Версия для слабовидящих
Документы

Дата публикации: 2 июля 2012 г.

Распоряжение от 28 июня 2012 г. № 1098-р

О внесении в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета»

Справка к распоряжению от 28 июня 2012 года №1098-р о внесении в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета»

Проект федерального закона подготовлен Минфином России в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012–2014 годах и определяет механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Предусматриваемый законопроектом новый вариант бюджетных правил основан на использовании базовой цены на нефть, определяющей предельный объём расходов федерального бюджета, исчисляемых как расчётная величина доходов федерального бюджета при базовой цене на нефть, увеличенная на 1% ВВП.

Расчётные доходы при базовой цене на нефть предлагается определять как прогнозируемые доходы федерального бюджета плюс недостаток (если фактическая цена ниже базовой) либо минус избыток (если фактическая цена выше базовой) нефтегазовых доходов федерального бюджета. Недостаток (избыток) нефтегазовых доходов федерального бюджета определяется как разность между нефтегазовыми доходами, рассчитанными при прогнозируемой и при базовой цене. Для остальных показателей (объём добычи и экспорта нефти, газа, нефтепродуктов, обменный курс) в расчёте принимаются их прогнозные значения.

В случае если цена на нефть превышает базовую, дополнительные нефтегазовые доходы направляются на пополнение Резервного фонда до тех пор, пока не будет достигнута его нормативная величина. При этом допускается использование части дополнительных нефтегазовых доходов на замещение источников финансирования дефицита федерального бюджета по решению Правительства Российской Федерации.

Под базовой ценой на нефть на очередной, 2013 финансовый год понимается средняя цена на нефть за пятилетний период (шестилетний и семилетний периоды для первого и второго года планового периода соответственно), завершающийся текущим финансовым годом (очередным финансовым годом для первого года планового периода и первым годом планового периода для второго года планового периода), с ежегодным увеличением расчётного периода на один год до достижения им десятилетнего периода. Для текущего финансового года среднегодовая цена нефти равна фактически сложившейся за первое полугодие.

Формирование базовой цены на нефть на основе скользящей средней величины фактических цен на нефть направлено на недопущение длительного отклонения текущих цен от базовой цены. При данном механизме, по мнению Минфина России, избыточное накопление средств в Резервном фонде или Фонде национального благосостояния маловероятно.

Предлагается дополнительный механизм защиты бюджета от длительного снижения цен на нефть. Если среднегодовая цена на нефть за последние три года (включая текущий финансовый год) определилась на уровне, не превышающем базовую цену на нефть, то при формировании бюджета базовая цена на нефть рассчитывается в размере среднегодовой цены на нефть за указанный трёхлетний период.

Нормативная величина Резервного фонда принимается равной 7% ВВП.

После достижения нормативного объёма Резервного фонда закон о федеральном бюджете должен предусматривать сбережение не менее половины избытка нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния и направление оставшихся средств на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов с ограниченным сроком действия.

Кроме того, при формировании Фонда национального благосостояния (по аналогии с формированием Резервного фонда) предусмотрена возможность использования части дополнительных нефтегазовых доходов на замещение источников финансирования дефицита федерального бюджета по решению Правительства Российской Федерации.

Устанавливается, что общий объём планируемых расходов на очередной финансовый год не может быть меньше общего объёма расходов без учёта условно утверждённых расходов, утверждённого на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период; общий объём планируемых расходов на первый год планового периода без учёта условно утверждённых расходов в размере 2,5% от общего объёма расходов не может быть меньше общего объёма расходов без учёта условно утверждённых расходов, утверждённого на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период.

Разницу между утверждёнными и планируемыми расходами предлагается покрывать за счёт дополнительных нефтегазовых доходов или средств Резервного фонда.

Законопроектом предусматривается введение в действие новых бюджетных правил с 2013 года.

* * *

Распоряжение от 28 июня 2012 г. № 1098-р

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета».

2. Назначить Министра финансов Российской Федерации Силуанова Антона Германовича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета».

Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев