Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 января 2012 г. N 57
УСТАВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ЧАСТНОГО ПРАВА (ИНСТИТУТ)»
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.09.2012 N938)
I. Общие положения
1. Российская школа частного права (институт) (далее - школа) является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования, созданным для достижения образовательных, научно-исследовательских и культурных целей, а также в целях, направленных на достижение общественных благ.
2. Школа образована 17 мая 1995 г. как Российская школа частного права в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 1994 г. N 1473 «О программе “Становление и развитие частного права в России”».
3. Учредителем и собственником имущества школы является Российская Федерация.
Функции и полномочия учредителя школы осуществляет Правительство Российской Федерации.
Функции и полномочия собственника имущества, переданного школе, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации.
Отдельные функции и полномочия учредителя осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с разграничениями, установленными настоящим уставом.
Контроль за деятельностью школы в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в установленных сферах деятельности.
4. Правительство Российской Федерации осуществляет следующие функции и полномочия учредителя:
а) по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации утверждение устава школы, а также внесение в него изменений;
б) согласование с Администрацией Президента Российской Федерации кандидатур на должность ректора школы;
в) утверждение в должности ректора школы;
г) заключение и расторжение трудового договора с ректором школы;
д) утверждение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание) в соответствии с предусмотренными настоящим уставом основными видами деятельности;
е) утверждение перечня особо ценного движимого имущества, закрепленного за школой Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или приобретенного школой за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также внесение в него изменений;
ж) утверждение перечня недвижимого имущества, закрепленного за школой Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или приобретенного школой за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также внесение в него изменений;
з) принятие решения о создании и ликвидации филиалов школы, об открытии и о закрытии ее представительств;
и) по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации принятие решения о реорганизации или ликвидации школы;
к) осуществление иных функций и полномочий учредителя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Правительство Российской Федерации может поручить осуществление полномочий, предусмотренных пунктом 4 настоящего устава, федеральным органам исполнительной власти в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
6. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет следующие функции и полномочия учредителя:
а) формирование и представление в Правительство Российской Федерации государственного задания в соответствии с предусмотренными настоящим уставом основными видами деятельности;
б) установление порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности школы, оказываемые ею сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания;
в) определение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности школы, превышение которого влечет расторжение трудового договора с ректором школы по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;
г) определение порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности школы, а также отчета о результатах деятельности школы в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;
д) определение нормативных затрат на оказание школой государственных услуг и нормативных затрат на содержание закрепленного за ней имущества;
е) определение видов особо ценного движимого имущества.
7. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие функции и полномочия учредителя:
а) согласование распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за школой либо приобретенным школой за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества;
б) согласование распоряжения недвижимым имуществом, закрепленным за школой, в том числе передачи его в аренду;
в) предварительное согласование совершения школой крупных сделок, соответствующих критериям, установленным пунктом 13 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
г) принятие решений об одобрении сделок с участием школы, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными в статье 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
д) согласование передачи школой некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за школой Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или приобретенного школой за счет средств, выделенных ей собственником на приобретение такого имущества, и недвижимого имущества;
е) согласование внесения школой в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления), иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачи им такого имущества иным образом в качестве их учредителя или участника;
ж) определение порядка составления и утверждения отчета об использовании закрепленного за школой федерального имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;
з) формирование и представление в установленном порядке в Правительство Российской Федерации перечня особо ценного движимого имущества, закрепленного за школой Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или приобретенного школой за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества;
и) формирование и представление в установленном порядке в Правительство Российской Федерации перечня недвижимого имущества, закрепленного за школой Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или приобретенного школой за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества.
8. Координацию деятельности школы осуществляет Администрация Президента Российской Федерации.
9. Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет в отношении школы финансовое обеспечение установленного Правительством Российской Федерации государственного задания, а также предоставляет школе субсидии на иные цели в установленном порядке.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.09.2012 N 938)
10. Школа руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и настоящим уставом.
11. Школа является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации и имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства и счета для учета операций со средствами, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации, а также обособленное федеральное имущество на праве оперативного управления.
Школа может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Школа имеет круглую печать со своим полным наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации. Школа вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему и иные средства индивидуализации.
13. Школа отвечает по своим обязательствам всем находящимся у нее на праве оперативного управления имуществом, закрепленным за ней собственником и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за школой собственником этого имущества или приобретенного школой за счет средств, выделенных собственником имущества школы, и недвижимого имущества.
Собственник имущества школы не несет ответственности по обязательствам школы, за исключением случая, установленного частью 12 статьи 33 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Школа не отвечает по обязательствам собственника имущества школы.
14. Официальное наименование школы:
на русском языке:
полное - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская школа частного права (институт)»;
сокращенные - Российская школа частного права, РШЧП;
на английском языке:
полное - Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Russian School of Private Law (Institute)»;
сокращенное - Russian School of Private Law.
15. Место нахождения школы - 103132, г. Москва, ул. Ильинка, д. 8, строение 2.
16. Основной задачей школы является удовлетворение потребности общества и государства в специалистах с высшим профессиональным образованием, в научных, научно-педагогических кадрах высшей квалификации, специализирующихся в области частного права.
17. Основными направлениями деятельности школы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 июня 2007 г. N 769 являются:
а) подготовка и переподготовка юристов высшей квалификации, специализирующихся в области частного права;
б) проведение научных исследований в области частного права;
в) проведение исследований, выполнение работ и оказание услуг по заданию Администрации Президента Российской Федерации;
г) оказание консультационных и информационно-аналитических услуг, а также услуг научно-методического характера федеральным органам государственной власти;
д) распространение знаний в области частного права и формирование современной правовой культуры на основе достижений российской и иностранной юридических школ, специализирующихся в области гражданского права;
е) научно-методическое обеспечение образовательной деятельности по подготовке специалистов в области частного права в России;
ж) осуществление международного сотрудничества в области частного права в пределах своей компетенции;
з) научное и организационное сопровождение международных программ и проектов сотрудничества в области частного права.
18. Предметом деятельности школы являются:
а) реализация основных образовательных программ высшего профессионального, послевузовского профессионального образования, дополнительных профессиональных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями;
б) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в области частного права в соответствии с тематическим планом научной работы, реализуемой за счет средств федерального бюджета;
в) повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов с высшим профессиональным образованием, педагогических и научно-педагогических кадров высшей квалификации в пределах контрольных цифр приема;
г) осуществление научного и методического обеспечения образовательной деятельности по подготовке специалистов в области частного права в России, включая методическую помощь образовательным учреждениям высшего профессионального образования в подготовке специалистов в области частного права в России;
д) участие в разработке проектов нормативных правовых актов и подготовка информационно-аналитических материалов.
19. Право на осуществление образовательной деятельности возникает у школы с момента получения соответствующей лицензии.
Школа имеет право на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации после получения в установленном порядке свидетельства о государственной аккредитации по соответствующим аккредитованным образовательным программам.
20. В состав школы входят кафедры.
В состав школы могут входить филиалы, представительства, научно-исследовательские подразделения, факультеты, аспирантура, докторантура, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные курсы, общежитие, библиотека, издательство, редакции журнала и малотиражной газеты, иные учебные, научные, информационно-аналитические подразделения, а также подразделения, осуществляющие методическую, финансово-экономическую и иную деятельность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
21. Школа самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов.
Структурные подразделения не являются юридическими лицами. Правовой статус и функции структурного подразделения школы определяются положением, утверждаемым ректором школы.
22. Филиалы школы являются ее обособленными структурными подразделениями, расположенными вне места нахождения школы.
Филиал осуществляет самостоятельно все функции школы или их часть.
Филиалы школы создаются, переименовываются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положение о филиале утверждается ректором школы.
23. Школа имеет Уральский филиал, реализующий в соответствии с законодательством Российской Федерации образовательные программы высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования, созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 1994 г. N 1473 как отделение Российской школы частного права в г. Екатеринбурге (далее - филиал).
Наименование филиала:
полное - Уральский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская школа частного права (институт)»;
сокращенные - Уральский филиал Российской школы частного права, УрФРШЧП.
Место нахождения филиала - 620014, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, д. 9а.
24. В интересах достижения целей, предусмотренных настоящим уставом, школа может в соответствии с законодательством Российской Федерации создавать некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
25. Создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) в школе не допускается.
26. Школа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет ответственность за сохранность документов (управленческие, финансово-хозяйственные, кадровые и др.), обеспечивает их передачу на государственное хранение в соответствии с установленным перечнем документов.
27. Школа осуществляет разработку и проведение мероприятий по защите государственной тайны и информации с ограниченным доступом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
28. Школа в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
29. В школе создаются условия для ознакомления всех работников и обучающихся с уставом школы, предложениями о внесении в него изменений, а также для свободного обсуждения этих предложений.
II. Прием в школу
30. Прием в школу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и порядку приема, устанавливаемому Министерством образования и науки Российской Федерации.
31. Школа объявляет прием для обучения по образовательным программам только при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
32. Школа обязана ознакомить поступающих и (или) их родителей (законных представителей) с настоящим уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
33. Количество граждан, принимаемых на первый курс школы для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема определяются в соответствии с государственным заданием.
34. Школа имеет право выделять в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах контрольных цифр приема места для целевого приема граждан в соответствии с квотой, установленной Правительством Российской Федерации, на основе договоров с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего профиля, а также организовывать на эти места отдельный конкурс.
35. Школа вправе в пределах, установленных лицензией на осуществление образовательной деятельности, осуществлять сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета контрольных цифр приема студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с Правительством Российской Федерации, если иное не установлено законом.
36. Прием в школу по заявлениям поступающих проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в области образования и обеспечивать зачисление наиболее способных граждан, подготовленных к освоению образовательных программ соответствующего уровня, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
37. Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в школу принимаются граждане, пользующиеся льготами, установленными законодательством Российской Федерации.
38. Правом на участие в конкурсе для обучения по программам магистратуры пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата, а также лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист».
39. Для проведения вступительных испытаний и зачисления в школу создаются приемная, экзаменационные и апелляционные комиссии, порядок формирования, состав, полномочия и деятельность которых регламентируются соответствующими положениями, утвержденными ректором школы.
40. Поступающие имеют право проходить вступительные испытания на русском языке.
41. Организацию приема для обучения в филиале осуществляет приемная комиссия школы в порядке, определяемом ежегодными правилами приема.
42. На каждого обучающегося в школе формируется в установленном порядке личное дело.
III. Образовательная деятельность школы
43. Программы магистратуры, реализуемые в школе по направлению подготовки высшего профессионального образования, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования.
44. Организация образовательного процесса в школе по основным образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется расписанием занятий и образовательной программой.
Основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, которые могут включать в себя научно-исследовательскую, педагогическую практику, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, которая разрабатывается и утверждается школой самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерных образовательных программ, разработку которых обеспечивает Министерство образования и науки Российской Федерации. При этом примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер.
Школа ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
45. Образовательные программы магистратуры осваиваются в школе в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий научно-педагогического работника с обучающимся (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная форма).
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Для всех форм получения образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.
46. Нормативный срок освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «магистр» составляет 2 года.
Указанный срок для очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения при реализации программы магистратуры может увеличиваться на 5 месяцев на основании решения ученого совета школы.
47. Школа оказывает платные образовательные услуги, в том числе платные дополнительные образовательные услуги, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
48. Образовательный процесс в школе ведется на русском языке. По решению ученого совета школы занятия могут также проводиться на языках народов Российской Федерации и на иностранных языках.
49. Учебный год в школе для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану.
Ученый совет школы вправе переносить срок начала учебного года не более чем на 2 месяца.
Учебный год состоит из 2 семестров, каждый из которых заканчивается предусмотренной учебным планом формой контроля результатов учебы.
Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 7 недель, из которых не менее 2 недель - в зимний период.
Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются учебным планом.
50. Учебные занятия в школе проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, контрольных, самостоятельных работ, научно-исследовательских работ студентов и практики. Школа может устанавливать другие виды учебных занятий.
Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Одно занятие включает, как правило, 2 академических часа. Перерыв между учебными занятиями составляет не менее 10 минут.
Учебная и производственная практики, предусмотренные федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляются на основе договоров между школой и организациями.
51. Школа путем целенаправленной организации образовательного процесса, выбора форм, методов и средств обучения, использования дистанционных образовательных технологий создает условия для освоения обучающимися профессиональных образовательных программ. Запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения.
52. Максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы по очной форме обучения устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов.
53. Школа оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников.
Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается ректором школы.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзаменов и зачетов, проводимых после выполнения обучающимися всех запланированных на семестр видов занятий.
54. По решению ученого совета школы при промежуточной аттестации обучающихся могут применяться 10-балльная система оценки знаний и рейтинговая система оценки знаний.
Успеваемость обучающихся (знания, умения и навыки) определяется на экзаменах оценками «отлично» (8 - 10 баллов), «хорошо» (6 - 7 баллов), «удовлетворительно» (4 - 5 баллов), «неудовлетворительно» (0 - 3 балла).
Для дисциплин и видов работ, по которым формой итогового либо промежуточного контроля является зачет, устанавливаются оценки «зачтено» (4 - 10 баллов) и «не зачтено» (0 - 3 балла).
55. Студенты, обучающиеся в школе по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов.
Студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего обмена, могут перезачитываться дисциплины, изученные ими в другом высшем учебном заведении, в том числе иностранном, в порядке, определяемом школой.
56. Перевод успевающих студентов с курса на курс производится в соответствии с положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в школе. Студенты, не аттестованные по дисциплинам учебного плана текущего учебного года, на следующий курс не переводятся.
57. Государственная (итоговая) аттестация выпускника школы является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.
Государственная (итоговая) аттестация выпускника школы осуществляется государственной аттестационной комиссией в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации.
58. Школа выдает лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документ государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, заверяемый печатью школы.
59. Лицу, не завершившему освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, а также студенту, обучающемуся в школе, по его заявлению выдаются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области образования.
60. После прохождения государственной (итоговой) аттестации студенту по его личному заявлению могут быть предоставлены в пределах срока освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования каникулы, по окончании которых производится отчисление из состава студентов.
Выпускник школы считается завершившим обучение на основании приказа ректора о его отчислении.
61. Выпускнику школы и обучающемуся, выбывшему до окончания школы, из личного дела выдается документ об образовании, на основании которого он был зачислен в число студентов. Заверенная копия документа остается в личном деле. Все иные документы (выписки из приказов о зачислении, об окончании или о выбытии, зачетная книжка, студенческий билет и др.) остаются в личном деле.
IV. Научная деятельность школы
62. Основными задачами школы в области научной деятельности являются выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, использование новейших научных достижений и технологий в обучении, разработка наукоемких проектов в интересах развития экономики и обеспечения безопасности государства, повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся, подготовка научно-педагогических работников высшей квалификации.
63. Научная деятельность школы строится на следующих принципах:
а) сохранение и развитие научной школы;
б) обеспечение связи научных исследований и учебного процесса;
в) поддержка и стимулирование в установленной сфере деятельности фундаментальных, прикладных исследований, а также научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям развития науки в Российской Федерации;
г) формирование и выполнение совместно с другими высшими учебными заведениями, научными организациями и государственными академиями наук научных программ по направлениям, обеспечивающим ускоренное социально-экономическое развитие страны;
д) содействие развитию международного научного сотрудничества.
64. Школа осуществляет проведение в установленной сфере деятельности фундаментальных и прикладных научных исследований и иных разработок.
65. В области научной деятельности школа:
а) ежегодно разрабатывает перспективные направления научных исследований, а также тематические планы научных работ;
б) обеспечивает выполнение планов научно-исследовательских работ, необходимый теоретический уровень, качество и практическую направленность проводимых исследований;
в) принимает активное участие в конкурсах на получение грантов, которые проводятся в рамках фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;
г) создает временные творческие коллективы из штатных работников, студентов, аспирантов и специалистов из других высших учебных заведений, привлеченных на основе договоров, при необходимости привлекает в качестве соисполнителей другие организации;
д) обеспечивает интеграцию научной и образовательной деятельности;
е) оказывает в установленном порядке научно-методическую помощь федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в практическом применении ими результатов исследований и разработок, проводимых в школе;
ж) выполняет заказы на научные исследования и разработки для юридических и физических лиц на основе гражданско-правовых договоров;
з) распространяет новейшие достижения науки, издает научную, учебную, методическую и справочную литературу и осуществляет выпуск научных периодических изданий, в том числе содержащих результаты научной деятельности школы;
и) поддерживает и развивает свою научно-исследовательскую, информационно-вычислительную и материально-техническую базу.
66. Финансовое обеспечение научной деятельности школы осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, внебюджетных источников, грантов и иных разрешенных законодательством Российской Федерации источников.
V. Организация деятельности и управление школой
67. Школа обладает автономией и несет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся, обществом и государством. Под автономией школы понимается ее самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
68. Для решения важнейших вопросов школы ученым советом школы созывается конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся (далее - конференция), являющаяся органом самоуправления школы.
Порядок избрания делегатов на конференцию, предусматривающий участие всех категорий работников, обучающихся и членов общественных организаций, повестка дня и дата проведения конференции определяются ученым советом школы. При этом члены ученого совета школы должны составлять не более 50 процентов общего числа делегатов.
Конференция считается правомочной, если в ее работе приняли участие не менее двух третей списочного состава ее делегатов. Решение конференции считается принятым, если за него проголосовали более 50 процентов делегатов, присутствующих на конференции.
69. К компетенции конференции относятся:
а) принятие устава школы и вносимых в него изменений;
б) избрание ученого совета школы;
в) избрание ректора школы;
г) обсуждение проекта и принятие решения о заключении коллективного договора;
д) иные вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации и настоящим уставом к ее компетенции.
70. Общее руководство школой осуществляет выборный представительный орган - ученый совет школы.
71. В состав ученого совета школы по должности входят ректор школы, который является его председателем, президент школы, научный руководитель - первый проректор школы, проректоры школы. Другие члены ученого совета школы избираются на конференции тайным голосованием. Состав ученого совета школы объявляется приказом ректора школы.
Количество членов ученого совета школы определяется на конференции.
Нормы представительства в ученом совете школы от его структурных подразделений и обучающихся определяются ученым советом школы.
Представители структурных подразделений и обучающихся считаются избранными в состав ученого совета школы или отозванными из него, если за них проголосовали более 50 процентов делегатов, присутствующих на конференции (при наличии не менее двух третей списочного состава делегатов). Состав ученого совета школы объявляется приказом ректора.
В случае увольнения (отчисления) из школы члена ученого совета он автоматически выбывает из его состава.
72. Срок полномочий ученого совета школы составляет не более 5 лет. Досрочные выборы членов ученого совета школы проводятся по требованию не менее половины его членов.
73. Ученый совет школы:
а) принимает решение о созыве и проведении конференции;
б) определяет порядок избрания делегатов на конференцию, осуществляет подготовку документации и ведения конференции;
в) рассматривает проект устава школы, а также вносимые в него изменения;
г) осуществляет общий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и настоящего устава при осуществлении деятельности школы;
д) решает вопросы учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и информационно-аналитической работы, подготовки кадров, осуществления международных связей школы, в том числе утверждает рабочие учебные планы и программы, решает вопросы координации учебных планов кафедр, принимает решения по вопросам организации учебного процесса, включая сроки обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, переносит срок начала учебного года, утверждает порядок формирования планов научно-исследовательских работ;
е) заслушивает ежегодные отчеты ректора;
ж) определяет принципы распределения финансовых, материальных и трудовых ресурсов школы;
з) утверждает положения о стипендиях, устанавливает размеры стипендий студентам, аспирантам и докторантам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
и) определяет сроки и процедуру проведения выборов ректора школы, порядок выдвижения кандидатур на эту должность и требования к ним;
к) принимает решения по вопросам представления к присвоению ученых званий доцента и профессора, члена-корреспондента и академика работникам школы из числа профессорско-преподавательского состава;
л) проводит избрание по конкурсу на замещение должностей научно-педагогических работников;
м) избирает заведующих кафедрами;
н) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации научных и учебных подразделений;
о) определяет направления научных исследований;
п) утверждает темы диссертаций;
р) рассматривает годовые планы научно-исследовательских работ школы;
с) рассматривает вопросы деятельности диссертационного совета школы;
т) рассматривает вопросы редакционно-издательской деятельности;
у) ходатайствует о присвоении почетных званий Российской Федерации, представлении к государственным и отраслевым наградам и премиям;
ф) присуждает почетные звания школы;
х) принимает решения об учреждении (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат школе;
ц) избирает президента школы;
ч) рассматривает другие вопросы, отнесенные к его компетенции законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
74. Заседание ученого совета правомочно, если на нем присутствуют более половины членов ученого совета.
75. Решения по вопросам, входящим в компетенцию ученого совета, принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов ученого совета, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Решение по вопросу конкурсного отбора на должности научно-педагогических работников принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов ученого совета при наличии кворума не менее двух третей состава ученого совета.
76. Решения ученого совета по конкурсному отбору на должности научно-педагогических работников, избранию заведующих кафедр и представлению к ученым званиям принимаются тайным голосованием. Другие решения принимаются открытым голосованием.
77. Решения ученого совета школы оформляются протоколами и вступают в силу с даты подписания их председателем ученого совета.
78. Решения ученого совета по вопросам, относящимся к его компетенции, являются обязательными для выполнения всеми работниками и обучающимися.
79. Заседания ученого совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 2 месяца.
80. Непосредственное управление школой осуществляется ректором.
81. Ректор осуществляет управление школой на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за качество подготовки обучающихся, соблюдение финансовой дисциплины, достоверность учета и отчетности, сохранность имущества и других материальных ценностей, находящихся в оперативном управлении школы, на праве постоянного (бессрочного) пользования и по иным основаниям, соблюдение трудовых прав работников школы и прав обучающихся, защиту сведений, составляющих государственную тайну, а также соблюдение законодательства Российской Федерации.
82. Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора школы, в том числе возможность их самовыдвижения, сроки и процедура проведения выборов ректора, определяется положением, которое утверждается ученым советом школы.
Дата проведения выборов ректора школы согласовывается с Администрацией Президента Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Ректор школы избирается тайным голосованием на конференции сроком до 5 лет из числа кандидатур, согласованных с Администрацией Президента Российской Федерации и Аттестационной комиссией Правительства Российской Федерации.
83. В случае если голосование на конференции проводилось по 2 кандидатурам и никто из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, выборы признаются несостоявшимися.
В случае если голосование на конференции проводилось более чем по 2 кандидатурам и никто из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то 2 кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, включаются в список для повторного голосования. Если опять ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, выборы признаются несостоявшимися.
84. После избрания ректора с ним в установленном законодательством Российской Федерации порядке заключается трудовой договор на срок до 5 лет.
85. Повторные выборы ректора школы проводятся в случае нарушения процедуры выборов ректора, установленной законодательством Российской Федерации и (или) положением о выборах ректора, утвержденным ученым советом школы, либо в случае признания выборов ректора несостоявшимися или недействительными.
86. При наличии вакантной должности ректора школы исполнение его обязанностей возлагается на лицо, определяемое Правительством Российской Федерации.
87. Совмещение должности ректора школы с другой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне школы не разрешается. Ректор школы не может исполнять свои обязанности по совместительству.
88. Ректор школы:
а) определяет структуру школы и утверждает штатное расписание;
б) издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся, утверждает правила внутреннего распорядка школы, положения о структурных подразделениях, если иное не установлено настоящим уставом, должностные инструкции, иные локальные акты школы;
в) заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с работниками школы, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
г) без доверенности действует от имени школы, представляет ее интересы в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами;
д) руководит образовательной, научной, хозяйственной и финансовой деятельностью школы в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом;
е) возглавляет ученый совет школы;
ж) обеспечивает исполнение решений конференции и ученого совета школы;
з) решает вопросы финансовой деятельности школы;
и) распоряжается имуществом и средствами школы в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
к) открывает в установленном порядке лицевые счета в органах Федерального казначейства;
л) выдает доверенности, заключает договоры, вносит в них изменения и расторгает их;
м) организует и несет персональную ответственность за организацию работ и создание условий по защите в школе информации, содержащей сведения, отнесенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке к государственной, служебной и иной охраняемой законом тайне;
н) вносит в Правительство Российской Федерации предложения о создании и ликвидации филиалов школы, об открытии и о закрытии ее представительств;
о) осуществляет от имени школы иную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
89. Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору, срок окончания которого не может превышать срок окончания полномочий ректора школы. Численность проректоров и распределение обязанностей между ними устанавливаются ректором школы.
90. Должности ректора, проректоров, руководителей (директоров) филиалов школы замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.
По представлению ученого совета школы Правительство Российской Федерации имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет.
По представлению ученого совета школы ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя (директора) филиала школы до достижения ими возраста 70 лет.
91. В школе могут создаваться попечительский и другие советы по различным направлениям деятельности. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия этих советов определяются положениями, принятыми ученым советом школы.
92. Президент школы избирается на заседании ученого совета тайным голосованием на срок до 5 лет. Кандидатура президента представляется в ученый совет школы Правительством Российской Федерации. После избрания президента с ним заключается трудовой договор на срок до 5 лет. Прекращение трудового договора с президентом осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством Российской Федерации, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем организации.
Лицо, замещающее должность президента школы, как правило, должно иметь опыт работы в школе в должности ректора. Совмещение должностей ректора и президента не допускается.
93. Президент по согласованию с ректором школы осуществляет следующие полномочия:
а) участвует в деятельности попечительского совета и иных органов самоуправления школы;
б) участвует в разработке концепции развития школы;
в) представляет школу в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;
г) участвует в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности школы.
94. На должность научного руководителя - первого проректора школы решением ученого совета школы избирается один из наиболее авторитетных профессоров школы.
Научный руководитель - первый проректор школы:
а) вносит предложения по совершенствованию образовательной и научной деятельности в школе, участвует в решении вопросов ее совершенствования;
б) осуществляет контроль за образовательной и научной деятельностью школы;
в) возглавляет аттестационную комиссию, проводящую аттестацию штатных преподавателей школы.
95. Основным подразделением школы является кафедра. Кафедру возглавляет заведующий, избираемый ученым советом школы путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или звание, и утверждаемый в должности приказом ректора школы.
Процедура избрания заведующего кафедрой определяется локальным актом школы, утверждаемым ректором.
Заведующий кафедрой несет персональную ответственность за уровень и результаты научной и учебно-методической работы кафедры.
96. Непосредственное управление деятельностью филиала осуществляет руководитель (директор), назначаемый на должность приказом ректора из числа лиц, имеющих, как правило, опыт учебно-методической и (или) научной работы, а также организационной работы в высшем учебном заведении.
Руководитель (директор) филиала действует на основании доверенности, выданной ректором школы.
Руководитель (директор) филиала несет персональную ответственность за результаты работы возглавляемого им филиала.
VI. Обучающиеся и работники школы
97. К обучающимся в школе относятся студенты, аспиранты, слушатели и другие категории обучающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
98. Студентом является лицо, в установленном порядке зачисленное приказом ректора в школу для обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования.
Аспирантом является лицо, которое имеет высшее профессиональное образование, обучается в аспирантуре и подготавливает диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.
Слушателем школы является лицо, обучающееся по образовательной программе дополнительного профессионального образования или получающее параллельно второе высшее профессиональное образование.
99. Обучающиеся в школе имеют право:
а) избирать и быть избранными в состав ученого совета школы;
б) участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности школы, в том числе через общественные объединения и органы управления школы;
в) бесплатно пользоваться библиотекой школы, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений школы в порядке, установленном локальными актами школы;
г) принимать участие в научно-исследовательских работах, конференциях, симпозиумах;
д) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях школы;
е) обжаловать приказы и распоряжения администрации школы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ж) получать моральное и (или) материальное поощрение за особые успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской и общественной работе школы;
з) обучаться в пределах федерального государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам в соответствии с решением ученого совета школы;
и) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;
к) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в школе, по решению ректора школы, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);
л) иметь иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим уставом и локальными актами школы.
100. Студенты и аспиранты, обучающиеся по очной форме и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями и иными мерами социальной поддержки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
101. Школа имеет право устанавливать именные стипендии, социальные выплаты и иные виды материальной поддержки за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также пожертвований от физических и юридических лиц, иных не запрещенных законом источников.
102. Обучающимся на период обучения может предоставляться общежитие в соответствии с положением об общежитии, утверждаемым ректором школы. С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор по установленной форме.
103. Обучающиеся в школе обязаны:
а) соблюдать настоящий устав, правила внутреннего распорядка, правила проживания в общежитии и иные локальные акты школы;
б) выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебными планами, овладевать знаниями, умениями и навыками;
в) в обязательном порядке посещать все учебные занятия, определенные учебным планом, если иное не предусмотрено локальными актами школы;
г) выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
104. Студентам школы гарантируется свобода перевода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации. При переводе из одного высшего учебного заведения в другое за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данном уровне высшего профессионального образования.
Прием лиц, отчисленных из других высших учебных заведений, для продолжения обучения в школе осуществляется в соответствии с порядком приема в высшие учебные заведения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
105. Студент школы имеет право на переход с платного обучения на бесплатное по решению ученого совета при наличии вакантных мест, финансируемых за счет средств федерального бюджета, при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
отсутствие оценки «удовлетворительно» за весь период обучения на платной основе;
документальное подтверждение существенного ухудшения материального положения студента, в том числе студента, оказавшегося в трудной жизненной ситуации (потеря работы обоими родителями, утрата родителей и др.).
Предпочтение при этом отдается студентам, занимающим лидирующее место в рейтинговой системе оценки знаний и не имеющим дисциплинарных взысканий.
Переход оформляется приказом ректора школы. Процедура перехода устанавливается соответствующим локальным актом школы.
106. Зачисление лиц в слушатели школы осуществляется на основании приказа ректора. Для лиц, принятых для одновременного освоения 2 основных образовательных программ высшего профессионального образования в разных высших учебных заведениях, в приказе о зачислении в слушатели могут устанавливаться условия посещения учебных занятий, прохождения практики и аттестаций.
Статус слушателей в отношении получения образовательных услуг соответствует статусу студента школы соответствующей формы обучения.
107. К обучающемуся, не соблюдающему требований настоящего устава, правил внутреннего распорядка, иных локальных актов школы, не выполнившему в установленные сроки учебный план, могут быть применены дисциплинарные взыскания - замечание, выговор, отчисление из школы.
108. Применению дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося предшествует получение от виновного лица объяснения в письменной форме.
Отказ или уклонение обучающегося от дачи объяснений в письменной форме не является основанием для освобождения его от дисциплинарного взыскания. В случае отказа или уклонения от дачи объяснений в письменной форме составляется соответствующий акт.
109. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения и не позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, не считая времени болезни обучающегося и (или) нахождения его на каникулах.
Не допускается отчисление обучающегося во время его болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.
110. Студент подлежит отчислению из школы:
а) по собственному желанию;
б) в связи с переводом в другое образовательное учреждение;
в) по состоянию здоровья;
г) в связи с завершением обучения в школе;
д) в связи с расторжением договора об оказании платных образовательных услуг;
е) за невыполнение учебного плана или получение оценки «неудовлетворительно» на государственной (итоговой) аттестации;
ж) в случае вступления в силу обвинительного приговора суда, которым студент осужден к лишению свободы или к иному наказанию, исключающему возможность продолжения обучения;
з) за нарушение обязанностей, предусмотренных настоящим уставом, правил внутреннего распорядка и правил проживания в общежитии, иных локальных актов школы;
и) в связи с невыходом из академического отпуска;
к) в связи со смертью, а также в случае признания по решению суда безвестно отсутствующим или умершим.
111. Отчисление студента по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» - «и» пункта 110 настоящего устава, является отчислением по неуважительной причине.
112. Студент отчисляется приказом ректора по представлению проректора, руководителя (директора) филиала. Процедура отчисления устанавливается соответствующим локальным актом школы.
113. Студент имеет право на восстановление в школе в течение 5 лет после отчисления из нее по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления, при наличии вакантных мест.
Восстановление студента, отчисленного по неуважительной причине, производится ректором по представлению проректора в течение 5 лет после отчисления при наличии вакантных мест, только для обучения на платной основе и, как правило, в начале учебного года.
114. В школе предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.
115. К профессорско-преподавательским относятся должности заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента.
116. К педагогической деятельности в школе допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, что должно подтверждаться документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
117. Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в школе могут заключаться на неопределенный срок либо на срок, определенный сторонами трудового договора.
Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в школе, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.
Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в 5 лет.
В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в школе без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству - на срок не более 1 года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.
Не проводится конкурс на замещение должностей заведующего кафедрой, должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами, а также должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет.
Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
До истечения срока избрания по конкурсу или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация. Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
118. Должность заведующего кафедрой является выборной. Заключению трудового договора с заведующим кафедрой предшествуют выборы, которые проводятся в порядке, определяемом настоящим уставом.
119. Работники школы имеют право:
а) избирать и быть избранными в состав ученого совета школы;
б) участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности школы;
в) пользоваться бесплатно услугами библиотеки, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами других структурных подразделений школы в соответствии с коллективным договором и иными локальными актами школы;
г) обжаловать приказы и распоряжения администрации школы в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
д) пользоваться другими правами в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим уставом, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, должностными инструкциями и иными локальными актами школы.
120. Работники школы исполняют следующие обязанности:
а) соблюдают законодательство Российской Федерации и настоящий устав;
б) добросовестно исполняют свои трудовые обязанности, соблюдают правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты школы, выполняют решения органов управления школы, требования по охране труда и технике безопасности;
в) поддерживают порядок и дисциплину на территории школы (в учебных аудиториях, на кафедрах и др.), бережно относятся к имуществу школы;
г) своевременно ставят в известность администрацию о невозможности по уважительным причинам выполнять возложенные на них обязанности;
д) не разглашают персональные данные работников и обучающихся, ставшие известными в связи с выполнением трудовых обязанностей;
е) не разглашают государственную и иную охраняемую законом тайну;
ж) несут иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом школы, трудовыми договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и иными локальными актами школы.
121. За успехи в образовательной, методической, научной, воспитательной работе и другой деятельности, предусмотренной настоящим уставом, устанавливаются различные формы морального и материального поощрения работников школы.
122. Научно-педагогические работники школы помимо прав, предусмотренных пунктом 119 настоящего устава, имеют право:
а) определять содержание учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;
б) выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие индивидуальным особенностям обучающихся и обеспечивающие высокое качество учебного процесса;
в) участвовать в проводимых научных исследованиях, обеспечивающих высокий научный уровень содержания образования и получение новых фундаментальных знаний;
г) на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.
123. Научно-педагогические работники школы помимо исполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 120 настоящего устава, обязаны:
а) обеспечивать высокую эффективность учебного и научного процессов, способствовать развитию у обучающихся самостоятельности, инициативы, творческих способностей;
б) принимать активное участие в методической работе кафедр, совершенствовании учебного процесса, поиске новых более эффективных форм и методов обучения студентов, слушателей, аспирантов и других категорий обучающихся, применять в обучении современные технологии и технические средства обучения;
в) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки;
г) уважать личное достоинство обучающихся, проявлять заботу об их культурном и физическом развитии, оказывать им помощь в организации самостоятельной работы;
д) вести научную деятельность, активно вовлекать в нее студентов, слушателей, аспирантов и другие категории обучающихся;
е) систематически заниматься повышением своей квалификации.
124. Для педагогических работников устанавливаются сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю и удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
125. Учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается школой в зависимости от их квалификации и профиля кафедры, но не более 900 часов в учебном году.
126. Педагогические работники не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Указанный отпуск предоставляется после выполнения годовой нагрузки. Решение о предоставлении отпуска принимает ректор по рекомендации ученого совета школы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
127. Увольнение педагогических работников по инициативе работодателя в связи с сокращением штатов допускается только после окончания учебного года.
128. Система оплаты труда в школе, а также формы материального и (или) морального поощрения работников устанавливаются положением об оплате труда и иными локальными актами школы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VII. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических и научных работников
129. Подготовка научно-педагогических и научных работников осуществляется:
а) в аспирантуре;
б) в докторантуре;
в) посредством перевода работников школы, имеющих ученую степень кандидата наук, на должности научных работников для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук;
г) в форме соискательства.
130. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к школе и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.
131. Прием в докторантуру, аспирантуру и прикрепление в качестве соискателя к школе осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
132. Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок подготовки докторантов не превышает 3 лет.
133. Перевод работников высших учебных заведений, имеющих ученую степень кандидата наук, на должности научных работников для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук осуществляется на срок до 2 лет.
134. В аспирантуру школы принимаются на конкурсной основе лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра. Обучение в аспирантуре осуществляется по очной или заочной форме обучения и не может превышать сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области образования.
135. Прикрепление к школе лица, имеющего высшее профессиональное образование, в качестве соискателя для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов осуществляется на срок не более 2 лет, для подготовки кандидатской диссертации - на срок не более 3 лет. Прикрепление к школе лица, имеющего ученую степень кандидата наук, в качестве соискателя для подготовки докторской диссертации осуществляется на срок не более 4 лет.
136. Прием иностранных граждан в аспирантуру, докторантуру и прикрепление в качестве соискателей к школе осуществляются на основе международных договоров и межправительственных соглашений Российской Федерации, а также договоров, заключаемых школой с юридическими и (или) физическими лицами и предусматривающих оплату ими стоимости подготовки.
Прием лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в аспирантуру, докторантуру и прикрепление их в качестве соискателей к школе осуществляются в порядке, предусмотренном для граждан Российской Федерации.
137. Количество лиц, принимаемых в аспирантуру и докторантуру за счет средств федерального бюджета, и структура их приема определяются в соответствии с государственным заданием на оказание государственных услуг, разрабатываемых на основе контрольных цифр приема, устанавливаемых ежегодно Министерством образования и науки Российской Федерации.
138. Школа вправе осуществлять прием граждан сверх установленных контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру на основании договоров, заключаемых с юридическими и (или) физическими лицами и предусматривающих оплату ими стоимости подготовки.
139. Права, обязанности, социальные гарантии и льготы докторантов, аспирантов, соискателей и лиц, переведенных на должности научных сотрудников для выполнения докторских диссертаций, устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом и локальными актами школы.
140. Докторанты, аспиранты, соискатели отчисляются из аспирантуры, докторантуры школы в порядке, установленном пунктом 110 настоящего устава.
141. Повышение квалификации научно-педагогических работников школы проводится не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, высших учебных заведениях, а также в ведущих российских и иностранных научных организациях.
VIII. Имущество и финансовое обеспечение школы
142. Школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением своих обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и настоящему уставу. Школа обеспечивает исполнение своих обязательств в соответствии с государственным заданием, планом финансово-хозяйственной деятельности и в пределах средств, полученных в установленном порядке от приносящих доход видов деятельности.
143. Имущество школы является федеральной собственностью и закрепляется за ней на праве оперативного управления.
Земельный участок, необходимый школе для выполнения уставных задач, предоставляется ей на праве постоянного (бессрочного) пользования.
144. В составе движимого имущества школы выделяется особо ценное движимое имущество.
Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление школой своей уставной деятельности будет существенно затруднено.
145. Школа осуществляет в отношении закрепленного за ней на праве оперативного управления имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества.
Школа без согласия Федерального агентства по управлению государственным имуществом не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ней указанным Агентством или приобретенным школой за счет средств, выделенных ей собственником на приобретение такого имущества, и недвижимым имуществом.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом школа вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом.
Школа в соответствии с законодательством Российской Федерации может иметь исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
146. Школа не вправе совершать сделки, возможным последствием которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за школой, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных школе учредителем, за исключением случаев, когда совершение таких сделок допускается федеральными законами.
147. Школа вправе выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
148. Школа вправе осуществлять иные сделки с имуществом в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Школа вправе с согласия Федерального агентства по управлению государственным имуществом передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ней указанным Агентством или приобретенного школой за счет средств, выделенных ей собственником на приобретение такого имущества, и недвижимого имущества.
Крупная сделка, соответствующая критериям, установленным пунктом 13 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», может быть совершена школой только с предварительного согласия Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Указанная сделка, совершенная без предварительного согласия Федерального агентства по управлению государственным имуществом, может быть признана недействительной по иску школы или Агентства, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия Агентства.
149. Сделка с заинтересованностью, определяемая в соответствии с критериями, установленными в статье 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях», может быть совершена школой только с предварительного одобрения Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
150. Школа в установленном порядке представляет сведения об имуществе, принадлежащем ей на соответствующем вещном праве, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества.
151. Школа осуществляет следующие основные виды деятельности в пределах государственного задания:
а) реализация образовательных программ высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования;
б) выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований;
в) организация проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования и науки.
152. Школа вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания оказывать услуги (работы), относящиеся к ее основным видам деятельности, предусмотренным пунктом 151 настоящего устава, для физических и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
153. Школа вправе осуществлять следующие виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана школа, и соответствующие указанным целям:
а) оказание платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и др.);
б) выполнение учебно-методических и научно-методических работ по направлениям подготовки (специальностям), по которым осуществляется обучение в школе;
в) осуществление экспертной деятельности (подготовка заключений о подготовленности к изданию новой учебно-методической литературы (учебников, учебно-методических пособий), а также о подготовленности к введению новых образовательных программ по направлениям подготовки в установленной сфере);
г) предоставление библиотечных услуг и услуг по пользованию архивами лицам, не являющимся работниками или обучающимися школы;
д) организация и проведение стажировок и практик в Российской Федерации и за рубежом, направление на обучение за пределы территории Российской Федерации;
е) выполнение аналитических работ, создание результатов интеллектуальной деятельности, а также реализация прав на них в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) выпуск и реализация аудиовизуальной продукции, обучающих программ, информационных и других материалов, изготовленных за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности;
з) оказание копировально-множительных услуг, тиражирование учебных, учебно-методических, информационно-аналитических и других материалов;
и) розничная торговля книгами, журналами и газетами;
к) оказание консультационных (консалтинговых), информационных и маркетинговых услуг в установленной сфере деятельности;
л) оказание юридических услуг, в том числе проведение экспертиз и консультирование;
м) оказание справочно-библиографических, методических (методологических) и прочих информационных услуг;
н) оказание услуг по переводу;
о) осуществление международного сотрудничества по направлениям, соответствующим профилю деятельности школы, организация и проведение международных мероприятий.
154. Доход от осуществления деятельности, предусмотренной пунктами 152 и 153 настоящего устава, используется школой в соответствии с уставными целями.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации вправе приостановить приносящую доход деятельность школы, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.
155. Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет:
а) субсидий из федерального бюджета на выполнение государственного задания, а также на иные цели;
б) средств, полученных от приносящей доход деятельности, осуществляемой школой в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) добровольных и безвозмездных поступлений (пожертвований, взносов) от физических и юридических лиц, в том числе иностранных;
г) средств, полученных от сдачи в аренду имущества;
д) иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
156. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за школой учредителем или приобретенного школой за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.09.2012 N 938)
В случае сдачи в аренду с согласия Федерального агентства по управлению государственным имуществом недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за школой или приобретенного школой за счет средств, выделенных ей на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания этого имущества не осуществляется.
157. Школа в установленном порядке:
а) распределяет и доводит средства, полученные из федерального бюджета, до обособленных подразделений школы на основании планов финансово-хозяйственной деятельности;
б) обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах выделенных бюджетных ассигнований, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности;
в) осуществляет организацию проведения капитального ремонта зданий и сооружений, находящихся в оперативном управлении школы.
158. Школа может распоряжаться принадлежащими ей исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе путем предоставления другому лицу права использования соответствующих результатов в установленных договором пределах (лицензионный договор).
Школа вправе без согласия Федерального агентства по управлению государственным имуществом с уведомлением Министерства образования и науки Российской Федерации быть учредителем (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат школе.
159. Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, созданных школой в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также часть прибыли хозяйственных обществ, полученные школой (дивиденды), поступают в самостоятельное распоряжение школы и учитываются на отдельном балансе. Эти средства могут направляться только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности школы.
IX. Учет, отчетность и контроль
160. Школа ведет бухгалтерский учет и представляет бухгалтерскую, финансовую и статистическую отчетность в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, иные виды государственной отчетности, а также ведет налоговый учет и представляет в налоговые органы по месту регистрации все необходимые отчеты и документы.
161. Должностные лица школы несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за искажение государственной отчетности.
X. Международная и внешнеэкономическая деятельность школы
162. Школа имеет право осуществлять международное сотрудничество в области высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования, научной и (или) научно-технической, преподавательской и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
163. Основными направлениями международной деятельности школы являются:
а) участие в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками;
б) проведение совместных научных и прикладных исследований, конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий в области частного права;
в) осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований по заказам иностранных юридических лиц;
г) разработка и реализация совместных образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;
д) приглашение иностранных преподавателей и специалистов для участия в образовательном процессе и научной работе;
е) направление преподавателей в иностранные образовательные учреждения на стажировки, педагогическую и научную работу;
ж) обучение иностранных граждан и лиц без гражданства по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты, а также оказание иностранным гражданам платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, по договорам с юридическими и (или) физическими лицами;
з) оказание консультационных услуг иностранным организациям;
и) участие в конкурсах на получение грантов различных международных организаций в области реализации международных исследовательских программ;
к) участие в международных программах совершенствования высшего и послевузовского образования;
л) осуществление иных форм международного сотрудничества, соответствующих законодательству Российской Федерации.
164. В целях участия в международной деятельности Российской Федерации школа имеет право:
а) вступать в неправительственные международные организации;
б) заключать с иностранными партнерами договоры о совместной деятельности;
в) создавать с участием иностранных партнеров структурные подразделения (центры и другие подразделения).
165. Школа вправе заниматься в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом внешнеэкономической деятельностью, направленной на выполнение задач, которые определены законодательством Российской Федерации, а также на развитие международных контактов.
XI. Виды локальных актов, регламентирующих деятельность школы
166. Деятельность школы регламентируется локальными актами - приказами, распоряжениями, положениями, правилами, регламентами, инструкциями и иными документами.
Локальные акты школы не могут противоречить законодательству Российской Федерации и настоящему уставу.
XII. Порядок реорганизации и ликвидации школы
167. Школа может быть реорганизована Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
168. Ликвидация школы может осуществляться:
по решению Правительства Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
по решению суда.
169. При ликвидации школы денежные средства и иное имущество за вычетом платежей по покрытию обязательств, в том числе имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам школы, передаются собственнику имущества и направляются на цели развития высшего образования.
170. Документы школы в случае ее реорганизации передаются правопреемнику (правопреемникам) школы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
171. Школа обязана обеспечить учет и сохранность документов личного состава, а также своевременную передачу их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации школы.
172. При реорганизации (ликвидации) школы ректор школы обязан принять меры по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. При этом носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются правопреемнику (правопреемникам).