Стенограмма заседании комиссии:
В.В.Путин: День добрый, уважаемые коллеги. Мы собрались в связи с работой Государственной комиссии по расследованию причин гибели самолета государства Польши в Смоленске 10 апреля.
В этот же день была образована в России Государственная комиссия, которая занимается расследованием всех обстоятельств этой катастрофы.
Работа идет по линии ряда министерств и ведомств. Расследование катастрофы ведет Межгосударственный авиационный комитет СНГ. Возбуждено уголовное дело. В рамках этой работы задействован Следственный комитет при Генеральной прокуратуре Российской Федерации. Сотрудники Министерства иностранных дел работают по обеспечению въезда граждан Польши для опознания тел погибших. Работает Министерство здравоохранения Российской Федерации, большое количество сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям и мэрия Москвы.
Сегодня мною подписано распоряжение о компенсации за счет средств федерального бюджета всех расходов города Москвы и города Смоленска.
К этой работе самым активным образом подключились наши польские друзья по линии всех вышеназванных мною ведомств. Это большая работа, к которой подключено большое количество сотрудников различных учреждений из двух стран. Она должна быть соответствующим образом скоординирована с тем, чтобы обстоятельства этого происшествия были расследованы самым объективным образом, и чтобы общественность наших стран знала реалии.
Я собрал вас сегодня для того, чтобы послушать, как идет работа, что нужно сделать дополнительно для того, чтобы не было никаких проблем в ходе совместной деятельности, в том числе и что нужно сделать на правительственном уровне Российской Федерации.
Я бы хотел послушать сегодня и российских, и польских специалистов. Если у наших польских друзей возникают какие-то трудности в работе, пожалуйста, скажите об этом, - мы устраним все проблемы, если они, конечно, возникают.
Все в работе сейчас, все реально работают, поэтому наш разговор будет предметным, коротким, профессиональным. Господин Иванов Сергей Борисович, пожалуйста.
С.Б.Иванов: Спасибо. Уважаемые коллеги! Хочу доложить, что в течение вчерашнего дня 12 апреля Техническая комиссия, которая у нас образована при Правительственной комиссии, активно продолжала работы на месте происшествия. Закончено составление так называемых кроков - это эскизы месторасположения разбросанных частей, деталей самолета, двигателей на месте авиапроисшествия.
При помощи специального самолета произведена подробная аэрофотосъемка как самого места происшествия, так и всех прилегающих к аэродрому районов. Эта работа уже сделана. Комиссия продолжает свою работу по всем направлениям, в том числе по полетному, инженерно-техническому и метеорологическому обеспечению полета. А также по системам управления воздушным движением. Эта работа, как мне докладывают, ведется в тесной координации с польскими коллегами.
Предварительный, подчеркиваю, предварительный анализ расшифровки бортовых самописцев и результат работы на месте происшествия показали, что взрыва и пожара на борту самолета не было.
Двигатели самолета были полностью работоспособны до момента столкновения с землей.
В настоящее время продолжается синхронизация показателей обоих бортовых самописцев (речевого и параметрического) и идентификация звуков и шумов в кабине. Эта работа, конечно, требует определенного времени и продлится ориентировочно - здесь мы должны быть осторожны, аккуратны - до конца недели.
Хотел бы поблагодарить за сотрудничество польских специалистов и переводчиков.
И последнее. Приблизительно час-полтора тому назад мы разговаривали с Александром Ивановичем Бастрыкиным (глава Следственного комитета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации). По его словам, с польской стороной достигнута договоренность о том, что сегодня вечером можно будет начать процесс переноса обломков самолета на охраняемую площадку. После чего следователи двух стран, конечно, продолжат работу с деталями, двигателями самолета, но уже на охраняемой площадке. Это позволит еще больше облегчить работу следователей непосредственно на месте крушения самолета. У меня все, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Спасибо. Анодина Татьяна Григорьевна, Межгосударственный авиационный комитет СНГ.
Т.Г.Анодина: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Государственной Комиссии, польские коллеги!
Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета, зарегистрированного Международной организацией ИКАО как независимая региональная международная организация, с участием представителей Министерства обороны, федеральных органов Российской Федерации проводит работу по расследованию катастрофы самолета Ту-154 Государственной авиации Польши в тесном взаимодействии с уполномоченными представителями и большой группой экспертов Польши. Комиссия тесно взаимодействует со следственными органами обеих сторон.
В работе Комиссии участвуют все необходимые специалисты: летные, технические, метео-управление воздушным движением, научно-исследовательских институтов, промышленности России и Польши. Расшифровка и анализ всей полетной информации и средств объективного контроля с момента вскрытия самописцев проводятся общей рабочей группой. И польские специалисты оказывают важную помощь в распознании голосов экипажа и других необходимых данных о полете. Все совместно документируется.
Подлинники носителей информации находятся в опечатанных обеими сторонами сейфах. Работа ведется на русском и английском языках. Профессионального и языкового непонимания нет.
На месте происшествия, где комиссия проводит этап полевого расследования, сегодня будут закончены работы по определению траектории последнего этапа полета самолета. И начата транспортировка фрагментов самолета с места авиационного происшествия на место хранения, которое находится на аэродроме под специальной охраной.
Совместно с польскими специалистами анализируется вся летная и техническая документация. По предварительным данным осмотра и анализа фрагментов, а также расшифровки самописцев установлено, что двигатели были работоспособны вплоть до столкновения с препятствием. Также установлено, что пожара и взрыва на борту не было.
Пока, по имеющимся данным расшифровки и анализа бортовых самописцев, отказов бортового оборудования не было. Тем не менее окончательные выводы будут сделаны, как положено международными правилами, после тщательного исследования всех фрагментов. Как уже было доложено, специалисты анализируют, расшифровывают всю полетную информацию бортовых самописцев.
Вчера был найден дополнительный эксплуатационный регистратор. Принято решение Комиссии удовлетворить просьбу польской стороны о расшифровке его с участием наших специалистов в Польше. На 16 апреля запланирован облет радиотехнических средств аэродрома.
Хочу еще раз подчеркнуть, что расследование проводится в соответствии с международными стандартами и правилами ИКАО (ICAO - International Civil Aviation Organization), членами которой являются 190 государств, в том числе Россия и Польша.Господин Премьер-министр, я бы хотел выразить свое мнение и мнение своих коллег - мы находимся под впечатлением от хорошей организации и опыта специалистов, профессионализма российских прокуроров, которые ведут это следствие, а также служб, которые с ними взаимодействуют. Мы хорошо понимаем, что этот богатый опыт российская сторона приобрела в процессе расследования причин и обстоятельств других катастроф, которые когда-либо имели место. Я хотел бы также поблагодарить общественность города Смоленска за то участие, которое они принимают в горе, постигшем польский народ. Многие жители Смоленска приносят цветы к месту катастрофы самолета и выражают соболезнования.
Господин Премьер-министр, Вы спрашивали, есть ли какие-то трудности при ведении следствия. Должен сказать, что никаких трудностей мы не имеем. То сотрудничество, которое нас соединяет, далеко превышает установленный порядок Конвенции о взаимном оказании правовой помощи. Оно связано с глубоким участием российской стороны.
Я бы хотел еще раз поблагодарить за то, что нас так гостеприимно приняли, за то, что нам оказывается всяческое содействие в расследовании. Я убежден, что без такого активного взаимного сотрудничества мы бы никогда не смогли установить всех причин. Большое спасибо.