Версия для слабовидящих

3 сентября 2009

Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 3 сентября 2009

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 3 сентября 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы: 

I. Об итогах исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2009 года

Общие параметры исполнения федерального бюджета

Исполнение федерального бюджета в I полугодии 2009 г. происходит в условиях мирового экономического кризиса, в результате чего наблюдается замедление темпов экономического роста.

В I полугодии 2009 г. объем ВВП составил 17 927,8 млрд. рублей и снизился на 10,1% к соответствующему периоду прошлого года. За I полугодие 2009 г. потребительские цены на товары и услуги выросли в среднем на 7,4%.

Доходы федерального бюджета за I полугодие 2009 г. сложились в сумме 3 172,2 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета за отчетный период по кассовому исполнению составили 3 893,8 млрд. рублей. Дефицит федерального бюджета составил 721,6 млрд. рублей.

1. Доходы федерального бюджета

В общей сумме поступивших доходов федерального бюджета 3 172,2 млрд. рублей налоговые доходы составили 55,9%, неналоговые доходы - 44,1%. Большая часть доходов федерального бюджета была сформирована за счет налога на добавленную стоимость (29,9%), поступлений таможенной пошлины (28,5%), налога на добычу полезных ископаемых (12,1%) и налога на прибыль организаций (3,7%).

1.1 Налоговые доходы федерального бюджета за I полугодие 2009 г. составили 1 772,0 млрд. рублей и на 45,4 млрд. рублей или на 2,6% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на I полугодие 2009 года.

Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (53,6% от общего объема налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (21,7%), единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (14,1%), налога на прибыль организаций (6,7%), акцизов по подакцизным товарам (продукции) (2,6%).

1.2 Неналоговые доходы федерального бюджета за I полугодие 2009 г. составили 1 398,9 млрд. рублей и на 310,4 млрд. рублей или на 28,5% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на I полугодие 2009 года. В структуре неналоговых доходов доходы от уплаты таможенных пошлин составили 64,5%, доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния - 19,7% от общего объема неналоговых доходов.

1.3 Безвозмездные поступления и целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей за I полугодие 2009 г. составили 1,3 млрд. рублей.

2. Расходы федерального бюджета

В целом кассовые расходы федерального бюджета за отчетный период составили 3 893,8 млрд. рублей или 39,8% к уточненной бюджетной росписи на 2009 г. Кассовые непроцентные расходы федерального бюджета за I полугодие 2009 г. составили 3 807,4 млрд. рублей или 39,9% к уточненной бюджетной росписи (за I полугодие 2008 г. - 2 920,6 млрд. рублей или 40,4% к уточненной бюджетной росписи).

Кассовые расходы на реализацию приоритетных национальных проектов в отчетном периоде составили 52,3 млрд. рублей (18,0% уточненной бюджетной росписи), в том числе по проектам (млрд. рублей, в % к уточненной бюджетной росписи):

наименование приоритетного национального проекта

I полугодие 2009 г.

Здоровье

29,0 (23,2)

Доступное и комфортное жилье - гражданам России

9,2 (6,6)

Образование

14,1 (51,8)

Кроме того, на реализацию проекта «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» в I полугодии 2009 г. расходы составили 88,4  млрд. рублей (56,0% уточненной бюджетной росписи).

3. Государственный долг и объемы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния

Объем государственного долга на 1 июля 2009 г. составил 2 753,9 млрд. рублей.

По состоянию на 1 июля 2009 г. совокупный объем средств Резервного фонда составил 2 957,5 млрд. рублей, совокупный объем средств Фонда национального благосостояния - 2 813,9 млрд. рублей.

II. Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств

Проект технического регламента направлен на приведение существующей нормативной правовой базы в области технического регулирования в сферах производства автомобильной техники и компонентов к ней, а также эксплуатации автомобилей, в соответствие с положениями Федерального закона «О техническом регулировании».

Положения проекта регламента не предусматривают существенного изменения требований к автомобильной технике и компонентам, действующих в настоящее время в Российской Федерации. Вместе с тем действующая система не предусматривает подтверждения соответствия требованиям безопасности отдельных групп выпускаемых в обращение транспортных средств - импортируемых автомобилей, ранее находившихся в эксплуатации, а также транспортных средств при внесении изменений в их конструкцию.

Проектом регламента наряду с утверждением требований безопасности в отношении новых транспортных средств (импортируемых и производимых в Российской Федерации), а также в период их эксплуатации предусмотрено установление требований в отношении вышеуказанных групп транспортных средств.

Выполнение требований предлагаемого регламента должно привести к снижению рисков возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также тяжести последствий ДТП для водителей, пассажиров и пешеходов. По подсчетам Минпромторга России, снижение ущерба от ДТП в связи с принятием регламента может составить не менее 10% (или более 36 млрд рублей ежегодно).

Кроме того, устанавливаемые в проекте регламента требования к автомобильной технике гармонизированы с положениями международного законодательства, что является дополнительной мерой по повышению конкурентоспособности отечественной продукции.

III. Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросу отнесения запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам

Проект постановления по данному вопросу внесен в целях приведения постановлений Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства» и «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию» в соответствие с существующей практикой учета запасов разрабатываемых месторождений полезных ископаемых.

Проектом предусматривается уточнение оснований отнесения запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, отвалах или отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства. С этой целью предлагается установить, что отнесение указанных запасов к кондиционным или некондиционным осуществляется по результатам технико-экономического обоснования не только эксплуатационных, но и постоянных разведочных кондиций для подсчета разведанных запасов. Необходимость внесения данного уточнения обоснована тем, что для подсчета и оперативного учета запасов наряду с «эксплуатационными» кондициями, которые определяются в процессе разработки месторождения полезных ископаемых и применяются в исключительных случаях, используются в основном «постоянные разведочные» кондиции, утверждаемые по завершении разведки месторождения или в результате его коренной переоценки. Данное уточнение предлагается внести также в п.5.3.1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию.

Проектом постановления предлагается также исключить из указанных Правил пункт 3, предусматривающий отнесение запасов углеводородного сырья к некондиционным по согласованию с Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, поскольку согласно Временной классификации запасов месторождений, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов по отношению к запасам газа и нефти не применяется понятие «некондиционные запасы» и такие запасы не числятся на государственном балансе.

IV. Об участии Российской Федерации в оказании помощи беднейшим странам, пострадавшим в результате кризиса, и внесении Российской Федерацией в 2009 - 2011 годах в Трастовый фонд Программы Всемирного банка по поддержке уязвимых стран и отраслей взноса в размере до 50 млн. долларов США

Проект распоряжения подготовлен в соответствии с решениями, одобренными на встрече глав государств и правительств стран - членов «Группы двадцати» в Лондоне 1 - 2 апреля 2009 г.

Проектом распоряжения предусматривается принять предложение Минфина России об оказании Российской Федерацией поддержки беднейшим странам. Предлагается внести в 2009 - 2011 гг. за счет средств федерального бюджета в Трастовый фонд для оперативного реагирования в социальной сфере Программы Всемирного банка по поддержке уязвимых стран и отраслей взнос в размере до 50 млн. долларов США, в том числе 20 млн. долларов США в 2009 году, 15 млн. долларов США - в 2010 году и 15 млн. долларов США - в 2011 году.

Финансирование расходов, связанных с указанным взносом в Трастовый фонд, предлагается осуществить за счет средств, предусмотренных Минфину России в федеральном бюджете на соответствующий год по подразделу «Международные отношения и международное сотрудничество» раздела «Общегосударственные вопросы» классификации расходов бюджетов.

Средства, выделяемые в Трастовый фонд, направляются на поддержку систем социального обеспечения (национальные пенсионные системы, обеспечение питания для детей в школах, выплата заработной платы врачам и учителям), на поддержку уровня занятости и стабилизацию ситуации на рынке труда, а также для обеспечения доступа к базовым социальным услугам.

Средства российского взноса, выделяемые в Трастовый фонд, будут направлены на поддержку беднейших стран, являющихся получателями средств по линии Международной ассоциации развития (MAP).

Принципиальные решения по направлениям использования средств и условиям их предоставления принимаются консультативной группой Трастового фонда, в состав которой входят представители стран-доноров и Всемирного банка. На заседаниях указанной группы рассматривается стратегия деятельности Трастового фонда, утверждается программа работы на ближайший год и анализируются достигнутые результаты.

V. О выделении в 2009 году Минэкономразвития России бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации для финансового обеспечения расходов, связанных с проведением переговоров по подготовке проектов документов в целях формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации

Согласно решению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств с 1 января 2010 г. должны быть введены единые меры тарифного и нетарифного регулирования в рамках единой таможенной территории таможенного союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации.

На 27 ноября 2009 г. намечено заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств, на котором должны быть приняты решения о введении вышеуказанных мер регулирования, а также подписан международный договор о принятии Таможенного кодекса таможенного союза.

На 7-ом заседании Комиссии таможенного союза достигнута договоренность о проведении в Москве в период с 1 по 21 сентября 2009 г. переговоров делегаций Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации по подготовке и согласованию упомянутых выше документов, направленных на завершение процесса создания единой таможенной территории таможенного союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Учитывая, что в 2009 году Российская Федерация осуществляет председательство в Комиссии таможенного союза, финансовое и организационное обеспечение трехсторонних переговоров было предложено осуществить Российской Стороне.

В связи с тем, что расходы на финансовое обеспечение упомянутых мероприятий в бюджете Российской Федерации на 2009 год не предусмотрены, предлагается в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, выделить необходимые для этих целей финансовые средства (до 5 млн рублей) из резервного фонда Правительства.

Москва,
2 сентября 2009 года

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.