Версия для слабовидящих

29 октября 2009

В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

«Повышая устойчивость и надежность кредитных учреждений, мы тем самым защищаем интересы вкладчиков, обеспечиваем бесперебойное функционирование расчетной системы, а также создаем условия для решения проблемы, так называемых плохих долгов, возникших из-за спада экономической активности».

Стенограмма заседания: 

В.В.Путин: Добрый день!

Мы начнем работу сегодня с приятного события - поздравим Набиуллину Эльвиру Сахипзадовну с днем рождения.

Эльвира Сахипзадовна, я как раз подписал постановление об увеличении выделяемых нами средств на поддержку малого и среднего бизнеса - в размере 7,5 млрд рублей.

Мы осуществляем эту поддержку через регионы РФ. Несколько слов скажите, пожалуйста, о том, как это работает и как мы намерены использовать эти средства.

Э.С.Набиуллина: Решение о направлении дополнительных ресурсов на капитализацию региональных гарантийных фондов можно отнести к числу наиболее ожидаемых малым бизнесом. Потому что можно говорить не только о том, что мы предоставляем очередной финансовый транш малому бизнесу, но и о качественном изменении формирования института региональных гарантийных фондов, специального института поддержки, который оказался очень востребованным в условиях кризиса. Потому что он позволяет малому и среднему бизнесу действительно увеличить доступ к банковским кредитам.

По сути, когда у предпринимателей недостаточно залогов для получения кредитов, государство делит риски вместе с банками, помогая кредитованию малого бизнеса.

За предыдущие три года у нас создано 67 региональных гарантийных фондов. Причем практически половина - 34 фонда - были созданы именно в 2009 году. И сейчас капитализация фондов составляет 9 млрд рублей - это вместе со средствами, которые направлялись в них регионами. Потому что они  софинансируют.

В этом году мы направили 3 млрд рублей на поддержку этих фондов.

В.В.Путин: 3,9, по-моему!

Э.С.Набиуллина: Да, 3,9. Больше 3-х млрд. И вместе с региональными фондами это как раз сумма около 9 млрд рублей. Это позволило прокредитовать в этому году на 11 млрд рублей. Пока эти деньги работают.

По нашей оценке, эта дополнительная поддержка позволит поддерживать текущее кредитование малых и средних компаний в размере до 100 млрд рублей, в том числе и за счет «револьверности» действия этих фондов.

Сейчас в программе принимают участие 176 коммерческих банков. Среди них такие крупные как Сбербанк, РоссельхозБанк, но и, что важно, региональные банки, которые работают непосредственно с малым и средним бизнесом.

И по принятию этого постановления буквально на следующей неделе мы соберемся с представителями регионов, с представителями малого бизнеса для того, чтобы определить, каким образом эта сумма будет распределяться по регионам, чтобы в ближайшее время направить.

В.В.Путин: Вы давно ставили вопрос о выделении этих ресурсов. И хочу Вам передать подписанное постановление в качестве подарка к дню рождения. И несколько слов об особых экономических зонах. Вы только что встречались с руководителями регионов, где эти зоны функционируют.

Э.С.Набиуллина: Я провела совещание с представителями регионов по новым подходам к управлению зонами и по перспективам развития особых экономических зон. В совещании приняли участие губернаторы, руководители 26 регионов, где уже существуют зоны, и тех регионов, где мы обсуждаем возможность создания зон.

И надо сказать, что такие зоны - это востребованный инструмент для привлечения инвестиций, для создания новых производств, высокотехнологичных производств.

Мы обсуждали с представителями регионов и те поправки в законодательство, которые сейчас готовятся, которые находятся в Думе. И здесь очень важный вопрос, который ставили регионы, - дать возможность в техниковнедренческих зонах осуществлять производство той продукции, которая в этих зонах разработана. Именно научно-технической продукции.

Такое предложение было поддержано. В том числе для техниковнедренческих зон, снизить минимальный порог инвестиций. Предлагается с 10 до 3 млн евро. По портовым зонам, которые мы только собираемся создавать, предлагается расширить список разрешенной деятельности для того, чтобы они были более эффективными. Эти темы мы обсуждали.

Также правительственным законом предлагается, наряду с конкурсным порядком создания зон, в исключительных случаях предусмотреть и создание зон вне конкурса, по решению Правительства. Такие случаи могут быть востребованы. Мы, например, обсуждаем Самарскую область - возможность создания особой экономической зоны в Тольятти, а также в других регионах.

На втором этапе, на наш взгляд, можно было бы поддержать предложение регионов с тем, чтобы передавать им больше прав и больше ответственности в создании зон. По критериям и требованиям, которые устанавливаются на федеральном уровне.

Мы видим, как во многих регионах, хотя это и не называется особыми экономическими зонами, создаются целые производственные кластеры, как, например, в Калуге. Поэтому регионы просили поддержать через инструмент зон, в том числе, их самостоятельные действия по созданию таких кластеров.

Также мы обсуждали и оптимизацию систем управления с тем, какие полномочия нужно оставлять на федеральном уровне, а какие можно было бы и передать на уровень регионов, в том числе, и разрешение на строительство, для того, чтобы в меньшие сроки мы могли получать такие разрешения на строительство.

И на следующей неделе мы проведем совещание с резидентами техниковнедренческих зон. Потому что для нас самое основное - это, конечно, привлечь инвесторов, привлечь резидентов. И зоны - это как раз инструмент, который позволяет потребности инвесторов и резидентов удовлетворять и повышать эффективность инвестирования.

В.В.Путин: Хорошо. Подписано распоряжение о выделении дополнительных денег «РусГидро» для ускорения строительства водосброса на Саяно-Шушенской ГЭС в объеме 4,3 млрд рублей. Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), пожалуйста.

А.Л.Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович, в результате работы специальной рабочей группы по мерам по ликвидации последствий аварии в филиале «РусГидро» Саяно-Шушенской ГЭС и организации работ по устойчивому энергоснабжению ОЭС Сибири в рамках ускоренного строительства берегового сброса Саяно-Шушенской ГЭС, предложено как самому «РусГидро» профинансировать ускорение достройки берегового сброса, так и дополнительно выделить деньги из федерального бюджета.

Суммарно этот береговой водосброс будет стоить 13 млрд 238 млн. Из них 8 млрд 908 млн потратит «РусГидро». В основном, [именно] в этом году будут вложены эти средства, чтобы стройка не останавливалась.

Средства в размере 4 млрд 300 млн в основном будут потрачены в следующем году. Таким образом, это будет учтено в эмиссии акций «РусГидро». В результате уже 1 июня 2010 года первый тоннель, который будет замещать неработающие агрегации ГЭС, уже заработает.

Поэтому по тем поручениям, которые Вы давали, мероприятия подготовлены и работа идет полным ходом. На стройке будет увеличено количество работающих с 600 до 1400 человек.

В.В.Путин: В Минэнерго должны это контролировать. А Вас прошу, конечно, все, что необходимо, все, о чем мы договаривались, - обеспечить финансирование в срок.

Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко), Вами подготовлен доклад «Национальная инновационная система России». Несколько слов скажите об этом, проинформируйте, пожалуйста, коллег.

А.А.Фурсенко: Уважаемый Владимир Владимирович, в соответствии с решением Правительства, мы заключили договор с Организацией экономического сотрудничества и развития о подготовке обзора международного состояния национальной системы и развития инновационной сферы, инновационной политики.

Первым этапом этой работы была подготовка базового доклада по национальной инновационной системе Российской Федерации. Этот базовый доклад был подготовлен, работа начата в начале прошлого года. Был подготовлен научный консорциум российских научных, экспертных организаций. И в нем представлена комплексная оценка - сильные и слабые стороны нашей национальной инновационной системы и политики, которую мы проводим.

В.В.Путин: Эксперты ОЭСР принимали участие в этой работе или нет?

А.А.Фурсенко: Это была работа наших национальных экспертов. С ноября приезжают эксперты ОЭСР и начинают проводить серию интервью с участниками развития инновационной системы не только в Москве и Петербурге, но и в различных регионах, базируясь на этом докладе.

После этого эксперты ОЭСР дадут свою оценку. И к лету будущего 2010 года мы получим этот обзор, который является важной частью для вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития. Я хочу сказать, что такой доклад - первый за последние 16 лет. В 1993 году подготовлен соответствующий доклад, который максимально полно демонстрировал ситуацию в российской инновационной сфере.

В.В.Путин: Надо подумать о том, как нам использовать полученные материалы не только для вступления в ОЭСР, в уважаемую организацию, а для того, чтобы оценить качество и результаты нашей деятельности по приданию экономике инновационного пути развития и корректировать свои действия.

А.А.Фурсенко: Мы сейчас планируем, во-первых, разместить на сайте Министерства, во-вторых, передать доклад всем нашим коллегам в министерствах. С тем, чтобы они, во-первых, ознакомились, а во-вторых, эксперты ОЭСР планируют встретиться, естественно, не только с учеными, но и с представителями промышленности, бизнеса. Чтобы доклад был базой для этих встреч.

Кроме того, мы рассчитываем, что общественность как научная, так и бизнес-сообщество тоже примут участие в этом докладе с тем, чтобы к следующему этапу - весне 2010 года - иметь всесторонне согласованную политику и оценку ситуации в этой сфере.

В.В.Путин: Ладно. Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), в ноябре Вы планируете заседание Правительственной комиссии по транспорту и связи. Пожалуйста расскажите, на что Вы планируете выйти?

С.Б.Иванов: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги, завтра, 30 октября я провожу очередное заседание Правительственной комиссии по транспорту и связи.

В повестке дня два вопроса и оба связаны с морской тематикой. Тематика первого вопроса - о государственном регулировании найма и трудоустройства российских моряков на иностранные суда. Тема в последнее время стала очень актуальной, и, можно прямо сказать, что дела здесь обстоят неблагополучно.

На слуху регулярные случаи, когда наши моряки, российские граждане, плавающие на иностранных судах, оказываются в бедственном положении, фактически они брошены на произвол в иностранных портах, судовладелец не принимает никаких мер для того, чтобы вернуть их на родину, не платит зарплату. Эти случаи широко известны.

Министерство транспорта проанализировало эту ситуацию: как правило, какие инциденты происходят с судами, плавающими под так называемым «удобным флагом», - это такие «великие морские державы» как Антигуа и Барбуда, Антильские острова, Камбоджа, Либерия, Мальта. Эти страны в отличие от России не присоединились ко всем международным конвенциям, защищающим трудовое законодательство и социальные права наших граждан.

Кроме этого, есть выявленные случаи, когда владельцами таких судов под иностранным флагом являются на самом деле российские граждане, проживающие на территории РФ.

В этой связи подготовлено отдельное предложение. В частности, мы рассмотрим возможность введения обязательного страхования так называемыми крюинговыми компаниями. Это те компании, которые нанимают наших моряков для работы на судах, кораблях с иностранным флагом. Так вот, чтобы эти крюинговые компании страховали свою ответственность, в том числе финансовое обеспечение на выплату зарплаты и, в крайнем случае, репатриацию, то есть возвращение на родину наших граждан, попавших в тяжелое положение.

Кроме того, мы хотим рассмотреть целесообразность установления федеральными органами исполнительной власти, прежде всего в лице Министерства транспорта и Федеральной миграционной службы, контроля за содержанием трудовых договоров, которые заключают наши граждане и оформляют, соответственно, удостоверение личности моряка или мореходную книжку.

Это просто помощь нашим людям, которые устраиваются таким образом на работу. И одновременно, я считаю, что органы власти должны четче помогать и разъяснять нашим гражданам те опасности и риски, которые очень велики при найме на работу такого рода.

Вторым вопросом повестки дня мы рассмотрим ситуацию о развитии морского терминала в городе Пионерске Калининградской области. Есть инвесторы, которые готовы развивать этот морской терминал, расположенный прямо на берегу Балтийского моря, для рекреационной, туристической деятельности, строить там яхтенную марину и, в то же время, сочетать этот вопрос с интересами нашего рыболовства на Балтике.

Во время Вашей рабочей поездки в Калининград на этой неделе, этот вопрос во время Совета по развитию местного самоуправления ставился. И мы рассмотрим предложения Калининградской области по развитию морского терминала именно применительно к туризму, отдыху и нормальному развитию этого Балтийского терминала.

В.В.Путин: Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), сегодня в Москве открывается большое мероприятие - съезд онкологов, в котором принимают участие 1500 человек. Это и наши специалисты, и их коллеги из-за рубежа. Как идет работа по нашей онкологической программе, по программе борьбы с онкологическими заболеваниями?

Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. Я до заседания Президиума как раз присутствовала на открытии 7-ого съезда онкологов. Тема этого съезда: «Совершенствование медицинской помощи при онкологических заболеваниях», включая актуальные проблемы детской гематологии и онкологии.

Мы не ожидали, что интерес к этой тематике будет таким большим. Действительно, цифра, которую Вы назвали, - это цифра, которая ожидалась. Сегодня было зарегистрировано 1700 человек. Интерес к этой проблеме достаточно высокий.

Я напомню, что мы в 2008 году принимали решение о том, что это направление включается в направление Национального проекта «Здоровье» как самостоятельное, потому что показатели заболеваемости и смертности в Российской Федерации по онкологическим заболеваниям очень высокие.

У нас ежегодно в Российской Федерации от онкологических заболеваний умирает 285 тыс. человек. И это 14% от всех смертей в Российской Федерации. И ежегодно 200 тыс. инвалидов добавляется - впервые признанных инвалидами именно по причине онкологических заболеваний. Данные статистики говорят о том, что из этих 200 тыс. человек 40% - это граждане трудоспособного возраста.

Сейчас все подготовительные мероприятия, которые планировались для 2009 года в 11 субъектах Российской Федерации и двух федеральных учреждениях, завершены. И сейчас поэтапно, в ноябре, декабре и начале января, начнут открываться региональные и один окружной онкологический центр, который будет открыт в Челябинской области.

Челябинская область была не случайно выбрана как окружной онкологический центр, потому что уровень заболеваемости очень высокий, связанный с событиями 1957 года.

Должна сказать, что мы уже также провели соответствующую работу с субъектами Российской Федерации по отбору в 2010 году. В 2010 году в программе примут участие 10 субъектов Российской Федерации.

И мы буквально недавно вернулись из командировки из Хабаровского края и приняли решение, что, несмотря на то, что Хабаровский край был участником в этом году как региональный онкологический центр, на его базе мы в 2010 году будем создавать окружной онкологический центр для всего Дальнего Востока. Потому что они продемонстрировали очень высокий уровень подготовки и самого учреждения и персонала. Самое главное - желание людей конкретно работать по этому направлению.

Еще один момент, на который я бы хотела обратить внимание. Сегодня в работе этого съезда принял участие директор Международного агентства по изучению рака господин Питер Бойл. Он приехал в Москву не только  для того, чтобы участвовать в этой конференции.

Вчера вечером мы совместно с ним подписали меморандум о взаимопонимании между Министерством и Агентством, который рассчитан на 4 направления, и по каждому из этих направлений будет принят отдельный план действий.

В числе этих направлений - сотрудничество в области создания и последующего обеспечения гарантированного, качественного канцер-регистра, то есть учета всех больных, которые страдают злокачественными новообразованиями.

И еще три направления, которые, я бы сказала, не менее важны. Это сотрудничество в области скрининга онкологических заболеваний и дополнительных профилактических проектов, включая исследования по внедрению фундаментальных разработок с обеспечением их качественной реализацией, причем как с одной, так и с другой стороны.

Третье направление - это сотрудничество в области причин и механизмов возникновения рака и его профилактики.

И последнее - это повышение уровня профессиональной подготовки наших молодых специалистов, которые специализируются на теме онкологических заболеваний с прохождением соответствующей переподготовки на базе Международного агентства по изучению рака и Всемирной организации здравоохранения.

Теми мероприятиями, которые мы осуществляли, в 2009 год охвачено 20 млн 349 тыс. населения Российской Федерации. 2010 год нам добавит еще практически столько же. И к концу 2010 года  почти 41 млн человек будут получать квалифицированную онкологическую помощь.

Мы договорились, что если мы будем поддерживать эту программу, она должна завершиться к 2015 году. И к 2015 году мы охватим всю территорию РФ принципиально новой системой организации онкологической медицинской помощи.

В.В.Путин: Как у нас идет строительство гематологического детского центра?

Т.А.Голикова: Все идет в плановом порядке. Более того, если бы у нас были финансовые возможности, они готовы и более быстрыми темпами строить, более быстрыми темпами вводить этот центр.

В.В.Путин: Что значит, более быстрыми темпами? Они идут по плану сейчас?

Т.А.Голикова: Да, они идут абсолютно по плану.

В.В.Путин: Но готовы с опережением?

Т.А.Голикова: Да, потому что мы им даем ровно столько денег, сколько было предусмотрено в плане, то есть мы им не ставим пока опережающий график.

В.В.Путин: Самое главное - что мы пока не снижаем им финансирование.

Т.А.Голикова: Абсолютно не снижаем никакого финансирования. А они, в свою очередь, не снижают темпов строительства.

В.В.Путин: То есть в графике? Когда должно быть завершено строительство?

Т.А.Голикова: Мы с Вами планировали открыть его 1 июня 2011 года, но для того, чтобы открыть 1 июня 2011 года, именно открыть для приема пациентов, нам нужно, конечно, опережающее финансирование. А так мы его по плану должны открыть в 2011 году, и если опережающего финансирования не будет, то это будет не 1 июня, а ...

В.В.Путин: В конце года, скажем?

Т.А.Голикова: Да.

В.В.Путин: Ладно, главное, чтобы от графика не отставали. Хорошо, переходим к сегодняшней повестке дня.

Я напомню, в июле этого года мы проводили специальное совещание, посвященное ситуации на алкогольном рынке. Вопрос крайне важный как с экономической, так и с социальной точки зрения. Мы с вами это хорошо понимаем. Здесь много проблем. Но самое печального из того, что здесь есть, - это, конечно же, не упущенные доходы казны от неучтенного товара - а его достаточно на рынке, и эти доходы могли бы пойти на выплату пенсий, социальных пособий, на ту же медицину. Главное - это тот невосполнимый ущерб, который алкоголь, особенно некачественный алкоголь - так называемая «паленая водка» - наносит здоровью граждан.

Для борьбы с этой угрозой мы начали кампанию по продвижению ценностей здорового образа жизни: занимаемся развитием массового спорта, улучшаем систему здравоохранения.

Ясно, что при этом очень большие доходы от неучтенного товара, которые приносит «теневой рынок» алкогольной промышленности, в конечном счете, подпитывают и коррупцию, и криминал.

Хотел бы проинформировать вас о том, что принято решение создать Правительственную комиссию по регулированию рынка алкогольной продукции.

Она будет готовить соответствующие предложения и отслеживать эффективность принимаемых мер. Ее возглавит Виктор Алексеевич Зубков.

Следующий вопрос нашей повестки касается антикризисной поддержки банковского сектора. Повышая устойчивость и надежность кредитных учреждений, мы тем самым защищаем интересы вкладчиков, обеспечиваем бесперебойное функционирование расчетной системы, а также создаем условия для решения проблемы, так называемых «плохих долгов», возникших из-за спада экономической активности.

Сегодня рассмотрим проект решения о выпуске облигаций федерального займа для обмена на привилегированные акции банков.

В результате такой операции они получат дополнительные средства для пополнения своего капитала. А значит, смогут более активно кредитовать предприятия реального сектора, активнее и увереннее работать с населением.

Всего на эти цели выделяется до 150 млрд рублей. Подчеркну, речь идет о предоставлении средств на возвратной и платной для банков основе. Собственники финансовых учреждений вернут государству все затраченные по этой программе деньги.

Кроме того, сегодня нам предстоит рассмотреть ряд законопроектов.

Среди них хотел бы особо выделить поправки в Уголовный кодекс. Они направлены на гуманизацию исправительной системы.

Для справки. Ежегодно к лишению свободы в стране приговариваются порядка 300 тысяч человек. Причем в их число входят не только закоренелые преступники и рецидивисты, но и те, кто оступился впервые в жизни. Допустил зачастую мелкое правонарушение.

За решеткой они пополняют известный контингент, попадают под губительное влияние криминальной среды, часто теряют обратную дорогу к нормальной, законопослушной жизни, вообще больше никогда не возвращаются.

Поэтому наша линия должна заключаться в том, чтобы шире использовать наказания, не связанные с лишением свободы. Имею в виду штраф, исправительные или обязательные работы.

Практика показывает, что они гораздо эффективнее служат основной цели, а именно исправлению людей, преступивших закон. Поэтому мы будем и дальше двигаться по пути гуманизации правосудия. Естественно, это не касается тех, кто совершает тяжкие и особо тяжкие преступления.

Еще один законопроект призван защитить права детей-сирот. У нас неоднократно возникали конфликтные ситуации с их выездом за границу на отдых или лечение.

Чтобы исключить здесь любую угрозу для безопасности детей, предлагается возложить на органы опеки и попечительства контроль при поездках за рубеж организованных групп детей-сирот.

Мы также заслушаем информацию о подготовке к работе Единого Интернет-портала государственных услуг.

На первом этапе, а это именно первый этап этой работы, он будет содержать максимально полную информацию о порядке оформления паспортов, пенсий, свидетельств о регистрации транспортных средств, прав собственности. Словом, тех документов, которые необходимы гражданам и бизнесу в повседневной жизни.

Хочу подчеркнуть, это только первый этап работы. За ним последуют другие, связанные с более полным обслуживанием граждан, оказания им полного спектра услуг со стороны государства. Я прошу руководителей всех министерств и ведомств взять эту работу под личный контроль. 

Давайте начнем работу.

 

Дополнительные материалы по теме