Версия для слабовидящих

30 декабря 2009

Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 30 декабря 2009 г.

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 30 декабря 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы: 

1. Об антикризисных действиях Правительства Российской Федерации на 2010 год

Проводимая Правительством Российской Федерации в 2008 - 2009 гг. антикризисная политика привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста. По предварительной оценке, в III и IV кварталах 2009 года ВВП вырос (с учетом сезонности) на 1,1% и 1,9%, соответственно.

Наряду с продолжением проведения антикризисной политики, требуется активизация мер, ориентированных на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение качества человеческого капитала. Предполагается, что основными приоритетами антикризисных действий в 2010 году станут:

  • обеспечение поддержки наметившегося роста экономики;
  • обеспечение выхода на запланированную в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года траекторию инновационного социально-ориентированного развития;
  • поддержка социальной стабильности.

Для закрепления положительных тенденций в ключевых секторах российской экономики будет сохранена кредитная поддержка регионов и предоставление государственных гарантий по заимствованиям системообразующих предприятий.

Правительство Российской Федерации будет содействовать расширению кредитования предприятий, проведении реструктуризации задолженности реального сектора, поддержке внутреннего спроса, развитию малого и среднего бизнеса, реструктуризации экономики моногородов.

В целях обеспечения выхода на запланированную Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года траекторию инновационного социально-ориентированного развития потребуется обеспечение макроэкономической стабильности, совершенствование экономических институтов, обеспечивающих расширение деловой активности в экономике, стимулирование инновационной и инвестиционной активности в экономике, развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической, телекоммуникационной), дополнительное стимулирование внутреннего спроса на продукцию отечественного производства, улучшение ситуации в депрессивных регионах и создание новых региональных «точек роста».

Антикризисные меры будут направлены на поддержку внутреннего спроса, привлечение инвестиций и создание новых современных производств, стимулирование инновационной активности в экономике, реализацию политики развития ключевых высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики, модернизацию финансовой системы, развитие человеческого капитала.

По указанным направлениям предлагается, в том числе осуществить активизацию разработки и реализации программы поддержки экспорта (создание и капитализация Агентства страхования экспорта, увеличение объема финансовых средств, выделяемых на цели поддержки экспорта), усиление стимулирующего характера налоговой системы, увеличение государственной поддержки создания малого инновационного бизнеса, расширение льготного перечня НИОКР и совершенствование администрирования данной льготы.

Отдельной модернизационной задачей станет реструктуризация государственного сектора экономики, активизация приватизации, а также реформа бюджетной сети.

Реализация антикризисных мер обусловит в 2010 году положительную динамику большинства макроэкономических показателей.

В целом, при сохранении сложившихся внешнеэкономических тенденций прирост ВВП в 2010 году составит около 3,1 процента. В случае эффективной реализации мероприятий, направленных на преодоление последствий кризиса и модернизацию экономики, а также решения краткосрочных проблем экономики (преодолении стагнации банковского кредита, улучшении конкурентоспособности значительной части продукции в условиях укрепляющегося курса рубля и ряд других) в российской экономике есть потенциал быстрого возврата к траектории роста в 5-6 процентов.

2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Законопроект направлен на создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создание условий и стимулов для федеральных органов исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети.

В частности, в законопроекте предлагается:

1. Изменить правовое положение существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования, в том числе:

- изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания;

- предоставить право бюджетным учреждениям заниматься деятельностью, приносящей доходы, которые поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений;

- устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав;

- расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти - учредитель соответствующего учреждения. 

2. Создать новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенное учреждение, статус которых по сути совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 г. всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.

До 1 января 2011 года законопроектом устанавливается переходный период, который позволяет как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным учреждениям функционировать, по сути, в прежнем правовом режиме (в частности, действуют ранее принятые нормативные акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет).

С 1 января 2011 года изменения, касающиеся правового положения бюджетных учреждений и казенных учреждений, предлагается распространить и на учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3. О проекте плана заседаний Правительства Российской Федерации и Президиума Правительства Российской Федерации на январь - июнь 2010 года

В Аппарат Правительства Российской Федерации от федеральных органов исполнительной власти поступило около 100 предложений к проекту плана заседаний Правительства Российской Федерации и Президиума Правительства Российской Федерации на январь - июнь 2010 года.

В рамках бюджетного процесса в проект плана включены вопросы, ежегодно рассматриваемые на заседаниях Правительства Российской Федерации, в том числе:

-         о сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровнях цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов,

-         о проектах федеральных законов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за 2009 год,

-         об основных направлениях налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов,

-         о проекте основных направлений бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов и другие.

Проект плана содержит вопросы ежегодно рассматриваемые на заседаниях Правительства Российской Федерации и Президиумах Правительства Российской Федерации, такие как:

-         об итогах исполнения федерального бюджета за 2009 год и за первый квартал 2010 года,

-         о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за 2009 год и за первый квартал 2010 года,

-         о мерах по обеспечению проведения в 2010 году сезонных полевых сельскохозяйственных работ,

-         об итогах прохождения предприятиями электроэнергетики и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства осенне-зимнего периода 2009 - 2010 годов и задачах по подготовке к предстоящему осенне-зимнему периоду 2010 - 2011 годов.

В проект плана включены вопросы о рассмотрении 23 таких проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 815.

В соответствии с Комплексным планом мероприятий по реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Основ стратегического планирования в Российской Федерации определен перечень документов стратегического планирования в Российской Федерации, подлежащих утверждению и актуализации до 2012 года. В связи с этим в проект плана включены к рассмотрению вопросы, касающиеся проекта стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, государственной программы «Доступная среда до 2015 года», а также проектов перечня критических технологий Российской Федерации и приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

В проект плана включены также вопросы, решения по которым в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» принимаются исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации.

 

Москва,

29 декабря 2009 года

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.