Версия для слабовидящих

26 февраля 2009

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 26 февраля 2009

На заседании Правительства Российской Федерации 26 февраля 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы.

1. О проекте программы развития конкуренции в Российской Федерации

Конкурентная политика: цели и задачи

Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для состязательности хозяйствующих субъектов. Основой конкурентной политики является Программа развития конкуренции, разработанная по поручению Правительства Российской Федерации от 19 августа 2008 г. в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата. Поэтому Программа включает как меры антимонопольного регулирования и иные защитные меры, так и меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулы для занятия предпринимательской деятельностью.

Конкурентная политика является ключевым инструментом достижения целей социально-экономического развития. Она направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизацию предприятий и тем самым на создание условий для обеспечения потребностей граждан Российской Федерации в товарах и услугах экономически эффективным образом.

Конкурентная политика является инструментом реализации следующих направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации: формирование институциональной среды инновационного развития; снижение инфляции; создание условий для повышения качества и уровня жизни населения; развитие национальной конкурентоспособности.

Достижение цели конкурентной политики предполагает решение следующих задач.

Первое. Общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров и создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка.

Второе. Повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования.

Третье. Реализация специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.

Программа развития конкуренции в Российской Федерации определяет приоритеты и основные направления конкурентной политики на период до 2012 года.

Первоочередные меры по развитию конкуренции

Ситуация в экономике в связи с мировым финансовым кризисом стремительно изменяется. Конкуренция становится более жесткой и обретает новые черты. Обостряется борьба между хозяйствующими субъектами за финансовые ресурсы, удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги. В условиях мирового экономического кризиса эта ситуация усугубляется тем, что зарубежные государства в силу повсеместного уменьшения спроса предпринимают и будут предпринимать активные действия по защите собственных рынков и поддержке своих предприятий-экспортеров.

Одновременно Правительством Российской Федерации реализуются антикризисные меры, направленные на оздоровление ситуации в финансовом секторе и на поддержку отдельных отраслей экономики.

Высвобождающиеся финансовые ресурсы, персонал, материально-технические средства из одних отраслей экономики должны без ограничений "перетекать" в другие отрасли, что возможно только при благоприятной конкурентной среде. Кроме того, стоит задача минимизации негативного влияния антикризисных мер на конкуренцию и формирование основы для будущего развития. Одной из важнейших задач в период кризиса является сохранение условий развития малого и среднего бизнеса, прежде всего за счет обеспечения доступа к кредитным ресурсам, снижения административного давления и расширения рынков сбыта продукции соответствующих участников рынка.

Скорость открытия нового бизнеса, получения кредитных ресурсов, оформления разрешительных документов в органах власти приобретают в условиях кризиса особое, нередко решающее значение.

Снижение непроизводственных затрат предприятий в виде различного рода административных, инфраструктурных ограничений и барьеров позволит увеличить средства, направляемые на поддержание основной деятельности существующих бизнес-проектов и создаст условия для привлечения в экономику новых предпринимателей.

В это время хозяйствующие субъекты склонны активнее апеллировать к органам государственной власти для использования инструментов государственного регулирования и вмешательства в конкурентной борьбе. Этот фактор повышает значение антимонопольного реагирования на незаконные действия должностных лиц органов власти в интересах отдельных хозяйствующих субъектов.

Однако принимаемые в условиях кризиса местными органами власти экстренные меры поддержки зачастую могут наносить вред конкурентной среде страны в целом. Так, в некоторых регионах действия органов власти направлены на изоляцию "своего" региона, введение ограничений по перемещению товаров, "антикризисного" регулирования отдельных предприятий и дополнительного обременения для бизнеса.

В ряде естественно-монопольных сфер отсутствует ответственность за нарушение правил доступа к услугам, в связи с чем контроль таких правил осуществляется антимонопольным органом по процедурам, предусмотренным для нарушений антимонопольного законодательства. Такая форма контроля связана со значительными временными издержками, что в условиях стремительно меняющейся обстановки затягивает сроки принятия решений.

В ряде сфер действующий порядок доступа не обеспечивает соблюдения принципа недискриминационности и нуждается в совершенствовании.

Необходимо отметить, что в мире отмечается значительное сокращение времени совершения сделок, осуществления слияний и поглощений. Только за 2008 год, по оценкам экспертов, длительность совершения таких сделок сократилась в 2 раза, с 142 до 80 дней. При этом зачастую альтернативой слиянию является банкротство компании. В связи с этим излишние и длительные процедуры согласования крайне нежелательны и могут привести к снижению конкурентоспособности российских предприятий по сравнению с зарубежными компаниями.

Важной антикризисной мерой поддержки отечественной экономики является поддержка спроса путем расширения закупок для государственных нужд, а также нужд государственных корпораций и естественных монополий. Однако данная мера будет эффективной только в случае, если выделение государством средств будет осуществляться на максимально доступной, в том числе для малого бизнеса, и прозрачной конкурсной основе.

Конкурентная политика в условиях кризиса должна предусматривать реализацию следующих мер.

Во-первых, следует существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров и проведения "точечных" мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа.

Во-вторых, при осуществлении контроля, в том числе антимонопольного, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти. Целесообразно силами антимонопольного органа провести серию контрольных мероприятий на предмет выявления нарушений, связанных с созданием органами власти необоснованных препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности.

В-третьих, нужно упростить доступ к инфраструктуре естественных монополий. Для этого следует, в частности, ввести ускоренную процедуру рассмотрения нарушений правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, установить ответственность за их нарушение в форме дисквалификации виновных должностных лиц.

Также необходимо утверждение правил недискриминационного доступа к системе магистральных и распределительных газопроводов.

В-четвертых, в целях совершенствования авиатопливообеспечения необходимы установление запрета на совмещение деятельности по реализации авиатоплива с иными видами деятельности по авиатопливообеспечению и разработка правил доступа к услугам топливозаправочных комплексов в аэропортах.

В-пятых, необходимо расширение поддержки малого бизнеса путем:

• сокращения административного давления на предприятия малого бизнеса, включая введение частичного моратория на проведение проверок до вступления в силу законодательства о снятии административных ограничений, а также моратория на налоговые проверки убыточных компаний по итогам 2008 года (налоговые органы используют показатели эффективности предпринимательской деятельности компании в качестве одного из важнейших критериев назначения налоговой проверки);
• обеспечения доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам и возможности проектного кредитования. Данная мера будет эффективной только в случае, если выделение государством средств будет осуществляться на максимально доступной, в том числе для малого бизнеса, и прозрачной конкурсной основе;
• упрощения доступа к инфраструктуре, в том числе снижение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, и упрощения процедуры присоединения;
• расширения рынка сбыта продукции предприятий малого бизнеса за счет увеличения возможности участия в проведении специализированных торгов по государственным закупкам (повышение величины максимального лота).

В-шестых, сокращение количества сделок, подлежащих предварительному согласованию с ФАС России, в первую очередь исключение обязательного согласования сделок внутри группы лиц.

В-седьмых, формирование эффективной, максимально доступной и прозрачной конкурсной системы размещения государственных заказов, заказов госкорпораций и естественных монополий, в том числе путем расширения практики размещения заказов на электронных аукционах, установления обязанности размещения заказов на поставку товаров и услуг для государственных корпораций и естественных монополий на конкурсной основе.

В-восьмых, разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение территориальной и отраслевой мобильности трудоспособного населения и предусматривающего, в том числе:

• снижение административных барьеров, препятствующих мобильности трудовых ресурсов (в том числе, упрощения процедуры регистрации по месту пребывания, получения услуг в рамках системы обязательного медицинского страхования);
• создание необходимой инфраструктуры услуг транспорта и найма жилья ;
• развитие системы переквалификации кадров (формирование государственного заказа на переобучение и распределение его в соответствии с требованиями закона о размещении государственного заказа);
• оказание финансовой поддержки работодателям по организации дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан.

В-девятых, в целях развития конкуренции в сфере железнодорожного транспорта необходимо создать специализированный информационно-торговый центр ("биржу") вагонов. На основе информации единого центра операторы подвижного состава смогут заключать контракты (свопы) по обмену вагонами, что позволит выстроить более эффективную логистику перевозок.

2. О проекте федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы"

Федеральная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы", подготовленная Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, предусматривает осуществление комплекса взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по снижению сейсмического риска и повышению общего уровня безопасности.

В рамках Программы предусматривается проведение работ по повышению устойчивости ряда федеральных объектов, находящихся в ведении МЧС России, МВД России, Минобороны России и ФСБ России, а также предоставление субсидий бюджетам 28 субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по повышению устойчивости жилых домов и основных объектов жизнеобеспечения, находящихся в региональной, муниципальной и частной собственности.

Весь комплекс программных мероприятий формируется и финансируется по статьям расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и капитальные вложения и осуществляется в два этапа.

Первый этап (2009-2010 годы) по своей сути является подготовительным и предусматривает выполнение мероприятий, результаты которых позволят объективно оценить сложившуюся ситуацию и создать условия для проведения работ по сейсмоусилению зданий и сооружений.

На первом этапе предлагается подготовить соответствующие нормативные и методические документы, выполнить ряд первоочередных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и приступить к их внедрению в практику, реализовать необходимые мероприятия по сейсмическому районированию, выполнить обследование и паспортизацию зданий и сооружений по единой методике, провести анализ деятельности и расширение сети сейсмологических станций, принять решения о целесообразности сейсмоусиления конкретных объектов, определить объем необходимых средств, в том числе средств федерального бюджета, на указанные работы.

На данном этапе также реализуются первоочередные мероприятия по сейсмоусилению расположенных на наиболее сейсмически опасных территориях объектов, на которые имеется утвержденная и прошедшая государственную экспертизу проектная документация.

С учетом поручения Президента Российской Федерации от 16 октября 2008 г. № Пр-2191 Программой предусматривается выделение в 2009 году субсидий бюджетам Камчатского края и Сахалинской области в объеме 6 млрд. рублей на мероприятия по повышению сейсмической устойчивости жилых домов.

В связи с этим реализацию мероприятий по повышению устойчивости объектов, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также предоставление субсидий бюджетам остальных 26 субъектов Российской Федерации в рамках Программы предлагается начать с 2010 года.

Второй этап (2011-2013 годы) является основным и предполагает полномасштабное проведение мероприятий по повышению устойчивости существующих жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, имеющих дефицит сейсмостойкости.

Использование программно-целевого метода позволит обеспечить методическое единство подходов и на этой основе концентрацию и наиболее рациональное использование бюджетных и привлеченных средств.

Общий объем финансирования Программы оценивается в 71 678,5 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 48 000 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 21 678,5 млн. рублей и внебюджетных источников - 2 000 млн. рублей.

Объем финансирования по разделу:

• "Капитальные вложения" (сейсмоусиление) составляет 71 369,5 млн. рублей;
• "НИОКР" - 309 млн. рублей.

Общая расчетная экономическая эффективность комплекса мероприятий Программы, обеспечивающих снижение материального ущерба, с учетом затрат на их осуществление составит 1,5 трлн. рублей.

3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Проект федерального закона "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" направлен на совершенствование правового регулирования налогообложения финансовых инструментов срочных сделок.

В связи с достижением российским финансовым рынком относительной зрелости, актуальной задачей становится формирование в Российской Федерации регионального финансового центра. В условиях углубления процессов глобализации и конкуренции между мировыми финансовыми центрами формирование такого центра требует реализации комплекса мер, направленных, в частности, на совершенствование налогового законодательства.

Действующее налоговое законодательство не всегда учитывает реалии динамично развивающегося финансового рынка, что не позволяет создать режим налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок, сопоставимый с аналогичными режимами, существующими в странах с развитой финансовой системой, и препятствует совершению операций с финансовыми инструментами.

Кроме того, в условиях развивающегося финансового и экономического кризиса, предлагаемые меры позволят существенно облегчить выход из кризиса различных отраслей российской экономики, создавая дополнительные возможности для привлечения капитала, компенсации возможных убытков налогоплательщиков, генерируя дополнительный импульс к развитию биржевой торговли товарами, обращающимися на внебиржевом рынке (нефти, нефтепродуктов и других).

Для реализации цели законопроекта предлагается внести изменения в главы 21 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

В частности, поправки в главу 21 Кодекса предусматривают возможность совершения операции с расчетными финансовыми инструментами, а также поставочными финансовыми инструментами без взимания НДС до момента поставки.

Уточняется порядок определения налоговой базы при реализации базисных активов финансовых инструментов срочных сделок.

Поправки в главу 25 Кодекса исключают из налоговой базы по налогу на прибыль организаций операции с финансовыми инструментами, совершаемые клиринговыми организациями, обеспечивающими клиринг и расчеты по таким операциям.

Рыночную стоимость внебиржевых финансовых инструментов предлагается определять исходя из предельных отклонений цены сделки от расчетной цены, методика расчета которой будет определяться федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Закрепляется понятие финансового инструмента срочных сделок, основанное на определении, данном в пункте б статьи 512 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 №39-Ф3.

Устанавливается одинаковый режим налогообложения для биржевых и внебиржевых финансовых инструментов и обеспечивается возможность отнесения на финансовый результат убытков от таких сделок вне зависимости от того, совершены операции в целях хеджирования или нет.

Принятие данного законопроекта ускорит развитие рынка финансовых инструментов в России, позволит повысить уровень его привлекательности для всех категорий инвесторов, а также товаропроизводителей, будет способствовать всестороннему развитию российской экономики и формированию в России регионального финансового центра.

4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 138 и 325 Таможенного кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование Таможенного кодекса Российской Федерации и устранение выявленных в ходе применения Кодекса недостатков упрощенного порядка декларирования, в том числе периодического временного декларирования российских товаров.

В настоящее время экспортёры нефти и нефтепродуктов имеют возможность заблаговременно анализировать ставки вывозных таможенных пошлин на предстоящий период и принимать решение о декларировании вывозимых товаров по действующим ставкам либо по ставкам, которые будут введены через пятнадцать дней и начнут действовать в момент фактического вывоза товаров.

Законопроектом устанавливаются сроки фактического вывоза с таможенной территории таких товаров, а также сроки подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации, исходя из ставок, действующих на день принятия временной таможенной декларации. При этом суммы вывозных таможенных пошлин подлежат перерасчету после уточнения в полной таможенной декларации сведений, заявленных во временной таможенной декларации, исходя из ставок таможенных пошлин, действующих на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Законопроектом фактически не изменяются общие сроки вывоза товаров, а лишь детально регламентируются сроки отгрузки и фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Предусмотренные законопроектом изменения позволят усовершенствовать упрощенный порядок декларирования и исключить риск потерь федерального бюджета при сохранении благоприятных условий для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 209 и 211 Трудового кодекса Российской Федерации"

Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 209 и 211 Трудового кодекса Российской Федерации" представлен в Правительство Российской Федерации Минздравсоцразвития России.

Предлагаемые законопроектом изменения позволяют определить стандарты безопасности труда, выведенные из сферы действия законодательства о техническом регулировании, и сохранить их место в уже сложившейся системе нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Указанные изменения будут способствовать дальнейшему развитию нормативного обеспечения в области охраны труда.

При этом сохраняется правовая норма, согласно которой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливается порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Вносимые законопроектом изменения не приведут к изменению сложившейся структуры нормативных правовых актов по вопросам охраны труда и технического регулирования.

6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Представленным законопроектом, разработанным Министерством транспорта Российской Федерации, предусматривается установление повышенных мер ответственности за административные правонарушения, а также введение административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение порядка размещения объектов в районе аэродрома, вертодрома, посадочной площадки, установленного Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1084.

Указанные выше вопросы административного законодательства в соответствии с пунктом 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относятся к ведению Российской Федерации и не требуют согласования с субъектами Российской Федерации.

В условиях роста объемов перевозок и авиационных работ, а также активности авиации общего назначения необходимо принять дополнительные меры, направленные на совершенствование государственного контроля за осуществлением деятельности в сфере гражданской авиации для обеспечения необходимого уровня безопасности полетов и авиационной безопасности.

Министерством транспорта Российской Федерации во взаимодействии с правоохранительными органами проводится работа по выявлению и пресечению нарушений воздушного законодательства.

Нарушения воздушного законодательства имеют место при несоблюдении правил перевозки пассажиров и грузов, превышении ограничений по полетной массе или центровке, выполнении коммерческих перевозок пассажиров на грузовых воздушных судах, несанкционированном внесении изменений в конструкцию воздушного судна, выполнении полета неукомплектованным экипажем воздушного судна, на незарегистрированных воздушных судах, без необходимых судовых документов, а подчас, и при управлении воздушным судном в нетрезвом состоянии.

Участились случаи правонарушений пассажирами на транспорте, в том числе и на борту воздушных судов, как правило, в состоянии алкогольного опьянения.

Так, по информации МВД России в 2007 году за мелкое хулиганство в общественном месте, т.е. на борту воздушного судна и в аэропорту к административной ответственности привлечено 245 пассажиров, за распитие спиртных напитков и нахождение в состоянии алкогольного опьянения на борту воздушного судна и в аэропорту 483 пассажира. В первом квартале 2008 года за совершение мелкого хулиганства на борту воздушного судна к административной ответственности привлечено 128 пассажиров, а за распитие спиртных напитков и нахождение в состоянии алкогольного опьянения 126 пассажиров.

Этому способствует отсутствие действенных мер административного воздействия на нарушителей воздушного законодательства.

Увеличение количества хулиганских действий на борту воздушного судна, создающих угрозу безопасности полета, подтверждаются и в неоднократных обращениях авиакомпаний в Минтранс России с просьбой ужесточить ответственность за указанные действия.

Меры административного воздействия, предлагаемые законопроектом дифференцировано отвечают степени опасности допускаемых нарушений.

Представленным законопроектом предусматривается повышение мер ответственности:

• за действия, угрожающие безопасности полетов;
• за нарушение норм авиационной безопасности;
• за нарушение правил использования воздушного пространства;
• за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов;
• за невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений командира (капитана) судна и за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, в транспортном средстве общего пользования;
• за нарушение режима Государственной границы Российской Федерации.

Конкретизированы и в зависимости от ответственности изложены административные нарушения безопасности полетов и безопасности эксплуатации воздушных судов, предусматривающие административную ответственность:

• за нарушение федеральных авиационных правил, регулирующих порядок допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил летной эксплуатации и технического обслуживания воздушного судна, если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;
• за вылет на воздушном судне с неисправностями, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого в установленном порядке специально уполномоченным органом, либо с нарушением норм пассажировместимости;
• за управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им;
• за управление воздушным судном, не прошедшим в установленном порядке государственную регистрацию или государственный учет, либо без государственных и регистрационных опознавательных знаков или учетных опознавательных знаков, либо с заведомо подложными государственными и регистрационными опознавательными знаками или учетными опознавательными знаками;
• за управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна;
• за управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения;
• за допуск к полету воздушного судна, не прошедшего в установленном порядке государственную регистрацию или государственный учет либо без государственных и регистрационных опознавательных знаков или учетных опознавательных знаков, либо с заведомо подложными государственными и регистрационными опознавательными знаками или учетными опознавательными знаками, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо с неукомплектованным летным или кабинным экипажем, либо с неисправностями, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого в установленном порядке специально уполномоченным органом, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости), а также ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лиц, не имеющих на то право, или находящихся в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права, или находящимся в состоянии опьянения;
• за выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Установлена административная ответственность за умышленное сокрытие авиационного происшествия или инцидента, предусматривающая административную ответственность за умышленное сокрытие авиационного происшествия, инцидента, сведений о них, а равно искажение информации, совершенные должностным или юридическим лицом, обязанным обеспечивать их доведение уполномоченным органам, а также повреждение или уничтожение лицом, ответственным за сохранность бортовых и наземных средств объективного контроля и других, связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов.

Административная ответственность, применявшаяся ранее за действия, угрожающие безопасности полетов, за нарушения мер по обеспечению авиационной безопасности, допускаемые в районе или на территории только аэродрома (аэропорта), законопроектом распространена и на аналогичные действия, допускаемые в районе или на территории вертодрома и посадочной площадки.

7. О проекте Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о судоходстве по Куршскому заливу и водным путям в Калининградской области Российской Федерации и в Литовской Республике"

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о судоходстве по Куршскому заливу и водным путям в Калининградской области Российской Федерации и в Литовской Республике подписано в г. Светлогорске 4 декабря 2007 г.

Соглашение создало правовую основу по урегулированию:
• плавания судов обеих стран по внутренним водным путям в Калининградской области Российской Федерации и в Литовской Республике в межгосударственном сообщении;
• плавания российских судов через водные пути Литовской Республики в Балтийское море и обратно.
Соглашение содержит положения иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в связи с чем подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".

8. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о предоставлении Республике Белоруссия государственного кредита

9. О подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении

Проект договора представляет собой сбалансированный документ, призванный создать договорно-правовую базу для российско-болгарского сотрудничества в области социального обеспечения.

Договор будет распространяться на лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Республики Болгария, проживающих на территории Договаривающихся Сторон, а также членов семей перечисленных лиц, которые подпадали или подпадают под действие законодательства Договаривающихся Сторон.

Предоставление пособий по социальному страхованию и пенсий согласно Договору осуществляется с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Российской Федерации и Республики Болгария, за исключением случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени.

Согласно проекту Договора, каждая Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Данный порядок пенсионного обеспечения отвечает интересам Российской Федерации, поскольку обеспечивает гражданам Российской Федерации, имеющим стаж работы на территории Российской Федерации, проживающим в настоящее время в Республике Болгария, учет трудового стажа, приобретенного в Российской Федерации и получение за этот период пенсий по законодательству и за счет средств Российской Федерации. Соответственно гражданам Республики Болгария, имеющим стаж работы на территории Республики Болгария, проживающим на территории Российской Федерации, учет трудового стажа, приобретенного на территории Республики Болгария, будет осуществляться по законодательству и за счет средств Республики Болгария.

Договор содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Это, в частности, относится к порядку определения права на пенсию и пособия (статьи 2,3,6,10,11) Договора.

Таким образом, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Договор будет подлежать ратификации.

Для целей реализации Договора возникнет потребность в финансовых затратах на пенсионное обеспечение лиц, выехавших с территории Российской Федерации на территорию Республики Болгария, которая ориентировочно составит в расчете на 2009 г. - 144,88 млн. руб., в т.ч. за счёт ассигнований федерального бюджета - 73,54 млн. руб., за счёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 71,34 млн. руб., на 2010 г. - 192,44 млн. руб., в т.ч. за счёт ассигнований федерального бюджета - 102,48 млн. руб., за счёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 89,96 млн. руб., на 2011 г. - 215,67 млн. руб., в т.ч. за счёт ассигнований федерального бюджета - 112,33 млн. руб., за счёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 103,34 млн. руб., на 2012 г. - 239,09 млн. руб., в т.ч. за счёт ассигнований федерального бюджета - 121,98 млн. руб., за счёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 117,11 млн. руб.

Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсии будет производиться в пределах средств, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой и базовой частей трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами от 24.11.2008 № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и от 25.11.2008 г. № 214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

10. О порядке вывоза наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях

Проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке вывоза наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях" разработан в соответствии с пунктом 81 статьи 28 Федерального закона 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в целях реализации положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 136-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 28 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Постановлением предусматривается, что вывоз наркотических средств и психотропных веществ для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии с принимаемым для каждого случая вывоза решением Правительства Российской Федерации.

Постановлением определяется круг юридических лиц, которые вправе осуществлять вывоз наркотиков для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях.

При этом следует отметить, что круг юридических лиц определяется с учетом сложившейся в настоящее время практики вывоза наркотиков в качестве гуманитарной помощи и помощи при чрезвычайных ситуациях.

Так, вывоз наркотиков для оказания пострадавшим в районе чрезвычайной ситуации срочной медицинской помощи осуществляется юридическими лицами, находящимися в ведении Минздравсоцразвития России - ФГУ "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" и МЧС России - ФГУ "Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд". Наркотики вывозятся в составе штатного имущества медицинских структур указанных юридических лиц.

Вывоз наркотиков в качестве гуманитарной помощи для последующей их передачи на безвозмездной основе стороне, запрашивающей помощь, осуществляется юридическим лицом, находящимся в ведении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориально расположенного в непосредственной близости от запрашивающей стороны.

Постановлением устанавливается, что вывозить в качестве гуманитарной помощи (содействия) или для оказания помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях разрешается только наркотики, зарегистрированные в Российской Федерации в качестве лекарственных препаратов.

Постановлением предусматривается наличие у юридического лица, осуществляющего вывоз наркотиков для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях, соответствующего письма, подтверждающего их целевой вывоз.

В связи с тем, что предметом вывоза являются наркотики, зарегистрированные в Российской Федерации в качестве лекарственных препаратов, выдача письма, а также разработка порядка его выдачи возлагается на федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения и социального развития - Минздравсоцразвития России.

Постановлением определяется порядок представления юридическими лицами, осуществляющими вывоз наркотиков для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях, в Минздравсоцразвития России и ФСКН России сведений в части, касающейся количества фактически вывезенных наркотиков, а также их расходования в ходе проведения мероприятий по оказанию данной помощи.

В связи с тем, что юридические лица, осуществляющие вывоз наркотиков, безвозмездно передают наркотики или используют их для лечения пострадавших лиц на территории иностранного государства, постановлением предусматривается ряд норм, направленных на обеспечение сохранности наркотиков в пути следования из Российской Федерации в иностранное государство и во время оказания на его территории медицинской помощи - таких, как охрана наркотиков, наличие сопровождающих их ответственных лиц, упаковывание наркотиков в отдельную тару и их опечатывание, а также отдельный учет и хранение наркотиков, используемых в медицинских целях.

Принятие постановления Правительства Российской Федерации "О порядке вывоза наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях" не повлечет необходимости внесения изменений в иные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

11. О внесении изменений в Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации

Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" подготовлен в целях реализации положений Федерального закона от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации", статьей 101 которого внесены изменения в Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", устанавливающие, что порядок формирования и ведения единого реестра деклараций о соответствии, порядок регистрации деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений, а также порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438, Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции федерального органа по техническому регулированию.

В целях закрепления за Минпромторгом России установленных Законом полномочий по принятию указанных порядков проектом постановления предусмотрено внести соответствующие изменения в Положение о Министерстве.

12. О выделении Правительству Республики Ингушетия бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий

В результате землетрясения, произошедшего 11 октября 2008 г. на территории Республики Ингушетия, получили повреждения объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.

Общий материальный ущерб от указанной чрезвычайной ситуации, по оценке Правительства Республики Ингушетия, составил около 1,3 млрд. рублей. На ликвидацию последствий землетрясения, по сообщению Правительства Республики Ингушетия, собственные средства не направлялись в связи с тем, что к моменту землетрясения республиканский финансовый резерв в размере 6,5 млн. рублей был полностью израсходован.

По результатам экспертизы представленных Правительством Республики Ингушетия обосновывающих документов определена необходимость выделения Правительству Республики Ингушетия бюджетных ассигнований из Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 56969,1 тыс. рублей на финансовое обеспечение неотложных аварийно-восстановительных работ на пострадавших объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.

13. О выделении Правительству Чеченской Республики бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий

В результате землетрясения, произошедшего 11 октября 2008 г. на территории Чеченской Республики, получили повреждения объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.

Общий материальный ущерб от указанной чрезвычайной ситуации, по оценке Правительства Чеченской Республики, составил около 4,5 млрд. рублей. На ликвидацию последствий землетрясения, по сообщению Правительства Чеченской Республики, было направлено 150 млн. рублей собственных средств.

По результатам экспертизы представленных Правительством Чеченской Республики обосновывающих документов, определена необходимость выделения Правительству Чеченской Республики бюджетных ассигнований из Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 416891,8 тыс. рублей, в том числе 285050 тыс. рублей на оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам и 131841,8 рублей на финансовое обеспечение неотложных аварийно-восстановительных работ на пострадавших объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.

14. О внесении изменений в Регламент Правительства Российской Федерации.

25 февраля 2009 г.
г. Москва

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.