Версия для слабовидящих

3 февраля 2010

Стенограмма выступления Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации А.Л.Кудрина 3 февраля 2010 года на Международном форуме «Россия 2010», организованном компанией «Тройка Диалог»

Стенограмма выступления А.Л.Кудрин:

Уважаемые друзья!

Для меня большая честь выступить на этом форуме. Я уже говорил, что «Тройка диалог» это одна из ведущих инвестиционных компаний России. Самое интересное, что она - одна из тех, кто вырос здесь в России и сегодня в работе может показывать стандарты, соответствующие мировым. Хочу сказать, что «Тройка диалог» находится в списке тех ведущих организаций, которые Правительство России определило как компании, к которым будет обращаться за консультациями при размещении наших облигационных займов на внешнем рынке. Сегодня еще не могу сказать, кого мы выберем на первый тур, но это будет известно в ближайшие дни.

Также мне приятно сказать, что с Рубеном Варданяном мы только что были в Давосе, где прошла мировая дискуссия. Это большая серьезная площадка. Она всегда собирает десятки президентов стран, премьеров, вице-премьеров, министров финансов многих стран. Наверное, это единственное место, где в таком количестве собираются ведущие политики, экономисты, первые руководители всех компаний. Там прошел заинтересованный разговор о дальнейшем развитии и о путях мировой экономики. Одним из ключевых был вопрос устойчивости мирового роста на этом этапе. Вывод из дискуссии: мы еще не имеем устойчивого мирового экономического роста. Хотя есть ожидания такие умеренно-оптимистические. Перед встречей в Давосе МВФ улучшил показатели мирового роста. На этот год они прогнозирую его в районе 3,5-3,9%, на следующий - около 4-4,3%. По России МВФ дает свой прогноз роста 3,6% в этом году и 3,4 % в 2011 году. Мировой банк дает на этот год 3,2% на следующий - 3%. Отмечу два момента этого прогноза. В этом году есть ожидания хорошего скачка - от падения к росту. С другой стороны, в 2011 году во многих странах ожидается некое охлаждение. Не будет дальнейшего наращивания темпов роста. Сохраняются темпы на уровне 2010 года. Например, прогноз по Соединенным Штатам Америки также улучшен, но на 2011 год он остается на уровне 2010 года.

Поэтому говорить о том, что мы абсолютно пошли по растущей уверенной траектории еще рано. Многие говорят о сохраняющихся рисках мировой экономики. Мы сегодня сильно связаны с глобальной экономикой в силу особенностей отечественной. Если мировой спрос будет расти, если удастся наращивать этот спрос и рост, то российская экономика пойдет за мировой: в силу нашей зависимости от поставок нефти на мировой рынок, от поставок металла, от других составляющих спроса, который будут поддерживать Европа и Китай.

Соответственно, мы должны уточнить цифру падения экономического роста России в прошлом году. Мы его планировали в размере 8,5%. Предварительные данные Росстата дают 7,9%. Это за счет более удачного пока по статистике 4-го квартала. В ближайшие месяц-два мы будем иметь более точные данные по экономическому росту.

В целом Россия сохраняет свою привлекательность для инвестиций. И, несмотря на то, что инвестиции упали на 17%, в силу ожидаемого роста, думаю, мы начнем постепенно наращивать их снова. Прямые иностранные инвестиции у нас до кризиса выходили на уровень 70 млрд долларов в год. О такой цифре еще лет 6-7 назад было трудно даже мечтать. Это результат комплекса мер, которые были реализованы: совершенствование налоговой системы и финансового законодательства, более строгая макроэкономическая политика. Я тут же оговорюсь - она могла быть более строгой. Это дало бы нам большие возможности по части финансирования, меньшего укрепления рубля, меньшей инфляции. И все же наша макроэкономическая политика даже по международным меркам была все таки достаточно строгой.

Очевидно, мы должны говорить и о либерализации движения капиталов в 2006 году. Здесь снова оговорка: мы получили приток спекулятивного капитала перед кризисом и тем самым усилили свою зависимость от мировых рынков в корпоративном секторе. Вместе с тем - получили 70 млрд долларов прямых инвестиций в 2008 году. Это - абсолютный позитив. В процентах к ВВП по иностранным инвестициям мы вышли на уровень Китая.

В период кризиса, т.е. в 2009 году, мы «упали» на 30 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. При этом в целом чистый отток капитала составил 52 млрд долл. Прямые иностранные инвестиции также оказались меньше, но они росли. Продолжались инвестиционные процессы и многие компании сохранили свои планы инвестиций. Уверен, что мы снова начнем восстанавливать уровень, достигнутый до кризиса. И в ближайшие 2-3 года восстановим уровень прямых иностранных инвестиций в размере 60-70 млрд долларов.

Более строгая макроэкономическая политика, которую нам нужно проводить, будет, на мой взгляд, залогом того, что мы меньше привлечем спекулятивного капитала. Что обеспечит более сбалансированную внешнюю позицию России как в корпоративном секторе, так и в государственном.

Одним из серьезных факторов инвестиционной привлекательности России является надежда на то, что те инвестиции, которые сюда вкладываются, дадут хорошую отдачу. Политика Правительства по фундаментальным показателям известна. Мы придерживались консервативных позиций по бюджету. Это обеспечило подушку безопасности для экономики. До кризиса мы сдерживали укрепление рубля, накапливали неиспользуемую часть ресурсов. Сейчас, в период кризиса, мы наоборот стали активно использовать эти ресурсы.

Такая контрциклическая политика в момент кризиса многими оценивается как положительная. Она позволила поддержать государственный спрос в ключевых отраслях. Мы не только не уменьшили, но и нарастили спрос по оборонному заказу, по строительству дорог, по покупкам оборудования и автомобильной техники для всех федеральных и муниципальных органов. Мы выделили беспрецедентный объем - в разы больше - на закупку автомобильной техники, повторяю, от военных до муниципальных автобусов. И эту политику сейчас продолжаем. Только что Правительство приняло решение о выделении 20 млрд. рублей на закупку техники для федеральных ведомств и 10 млрд. рублей муниципалитетам для покупки муниципальной техники, прежде всего автобусов. Это миллиард долларов, который Правительство выделило на закупку автомобильной техники у российских компаний и предприятий, поддерживая спрос. Так мы используем свои возможности в нужный момент.

В прошлом году дефицит бюджета составил 5,9%. Это характеризует и масштаб нашего антикризисного пакета. С учетом средств Фонда национального благосостояния, которые были направлены на субординированные кредиты банкам, общий дефицит нужно оценивать как 6,4%. На этот, 2010 год, дефицит планируется в размере 6,8%. Я даже слышал прогнозы, что он может быть меньше. Здесь сразу дам пояснение. При планировании бюджета на 2010 год мы брали за основу прогноз цен на нефть 58 долларов. Сейчас он несколько выше. По нашим оценкам, не исключено, он будет 65 долларов или выше. По оценкам МВФ и Мирового Банка он будет где-то в коридоре от 70 до 80 долларов.

Позволит ли это нам существенно нарастить доходы в этом году и снизить дефицит? Это не вполне можно сразу отнести на увеличение доходов. Это меняет наш прогноз также и по курсу рубля. При достаточно высоком, достаточно сильном платежном балансе - в прошлом году он оказался сильнее чем мы ожидали - 3,9%. Это положительное сальдо текущего счета прежде всего по торговым операциям. Это говорит о том, что мы также поддерживаем более сильный рубль, чем он мог бы быть, если бы цена на нефть была меньше.

Уточнение курса рубля в целом сохраняет нас в пределах ранее запланированных доходов бюджета. Поэтому пока мы не прогнозируем существенное снижение дефицита на 2010 год по сравнению с ранее запланированным. Где-то пока около 6,8%. Конечно, ситуация будет меняться, факторы остаются еще пока неопределенными. Данный прогноз можно считать как взятый за основу, консервативный. Но только реальная действительность покажет, какие показатели мы получим. Много или мало 6,8% дефицит при цене 65 долларов? Конечно, многовато. Но мы пока еще находимся в периоде, когда частный спрос сам полностью не заработал, когда еще не заработали все факторы, которые обеспечивают рост. Доступность кредитов еще остается ниже, чем до кризиса. По данным соцопросов, доступность кредитов раньше показывали 80% предприятий, а сейчас - 50%.

Остаются неопределенности и в ряде отраслей, и сами банки еще очень прижимисто, консервативно оценивают политику предприятий, боятся брать на себя большие риски. Так что целый ряд факторов еще остается неопределенным или ниже, чем был до кризиса.

Наш рост до кризиса, который доходил до 8% ВВП в год, определялся и временными факторами, которые скорее можно относить к перегреву. Когда цена на нефть в 2008 году доходила до 147 долларов за баррель. У нас тогда приток капитала и заимствования частных компаний корпоративного сектора были очень высокими. Это давало большую денежную массу, ликвидность. Это были легкие деньги, они, конечно, усиливали спрос в российской экономике. Особенно росли те отрасли, которые могут работать на коротких деньгах. Спрос был таким сильным, что, казалось, вся недвижимость, которую мы покупаем, реконструируем или строим, будет продана в последствии еще дороже. Тренды были настолько, казалось, стабильными, что, например, прирост кредитования в 2007 году только в сфере недвижимости - 80% . Неимоверная величина! Но это все завершилось, когда снизились цена на нефть и приток капиталов сменился оттоком. Вот насколько ключевые факторы, повторяю, не самые надежные, но определяющие рост до кризиса: высокая цена на нефть, приток капитала, определяют многое. Эти факторы будут теперь существенно слабее, они пока еще в некоторой стагнации находятся. И мы должны искать другие факторы экономического роста. Это снижение себестоимости, обеспечение инноваций, обновление своей продукции, выход на рынок с лучшим предложением.

Сейчас многие компании борются за качество, новое качество. В моих встречах с руководителями предприятий и компаний это прослеживается. Многие говорят о том, что еще пока ждут, когда цена станет понятной на их продукцию в условиях кризиса, нового спроса. Новый спрос еще пока окончательно не структурировался, не определился. Они говорят, что снижают издержки и пытаются выйти на рентабельную работу. Но пока еще некоторые предприятия терпят убытки. Однако продолжают работать, перестраиваясь.

Этот процесс тоже должен дать результат. Кто-то сумеет уложиться в новые требования, новые рамки рынка при сократившемся спросе. А кто-то, по-видимому, нет. С учетом, что при снижении издержек и повышении производительности будет дополнительно освобождаться рабочая сила. В связи с этим некоторое время будем сохраняться темп роста безработицы. Даже когда уже начнется рост. Это неизбежный момент такого периода нашей экономики.

Снижение себестоимости, обновление, инновации, являются важным фактором выхода из кризиса. Правительство сейчас в своей работе по поддержке инновационной экономики рассматривает необходимость увеличения нашей доли в госзакупках. Доли инновационных продуктов, чтобы поддержать тех, кто готов работать в этой сфере, готов работать на будущее.

Практика подобных периодов и ситуаций показывает, что так мы поддержим наиболее конкурентоспособные предприятия. Если взять сейчас все госзакупки и вычесть пенсии, зарплаты, денежное довольствие и социальные выплаты, платежи за электроэнергию, коммунальные услуги, которые мы в обычном порядке как публичные обязательства исполняем, то все уровни власти закупают в год продукции на 4 триллиона рублей. Именно в этом объеме закупок для государственных нужд мы будем постепенно увеличивать долю инновационной продукции. Сейчас это около 10-15%.

Но мы будем повышать эти требования. В том числе предполагается внести изменения в закон о государственных закупках, закон №94, который сейчас ориентируется больше на цену. В то время, как мы должны учитывать и другие факторы, поддерживая этот тип экономики. Мы хотим распространить эти требования и на закупки госкомпаний и госкорпораций. Крупнейшие госкомпании, в том числе Газпром, Роснефть и другие, будут проводить такую работу.

В целом Правительство будет добиваться существенного улучшения эффективности работы институтов инноваций. У нас в стране больше 110 технопарков. Более 100 центров трансфертов. Более 120 бизнес-инкубаторов. Есть десяток фондов по поддержке бизнеса, в том числе инновационного. Есть венчурные фонды. Их работа должна сегодня как бы проинвентаризированна. И качество работы этих институтов должно улучшаться, чтобы помочь реальному сектору в работе с инновационной продукцией.

Этому будет посвящено в ближайшее время несколько заседаний комиссии по модернизации и инновациям при Президенте. Ближайшее заседание, которое пройдет на следующей неделе, будет посвящено как раз стимулированию вложений в инновации частного сектора. Мы готовим к этому заседанию свои предложения, включая предложения налогового характера, которые должны будут поддерживать инновационные предприятия.

Вчера Президент Российской Федерации провел совещание по улучшению инвестиционного климата, мы сравнили себя с другими странами, с ближайшими соседями. Посмотрели, по каким показателям у нас есть ухудшения. Мы, к сожалению, должны констатировать, что ситуация в части инвестиционного климата в целом , если не говорить об отдельных позициях, не улучшается. Сохраняются серьезные барьеры, и Правительство должно принимать более решительные меры.

Вчера в совещании участвовал Председатель Правительства, Путин Владимир Владимирович, ключевые министры, вице-премьеры, Мы в целом договорились о плане действий. В ближайшее время он выйдет сначала в виде поручения Президента. Затем превратится в более развернутый план по целому ряду направлений. Он добавит и дополнит то, что мы делаем в плановом порядке во всех отраслях. Но существенно повысится роль министерств и ведомств за качество того администрирования, которое они сегодня осуществляют по своим направлениям.

Ответственным за работу с бизнесом, к которому надо обращаться, будет Шувалов Игорь Иванович. Основным рабочим органом Правительства по поддержке предпринимательства мы назвали Министерство экономического развития, которое должно собирать предложения, проводить ревизию актов министерств и ведомств на их соответствие сегодняшним требованиям качественного инвестиционного климата страны.

Были высказаны предложения о кадровой политике большей ответственности в тех ведомствах, которые оказывают самую большую административную нагрузку на бизнес. Начиная от пожарной инспекции и Роспотребнадзора, Ростехнадзора, налоговой, таможенной службы, и других. Они сегодня попадают под самое пристальное внимание руководителей страны. Будет определена их ответственность и с них будут спрашивать, что они сделали с точки зрения уменьшения нагрузки на бизнес, которая есть сегодня. В том числе коррупционная, которая для предприятий является дополнительным административным налогом.

Наша задача - этот кризис пройти таким образом, чтобы использовать его для уменьшения инфляции и снижения процентных ставок на рынке. Повысить мотивацию граждан к сбережениям. Чтобы они чувствовали надежность наших финансовых институтов, чтобы в России были готовы сберегать. Только это станет базовым, фундаментальным фактором появления длинных денег.

Конечно, будем приветствовать иностранные инвестиции. Мы будем для них создавать благоприятный режим. Особенно для тех, кто, готов привнести новые технологии. Говорю это сегодня еще раз, очень четко. Это позиция Президента, Премьера, Правительства. Мы будем в первую очередь давать зеленый свет и всячески содействовать привлечению российских и иностранных инвестиций, которые ведут к внедрению новых технологий. Мы будем создавать лучший инвестклимат. У нас другого пути нет. Иначе мы не сможем использовать тот шанс, который дает кризис: остаться конкурентоспособными, обновиться во время него. Как бы это сложно не было, ведь любой такой проект, любая такая задача связаны с множеством технических и организационных задач. Но она будет Правительством решаться. Сегодня это наша цель.

Спасибо.