Версия для слабовидящих

8 февраля 2010

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубков провел в г.Туапсе совещание по вопросам развития экспортной инфраструктуры зернового рынка

Открывая совещание, первый вице-премьер, в частности, сказал:

«Мы продолжаем серию совещаний по стратегическим вопросам регулирования агропродовольственных рынков.

Первое такое совещание по вопросам развития птицеводства провел в этом году Председатель Правительства В.В.Путин в Ленинградской области. В субботу у нас состоялось совещание в Курской области. Говорили больше о развитии внутреннего рынка зерна. Состоялся обстоятельный разговор с регионами по вопросам необходимости структуризации посевных площадей зерновых и зернобобовых в целях повышения доли высокобелковых культур, актуализации действующего механизма проведения закупочных и товарных интервенций и внедрения залоговых механизмов, формирования Программы модернизации инфраструктуры зернового рынка и хранения зерна.

Тема нашего сегодняшнего совещания - развитие экспорта зерна.

Несмотря на неблагоприятную ценовую ситуацию мирового рынка, объем экспортируемого зерна в прошедшем году превысил 22,5 млн тонн. Результат хороший. В условиях этого года - и вы сегодня об этом сегодня сами скажете - надо стремиться к тому, чтобы нам за 20 млн тонн перейти.

Итоги первого Всемирного зернового форума, прошедшего в прошлом году, подтвердили высокую оценку экспортного потенциала России даже в условиях «слабого» мирового рынка зерна.

Сегодня мы должны обсудить стратегию действий государства в вопросе экспорта значительных объемов переходящих зерновых запасов. Мы обсудим опыт компаний экспортеров по удержанию своей ниши на рынке. Заслушаем предложения о возможностях их взаимодействия с нашим национальным оператором - Объединенной зерновой компанией.

Подчеркну - речь идет именно о взаимодействии. ОЗК не должна быть препятствием в вопросах экспорта. Здесь должна быть слаженная совместная работа как государственной компании, так и экспортеров. Надо вместе подумать, как увеличить долю присутствия российского зерна на мировом рынке. Скажу сразу - значительные финансовые средства, выделяемые Правительством, не должны уменьшить объем экспорту, осуществляемому российскими компаниями. Надо подумать, как слаженно поработать, чтобы бизнес не потерял свои позиции.

В условиях динамичного развития российского зернового рынка нам необходимо обеспечить разумный баланс потребностей внутреннего рынка с экспортными возможностями коммерческих компаний и национального зернового оператора ОЗК.

На совещаниях в Правительстве мы давали поручения по поиску стран - потенциальных партнеров, в том числе в рамках гуманитарной помощи и межправительственных соглашений. МИД, Минэкономразвития и Минсельхоз такие предложения по странам представили. Сегодня они доложат об их реализации.

Задачи по развитию экспорта зерна на перспективу понятны. Они не раз обсуждались на совещаниях в Правительстве. Еще раз основное: модернизация инфраструктуры зернового рынка, развитие новых экспортных коридоров, привлечение инвестиций.

Сегодня в Туапсе мы познакомились с работой нового высокотехнологичного терминала с пропускной способностью более 2,5 млн. тонн зерна в год. Хороший терминал. Здесь хочу еще раз поблагодарить всех тех, кто эту работу организовал. Ее непросто было выполнить в условиях «сжатой» территории порта. Инвесторы нашли возможность сделать такой прекрасный терминал. Погрузка уже идет. На подходе - есть еще суда. Это - реальная добавка к тем инфраструктурным комплексам, которые уже есть в России. Этот проект реализован без участия государства. Можно сделать вывод - реализация экспортных инфраструктурных проектов дело востребованное и перспективное.

Сегодня мы также обсудим предложения, подготовленные Минсельхозом и ОЗК по подготовке Программы модернизации инфраструктуры зернового рынка и механизмах ее реализации.

Крайне важным считаю обсудить механизмы стимулирования развития инфраструктуры зернового рынка и привлечения инвестиций в этот сектор. Правительством принято решение о субсидировании строительства и модернизации зернохранилищ, зерновых портовых терминалов и предприятий по переработке зерна. Это - хороший стимул бизнесу более активно заниматься такими проектами.

Результативность этого постановления зависит от оперативности Минсельхоза в вопросах доведения средств до регионов. Сегодня посмотрим, какие проекты Минсельхозом отобраны и предлагаются для первоочередной реализации.

Следующий важный вопрос, который мы также неоднократно обсуждали, - это влияние операционных издержек на конкурентоспособность российского зерна.
В первую очередь - стоимость перевозок по железной дороге - в части железнодорожного тарифа и тарифов на услуги. Здесь, к сожалению, пока хвастаться нечем. Стоимость услуг по перевалке зерна и экспедиторских услуг не снижается, а растет. Это негативно влияет на экономику производства и экспорта зерна.

Сегодня мы рассмотрим эти и другие вопросы. Предлагаю сначала дать слово бизнесу, а затем - послушать наши ведомства».

* * *

Также в ходе рабочей поездки В.А.Зубков посетил Морской торговый порт Туапсе, где принял участие в торжественной церемонии запуска в эксплуатацию зернового терминала.