Версия для слабовидящих

8 февраля 2010

Председатель Правительства России В.В.Путин провел в Уфе заседание Правительственной комиссии по вопросу «О развитии информационных технологий в субъектах Российской Федерации»

В.В.Путин

На совещании по вопросу «О развитии информационных технологий в субъектах Российской Федерации»

«Нам нужно избавить людей от необходимости ходить по конторам, трепать там нервы в очередях тогда, когда нужно получить элементарные бумаги из БТИ, собесов, ДЭЗов, паспортных столов и регистратур в поликлиниках. Поэтому уже в ближайшие годы мы должны полностью отстроить систему предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Речь идёт об информационных и сервисных порталах, интегрированных каналах связи, ведомственных и региональных банках данных».

Вступительное слово В.В.Путина: 

Добрый день, уважаемые коллеги,

Тема нашей сегодняшней встречи - внедрение современных информационных технологий в работу регионов и муниципалитетов.

Мы сейчас, вы знаете, активно реализуем проект «Электронное правительство». И очевидно, что успех здесь прямо зависит от согласованных действий на всех уровнях власти. Только так можно выстроить по-настоящему интегрированную систему, адекватную запросам современной экономики, общества, ответить на ожидания граждан.

Информационные технологии уже давно перестали быть чем-то абстрактным, непонятным. Люди пользуются этими электронными услугами и пользуются с удовольствием, потому что это облегчает им «хождение по мукам». Информационные технологии уже давно перестали быть, как я сказал, чем-то непонятным для граждан. Это реальный, работающий фактор национальной конкурентоспособности. Использование этих технологий позволяет значительно ускорить и упростить ряд процедур, решений, увеличить эффективность бюджетных расходов, серьёзно сократить поле для коррупции и повысить эффективность власти, прозрачность власти.

Особо отмечу: применение информационных технологий, если правильно работать, в корне меняет само качество государственных услуг, делает их более комфортными и более доступными. Я приведу только некоторые статистические данные: число обращений граждан в органы власти за теми или иными услугами в год у нас в стране выливается в кругленькую цифру 360 млн обращений. Это значит, что каждый взрослый гражданин Российской Федерации обращается за теми или иными услугами в органы государственной власти по 3-4 раза в год и испытывает на себе все так называемые прелести наших присутственных мест.

В том числе гражданам приходится из раза в раз собирать подчас одни и те же бумажки, одни и те же справки, подавать одни и те же заявления, чтобы реализовать своё право на получение социальной поддержки, будь то лекарственное обеспечение или санаторно-курортное лечение, проезд на общественном транспорте или коммунальные платежи.

Нам нужно избавить людей от необходимости ходить по конторам, трепать там нервы в очередях тогда, когда нужно получить элементарные бумаги из БТИ, собесов, ДЭЗов, паспортных столов и регистратур в поликлиниках.

Поэтому уже в ближайшие годы мы должны полностью отстроить систему предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Речь идёт об информационных и сервисных порталах, интегрированных каналах связи, ведомственных и региональных банках данных.

Каждый гражданин в любом регионе или муниципалитете должен получить доступ к этой новой инфраструктуре, чтобы он мог пользоваться всеми её возможностями и преимуществами.

Среди прочего, человеку необходимо иметь свой персональный «электронный ключ» к современным высокотехнологичным услугам. Роль такого «ключа» сейчас играет социальная карта. Во многих субъектах Федерации уже есть успешный опыт её внедрения и применения, в том числе и здесь, в Башкортостане. В республике выдано более 150 тысяч таких карт.

Сегодня мы видели, как они работают на практике: и в сфере здравоохранения, и на общественном транспорте, и в сфере лекарственного обеспечения. Вот я посмотрел сегодня, как это работает в поликлинике - вы знаете, действительно эффективно. Уверен, что люди, которые пользуются этой услугой, благодарны в данном случае руководству республики за внедрение этих технологий.

Далее. Эти новые технологии позволяют повысить эффективность социальной помощи, сделать её более адресной. И что не менее важно, бюджетные деньги начинают работать с бóльшей отдачей.

Считаю, что нам надо как можно быстрее урегулировать все законодательные и организационные вопросы внедрения электронных карт.

Теперь несколько слов, которые, на мой взгляд, представляют особое значение. Сейчас территориальные и ведомственные информационные системы во многом развиваются изолированно. Отсюда проблема совместимости, отсутствия нормального межведомственного и межрегионального документооборота. Такую обособленность нам нужно преодолеть. Она очень вредна и очень опасна. Если мы не преодолеем эту обособленность, то у людей могут появиться новые проблемы уже на новом электронном уровне. Будет, конечно, не то же самое, что сейчас, но проблем будет предостаточно.

Обращаю внимание: карта должна быть универсальной, открывать доступ ко всему набору государственных электронных сервисов, приниматься во всех ведомствах и, желательно, на всей территории.

Если продолжим «плодить» специальные ведомственные карты или что-то вроде этого, действующие лишь в границах одного муниципалитета, как я уже говорил, только создадим людям дополнительные трудности на новом уровне.

В декабре 2009 года Правительство утвердило перечень основных услуг, которые регионы и муниципалитеты должны перевести в электронный формат.

Я прошу глав субъектов взять эти вопросы под личный контроль. Практика показывает, что наиболее серьёзное продвижение есть именно там, где главы регионов сами вплотную занимаются этой проблемой, понимают её значимость.

Нужно как можно быстрее сверстать необходимые планы, провести ревизию нормативной базы, убрать из неё нормы, которые мешают внедрению электронных услуг.

Подчеркну: мы намерены внимательно отслеживать положение дел в каждом регионе по этому направлению деятельности. Переход на новый формат услуг будет рассматриваться в качестве одного из важнейших показателей эффективности работы региональных и муниципальных властей.

И если региональные власти не уделяют проблеме должного внимания, будем считать, что они не хотят заниматься качеством услуг, наводить порядок с бюрократией и не задумываются о том, насколько комфортно чувствуют себя люди, которые живут на их территории. И, конечно, наоборот - инициативную работу нужно и должно поощрять.

Я прошу проработать вопрос о дополнительной финансовой поддержке тех регионов Российской Федерации, которые добиваются наибольших успехов во внедрении новых информационных технологий.

Кроме того, успешный опыт нужно широко тиражировать, поэтому планируется создать своего рода библиотеку или банк данных лучшей региональной практики. Все регионы смогут им бесплатно воспользоваться и внедрить у себя оптимальные, уже апробированные и хорошо работающие модели.

Наконец, для эффективной координации действий, как вы знаете, образована специальная Правительственная комиссия. Она займётся всем комплексом вопросов по продвижению информационных технологий в практику работы государственных и муниципальных органов власти. Эту комиссию, как вы знаете, возглавил С.С.Собянин.

И в заключение хотел бы сказать следующее: общество переживает бурный рост информатизации. Государство, конечно, не может и не будет оставаться в стороне от этих тенденций.

Потребность в новых сервисах у людей большая, она постоянно растет. Вот для примера приведу следующую информацию: только за несколько часов работы Единого портала госуслуг к нему обратилось (только за несколько часов!) более миллиона человек. Люди умеют пользоваться этими услугами, хотят. И если мы сами пойдем в нужном направлении, количество пользователей будет резко увеличиваться. Поэтому ещё раз прошу всех настроиться на серьёзную, содержательную работу.

Перейдем к обсуждению.