Версия для слабовидящих

23 апреля 2009

И.И.Сечин принял участие в международной конференции «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества», которая проходит в Ашхабаде (Туркменистан)

По его словам, "в настоящее время возросла потребность в реально действующих и всеобъемлющих механизмах обеспечения глобальной и региональной энергобезопасности".

Выступая на конференции в Ашхабаде, вице-премьер России И.И.Сечин отметил, что Россия выступает за разработку нового механизма обеспечения глобальной и региональной энергобезопасности. По его словам, «в настоящее время возросла потребность в реально действующих и всеобъемлющих механизмах обеспечения глобальной и региональной энергобезопасности». И.И.Сечин подчеркнул, что «настало время разработать и принять новый документ, который реально обеспечил бы учет интересов всех участников». В этой связи вице-премьер указал на подготовленный Россией проект Концептуальных подходов к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики и проект Договора о преодолении чрезвычайных ситуаций в транзите энергетических материалов и продуктов.

Создание оптимальной инфраструктуры, необходимой для транспортировки энергоносителей, может быть осуществлено только на основе пяти принципов, считает заместитель Председателя Правительства России.

Первый принцип - это наличие согласованных правовых основ. Становление таких основ может быть начато путем заключения соответствующих двусторонних и многосторонних международных соглашений.

«С учетом того, что в последнее время активизировались разработки месторождений на морском шельфе, особую остроту приобретают проблемы урегулирования правового статуса в отдельных регионах мира, в том числе в Арктике, на Каспии и др. Без решения этих проблем и без учета национальных интересов всех стран-участниц реализация новых перспективных проектов в этих регионах затруднена».

Второй принцип - обеспеченность того или иного проекта надежной ресурсной базой. Как отметил вице-премьер, при подготовке проекта должна быть гарантирована его полная загруженность и определены потенциальные потребители. Более того, до начала реализации проекта должно быть разработано технико-экономическое обоснование, отсутствие которого будет политизировать любой проект, делать его высокорискованным и для стран производителей, и для стран потребителей.

Третьим принципом И.И.Сечин назвал экологическую и технологическую безопасность проекта.

Четвертым - являются экономически обоснованные тарифы, уровень которых в конечном счете обуславливается объемом инвестиций, зависящих от оптимальности выбранных маршрутов и технических параметров проекта.

Пятый принцип - реализация столь масштабных проектов невозможна без долгосрочных контрактов на поставку и транспортировку энергоносителей по тарифам, изменение которых должно основываться на согласованных сторонами расчетных формулах. «Долгосрочные контракты служат надежной гарантией стабильности поставок и загрузки транспортный мощностей, что отвечает интересам всех участников рынка», - подчеркнул И.И.Сечин.

В качестве примера И.И.Сечин назвал ряд проектов, при реализации которых Россия придерживается перечисленных выше принципов. Это «Северный поток», «Южный поток», прикаспийский газопровод, нефтепровод «Бургас - Александруполис», а также вторую очередь балтийской трубопроводной системы, вторую очередь КТК, нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан.

И.И.Сечин особо подчеркнул, что все эти проекты призваны обеспечить диверсификацию маршрутов поставки энергоносителей. «Мы уверены в эффективности и надежности реализуемых нами проектов», - подчеркнул И.И.Сечин.

«Легко убедиться, что проекты, не отвечающие названным принципам, не могут стать экономически состоятельными, неизбежно становятся источниками  всевозможных конфликтов, а потребители - жертвами тех или иных политических или идеологических установок», - сказал заместитель главы Правительства.