Версия для слабовидящих

16 марта 2010

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации С.Б.Иванов провел заседание Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации

Стенограмма вступительного слова С.Б.Иванова:

Добрый день, уважаемые коллеги!

На сегодняшнее заседание Комиссии по экспортному контролю вынесено четыре вопроса. В рамках первого вопроса повестки дня нам предстоит подвести итоги работы системы экспортного контроля за 2009 год. Собственно, это традиционная тема. Мы уже не первый год проводим такое обсуждение. И, ставшее уже традиционным, ежегодное обсуждение результатов деятельности на этом направлении позволяет нам провести своего рода «сверку часов» критически, с учетом стоящих перед страной насущных проблем, оценить достигнутое и расставить приоритеты в нашей работе по дальнейшему развитию и совершенствованию экспортного контроля на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Собственно, реформирование, модернизация экспортного контроля - это постоянная тема, потому что жизнь не останавливается, не стоит на месте, и мы должны постоянно и быстро реагировать на изменяющуюся, прежде всего внешнеэкономическую, обстановку в мире.

В прошедшем году, несмотря на кризисные явления в мировой экономике, России, - что приятно, - удалось сохранить ранее достигнутый объем экспорта продукции двойного назначения, который у нас в прошлом году составил 6,36 млрд долларов США. Это, в общем, неплохой показатель. И во многом это было обеспечено за счет расширения географии поставок такой продукции, продукции двойного назначения. В 2009 году мы осуществляли поставки в 86 государств мира, а в предыдущем, 2008 году, - только в 62 государства мира, т.е. наблюдался значительный рост географии поставок.

Проделана определенная работа по совершенствованию правовой базы экспортного контроля. Позитивные сдвиги наметились и в вопросах повышения уровня межведомственной координации и взаимодействия. Улучшилось информационно-аналитическое обеспечение системы экспортного контроля, благодаря чему расширились ее возможности оперативного реагирования на вызовы и угрозы национальной безопасности, складывающейся во внешнеэкономической сфере.

Вместе с тем, сформулированная Президентом в его Послании Федеральному Собранию стратегия инновационного развития страны диктует необходимость активизации торгового и научно-технического сотрудничества с иностранными государствами и укрепления наших позиций на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг.

Внешнеэкономическая деятельность в наукоемких областях должна стать, конечно, опорой модернизации российской экономики, обеспечивая приток необходимых для этого финансовых ресурсов и передовых знаний, создавая условия для расширения российского присутствия на рынках высокотехнологичных товаров и услуг, - я бы к ним, в первую очередь, отнес атомную энергетику, гражданский Космос, нанотехнологии и телекоммуникации.

Вот, пожалуй, четыре основных отрасли, которые у нас развиваются достаточно успешно, и именно на них мы должны сделать ставку в дальнейшем продвижении высокотехнологичной продукции на мировые рынки. По этим четырем основным направлениям мы должны многое сделать в 2010 году, приложить усилия для того, чтобы объем экспорта в этой сфере у нас продолжал неуклонно расти.

Одновременно надо продолжить начатую работу по приданию системе экспортного контроля современного облика. Она должна быть максимально адаптированной к реалиям современного мира и менее обременительной для отечественных товаропроизводителей.

Считаю необходимым уже в ближайшее время провести инвентаризацию существующих механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности с продукцией двойного назначения для выявления и устранения избыточных административных процедур и барьеров, которые затрудняют или удлиняют работу по получению разрешения на экспорт соответствующей промышленной продукции.

Разумеется, это всё нужно делать не в ущерб интересам обороны страны, безопасности государства и нашим обязательствам в области нераспространения и экспортного контроля.

Нам сегодня также предстоит рассмотреть вопрос о мерах по обеспечению экспортного контроля при формировании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В соответствии с достигнутыми договоренностями в рамках этого интеграционного объединения устанавливается режим свободного перемещения товаров и услуг, включая продукцию двойного назначения.

Вследствие предстоящей отмены таможенного контроля на внутренних границах стран, вошедших в Союз, возникает, конечно, теоретическая опасность утечки чувствительных товаров и технологий из-за отличий в национальных системах экспортного контроля. Это может привести к серьезным обвинениям со стороны международного сообщества в несоблюдении нашими государствами своих нераспространенческих обязательств и иметь негативные последствия для наших экономических отношений.

Поэтому устранение административных преград в торговле внутри Таможенного союза настоятельно требует создания условий, при которых было бы гарантированно обеспечено выполнение всех наших международных обязательств и безопасность России. Срок, определенный руководителями наших государств для начала функционирования единого таможенного пространства, крайне ограничен. С 1 июня 2010 г. он уже вступает в силу.

Поэтому возникающие в этой связи проблемные вопросы заинтересованным ведомствам надо решать крайне оперативно и, конечно, с участием наших белорусских и казахстанских партнеров. О конкретных шагах мы сегодня как раз и будем говорить.

Кроме того, мы рассмотрим вопрос о поставках за рубеж отдельных образцов отечественной высокотехнологичной продукции, а также некоторые текущие проблемы. На этом я бы хотел закончить.

Спасибо.