Версия для слабовидящих

17 декабря 2009

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 17 декабря 2009 (Пресс-релиз)

На заседании Правительства Российской Федерации 17 декабря 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

I. О ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за 9 месяцев 2009 года

1Итоги хода выполнения ФЦП за 9 месяцев 2009 г. свидетельствуют о следующих результатах.

1.1. В 2009 году предполагалась реализация 51 ФЦП. Общий объем финансирования программ, включенных в открытую часть федерального бюджета в 2009 г., составляет 840,76 млрд. рублей.

За 9 месяцев 2009 г. мероприятия ФЦП за счет средств федерального бюджета профинансированы в объеме 501,09 млрд. рублей (59,6% от бюджетных назначений 2009 года), что на 7,2% или на 124,57 млрд. рублей больше, чем за соответствующий период 2008 года.

По направлению «капитальные вложения» фактически профинансировано 285,83 млрд. рублей (58,5%), по направлению «НИОКР» - 56,45 млрд. рублей (57,7 %), по направлению «прочие нужды» - 158,81 млрд. рублей (62,4%). Для сравнения за 9 месяцев 2008 г. объемы финансирования ФЦП по направлениям составили: капитальные вложения - 215,04 млрд. рублей (48,6 %), НИОКР - 35,58 млрд. рублей (59,8 %), расходы по направлению «прочие нужды» - 125,9 млрд. рублей (58,0 %).

1.2. В отчетный период реализуются 4 123 долгосрочных контракта и 14 777 контрактов, заключенных с начала 2009 г., на сумму 764,47 млрд. рублей (90,9% от бюджетных назначений 2009 г.), что на 169,90 млрд. рублей больше, чем за соответствующий период 2008 года (контрактов реализовывалось 83,9% от бюджетных назначений 2008 г.).

С начала 2009 года заключено контрактов на сумму 440,55 млрд. рублей, или 52,4% от бюджетных назначений 2009 года.

1.3. Софинансирование программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников за 9 месяцев 2009 г. составило 427,87 млрд. рублей, или 34,5% от предусмотренного на год, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 165,42 млрд. рублей (46,2%) и внебюджетных средств - 259,45 млрд. рублей (29,7%).

Для сравнения за 9 месяцев 2008 г. фактическое софинансирование мероприятий ФЦП за счет всех источников составило 501,85 млрд. рублей, или 47,3% от годовых назначений, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов - 194,79 млрд. рублей (60,1%) и внебюджетных средств - 307,06 млрд. рублей (41,6 %).

2. Итоги реализации ФАИП за 9 месяцев 2009 г. свидетельствуют о следующих результатах.

2.1. Объем финансирования за счет средств федерального бюджета строек, объектов и мероприятий (включая финансирование проектных и изыскательских работ) ФАИП составил (без учета строек и объектов, включенных в гособоронзаказ) 302,6 млрд. рублей, или 52,3 % от общего объема бюджетных инвестиций, предусмотренных на реализацию ФАИП в 2009 году.

Из указанного объема в рамках программной части ФАИП профинансировано - 206,5 млрд. рублей (55,8 %), в рамках непрограммной части - 91,6 млрд. рублей (46,1 %).

Освоение средств за отчетный период составило, по данным главных распорядителей средств федерального бюджета (далее - главные распорядители), 62,9%.

2.2. Финансирование ФАИП осуществлялось в соответствии с Перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2009 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 2058-р и включающим в себя адресное распределение по 2323 позициям. Из них 1638 позиций предусмотрены в рамках ФЦП (программная часть ФАИП), что составляет 70,7 процент.

В 2009 году предусмотрено ввести в действие (эксплуатацию) 691 объект и завершить разработку проектной документации по 424 стройкам и объектам, включенным в Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2009 год.

За январь-сентябрь 2009 г. введено 39 объектов, из них  22 объекта, предусмотренных в программной части ФАИП, и 17 объектов, предусмотренных в непрограммной части.

II. Об основных направлениях государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе и плане мероприятий по их реализации в 2009 - 2011 годах

Минэкономразвития России внесен проект основных направлений государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе, разработанный во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 30 октября 2008 г. № Пр-2326, и план мероприятий по их реализации в 2009-2011 годах, в котором определены основные мероприятия, сроки и ответственные исполнители по направлениям.

В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года проект основных направлений направлен на реализацию ключевой задачи Правительства Российской Федерации - в максимальной степени снять инфраструктурные ограничения и определяет основные направления реформирования системы регулирования цен (тарифов) на товары и услуги регулируемых организаций.

Представленный план мероприятий включает разделы, состоящие из системных мероприятий, предложений по уменьшению объема перекрестного субсидирования и совершенствованию тарифной политики, переходу к установлению долгосрочных тарифов, а также мер по развитию конкурентных отношений в регулируемых секторах, защите интересов потребителей, совершенствованию деятельности регулируемых организаций, энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Реализация указанных в проекте основных направлений целей и принципов обеспечивается внесением в нормативную правовую базу изменений, направленных на применение следующих механизмов:

  • уменьшение объема перекрестного субсидирования;
  • повышение эффективности деятельности регулируемых организаций, в том числе путем перехода к установлению долгосрочных тарифов и долгосрочных договоров;
  • применение метода доходности на инвестированный капитал при установлении тарифов на услуги, оказываемые регулируемыми организациями;
  • установление четкого распределения расходов, финансируемых за счет выручки, полученной за счет платы за подключение и за счет тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий, с отнесением основных расходов к тарифным источникам финансирования;
  • использование долгосрочного контракта на покупку потребителем фиксированного объема товаров или услуг субъекта естественной монополии;
  • предоставление возможности самостоятельно осуществить часть работ, связанных с подключением к сетям инженерно-технического обеспечения, при условии, что построенные объекты соответствуют установленным техническим регламентам и другим обязательным требованиям;
  • повышение качества инвестиционного планирования;
  • эффективное использование существующих мощностей;
  • обеспечение максимальной прозрачности процесса подключения для потребителей и регулирующих органов;
  • стандартизация условий подключения, а для населения и малого бизнеса применение типовых договоров;
  • энергосбережение и повышение энергетической эффективности, в частности, перехода к потреблению коммунальных ресурсов исключительно на основе показаний приборов учета.

III. О начале работы единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Информирование о государственных услугах через Единый портал

Переход органов государственной власти на оказание услуг в электронном виде является приоритетной задачей в рамках реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства. Работы по созданию электронного правительства осуществляются в рамках Плана мероприятии по реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.

Распоряжением Правительства Российской Федерации определен перечень из 74 приоритетных государственных услуг и функций, наиболее востребованных обществом.

Указанное распоряжение выделяет пять основных этапов перехода на оказание государственных услуг в электронном виде:

I этап - завершение размещения информации о государственной услуге и государственной функции в сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);

II этап - завершение размещения на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги (функции), и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде;

III этап - обеспечение возможности для заявителей в целях получения государственных услуг представлять документы в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);

IV этап - обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления государственной услуги или исполнения государственной функции;

V этап - обеспечение возможности получения результатов предоставления государственных функций в электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это допускается федеральным законом.

До конца 2009 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации всем федеральным органам исполнительной власти предписано разместить в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и опубликовать на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) информацию обо всех государственных услугах (включая приоритетные), а также бланки и шаблоны заявлений на оказание государственных услуг.

В целях реализации I и II этапов Плана перехода федеральные органы исполнительной власти размещают в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) для последующей публикации на Едином портале информацию о порядке и условиях оказания услуги, о конкретных местах получения услуг, а также размещаются формы документов, которые необходимо представить в орган власти для получения услуги.

В рамках организационного и методического обеспечения указанных работ Минкомсвязью России совместно с Минэкономразвития России подготовлен ряд нормативных правовых актов, определяющих правила и требования к организации информационного наполнения Сводного реестра государственных услуг и Единого портала государственных услуг.

В рамках обеспечения доступа к Сводному реестру Минкомсвязью России открыт Интернет-ресурс, на котором размещено всё необходимое программное обеспечение, а также все нормативные и методические документы, имеющие отношение к информационному наполнению Сводного реестра.

На текущий момент 76 федеральных органов исполнительной власти загрузили программное обеспечение Сводного реестра и осуществляют его информационное наполнение.

Уже внесены в Сводный реестр, согласованы с Минэкономразвития России и опубликованы на Едином портале 74 приоритетные государственные услуги, определенные распоряжением Правительства Российской Федерации.

В целом федеральными органами исполнительной власти совместно с операторами Минкомсвязи России внесена информация о 260 государственных услугах, включая порядок предоставления услуги, необходимые бланки заявлений, данные о сроках, стоимости оказания услуги и иную необходимую информацию.

Помимо описаний государственных услуг федеральными органами исполнительной власти внесена в Сводный реестр и опубликована на Едином портале информация о более чем 24000 местах оказания государственных услуг, включая адреса территориальных органов и подведомственных организаций.

Кроме того, в рамках взаимодействия с субъектами Российской Федерации выгружена в Сводный реестр и опубликована на Едином портале информация о более чем 200 региональных государственных услугах.

Дальнейшая работа по переходу на оказание государственных услуг в электронном виде

Информирование граждан о государственных услугах через Единый портал является началом гораздо большей по объем работы по переводу государственных услуг в электронный вид.

Перевод процесса оказания услуги в электронный вид предполагает организацию возможности электронного взаимодействия между всеми участниками - гражданами и организациями с одной стороны и органами власти с другой.

В целях реализации последующих этапов перехода на оказание государственных услуг в электронном виде Минкомсвязью России проведен пилотный проект по обеспечению возможности подачи заявления и получения результата государственной услуги в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Так, реализованы в электронном виде и обеспечена возможность получения услуги через Единый портал следующих сервисов:

  • получение информации о неоплаченных штрафах в области безопасности дорожного движения (для Республики Татарстан);
  • предоставление информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав;
  • извещение о состоянии индивидуального лицевого счета (Пенсионный фонд Российской Федерации).

Указанные сервисы доступны в личном кабинете пользователя после процедуры регистрации на Едином портале.

Кроме того, Минкомсвязью России в настоящее время прорабатываются вопросы группировки государственных услуг по жизненным ситуациям для обеспечения удобства получения пользователями государственных услуг.

Чтобы сформировать единое понимание у всех органов власти текущих задач и целей плана перехода, Минкомсвязь России подготовило методические рекомендации по переводу услуг в электронный вид.

В этих рекомендациях перечислены мероприятия, которые необходимо выполнить в первую очередь. К ним относится анализ отраслевых нормативных и правовых актов, обследование информационной и телекоммуникационной инфраструктуры ведомств, проведение организационных мероприятий. Также указаны те инструментальные средства, которые позволят выполнить мероприятия плана перехода наиболее эффективно. То есть провести детальное планирование, анализ процедур оказания услуг и другие ключевые работы.

Большие усилия были направлены на проведение анализа нормативных и правовых актов, регулирующих оказание услуг. Был проведен анализ более 400 федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов. Выявлены нормы, которые требуют изменения, поскольку они накладывают ограничения на возможность предоставления услуг в электронном виде. Совместно с Минэкономразвития запланирована работа по их изменению. Необходимо отметь, что изменения в отраслевое законодательство будут инициировать сами органы власти.

Были разработаны правила электронного взаимодействия органов власти. Ведется работа по разработке технических регламентов их использования.

IV. О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации

V. О проекте федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и проекте федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)»

VI. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения устойчивого и надежного снабжения электрической и тепловой энергией потребителей»

Минэнерго России внесен проект федерального закона по данному вопросу.

Вносимые в Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» изменения предполагают наделение Правительства Российской Федерации или уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти полномочиями по установлению порядка создания нормативов технологических запасов топлива на тепловых электростанциях в осенне-зимний период, контролю за их соблюдением и проведению оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе, а также утверждению порядка осуществления технического контроля и надзора в электроэнергетике.

В целях обеспечения надежного и устойчивого снабжения электрической и тепловой энергией потребителей, предлагаемым законопроектом устанавливается ответственность субъектов электроэнергетики за соблюдение установленных нормативов запасов топлива в осенне-зимний период и за осуществлением мероприятий по проведению плановых ремонтов генерирующего оборудования и объектов электросетевого хозяйства.

Законопроектом также предполагается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях установления специальных составов административных правонарушений - за нарушение нормативов создания технологических запасов топлива на тепловых электростанциях, а также за нарушение правил вывода в ремонт объектов электроэнергетики.

Законопроект предлагает наделить Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) правом возбуждения дел об административных правонарушениях, поскольку именно данный орган исполнительной власти осуществляет функции органа энергетического надзора.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят Правительству Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органам исполнительной власти осуществлять утверждение нормативов и порядка создания технологических запасов топлива на тепловых электростанциях в осенне-зимний период и осуществлять мероприятия по проведению плановых ремонтов генерирующего оборудования и объектов электросетевого хозяйства, а также осуществлять технический контроль и надзор, что особенно актуально при подготовке к осенне-зимнему периоду несения электрических и тепловых  нагрузок.

VII. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О банке развития»

Минэкономразвития России внесло на рассмотрение проект федерального закона по данному вопросу.

Законопроектом предлагается из подпункта 11 части 3 статьи 3 Федерального закона «О банке развития» исключить норму, обязывающую Правительство Российской Федерации определить порядок участия Внешэкономбанка в реализации проектов по созданию объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон.

Внесение указанного изменения обусловлено тем, что положения Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (часть 5 статьи 6) позволяют Внешэкономбанку участвовать в финансировании объектов инфраструктуры особых экономических зон без разработки и принятия Правительством Российской Федерации отдельного порядка его участия в реализации таких проектов.

Принятие законопроекта позволит максимально активизировать  использование механизмов частно-государственного партнерства для привлечения внебюджетных средств в целях развития инфраструктуры, в том числе необходимых для функционирования особых экономических зон.

VIII. О проекте федерального закона «О признании утратившей силу части 6 статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Минэкономразвития России внесен проект распоряжения по данному вопросу.

Статьей 22 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон введена норма о ведении органами местного самоуправления реестров муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, часть 6 статьи 50 Закона противоречит статье 22 Закона № 281-ФЗ в части установления порядка учета муниципального имущества. В связи с этим возникает необходимость устранения указанной коллизии в действующем законодательстве Российской Федерации.

Проект распоряжения о принятии Законопроекта приведет к повышению эффективности управления муниципальной собственностью, а также устранит коллизию в действующем законодательстве Российской Федерации.

IX. О проекте федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»

X. О проекте федерального закона «О признании утратившим силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Минфином России внесен проект федерального закона по данному вопросу.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» приостановлено до 1 января 2012 г. действие Федерального закона «О государственных долговых товарных обязательствах» в части чеков «Урожай-90» и обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции.

19 июля 2009 г. принят Федеральный закон «О выкупе чеков «Урожай-90», выплатах сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года и внесении изменений в Федеральный закон «О государственных долговых товарных обязательствах», определяющий порядок выкупа чеков «Урожай-90» и осуществления выплат сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года.

Кроме того, согласно данному Федеральному закону чеки «Урожай-90» и обязательства государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции исключены из перечня государственных долговых товарных обязательств, указанных в Федеральном законе «О государственных долговых товарные обязательствах».

В этой связи предлагается признать утратившим силу пункт 1 статьи 1 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

XI. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 376 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Минфином России внесен проект федерального закона по данному вопросу.

Законопроектом предусматривается установить временный порядок, в соответствии с которым в период с 1 января 2010 года по 1 января 2025 года при исчислении налога на имущество организаций налоговая база уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вновь вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных па внутренних водных путях Российской Федерации, портовых и гидротехнических сооружений, сооружений воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов и космодрома), учтенных в базовой балансовой стоимости данных объектов.

Налог на имущество организаций оказывает существенное влияние на финансовое состояние организаций транспортного комплекса, в частности, на стоимость транспортных услуг и их конкурентоспособность, на реализацию инвестиционных проектов.

Законопроект направлен на поддержку указанных организаций и позволит высвободить дополнительные средства для вложений в развитие транспортной инфраструктуры.

Принятие законопроекта позволит высвободить дополнительные средства для вложения в развитие транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

XII. О проекте федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением безопасности на транспорте»

Минтранс России внес проект федерального закона по данному вопросу.

Принятие проекта закона обусловлено необходимостью выполнения государственных функций по обеспечению транспортной безопасности, безопасности движения и эксплуатации всех видов транспорта. Законопроект направлен на совершенствование юридических основ ответственности за невыполнение требований в данных областях, включая устранение имеющихся в законодательстве несоответствий положениям Федерального закона «О транспортной безопасности», связанным с повышением уровня юридической ответственности за невыполнение требований транспортной безопасности. Особенно актуальными эти вопросы стали в связи с возрастанием угрозы совершения террористических актов на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах и непрекращающимися фактами несанкционированного вмешательства в деятельность транспорта.

Важным фактором, влияющим на обеспечение безопасного функционирования транспортной отрасли, является необходимость усиления ответственности должностных лиц предприятий транспорта за выполнение служебных обязанностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Правовые, организационные, экономические и иные отношения в сфере различных видов транспорта, направленные на ужесточение ответственности как физических, так и юридических лиц за нарушения норм по обеспечению защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, безопасности движения и эксплуатации транспорта, как раз и являются предметом нормативного регулирования проекта закона, который предусматривает внесение соответствующих изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Социально-экономическими последствиями принятия проекта закона станут повышение эффективности государственного управления и, как следствие, повышение уровня защищенности жизни и здоровья граждан, имущественных интересов хозяйствующих субъектов и пользователей услуг в транспортном комплексе, снижение риска незаконного вмешательства в деятельность транспорта и причинения ущерба от такого вмешательства.

XIII. О проекте федерального закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта от 18 октября 1996 года»

МИД России и Минтранс России внесли проект федерального закона по данному вопросу.

Проектом федерального закона предлагается ратифицировать Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта от 18 октября 1996 г., подписанный от имени Правительства Российской Федерации в г.Астане 21 мая 2009 г.

Целью Соглашения является обеспечение стабильной работы железных дорог Российской Федерации и Республики Казахстан.

В связи с образованием независимых государств на территории бывшего СССР отдельные железнодорожные участки, технологически являющиеся составной частью российских железных дорог, были признаны собственностью государств - участников Содружества Независимых Государств и наоборот.

Это положение закреплено в статье 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта от 18 октября 1996 г.

В настоящее время на территории Казахстана располагается 816 км участков железнодорожных линий, структурно входящих в состав железных дорог России, а на российской территории располагается 313 км участков, структурно входящих в состав казахстанских железных дорог. При этом 188 километровый участок от станции Горбуново до станции Юнино линии Курган - Петропавловск является участком Транссибирской магистрали, которая имеет ключевое значение в железнодорожном сообщении европейской части России с Сибирью и Дальним Востоком и технологически составляет неотъемлемую часть российских железных дорог. Соглашение регламентирует вопросы права собственности на имущество железнодорожного транспорта, порядок пользования землями, отведенными под железнодорожные пути и станции и иные объекты, пропуск через границы военизированной охраны железных дорог, а также нарядов милиции, сопровождающих грузы, порядок применения железнодорожных тарифов, порядок исчисления земельного налога и ряд иных вопросов.

До 2003 г. структура железнодорожного транспорта Российской Федерации в полной мере позволяла обеспечить эффективную эксплуатацию участков российских железных дорог, расположенных на территории Республики Казахстан, с соблюдением положений Соглашения. С осуществлением структурных реформ на железнодорожном транспорте как для России, так и для Казахстана, возникла необходимость пересмотра механизма реализации Соглашения.

В связи с этим Протокол вносит ряд новшеств в Соглашение от 18 октября 1996 г., в частности, вводит новое определение понятия «имущество железнодорожного комплекса», определяет компетентные органы, ответственные за реализацию Соглашения, регламентирует вопросы, связанные с таможенным оформлением, таможенным и пограничным контролем. Следует отметить, Протоколом вносятся принципиальные изменения в статью 1 Соглашения, в соответствии с которыми имущество железнодорожного транспорта, входящее в состав железных дорог одной стороны, но расположенное на территории государства другой Стороны будет признаваться собственностью государства первой Стороны.

Таким образом урегулирование имущественных отношений железных дорог России и Казахстана сводится к обмену транзитными участками железных дорог между Россией и Казахстаном. Нетранзитные участки считаются собственностью государства, на территории которого они расположены. Протоколом устанавливается новый перечень участков железных дорог, в отношении имущества которых признается право собственности Российской Федерации и Республики Казахстан.

Протокол до его вступлению в силу в Российской Федерации подлежит ратификации на основании подпункта «а» пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации».

XIV. О проекте федерального закона «О внесении на ратификацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального Административного района Гонконг Китайской Народной Республики о воздушном сообщении»

Министерством транспорта России и Министерством иностранных дел России внесен проект федерального закона по данному вопросу.

Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики о воздушном сообщении устанавливает основные правила, которыми регулируется воздушное сообщение между двумя странами.

Соглашение устанавливает порядок назначения и права авиапредприятий России и Гонконга, маршруты и пункты назначения, предусматривает решение технических и коммерческих вопросов, касающихся выполнения полетов, перевозки пассажиров, грузов и почты, соблюдения стандартов в областях безопасности полетов и авиационной безопасности.

Соглашение соответствуем стандартам и рекомендуемой практике международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Российское законодательство предусматривает заключение договоров как с иностранными государствами и международными организациями, так и с иными образованиями, обладающими правом заключать международные договоры (пункт «а» статьи 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

Договорная правоспособность Гонконга закреплена в Основном законе о Специальном административном районе Гонконг Китайской Народной Республики от 4 апреля 1990 г.

Таким образом, имеются все необходимые правовые основания для заключения соглашения о воздушном сообщении.

В соответствии с пунктом «а» подпункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Соглашение подлежит ратификации.

XV. О проекте федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»

Данный законопроект внесен ФСКН России.

Законопроект направлен на устранение правовых пробелов и коллизий, на установление единой терминологии, используемой в законодательстве Российской Федерации в сфере культивирования наркосодержащих растений, а также на противодействие незаконному обороту наркотиков.

В соответствии с законодательством Российской Федерации некоторые наркосодержащие растения включены в Список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации, и, следовательно, являются наркотическими средствами, а другая часть - не включена в Перечень, но содержит наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры (например, конопля содержит наркотическое средство тетрагидроканнабинол, а эфедра - эфедрин, являющийся прекурсором наркотических средств и психотропных веществ). В то же время растение кат, являющееся наркотическим средством (Список I Перечня), содержит психотропные вещества катин и катинон (Список I Перечня).

Такое искусственное разделение указанных растений нецелесообразно, поскольку все они являются растениями, содержащими наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Предлагаемое законопроектом исключение наркосодержащих растений из Списка I Перечня корреспондируется с положениями Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г., в соответствии с которой наркосодержащие растения не включены ни в один из приложенных к Конвенции списков наркотических средств.

Законопроектом предлагается также установить к хранению, перевозке, пересылке, реализации, приобретению, использованию, ввозу (вывозу) наркосодержащих растений, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и не включенных в Перечень, меры контроля аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, содержащихся в них. Указанные меры контроля не будут распространяться на сорта наркосодержащих растений, культивирование которых разрешено для промышленных целей.

Законопроектом предлагается все наркосодержащие растения включить в отдельный Перечень наркосодержащих растений.

Законопроектом предусматривается включить в понятийный аппарат Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» определения таких понятий, как «растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры», «культивирование наркосодержащих растений» и «незаконное культивирование наркосодержащих растений», определить полномочия Правительства Российской Федерации в части установления порядка культивирования указанных растений, а также порядка их уничтожения.

Действующей редакцией статьи 18 указанного Федерального закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2004 г. № 454 «О запрещении культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества» запрещено культивирование наркосодержащих растений. Вместе с тем необходимость культивирования указанных растений обусловлена потребностью использования их в научных и учебных целях, и, учитывая потенциальную возможность использования их в незаконном обороте, в экспертной деятельности.

В связи с изложенным законопроектом предлагается разрешить культивирование наркосодержащих растений с целью использования их в учебных, научных целях и экспертной деятельности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, при наличии соответствующей лицензии.

В целях унификации терминологии, касающейся наркосодержащих растений, а также установления ответственности за их незаконное культивирование, законопроектом также предлагается внести соответствующие изменения в статьи 2282 и 231 Уголовного кодекса Российской Федерации  и статьи 10.4 и 10.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в статьи 188, 228, 2281 и 229 УК, статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 6.8 и 6.13 КоАП, установив ответственность за преступления и административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркосодержащих растений, а также их частей, не включенных в Список I Перечня, аналогичную ответственности за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, содержащихся в указанных растениях.

XVI. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций»

МИД России и МЧС России внесли проект федерального закона по данному вопросу.

Соглашением предусматривается предоставление взаимной помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества, а также оказание содействия в упрощении транзита группам по оказанию помощи, следующим через их территорию для ликвидации чрезвычайных ситуаций как в государствах - членах ШОС, так и в других странах.

Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».

XVII. О внесении изменений в Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации

Минэнерго России подготовлен и внесен проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий корректировку отдельных пунктов Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации.

Проектом постановления предлагается уточнить полномочия Министерства по утверждению балансов углеводородного сырья, нормативов расхода топлива, создания его запасов и резервов, технологических потерь энергии и углеводородного сырья, не придавая им статуса нормативных правовых актов, как это предусмотрено действующим Положением о Минэнерго России.

В соответствии с Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 921, нормативы потерь углеводородного сырья при добыче ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации в установленном порядке.

Кроме того, при транспортировке углеводородного сырья возникают технологические потери, обусловленные технологическими особенностями процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками транспортируемого углеводородного сырья. При этом собственниками транспортируемого углеводородного сырья или продуктов его переработки являются нефтегазодобывающие компании, а собственниками технологического оборудования, на котором происходят потери, являются ОАО «АК «Транснефть» или ОАО «Транснефтепродукт».

По своей сути утверждаемые Минэнерго России нормативы удельного расхода топлива, создания запасов и резервов топлива, технологических потерь электрической и тепловой энергии, углеводородного сырья являются распорядительными актами, издаваемыми в отношении конкретных хозяйствующих субъектов, т.е. не имеют нормативного характера. В этой связи предлагается исключить из перечня нормативных правовых актов, которые Министерство энергетики Российской Федерации вправе принимать, акты, не являющиеся таковыми. Предлагается также более четко определить полномочия Министерства по утверждению нормативов потерь углеводородного сырья.

XVIII. О проекте федерального закона «О внесении на ратификацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет об упрощении процедуры выдачи виз гражданам Российской Федерации и гражданам Арабской Республики Египет»

МИД России внес проект постановления по данному вопросу.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет об упрощении процедуры выдачи виз гражданам Российской Федерации и Арабской Республики Египет имеет своей целью либерализацию режима взаимных поездок граждан.

Ключевым моментом Соглашения является упрощение процедуры выдачи однократных и двукратных виз сроком действия до 3 месяцев, которые будут оформляться по прямым письменным обращениям министерств и ведомств.

Также упрощается процедура выдачи деловых многократных виз сроком до 1 года.

Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».

XIX. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Республики Южная Осетия

Проект распоряжения по данному вопросу внес МИД России.

Проект Соглашения имеет целью установление режима наибольшего благоприятствования для взаимных поездок граждан, облегчение сложной ситуации, сложившейся в настоящее время на пунктах пропуска на границе с Южной Осетией, укрепление договорно-правовой базы российско-югоосетинских отношений, создание благоприятных условий для развития и углубления гуманитарного обмена.

Ключевым моментом, прописанным в проекте Соглашения, является введение безвизового режима поездок граждан Российской Федерации и Республики Южная Осетия не только по загранпаспортам, но и по внутренним документам государств Сторон, что потребует ратификации Соглашения после его подписания.

XX. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации»

Проект федерального закона внесен ФМС России.

Законопроект направлен на совершенствование механизмов регулирования внешней трудовой миграции, защиты национального рынка труда.

Проектом федерального закона предполагается создать наиболее благоприятные условия для отдельных категорий иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности на безвизовой основе.

В целях легализации трудовой деятельности иностранных граждан, осуществляемой по найму у физических лиц, законопроектом предлагается введение механизма приобретения иностранными гражданами патента.

Практическая реализация положений законопроекта позволит упорядочить регулирование трудовой миграции, создаст благоприятные условия для привлечения в Российскую Федерацию, в первую очередь, квалифицированных специалистов, будет способствовать легализации иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц.

XXI. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией

Проект распоряжения внесен ФМС России.

Проект Соглашения предусматривает меры, направленные на решение проблем, возникающих в ходе борьбы с незаконной миграцией.

В частности, Соглашение определяет формы и механизм взаимодействия двух стран в организации иммиграционного контроля, учета лиц, незаконно пересекающих границы государств, обмена информацией о выявленных каналах незаконной миграции, о находящихся на территориях России и Южной Осетии юридических и физических лиц, причастных к организации и осуществлению незаконной миграции, а также о мерах направленных на предупреждение незаконной миграции и связанных с ней преступных деяний.

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации  предусматривает одобрение указанного Соглашения, а также поручение ФМС России по достижении договоренности с Югоосетинской Стороной подписать от имени Правительства Российской Федерации Соглашение, разрешив вносить в него изменения, не имеющие принципиального характера.

Принятие данного проекта позволит создать условия для повышения эффективности взаимодействия миграционных, пограничных и правоохранительных органов Российской Федерации и Республики Южная Осетия в  противодействии незаконной миграции.

XXII. О выделении Правительству Карачаево-Черкесской Республики бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий ливневых дождей, прошедших на территории Карачаево-Черкесской Республики в июле 2009 г.

Москва,

16 декабря 2009 года

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.