Версия для слабовидящих

17 февраля 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с директором Федеральной миграционной службы К.О.Ромодановским

На встрече обсуждались проблемы трудовой миграции и меры по защите российского рынка труда.

В.В.Путин: Константин Олегович, в условиях достаточно сложной демографической ситуации, которая складывается во всех без исключения европейских странах - ведущих, во всяком случае, европейских странах - миграционная политика является не только инструментом сглаживания этих демографических проблем, но и решения ряда вопросов экономического характера. Прежде всего, речь идет о привлечении трудовых ресурсов, но не просто привлечении, а привлечении именно в те отрасли и те территории, где они нужнее всего. И не видно, чтобы это кому-нибудь эффективно удавалось сделать, во всяком случае, на сегодняшний день. За исключением некоторых государств вне нашего континента.

У нас тоже достаточно остро стоят эти проблемы. Они усугубляются еще и тем, что практически со всеми странами СНГ у нас нет визового режима. Тем не менее, решать эти вопросы нужно. Я сейчас не буду говорить о всем том комплексе проблем, которые связаны с неурегулированностью до сих пор нормальным образом миграционных потоков, но эти вопросы, эти проблемы нам с Вами хорошо известны. Да и гражданам хорошо известны.

Нам, так же как и другим странам европейского континента, нужно стремиться к тому, чтобы мы привлекали мигрантов туда, и такого качества мигрантов, которое нам нужно для экономики прежде всего. И таким образом, чтобы они, во всяком случае сегодня, в условиях экономического кризиса, который до конца еще не преодолен, не создавали ненужной конкуренции на рынке труда нашим гражданам - гражданам Российской Федерации.

В целом, несмотря на сложность проблем, все-таки они решаемы. И законопроект, который внесен в Государственную Думу, подготовлен, по сути, экспертами вашего ведомства и внесен Правительством, направлен как раз на это - на то, чтобы менять ситуацию в миграционной политике. Мы сейчас поговорим и об общем состоянии дел, но, прежде всего, и я хотел бы, чтобы мы с этого начали нашу беседу, на что Вы рассчитываете при реализации закона, если он будет принят депутатами Государственной Думы?

К.О.Ромодановский: Владимир Владимирович, Вы четыре года назад очень хорошо сказали, что мы должны создать условия для цивилизованной миграции. В понятие «цивилизованной миграции» я вкладываю и демографию, и условия, достойные для пребывания иностранных граждан, и, естественно, во главу угла ставим высококвалифицированных специалистов, которые нам очень нужны для нашей экономики. Мы работаем именно в этом направлении.

Но работать, как работали раньше - оценивая в общем ситуацию и делая выводы не на конкретной цифре - это уже прошедшее время, это старый этап. У нас запущена информационная система, которая нам позволяет оценивать ситуацию в целом по стране, иметь электронное досье на каждого мигранта. Это не какие-то шпионские страсти, а нормальный цивилизованный подход. И именно эта система позволяет нам в какой-то мере сейчас контролировать и в перспективе - регулировать миграцию. Миграцию и на оседание, и на осуществление временной трудовой деятельности.

Я думаю, что эту задачу в относительно непродолжительное время мы решим. Сейчас уже есть определенные успехи - демографические показатели за счет миграционного прироста составили более 100% - 101,4% за одиннадцать месяцев. Думаю, что до конца года они существенно не изменятся. Это - одна из главных задач. И то, что мы совместными усилиями с Минздравсоцразвития смогли защитить российского работника, российский рынок труда- это тоже определенный этап в решении главной задачи по наведению порядка в этой области.

По проекту закона. Прежде всего, мы предусматриваем введение платных патентов, когда иностранный гражданин, работая у физического, у частного лица, платит 1000 рублей в месяц и законно работает - до года. Это и пополнение бюджета, и возможность учета этой категории граждан, потому что сейчас они остаются практически невидимыми. Ремонтируя квартиры, строя какие-то дачные сооружения, оказывая помощь в садах-огородах - самые разные услуги: садовники, сторожа, дворники - эта категория подпадает под патенты. Вторая категория - это высококвалифицированные работники. Мы предусматриваем преференции для этой категории, и этими условиями завлекаем тех людей, которые нам крайне нужны для экономики.

Понимание в этом плане уже есть. Я думаю, что какие-то коррективы ко второму чтению законопроекта будут нами вместе с Минэкономразвития внесены, чтобы документ действительно был долгоиграющий и эффективный, в первую очередь для экономики России.

В.В.Путин: Давайте теперь о текущей ситуации. Пожалуйста.

К.О.Ромодановский (показывая материалы): Владимир Владимирович, на табличке №1 - это данные Росстата - отражена ситуация с демографией в Российской Федерации. Как Вы видите, отрицательный пик был в 2002 году. Это год вступления в силу законов, которые ужесточали порядок получения гражданства, иных процессов. И мне кажется, что нужно внимательно посмотреть на те сложности, с которыми сталкивались граждане, и внести определенную коррективу.

Вторая страница показывает данные за два года - это наша автоматизированная система, пересечение границы - это зеленая полоса, синяя полоса - это въезд персоналий иностранных граждан. Зеленая полоса показывает, что один гражданин въезжал в страну несколько раз. Например, Эстония, Финляндия и Латвия - коэффициент был 5, то есть каждый гражданин въезжал 5 раз в Российскую Федерацию. Желтая полоса - это количество разрешений на работу, выданных в конкретный месяц, в конкретный год. Заметно, что разница между въездом граждан и осуществлением трудовой деятельности есть. И законопроект направлен на то, чтобы эта разница была как можно меньше.

Эти данные - структурный въезд иностранных граждан. Это и трудовые ресурсы, и въезд по каким-то личным приглашениям, личным делам.

В.В.Путин: Больше всего въезжают из Украины.

К.О.Ромодановский: Больше всего. Основной поставщик и рабочей силы, и гостей - Украина.

В.В.Путин: На втором месте - Узбекистан. На третьем месте - Казахстан. 2,8 млн человек из Украины, 1,5 млн человек из Узбекистана и 1,4 млн - из Казахстана.

К.О.Ромодановский: Владимир Владимирович, это данные на 31 декабря 2009 года. Сейчас подходят новые данные, может быть, будет небольшое изменение - в переделах 100 тыс. человек.

Эта диаграмма характеризует ситуацию на сегодняшний день. В Российской Федерации сегодня находится 4.891.296 иностранных граждан. По структуре это граждане из безвизовых стран, визовых стран, и отдельными секторами выделено, сколько из них имеют разрешения на работу. Таким образом, мы еще раз видим, что количество законно работающих, к сожалению, крайне незначительно.

В.В.Путин: В безвизовом режиме 78% - основной контингент.

К.О.Ромодановский: Это въехавших, находящихся у нас. А работающих законно - 332 тысячи. В этой связи я уже говорил о том, что мы вносим, вернее, внесли в Правительство, и Правительство нас поддержало, законопроект по патентам. Надеемся, что он даст эффект, что эти граждане будут получать патенты и законно пребывать в Российской Федерации, осуществлять трудовую деятельность.

Дальше идут показатели по нашей правоприменительной практике. Ужесточив порядок выдачи разрешений иностранным гражданам на работу, мы в этом году сократили количество таких разрешений на 30%, тем самым защитили российского работника.

В.В.Путин: Вы имеете в виду 2009-й год?

К.О.Ромодановский: Да, 2009-й. От той цифры, которую Вы установили, мы сделали ее на 30% меньше и уложились в 1 млн 473 тыс. разрешений на работу. Поэтому я уверен, что та цифра, которая озвучена на этот год, реальна и она не приведет к каким-либо последствиям в плане недостатка работников, которые пребывают на рабочих объектах. Мы ужесточили правоприменительную практику, больше составили протоколов, к сожалению, пришлось больше выдворить иностранных граждан - здесь практически рост на 70%. И штрафов наложили почти на 7 млрд рублей. Более 3 млрд взыскано.

В.В.Путин: Количество выдворенных с территории Российской Федерации в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросло на 70%.

К.О.Ромодановский: Да.

Отдельные показатели - это разрешения на временное пребывание. В прошлом году мы попросили губернаторов посмотреть повнимательнее на этот механизм. И именно этот механизм нам позволил изменить демографическую составляющую, потому что разрешение на временное пребывание - это первый этап для получения гражданства и оседания на нашей территории. Мы внимательно смотрим по всем регионам за соотношением миграционного прироста, за численными потерями населения. И стараемся вносить коррективы, которые можем делать в этом направлении со стороны миграционной службы, чтобы нивелировать эту ситуацию. И, как Вы знаете, ситуация изменилась в лучшую сторону в целом ряде субъектов Российской Федерации.

В.В.Путин: Что такое «наибольший и наименьший коэффициенты миграционного прироста»? Это по количеству прибывающих и оседающих здесь?

К.О.Ромодановский: Да

В.В.Путин: На первом месте у нас Московская область?

К.О.Ромодановский: Так точно, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Потом - Петербург, Новгородская область, Ленинградская область. То есть Москва на 5 месте. Ну, Москва и Московская область рядом, поэтому вместе - безусловный лидер.

К.О.Ромодановский: Эта таблица должна накладываться на следующую таблицу, таблицу с указанием коэффициентов естественного прироста населения. То есть там, где есть естественный прирост населения, там миграционный прирост может быть поменьше. И на уровне субъектов Российской Федерации такое понимание должно быть поставлено во главу угла.

Владимир Владимирович, мы переходим на электронные услуги населению, и это касается не только российских граждан, но и иностранных граждан. Определенные шаги в этом направлении миграционная служба уже делает, но здесь диссонируют те механизмы, которые прописаны в законодательстве. Иностранный гражданин для получения гражданства сначала получает разрешение на временное проживание - собирает от 15 до 20 документов, потом через некоторое время оформляет вид на жительство - собирает те же самые документы и проходит те же самые проверки, и через какое-то время получает гражданство. Может быть, здесь имеет смысл повнимательнее посмотреть и какой-то этап убрать - например, убрать разрешение на временное проживание и начать с вида на жительство.

В.В.Путин: То, что излишней бюрократии не нужно - это очевидно. Вы проанализируйте и сделайте предложение.

К.О.Ромодановский: Здесь чисто бюрократия и чисто нервотрепка для людей.

В.В.Путин: Проанализируйте и сформулируйте окончательно предложения.

К.О.Ромодановский: Есть.

В этом году мы количество выданных и российских, и заграничных паспортов снизилось. Это ощущение кризиса. Мы видим и снижение регистраций на выезд на постоянное место жительства, но, в то же время, на 10% выросло количество регистраций по месту пребывания российских граждан. То есть выезжают и встают на учет по месту пребывания. Это говорит о каких-то симптомах повышения мобильности российского населения. Кризис подтолкнул людей к тому, чтобы искать и прикладывать свои руки в другом регионе, чтобы получать и кормить семью.

В.В.Путин: Надо только создавать необходимые условия для этой мобильности, но это уже отдельная тема, связанная с поддержанием рынка труда, с созданием новых рабочих мест и созданием условий для переезда к новому месту жительства и новой работы, конечно. В рамках соответствующей комиссии мы будем дальше на это смотреть отдельно. Но в целом, мобильность населения - это неплохой показатель для экономики

Дополнительные материалы по теме