Версия для слабовидящих

17 февраля 2010

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин выступил на заседании расширенной коллегии Федерального казначейства

Вступительное слово А.Л.Кудрина:

Добрый день уважаемые коллеги!

Проходит годовая коллегия, мы подводим итоги очень непростого года в истории России и экономики мира. То, как мы прошли этот год, показывает, насколько мы готовы к вызовам, стрессовым, шоковым ситуациям.

Одним из достижений нашей страны считаю создание Казначейства, которое в эти годы бесперебойно работало и обеспечивает необходимые государственные нужды и функции. Помню, когда только начинался кризис, тогда всех предупредил, что созданная Казначейством система обслуживания всех лицевых счетов бюджетных учреждений обеспечивает бесперебойную выплату зарплаты, нужды всех учреждений. У нас нет «зависания» каких- либо средств, невозможна ситуация, как в 1998 году, когда коммерческие банки пострадали и потеряли государственные деньги.

Когда я это говорил, то не знал до конца, выстоим мы в части финансовой, банковской системы. Но первым, кто встал на поддержку банковской системы страны в конце 2008 года были Минфин и Казначейство. Тогда мы разместили деньги бюджета, временно свободные, на счетах и депозитах банков без залога, как бы это не было необычно для нас.

В тот момент ликвидность банковская требовалась, поскольку требовались расчеты банков. Тогда стало много средств выводиться из России, был большой отток капитала. Более 130 млрд долл только в 2008 году и 52 млрд долл в 2009 году. Хочу напомнить, что в 1998 году всю финансовую систему страны опрокинул отток капитала в 10 млрд долл, это привело к дефолту и очень сильной девальвации. Теперь мы выдержали напор 130 млрд и 52 млрд долл оттока.

Ликвидность была направлена в экономику, вся система работала бесперебойно, ни у каких учреждений вопросов не было с обслуживанием и исполнением своих обязательств. Мы также заботились, чтобы деньги быстрее и более равномерно доходили по получателей. Подгоняли все министерства и ведомства. Должен сказать, что коллектив Казначейства был одной из опор, на которых держалась вся политика Правительства в этот период. Казначейство сработало качественно, его работа соответствовала всем современным стандартам. Хочу это сегодня подчеркнуть. Уверен, вы не остановитесь на достигнутом.

В прошлом году вступил в силу целый ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность Казначейства и бюджетной системы. Обеспечено в части, касающейся Казначейства, успешное завершение реорганизационных мероприятий различных федеральных органов исполнительной власти. Проводится постоянный мониторинг федерального бюджета. Ведь был период, когда каждую неделю я отчитывался перед Председателем Правительства о текущем исполнении бюджета.

Сегодня у нас есть механизм on-line оценки текущего исполнения бюджета по всем министерствам и ведомствам. Вчера на Президиуме Правительства я докладывал о предварительных итогах января 2010 года. О том, что нам удалось, если не ошибаюсь, уже 7 декабря довести лимиты до бюджетополучателей, а они начали доводить эти лимиты до своих подведомственных учреждений, начали тендерную кампанию, начали контрактовать. Это все дало свои результаты. На сегодняшний день не доведено лимитов до министерств и ведомств на 22,9 млрд рублей, т.е. всего на 0,2 % от всех расходов федерального бюджета.

Такого уровня доведения у нас еще не было. Мы поставили новые рекорды в этом году. Сегодня 46 % лимитов распределено министерствами и ведомствами бюджетополучателям. 32,7 % законтрактованы. Т.е. и декабрь, и январь все активно работали, таких показателей еще не было. Есть ряд министерств, например, Министерство промышленности - оно уже законтрактовало 74,5 % своих расходов. Министерство природных ресурсов - около 66,4%. Министерство транспорта, которое связано с дорогами, на 1 февраля уже законтрактовало 44,5 % средств. Это неплохо для этого года. Хорошо, если мы в этом году продвинем такие новые подходы, а министерства и ведомства активно будут работать со средствами.

Уже в январе мы потратили средств примерно на 270 млрд руб больше чем в прошлом году. Несмотря на то, что потратили больше, январь мы закончили с профицитом в 66 млрд руб. Но это условный профицит, т.к. мы понимает, что основные расходы впереди, а доходы будут увеличиваться медленнее.

Хочу особо отметить ту часть доклада Романа Евгеньевича Артюхина (руководитель Федерального казначейства), которая связана со стратегическим управлением. Считаю важным новые подходы к корпоративному управлению, которые внедряются в Казначействе. Согласен, что его роль заключается в том, чтобы совершенствовать платежные, учетные, контрольные, информационные системы в области финансовой деятельности публично-правовых образований.

Наша задача - все то, что мы исполняем, мы могли бы еще и преобразовывать в понятный продукт для наших клиентов и граждан. Которые обращаются к этому материалу с целью иметь подробную информацию о том, как живет государство, как оно тратит средства налогоплательщиков. Думаю, что сегодня это становится еще более возможным. Очень хочу, чтобы текущий год был потрачен на доведение этой системы, на то, чтобы ключевые сотрудники в министерствах и ведомствах могли ей пользоваться. Она дает полное представление о государственных финансах, об исполнении основных функций государства. Это - новая возможность, которая будет предоставлена Казначейством постепенно в этом году. Первые рабочие места уже созданы.

Одной из главных задач является повышение эффективности использования бюджетных расходов. Его надо добиваться неуклонно, очень четко планируя свои расходы. Нужно строго проводить учет всех расходов в части понимания того, как они работают на выполнение показателей. Связь расходов и достигнутых результатов требует модификации. Информационная система Казначейства впоследствии позволит нам существенно раскрывать эффективность любых видов расходов до любой детализации. Это даст нам возможность понимать, какой результат связан с этими расходами.

Это будет Единая интегрированная информационная система управления государственными финансами. Как раз инфраструктура Федерального казначейства позволит нам выполнять эту стратегическую задачу, стоящую перед Правительством на ближайший период, когда расходы мы не сможем увеличивать, а качество расходования каждой копейки нужно существенно повышать. Поэтому Минфин РФ поддержит предложение Федерального казначейства по открытию доступа широкому кругу пользователей к системе ключевых показателей эффективности исполнения бюджета Министерства финансов.

Должен еще раз подчеркнуть платежную функцию Казначейства. Надо переходить к современных банковским технологиям, применять банковские пластиковые карты при обеспечении бюджетных учреждений денежными средствами, минимизировать наличный денежный оборот. Также хотел сказать, что в рамках реализации положения проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений", который сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе, необходимо привести в соответствие действующее законодательство и разработать новые нормативные акты. А также обеспечить выполнение других мероприятий, связанных с выполнением новых для федерального уровня функций открытия и ведения лицевых счетов новых бюджетных учреждений.

Думаю, что на коллегии еще пойдет речь об этом законе и о новых бюджетных учреждениях. По сути, обычное наше сметное бюджетное учреждение преобразуется. Теперь мы не будем доводить смету, мы будем доводить субсидию, расширятся полномочия руководителей учреждений в части использования бюджетных и внебюджетных средств. Изменится наш учет и взаимоотношения с этим учреждением. Эти правовые положения прописаны в этом законе.

Это подход, который нами создавался, когда мы планировали отдельный фонд зарплаты, отдельные статьи, связанные с содержанием учреждения, его функциональными обязанностями. Будь-то учреждения образования или здравоохранения, министерства и ведомства обеспечивали и утверждали эту смету. Они руководили отдельными сторонами процесса управления учреждений.

Сейчас, с переходом на субсидию, которая будет обуславливаться государственным заданием этому учреждению, возникнет совсем иной подход к его управлению. Он еще потребует некоторого нового осмысления, уяснения, какие бюджетные учреждения нам сохранять, а какие, в конечном счете, отправить на рынок и уже покупать на нем услуги.

Думаю, мы проходим новый рубеж в понимании бюджетной системы и этот закон, безусловно, концептуально изменит некоторые подходы к управлению бюджетной системой. Нам нужно научиться планировать задания бюджетному учреждению, планировать эту субсидию и принцип ее пересмотра. В связи с разными обстоятельствами, в том числе с инфляцией, которые должны учитываться.

Мы будем ориентировать нашу субсидию на результат. Она должна обуславливаться повышенным результатом. Это тяжелейшая задача и для Минфина и для всех министерств и ведомств в отношении своих подведомственных учреждений. И нам очень важна будет система, которая позволит видеть и планировать этот процесс. Еще раз хочу подчеркнуть, что нам предстоит провести большую подготовительную работу для реализации положений этого закона.

Мог бы продолжать перечисление ключевых задач Казначейства. Уверен, что сегодня будет подробный разговор обо всех сторонах новой нормативной базы, новых задачах в сфере эффективности бюджетных расходов, нового администрирования этих расходов посредством информационной системы, расширении работы Казначейства по объектам своего внимания.

Желаю вам успехов!