Версия для слабовидящих

1 июня 2009

Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 1 июня 2009

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 1 июня 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. Об исполнении федерального бюджета за 2008 год.

I. Общие параметры исполнения федерального бюджета за 2008 год.

Исполнение федерального бюджета с сентября 2008 года происходило в условиях мирового финансового кризиса, в результате чего наблюдалось замедление темпов экономического роста.

В 2008 году объем ВВП составил 41 540,4 млрд. рублей и увеличился на 5,6% по сравнению с 2007 г. (при последовательном замедлении от 8,5% - в I квартале, 7,5% - во II, 6,2% - в III, до 1,1% - в IV квартале), уровень инфляции составил 13,3 % (в 2007 году - 11,9%).

Доходы федерального бюджета за 2008 год сложились в сумме 9 275,9 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета за отчетный период по кассовому исполнению составили 7 570,9 млрд. рублей. Профицит федерального бюджета составил 1 705,0 млрд. рублей.

Динамика исполнения основных показателей федерального бюджета за последние пять лет характеризуется следующим образом (в % к ВВП): 

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

доходы

20,1

23,7

23,3

23,5

22,3

расходы

15,8

16,3

15,9

18,1

18,2

профицит

4,3

7,5

7,4

5,4

4,1

II. Доходы федерального бюджета.

1. Налоговые доходы федерального бюджета за 2008 год составили 5 232,7 млрд. рублей (12,6% к ВВП) и на 114,2 млрд. рублей или на 2,2% больше прогнозируемого объема доходов на 2008 г.

Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (40,7% от общего объема налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (30,7%), налога на прибыль организаций (14,5%), единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (9,7%).

2. Неналоговые доходы федерального бюджета (без учета безвозмездных поступлений) за 2008 год составили 4 041,9 млрд. рублей (9,7% к ВВП), что на 195,9 млрд. руб. или на 5,1% выше прогнозируемого объема доходов на 2008 г. В структуре неналоговых доходов доходы от уплаты таможенных пошлин составили 86,2 процента.

III. Расходы федерального бюджета.

1. В целом кассовые расходы федерального бюджета за отчетный период составили 7 570,9 млрд. рублей или 97,8% к уточненной бюджетной росписи на 2008 г. Кассовые непроцентные расходы федерального бюджета за 2008 год составили 7 417,5 млрд. рублей или 97,8% к уточненной бюджетной росписи (за 2006 г. - 4 112,0 млрд. рублей или 96,5% к общему объему расходов; за 2007 г. - 5 834,4 млрд. рублей или 91,5% к общему объему расходов).

2. Кассовые расходы на реализацию приоритетных национальных проектов в отчетном периоде составили 283,0 млрд. рублей (94,6% уточненной бюджетной росписи), в том числе по проектам: 

Наименование приоритетного национального проекта

2008 г.

(млрд. рублей, в % к уточненной бюджетной росписи)

Здоровье

96,8 (99,1)

Доступное и комфортное жилье - гражданам России

140,8 (90,5)

Образование

45,4 (99,0)

Кроме того, на реализацию проекта «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.)» в 2008 г. расходы составили 118,2 млрд. рублей (99,9% уточненной бюджетной росписи).

IV. Объем государственного долга и средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Объем государственного долга на 1 января 2009 г. составил 2 692,0 млрд. рублей.

По состоянию на 1 января 2009 года объем средств Резервного фонда составил 4 027,6 млрд. рублей, Фонда национального благосостояния - 2 584,5 млрд. рублей. За 2008 год объем средств Резервного фонда увеличился на 958,6 млрд. рублей, Фонда национального благосостояния - на 1 801,7 млрд. рублей.

2. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008 год.

Бюджет Фонда формировался в 2008 году в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации ставками единого социального налога, других налогов, а также за счет страховых взносов, средств, передаваемых из федерального бюджета, и иных поступлений.

Фактическое исполнение бюджета Фонда за 2008 год по доходам составило 2730,2 млрд. рублей (104,2% к бюджетным назначениям) и по расходам - 2357,8 млрд. рублей (99,4%). В 2007 году бюджет Фонда был исполнен по доходам на 101,7%, по расходам - на 100,2%.

Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду в соответствии с законодательством Российской Федерации на финансирование выплат пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, пособий и компенсаций, перечислены Фонду в полном объеме в сумме 153,1 млрд. рублей, что составляет 6,5% от общих расходов Фонда (в 2007 году - 5,3%), на покрытие дефицита бюджета Фонда - 197,1 млрд.рублей.

Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на осуществление ежемесячных денежных выплат и выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения (инвалидам, ветеранам, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и другим категориям граждан), поступили в сумме 250,3 млрд. рублей (100% от плана).

Доходы бюджета Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, по состоянию на 1 января 2009 г. составили 269,9 млрд. рублей (104,6% к бюджетным назначениям), из них доходы от временного размещения пенсионных накоплений - 13,8 млрд. рублей.

Объем пенсионных накоплений увеличился за отчетный период на 252 млрд. рублей (в 1,5 раза) и по состоянию на 1 января 2009 г. составил 725 млрд. рублей, в том числе средства пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям - 312,9 млрд. рублей, из них государственной управляющей компании (ВЭБ) - 302,4 млрд. рублей.

Расходы по финансированию затрат на обязательное пенсионное страхование возросли против 2007 г. на 533 млрд. рублей и составили за 2008 г. 2019,4 млрд. рублей (100% от плана), из них затраты на выплаты трудовых пенсий - 1877,4 млрд. рублей, или 99,9% от плана.

С 1 января 2008 г. установлен размер базовой части трудовой пенсии по старости в сумме 2340 рублей (с 1 августа - 2691 рубль) пенсионерам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и соответственно повышены размеры всех других базовых частей трудовых пенсий по старости и по инвалидности для данной категории граждан.

С 1 августа 2008 г. установлен размер базовой части трудовой пенсии по старости в сумме 1794 рубля (с ростом на 15%) с одновременным пропорциональным увеличением размеров всех других базовых частей трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

С 1 февраля и 1 августа 2008 г. осуществлена индексация страховой части трудовой пенсии для всех пенсионеров соответственно на 12% и 8%, а с 1 апреля 2008 г. проведено дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии на 7,5% (в общей сложности увеличение на 30%).

В результате осуществленных мероприятий по повышению пенсий в 2008 г. средний размер трудовых пенсий по старости увеличился на 939 рублей или на 25,3% при уровне роста цен за 2008 г. на 13,3% и на конец года составил 4652 рубля, социальной пенсии - 3007 рублей, а для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, средний размер трудовой пенсии по старости составил 6524 рубля. Соотношение размера трудовой пенсии по старости на конец 2008 г. и прожиточного минимума пенсионера составило 125,6% против 110,4% в 2007 году.

Увеличены размеры ежемесячных денежных выплат инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан с 1 апреля 2008 г. на 8,5% и с 1 июля 2008 г. на 10,5% (против установленных выплат до 1 апреля 2008 г.).

На конец 2008 г. уровень доходов с учетом установленных ежемесячных денежных выплат и дополнительного ежемесячного материального обеспечения составил в среднем у инвалидов вследствие военной травмы - 15254 рубля, участников Великой Отечественной войны - 15151 рубль, вдов военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной войны, - 11248 рублей.

Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда составили 49,1 млрд. рублей, или 98,5% к бюджетным назначениям. При этом расходы на содержание органов Фонда за 2008 год составили 47,2 млрд. рублей, что составляет 98,5% от плана и 2,1% от общих расходов Фонда (2007 г. - 2,4%).

За 2008 год бюджет Фонда исполнен с профицитом в сумме 120,4 млрд. рублей по текущим обязательствам и с превышением доходов над расходами в сумме 252 млрд. рублей по накопительной составляющей бюджета.

3. Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2008 год.

Фактическое исполнение бюджета Фонда за 2008 год по доходам составило 360,5 млрд. рублей (98,5% к бюджетным назначениям) и по расходам - 379,4 млрд. рублей (97,4%). В 2007 году бюджет Фонда был исполнен по доходам на 104,1%, по расходам - на 99,0%.

Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд, поступил в 2008 году в сумме 222,6 млрд. рублей или 96,3% от плана (отчет 2007 г. - 106,4%). Другие налоги (взимаемые по упрощенной системе, на вмененный доход и т.д.) поступили в размере 10,1 млрд. рублей или 101,3% от запланированных (отчет 2007 г. - 110,4%).

Снижение поступлений от единого социального налога обусловлено меньшим показателем фонда оплаты труда по сравнению с запланированным, снижением эффективной ставки налога и ростом числа налогоплательщиков, перешедших на специальные налоговые режимы.

Страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступили в сумме 59,1 млрд. рублей или 105,2% от плана (отчет 2007 г. - 108,4%). Коэффициент сбора страховых взносов составил 98,2% против запланированных 97,5%, а их средневзвешенный по отраслям тариф сложился в размере 0,54% против 0,52%, предусмотренных в расчетах к бюджету Фонда.

Основная часть расходов Фонда (237,6 млрд. рублей или 62,6% всех расходов; отчет 2007 г. - 59,5%) направлена на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет и другие выплаты по обязательному социальному страхованию.

Расходы на эти цели в 2008 году составили 98,4% от предусмотренных бюджетом (отчет 2007 г. - 102,3%).

На оздоровление детей было направлено около 16,5 млрд. рублей или 99,5% от запланированных. Расходы на эти цели увеличились по сравнению с 2007 годом на 7,9%, было оздоровлено 5,1 млн. детей застрахованных граждан.

Расходы на оплату путевок на долечивание работников в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения составили 4,3 млрд. рублей или 99,1% от запланированного показателя. Было оплачено 191,5 тыс. путевок, что на 23,4 тыс. путевок больше, чем в 2007 году.

Страховые выплаты и другие расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 46,7 млрд. рублей или 93,7% от предусмотренных бюджетом, что обусловлено в основном снижением числа страховых выплат.

За счет средств федерального бюджета в 2008 году финансировались расходы Фонда на выплату предусмотренных законодательством пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, а также на государственную социальную помощь отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, на выплату неработающим гражданам пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Средства на эти цели в общей сумме 49,8 млрд. рублей перечислены из федерального бюджета в Фонд в полном объеме.

В 2008 году Фондом за счет перечисляемых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществлялась оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и после родов, а также оплата амбулаторно-поликлинической помощи работающим гражданам - всего в размере 16,7 млрд. рублей.

Фонд обеспечил в 2008 году экономию расходов на содержание аппарата исполнительных органов, которые составили 12,3 млрд. рублей или 95,4% от бюджетных назначений (их доля в расходах составила 3,2%).

За 2008 год бюджет Фонда исполнен с превышением расходов над доходами в сумме 18,9 млрд. рублей. Источником финансирования дефицита бюджета Фонда является остаток средств по обязательному социальному страхованию, который сложился на 1 января 2009 г. в размере 34,3 млрд. рублей.

Фондом в 2008 году обеспечено выполнение обязательств по социальному страхованию и делегированных ему государственных функций.

4. Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год.

Доходы бюджета Фонда на 2008 год утверждены в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2008 года № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» в сумме 130 595 429,7 тыс.рублей, расходы - в сумме 133 022 015,7 тыс.рублей, с дефицитом в размере 2 426 586,0 тыс.рублей, обеспечение которого предусмотрено за счет переходящего остатка средств бюджета Фонда.

Бюджет Фонда за 2008 год исполнен по доходам в сумме 162 620 885,3 тыс.руб., в том числе общий объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, составил 73 175 016,2 тыс.руб., из них на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в сумме 30 857 207,8 тыс.рублей.

Поступление единого социального налога в бюджет Фонда за 2008 год составило 88 273 682,6 тыс.руб. и превысило расчетный показатель по данному налогу на 1 042 682,6 тыс.руб. (или на 1,2 процента).

Налоги на совокупный доход зачислены в бюджет Фонда в сумме 1 005 455,6 тыс.руб. или 99,0 % к расчетному показателю.

Поступление сумм недоимки, пеней, иных финансовых санкций по взносам в Фонд в связи с задолженностью, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, составили 14 336,1 тыс.руб., или 52,3% к расчетному показателю.

73 175 016,2 тыс.руб. составили средства федерального бюджета на целевое финансирование в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые составляют 45,0 % от общего объема доходов Фонда, из них:

23 061 783,7 тыс.руб. - на реализацию мероприятий в рамках приоритетного национального проекта в области здравоохранения, в том числе:

19 190 579,6 тыс.руб. - на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам соответствующих врачей, подлежащим включению в Федеральный регистр медицинских работников (100% от бюджетных назначений 2008 года);

3 871 204,1 тыс.руб. - на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, или 100% от годовых назначений;

30 857 207,8 тыс.руб. - средства федерального бюджета на финансирование расходов на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, или 100% от годовых назначений;

3 538 700,0 тыс.руб. - на ОМС неработающего населения (детей) или 100% от предусмотренных в бюджете Фонда на 2008 год;

721 343,0 тыс.руб. - на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей - сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или 100% от утвержденных бюджетных назначений.

Прочие доходы с учетом возврата в федеральный бюджет 8 455,6 тыс. руб. и бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования 20,2 тыс.руб. в 2008 году составили 152 394,8 тыс.рублей.

Расходование средств Фонда осуществлялось во исполнение возложенных на него задач и в соответствии с утвержденным бюджетом.

Расходная часть бюджета Фонда за 2008 год исполнена в сумме 168 706 056,3 тыс.руб., что составило 94,4% к расходам, утвержденным на 2008 год сводной бюджетной росписью.

Отклонение от плановых назначений связано с отсутствием потребности в средствах в запланированных объемах на проведение диспансеризации детей-сирот, пребывающих в стационарных учреждениях и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в связи с уточнением планового показателя численности детей, принятого в расчет при планировании финансовых средств, в связи с изменением контингента осматриваемых детей, с активно проводимой в субъектах Российской Федерации политикой государства по социальной адаптации детей-сирот, направленной на их устройство в семьи, переходом детей-сирот, включенных в план-график проведения диспансеризации, в возрастную категорию, не подлежащую диспансеризации.

Расходы Фонда за счет ассигнований федерального бюджета с учетом привлечения остатков Фонда, образовавшихся на 1.01.2008 года за счет неполного освоения средств федерального бюджета составили 79 978 586,8 тыс.руб.

На выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС по финансированию территориальных программ ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС в 2008 году предоставлены дотации Фонда в сумме 71 279 396,2 тыс.руб., в том числе на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС в сумме 63 279 396,2 тыс.руб., из них из средств нормированного страхового запаса - 19 092 516,5 тыс.руб., из средств, зарезервированных в бюджете ФОМС на 2008 год - 2 363 579,7 тыс.рублей.

Расходы на реализацию территориальных программ ОМС в целом по Российской Федерации в 2008 году составили 415 887 580,6 тыс. руб.

Налоговые поступления составили 162 108 172,1 тыс. руб. или 39% от общего объема, страховые взносы на ОМС неработающего населения - 178 961 312,3 тыс. руб. или 43 процента.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 515 «О порядке использования в 2008 году Федеральным фондом обязательного медицинского страхования средств нормированного страхового запаса» дотации из ФОМС выделялись ТФОМС в целях сокращения дефицита финансирования территориальных программ ОМС и на стимулирование эффективности реализации территориальных программ ОМС.

До предоставления дотаций ФОМС дефицит территориальных программ ОМС составил от 1% по Ханты-Мансийскому АО, до 42% - в Кабардино-Балкарской Республике, 72% - в Чеченской Республике.

В результате предоставления дотаций дефицит территориальных программ ОМС существенно снизился. Так, в Кабардино-Балкарской Республике до 12%), в Чеченской Республике до 17 процентов.

В целом существенно сократилось число субъектов Российской Федерации с дефицитом территориальных программ. Если до предоставления дотации число субъектов Российской Федерации с дефицитом территориальных программ составляло 67, то после предоставления дотации число субъектов с дефицитом составило 43, в том числе с дефицитом свыше 20% до предоставления дотации 43, после предоставления 4 субъекта.

Доля дотаций ФОМС в структуре доходов ТФОМС на выполнение территориальных программ ОМС варьирует от 1,7% в Чукотском автономном округе до 72% в Чеченской Республике, что связано с уровнем бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и объемом собственных налоговых поступлений и страховых взносов на ОМС неработающего населения.

В наибольшей степени за счет дотаций ФОМС обеспечена реализация территориальной программы в Республике Ингушетия - доля дотаций ФОМС в общем поступлении в доход ТФОМС составляет 68%, в Республике Дагестан - 63%, Забайкальском крае - 57 процентов.

В целом в Российской Федерации в 2008 году с учетом дотаций ФОМС территориальная программа ОМС реализована без дефицита финансирования. В 71 субъекте Российской Федерации фактический подушевой норматив финансового обеспечения территориальной программы ОМС превышает утвержденный федеральный норматив.

С учетом дотаций ФОМС среднероссийский подушевой норматив финансового обеспечения территориальной программы ОМС в 2008 году составил 3 187,99 руб. что превышает утвержденный федеральный норматив (2 207,1 руб.) на 44,4%. Величина подушевого норматива составляет от 22 532,81 руб. в Чукотском автономном округе до 1 544,13 руб. в Ульяновской области. В 26 субъектах Российской Федерации превышение федерального норматива составило 50 и более процентов.

Дефицит финансирования территориальной программы ОМС сложился в 14 субъектах Российской Федерации: подушевой норматив финансирования составил от федерального норматива в Республике Ингушетия - 85,2%, в Тульской области - 88,42%), в Костромской области - 92,61%, Чувашской Республике - 94,01%, Тамбовской области - 96,03 процентов. В отчетном году в бюджеты территориальных фондов ОМС направлены средства федерального бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в сумме 3 538 700 тыс.руб. или с ростом на 4,0% к 2007 году. Распределение по субъектам Российской Федерации средств, направленных на указанные выше цели в бюджеты территориальных фондов ОМС, представлено приложением 5 к настоящему Федеральному закону.

Остатки средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2008 года, образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» на проведение в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом на одноканальное финансирование, в сумме 3 351 394,8 тыс.рублей направлены в 2008 году из бюджета Фонда в бюджеты территориальных фондов ОМС, участвующих в реализации указанного выше пилотного проекта.

На 2008 год в бюджете Федерального фонда ОМС на оплату услуг государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни Фонду социального страхования Российской Федерации были предусмотрены денежные средства в сумме 16 600 000,0 тыс.рублей. В отчетном периоде на оплату указанных услуг Фондом в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации перечислено 16 600 000,0 тыс.руб. или 100,0% к годовым назначениям.

В бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации направлены 61 302,9 тыс.рублей на завершение расчетов в первом квартале 2008 года по договорам, заключенным в 2007 году, на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы ОМС, за счет остатков средств, образовавшихся в бюджете Фонда по состоянию на 1 января 2008 года.

Федеральный фонд ОМС в январе-декабре 2008 года перечислил территориальным фондам обязательного медицинского страхования субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в сумме 20 996 951,9 тыс. руб. или 94,3% к бюджетной росписи бюджета Фонда.

Финансирование в отчетном периоде осуществлялось в соответствии с Правилами направления в 2008 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 864.

В 2008 году Фондом в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществлялось финансирование расходов на проведение дополнительной диспансеризация работающих граждан. Финансирование указанных расходов осуществлялось за счет средств федерального бюджета в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации. На указанные цели в бюджеты территориальных фондов ОМС были направлены 5 685 056,0 тыс.руб. (99,1 % бюджетной росписи бюджета Фонда).

На финансирование расходов на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами в 2008 году и на завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2007 году в бюджеты территориальных фондов ОМС направлены денежные средств в сумме 53 907 858,6 тыс. руб. в том числе: 23 050 650,8 тыс.руб. - на завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2007 году, из них: 14 995 981,7 тыс.руб. - средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом возврата в федеральный бюджет 4 018,3 тыс.руб., 54 669,1 тыс.руб. - остатки средств Фонда на 1 января 2008 года, образовавшиеся за счет возврата территориальными фондами обязательного медицинского страхования средств, неиспользованных на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, 8 000 000,0 тыс.руб. - дотации Фонда, предусмотренные приложением 8 к Закону, остатки которых во втором полугодии 2008 года используются территориальными фондами обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в 2008 году.

Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Фонда и информатизацию системы ОМС составили 786 770,4 тыс.руб. или 96,3% бюджетной росписи бюджета Фонда.

5. О проектах стратегии развития легкой промышленности на период до 2020 года и плана мероприятий по ее реализации.

При разработке Стратегии учтены национальные интересы России (повышение уровня и качества жизни населения, здоровья нации, стратегической и экономической безопасности государства), предложения субъектов Российской Федерации, общественных организаций и объединений о необходимых мерах поддержки отрасли по приоритетным направлениям ее развития.

В основу Стратегии заложен переход легкой промышленности на инновационную модель развития. Особое внимание уделено вопросам защиты внутреннего рынка от теневого товарооборота, технического перевооружения и модернизации производства, импортозамещения и экспорта.

Сегодня легкая промышленность Российской Федерации - это важнейший многопрофильный и инновационно привлекательный сектор экономики.

Вклад легкой промышленности в промышленное производство России сегодня составляет порядка 1% (в 1991 году этот показатель был равен 11,9% и соответствовал уровню развитых стран, таких как США, Германия и Италия, и которые на протяжении многих лет сохраняют этот показатель на уровне 8-12%), в объеме экспорта -1,3%.

В настоящее время в легкой промышленности функционирует 14 тысяч крупных, средних и малых предприятий, расположенных в 72 регионах страны. Около 70% предприятий являются градообразующими. Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, занятого в отрасли, 462,8 тыс. человек, 75% которого составляют женщины. Научное обеспечение отрасли осуществляют 15 научно-исследовательских и проектных институтов, многие разработки которых соответствуют и даже превышают мировой уровень.

Основными территориями размещения предприятий, определяющих промышленную и экономическую политику отрасли, являются Центральный (55 предприятий), Приволжский (30) и Южный (17) федеральные округа, которые имеют наибольший удельный вес в общем объеме производимой продукции и являются наиболее социально значимыми.

Результаты работы отрасли за 1 квартал 2009 года показали, что она в условиях кризиса в состоянии нарастить объемы производства в подотраслях, ориентированных непосредственно на рынок. Следует отметить, что в условиях кризиса резко сужается ассортимент поставляемых в Россию товаров. Это дает отечественной легкой промышленности стратегические возможности для занятия освобождающихся ниш и упрочения своих позиций на рынке.

В 2008 году оборот розничной торговли продукцией легкой промышленности составил 2,0 трлн. рублей, его доля в розничном товарообороте страны 14,5%, а в розничном товарообороте непродовольственных товаров - 26,3%.

По уровню потребления продукция легкой промышленности уступает только продовольственным товарам, намного опережая рынки бытовой электроники, легковых автомобилей и других товаров. С учетом макроэкономических показателей и тенденций развития рынок товаров легкой промышленности к 2020 году может составить свыше 3,3 трлн. рублей.

Существующие преференции и решаемые в той или иной степени проблемы на федеральном и региональном уровнях пока недостаточны чтобы устранить влияние негативных факторов на развитие отрасли и превратить ее в конкурентоспособный и саморазвивающийся сектор экономики, а отечественным производителям укрепить свои позиции на внутреннем рынке и на равных конкурировать на мировом рынке не только с производителями Китая, Турции, Индии и ряда других развивающихся стран, но и со странами ЕС и США.

Ситуацию в отрасли еще более усугубил мировой финансовый кризис. В условиях кризиса даже те предприятия, которые за последние годы добились положительных результатов в инновационном развитии, уделяя значительное внимание модернизации производства, уже вынуждены и будут вынуждены в ближайшие годы сокращать объемы производства и отказываться от долгосрочных вложений. Это обусловлено возникшими трудностями, связанными с привлечением банковских кредитов (доля заемных средств в оборотных средствах за последние годы достигла 40%), с одной стороны, увеличением объемов официального импорта, контрафактной и контрабандной продукции, падением спроса и замедлением реализации многих видов товаров потребительского и производственно-технического назначения, сокращением рабочих и специалистов - с другой стороны.

Отсутствие кардинальных мер по решению выявленных проблем существенно скажется на экономике отрасли, ее технологическое отставание в обозримой перспективе может стать необратимым процессом, что приведет к деградации наукоемких производств, к усилению товарной зависимости от зарубежных стран, потери государства будут геометрически расти, что повысит стратегическую и национальную опасность России.

Изменить сложившуюся ситуацию можно, только разработав и реализовав антикризисные меры и мероприятия, направленные на подъем экономики легкой промышленности, придания ей новых импульсов в инновационном, социальном и региональном развитии, в повышении конкурентоспособности и эффективности производства на новом технико-технологическом уровне. Сегодня отрасль обеспечивают своей продукцией только четверть платежеспособного спроса населения, а мобилизационные потребности страны - всего лишь на 17-36 процентов, что противоречит закону о безопасности государства, согласно которому в объеме продукции стратегического назначения доля отечественной должна составлять не менее 51 процента. Поэтому сегодня перед легкой промышленностью стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу.

Это обусловило цель стратегии - создание условий для ускоренного инновационного развития легкой промышленности России, обеспечения эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента продукции совокупному спросу потребителей, повышения национальной значимости отрасли и ее имиджа в мировом сообществе

Цели и задачи Стратегии соответствуют проводимой политике государства в области инновационного и социально-экономического развития России в среднесрочной и долгосрочной перспективе

Стратегия призвана стать одним из основных инструментов в решении проблем отрасли и взаимоувязать задачу ее экономического роста с обеспечением потребностей граждан страны, силовых структур и смежных отраслей в качественных и доступных потребительских товарах, в продукции технического и стратегического назначения.

Реализация Стратегии даст возможность легкой промышленности России стать индустриально развитой отраслью, которая будет обеспечивать работой многие тысячи людей, повышать благосостояние работающих, укреплять стратегическую и экономическую безопасность страны.

Главный результат Стратегии - это переход легкой промышленности на качественно новую модель инновационного, экономического и социального развития, основа которой - новая технологическая и научная база, новые методы управления производством, взаимосвязь науки, производства и бизнеса. Это обеспечение эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента продукции совокупному спросу российского и мирового рынков.

6. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации»

Попутный (нефтяной) газ - это ценнейшее химическое сырье и высокоэффективное органическое топливо. В отличие от газов природных горючих, состоящих в основном из метана, попутный газ содержит значительное количество этана, пропана, бутана и др. предельных углеводородов. После переработки попутного газа получают осушенный (отбензиненный) газ и ценное сырье, состоящее из широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), используемое в химической и нефтехимической промышленности, а также сжиженный газ.

В настоящее время значительные объемы попутного (нефтяного) газа используются нерационально - около четверти (14 млрд. куб. м в 2006 г.) от добываемых ресурсов сжигается в факельных системах, что не только приводит к выбросам в атмосферу загрязняющих веществ, но и влечет за собой прямые экономические потери.

Принимая во внимание ограниченные возможности утилизации попутного (нефтяного) газа в районах добычи (такую возможность имеют в основном организации, ведущие добычу нефти в европейской части страны, а также ОАО «Сургутнефтегаз», чьи месторождения расположены вблизи Сургутских ГРЭС-1 и ГРЭС-2), одной из причин сложившейся ситуации является несовершенство существующего порядка доступа нефтедобывающих организаций к газотранспортным сетям.

В настоящее время Президентом Российской Федерации дано поручение Правительству Российской Федерации увеличить санкции за сжигание попутного (нефтяного) газа, что может, при отсутствии адекватного доступа к инфраструктуре поставщиков продуктов переработки данного вида сырья, привести к падению добычи нефти и, соответственно, к уменьшению поступлений в бюджетную систему России, замедлению темпов роста экономики страны.

Для решения этих проблем возникла необходимость внесения в статью 27 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» изменения, предоставляющего поставщикам объемов сухого отбензиненного газа, получаемого при переработке попутного (нефтяного) газа, права приоритетного доступа к газотранспортным сетям.

Принятие законопроекта будет способствовать снижению объемов сжигания попутного (нефтяного) газа и, как следствие, обеспечению рационального и комплексного извлечения из недр, содержащихся в минеральном сырье полезных компонентов, снабжению российской нефтехимической промышленности сырьем.

7. О проекте федерального закона «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) от 9 мая 1980 года в редакции Протокола об изменениях от 3 июня 1999 г.».

Присоединение Российской Федерации к Конвенции о международных железнодорожных перевозках КОТИФ (далее - КОТИФ или Конвенция) направлено на правовое обеспечение организации железнодорожно-паромного сообщения между портами Российской Федерации и Федеративной Республики Германия.

Конвенция о международных железнодорожных перевозках была подписана в Берне 9 мая 1980 года и призвана облегчить и ускорить международное железнодорожное сообщение, в том числе с участием морского транспорта, посредством установления единых правовых предписаний в сфере международных перевозок грузов и пассажиров. На сегодняшний день участниками Конвенции являются 43 страны, в том числе страны Европейского Союза, а также ряд стран Азии и Африки.

Присоединение Российской Федерации к КОТИФ позволит при перевозке грузов в железнодорожно-паромном сообщении Россия - Европа по линии Балтийск-Засниц/Мукран (Германия) и Усть-Луга - Засниц/Мукран (Германия), а также с другими портами Европы использовать единый перевозочный документ (накладную ЦИМ), как на железнодорожном участке пути, так и на морском. При этом железнодорожные перевозки будут осуществляться с применением данной накладной по всей территории Европы, а по российской территории по отдельным участкам железнодорожных путей, оговоренных Российской Федерацией.

Проектом федерального закона предусматривается присоединение Российской Федерации к Конвенции с учетом следующего заявления:

  • действие Конвенции распространяется на отдельные участки железнодорожных линий - от причала паромного комплекса Балтийск до припортовой станции Балтийск (2,84 км), а также от причала паромного комплекса Усть-Луга до припортовой станции Лужская (1,745 км).

Присоединение отдельными участками железнодорожных путей, примыкающих к портовым паромным комплексам, позволит облегчить таможенное оформление груза и сократить сроки и стоимость перевозок за счет исключения неоднократного переоформления перевозки грузов в железнодорожно-паромном сообщении между Россией и Европой.

Присоединение к Конвенции позволит российским судоходным компаниям самостоятельно в инициативном порядке объявлять паромные линии между российскими и европейскими морскими портами. В настоящее время паромные линии с участием европейских портов объявляются только на усмотрение и по желанию европейских морских перевозчиков стран членов КОТИФ.

Конвенция содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в части взаимоотношения сторон и их ответственности за утрату груза, его повреждение или порчу. На основании подпункта «а» пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», решение о присоединении Российской Федерации к КОТИФ должно приниматься в форме федерального закона.

8. О представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию Соглашения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества.

Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества (далее - Соглашение) подписано в городе Душанбе 28 августа 2008 года на заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС).

Соглашение подписано в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 27 августа 2008 г. № 494-рп.

Целью данного Соглашения является обеспечение международно-правовой основы проведения антитеррористических учений в рамках ШОС с целью подготовки специальных антитеррористических формирований для совместных действий государств - членов ШОС при совершении или возникновении, угрозы совершения террористического акта на их территориях.

Задачами Соглашения являются:

  • закрепление правовых и организационных основ взаимодействия компетентных органов государств - членов ШОС, ответственных за борьбу с терроризмом при подготовке и проведении совместных антитеррористических учений;
  • правовое регулирование временного пребывания участников учений государств - членов ШОС на территории другого государства - члена ШОС на период проведения совместных антитеррористических учений;
  • урегулирование вопросов, касающихся возмещения ущерба и применения юрисдикции.

Соглашение полностью отвечает положениям Концепции сотрудничества государств - членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, утвержденной президентами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества 5 июля 2005 года в г. Астане.

Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов «а» и «г» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».

Вступление в силу Соглашения отвечает интересам Российской Федерации Российской Федерации, так как создает международно-правовую основу для сотрудничества государств - членов ШОС в сфере обеспечения безопасности.

9. О представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию Соглашения об обеспечении защиты секретной информации в рамках Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества.

Соглашение об обеспечении защиты секретной информации в рамках Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации, сотрудничества подписано в городе Ташкенте 17 июня 2004 года (далее-Соглашение) на заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС).

Целью данного Соглашения является обеспечение защиты информации в ходе сотрудничества государств - членов ШОС.

В Соглашении определена процедура доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, а также порядок их хранения и использования. Стороны обязуются признавать допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, сотрудников Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры (далее - РАТС) ШОС, оформленный им в соответствии с законодательством того государства, гражданином которого он является.

В Исполнительном комитете РАТС ШОС функционирует банк данных, в котором накапливается информация о международных террористических, сепаратистских и экстремистских организациях, их структуре, формах и методах деятельности, лидерах, участниках и других причастных к этим организациям лицах, а также об источниках и каналах финансирования этих организаций, включая незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; о состоянии, динамике и тенденциях распространения терроризма, сепаратизма и экстремизма; об организациях и лицах, оказывающих поддержку террористическим, сепаратистским и экстремистским организациям; о мерах по противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму и так далее.

В настоящее время банк данных содержит и пополняется только несекретной информацией. Необходимым условием для накопления в нем секретной информации является вступление в силу Соглашения об обеспечении защиты секретной информации в рамках Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества.

В связи с тем, что на момент подписания указанного Соглашения законодательством Российской Федерации не была предусмотрена возможность передачи сведений, составляющих государственную тайну, в международные организации, внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления Соглашения в силу, не проводились.

1 декабря 2007 года был принят Федеральный закон № 294-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 18 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», позволяющий передавать сведения, составляющие государственную тайну, в международные организации, и внесены изменения в ряд постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующих вопросы передачи сведений, составляющих государственную тайну, обеспечения режима секретности в Российской Федерации и порядка допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Соглашения каждый участник обязуется принять законодательные и другие меры, которые могут потребоваться для того, чтобы признать уголовно наказуемым деянием умышленное несанкционированное распространение переданных на основании Соглашения сведений, составляющих государственную тайну другого его участника, если такое распространение повлекло наступление тяжких последствий. В настоящее время в Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность за совершение такого деяния не установлена. Таким образом, Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Помимо этого во исполнение Российской Федерацией обязательств, вытекающих из Соглашения, потребуется внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.

С учетом изложенного Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».

10. О представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию Соглашения о подготовке кадров для правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и специальных служб государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности.

Проектом федерального закона ратифицируется Соглашение о подготовке кадров для правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и специальных служб государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (далее - Соглашение), подписанное в г. Москве 5 сентября 2008 г.

В Соглашении устанавливаются основные принципы формирования и развития единой системы подготовки кадров для правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и специальных служб государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ) по согласованным специальностям на специальных факультетах (курсах, в группах) в российских образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального, в том числе послевузовского образования, в которых осуществляется подготовка кадров для правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и специальных служб (далее - учебные заведения).

До вступления в силу Соглашения о взаимном обеспечении сохранности секретной информации в рамках Организации Договора о коллективной безопасности от 18 июня 2004 г. подготовка кадров для правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и специальных служб государств - членов ОДКБ в российских учебных заведениях будет осуществляться по учебным планам и программам с учетом ограничений, связанных с сохранностью сведений, составляющих государственную тайну.

Соглашением также установлено, что подготовка кадров для правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и специальных служб государств - членов ОДКБ будет осуществляться на основании контрактов, на платной основе или по установленным Российской Стороной квотам на льготной или безвозмездной основе. При подготовке на льготной основе расходы на обучение относятся за счет принимающей Стороны, на содержание - за счет направляющей Стороны.

При подготовке на безвозмездной основе расходы на обучение и содержание относятся за счет принимающей Стороны.

В Соглашении не содержатся правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта «г» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», как затрагивающее вопросы обеспечения безопасности Российской Федерации.

11. О внесении изменения в Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение соответствующих расследований и подготовку предложений о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» функции по проведению расследований переданы Минпромторгу России. В то же время согласно пункту 5.8.11 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» Минпромторг России осуществляет функции по проведению расследований, предшествующих применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, за исключением расследований в отношении сельскохозяйственной и рыбной продукции.

Таким образом, до настоящего момента функция по проведению расследований, предшествующих введению указанных мер при импорте сельскохозяйственной и рыбной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, не закреплена ни за одним федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время растет число обращений в адрес Правительства Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации российских производителей сельскохозяйственной продукции (масложировой продукции, орехов, соли поваренной всех видов, карамели, сухого молока, мяса птицы и свинины) с просьбой защиты своих интересов посредством введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Учитывая вышеизложенное, Минромторгом России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации», предусматривающий включение в функции Минпромторга России проведение специальных защитных, компенсационных и антидемпинговых расследований в отношении сельскохозяйственной и рыбной продукции.

12. О выдаче Правительству Карачаево-Черкесской Республики государственных жилищных сертификатов для предоставления их гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Карачаево-Черкесской Республики 17 - 18 и 28 - 30 июня 2007 года.

В результате чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Карачаево-Черкесской Республики 17-18 и 28-30 июня 2007 г., нанесен значительный материальный ущерб объектам жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, оказались непригодными для жилья и не подлежали восстановлению более 350 домовладений.

Общий материальный ущерб от указанных чрезвычайных ситуаций, по оценке Правительства Карачаево-Черкесской Республики, составил свыше 1 млрд. рублей.

По результатам экспертизы представленных Правительством Карачаево-Черкесской Республики обосновывающих документов определена необходимость выделения Правительству Карачаево-Черкесской Республики 480 государственных жилищных сертификатов с последующим погашением за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для предоставления их гражданам, проживавшим в 356 домовладениях, признанных Минрегионом России непригодными для проживания.

Направляемый проект распоряжения подготовлен на основании обосновывающих материалов, в том числе реестра жилых домовладений, непригодных для дальнейшей эксплуатации, согласованного Минрегионом России, списков граждан на получение государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлениями Правительства Карачаево-Черкесской Республики.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 24.04.2008 г. № 556-р и от 30.04.2008 г. № 598-р Правительству Карачаево-Черкесской Республики выделено 100229,6 тыс. рублей на оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам, а также на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ в целях ликвидации последствий вышеуказанных чрезвычайных ситуаций.

С учетом данного распоряжения Правительства Российской Федерации последствия данных чрезвычайных ситуаций на территории Карачаево-Черкесской Республики будут ликвидированы в полном объеме.

Москва,
29 мая 2009 года

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.