Версия для слабовидящих

5 ноября 2009

Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 5 ноября 2009 г.

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 5 ноября 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение внутренней эффективности субъектов естественных монополий и снижение издержек в энергетике

Разработку и реализацию мер, направленных на повышение внутренней эффективности субъектов естественных монополий и снижение издержек в энергетике, Минэнерго России осуществляет в соответствии с Планом действий по реализации Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год в сфере энергетики.

Указанную работу по повышению внутренней эффективности субъектов естественных монополий Минэнерго России основывает на следующих подходах:

  • эффективность субъектов естественных монополий для государства и потребителей характеризуется качеством, надежностью, безопасностью и доступностью предоставляемых ими услуг при оптимальном уровне издержек;
  • энергетическая эффективность в электроэнергетике определяется, прежде всего, потерями энергии в электрических и тепловых сетях, удельными расходами топлива на производство электрической и тепловой энергии, расходом энергии на собственные нужды.

При этом рассмотрению подлежали естественные монополии ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «СО ЕЭС», ОАО «РАО Энергетические системы Востока», ОАО «Транснефть» и ОАО «Газпром», а также ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и ОАО «Концерн Энергоатом», которые естественными монополиями не являются.

Для повышения эффективности рассматриваемых компаний необходимы меры по оптимизации издержек, увеличению объема и повышению качества предоставляемых услуг, а также меры государства по совершенствованию государственного регулирования естественных монополий и повышению эффективности корпоративного управления.

Основным направлением повышения эффективности в энергетике в настоящее время является сокращение издержек. Программы по управлению издержками в энергокомпаниях принимаются в составе бизнес-планов на очередной год.

По итогам деятельности за 9 месяцев 2009 года суммарный эффект от сокращения издержек (в компаниях с государственным участием) ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «СО ЕЭС», ОАО «РАО ЭС Востока», ОАО «РусГидро», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Концерн Энергоатом», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Газпром» составил 30,644 млрд.рублей.

Основные направления снижения издержек:

  • сокращение затрат на ремонты, на оплату труда за счет оптимизации численности персонала, сокращения общехозяйственных расходов (ОАО «ФСК ЕЭС»);
  • сокращение потерь электроэнергии в сетях, затрат на услуги производственного характера, на сырье и материалы, на ремонты (ОАО «Холдинг МРСК»);
  • сокращение затрат за счет проведения регламентированных закупок (проведение конкурентных процедур, покупка по централизованным договорам, переход на отечественных поставщиков оборудования и материалов), снижения операционных издержек (ОАО «СО ЕЭС»);
  • сокращение затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг), а также внереализационной деятельности (ОАО «РАО Энергетические системы Востока»);
  • снижение расходов на сырье и материалы, на оплату труда, снижение расходов на работы и услуги производственного и непроизводственного характера (ОАО «РусГидро»);
  • оптимизация экспортно-импортных поставок электроэнергии, сокращение общехозяйственных и управленческих расходов, экономия при валютных операциях и расходах, связанных с привлечением кредита (ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»);
  • применение новых технологий и материалов для увеличения межремонтного периода, формирование единой системы управления закупками услуг производственного характера, сокращение административно-управленческих расходов, платежей за загрязнение окружающей среды, транспортных расходов, самоокупаемости обслуживающих производств и хозяйств (ОАО «Концерн Энергоатом»);
  • снижение управленческих расходов, расходов на ликвидацию и консервацию основных средств, расходов на пусконаладочные работы, вкладов в имущество дочерних обществ (ОАО «Газпром»);
  • экономия по инвестиционной программе (снижение стоимости строительно-монтажных работ, проектно-исследовательских работ), по управленческим расходам и др. (ОАО «АК «Транснефть»).

Дальнейшую работу по повышению эффективности и сокращению издержек Минэнерго России предусматривает проводить через разработку программ управления издержками компаний энергетики с целью сдерживания тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей на 2009 и 2010 годы и изысканию внутренних источников инвестиций за счет снижения издержек.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минэнерго России формирует комплексную программу мер по снижению сверхнормативных потерь электроэнергии на 2010 - 2012 годы в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа.

С учетом принимаемых мер по сокращению издержек на 10% утверждены параметры роста регулируемых тарифов на электроэнергию на 2010 год в размере 8% (исходя из сохранения оплаты труда на уровне 2009 года).

Также снижению издержек для сетевых компаний (ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «Дальневосточная распределительная компания») должно способствовать регулирования тарифов на услуги по передаче электроэнергии на основе использования метода доходности инвестированного капитала.

Минэнерго России совместно с ФСТ России и ФАС России создает систему мониторинга и прогнозирования стоимости и издержек производства электроэнергии. С этой целью формируется интегрированная база данных об отдельных важнейших видах издержек - топливных затратах и затратах на ремонт. Проводится их анализ за прошедший период (месяц, квартал, год).

Минэнерго России предлагает принятие дополнительных мер по повышению внутренней эффективности и снижению издержек в энергетике, направленных на создание нормативной основы для проведения работы по сокращению издержек в энергетике, разработку системы технико-экономических показателей для сетевых и генерирующих компаний, программы мер по снижению удельных капитальных вложений в сетевом строительстве и при строительстве электростанций, программы сокращения потерь электроэнергии в сетях всех уровней напряжения, программы мер по сокращению удельных расходов топлива при производстве электрической и тепловой энергии на тепловых электростанциях, комплекса мер по совершенствованию нормирования потерь тепловой энергии в сетях, а также критериев и показателей безопасности, надежности и качества сетевых услуг с использованием технических регламентов.

Минэнерго России также предлагает введение для субъектов естественных монополий системы закупки на основе регламентированных конкурентных процедур, учитывающих особенности функционирования естественных монополий.

Перечисленные меры Минэнерго России предусматривает включить в разрабатываемую программу повышения эффективности естественных монополий и снижения издержек в энергетике на 2010 - 2012 годах.

2. О реализации в 2009 году комплекса мер по содействию развития секторов, наиболее перспективных в плане импортозамещения

Материалы по данному вопросу внесены Минпромторгом России.

Материалы Минпромторга России представляют собой отчет Министерства о проделанной работе по преодолению кризисных явлений в четырех отраслях, наиболее перспективных, по мнению Министерства, в плане импортозамещения - автомобилестроении, лесной и легкой промышленностей, а также фармацевтической промышленности.

В течение 2007-2009 годов с целью модернизации промышленного производства, в частности в лесной и легкой промышленности, Правительством Российской Федерации принят ряд решений, направленных на сокращение экспорта сырья и стимулирование импортозамещения:

  • отменены или значительно снижены ввозные таможенные пошлины на импортное оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации;
  • принято решение о неприменении налога на добавленную стоимость при ввозе импортного оборудования, не производимого в России;
  • установлен поэтапный график повышения ставок вывозных таможенных пошлин в отношении необработанных лесоматериалов;
  • отменены экспортные пошлины в отношении продукции деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (кроме лесоматериалов из ценных пород древесины) для обеспечения свободного доступа указанных товаров на внешний рынок.
  • приняты постановление Правительства Российской Федерации «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», а также соответствующие акты Минпромторга России по его реализации, направленные на создание производственных мощностей по глубокой переработке древесины, выпуску продукции, не производимой или производимой в недостаточном количестве в России. В настоящее время в реестр приоритетных проектов включены 75 проектов в области освоения лесов;
  • предоставляются безвозмездные субсидии из федерального бюджета организациям лесопромышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на техническое перевооружение на срок до 5 лет. Лимит бюджетных обязательств на эти цели в 2009 году - 1,0 млрд. рублей;
  • предоставляются безвозмездные субсидии из федерального бюджета организациям легкой промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на проведение технического перевооружения в 2009 году (предусмотрено выделение средств в сумме 98 млн. рублей). Предоставление субсидий на техническое перевооружение осуществляется в размере двух третьих ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Срок кредитов на осуществление технического перевооружения продлен до 5 лет;
  • субсидирование также распространено на кредиты, полученные в 2006-2008 годах;
  • осуществляется субсидирование текущей деятельности предприятий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на создание межсезонных запасов сырья и топлива. Лимит бюджетных обязательств на 2009 год на эти цели составляет 325 млн. рублей для организаций лесной промышленности и 200 млн. рублей для организаций легкой промышленности.

Минпромторг России считает, что принятые в 2007-2009 годах нормативные правовые акты в достаточной мере обеспечивают развитие лесной и легкой промышленности в плане наращивания импортозамещающего производства в увязке с внутренним спросом, и разработка новых нормативных актов в 2010г. нецелесообразна.

Результатом проделанной работы по вопросу о стратегии развития фармацевтической промышленности, ориентированной на импортозамещение, стало утверждение 23 октября 2009 года Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и утверждение Реестра перспективных проектов в области фармацевтической и медицинской промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. На рассмотрение поступило более 150 проектов, 30 из которых уже включены в Реестр, в том числе направленных на импортозамещение.

3. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами»

Проект федерального закона разработан и внесен совместно МИДом России и Минпромторгом России.

Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами было подписано в рамках очередного заседания Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав правительств, проходившего 9 июня 2009 года в городе Москве.

Соглашение определяет порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.

На основании подпункта «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Законопроект подлежит ратификации.

4. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран»

Проект федерального закона разработан и внесен совместно МИДом России и Минпромторгом России.

Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран подписано в рамках заседания Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав правительств в г.Москве 9 июня 2009 г.

Соглашение определяет порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.

На основании подпункта «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Законопроект подлежит ратификации.

Соглашение содержит положения, предусматривающие передачу Комиссии таможенного союза части полномочий Российской Федерации, которые в настоящее время осуществляются Правительством Российской Федерации. В частности, по введению, применению и отмене мер нетарифного регулирования, распределению объемов экспортных и (или) импортных квот между государствами Сторон при введении количественных ограничений импорта и (или) экспорта товаров, определению методов их распределения, а также принятию решений и определению порядка предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, введению наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров, принятию решений о введении иных мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, не носящих экономического характера и вводимых исходя из национальных интересов государств Сторон, а также особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами.

5. О внесении изменения в Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

Проект постановления Правительства Российской Федерации по этому вопросу разработан и представлен в Правительство Российской Федерации Минспорттуризма России.

В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» порядок финансирования за счет средств федерального бюджета и нормы расходов средств на проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ранее указанные порядок и нормы расходов средств устанавливались Правительством Российской Федерации.

В связи с тем, что согласно Положению о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 408, Минспорттуризм России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики полномочие по установлению вышеуказанных порядка и норм расходов средств целесообразно возложить на Минспорттуризма России.

6. О выделении администрации Сахалинской области бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате землетрясения, произошедшего 2 августа 2007 г. на территории Невельского района Сахалинской области, в связи с утратой ими имущества первой необходимости

Москва,
3 ноября 2009 года

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.