События

 
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по инвестиционной программе ОАО «РЖД»

 
 
 

«Развитие железнодорожного транспорта – это долгосрочная задача национального масштаба. Государство и впредь будет напрямую направлять средства федерального бюджета на развитие отрасли. Вместе с тем, и роль бизнеса должна возрастать».

Вступительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги,

Сегодня мы рассмотрим вопросы инвестиционной программы нашей крупнейшей транспортной компании ОАО «РЖД» - «Российские железные дороги».

Напомню: в 2008 году был принят целый ряд программных документов, определяющих перспективы отрасли. В первую очередь, это Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года, а также федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России», рассчитанная до 2015 года.

В них сформулированы предельно конкретные планы по модернизации действующих и строительству новых линий, повышению эффективности и безопасности движения. Поставлена задача в полной мере реализовать наш транзитный потенциал, провести железные дороги в регионы, которые пока лишены надёжного транспортного сообщения, сформировать сеть высокоскоростных пассажирских перевозок.

Хотел бы сразу сказать: все эти планы остаются в силе, несмотря на известные сложности, которые мы переживаем - да и весь мир переживает, -  в экономической сфере. Очевидно: железные дороги, как и любая другая инфраструктура, не могут развиваться, ориентируясь лишь на текущий спрос. В первую очередь, здесь нужно брать в расчет долгосрочные потребности граждан, экономики, государства, страны в целом. Принимая во внимание, что решения, которые мы формулируем, должны быть масштабными, рассчитанными на ближайшие годы, а не на ближайшие недели или даже месяцы и кварталы.

Поэтому в кризисный 2009 год для нас так важно было не допустить свёртывания строек, не растерять заделов, созданных при реализации крупных проектов. 

Как вы знаете, государство оказало «РЖД» значительную поддержку. Её объём в 2009 году составил порядка 130 млрд рублей.

Это компенсация более низкой индексации тарифов за грузовые перевозки в объеме 40,5 млрд рублей; оплата льготного проезда студентов и школьников при перевозке пассажиров в дальнем сообщении - 38,4 млрд рублей; создание инфраструктуры в Сочи - 41,5 млрд рублей; строительство обхода зоны техногенной аварии в г. Березники - 6 млрд рублей; приобретение вагонов Тверского вагоностроительного завода - 3 млрд рублей.

Кроме того, компания сэкономила еще и на таможенных ввозных пошлинах при  импорте поездов на линии «Сапсан», это почти 900 млн рублей - 890.

С одной стороны, выделение таких ресурсов позволило сдержать рост тарифов. Могу сказать, что на 2009 год закладывался рост стоимости грузоперевозок в объеме почти 16% - 15,9. Некоторые считают, даже еще больше. Однако по факту он не превысил 10,6%.

Тем самым, реальный сектор экономики смог воспользоваться передышкой в сложный, кризисный период, сэкономить на своих транспортных издержках. Добавлю, что мы продолжим сдерживать тарифы и в текущем году. Конечно, я знаю позицию многих представителей реального сектора, которые говорят, что и они высокие. Но мы, конечно, не должны забывать и о транспортных компаниях. Не можем сдерживать рост тарифов настолько, чтобы подрывать их экономику.

На 2010 год индексация грузовых тарифов запланирована на уровне ниже, чем в 2009 году - 9,4%.

С другой стороны, «РЖД» получило средства для продолжения программ развития, для закупки новой техники. Всего в 2009 году компания смогла направить на инвестиции 262,8 млрд рублей, и, по сути, половину из этой суммы профинансировало государство.

Это и реконструкция моста на участке «Санкт-Петербург-Москва» для организации движения поезда «Сапсан», это мост через р.Обь на 605 км линии «Омск-Алтайская», мост через р.Чуна на линии «Тайшет-Лена», вторая очередь мостового перехода через р.Амур у Хабаровска.

Открыто движение поездов по новому Большому Новороссийскому тоннелю Северо-Кавказской железной дороги.

В 2010 году общий объем инвестпрограммы «РЖД» должен составить 270,5 млрд рублей. Причём поддержка из федерального бюджета даже немного увеличится - до 140 млрд рублей. То есть государство и сейчас возьмет на себя свыше 50% расходов на модернизацию и новые стройки. Это компенсация более низкой индексации тарифов на грузовые перевозки - 50 млрд рублей; компенсации части расходов на перевозки пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах - 27,8 млрд рублей; расходы на создание транспортной инфраструктуры Сочи - в текущем году это будет 60 млрд рублей.

Каковы в этой связи наши приоритеты? Во-первых, это развитие высокоскоростных пассажирских линий, в частности, организация такого движения на маршруте «Москва - Нижний Новгород» и «Санкт-Петербург - граница Финляндии». Линия «Москва-Санкт-Петербург» уже показала, насколько востребованы такие услуги.

Во-вторых, должно быть продолжено строительство магистрали, которая свяжет Якутск с общей сетью железных дорог. Для Якутии, для социально-экономического развития всей Восточной Сибири такая дорога является жизненно важной артерией. Речь идёт о линии, строительство которой должно быть завершено к 2013 году.

Третье. Требуется серьезно повысить пропускную способность железнодорожных подходов к нашим крупнейшим морским портам на Балтике и на Тихом океане. Они должны работать как эффективные логистические узлы, где четко взаимодействуют все участники перевозок.

Речь идет о реконструкции участка «Мга-Гатчина-Ивангород» и подходов к южному берегу Финского залива. Речь идет об участке «Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань» в интересах развития портов «Ванино», «Советская Гавань» и некоторых других объектов.

Четвертое. Железнодорожные объекты занимают значительное место в программе олимпийского строительства, комплексного развития города Сочи. Просил бы сегодня подробнее доложить, как продвигаются работы на этом направлении. Мы с Владимиром Ивановичем (В.И.Якунин) уже говорили, он вчера наблюдал, что здесь происходит. Руководство РАО «РЖД» относится к этой программе очень внимательно. Давайте поговорим по этому вопросу поподробнее, не зря мы в Сочи сегодня собрались.

Пятое. Хочу особо подчеркнуть, что развитие инфраструктуры должно сопровождаться серьёзными вложениями в безопасность. Здесь нельзя упускать ничего. Необходимо обеспечить качественно новый уровень антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, технического контроля за состоянием путей и подвижного состава. В 2010 г. в повышение безопасности работы железных дорог планируется вложить 4,5 млрд рублей.

Уважаемые коллеги, я уже говорил, что развитие железнодорожного транспорта - это долгосрочная задача национального масштаба. Государство и впредь будет напрямую направлять средства федерального бюджета на развитие отрасли. Вместе с тем, и роль бизнеса должна возрастать.

Когда начиналась реформа Министерства путей сообщения, перед нами стояла задача сделать железнодорожный транспорт привлекательным для участников инвестиций, сформировать конкурентный рынок перевозок.

Во многом эти цели достигнуты, но мы не должны останавливаться на этом - наоборот, должны расширять пространство для частной инициативы. В ближайшие годы «РЖД» должно продать инвесторам целый ряд своих активов. Прежде всего, это дочерние компании, которые занимаются перевозками и сервисом. То есть в руках «РЖД» останется, главным образом, сама инфраструктура - железнодорожные пути, локомотивы, система управления движением.

Средства, вырученные от продажи таких активов, призваны стать важнейшим ресурсом развития. По ориентировочным оценкам, речь может идти о сумме порядка 100 млрд рублей. Считаю, что руководство компании «РЖД» должно целевым образом направить эти средства на финансирование ключевых проектов.

Наиболее крупными продажами должны стать продажа инвесторам акций «Первой грузовой компании» и «Трансконтейнера». Руководство компании говорит о необходимости создания второй грузовой компании. Поговорим сегодня об этом поподробнее.

Обсудим сегодня и другие возможные решения по привлечению дополнительных средств на реализацию инвестиционных планов отрасли.

Давайте начнем работать.

***

В режиме интерактивных видео-включений Председатель Правительства России В.В.Путин заслушал сообщения руководителей ряда предприятий, сотрудничающих с ОАО «РЖД»

В.В.Путин: Давайте мы послушаем коллег, которые работают на местах. Первый у нас «Демиховский машиностроительный завод», который входит в холдинг «Трансмашхолдинг». Там у нас Андрей Анатольевич Андреев, директор «Трансмашхолдинга». Андрей Анатольевич, пожалуйста, расскажите, как идет работа, и что Вы планируете в текущем 2010 году?

А.А.Андреев (директор ОАО «Трансмашхолдинг»): Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемый Владимир Иванович (В.И.Якунин), уважаемые участники совещания. Я хочу поприветствовать вас в сборочном цеху «Демиховского машиностроительного завода». Это основное предприятие в России по производству мотор-вагонного подвижного состава.

Выпуск этой продукции был начат в середине 1990-х годов. И на сегодня завод изготовил шеститысячный вагон электрички. Этот шеститысячный вагон - реальность. Он находится за моей спиной. Продукция завода широко известна, и около 3 млн пассажиров ежедневно пользуются этим видом транспорта, экологически чистым, надежным и безопасным.

На предприятии сегодня работают 3300 человек, занимаются не только производством серийной продукции, но и постоянно изготавливают новые образцы современной техники. Последние из них - это вагоны электропоезда типа «аэро», которые сегодня обеспечивают перевозку пассажиров на интермодальных участках. Это связывает железнодорожные вокзалы Москвы с аэропортами. Тактовое движение было организовано в прошлом году - поезда, которые успешно работают на ярославском направлении. В текущем году будет изготовлена электричка с энергосберегающим приводом, которая дает возможность рекуперации энергии торможения и сократит эксплуатационные затраты по электроэнергии как минимум на 20%.

За 4 года, за время вхождения этого предприятия в «Трансмашхолдинг», в него было инвестировано 1,3 млрд рублей. Продукция завода пользуется спросом не только в России.

В феврале мы поставляем вторую партию электричек для потребностей казахстанских железных дорог. Но, конечно, для нас основной и важный вопрос - это инвестиционная политика ОАО «РЖД», так как 70% продукции, выпускаемой на «Трансмашхолдинге» поставляется именно по заказу ОАО «РЖД».

Очень бы хотелось, чтобы Вы, Владимир Владимирович, на сегодняшнем совещании эту программу поддержали. Так как основная задача на предприятиях - это как минимум сохранение производства. К сожалению, эта кривая сегодня идет вниз. Если взять Демиховский завод, то в 2008 году он изготовил 618  вагонов для электропоездов, в прошлом году - 553, на этот год намечается - 501 вагон. Это по линии «РЖД».

Но есть и положительные моменты. На последнем совещании Владимир Иванович (В.И.Якунин) принял решение о заключении уже долгосрочных, как минимум, 3-х летних договоров. И это даст возможность нам планировать свою работу уже в перспективе и принимать правильные управленческие решения.

Пользуясь случаем, хотел бы еще одну проблему осветить - это вопрос организации пригородного сообщения. Сегодня заканчивается формирование пригородных перевозочных компаний, но средств на обновление подвижного парка не предусмотрено. И, может быть, одно из предложений - сделать изменения в бюджетном кодексе и выделить отдельной строкой для регионов финансовые средства для поддержания именно пригородного пассажирского движения. Спасибо.

В.В.Путин: Андрей Анатольевич, Вы возглавляете предприятие, которое является головным в России по разработке и производству электропоездов пригородного и областного сообщения. Выпускает более 80% всех электропоездов, производимых в России. Но пассажиры предъявляют повышенные требования сегодня. Вот ОАО «РЖД» на дальние пассажирские перевозки закупает подвижные составы за границей. В вашем сегменте как вы планируете развитие?

Мы здесь хотели бы услышать, что нового, передового мы увидим на ваших предприятиях: на «Демиховском машиностроительном заводе» либо на других предприятиях холдинга в ближайшее время, в 2010 году? Что Вы считаете основным и ключевым?

А.А.Андреев: В 2010 году мы все-таки, о чем я говорил, разработаем электропоезд с энергосберегающим приводом. Сегодня, безусловно, у нас нет полных мировых компетенций, которые сегодня предъявляет АО «РЖД». Здесь надо признаться. Поэтому мы в ближайшее время будем работать в сотрудничестве с нашим ключевым компаньоном. Это фирма «Альстом».

Я надеюсь, что в ближайшее время будут уже подписаны все основные документы, и мы тогда сможем предложить электропоезда, которые могут работать и на двухсистемном токе. Мы сегодня, к сожалению, вынуждены были отдать фирме «Сименс» производство для Сочи, потому что сегодня производства такого электрооборудования у нас нет. Я надеюсь, что в ближайшее время с нашим стратегическим партнером мы выстроим всю линейку, которая обеспечит потребности «Российских железных дорог».

В.В.Путин: Хорошо, Андрей Анатольевич. Спасибо.

А.А.Андреев: Спасибо.

В.В.Путин: Я считаю, что очень важно, чтобы и руководство холдинга, и руководство предприятия, и руководство компании РАО «РЖД» совместно выстраивали работу, связанную с инвестиционной деятельностью, имею в виду потребности экономики и пассажиров.

Нужно смотреть на годы вперед, чтобы четко и ясно понимать, как будет развиваться наше машиностроение. А если мы выстраиваем отношения с нашими иностранными партнерами - как по «Сапсану» или как с итальянскими партнерами по скоростной магистрали между Петербургом и Хельсинки, - мы должны, конечно, осуществлять эти проекты только на условиях локализации и развития соответствующего производства на нашей территории.

Что касается заказов, то понятно, что в современных условиях определенное сокращение есть, но, как мы видим, оно не является критичным, - всего на несколько единиц.

Но, тем не менее, мы на эту тему тоже поговорим отдельно.

Спасибо большое.

Давайте послушаем «Уральский завод железнодорожного машиностроения», который входит в холдинг «Синара». Пожалуйста, у нас на связи Александр Владимирович Салтаев, директор «Синара - Транспортные машины». Пожалуйста.

А.В.Салтаев (директор «Синара - Транспортные машины»): Добрый день, Владимир Владимирович. Добрый день, Владимир Иванович (обращаясь к В.И.Якунину). Добрый день, уважаемые участники совещания.

Я сейчас нахожусь на «Уральском заводе железнодорожного машиностроения», который вы посетили в декабре прошедшего года. Вы, наверное, могли обратить внимание, что завод работает, развивается - выпускаются магистральные, грузовые локомотивы для «РЖД».

Это явилось следствием плодотворной работы и сотрудничества группы «Синара» и «Российских железных дорог». ОАО «РЖД» задает тон инновациям, ставит нам жесткие задачи по созданию новых машин и, одновременно, заключает с нами контракты. И, собственно, поэтому мы создали с чистого листа наш грузовой электровоз 2ЭС6 всего за 2 года. И поэтому в этом электровозе сегодня до 80% инновационных решений, ранее никогда не применявшихся в машиностроении.

Тот электровоз, который Вы видели, прошел уже больше 23 тысяч километров на полигоне Свердловской железной дороги. Эксплуатируется в условиях жесткого уральского температурного режима и демонстрирует те показатели, которые мы запланировали.

В.В.Путин: В 2009 году запущена первая очередь производства этих электровозов мощностью 60 двухсекционных локомотивов в год. А что вы планируете на 2010 год?

А.В.Салтаев: В 2010 году у нас две серьезные задачи. Во-первых, к концу года запустить второй пусковой комплекс еще на 60 двухсекционных локомотивов. Таким образом, мощность будет 120 локомотивов или 240 секций в год.

И вторая серьезная задача - на базе этого завода создать совместное предприятие с мировым лидером в локомотивостроении - компанией «Сименс», - которая почувствовала в нас надежных партнеров, способных организовать производство. Есть и потенциал, и возможности локализации производства. И мы готовы в декабре на этом совместном предприятии презентовать совершенно новый локомотив, который по своим характеристикам превзойдет локомотив 2ЭС6. Это принципиально новый локомотив с асинхронным приводом.

В.В.Путин: А когда вы планируете развернуть это производство? К какому году?

А.В.Салтаев: Первый локомотив мы презентуем в конце этого года. Я думаю, что месяцев 6-7 уйдет на сертификацию и испытания. Первые 11 локомотивов мы будем готовы поставить с октября по декабрь 2011 года.

В.В.Путин: Теперь вопрос и к Вам и к Владимиру Ивановичу (В.И.Якунину). Как ваша работа синхронизирована с заказами РАО «РЖД»?

В.И.Якунин: Владимир Владимирович, эта работа с заводом полностью синхронизирована, то есть наша инвестиционная программа и планы по закупке являются основанием для планов развития завода. То, что сейчас докладывает руководитель, полностью является и нашими планами.

В.В.Путин: Вы удовлетворены тем уровнем сотрудничества, объемом заказов, который согласован с ОАО «РЖД»?

А.В.Салтаев: Да, мы подписали трехгодичный контракт и на 2ЭС6. Сегодня готовим контракт на 2ЭС10.

В.В.Путин: Владимир Иванович, в 2010 году, по моей справке, планируется приобрести 40 электровозов, в 2011 - 61, а в 2012 - 70, да?

В.И.Якунин: Да, если позволите, это принципиально важно потому, что у нас, по сути дела, существовало только одно предприятие, которое производило электровозы. На Урале вообще такого предприятия не было. Это не просто модернизация производства, это производство, которое создано практически вновь в соответствии со стратегией и федеральной целевой программой. Мы это докладывали Вашему заместителю Сергею Борисовичу Иванову. Это является скорректированной программой не только ОАО «РЖД» и завода - это является частью федеральной целевой программы.

В.В.Путин: Спасибо большое. Александр Владимирович, желаю Вам успехов, всего доброго, спасибо.

Давайте мы переключимся на следующий завод в Тверь, на подшипниковый завод «СКФ». Пожалуйста.

Е.Коневски (директор ООО «СКФ-Тверь): Добрый день. Меня зовут Ежи Коневски, я директор Подшипникового завода в Твери, где мы сейчас находимся. Рядом со мной - Александр Никитин, управляющий директор «СКФ» в России.

А.В.Никитин: Добрый день.

В.В.Путин: Здравствуйте.

Е.Коневски: Мы представляем мировой бренд в области производства железнодорожных подшипников и подшипников качения. Мы приняли решение развивать производство в России потому, что, на наш взгляд, перспективы развития и России, и транспорта в России очень большие. Господину Якунину и его команде удалось нас в этом убедить.

А.В.Никитин: Действительно, Владимир Иванович был более чем убедителен, когда говорил о масштабной инвестиционной программе компании ОАО «РЖД». Мы и сами видим, что компания готова к серьезному инновационному прорыву. Благодаря ее активной политике мы верим, что отрасль ждут большие позитивные перемены.

Для нас это очень важно потому, что «РЖД» для нас - ключевой потребитель. От ее позиции зависит, насколько наша работа, которую мы здесь делаем, будет востребована.

В.В.Путин: Господин Коневски, а когда предприятие уже должно начать работать?

Е.Коневски: Мы запускаем производство в марте этого года. А строительство предприятия начато год тому назад.

В.В.Путин: Когда будет презентация завода?

Е.Коневски: Мы запланировали официальное открытие завода на начало июля этого года.

В.В.Путин: А как у Вас выстроены отношения с основными потребителями на российском рынке?

А.В.Никитин: Мы работаем с различными компаниями-операторами, в частности с «Синарой», которая участвовала в предыдущем телемосте. Это компания, которая использует нашу продукцию. У нас выстроены отношения и с производителями вагонов, и с производителями локомотивов, и с производителями другого подвижного состава.

В.В.Путин: Для российского машиностроения это очень приятное событие. Это важный сегмент в целом для машиностроения. Безусловно, невозможно решить все вопросы без поддержки местных властей. В Твери у Вас достаточно большой участок земли - 85,5 тысяч кв. метров. Как вообще выстраиваются отношения с региональными властями с точки зрения инфраструктуры, решения инфраструктурных вопросов и проблем?

Е.Коневски: Мы строим завод, одновременно строится инфраструктура. Сегодня мы получаем электроснабжение, водоснабжение. Мы получили сейчас телекоммуникационную связь. Строится постоянная дорога.

Это значит, что мы получим ту инфраструктуру, которая нам нужна, когда начнем запуск производства.

В.В.Путин: Сколько у вас там будет работающих?

Е.Коневски: До конца этого года будет 45 человек. Но мы планируем, что впоследствии будет 150. Все зависит от того, какие мы получим заказы.

В.В.Путин: А где Вы готовите специалистов?

Е.Коневски: Специалистов мы готовим не только на нашем предприятии. Мы также возим своих людей в страны, где наши лучшие предприятия. Например, наши операторы поехали на обучение в Италию. Также наши сотрудники-инженеры ездят на обучение и в другие страны.

В.В.Путин: Я хочу пожелать Вам и всему коллективу успехов. Всего Вам доброго. Спасибо.

Е.Коневски: Спасибо.

А.В.Никитин: Большое спасибо.

В.В.Путин: Давайте перейдем на участок «Санкт-Петербург - Бусловская». Владимир Иванович уже упоминал об этом. Там Олег Сергеевич Валинский, исполняющий обязанности начальника «Октябрьской железной дороги». Пожалуйста, Олег Сергеевич.

О.С.Валинский: Добрый день, уважаемый Владимир Иванович. Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович. Добрый день, уважаемые участники совещания.

Я нахожусь на станции Бусловская, где производится реконструкция, связанная с удлинением приемоотправочных путей. В настоящее время выполняются работы по отсыпке земляного полотна. Станция Бусловская является важным объектом в проекте развития скоростного движения между Санкт-Петербургом и Хельсинки.

Цель проекта - сокращение времени хода поездов с 5 часов 50 минут до 3,5 часов, в том числе 1 час 30 минут по территории России.

На участке «Санкт-Петербург - Бусловская» выполнены работы по разного вида ремонтам пути в объеме 240 км. Реконструировано 86 искусственных сооружений, в том числе 41 мост. Реконструировано 304 км. контактной сети и выполнен целый ряд других работ. На сегодняшний день освоено 19,5 млрд рублей. В этом году нам предстоит освоить 7,8 млрд. Мы полностью модернизируем инфраструктуру данного участка и будем готовы к началу скоростного движения до 1 октября этого года.

Спасибо за внимание.

В.В.Путин: А сколько всего участок по протяженности?

О.С.Валинский: 158 км от Санкт-Петербурга до Бусловской.

В.В.Путин: До финской границы?

О.С.Валинский: До финской границы.

В.В.Путин: Какая там будет максимальная скорость?

О.С.Валинский: Максимальная скорость у нас - это от Парголово до Выборга, 106 км. - будет составлять 200 км/час.

В.В.Путин: Владимир Иванович, а итальянские поезда «Пендолино» - как Вы выстраиваете отношения с производителями? Просто покупаете?

В.И.Якунин: Это производство «Альстома», Владимир Владимирович. Отношения с ними выстраиваются на контрактной основе. Это будет частью общего контракта. Я хочу Вам доложить, что сейчас ведется подготовка к тому, чтобы в ближайшее время был подписан контракт на приобретение «Альстомом» блокирующего пакета акций компании «Трансмашхолдинг». С разрешения Правительства мы также являемся владельцами блокирующего пакета.

Мы, естественно, всегда ставим вопрос о локализации производства. И приобретение «Альстомом» блокирующего пакета как раз и направлено на то, чтобы «Альстом» имел основания - с точки зрения собственных интересов и законодательства - на осуществление такой локализации.

В.В.Путин: Итак - 157 км., реконструировано должно быть 14 станций, проведены работы по реконструкции верхнего строения пути, устройств СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки), контактной сети, искусственных сооружений, пассажирских платформ и ряда других объектов. И к какому времени все это будет сделано?

О.С.Валинский: До 1 октября.

В.В.Путин: Хорошо, посмотрим. Спасибо Вам, успехов.

«Мга-Гатчина-Веймарн-Ивангород» - для расширения объемов перевозок со странами Евросоюза и для того, чтобы создать необходимые условия нормальной бесперебойной работы строящегося порта Усть-Луга. Юрий Викторович Петров, начальник службы, пожалуйста.

Ю.В.Петров: Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович, Владимир Иванович и все участники совещания. Я - Петров Юрий Викторович, начальник группы заказчика дирекции по комплексной реконструкции объектов железнодорожного транспорта.

Мы находимся в настоящее время на третьем километре перегона «Фрезерный - Гатчина» на строительстве объекта железнодорожного путепровода через железнодорожные пути направления «Санкт-Петербург - Луга» по строительству второго пути на перегоне «Фрезерный - Гатчина».

Этот объект является частью большого инвестиционного проекта компании под названием «комплексная реконструкция участка «Мга-Гатчина-Веймарн-Ивангород» и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива».

В настоящее время на объекте ведутся работы по бетонированию левого крыла шкафной стенки устоя, монтажу поперечных балок проезжей части, установки плит безбалластного мостового полотна и ряд подготовительных и мелких работ.

Этот объект является лимитирующим по времени на перегоне «Фрезерный - Гатчина». Графиком предусмотрено его завершение до 25 апреля, что позволит уже в мае провести все работы по укладке железнодорожного пути.

Подрядчиком является «Мостоотряд-47», генеральный подрядчик - «Строительно-монтажный трест №1» - филиал дочерней компании «Росжелдорстроя».

В целом по инвестиционному проекту, в результате реализации программы 2009 года с вводом в эксплуатацию объектов на общую сумму 6 млрд 128 млн рублей мы обеспечили заявки компании «Усть-Луга» в грузовых перевозках к порту. При этом обеспечили пропускную способность на участке от Мга до Усть-Луги в объеме 36 пар поездов в сутки. А с вводом второй очереди «Северного парка», а также новой станции «Нефтяная» с девятью приемоотправочными путями мы обеспечили формирование поездов, подачу и уборку вагонов под погрузку и выгрузку на припортовых станциях.

На 2010 год руководством компании строителям поставлена задача развить пропускную способность на участке до 36 пар поездов в сутки. При этом мы выполним следующие работы: построим и введем в эксплуатацию 6 перегонов вторых главных путей общей протяженностью 53 км, завершим реконструкцию шести станций с примыканием этих вторых главных путей на эти станции, завершим строительство новой станции «Нефтяная», а также введем в эксплуатацию две новые тяговые подстанции -на станции «Новолисино» и станции «Гатчина». И введем в эксплуатацию реконструированную тяговую подстанцию на станции «Мга».

Кроме того, учитывая, что в 2011 году возрастет грузопоток порта «Усть-Луга», инвестпрограммой ОАО «РЖД» предусмотрены задельные работы на этом участке в объеме 860 млн рублей. Выделены лимиты на продолжение проектирования припортовых станций, такие как вторая очередь «Южного парка», третья очередь «Северного парка», станции «Газовая» и большой станции «Сортировочная».

В настоящее время, Владимир Владимирович, никаких серьезных проблем, которые бы сдерживали строительство, не существует. Есть вопросы, которые находятся в стадии решения. Два самых важных из них: присоединение новых тяговых подстанций к сетям энергосистемы. Мы подали заявки на присоединение новых мощностей в объеме 75 мегаватт. В настоящее время сети рассматривают наши заявки и готовят технические условия.

И второй вопрос, который находится в стадии решения, это отвод земель под большую станцию «Сортировочная» общей площадью 324 гектара. Причем из них 80 га мы уже арендовали в лесных землях, что позволит уже в этом и следующем году построить соединительный путь от «174 километра» до «Северного парка», который в дальнейшем разовьется в те парки, которые будут составлять большую станцию «Сортировочная».

В целом на сегодня заказчиками, генеральным подрядчиком решены все организационные вопросы. Составлен, согласован и утвержден подробный набор работ под инвестиции этого года. Оформлены договорные отношения, составлены графики работ. Уже проведены конкурсы на поставки оборудования на 45% всей общей номенклатуры, необходимой на этот год. Работы ведутся по графику, без отставаний.

Спасибо.

В.В.Путин: Юрий Викторович, очень приятно было услышать ваш доклад, прямо «от зубов отскакивает» у вас все - и цифры, и объемы, и сроки.

Это одно из важнейших наших направлений, потому что со странами Евросоюза у нас более 50% товарооборота, и нам, безусловно, нужно увеличивать здесь возможности инфраструктуры, в том числе портовой инфраструктуры. Мы знаем проблемы, и узкие места здесь. Нам нужен самостоятельный выход на море, и нужно эти возможности расширять.

Игорь Евгеньевич (обращаясь к И.Е.Левитину), насколько синхронизированы работы между «РЖД» и тем, что делается на причальных стенках? И канал...

И.Е.Левитин: Мы все полностью синхронизировали, чтобы быть готовыми вовремя отправить первый мазут из порта Усть-Луги. Это у нас главная задача сейчас потому, что инвестор заканчивает строительство крупнейшего нефтяного терминала.

В.В.Путин: Канал-то на сколько, его глубоководность?

И.Е.Левитин: 16 метров.

В.В.Путин: Этого достаточно?

И.Е.Левитин: Этого достаточно для нефтяного терминала, но при подходе туда БТС-2 в 2012 году, глубина будет 17,5.

То есть мы выполнили Ваше поручение по первому этапу. Туда сегодня может зайти судно грузоподъемностью до 100 тысяч тонн.

В.В.Путин: Владимир Иванович (обращаясь к В.И.Якунину), у вас есть какие-то соображения на этот счет, какие-то озабоченности, какие-то просьбы по этому направлению работы?

В.И.Якунин: Нет. Усть-Луга, благодаря постоянному вниманию Правительства, действительно очень синхронизирована и с точки зрения нашей работы, и, соответственно, с точки зрения работы профильных ведомств. Я хочу сказать, что в данном случае и с областными властями у нас также налажена нормальная работа.

Как всегда проблема заключается в том, что растущий грузооборот выше тех планов, которые мы первоначально закладывали в свою работу. Наверное, это и хорошо - это значит, что экономика развивается.

С точки зрения выполнения работ - и подрядчиками, и нами, - если профильным министерством будутпринятырешения, например, о передвижке работ ближе по срокам, - мы к этому готовы.

В.В.Путин: Юрий Викторович, спасибо Вам большое. Желаю успехов и Вам, и всему вашему коллективу.

Ю.В.Петров: Спасибо.

В.В.Путин: А мы вернемся сюда, в Сочи, и послушаем доклад Евгения Александровича Солнцева, начальника ДКРС в городе Сочи. Поговорим о транспортной инфраструктуре, в данном случае в части касающейся строительства участка железной дороги по доставке спортсменов, гостей Олимпиады, жителей Сочи из Имеретинской долины наверх в горный кластер и назад к морю. Пожалуйста, Евгений Александрович.

Е.А.Солнцев: Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович, уважаемый Владимир Иванович (обращаясь к В.И.Якунину), уважаемые участники совещания.

Меня зовут Евгений Солнцев, я рад приветствовать вас от имени Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта в городе Сочи. За моей спиной вы видите южный портал первого тоннельного комплекса - стройку, которая впоследствии станет дорогой между Адлером и Красной Поляной.

Практически сразу после объявления Сочи олимпийской столицей Игр 2014 года, компания «Российские железные дороги» при поддержке федерального бюджета приступила к проектированию новых объектов. Сегодня уже идет строительство 6 различных объектов.

При строительстве мы используем как новейшие технологии, оборудование, так и современные управленческие решения, в том числе заимствованные у наших зарубежных коллег, имеющих опыт создания олимпийской транспортной инфраструктуры.

Мы подписали договор о создании совместной управляющей группы с канадской компанией «СНС-Лавалин», специалисты которой участвовали в реализации транспортных проектов в рамках подготовки зимней Олимпиады в Ванкувере.

Также мы наладили совместную работу со специалистами компании «Амбер Инжиниринг» и компанией «Альпине Бау ГмбХ», специализирующимися на строительстве технически сложных объектов. Мы с коллегами уверены в том, что приоритет, отдаваемый руководством страны на подготовку Олимпийских игр, позволит нам не только достойно принять в России зимние Олимпийские игры, но и заложить инфраструктурную основу дальнейшего развития Краснодарского края.

А мне остается только пригласить всех в Сочи в 2014 году.

В.В.Путин: Нет, этого не достаточно. Меня Ваша бодрость и позитивный настрой впечатляют, но Вы лучше скажите, что Вы планируете в 2010 году? Какой объем работ, какие цели Вы ставите перед собой на 2010 год? В целом, максимальный объем пассажироперевозок на этом участке (он, по-моему, всего 48 км.) большой - 8,5 тысяч пассажиров по железной дороге в час. По параллельной автомобильной дороге - еще 11,5 тыс.

Проект дорогостоящий и один из ключевых, с точки зрения развития региона. Дорогостоящий потому, что стоит он 227 с лишним млрд рублей. Это сложная работа, связанная с тем, что нужно не просто прокладывать железную дорогу, а строить такие грандиозные сооружения, как тоннель, который мы сейчас видим, над которым вы трудитесь, большое количество мостов, виадуков и так далее.

Я хотел бы услышать, что вы планируете сделать в 2010 году, и когда будет закончен весь проект?

Е.А.Солнцев: Владимир Владимирович, мы поставили себе максимальные задачи на 2010 год. Это сдача первого участка автодороги до пикета 56. Это первая развязка. Всего таких развязок, соединяющих новую автодорогу с существующей автодорогой, - пять.

Мы в этом году завершим строительство второго, четвертого, шестого тоннелей. Мы полностью пройдем сервисную эксплуатационную штольню первого и пятого тоннелей. Мы пройдем пятый автомобильный тоннель. И мы сделаем 30% самого сложного третьего тоннельного комплекса.

Это основные наши задачи на 2010 год.

В.В.Путин: До сих пор освоено 41,8 млрд рублей. Сколько, Вы считаете, будет освоено в текущем году?

Е.А.Солнцев: 60 млрд.

В.В.Путин: Хорошо. Владимир Иванович (обращаясь к В.И.Якунину), есть вопросы? Пожалуйста.

В.И.Якунин: Не вопрос, а доклад, Владимир Владимирович. Вы упомянули стоимость всего этого комплекса, проекта. Я хотел бы подчеркнуть, что после внесения неоднократных изменений, направленных на совершенствование системы проектирования и строительства, мы сократили стоимость объекта на 39 млрд рублей. Благодаря тому, что использовались современные решения по управлению движением, обеспечению его безопасности, а также отказу от сплошных вторых путей, - это позволило сэкономить бюджету 39 млрд рублей.

В.В.Путин: Спасибо. Объем работы действительно очень большой - 48 км электрифицированной однопутной железной дороги с двухпутными вставками, двумя новыми станциями и пассажирскими терминалами в Эсто-Садок и «Альпика-Сервис» в очень сложных условиях.

Кроме этого, ОАО «РЖД» должно выполнить реконструкцию станции «Адлер» со строительством нового пассажирского терминала, уложить второй железнодорожный путь на участке Сочи - Адлер - Олимпийский парк с реконструкцией станции «Сочи», построить новую станцию и пассажирский терминал «Олимпийский парк», остановочный пункт в Имеретинском курорте. Объем работ очень большой. И этот участок, конечно, является одним из ключевых, сложных и дорогостоящих, важным и с точки зрения обеспечения инфраструктурой будущих Олимпийских игр, и, как Вы совершенно верно заметили, с точки зрения инфраструктурного развития региона в целом.

Можно без всякого преувеличения сказать - если бы мы сейчас не начали и не завершили в обозначенные сроки этот проект, то думаю, что в ближайшие десятилетия, как минимум, ничего подобного на юге России сооружено не было бы.

Повторю еще раз, вопрос - важный. Задача стоит большая, масштабная и технологически непростая.

Мне было приятно посмотреть, когда я посещал эти объекты, как выстроены отношения с нашими основными иностранными партнерами, с привлечением самой современной, сложной и востребованной в таких условиях техники.

Я хочу пожелать вам успехов. Всего доброго.

Давайте переедем теперь в другой регион Российской Федерации, на Дальний Восток, и поговорим о реконструкции участка железной дороги «Комсомольск-на-Амуре - Советская гавань» со строительством нового Кузнецовского тоннеля.

Пожалуйста, у нас на связи Михаил Михайлович Зайченко, начальник «Дальневосточной железной дороги».

М.М.Зайченко: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович. Добрый день, уважаемый Владимир Иванович.

В соответствии с Вашим поручением, Владимир Владимирович, два года назад мы приступили к работе по прокладке Кузнецовского тоннеля. Докладываю, что сегодня мы прошли основной ствол - 505 метров. Это начало серьезной работы. Работы идут по плану.

Проведя сегодня совещание, строители подтвердили, что окончание работ, если деньги будут перенесены с 2012 года на 2010, произойдет раньше на один год.

Владимир Владимирович, строительство этого тоннеля сегодня необходимо в связи с исчерпанной пропускной возможностью участка «Комсомольск-на-Амуре - Советская гавань». Окончание строительства нам даст возможность увеличить пропуск до 22 млн тонн груза. Мы по этому направлению прирастаем. В прошлом году приросли в 1,6 раза, тоннаж составил 12,6 млн тонн.

Конечно, надо ускорять строительство. Эта стройка, откровенно говоря, дает усиление работы всего восточного направления. И то, что Вы сказали во вступительном слове, - она послужит увеличению объемов работы на порты Тихоокеанского побережья и Хабаровского края.

Спасибо.

В.В.Путин: Все-таки, что Вы считаете основным в 2010 году? Что вы планируете сделать в рамках текущего финансирования, без всяких переносов, без изменения планов? Как Вы считаете, что вы в состоянии сделать, на что вы выйдете в 2010 году?

М.М.Зайченко: В этом году мы будем заканчивать ...

В.В.Путин: У вас в этом году финансирование почти 60 млрд рублей - 59,9 млрд.

М.М.Зайченко: Именно по тоннелю финансирование - 3,6 млрд рублей. Именно по тоннелю. Мы пройдем порядка 2,5 км. Мы закончили проходческую штольню и сделали подход с востока. Весной будем укладывать рельсошпальную решетку. Начали работы с западной части тоннеля. Это соответствует нашим планам.

В.В.Путин: Вы должны соединиться с Кузнецовским тоннелем?

М.М.Зайченко: Мы идем в самом Кузнецовском тоннеле по плану, который нам определен на этот год.

В.В.Путин: Реконструируете его, собственно?

М.М.Зайченко: Совершенно верно.

В.В.Путин: Он еще был во время войны построен?

М.М.Зайченко: Во время войны, в 1944 году. Сегодня он эксплуатируется в тяжелых условиях.

В.В.Путин: Игорь Евгеньевич, как у нас планируется увеличение товарооборота в портах Ванино и Советская Гавань?

И.Е.Левитин: Владимир Владимирович, это будет главный наш ход потому, что Приморский край сейчас будет занят перевозками нефти ВСТО, а вся программа развития Южной Якутии пойдет в этом направлении. Мы планируем, что порты Хабаровского края будут в целом переваливать около 50 млн тонн - нерюнгринский уголь, угль с Кузбасса. Все пойдет сюда.

Мы выделили деньги из федерального бюджета на этот проект. Мы делаем это вместе с компанией «Российские железные дороги». Сейчас строители просят выделить дополнительно средства. У нас в этом году такой возможности нет, но мы будем смотреть, как закончить его, может быть, раньше - не в 2012, а в 2011 году.

В.В.Путин: В Советской Гавани должно переваливаться раза в 3 больше чем в Ванино, да?

И.Е.Левитин: Это всем комплексом.

В.В.Путин: И, соответственно, инфраструктура должна быть выстроена правильно.

И.Е.Левитин: Да, тоннель - это узкое место.

В.В.Путин: Понятно. Владимир Иванович (обращаясь к В.И.Якунину), есть у Вас какие-то комментарии к этому?

В.И.Якунин: Владимир Владимирович, речь идет не о том, что мы, железнодорожники или строители, просто хотим быстрее закончить эту стройку. Проблема заключается в том, что, как я уже докладывал, у нас по отношению к успешному с точки зрения экономики 2008 году грузопоток увеличился уже на 20%. На нас просто давит грузовая база, давят грузовладельцы, чтобы мы как можно быстрее ввели этот тоннель для обеспечения перевозок. В противном случае у нас могут возникнуть сложности с экспортно-импортными операциями на этом направлении.

В.В.Путин: Ладно, посмотрим, что можно сделать дополнительно. Согласен с тем, что возрастающие объемы торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона требуют от нас развития инфраструктуры. Здесь работа у вас большая: это строительство тоннеля, строительство разъездов, вторых путей, развитие станций. Действительно, все это должно нам позволить увеличить объемы перевалки грузов в портах Ванино и Советская гавань почти до 50 млн тонн, а, может быть, и больше. Наверное, больше.

Я хочу пожелать вам успехов в этом году. Посмотрим, что можно сделать дополнительно для увеличения финансирования, чтобы ускорить завершение строительства этого объекта.

Спасибо большое, Михаил Михайлович.

В.В.Путин: Вопрос к Владимиру Ивановичу (обращаясь к В.И.Якунину) по поводу обеспечения торговли нефтью с Китаем.

В.И.Якунин: Владимир Владимирович, все планы, которые перед нами ставились (а они касались перехода в Забайкальский и завершения строительства нового магистрального трубопровода, который пришел из Сковородино), все эти обязательства нами выполнены.Что касается Забайкальска - мы туда инвестировали более 14 млрд рублей. Что касается Сковородино - наша основная задача заключалась в развитии станции и модернизации пути. Эти задачи мы также выполнили. С точки зрения взаимодействия - я недавно разговаривал с руководителем «Транснефтепродукта» и каких-либо замечаний в адрес железнодорожников не имеется.

У нас периодически возникают в этом регионе проблемы, не связанные именно с транспортировкой нефти, из-за того, что простаивающие около портов техника и цистерны должны находится в обороте. Например, ко мне на днях обращался руководитель «Роснефти» Богданчиков Сергей Михайлович, сказал, что им не хватает подвижного состава. Мы эту проблему решили.

Подвижной состав «Первая грузовая компания» подвела. Это было связано с задержками в портах. Вообще говоря, проблема, о которой я упомянул в докладе - о взаимодействии с портовиками, о плановости подвода емкостей, - эта проблема всегда существовала. Раньше она решалась в рамках так называемых узловых соглашений.

После того, как отрасль претерпела изменения, изменений этих «узловых соглашений» нет. И мне представляется, что это может быть и наша недоработка. Но эту работу с портовиками, конечно, необходимо максимально усилить.

В.В.Путин: Хорошо. Мы посмотрели сейчас, как идет работа на севере, северо-западе, юге страны, в Восточной Сибири и Дальнем Востоке. В таком же режиме будем держать под контролем основные объекты инвестиционной программы РАО «РЖД».

Сейчас послушаем Министра транспорта Левитина Игоря Евгеньевича с его оценкой того, что происходит, и с возможной корректировкой планов на 2010 - 2011 годы, если такая корректировка, по его мнению, необходима.

Пожалуйста. 

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/9544/