки персонала, который будет задействован для проведения Олимпийских игр, а в постолимпийский период будет готовить российских и зарубежных специалистов, менеджеров по организации спортивных мероприятий.

Правительством разработана также соответствующая программа по медицинскому обеспечению Игр, сформирован комплексный план обеспечения безопасности Олимпийских игр с учетом масштаба и значимости будущего события. Этому во всех странах мира в последние годы, в последние десятилетия, я бы сказал, уделяется чрезвычайно важное внимание.

Экологические проблемы находятся в зоне особого контроля Правительства. В 2008 году была утверждена программа экологического сопровождения олимпийского строительства, включающая компенсационные мероприятия, мероприятия общей стоимостью более 1 млрд. рублей. Это сверх тех компенсационных мероприятий, которые предусмотрены в самой проектной документации каждого конкретного проекта.

Реализуется программа управления строительными отходами, которая предусматривает максимальное, это 90 процентов, использование образующихся строительных отходов. Если коротко говорить об экологии, в результате реализации олимпийского проекта мы достигнем существенного положительного экологического баланса на этой территории.

Несколько слов об управлении проектом. Система органов управления предусматривает, как я уже говорил, наличие высшего органа управления, которым является Совет при Президенте, и Президиум во главе с Председателем Правительства, который осуществляет политическую координацию реализации программы подготовки к Олимпийским играм.

В составе Совета при Президенте создана соответствующая межведомственная комиссия по координации деятельности по проведению Олимпийских игр, которую возглавляет ваш покорный слуга.

Министерство регионального развития координирует деятельность органов исполнительной власти, прямо или косвенно задействованных в реализации проекта. Напомню, что сегодня в реализации олимпийского проекта участвуют 19 федеральных органов исполнительной власти как ответственные исполнители, которые выступают заказчиками, о которых я говорил выше, на строительство соответствующих олимпийских объектов и объектов инфраструктуры, и более 20 согласующих ведомств. Эта задача по координации, по обеспечению взаимодействия различных органов, прежде всего согласующих, возложена на Министерство регионального развития.

Российским организатором Олимпийских игр является в силу закона, как вы знаете, Оргкомитет «Сочи 2014», который действует в соответствии с Олимпийской хартией и Соглашением на проведение Олимпийских игр с Международным олимпийским комитетом.

На сегодняшний день Оргкомитетом сформирована программа тестовых соревнований на 2011-2013 годы. Также разработан мастер-план проведения Олимпийских и Паралимпийских игр. Хочу отметить, что Оргкомитет успешно реализует маркетинговую программу, позволившую привлечь на сегодняшний день спонсорские средства на 1 млрд. долларов США. Бизнес откликнулся на этот призыв также (я ниже скажу) и в отношении строительства олимпийских объектов. И эта цифра, 1 млрд. долларов, которую удалось привлечь абсолютно на добровольных началах, так сказать, без всяких административных усилий со стороны Правительства или кого бы то ни было, позволит нам минимизировать расходы из федерального бюджета непосредственно на проведение Олимпийских игр.

Государственная корпорация «Олимпстрой» выступает в проекте заказчиком строительства и эксплуатации ряда олимпийских объектов, это около 40 объектов. Но основными ее функциями являются координация и контроль деятельности тех самых 59 ответственных исполнителей, которые выступают заказчиками на строительство соответствующих объектов олимпийской инфраструктуры.

Для этих целей корпорацией заключены договоры со всеми 59 ответственными исполнителями, которые предусматривают контроль за выполнением работ, контроль за выполнением графика строительства и координации деятельности по технологической взаимоувязке процессов проектирования и строительства всех многочисленных объектов, которые строятся в рамках программы.

Администрация Краснодарского края и администрация города Сочи играют чрезвычайно важную роль в проекте. На них возложены не только ответственность за строительство ряда олимпийских объектов регионального и местного значения, но и прежде всего вопрос, связанный с земельно-имущественными отношениями, вопросы, связанные с изъятием и предоставлением земельных участков для строительства олимпийских объектов и объектов инфраструктуры. Вопрос очень сложный, вопрос деликатный, именно поэтому этим прежде всего обусловлено постоянное совершенствование нормативно-правовой базы для проведения данной работы.

Общая площадь, как вы видите на слайде, общая площадь земель для размещения олимпийских объектов и объектов инфраструктуры - чуть менее 6 тыс. гектаров, из которых всего 237 гектаров (это на сегодняшний день, исходя из планировки территории, которая имеется на сегодняшний день) - частные земли. Еще меньше земель, на которых расположено жилье (на сегодняшний день опять же), - 614 индивидуальных жилых домов и 38 многоквартирных, в которых имеется 234 квартиры. Для решения этой проблемы, для переселения граждан потребуется строительство, по нашим расчетам, прогнозам, по результатам инвентаризации, 510 индивидуальных жилых домов и 326 квартир в многоквартирных домах. В настоящее время процесс переселения находится на пике, в разгаре. Строится жилье, строительство жилья запланировано в соответствии с графиком, который увязан со сроками начала строительства соответствующих олимпийских объектов, откуда переселяются граждане.

Несомненно, парламент, Совет Федерации интересует вопрос о стоимости олимпийского проекта. Прогнозная стоимость, поскольку проектирование по всем объектам еще не завершено и государственной экспертизы нет (до конца года в основном эта работа будет завершена), стоимость проведения собственно Олимпиады - это 185 млрд. рублей на сегодняшний день. При этом благодаря проведенной работе по привлечению частных инвестиций 93 из 185 млрд. рублей - это внебюджетные источники, это средства частных инвесторов.

Это составляет четверть, как я уже говорил, от того, что будет направлено на развитие региона и что напрямую не связано с проведением Олимпиады. Но и здесь на эти цели, на цели развития региона, значительную долю средств составляют средства частных инвесторов. 349 млрд. рублей - это порт, аэропорт, теплоэлектростанции, гостиницы и другие объекты. 349 миллиардов частных инвестиций! Надо сказать, что частный российский бизнес прежде всего очень активно откликнулся на призыв участвовать в Олимпиаде, с одной стороны, и, с другой стороны, мы смогли создать условия, отличные от того, что у нас сегодня происходит в целом в строительной отрасли в стране, когда мы не «грузим» соответствующих инвесторов соответствующими обязанностями, государственными и муниципальными обязанностями, по строительству объектов инфраструктуры, по подключению и так далее. Упрощены процедуры предоставления земельных участков. Именно благодаря этому нам удалось сформировать такой пул инвесторов.

Контроль за соблюдением законодательства, за расходованием бюджетных средств осуществляют все многочисленные контрольно-надзорные органы - от Счетной палаты до Росфиннадзора, Роспотребнадзора, и так далее. Это более десяти контрольных органов. Хочу сказать, что контроль осуществляется практически тотальный. Координацию, для того чтобы упорядочить контроль, чтобы мы не занимались только контролем и отчетами друг перед другом, было принято решение Президентом Российской Федерации возложить на Контрольное управление Президента Российской Федерации с тем, чтобы вот эти все проверки носили плановый и упорядоченный характер.

Существенную роль в контроле за ходом реализации олимпийского проекта, имеющую практическую пользу, играет Международный олимпийский комитет. Эксперты Международного олимпийского комитета приезжают ежеквартально, вот последний визит был - более 100 экспертов, 100 человек совершили 55 выездов на различные объекты. И это не только контроль, не только проверки, не только требования. Это весьма полезно, исходя из опыта строительства олимпийских объектов в других странах: это весьма полезные рекомендации и предложения по оптимизации строительства, по удешевлению строительства, по ускорению, по улучшению организации работы. За восемь визитов, которые состоялись со стороны только экспертов Международного олимпийского комитета, было дано более 170 рекомендаций и предложений, которые для нас являются весьма полезными.

И если подводить итоги этой работы, то они следующие.

В настоящее время завершено проектирование 67 из 240 объектов. До конца года эта цифра достигнет 177 объектов, по которым будет полностью завершено изготовление проектной документации. Ведутся строительно-монтажные работы одновременно сегодня на 48 объектах, до конца текущего года будет закончено строительство 40 объектов, но количество одновременно строящихся объектов до конца года утроится и достигнет 144 объектов.

Основным инструментом планирования и контроля над ходом строительства олимпийских объектов является план-график строительства. Только на уровне федерального Правительства контролируется более 3 тысяч контрольных сроков по выполнению мероприятий по проектированию и строительству объектов у конкретных заказчиков в совокупности. У конкретных заказчиков на строительство олимпийских объектов таких сроков, вы понимаете, когда мы выходим на стадию строительства, когда утверждается сетевой график, в сотни раз больше.

Исполнение графика еженедельно обновляется в режиме онлайн, вы сейчас видите фрагменты этого на информационном портале «Сочи 2014» Правительства Российской Федерации, что является эффективным способом контроля над ходом его реализации. Эти цифры еще раз дают представление о масштабности этого уникального по сложности проекта в новейшей истории России.

В целом, несмотря на имеющиеся рабочие трудности, или, как говорят члены Международного олимпийского комитета, на рабочие ситуации, у нас пока нет никаких опасений в том, что проект не будет реализован своевременно и с высоким уровнем качества.

Мы недавно достойно представили (это было первое наше испытание с точки зрения организации проведения Олимпийских игр) современную, динамично развивающуюся Россию на церемонии передачи флага зимних Олимпийских игр, вы все это видели. Все отметили, что она выгодно, в лучшую сторону отличалась от основных церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр.

Мы вышли на финишную прямую по подготовке Игр в 2014 году, и оставшееся время нам необходимо максимально эффективно использовать для того, чтобы наша страна выглядела достойно на этом мероприятии, а самое главное - чрезвычайно важно, чтобы после Олимпийских игр все то, что будет создано сегодня, послужило нашей стране, нашим гражданам.

Спасибо большое.