В.В.Путин провел заседание Правительства Российской Федерации
24 ноября 2009
В.В.Путин провел заседание Правительства Российской Федерации
В.В.Путин
На заседании Правительства, 24 ноября 2009 года
Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги,
Вы знаете, что совсем недавно Президент в своем Послании и ваш покорный слуга, выступая на съезде «Единой России», говорили достаточно подробно о тех задачах, которые стоят перед нами в сфере экономики и в социальной сфере.
По всем обозначенным направлениям важно обеспечить своевременную подготовку законодательных актов и других необходимых решений.
Некоторые из них мы, не откладывая в долгий ящик, уже рассмотрим сегодня. Речь идет о повышении эффективности государственного аппарата, улучшении качества и доступности публичных услуг, а также о снижении административных барьеров для предпринимательской деятельности.
Очевидно, что диверсификация и устойчивое развитие российской экономики возможны только тогда, когда органы государственной власти и местного самоуправления не мешают бизнесу, а, наоборот, создают для него максимально комфортные условия, обеспечивают гибкое регулирование, защиту конкурентной среды и прав потребителей.
Уже почти полгода у нас действует заявительный порядок начала нового бизнеса в наиболее распространенных сферах деятельности: в торговле, общественном питании, транспортных перевозках, оказании бытовых услуг. Также было запрещено проводить внеплановые проверки малого и среднего бизнеса без согласования с прокуратурой.
Эти меры оказались востребованными и, хотя бы отчасти, но все-таки принесли первые результаты. Несмотря на кризис и объективное снижение деловой активности, тысячи граждан воспользовались возможностью начать свое дело без излишних бюрократических формальностей.
В органы прокуратуры поступило 27 тысяч заявок на осуществление внеплановых проверок. И почти половина была отклонена.
Подчеркну - эти цифры говорят не только о принципиальной позиции прокуратуры. Благодаря введению новых правил стало очевидным, что большая часть проверок не имеет под собой никаких серьезных оснований. В лучшем случае они проводятся просто «для галочки», а в худшем - носят явно недобросовестный, так называемый заказной характер.
Не меньшие проблемы существуют и с оказанием государственных и муниципальных услуг. Соответствующую проверку также провела недавно Генеральная прокуратура по нашей просьбе. И сегодня мы заслушаем информацию о мерах, которые были предприняты для исправления ситуации.
Вот справка у меня есть - я просил принять соответствующие меры. Более чем в 10 ведомствах изданы приказы об устранении нарушений. В 13 ведомствах ответственные должностные лица привлечены к ответственности, в том числе дисциплинарной. В 5 ведомствах подготовлены проекты нормативных актов, направленные на устранение административных барьеров. В 6 ведомствах лица, виновные в допущенных нарушениях, уволены.
Но я бы хотел знать, кто уволен и за что конкретно. Как бы не было так, как я уже говорил некоторым коллегам - что по беременности и родам кто-нибудь уволился, а написали здесь, в отчетах, что за нарушения. Я хочу узнать, кто уволен и за что конкретно по результатам проверки прокуратуры. Пожалуйста, представьте мне такую информацию.
Но формального отчета, еще раз говорю, явно недостаточно. Наши ведомства должны кардинально изменить идеологию своей работы.
Хотел бы сказать о тех дополнительных решениях, которые мы намерены принять.
Первое. Это повышение открытости органов власти. Существенно - на 20 позиций - расширен перечень сведений о деятельности Правительства, федеральных министерств, служб и агентств, которые в обязательном порядке должны размещаться в сети «Интернет».
В частности, начнется публикация такой важной информации, как планы и порядок проверок юридических лиц, процедуры оказания государственных услуг. Соответствующее постановление подписано.
Второе. Подготовлен исчерпывающий перечень платных услуг, необходимых для оформления юридически значимых документов. Он, этот перечень, сокращен более чем в 2 раза - до 19 платных услуг. Коммерческие фирмы лишаются возможности быть посредниками при их оказании. Я обращаю внимание, уважаемые коллеги, всех здесь присутствующих - прошу вас лично проверить, чтобы ничего подобного больше не было.
Также вводится прямой запрет требовать от граждан и предпринимателей документы, не предусмотренные регламентом оказания соответствующей государственной услуги. За нарушение этой нормы чиновники будут привлекаться к административной ответственности. Соответствующий проект федерального закона разработан и на этой неделе будет передан депутатам Государственной Думы.
Кстати, хотел бы напомнить, что в рамках контрольной деятельности все экспертизы также проводятся бесплатно. Требовать за них деньги с проверяемых предпринимателей и организаций - это наглость и абсурд. За это нарушение должны быть предусмотрены серьезные санкции. Такой закон мы также считаем необходимым принять. Кроме того, прошу Федеральную антимонопольную службу жестко контролировать соблюдение данного правила.
Третье. Сегодня мы принимаем решение о серьезном сокращении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации. В результате доля сертифицируемой продукции снизится с 78% до 54%. Напомню, что в европейских странах она еще гораздо ниже.
От этой дорогостоящей и далеко не всегда эффективной процедуры будут освобождены производители массовых товаров, например, бытовой химии или парфюмерии.
Вместо нее вводится более комфортный для бизнеса порядок - декларирование соответствия выпускаемой продукции требованиям безопасности.
Кстати говоря, это не только разбюрокрачивает процедуры, но и снижает финансовую нагрузку на бизнес. Экономия для бизнеса составит, по нашим предварительным подсчетам, примерно 700 млн рублей.
Конечно, это не предел, и нам, как я уже говорил, надо двигаться дальше. Разумеется, большая свобода предполагает для предпринимателей и большую ответственность за качество выпускаемых товаров. Необходимые поправки в законодательство также будут подготовлены.
Кстати говоря, в этом случае проверяющие органы должны исполнить свою роль качественно. И за качеством этих товаров должны следить пристально, чтобы вновь вводимые правила не нарушили прав потребителей.
Четвертое. Рассчитываю, что до конца года парламент примет закон, устанавливающий единый порядок оказания государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. Его проект уже прошел первое чтение в Государственной Думе.
С 2011 года будет запрещено требовать от граждан какие бы то ни было справки, если они уже есть в государственных или муниципальных информационных фондах, я уже об этом говорил. Нужно обеспечить нормальный межведомственный электронный документооборот. А люди не должны будут больше бегать за этими справками по инстанциям.
Уважаемые коллеги,
Мы не первый год занимаемся с вами вопросами совершенствования государственного управления. Конечно, многое еще предстоит сделать. Кое-какие результаты есть, но в этой сфере останавливаться нельзя, нужно идти дальше без всяких пауз.
Помимо названных первоочередных шагов, необходимо сегодня утвердить комплексный план действий по сокращению объемов лицензирования предпринимательской деятельности, развитию институтов саморегулирования и страхования ответственности. Будет проведена ревизия по всем ключевым направлениям и отраслям. Соответствующий график мной уже утверждён.
Кроме того, в этих целях необходимо наделить Комиссию по административной реформе специальными полномочиями, в том числе по вопросам отмены избыточных государственных функций, сокращения численности аппаратов органов власти, ликвидации ненужных органов и учреждений.
Подготовленные Комиссией проекты нормативных актов будут рассматриваться Правительством в ускоренном порядке, минуя традиционную процедуру межведомственных согласований. А то по некоторым вопросам, в том числе по тем, на финальную стадию которых мы с вами сегодня вышли, согласования шли два года. Как же так работаем?
Прошу в десятидневный срок подготовить необходимые изменения в положение о Комиссии и в регламент Правительства.
Рассмотрим несколько других вопросов. В том числе нам нужно принять решение по проекту Таможенного кодекса Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Документ носит базовый характер. И его одобрение станет важнейшим шагом на пути реального становления Таможенного союза в интересах наших трех стран-партнеров.
Переходим к обсуждению.