Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по вопросу совершенствования контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования
1 февраля 2010
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по вопросу совершенствования контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования
Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Мы с вами сегодня продолжим рассматривать вопросы, связанные с контролем и повышением качества государственных услуг. Сегодня поговорим об этих проблемах в сфере в образования.
За последние 4 года только из федеральных источников мы направили в эту сферу 1 трлн 250 млрд рублей. Это большие деньги, если посмотреть на наши расходы в целом. Очень большие! В рамках национального проекта «Образование» мы начали модернизацию отрасли в целом. И эту работу, конечно, и впредь будем рассматривать как наш несомненный приоритет.
Именно в сфере образования тесно переплетаются такие фундаментальные вопросы, как интеллектуальный и кадровый потенциал страны, но в то же время и здоровье, и безопасность детей и молодежи. И нет необходимости говорить, насколько значима здесь эффективная госполитика.
От купленного низкосортного товара, как мы с вами хорошо знаем, можно отказаться или, так скажем, хотя бы попробовать отказаться. А то, что закладывается в человека в детском саду, в школе и высшем учебном заведении, остаётся на всю жизнь и с человеком - человек идет по жизни с этим багажом, и общество с этим имеет дело на протяжении жизни этого человека.
Поэтому система контроля и надзора в образовании должна быть нацелена на защиту прав и интересов граждан, прежде всего. На то, чтобы оградить их от возможных рисков и некачественных услуг.
Вместе с тем и здесь мы сталкиваемся с проблемами, которые носят общий характер и характерны для всей российской бюрократии: получать необходимые лицензии, справки, документы обременительно и неудобно. Административные процедуры перегружены и растягиваются на долгие-долгие месяцы, создавая ненужные проблемы законопослушным гражданам и хорошо работающим образовательным учреждениям.
Например, подтвердить документ об образовании - диплом об окончании вуза или получении ученой степени - можно только в Москве. Не сложно представить, сколько времени, сил и денег нужно для этого гражданам, проживающим в регионах Российской Федерации. А сегодня, знаете, транспортные расходы немало стоят.
Нужно децентрализовать эту услугу, повысить ее территориальную доступность. Но это только один фрагмент в общей картине того, что происходит в этой сфере в стране.
Как и во многих других сферах, в образовании у нас достаточно много проводится контрольных мероприятий. Но довольно часто они носят чисто формальный характер. И нужно прямо сказать - своих задач не решают. Я уже говорил об этом применительно к другим сферам, могу сказать и применительно к этой. Либерализм, к сожалению, - а мы не можем все закладывать в «прокрустово ложе» старых стандартов, которые мешают развитию, - но либерализм, к сожалению, у нас очень часто воспринимается как вседозволенность и используется как инструмент получения корыстных выгод.
Что имею в виду, применительно к сфере, которую мы рассматриваем сегодня? До сих пор не удается очистить наше образовательное пространство от разного рода псевдоучебных заведений, которые лишь штампуют «корочки» с хорошей выгодой для себя, но с очень низким уровнем образования и по содержанию, да и по нормативам условий обучения.
Считаю, что в первую очередь нужно навести порядок с лицензированием и государственной аккредитацией. Они должны стать реально действующими механизмами развития образования. Стимулировать здоровую конкуренцию на рынке образовательных услуг, отсевать тех, кто не соответствует современным требованиям. У нас сейчас около 140 тыс. учебных заведений, к которым относятся самые разные учреждения, и всем им необходимо получить лицензии.
При этом один раз в шесть лет все они проходят утомительную экспертизу, из собственного кармана возмещают расходы на ее проведение, предоставляют в различные контрольные организации многочисленные справки, сведения, обоснования. Вот только университеты должны сформировать увесистую папку - около 250 документов объемом 3 тыс. листов. Нельзя обеспечить должное качество образования, просто заставляя организации из раза в раз собирать эту массу бумаг.
Существующую процедуру необходимо пересмотреть и кардинально оптимизировать. На мой взгляд, лицензии должны быть бессрочными, а вот санкции за нарушение лицензий, за нарушение требований, предъявляемых к лицензии, нужно усилить. Проверки пожарной безопасности, условий и качества образовательного процесса должны проходить регулярно и быть скрупулезными и объективными.
Есть вопросы и к системе аккредитации образовательных учреждений, которые дает им право выдавать аттестаты и дипломы государственного образца. Они так же излишне громоздки и неповоротливы, эти правила. Причем услуги за аккредитацию стоят достаточно дорого. Только в 2009 году на эти цели образовательные учреждения потратили порядка 1 млрд 900 млн рублей. Цена за аккредитацию университета доходит до 1,5 млн рублей, которые, так или иначе, собираются в конечном итоге, мы с вами это понимаем, с учащихся.
Считаю, что образовательные учреждения необходимо освободить от платы как за представление лицензии, так и за получение аккредитации, а вместо этого ввести фиксированную, прозрачную, установленную государством госпошлину, чтобы всем было понятно и ясно, сколько надо заплатить.
Что у нас сегодня происходит? Давайте посмотрим, как и кому вынуждены сегодня платить образовательные учреждения. Получается, что средства за экспертизу собирают разного рода «свои» конторы (свои в кавычках, конечно), которые получают преимущества за счёт «близости» к власти, а не за счёт профессионализма. Это абсолютно недопустимо. В этом смысле образовательная сфера ничем не отличается от любой другой сферы нашей деятельности. Ничем абсолютно, все то же самое.
Органы прокуратуры неоднократно указывали на недопустимость совмещения контрольных функций и платных услуг, тем более передачи части надзорных полномочий подведомственным организациям. Всё это - очевидные предпосылки для коррупции, их необходимо ликвидировать. И эти конторы надо ликвидировать, и практику соответствующую. Я прошу министров в самые кратчайшие сроки исполнить это и доложить об исполнении.
Система аккредитации должна быть компактной по срокам и прозрачной. При этом следует учитывать и международную практику, в том числе надо широко привлекать к аккредитации общественные организации, профессиональные объединения, работодателей, которые получают, собственно говоря, интеллектуальный продукт после окончания людьми высшего учебного заведения, да и среднего тоже. Нужно использовать электронные технологии и возможности сети Интернет.
В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть: упрощение административных процедур вовсе не означает, что мы будем снижать обоснованные требования к учебным заведениям и к качеству образования. Не будем снижать ответственность этих учебных заведений перед обществом. Именно из этого и будем исходить при нашей практической работе.