Выступление В.В.Путина:
Уважаемые коллеги, друзья, участники сегодняшней встречи.
На конференции сегодня мы будем, разумеется, находясь в Новосибирске, говорить о Сибири. О том, что все мы можем и должны сделать для живущих здесь людей, для подъема экономики и социальной сферы.
Однако значение этого форума шире, поскольку мы, по сути, начинаем работу по выработке стратегии социально-экономического развития всех регионов Российской Федерации. Ставим задачу по консолидации вокруг этого развития научных, деловых кругов, общественных организаций.
Подобные конференции будут проведены во всех восьми федеральных округах. Затем нам предстоит реализовать принятые решения в конкретных законах и правительственных актах, в статьях бюджетов всех уровней в рамках федеральных и местных программ.
Реальность такова, что сегодня на эту работу способна, наверное, только «Единая Россия». Прежде всего, в силу, конечно, разветвленности ее структур и доминирующего положения в местных, региональных органах власти. Именно она обладает необходимыми организационными, интеллектуальными и политическими ресурсами для решения таких масштабных задач, готова взять на себя ответственность перед страной за выполнение намеченных планов.
Разумеется, мы приглашаем к этой работе все конструктивные политические силы страны, которые готовы объединить с нами усилия для достижения целей развития России.
На каких принципах должны строиться наши подходы к развитию регионов? Они, на мой взгляд, заключаются в следующем.
Во-первых, точкой отсчёта должны быть реальные потребности людей. Оценивать результаты надо не объемами выпущенной продукции или количеством добытых полезных ископаемых, хотя, конечно, и это крайне важно. Но, прежде всего, измерять качество нашей работы нужно тем, как меняется к лучшему жизнь людей. Насколько граждане удовлетворены своей работой, доходами семьи, жильем, качеством и доступностью образования и здравоохранения, благоустройством поселков и городов.
Во-вторых, решая одни проблемы, нельзя порождать новые. Мы должны избежать таких тупиков, как воспроизводство архаичной, искаженной моноструктуры экономики, а такого в сибирских регионах достаточно.
Строили в свое время - строили в общем-то, казалось тогда, правильно абсолютно. Нужно было решать стоящие тогда перед страной задачи. Мы создавали одно производство, а вокруг него поселок или городок. Всё - больше ничего нет! Кризис случился в отрасли - и все встает. Так не должно быть в современном мире.
Это значит, чтобы этого не допустить, в каждом регионе должно быть место для малого и среднего бизнеса, для инноваций, для развития высокотехнологичных производств, для современного, высокоэффективного сельского хозяйства.
И, конечно, осваивая природные ресурсы, возводя промышленные объекты, мы обязаны минимизировать негативные воздействия на природу, а для этого - использовать самые современные технологии.
Третье. У нас должны появиться и современная инфраструктура, и среда благоприятная для бизнеса - среда, в которой никто не будет чувствовать себя на периферии экономического и социального развития.
Мы вчера вечером встречались в неформальной обстановке с губернаторами, с руководителями законодательных собраний, с некоторыми мэрами сибирских городов, обсуждали предварительно все вопросы, которые сейчас вынесены на конференцию. Конечно, где-то больше ресурсов, у кого-то более выгодное географическое положение - многие говорили вчера об этом.
Но наша задача - найти конкурентные преимущества для каждого региона. Максимально задействовать потенциал каждого региона. Это важнейший залог сохранения России как единого государства.
Четвертое. Конечно, у нас есть общие для всей страны задачи по модернизации экономики и социальной сферы. Но в то же время у каждого федерального округа есть своя специфика, которую нельзя упускать из вида. Что, может быть, и является характерным для сибирского региона - это, конечно, необходимость освоения обширных новых территорий, где пока не хватает дорог и энергетических мощностей, где все эти масштабные и капиталоемкие объекты, во всяком случае в значительной части, нужно начинать с нуля.
Более того, мы должны создать в Сибири такие условия жизни, которые бы притягивали сюда людей, чтобы сибирские земли не пустели, а, наоборот, развивались и процветали, чтобы население сибирских городов не уменьшалось, а, наоборот, росло.
И, кстати говоря, во многих крупных сибирских городах это происходит. Здесь, в Новосибирске, например, наблюдается рост населения... Это, видимо, новосибирцы захлопали. О демографии я еще попозже скажу, остановлюсь на этом.
Пятое. Проекты, которые предстоит реализовать, как правило, сложные и многоуровневые. В них пересекается множество вопросов: от возведения социальных объектов до проблем лицензирования и недропользования. И чтобы избежать ошибок, напрасной траты сил и ресурсов, с самого начала необходимо отстроить эффективную систему управления.
Министерство регионального развития должно стать полноценным менеджером таких проектов, обеспечивать координацию усилий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, институтов развития, крупных компаний и естественных монополий, частных инвесторов и общественных организаций. А не ограничиваться, как сегодня, традиционными министерскими функциями - распределением бюджетных средств, сбором отчетности по отдельным, часто не связанным между собой, проектам или программам развития отдельных территорий.
Мы также намерены активно использовать возможности Правительственной комиссии по вопросам регионального развития, оперативно принимать решения по корректировке планов работы, устранять возникающие текущие проблемы.
Я хочу подчеркнуть: смысл нашей работы не в том, чтобы всем «рулить из центра», чтобы навязать единые, унифицированные, порой неэффективные стандарты и модели управления. Ни к чему хорошему такие директивные способы управления не приводят.
Цель в другом. Каждый субъект Федерации, город, муниципалитет, бизнес, общественные объединения должны понимать свою роль в единой логике развития и модернизации страны, в общей картине должен видеть свое место, чувствовать вовлеченность в решение общенациональных задач. Но в то же время иметь собственные, абсолютно конкретные планы действий на ближайшее годы и на среднесрочную, более отдаленную перспективу.
Наша задача - в полной мере раскрыть потенциал российского федерализма и местного самоуправления, деловой и гражданской инициативы, создать условия и стимулы для развития, для тех, кто хочет и стремится добиваться большего.
Уважаемые коллеги,
Теперь поговорим, собственно, о Сибири. Освоение Сибири является одним из самых ярких, убедительных примеров огромных творческих способностей нашего народа. Достаточно мало у нас в стране, к сожалению, говорится о периоде освоения Сибири и о том, что было сделано нашим народом в то время. Мало говорится о его смелости, предприимчивости, широте замыслов, умении воплотить эти замыслы в жизнь.
Благодаря усилиям первопроходцев - казаков, промышленников, крестьян - Россия превратилась в огромную евразийскую державу от Балтики до Тихого океана.
За Уралом возникли новые города, дороги, начался подъем торговли, промышленности, горного дела. Открылись школы, университеты и научные центры. Был проложен великий сибирский путь - Транссибирская железнодорожная магистраль.
История Сибири - это ещё и история взаимной помощи, уважения и добрых отношений людей разных национальностей. Культура и традиции коренных народов Сибири стали неотъемлемой частью нашего общего достояния.
Сегодня Сибирский федеральный округ - это 12 субъектов Российской Федерации, это 30% нашей территории, где проживают около 20 млн человек. Здесь сосредоточен серьезный научный и образовательный потенциал, включая Сибирское отделение Российской Академии наук. Работают компании, выпускающие конкурентоспособную продукцию: от современного энергетического оборудования до наноматериалов и автоматизированных систем управления.Пару примеров приведу. В Красноярском крае, например, производится значительная часть наших космических аппаратов, в том числе спутники для глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Кстати, вчера я был в одном из учебных учреждений, посмотрел, как идет работа над приборами в этой сфере. И здесь в этой области много сделано.
Другой пример: только один Иркутский авиационный завод обеспечивает порядка 15% российского экспорта вооружений. Только один завод! Уникальный случай.
А Новосибирский завод им. Валерия Чкалова активно участвует в реализации ключевого проекта в гражданской авиации - создании самолета «СуперДжет-100».
Сибирь - это настоящая столица отечественной гидроэнергетики, угольной промышленности и цветной металлургии. На долю сибирских предприятий приходится 50% мирового производства палладия, 18% - никеля и 13% - платины.
Недавно началось промышленное освоение нашей новой Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции. Был реализован первый этап строительства трубопроводной системы до Тихого океана.
Наконец, в прошлом 2009 году в Сибирском федеральном округе был получен рекордный урожай зерновых - 18,3 млн тонн. То есть мы вплотную подошли к производству одной тонны зерна на человека. По оценкам экспертов - еще в советское время такие экспертные оценки делались, - это позволяет полностью обеспечить регион хлебом и создает надежную базу для развития животноводства. Это и есть та самая продовольственная безопасность, о которой мы всегда говорим.
Чтобы поддержать сельхозпредприятия, государство этой зимой закупило у сибиряков 720 тыс. тонн зерна. Я хочу обратить ваше внимание: это 40% всех государственных, правительственных интервенций на зерновом рынке. 40% этих федеральных средств ушло в Сибирь.
Конечно же, мы будем решать долгосрочные проблемы - развивать пóрты на Дальнем Востоке, строить элеваторы, совершенствовать тарифную политику, чтобы сибирский хлеб в полный голос заявил о себе и на российском, и на мировых рынках продовольствия.
Начиная с 2000 года, объем федеральной поддержки сибирских регионов составил порядка 1 трлн рублей. Размер бюджетных трансфертов вырос в 10 раз - с 20 до 200 млрд рублей в год. Ещё десятки миллиардов рублей были вложены в объекты инфраструктуры федерального значения.
Региональная экономика, даже с учётом кризиса, выросла за десять лет на 50%. Доходы граждан увеличились более чем в два раза.
С другой стороны, прошлый год со всей наглядностью показал и существующие проблемы. Промышленность региона слабо диверсифицирована. Я в самом начале своего выступления как раз об этом говорил - о моноструктуре экономики в очень многих точках населенных пунктов Сибири. А значит, такая экономика чрезмерно зависит от колебаний на сырьевых рынках. Из-за высоких транспортных издержек, неэффективных технологий местным предприятиям гораздо труднее адаптироваться к изменениям экономической конъюнктуры. Негибкий рынок труда не позволяет людям при необходимости найти новую достойную работу.
К сожалению, отставание Сибири и по жизненным стандартам, и по качеству экономики - реальность. И эту реальность, эти проблемы нужно преодолеть. Именно на такое динамичное развитие должна быть нацелена наша стратегия, о которой мы сегодня будем говорить.
Здесь уместно вспомнить слова Императора Александра Третьего. Более ста лет назад он сказал: «Надеюсь, что обширный и богатый сибирский край, составляющий нераздельную часть России, будет в состоянии нераздельно с нею же воспользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу нашего Отечества». Эти слова абсолютно актуальны и сегодня.
* * *
Уважаемые коллеги, я обещал сказать пару слов о демографии. У нас есть ради чего, а главное, ради кого работать.
В 2000 году в Сибири родилось 198 тысяч детей, а в 2009 году - 274 тысячи. Рождаемость в Сибири, начиная с 2000 года, увеличилась практически на 40%... Это аплодисменты авторам этого результата.
В 2009 году впервые за много лет в Сибирь переехало больше людей, чем покинуло её, то есть граждане начали сознательно выбирать этот край для жизни и профессиональной карьеры.
Нужно понимать, что только так, вслед за людьми, сюда придут настоящие инвестиции и современные технологии, будет создана база для устойчивого развития региона.
И потому мы должны сделать всё, чтобы в Сибирь стремились квалифицированные специалисты из других регионов России, чтобы они создавали здесь семьи, растили детей, открывали своё дело и, конечно, строили свой дом.
Сейчас несколько слов о строительном секторе. За десять лет в Сибири было возведено 45,5 млн кв. метров жилья, а темпы его строительства выросли более чем в два раза. Хочу отметить, что и по темпам, и по объемам жилищного строительства значительное количество сибирских регионов превосходит советский период. В свое время за это, так же как и за большой хлеб, о котором я сказал, давали высокие ордена в Советском Союзе. Сейчас восприятие таких цифр у нас проходит гораздо более буднично.
Но и сейчас, к сожалению, реальность многих сибирских городов и поселков - это бараки и неблагоустроенное жилье. Доля ветхих и аварийных домов на треть превышает среднероссийские показатели. На треть! Доля ветхого жилья в России - 2,7%, в Сибири - 3,8%.
Конечно, такая ситуация складывалась не одно десятилетие. Еще в советские времена средства, которые зарабатывала Сибирь, зарабатывали люди, которые здесь живут, активно вкладывались в развитие бывших советских республик, других регионов России, а потребности сибиряков финансировались по так называемому остаточному принципу.
Но сегодня проблему аварийного жилья нужно закрыть. И как я уже неоднократно говорил, нужно вытащить людей из трущоб во что бы то ни стало.
Уже несколько лет мы реализуем программу Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства. Цель ее как раз в этом и заключается - уничтожить эти трущобы, переселить людей в достойные жилища. В рамках этой программы новые квартиры уже получили около 30 тысяч сибиряков. Капитальный ремонт проведен в домах площадью 41 млн кв. метров, где проживает 2 миллиона человек. То есть каждый десятый житель Сибирского федерального округа почувствовал результаты этой программы. Причем, что касается капитального ремонта, то во многих городах уже производится капитальный ремонт на совершенно новой основе. По сути, люди получают новое жилище.
В 2008-2009 годах финансирование программы Фонда реформирования ЖКХ в Сибирском федеральном округе составило 28,2 млрд рублей. И как вы знаете, программы Фонда мы будем продолжать.
Однако нужно использовать и другие механизмы: субсидировать ипотеку для молодых и многодетных семей, молодых специалистов; добиваться принятия региональных и муниципальных жилищных программ; стимулировать предприятия вкладывать средства в жильё для своих сотрудников.
Причем речь идет как о строительстве постоянного жилья на Юге Сибири, так и о комфортных поселках для вахтовиков в районах нового освоения Арктики и Крайнего Севера.
Люди должны жить в нормальных экологических условиях и благоприятном климате. Там, где есть возможность хорошо учить детей, а не ютиться во «времянках» вокруг буровых либо угольных разрезов.
И ещё один парадокс. Земли в Сибири достаточно, можно сказать, много, а вот индивидуальное и малоэтажное строительство развито явно недостаточно.
Хотя успешные проекты уже есть. Так, в Кемерово, например, появился и развивается новый район комплексной малоэтажной застройки «Лесная Поляна». В 2010 году там уже введено 50 тысяч квадратных метров. А намечено ввести еще 40 тысяч квадратных метров. И в этом же, в текущем 2010 году планируется выделить кредит из федерального бюджета в объеме 450 млн рублей на строительство подъездной дороги.
Вообще, в этом случае мы готовы вкладывать деньги в инфраструктуру, помогать таким проектам, вкладывая деньги в инфраструктуру.
На примере Кемерово: в рамках проекта «Лесная Поляна» дома доступны для людей с самым разным уровнем дохода. Построены все необходимые социальные объекты: от детских садов и школ до кабинетов врачей общей практики.
Считаю, что малоэтажному строительству необходимо уделить особое внимание, максимально облегчить получение земли под индивидуальную застройку. А регионы и муниципалитеты призваны взять на себя обустройство таких участков необходимой инфраструктурой, если нужно, как я уже сказал, с нашей поддержкой. Нужно, чтобы такие комплексные проекты, как «Лесная Поляна», появились в каждом регионе. Вполне можно это сделать.
И, конечно, не где-нибудь «за тридевять земель», а здесь, в Сибири, у людей должна быть возможность воспользоваться качественной медицинской помощью. Это очень важно вообще везде, в любой точке планеты и нашей страны, а в Сибири - особенно.
Думаю, что вам понятно, почему это для Сибири важно. Потому что показатели продолжительности жизни здесь, во всяком случае во многих сибирских регионах, пока ниже общероссийских. И потому важны такие направления, как телемедицина, развитие санитарной авиации, создание разветвленной сети первичной врачебной помощи и крупных, опорных клиник межрегионального значения, в которых будут сосредоточены возможности высокотехнологичной медицины.
Что мы можем сделать для сибиряков в этом направлении? И что мы должны и сделаем в ближайшее время? В наших планах - совместно с регионами построить Клинику нейрохирургии в Новосибирске (уже заложен фундамент и подведены все необходимые коммуникации), Центр сердечно-сосудистой хирургии в Красноярске, Центр травматологии и ортопедии в Барнауле. Необходимо завершить создание и оснащение новым оборудованием перинатальных центров в Кемерово, Красноярске, Томске и Чите. Добавлю, что Иркутский перинатальный центр уже введен в эксплуатацию.
В общей сложности в строительство центров высокотехнологичной медицинской помощи в сибирских регионах будет вложено из федерального бюджета 10 млрд рублей.
Есть здесь и проблемы. Я, как вы видите, стараюсь в ходе моего выступления говорить много как раз о проблемных вопросах. Сроки ввода, например, по Красноярскому центру - 2010 год, по центрам в Барнауле и Новосибирске - 2011 год. Но Правительством пока окончательные даты не утверждены. Нужно это сделать в ближайшее время.
По центру в Кемерово все обязательства федерального бюджета исполнены - 750 млн рублей выделено. Это все уже выполнено, его строительство должно теперь быть отфинансировано из средств регионального бюджета.
По центрам в Красноярске, Чите, Томске - администрации субъектов Российской Федерации настаивают на увеличении сметной стоимости. Нужно это все как следует проверить. В настоящее время Минздравсоцразвития России проверяет обоснованность этих предложений.
Я призываю всех коллег к такой консолидированной, серьезной работе. Но, безусловно, все эти объекты должны быть завершены и обязательно будут завершены.
* * *
Уважаемые коллеги, именно Сибирь, учитывая ее богатые академические традиции, стала пилотной площадкой для отработки новых моделей организации высшей школы. На создание и развитие крупнейшего на Востоке страны вуза - Сибирского федерального университета - с 2007 по 2010 годы мы направили 9,6 млрд рублей.
И я уверен, что в недалеком будущем его выпускники составят костяк многих крупных и известных компаний, придут в органы власти, достойно послужат и Сибири, и всей России.
В конце 2009 года ещё два известных сибирских вуза - Томский политехнический и Новосибирский университеты - выиграли конкурсный отбор и получили статус «национальных исследовательских университетов».
Теперь каждый из них получит по 1 млрд 800 млн рублей на программы развития. Эти средства выделяются на приобретение нового оборудования, программы стажировок и разработку новых учебных программ, новых учебных планов.
Но при этом Министерство образования будет жёстко отслеживать выполнение целевых индикаторов, установленных для исследовательских университетов. Речь идёт о росте объемов научных работ, получении патентов на изобретения, создании малых внедренческих предприятий.
Добавлю, что заявки на получение статуса «исследовательского университета» подали ещё 18 сибирских вузов. Такой конкурс будет проводиться. Конечно, не все они победят в конкурсе - таковы законы конкуренции. Но само это стремление говорит о многом: о том, что люди не хотят стоять на месте, стремятся работать по-новому, внедрять в жизнь инновации.
Поэтому мы еще раз оценили наши резервы и приняли решение сформировать пакет дополнительных мер по развитию вузовской науки. Наверное, многие из вас видели: вчера здесь проводили совещание по этим проблемам. Речь идет о грантах для ведущих преподавателей и о создании инновационной инфраструктуры, о субсидировании НИОКРов, которые университеты будут проводить по заказам наших предприятий.
Безусловно, деятельность научно-образовательных центров должна быть тесно завязана на другие региональные институты развития: технопарки, бизнес-инкубаторы, индустриальные и технико-внедренческие зоны.
Один из таких технопарков мы создаём здесь на базе Новосибирского академгородка. Его специализация - био-, нано- и информационные технологии, электроника и приборостроение. Кстати, уже 50 компаний «прописались» в этом Технопарке, стали его резидентами.
Объем выпущенной в 2009 году продукции составил уже 3,3 млрд рублей. Движение очень неплохое. В 2007-2009 году в него были инвестированы средства федерального бюджета в объеме 1 млрд рублей, и в 2010 году из федерального бюджета тоже будут направлены средства в объеме 194 млн.
Завершено строительство Центра технологического обеспечения, ведутся другие работы.
В Томской области учреждена особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Тут формируется кластер новых материалов, медицинской техники, телекоммуникационного оборудования. Объем планируемых инвестиций - свыше 25 млрд рублей, из которых 6,5 млрд уже вложено в дело. Создана почти тысяча новых рабочих мест.
В 2010 году планируется инвестировать 4,3 млрд, в том числе 3 млрд - из федерального бюджета.
Для Кузбасса перспективным направлением является освоение принципиально новой для России технологии - извлечение газа из угольных пластов. Вчера мы с губернатором Тулеевым говорили об этом.
Этот проект имеет и важнейшее человеческое измерение. Скопление метана под землей - это, как известно, главная угроза для шахтеров. И потому добыча газа, а значит, его удаление из шахт сделает профессию горняка более безопасной. Проект уже реализуется, общий объем инвестиций - 4,3 млрд рублей.
Мы также должны продолжить реструктуризацию угольной промышленности, решение социальных и экономических проблем угледобывающих регионов.
Кстати говоря, вчера губернатор напоминал о необходимости решения некоторых вопросов, связанных с пенсионным обеспечением. Мы говорили с Председателем Государственной Думы сейчас на эту тему. Горняки ждут этого решения. Я прошу нашу фракцию в Государственной Думе ускорить принятие этого закона.
Знаю, что есть определенные сомнения у предпринимателей, у хозяев этих активов, потому что это связано с их определенными расходами. Мы найдем с ними компромисс. Они не обеднеют, мы им всегда помогали и, хочу подчеркнуть, будем помогать, потому что, действительно, они делают большую, полезную работу.
В последнее время отрасль функционирует, в том числе благодаря их усилиям, весьма неплохо. И кризис прошла достойно. Но социальные вопросы нужно решать и нужно объединять. Нужно, чтобы и бизнес, и государство вели себя ответственно в решении этих задач.
Далее. В Иркутске с участием Российской корпорации нанотехнологий планируется реализовать уникальный для нашей страны проект по производству поликристаллического кремния, который является базовым сырьем в электронике и солнечной энергетике. Проект реализуется с участием Российской корпорации нанотехнологий. Предполагается займ на сумму 4,5 млрд рублей и поручительство на сумму 3 млрд. Надеюсь, что еще 11,5 млрд вложат инвесторы.
Свой путь к построению современной экономики должны найти и другие регионы Сибири. К традиционным природным богатствам Сибири (углю, золоту, нефти, никелю и так далее) необходимо добавить новый капитал - инновационные производства, передовые технологии, устойчивую, надежную, современную инфраструктуру.
Об этом тоже несколько слов. Сегодня сибиряки часто не могут нормально, без пересадок добраться не только в европейскую часть страны, но даже в соседнюю область или район. От пробок и напряженного транзита страдает экология сибирских городов. Мы вчера тоже об этом говорили: из одной соседней области в другую часто приходится добираться через Москву.
Для решения проблемы уже кое-что сделано, конечно. В Новосибирске завершено сооружение второй взлетно-посадочной полосы аэропорта «Толмачево». Там практически все закончено, нужно наладить службы, чтобы они могли нормально функционировать. В Красноярске открыт автодорожный обход города. Такие же обходы строятся в Иркутске и Новосибирске. Здесь же, в Новосибирске, начато возведение третьего моста через Обь.
Кстати, все это делается, конечно, не за пять копеек, это все стоит огромных денег. Строительство, например, второй взлетно-посадочной полосы «Толмачево» велось с 2002 по 2009 год, вложено почти 3 млрд рублей из федерального бюджета. В июле, как я уже сказал, будет окончательный ввод. На строительство обхода Новосибирска в 2010 году выделяется 1,6 млрд рублей. Завершение ожидается в 2013 году. Обход Иркутска обойдется в 1,1 млрд рублей. В 2010 году должны закончить эту работу.
Но, учитывая масштаб задач, всего этого, конечно, явно недостаточно. Нам надо коренным образом изменить ситуацию, превратить транспорт из ахиллесовой пяты Сибири в сильную сторону этого региона.
Предстоит провести модернизацию аэропортов в таких регионах, как Горно-Алтайск, Кызыл, Барнаул, Кемерово, в ряде других городов.
Одновременно мы начали восстанавливать транспортную систему в труднодоступных районах. В 2009 году завершена реконструкция аэропорта в Хатанге. В 2010 году то же самое будет сделано в Игарке. Планируются работы в Туре и Енисейске. Соответственно будет развиваться и региональная авиация. Здесь она крайне востребована - для Сибири это принципиально важно.
Появились новые отечественные самолеты, я уже говорил об этом, многие, наверное, видели. Очень хорошая получилась машина АН-148. Двигатели высоко стоят, садится на грунтовые полосы, взлетает. То есть получилась хорошая машина, экономичная. Можно вполне использовать в этом регионе.
Нам не обойтись и без современных транспортных коридоров, которые позволят эффективно обустроить социально-экономическое пространство Сибири, открыть нашим товарам дополнительный выход на соседние рынки Казахстана, Монголии и Китая.
Поэтому мы не стали откладывать реконструкцию таких опорных объектов, как «Чуйский тракт», автомагистраль «Байкал» от Челябинска до Читы. Одновременно завершим строительство трассы Чита-Хабаровск.
В итоге уже в этом году мы решим стратегическую задачу - обеспечим сквозное автомобильное движение от Москвы до Владивостока по безопасному нормальному маршруту. Это будет сделано впервые в истории нашей страны. Так же когда-то был построен «Транссиб» - железная дорога из европейской части до Дальнего Востока, так же мы с вами завершим строительство автомобильной дороги из европейской части до Владивостока.
Кстати говоря, на эту дорогу («Амур» она называется, Чита-Хабаровск) в общей сложности с 2001 по 2010 год мы истратим 71 млрд рублей.
В 2014 году железная дорога должна, наконец, прийти в Республику Тыва, что даст возможность создать здесь крупный угледобывающий комплекс, а, главное, вывести Республику из транспортного тупика, который препятствует её развитию.
В общей сложности в этот проект планируется вложить более 130 млрд рублей, в том числе 49 млрд рублей средств Инвестиционного фонда. Лимит средств Инвестфонда в 2010 году на эти цели составит 4 млрд рублей.
Сейчас Правительство готовит торги на право освоения угольных месторождений Тывы. В них планируют принять участие многие крупные компании.
И я прошу Минрегион, Министерство природных ресурсов совместно с коллегами из Республики Тыва обеспечить согласованную работу инвесторов, рассмотреть возможность создания консорциума, который будет вкладывать средства в инфраструктуру общего пользования. Такой подход обеспечит сбалансированное развитие этого региона.
Кстати сказать, хотел бы обратить внимание на этот пример, он очень характерен для других регионов, страны в целом и Сибири. Кто-то взял месторождение и для себя делает, создает какую-то инфраструктуру, а потом рядом берут другие лицензии, практически в этом же регионе, а инфраструктуры нет. Для этого мы с вами, в том числе, сегодня и собрались. Для того, чтобы (я хочу вернуться к самому началу своего выступления) определить комплексное развитие регионов страны и, в данном случае, Сибири. Заранее предусмотреть, где, сколько и чего должно быть вложено с тем, чтобы страна наша и регионы Российской Федерации развивались гармонично.
Далее. По сути, с чистого листа предстоит строить транспортную инфраструктуру под освоение юго-востока Забайкалья и Нижнего Приангарья. Здесь будут формироваться горнодобывающие, металлургические и лесопромышленные кластеры - в итоге появятся тысячи новых рабочих мест.
Кстати, уже в проект развития Приангарья, Нижнего Приангарья вложено 29,9 млрд рублей - почти 30 млрд. Там и железная дорога, и автодорога «Канск - Абакан - Богучаны - Кодинск». Только в 2010 году на финансирование этих объектов будет выделено 1,6 млрд.
Сопоставимый по сложности и масштабам проект уже реализован на севере Красноярского края. В прошлом году началась промышленная добыча нефти на новом Ванкорском нефтегазовом месторождении. Было добыто 3,4 млн тонн нефти. План на 2010 год - уже 13,5 млн тонн. И должен сказать, что здесь с самого начала всё было сделано, как у нас говорят в народе, по уму: на основе современных ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий. Средняя зарплата работников, занятых на Ванкоре, 74 тысячи рублей в месяц.
Теперь предстоит сделать следующий шаг - разработать, реализовать программу комплексного освоения месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края. Ее проект сейчас рассматривается Правительством. Хочу отметить, что проект программы предусматривает увеличение добычи нефти на 75 млн тонн. Это очень большой объем, специалисты это понимают.
Мы также должны серьезно увеличить возможности сибирских энергосистем, минимум на треть. Это значит, что надо построить новые станции общей мощностью порядка 15 ГВт.
Пожалуй, самый крупный энергетический объект, возводимый сейчас в Сибири - это, конечно, Богучанская ГЭС. Её первый агрегат должен дать ток в декабре текущего года. Полностью «Богучанка» будет запущена к 2013 году. Расчет на объем частных инвестиций в застройке Богучанской ГЭС в 2010-2012 годах должен составить 24,6 млрд рублей. И только из федерального бюджета на отдельные работы в 2010 году планируется выделить почти 2 млрд.
В те же сроки завершим восстановление Саяно-Шушенской ГЭС. Два её агрегата, как вы знаете, уже отремонтированы и заработали. Еще два вернутся в строй в конце текущего года.
Недавно в Хакасии мы проводили специальное совещание, посвященное инвестиционным планам в энергетике. Состоялся очень прямой, конкретный, может быть, местами даже жесткий разговор с руководителями генерирующих компаний. Но я убежден, что в итоге все заявленные планы по строительству новых энергетических объектов Сибири мы обязательно выполним.
И еще один важнейший аспект нашей работы. Создавая новую экономику, мы должны ориентироваться на самые жесткие экологические стандарты. Партия «Единая Россия» будет вести постоянный диалог с экологическими организациями и с экологической общественностью, совместно добиваться соблюдения природоохранного законодательства. Такая постановка вопроса особенно актуальна для Сибири с её поистине уникальной природой.
Об озере Байкал и Горном Алтае, наверное, слышал практически каждый гражданин нашей страны. Буквально со школьной скамьи мы уже об этом слышим. Но провести здесь свой отпуск, отдохнуть, организовать семейный отдых могут далеко не все. Огромный туристический потенциал Сибири сегодня используется явно недостаточно. Всё упирается, конечно, опять же в инфраструктуру, в отсутствие нормального современного сервиса.
А ведь туризм для сибирских регионов - это новые рабочие места, условия для развития малого и среднего бизнеса, о котором мы постоянно говорим, одно из перспективных решений проблемы моногородов и диверсификации экономики.
Поэтому мы поддержим такие проекты, как создание зон отдыха «Байкальская гавань», «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина», которые способны принимать сотни тысяч туристов в год. Но, конечно, развитие туристической инфраструктуры не должно ограничиваться только этими центрами. Развитие индустрии спорта, отдыха должно идти везде, где это перспективно и рационально.
Кстати говоря, стоимость инфраструктуры в рамках проекта «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае - это 11,4 млрд рублей. В 2010 году планируется инвестировать из средств федерального бюджета 3 млрд. Я думаю, что те, кто знают, что это такое, вполне могут это оценить.
Для Горного Алтая, для конкретного проекта, это реальные средства, реальные деньги, которые должны привести к позитивному результату. Я очень ожидаю, надеюсь на это. Без всяких сбоев должны осуществляться такие проекты при таком финансировании. Только рабочих мест должно быть создано почти 500, под 400.
«Алтайская долина» в Республике Алтай. Стоимость инфраструктуры будет 7,5 млрд. В 2010 году выделяется свыше 1 млрд рублей из федерального бюджета. А в Республике Бурятия, на инфрастуктуру в 2010 году планируется выделить 2,2 млрд рублей.
Могу порадовать еще вас, дополнительно сказать, что в этой зоне зарегистрировано еще 3 резидента. Заявленный объем инвестиций, как я уже сказал, 3,4 млрд. Фактически вложено пока только 5, но создано уже 224 новых рабочих места. Строительство планируется завершить в 2013 году.
При этом, развивая туристический бизнес, важно не допустить региональной разобщенности. Нет необходимости вкладывать средства в дублирующие друг друга дороги, электростанции, подстанции и так далее. Регионам гораздо разумнее договариваться, отстраивать общие транспортные и энергетические схемы. А сэкономленные средства направлять на охрану природы, развитие инфраструктуры, бизнеса, гостиницы, другие объекты сферы услуг - для граждан.
* * *
По итогам сегодняшнего обсуждения, уважаемые коллеги, будут сформулированы, в месячный срок доработаны поручения и проект самой Стратегии развития Сибири. А также будет подготовлен перечень конкретных проектов, рассчитанных на ближайшие два года. Эти документы будут утверждены Правительством Российской Федерации. Такие же планы должны будут принять и субъекты, входящие в Сибирский федеральный округ.
Но, формируя стратегию действий, мы, конечно же, не вправе забывать о сегодняшних проблемах людей. Разговаривая о перспективах, нельзя забывать о сегодняшнем дне, о сегодняшних проблемах.
Негативные последствия кризиса ощутимо ударили по сибирякам. За минувший год на 6,7 процента сократились их реальные доходы. Я, кстати, хочу отметить, что в среднем по стране, несмотря на кризис, нам удалось реальные доходы населения приподнять - реальные доходы за минусом инфляции. Инфляция была рекордно низкой, но даже за ее минусом реальные доходы населения в стране в целом все-таки выросли - а в Сибири упали. Серьезно выросла и общая безработица - на 216 тысяч человек. Достаточно велика и задолженность по заработной плате - 884 млн рублей.
Когда видишь такие проблемы, нельзя уходить в тень. Нужно вытаскивать их на свет божий, нужно с этими проблемами работать. Нельзя пассивно ждать, что конъюнктура мировой экономики когда-нибудь просто сама по себе переменится, а мы будем сидеть на берегу и смотреть, как там события происходят.
До тех пор, пока последствия экономических трудностей дают о себе знать, пока ситуация не вошла в нормальное русло - мы не вправе прекращать антикризисную работу. Все уровни власти должны продолжить программы, которые направлены на защиту благополучия граждан, на поддержание достигнутых социальных стандартов в стране, на помощь отраслям и предприятиям, которые переживают сейчас сложные времена.
«Единая Россия» всегда ставит в центр своей работы повседневные нужды людей. Стремится сделать всё для улучшения их жизни. И от этих принципов мы не собираемся отступать и в трудный период глобального экономического кризиса. Ни в коем случае.
Мы индексировали пособия и социальные выплаты, оказывали помощь безработным. Только здесь, в Сибири, программы содействия занятости охватили 363 тысячи человек. Объем финансирования составил 5,3 млрд рублей. В 2010 году мы планируем продолжить эти программы. Будет небольшое уменьшение в связи с изменением и улучшением экономической конъюнктуры, с ростом производства. Но все равно эти средства будут значительными - 4,6 млрд рублей из федерального бюджета.
Мы провели масштабную пенсионную реформу, цель которой - рост уровня жизни старшего поколения в России. В апреле этого года, как вы знаете, вновь увеличены пенсии - проиндексированы на 6,3 процента. В среднем трудовая пенсия по старости составляет теперь 8 тыс. 180 рублей в месяц. А общий размер пенсии и других социальных выплат - вместе с социальными выплатами ветеранам Великой Отечественной войны - увеличился до 23 тыс. рублей.
На индексацию пенсий в 2010 году - а год еще сложный - мы направим в общей сложности 166 млрд. рублей.
Кроме того, на днях мною подписано распоряжение выделить 34 млрд рублей на обеспечение жильем ветеранов. Будем самым активным образом решать жилищные проблемы старшего поколения.
Уважаемые коллеги,
Сегодня в этом зале много наших сторонников, которые избраны депутатами, мэрами, занимают посты в региональных администрациях. Прежде всего, по результатам вашей работы - люди дадут оценку действий всей «Единой России». Поэтому я призываю действовать с полным пониманием своей ответственности.
Мы не можем позволить утопить наши планы в волоките, безразличии, мздоимстве или расхлябанности. Партия должна активно участвовать в ликвидации всевозможных барьеров, которые мешают людям нормально трудиться и делать своё дело.
Здесь мало принять новые законы и регламенты. Хотя и это, конечно, важно. Без этого ничего невозможно сделать. Но все-таки главное - нацелить органы власти на решение реальных проблем граждан и бизнеса. Это наша общая задача, которую нужно решать и в Москве, и здесь - на местах. В том числе здесь, в Сибири.
Окончательно преодолеть кризис мы сможем только на пути развития. За счёт построения современной социальной сферы, современной инновационной экономики. Экономики, ориентированной, прежде всего, на интересы граждан. За счёт создания благоприятных условий для предпринимательства и открытия высокотехнологичных производств.
Я убежден, внимание к этому региону, активная работа государства и бизнеса, созидательный труд людей обязательно принесут положительные результаты. И мы вместе построим сильную и процветающую Сибирь.
Спасибо вам большое за внимание.
Ответы В.В.Путина на вопросы участников конференции:
О финансировании проекта «О развитии железнодорожной инфраструктуры для перевозки экспортно-импортных грузов в Китай и из Китая через станцию "Забайкальск"»
Я вот на что хотел бы обратить внимание руководителей. Мы, разумеется, будем все это делать. Мы для этого и собрались сегодня, чтобы поговорить по всем этим проектам. Эти проекты комплексные. И они будут иметь результат только в том случае, если все участники этого процесса будут своевременно, в срок и в полном объеме исполнять свои обязательства: Федерация, региональные органы власти и так называемые инвесторы. О чем я говорю? Вот мы сейчас построим дорогу, но если не будет вложено соответствующих инвестиций компаниями в добычу тех или иных ископаемых, не будет вложено денег в создание инфраструктуры производства, в строительство самих предприятий, то эти наши инфраструктурные затраты повиснут. Мы лучше тогда эти деньги истратим в другом месте и на другие цели. Истратим деньги туда, где они будут работать уже завтра. И это обязанность, в том числе, и регионального уровня управления. Это обязанность, в том числе, и депутатского корпуса. Если вы приходите в Правительство, просите, настаиваете на наших вложениях (причем, как вы видели из моего доклада, вложения многомиллиардные), то тогда вы, пожалуйста, тоже несите свою долю ответственности за исполнение всех обязательств другими участниками процесса. Иначе это будут неэффективные траты, просто подчас выброшенные деньги. Вот такого мы допустить не можем. А в целом, проект, конечно, интересный, и будем над ним работать дальше.
О процедурах согласования в строительной отрасли
Как в прежние времена говорили, все, что намечено партией, выполним в любом случае, здесь сомнений нет. Но проблемы, о которых Вы сейчас упомянули, конечно, существуют. Мы о них говорим очень много и уже давно - в течение нескольких лет. Первое, что касается различных бюрократических процедур, связанных с разрешением на строительство. Но Вы не все сказали. Речь идет не только о разрешении на строительство, речь идет еще и о документах, связанных с разрешением введения этих построенных объектов в эксплуатацию. Это еще отдельная история, в некоторых регионах она тянется до полугода. Это я тоже знаю. И Вы, наверное, тоже в курсе.
В последнее время не могли не видеть - мы в Правительстве регулярно, почти каждый месяц проводим работу, связанную с разбюрокрачиванием принятия соответствующих решений в отдельных отраслях экономики, в том числе, в строительстве. В строительстве это выглядит вопиющим образом, смотрится совсем ужасно. Я Вам скажу, что сроки на получение соответствующих разрешений для строительных организаций в Российской Федерации от региона к региону разнятся - в некоторых регионах страны этот срок составляет 30 суток, а в других - 300 и даже больше, до полутора лет. Кстати говоря, казалось бы, в достаточно развитых, продвинутых регионах.
Мы с этой целью приняли сейчас целый ряд решений, связанных с унификацией принятия решений подобного рода. В том числе с использованием информационных и интернет-технологий. Вместе с тем, я хочу обратить Ваше внимание и благодарен Вам за постановку именно этого вопроса, так как он имеет отношение ко всем сидящим в этом зале коллегам, ко всем без исключения. Решение вопросов подобного рода - в данном случае в сфере строительства - относится к прямой компетенции региональных властей. Да, много нужно отрегулировать на федеральном уровне, мы сейчас это все сделаем и делаем уже, но доведение этих решений до практической реализации - это компетенция региональных властей. И сейчас по нашей просьбе Прокуратура Российской Федерации проводит соответствующую проверку. Мы обязательно проанализируем результат этой проверки и опять раздадим в регионы. Но я просил бы депутатов всех уровней, руководителей регионов, которые напрямую связаны или являются членами «Единой России», обратить на это самое пристальное внимание. Это все можно и нужно отрегулировать. Без этого невозможно эффективное развитие строительства. Это первое.
О земельных участках
Второе - земельные участки и разрешительные процедуры, связанные с выделением земельных участков. Тоже очень забюрокраченная сфера. И, к сожалению, очень коррумпированная и криминализованная сфера.
На федеральном уровне все необходимые решения приняты. Но ответственно заявляю, и в значительной части муниципалитетов, и в регионах до сих пор придумывают все новые и новые барьеры, которые создаются специально для того, чтобы их преодоление стоило каких-то денег для граждан и предпринимателей. На это я тоже прошу вас обратить прямое внимание. Может быть, как раз здесь депутатский корпус призван сыграть решающую роль? Потому что депутаты не обременены какими-то предыдущими административными решениями, с которыми так или иначе может быть связана администрация, не в криминальном смысле, конечно, а в чисто бюрократическом и административном. Нужно настаивать на устранении этих барьеров.
На федеральном уровне все эти процедуры будут делаться через «одно окно», через Росреестр. Все унифицируется, сводится в одну структуру. Мы рекомендуем сделать все то же самое на региональном уровне.
О кредитных ресурсах
Теперь что касается кредитных ресурсов. Набило оскомину - вы сказали. Можно набить, конечно, там и что-то другое, но так экономика, к сожалению, не управляется. Я хочу обратить внимание всех наших коллег. Сегодня ставка рефинансирования Центробанка - 8,25. Это самый низкий исторический уровень ставки рефинансирования Центробанка. То, что коммерческие банки пока должным образом не отреагировали, это отдельная тема, связанная, как мне представляется, с рисками, которые пока еще очень значительны в условиях выхода из кризиса. Но есть, конечно, и другая сторона медали, которая заключается в том, что мы предоставили очень значительные ресурсы на поддержку банковского сектора. И мы, конечно, вправе рассчитывать на то, что реакция коммерческих банков на политику Центробанка будет гораздо более оперативной. Если мы вспомним, что было год назад. Какая у вас была ставка рефинансирования - за 20? А сейчас, Вы говорите, 17? И 17 многовато, если считать, что ставка рефинансирования ЦБ России 8,25, то это очень большая разница. И очень странно, что региональный банк держит такую ставку. Надо ЦБ обратить на это внимание. Хотя заставить их снижать в административном порядке мы не можем, мы можем только субсидировать ставки по конкретным проектам. Но, судя по тенденции, которая происходит сейчас в финансовом секторе и экономике, за снижением ставки рефинансирования ЦБ неизбежно последует и дальнейшее снижение ставок коммерческих банков. По-другому просто невозможно, иначе они утратят клиентов.
О развитии транспортной инфраструктуры
Развитие инфраструктуры, я тоже об этом говорил, - важнейшая составляющая развития региона в целом. Мы с вами вчера вечером обсуждали проблемы, связанные с малой авиацией. И, конечно, если вы чувствуете, что решение вопросов, связанных с развитием этого сектора, чрезмерно обюрокрачено, конечно, нужно подумать.
Я с самого начала могу сказать что, конечно, разбюрокрачивать решения подобного рода нужно. Но мы с вами все понимаем, что любое разбюрокрачивание не должно выходить за рамки, за которыми ухудшается безопасность.
В зале присутствует один из наших известных выдающихся летчиков-космонавтов. Он знает, что такое безопасность не только в космосе, но и в авиации. И, к сожалению, это связано с бюрократическими процедурами. Конечно, они должны быть минимально обременительными - это все так.
Что касается скоростного движения, то мы обсуждали с руководителем РАО РЖД, и я уже сформулировал перед ними задачу - подумать о том, чтобы не только в европейской части, но и в Сибири развивать скоростное железнодорожное сообщение.
Это вполне возможно и очень востребовано в Сибири, особенно если посмотреть, как складывается транспортная инфраструктура здесь в центре: от Новосибирска - 600 км до Красноярска; до Омска - где-то 300 с небольшим. Как раз эти расстояния наиболее эффективны для скоростного движения, потому что скоростное движение осуществляется поездами, где пассажиры сидят, там нет купейных вагонов. И пассажиры не могут 12-15 часов проводить в сидячем состоянии. Это некомфортно, и специалистами считается нецелесообразным. Но на этих расстояниях - это вполне востребовано, это возможно.
РАО «РЖД», в принципе, прорабатывает и скоро представит эти предложения, хотя они, конечно, затратные. Но начинать здесь вполне можно. Особенно, скажем, на таких маршрутах, как между городами-миллионниками Сибири: Красноярск (почти миллионник) и Новосибирск, Красноярск и Омск.
Сразу здесь хочу сказать: это постановление подписано, я специально затормозил ввод его применения в жизнь. Потому что когда один из руководителей структурного подразделения уважаемого министра пришел ко мне с тем, чтобы запустить это в жизнь, выяснилось, что правила, связанные с безопасностью организации движения в связи с уведомительным принципом начала деятельности компаний, пока не отработаны.
Но это тот случай, когда лучше полгодика подождать, но выработать правила, обеспечивающие безопасность граждан. У нас ведь народ простой и очень решительный: как только разрешение получит - все будут «летать на метле и на кастрюле», понимаете? И с этим ничего нельзя будет поделать. Но будут летать десятки, а страдать от этого могут миллионы. Поэтому нужно здесь быть крайне аккуратным.
Об электроэнергетике
Что касается электроэнергетики, то ситуация здесь в самой отрасли не очень простая. Во-первых, изношенность оборудования, если говорить об электрических сетях. Вы говорите, подключение - это воздух. Не совсем. Каждая отрасль имеет свои проблемы.
Если бы вы с электроэнергетиками поговорили, они бы вам сказали, что изношенность сетей 70%. И их нужно развивать. Без развития невозможно существование в будущем. Все просто рухнет. Так же как несколько лет назад, помните, под Москвой рухнула подстанция. Просто рухнула. Все старое - сгнило.
Значит, и поэтому нам нужно выработать такую систему, при которой вложенные инвестиции и цены достаточно гармонично между собой взаимодействовали. И в мягком режиме можно было бы отбивать инвестиции, которые необходимо вкладывать в электроэнергетику: и в генерацию, и в сетевое хозяйство.
Почему происходят вот такие резкие скачки? Да потому что в некоторых регионах раньше как будто не слышали, что мы говорили, своевременно не принимали нужных решений, связанных с постепенным увеличением этих тарифов, необременительных для потребителя, в экономике вообще и для сельхозпроизводства в частности.
О тарифах ЖКХ
Что произошло, скажем, в этом году? Произошло в этом году следующее. На правительственном уровне было сказано, что те, кто не сделал этого своевременно и не сделает в этом году, не получит средств из Фонда ЖКХ, например. Это в жилищно-коммунальном хозяйстве. Те, кто не уйдет от перекрестного субсидирования в 2010 году, в 2011 году такой поддержки из Фонда ЖКХ не получит. И те, кто раньше не делал постепенно, не принимал этих решений, необременительных для граждан в данном случае или для экономики, почему-то решили, что это нужно сделать немедленно, в один удар. И тарифы взлетели до небес.
Я не исключаю здесь, к сожалению, и коррупционную составляющую, потому что где-то кому-то хотелось дать заработать своим, «прикормленным» компаниям. Но чаще всего это просто связано с безалаберностью и неумением своевременно принимать ответственные решения. Потому что очень хорошо быть добреньким за чей-то чужой счет.
Я обращаюсь здесь ко всем собравшимся, ведь любая ответственная политика подразумевает ясное, четкое понимание законов экономики и умение объяснить наши действия гражданам страны. Уверяю вас, если будут своевременно приниматься решения, если позиция будет открытая, честная, понятная людям, они всегда эту политику поддержат.
Потому что если вы доходчиво объясните, что нужно принять такие-то и такие-то решения сегодня, и если они не будут приняты сегодня, завтра, наступят вот такие негативные последствия - люди поймут и поддержат. Вот так во многих местах не происходит. Легче прийти, языком пошлепать, наобещать. В этом году удержать немножко, в следующем удержать. А потом - бах! И как обухом по голове - цены взлетели до небес.
А вот это безответственное поведение. В тех регионах, где было иначе, где вели себя ответственно, этого и нет. В среднем по Сибири рост тарифов по-моему, на 10-14%.
В Новосибирске 7% рост. А для сельского хозяйства 10. Больше чем в среднем по экономике области, но все-таки это не 25 и не 30, понимаете?
Надо постепенно уходить от этого перекрестного субсидирования. Конечно, теперь мы будем вынуждены изменить, наверное, наше решение, связанное с жесткой позицией о непредоставлении средств фонда ЖКХ для тех, кто не ушел от перекрестного субсидирования в предыдущие годы. Сделаем этот переход помягче, но выпишем всех, кто вел себя непрофессионально. Попрошу, чтобы мне принесли прямо список регионов и крупных муниципалитетов, где вовремя и профессионально, качественно не решали эти задачи. Это первое.
О поддержке сельского хозяйства
Что касается сельского хозяйства в целом. Это наша осознанная политика на протяжении многих предыдущих лет. Мы видим результат. Наверное, многие знают, может быть, кто-то упустил это: у нас в целом произошло снижение промышленного производства. И как результат всемирного финансового и экономического кризиса произошло сокращение ВВП. Это всем хорошо известно. Промышленное производство, по-моему, сократилось на 13%.
А вот сельское хозяйство - нет. Оно сработало очень достойно. Там нет большого роста, но и в минус не свалилось. У нас в промышленности военно-промышленный комплекс сработал с плюсом 13%, а ракетно-космическая отрасль - на 17% с плюсом.
В сельском хозяйстве такого роста нет, но нет и спада. Это уже большой прогресс в условиях кризиса. Большой прогресс - молодцы! Но сделано это было в том числе за счет чего? Мы докапитализировали «Россельхозбанк» на 45 млрд, докапитализировали «Росагролизинг» дополнительно на 25 млрд, мы начали субсидировать ставки по краткосрочным кредитам до 80% ставки рефинансирования Центрального банка. Мы субсидируем закупки ГСМ, семян и средств химии. То есть практически по всем направлениям!
Я уже не говорю о настройке налоговой системы. Там знаете: через одно окно, там упрощенная система для сельского хозяйства и так далее. Это целый комплекс мер, направленных на поддержку важнейшего сектора российской экономики, с которым так или иначе связано 40 млн граждан Российской Федерации.
В этом году мы предусматриваем еще выделение таких же масштабных ресурсов - в данном случае в объеме 110 млрд рублей. Эту политику мы обязательно продолжим.
О выходе из кризиса
Я хочу, чтобы мы все исходили из реалий и понимали все-таки, в каких условиях нам приходится сегодня развиваться - все-таки кризис не закончился.
Объемы ВВП сократились, и, несмотря на рост мировых цен на нефть, все-таки доходы в бюджет у нас будут меньше, чем в предыдущие годы. Потому что цены на нефть поползли немножко наверх. Не знаю, как долго они будут держаться, но пока держаться, слава Богу. Но в связи с тем, что общий объем экономики сократился, и доходы в бюджет будут меньше. И мы должны иметь это в виду. Прошу это иметь в виду и депутатов Государственной Думы здесь присутствующих, нашу фракцию и депутатов региональных парламентов.
Первое. Конечно, мы выйдем из этой ситуации, мы уже выходим постепенно, но политика должна быть ответственной. Нельзя из года в год тратить больше, чем мы зарабатываем, иначе мы загоним экономику в тупик, мы разрушим все ее макроэкономические показатели.
Но взвешенно пока, чтобы не ломать запущенные программы. Это дороже встанет, поэтому мы должны дефицит бюджета, который покрываем, как вам известно, из ранее накопленных средств, из резервов Правительства Российской Федерации, из разных резервов: Фонд национального благосостояния, резервный Фонд...
И нам вся наша предыдущая экономическая политика позволяет сегодня это делать и позволяет выходить из этого кризиса, из этой ситуации с минимальными потерями. Более того - даже увеличивая социальные обязательства перед гражданами, не только выполняя все, что мы раньше обещали. А вы знаете, что в других странах ничего подобного не происходит, там, наоборот, происходит резкое сокращение пенсий, зарплат, социальных пособий.
Государства с так называемой развитой рыночной экономикой и развитой рыночной инфраструктурой - второе очень важно - попали в очень тяжелое положение. Вы знаете о событиях в Греции, непростая ситуация в Испании, Португалии. Я уже не говорю про Исландию. Она не член Европейского союза сообщества экономического, но это тоже развитая экономическая страна - банкрот. Банкрот! А что делается в Прибалтике: в Латвии, Эстонии, в Литве?
Мы не должны ни в коем случае злорадствовать. Наоборот, на мой взгляд, должны именно поддержать наших партнеров, несмотря на какие-то там прошлые политические противоречия. Это наши соседи. И от того, как у них дела обстоят, и у нас тоже так или иначе будет складываться наше экономическое самочувствие.
О развитии крупных инвестиционных проектов в Сочи и на Дальнем Востоке
У нас с вами несколько крупных проектов. Вот вы упомянули про Сочи. Это не просто олимпийский проект, это проект развития Юга России. Миллиарды долларов в долларовом отношении будут вложены - прежде всего, еще раз хочу напомнить, во что - в инфраструктуру.
Вот Сочи, Сочи, курорт, курорт! Канализации не было там до сих пор нормальной. Что же такой за курорт у нас там с вами? Каждую зиму электрические провода там рвутся в горах. Там налипание происходит, они утяжеляются и рвутся. Каждый год зимой нарушение электроснабжения региона.
Дорог нет нормальных. Вот сейчас мы только сделали объездную дорогу. Построим канализацию. Провели туда газопровод. Построили электростанцию. Там несколько электрических подстанций. Построили новую железную дорогу. Новый порт. Новый аэропорт. Это все останется людям на десятилетия вперед.
Но что касается спортивной инфраструктуры, она тоже стоит немаленьких денег. Хотя, конечно, это абсолютно несопоставимо с общей инфраструктурой.
Но даже здесь мы хотим поступить грамотно, рационально - часть объектов планируется в сборно-разборном варианте. Мы их разберем потом и перенесем в другие близкие по климату регионы страны с тем, чтобы все использовалось рационально, а не так, как в некоторых странах. Мы учли их опыт - когда стадионов понастроили, а они сейчас там стоят пустые. В Греции, например, очевидные проблемы - пустуют просто.
Потом АТЭС на Дальнем Востоке - целый город мы там построим. И тоже не ради самой этой одномоментно проведенной конференции. Целый огромный университет там выстроим. На Дальнем Востоке никогда такого не было. Новый Центр Академии наук там будет, который занимается океанологией, новый туристический комплекс, по сути.
Нам нужно действовать рационально, постепенно. Будем завершать сочинский проект, мы сможем денег больше вкладывать в другие социальные проекты подобного рода. Мы уже сейчас будем ресурсы вкладывать в Забайкалье.
Что касается крупных центров подготовки спортсменов национальных сборных - нам не только в Забайкалье, нам нужно выбрать хорошее место и в Среднегорье. Мы утратили спортивные базы в Среднегорье, что крайне важно для спорта высоких достижений.
О поддержке студенческих строительных отрядов
Вы уже сказали по поводу того, что это поддерживается и «Единой Россией», и Правительством. Я, безусловно, еще раз скажу об этом соответствующим ведомствам и министерствам, в том числе Министерству образования. Борис Вячеславович (Б.В.Грызлов) здесь присутствует, другие наши коллеги из «Единой России».
Сформулируйте дополнительно. Если вы считаете, что нужно принять еще какие-то дополнительные решения.
Хорошо. Давайте мы это учтем обязательно и посмотрим, что можно сделать еще для поддержки студенческих строительных отрядов. А что их нужно широко возрождать по стране - у меня сомнений никаких нет. Я полностью с вами согласен.
О взаимодействии науки, образования и промышленного производства
Здесь, вообще в Сибири в целом, как нигде в другом регионе Российской Федерации, хорошо осуществляется взаимодействие между наукой, образованием, промышленным производством и экономикой. Это тот пример, который нужно, конечно, поддерживать. Мы, разумеется, будем это делать - поддерживать всячески, развивать. Но и тиражировать на другие регионы.
Не везде так удается, в большинстве-то случаев как раз: наука сама по себе, экономика сама по себе, высшая школа сама по себе. А нам нужно это все объединять. Вот здесь - получается. Это вообще уникальное место.
Конечно, это связано и с тем, что здесь все приближено, сконцентрировано, и в общем и целом надо отдать должное нашим предшественникам. Правильно и умно в свое время была продумана концепция развития Сибирского научного центра, и удачно получилось замещение производства. И учреждение высшей школы. Это имеет огромное значение и для экономики страны в целом, и для обороноспособности страны.
Наверное, уже многие знают, сейчас наш коллега приводил примеры, связанные с кремнием. Это очень близко связано с нанотехнологиями. Все это имеет, безусловно, не просто будущее, без этого невозможно существование страны - ни экономики, ни обороноспособности не обеспечить.
Для примера просто могу сказать: многие знают, что такое система раннего ракетного оповещения. Это огромный самолет, полностью напичканный техникой. Скажем, ИЛ-76 - транспортный самолет. Большой самолет, полностью напичканный аппаратурой. С помощью тех технологий, о которых сейчас было сказано, все те же самые функции можно исполнять аппаратом величиной с муху. За этим будущее.
И те страны, которые освоят эти технологии, смогут их реально реализовать на практике, те будут конкурентоспособными, будут развиваться и просто обеспечат свое существование, как минимум. Будут лидерами. Те, кто не смогут - будут постепенно менять свое качество. Это как минимум. Я уже не говорю о более тяжелых последствиях нашей неконкурентоспособности. Поэтому тем направлениям, о которых вы сейчас сказали, мы, безусловно, будем уделять первостепенное значение.
О поддержке культуры
Деятелям культуры, конечно, не нужно стремиться к тому, чтобы ваша работа имела какой-то прямой экономический эффект. Роль культуры, конечно, состоит не в этом.
Она состоит в том, чтобы поддерживать духовные основы нашего общества. Это не менее важно, чем решение задач в сфере экономики, даже в тех высокотехнологичных и тех крупных направлениях, которые мы сегодня обсуждали.
Иногда кажется, что наша культура, так же как и наши природные богатства, является бездонной. Но если не обращать на это своевременного внимания, то мы сталкиваемся с проблемами, которые нас начинают раздражать, а подчас и пугать: увеличением преступности, в том числе детской преступности, наркомании, алкоголизма, в худшем смысле этого слова - нигилизма во всех его проявлениях. А в конечном итоге это ведет к разрушению общества и самого государства.
Конечно, кажется на первый взгляд, что это ничего не стоит, это само собой, дано об Бога, от природы, так и будет всегда. Такие настроения всегда были и всегда есть. Но это хорошо, что есть люди, которые обращают на это внимание, на то, что так не должно быть.
И на федеральном уровне маловато, конечно, согласен. Но будем наращивать, тем не менее, усилия по поддержке культуры. Мы в прошлом-позапрошлом годах разработали целую программу, чего раньше никогда не делали, по поддержке региональных центров. Речь идет о строительстве новых объектов, о реконструкции уже функционирующих. Но это все-таки не федеральная задача.
А здесь я хочу обратиться к руководителям регионов. И мы на федеральном уровне должны нести свою часть ответственности, и мы виноваты в том, что должного внимания не уделяем. Но и вы на региональном уровне тоже этого в должной степени не делаете. И в этой связи это такая общенациональная вещь, общенациональная задача - повышение внимания к проблемам культуры.
В этой связи, конечно, роль депутатов «Единой России» всех уровней очень важна. Потому что здесь тот случай, когда из Москвы не накомандуешься, где построить дом культуры либо театр.
Мы помогаем в некоторых регионах, во многих - финансируем. Но из федерального центра всего не нафинансируешь, каждый клуб в деревне не построишь на федеральные деньги. Да это и неправильно, это неверно.
Но для того, чтобы мы подняли уровень внимания к проблемам культуры, нужно, чтобы этим были озадачены все уровни власти и управления и, прежде всего, депутатский корпус.
О проблемах региональных цирков
Действительно вопрос острый, я это понимаю. У нас очень много людей, которые любят цирк, любят цирковое искусство. У нас традиции хорошие. Нам нужно там разобраться окончательно с собственностью, с бизнес- вопросами.
Мы готовы. И если вы считаете целесообразным, давайте я дам дополнительное поручение соответствующему ведомству - Министерству культуры, - чтобы еще раз вернулись к этим проблемам. Нужно найти такие формы решения вопросов, в том числе спорного характера, чтобы они удовлетворили тех, прежде всего, кто работает, может работать и хочет работать эффективно в этой сфере.
О работе с кадрами
На самом деле, вопрос серьезный. И, действительно, Вы правы, у нас не отработана система кадровой ротации, как следует. Можно сколько угодно ругать прежний коммунистический режим, там было много своих минусов, но с кадрами работали аккуратно. Четко была выстроена работа. Забюрокрачено было, было много минусов, но людей растили со всей страны, со всех регионов. Да, может быть, были издержки - столько-то женщин, столько-то колхозников, столько-то рабочих. Наверное, издержки были и в этой системе. Но все-таки была система, а сейчас ее нет. Надо ее выстраивать. Чисто партийное наше руководство здесь сидит, слышит об этом. Мы с Д.А.Медведевым много раз на этот счет говорили. Вы знаете, есть президентский резерв. Мы это все объединим. Движение есть, но недостаточное. Нужна ротация и обращение к возможностям молодых, согласен полностью.
О защите интересов работников здравоохранения
Что касается защиты интересов работников здравоохранения. Эти права достаточно профессионально, настойчиво, а порой даже агрессивно, отстаивает отраслевой профсоюз. Да, поверьте мне. Они ведут себя очень настойчиво, как минимум.
Но это не мешает создать профессиональное объединение не на профсоюзных принципах, а с другими целями и по другим основаниям (я даже не знал, что такого у нас нет), если вы считаете, что это востребовано. Мне тоже кажется, что это было бы полезно именно для развития того самого гражданского общества, о котором Вы упомянули. Абсолютно правильно.
Думаю, что, конечно, чиновникам различного уровня это тоже не очень нравится, потому что это дополнительный раздражитель. Но для страны в целом, мне представляется, это было бы полезно. Потому что это еще один центр формирования профессионального мнения по очень важной, чувствительной для каждого гражданина страны сфере.
Обязательно подумаем. Можно сделать это, подтолкнуть это в рамках работы «Единой России». Это первое.
Об автономных организациях
Второе - это закон об автономных организациях, который Вы упомянули. Почему Вы считаете, что его нужно срочно принимать? На что Вы рассчитываете, на какой результат работы этого закона Вы рассчитываете? И не приведет ли это, скажем, к увеличению объемов платного обслуживания населения, граждан страны?
Я знаю, что говорят по этому поводу оппоненты, знаю, что говорят по этому поводу защитники законопроекта. Я бы хотел услышать от Вас, от врача, видите ли Вы какие-нибудь опасности, и на что работники здравоохранения рассчитывают при принятии этого закона?
Реплика: Самый большой плюс этого закона - самостоятельность.
В.В.Путин: Теперь скажите, какая самостоятельность? В чем она?
Реплика: В принятии решений о развитии лечебных учреждений.
В.В.Путин: То есть вы считаете, что заданные законом рамки не дадут лечебному заведению уйти куда-то в сторону от генеральной линии обслуживания граждан, так? Но дадут возможность лечебному учреждению более гибко реагировать на запросы людей. Гибче подходить к расходованию финансовых средств, определять генеральное направление их использования, как и принимать решение по персоналу. Так?
Реплика: Совершенно верно.
В.В.Путин: А возможная угроза, связанная с сокращением объема бесплатных услуг и с увеличением количества предоставляемых услуг за деньги?
Реплика: Это программа государственных гарантий. Она должна быть не такой, как она сейчас есть.
В.В.Путин: Нужен четкий, исчерпывающий список услуг в области здравоохранения, который граждане будут иметь гарантированное право получить бесплатно. И нужно добиться безусловного исполнения этого списка. И тогда мы выведем из тени те огромные средства, которые граждане вынуждены платить «слева, справа, сбоку, снизу»...
Давайте так договоримся: мы ускорим работу по этому законопроекту, но сделаем таким образом, чтобы его реализация шла по стране мягко, без резких ударов. Сделаем такой мягкий переходный период. И не будем заставлять учреждения это делать, а предоставим им право воспользоваться этими нормами закона.
О ценах на лекарства
Обязательно нужно предусмотреть механизм, защищающий интересы граждан, защищающий тот безусловный перечень бесплатных услуг, который должен быть гражданам гарантирован. Нужно добиться безусловного эффективного администрирования принимаемых решений.
Мы сейчас приняли, если уж о здравоохранении заговорили, решение по ограничению роста цен на лекарственные препараты. По нескольким направлениям начали двигаться: это фиксированная стоимость производителей и фиксированная, утвержденная регионом, наценка в оптовом звене и в рознице.
Проверка, которая проведена по моему поручению начиная с 1 апреля до 3-4 числа, показала, что в целом это решение работает по стране. Роста нет. А в некоторых регионах, на удивление (у нас всегда после любого решения происходит рост цен и тарифов), в этом случае не только нет роста, но в некоторых случаях даже идет небольшое снижение цен на лекарственные препараты.
Тем не менее, проверка показала, что администрируется это решение плохо. Постоянные нарушения. В аптеках должны быть вывешены листы с четким перечнем всех лекарственных препаратов и конечных цен, которые должны быть доведены до потребителя.
В большинстве аптек страны таких перечней лекарственных препаратов, цены на которые регулируются государством, нет до сих пор. В некоторых местах они есть, но написаны мелким шрифтом и подвешены на потолок. Это сделано только для проверяющих, а не для граждан, которые пользуются услугами той или другой аптеки.
В некоторых случаях по ряду лекарственных препаратов цены превышают нормативные в разы. До сих пор - в разы! В некоторых случаях, для того чтобы уйти от этого регулирования, аптечные учреждения вообще не регистрируют те или иные лекарственные препараты. Потому что как только они зарегистрируют, они сразу подпадают под известный перечень, регулируемый государством. А пока вроде не зарегистрировали - и спроса нет.
Это, конечно, только начало работы. Но мы должны будем (я сейчас обращаюсь к руководителям регионов) самым серьезным образом обратить внимание на организацию этой работы, на администрирование принятых решений. Нужно добиться того, чтобы они исполнялись. Кстати говоря, и в Новосибирской области я вам тоже покажу в ряде аптек грубейшие нарушения.
Но по количеству этих нарушений и по количеству фармацевтических препаратов, по которым эти нарушения происходят, на некоторые регионы стоит обратить внимание. Это Московская область, это Еврейская автономная область, это Челябинская область и Ставрополь.
Я руководителей этих регионов приглашаю в Москву на Президиум Правительства Российской Федерации в ближайший понедельник. Обсудим с ними, что делается в их регионах, и что нужно сделать дополнительно на примере их регионов по всей территории Российской Федерации, чтобы, безусловно, добиться исполнения и единообразного применения принятых решений по удержанию роста цен на лекарственные препараты.
Разумеется, делать это нужно аккуратно, без всякого наезда на бизнес. Степень рентабельности в аптеках, во всяком случае, в некоторых из них, не такая уж высокая - это мы понимаем. Но исполнять принятые решения придется всем.
О телесериале «Школа» и позиции СМИ при освещении тех или иных событий
Я скажу откровенно, я этого не видел, поэтому не могу ничего сказать - ни положительного, ни отрицательного. Но много слышал отзывов подобного рода. На мой взгляд, это скорее коммерческий проект, просто реализуемый для того, чтобы повысить рейтинг телеканала. Скорее всего.
Такие острые, хлесткие вещи привлекают внимание. Это, знаете, во всех сферах, к сожалению, присутствует. Можно с этим бороться, только реализуя программы, о которых наш молодой коллега сказал только что. Это должен быть комплексный подход.
Есть классический пример, когда мне один из коллег-губернаторов рассказывал, как он поехал открывать мост. Мост строили в регионе 10 лет, очень важный инфраструктурный проект для региона, местного значения. Интересный, большой, нужный людям. Он позвонил своему приятелю, главному редактору газету. Говорит: «Пришли журналистов осветить это событие. Десять лет строили, люди ждали». Никто не приехал. Он звонит, говорит: «Что ж ты, поросенок, не прислал ни одного журналиста?». А он говорит: «А что присылать... Вот если бы у тебя мост сгорел, мы бы все приехали, звать не надо. А так: построили - молодцы, что построили».
Нужно, чтобы люди чувствовали приоритеты развития страны и общества, а руководствовались не только рейтингами, за которыми стоят соответствующие рекламные бонусы. Это, к сожалению, невозможно сделать директивным методом. Это требует нашей общей работы. Это один из элементов общей культуры тех, кто делает продукты подобного рода. Надо с этим работать всем вместе.
О проблеме обеспечения безопасности на транспорте и внедрении соответствующих устройств
Вы подняли очень важный вопрос, очень важную проблему - проблему обеспечения безопасности в условиях имеющейся террористической угрозы и в нашей стране, и за рубежом. А для нашей страны это особенно актуально, так как она является объектом террористических нападений уже много лет. Здесь все взрослые люди собрались - и молодые, и постарше. Мы понимаем, что нам с этим приходится жить и нужно с этим бороться, и нельзя ни в коем случае отступать. Но, конечно, мы должны делать все для того, чтобы обеспечить максимальную безопасность граждан. Вы знаете, принят Указ Президента по этому вопросу. Правительство самым активным образом готовило этот документ. Что я хочу сказать, чтобы все понимали и знали об этом. Я, конечно, посмотрю на ту разработку, о которой Вы сказали, но до сих пор ни у нас в стране, ни в какой-либо другой стране мира нет технических средств, которые бы определяли гексоген, пластид. Есть газоанализаторы, которые определяют другие виды взрывчатки. Более того, используя эти средства - а мы осуществляем программы в аэропортах, на других объектах транспортной инфраструктуры, - в прошлом году изъяли в аэропортах страны более 50 тонн взрывчатых веществ. И более 1000 тонн легковоспламеняющихся жидкостей. Так что работа по обеспечению безопасности идет, и она носит масштабный характер. Но эти взрывчатые вещества определяются по выделениям газа, на гексоген таких приборов пока нет. Самый лучший прибор - он действует достаточно эффективно - это собачий нос. Это служебные, специально обученные собаки. Они, действительно, работают хорошо. Но эффективно работать они могут только полчаса, потом их нужно менять. Если ваша разработка решает проблему обнаружения гексогена, она, безусловно, будет внедрена. Даже сомнений нет. Надо посмотреть. Но до сих пор специалисты спецслужб о наличии таких разработок и предложений не докладывали.
О проблемах школы
Здесь уже второй раз упоминается о проблемах школы. Вчера мы собирались, говорили о проблемах высшей школы, но, безусловно, без всяких сомнений образовательная, гуманитарная, воспитательная база закладывается в семье и в школе. Это хорошо известная формула. Я сейчас не буду возвращаться ко всем проблемам школы - их очень много. Мы держим их под контролем. Будем благодарны за любую инициативу, любые предложения, которые можно сформулировать на общегосударственном либо региональном уровне. Спасибо вам большое.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Я в завершение хотел бы сказать несколько слов, отойдя немного в сторону от существа тех проблем, которые мы с вами сегодня обсуждали, рассматривали или по которым даже спорили.
Я бы хотел сказать вот о чем. Когда в нашей стране говорят о Сибири, почти всегда говорят о таком фундаментальном понятии, как сибирский характер. И когда говорят о сибирском характере, то имеется в виду не только мужество, умение преодолевать трудности, целеустремленность, умение в этих сложных условиях добиваться ярких позитивных результатов. Но говорят также о чувстве локтя, о порядочности, о честности сибиряков.
И мой личный жизненный опыт говорит о том, что все это так. Есть, конечно, всякие нюансы и проявления. Но в целом - это действительно так. Я не знаю, с чем это связано. Может быть, это связано с тем, что Сибирь осваивалась очень тяжело, сложно, условия здесь тяжелые. Всегда в этих условиях человек должен был полагаться на того, кто рядом. И всегда в этих условиях вырабатывались особые моральные качества и критерии людей. Это, конечно, передается из поколения в поколение.
И я просто абсолютно уверен, что с этим сибирским характером, используя этот огромный ресурс, на самом деле самый главный, один из самых главных ресурсов России, мы с вами достигнем всех целей, решим все задачи, которые перед собой сегодня поставили.
Большое вам спасибо за внимание.