Версия для слабовидящих

25 мая 2009

Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 25 мая 2009 г.

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 25 мая 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. Об итогах исполнения федерального бюджета за I квартал 2009 года.

I. Общие параметры исполнения федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета в I квартале 2009 г. происходит в условиях мирового финансового кризиса, в результате чего наблюдается замедление темпов экономического роста.
В I квартале 2009 г. объем ВВП составил 8 213,0 млрд. руб., и сократился на 9,5%, уровень инфляции составил 5,4 %.
Доходы федерального бюджета за I квартал 2009 г. сложились в сумме 1 732,7 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета за отчетный период по кассовому исполнению составили 1 762,4 млрд. рублей. Дефицит федерального бюджета составил 29,7 млрд. рублей.

II. Доходы федерального бюджета.

В общей сумме поступивших доходов федерального бюджета 1 732,7 млрд. рублей налоговые доходы составили 53,6%, неналоговые доходы - 46,4%. Большая часть доходов федерального бюджета была сформирована за счет налога на добавленную стоимость (30%), поступлений таможенной пошлины (26,2%), налога на добычу полезных ископаемых (9,8%) и налога на прибыль организаций (5,5%).
1) Налоговые доходы федерального бюджета за I квартал 2009 г. составили 928,9 млрд. рублей и на 241,6 млрд. рублей или на 35,1% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на I квартал 2009 года.
Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (56,0% от общего объема налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (18,2%), единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (12,0%), налога на прибыль организаций (10,3%).
2) Неналоговые доходы федерального бюджета за I квартал 2009 г. составили 802,6 млрд. рублей и на 332,4 млрд. рублей или на 70,7% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на I квартал 2009 года. В структуре неналоговых доходов доходы от уплаты таможенных пошлин составили 56,7%, доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния - 33,8% от общего объема неналоговых доходов.
3) Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей в I квартале 2009 г. составили 1,2 млрд. рублей.

III. Расходы федерального бюджета.

В целом кассовые расходы федерального бюджета за отчетный период составили 1 762,4 млрд. рублей или 18,9% к уточненной бюджетной росписи на 2009 г. Кассовые непроцентные расходы федерального бюджета за I квартал 2009 г. составили 1 698,7 млрд. рублей или 18,7% к уточненной бюджетной росписи (за I квартал 2008 г. - 1 279,5 млрд. рублей или 18,0% к уточненной бюджетной росписи).
Кассовые расходы на реализацию приоритетных национальных проектов в отчетном периоде составили 27,8 млрд. рублей (10,5% уточненной бюджетной росписи, в том числе по проектам:

наименование приоритетного национального проекта

квартал 2009 г.

(млрд. рублей, в % к уточненной бюджетной росписи)

Здоровье

16,4 (11,9%)

Доступное и комфортное жилье - гражданам России

4,0 (4,2%)

Образование

7,4 (22,3%)

 

Кроме того, на реализацию проекта «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» в I квартале 2009 г. расходы составили 52,7 млрд. рублей (29,7% уточненной бюджетной росписи).

IV. Объем государственного долга и средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Объем государственного долга на 1 апреля 2009 г. составил 2 817,8 млрд. рублей.
По состоянию на 1 апреля 2009 г. совокупный объем средств Резервного фонда составил 4 117,7 млрд. рублей, совокупный объем средств Фонда национального благосостояния - 2 915,2 млрд. рублей. За I квартал 2009 г. объем средств Резервного фонда увеличился на 90,1 млрд. рублей, объем средств Фонда национального благосостояния - на 330,7 млрд. рублей.


2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

Минфином подготовлен законопроект, предусматривающий внесение следующих изменений в Программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2009 год, утвержденную Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»:

• отмену нормы, устанавливающей, что требование об исполнении государственной гарантии исполняется в размере, не превышающем 90% суммы просроченных обязательств принципала по возврату суммы кредита, оставшихся неисполненными (непогашенными) после полной реализации банком-кредитором своих прав требования по иному (кроме государственной гарантии) обеспечению исполнения обязательств принципала по кредитному договору;
• сокращение срока действия государственной гарантии до установленного кредитным договором срока возврата кредита, увеличенного на 70 дней (а не на 2 года, как было установлено ранее), в связи с отменой вышеуказанной нормы.

Принятие законопроекта исключит необходимость предварительной реализации банками-кредиторами иного (кроме государственной гарантии) обеспечения по кредиту (которое обеспечивает часть обязательств, не обеспечиваемых государственной гарантией) до предъявления Минфину России требований об исполнении государственных гарантий. В результате, будет ускорена процедура исполнения государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым российскими предприятиями на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, что, в свою очередь, будет способствовать повышению привлекательности данного вида государственной гарантийной поддержки для российских банков, осуществляющих кредитование отечественных предприятий в период экономического кризиса.
В связи с данным законопроектом не требуется принятие, изменение, приостановление или признание утратившими силу других федеральных законов.


3. О проекте основных направлений налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

I. Основные направления налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

Большая часть решений в сфере налоговой политики была принята в качестве антикризисных мер налогового стимулирования, бюджетная оценка которых отражена в одобренной Правительством Российской Федерации Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации.

В частности, в рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка по налогу на прибыль организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

В целом в соответствии с основными направлениями налоговой политики на 2008-2010 годы внесение изменений в налоговое законодательство осуществлялось по следующим направлениям:
• совершенствование налога на прибыль организаций;
• совершенствование налога на добавленную стоимость;
• индексация ставок акцизов;
• совершенствование налога на доходы физических лиц;
• совершенствование налога на добычу полезных ископаемых;
• совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;
• расширение международного сотрудничества, интеграции в международные организации и соглашения.

Кроме того, проводилась подготовительная работа по введению налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.

В предстоящей трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы при сохранении сложившейся налоговой нагрузки на экономику.

Однако при этом понимается, что налоговая политика, с одной стороны должна быть направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, с другой стороны - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.

II. В 2010 году и в плановом периоде 2011 и 2012 годов во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и с проектами, предусмотренными основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года в области налоговой политики, в частности, планируются к реализации следующие основные меры.

1. По общим вопросам налогового администрирования:

• совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен для целей налогообложения;
• создание института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;
• уточнение правовой основы и механизма использования отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, сборов, пеней, инвестиционного налогового кредита и развитие соответствующих положений Налогового кодекса Российской Федерации. При этом предлагается не устанавливать исчерпывающий перечень оснований для предоставления отсрочки и рассрочки и повысить оперативность принятия решений при их предоставлении;
• совершенствование порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц;
• упорядочение взаимодействия между налоговыми органами, банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков.

2. По налогу на прибыль организаций:

• пересмотр принципов построения амортизационных групп, подходов к их классификации и определению норм амортизации;
• сокращение возможностей минимизации налогообложения, в частности, установление с 2010 года особого порядка переноса убытков при реорганизации организаций, предусматривающего ограничения, как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка реорганизуемых организаций;
• совершенствование порядка учета отдельных видов расходов, в частности, расширение с 2009 года состава расходов торговых организаций, учитываемых при налогообложении прибыли за счет включения расходов на потери, порчу, недостачу товаров, расходов связанных с благоустройством; расширение состава расходов организаций на освоение природных ресурсов; уточнение порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств;
• сближение налогового и бухгалтерского учета.

Кроме того, предусматриваются меры по совершенствованию налогообложения профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондового рынка.

3. По налогу на добавленную стоимость:

• оптимизация перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки;
• введение особого порядка возмещения налога на добавленную стоимость, при котором решение о возмещении будет приниматься до завершения камеральной проверки;
• уточнение порядка применения налога на добавленную стоимость организациями, осуществляющими клиринговую деятельность;
• уточнения порядка оформления счетов-фактур, внесения в них уточнений и возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями.
• подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты для внедрения системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде.

4. По акцизам:

• установление единой даты уплаты акцизов - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным;
• совершенствование порядка исчисления и уплаты акцизов на спиртосодержащую продукцию, предусматривающего, в первую очередь, усиление контроля за вычетами по используемому подакцизному сырью;
• уточнение норм, регламентирующих представление банковской гарантии (поручительства банка), при осуществлении налогоплательщиками реализации подакцизных товаров;
• уточнение порядка возмещения акцизов при экспорте подакцизных товаров;
• проведение индексации акцизов в следующем порядке: по нефтепродуктам - сохранение действующей величины ставок на 2010 год с индексацией на прогнозируемый уровень инфляции в последующие годы. В последующем будет осуществлен переход к установлению дифференцированных ставок акциза на нефтепродукты в зависимости от экологического класса бензина и дизельного топлива при условии сохранения прежнего уровня доходов бюджета в результате такой дифференциации. По табачным изделиям - индексация специфических ставок акцизов повышенными темпами по сравнению с ныне действующими, увеличение адвалорной ставки на 0,5 процентных пункта в год. В отношении других подакцизных товаров индексация будет осуществляться в соответствии с прогнозируемым значениями индекса потребительских цен.

5. По налогу на доходы физических лиц:

• освобождение от представления налоговой декларации налогоплательщиков, у которых не возникает налоговых обязательств перед бюджетом, при условии ее составления для реализации права на освобождение от налога или на получение налоговых вычетов;
• упрощение налоговой декларации и издание простых и понятных инструкций по ее заполнению;
• уточнение в среднесрочной перспективе определения налогового резидентства физических лиц;
• оптимизация порядка налогообложения физических лиц при совершении ими операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.

6. По налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемому при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа), а также при добыче твердых полезных ископаемых:

• введение «налоговых каникул» при добыче нефти на новых месторождениях в Черном и Охотском морях;
• введение понижающих коэффициентов при расчете НДПИ при добыче нефти на малых месторождениях;
• продолжение работы по созданию налоговых и финансовых стимулов для утилизации попутного газа;
• введение с 1 января 2010 г. ежегодно индексируемой ставки НДПИ на природный газ;
• установление пониженной ставки НДПИ по нефти, добываемой из нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений;
• завершение подготовительной работы для введения налога на дополнительный доход при добыче нефти (НДД) на новых месторождениях, вместо ныне применяемого НДПИ, с началом его применения в 2011-2112 годах;
• взимание, начиная с 2010 года, НДПИ по углю на основании специфических налоговых ставок, дифференцированных от вида угля, к которым будет применяться коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение цен на уголь. При этом предполагается установить налоговый вычет в размере затрат, произведенных в целях обеспечения безопасности труда.

7. По специальным налоговым режимам:
• повышение, начиная с 2010 года и сроком на 3 года порога предельной величины доходов, позволяющих организации применять упрощенную систему налогообложения до 60 млн. рублей в год с отменой механизма увеличения предельного размера дохода с применением коэффициентов-дефляторов;
• совершенствование применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, в том числе за счет расширения права субъектов Российской Федерации по определению потенциально возможного годового дохода индивидуального предпринимателя при определении годовой стоимости патента;
• уточнение перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также физических показателей, используемых для исчисления этого налога;
• разработка порядка определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.

Кроме того, планируется:
• урегулировать вопросы, связанные с налогообложением организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. Для этого предполагается внести уточнения в определение налоговой базы по налогу на прибыль, а также, по мнению Минфина России, подготовить поправки в Градостроительный и Земельный кодексы;
• в рамках совершенствования государственной пошлины провести оптимизацию перечня юридически значимых действий;
• внести ряд изменений в транспортный налог в целях повышения доходов региональных бюджетов;
• проведение индексации ставок водного налога не ранее 2011 года;
• рассмотрение вопроса о временном освобождении от налога на имущество организаций вновь вводимых объектов транспортной инфраструктуры, строительство которых осуществлялось, в том числе за счет средств федерального бюджета;
• совершенствование налогообложение некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества.

Планируется также завершение проведения подготовительной работы для введения налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.


4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (в части создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций).

Проектом федерального закона предусмотрено создание дополнительных механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций. Действие законопроекта будет распространяться на организации, осуществляющие эмиссию облигаций, владельцев облигаций, а также иных участников отношений, связанных с эмиссией облигаций.
Необходимость разработки законопроекта обусловлена тем, что в последние годы российский рынок корпоративных облигаций стремительно развивался. При этом по мере увеличения количества эмитентов и выхода на рынок все новых заемщиков происходило снижение кредитного качества обращающихся на нем долговых ценных бумаг, что существенно увеличивает риски потенциальных дефолтов и неисполнения эмитентами обязательств перед владельцами облигаций. Особенно остро этот вопрос может встать сейчас в связи с международным финансовым кризисом, следствием которого является утрата значительным числом российских компаний возможности рефинансирования.
Законопроект предусматривает введение общепризнанных механизмов, основанных на институте «представителя владельцев облигаций», призванного обеспечить надлежащий контроль за исполнением эмитентом облигаций своих обязательств, и институте «общего собрания владельцев облигаций», направленного на выработку владельцами облигаций единого решения по вопросам, связанным с исполнением обязательств по облигациям. Законопроектом также устанавливаются иные механизмы, направленные на защиту прав владельцев облигаций.
В частности, законопроектом устанавливается процедура досрочного погашения облигаций как по усмотрению эмитента, так и по требованию владельцев облигаций. Проект федерального закона определяет, что в решении о выпуске облигаций, предусматривающих возможность их досрочного погашения, должны быть определены сумма (порядок определения суммы), выплачиваемая по каждой облигации при досрочном погашении, а также порядок такого погашения. При этом законопроектом устанавливаются требования в части определения суммы, выплачиваемой при досрочном погашении по усмотрению эмитента, а также при досрочном погашении по требованию владельцев облигаций в случаях, когда право владельцев облигаций требовать их досрочного погашения возникает в силу закона.
С целью исключения злоупотреблений при осуществлении досрочного погашения, а также обеспечения равенства прав всех владельцев облигаций при досрочном погашении облигаций законопроектом закрепляется обязанность эмитента выплачивать соответствующие суммы только после окончания срока, в течение которого владельцами облигаций могут быть заявлены требования о досрочном погашении облигаций, а в случае невозможности исполнения в полном объеме обязательств, связанных с досрочным погашением облигаций, перед всеми владельцами облигаций, заявившими соответствующие требования, эмитент обязывается исполнять такие обязательства пропорционально заявленным требованиям. Такой подход позволит исключить случаи, когда отдельные владельцы облигаций получают выплаты в полном объеме, в то время как остальные владельцы облигаций получают выплаты лишь частично, либо вообще не получают ничего.
Для обеспечения единого подхода в отношении всех владельцев облигаций законопроектом устанавливаются особенности предъявления владельцами облигаций самостоятельных требований к эмитенту в случаях, когда назначен (избран) представитель владельцев облигаций или по соответствующему вопросу принято решение общим собранием владельцев облигаций.
Проектом федерального закона предлагается дифференцированныq подход в части назначения (избрания) представителя владельцев облигаций в зависимости от того, является ли публичным размещение облигаций. Так, обязательным является назначение представителя владельцев облигаций только в случае публичного размещения облигаций (размещения облигаций путем открытой подписки). В иных случаях эмитент или владельцы облигаций сами вправе принять решение о целесообразности назначения (выбора) представителя владельцев облигаций.
Проектом федерального закона устанавливаются требования к лицам, осуществляющим функции представителя владельцев облигаций, порядок замены представителя облигаций и оплаты его услуг, а также определяются права и обязанности указанного лица, его ответственность перед владельцами облигаций. В то же время законопроект в части регулирования деятельности представителя владельцев облигаций в основном содержит диапозитивные нормы, которые могут быть изменены решением о выпуске облигаций либо решением общего собрания владельцев облигаций.
Поскольку в части облигаций с ипотечным покрытием функции, аналогичные функциям представителя владельцев облигаций, осуществляет специализированный депозитарий ипотечного покрытия, соответствующие положения законопроекта не распространяются на облигации с ипотечным покрытием.
В связи с введением института «общего собрания владельцев облигаций» законопроектом устанавливаются общие требования к порядку его подготовки, созыва и проведения.
Согласно проекту закона общее собрание владельцев облигаций может быть созвано эмитентом на основании его собственной инициативы, требования представителя владельцев облигаций, а также лица (лиц), являющегося владельцем не менее чем 10 процентов находящихся в обращении облигаций.
Общее собрание владельцев облигаций принимает решения по вопросам об утверждении изменений и дополнений в решение о выпуске облигаций, о досрочном погашении облигаций, об обращении взыскания на заложенное имущество или предъявлении требований поручителю или гаранту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по облигациям с обеспечением, о предоставлении эмитенту отсрочки исполнения обязательств по облигациям с уплатой установленных процентов за время отсрочки, о согласовании условий прекращения обязательств эмитента перед владельцами облигаций, о замене представителя владельцев облигаций, об отзыве требования представителя владельцев облигаций или владельца (владельцев) облигаций о досрочном погашении обязательств и по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и (или) решением о выпуске облигаций.
Учитывая особый порядок учета прав на документарные облигации на предъявителя с обязательным централизованных хранением, законопроектом предусматривается специальный порядок направления сообщения о проведении общего собрания владельцев облигаций и бюллетеней для голосования владельцам указанных облигаций. Предлагаемый порядок предусматривает направление указанных документов владельцам облигаций через депозитарий, осуществляющий централизованное хранение указанных облигаций.
Основываясь на правоприменительной практике по общим собраниям акционеров, проект федерального закона устанавливает, что голосование на общем собрании владельцев облигаций осуществляется только бюллетенями для голосования, а также закрепляет процедуру, предусматривающую, что подлинность подписи владельцев облигаций - физических лиц на бюллетене для голосования должна быть заверена нотариально или профессиональным участником рынка ценных бумаг.
Решение общего собрания владельцев облигаций является обязательным для всех владельцев облигаций, в том числе для владельцев облигаций, которые голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании. В случае принятия общим собранием владельцев облигаций соответствующего решения самостоятельные требования владельцев облигаций подлежат удовлетворению только в случаях и порядке, предусмотренном федеральным законом.
В связи с введением института «общего собрания владельцев облигаций» законопроектом вносятся необходимые коррелирующие изменения в нормы о порядке обращения взыскания на имущество, являющееся предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением, и предъявления требований поручителю или гаранту по облигациям, исполнение обязательств по которым обеспечивается поручительством или гарантией.
Поскольку общее собрание владельцев облигаций вправе согласовать эмитенту изменения в решение о выпуске облигаций, которые позволят урегулировать возникшие разногласия между эмитентом и владельцами облигаций, а также учитывая необходимость внесения изменений в решение о выпуске ценных бумаг в ряде иных случаев, проектом федерального закона вводится процедура внесения изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг. При этом, представляется необходимым ограничить законом перечень случаев, в которых в указанные документы могут вноситься изменения.
Проект федерального закона включает в себя также переходные положения, позволяющие в отдельных случаях применить нормы законопроекта к правоотношениям, возникшим до введения его в действие. Указанные положения, в частности, позволят проводить общие собрания владельцев облигаций и при необходимости вносить изменения в решение о выпуске облигаций и в части облигаций, решение о выпуске которых зарегистрировано ранее - до введения законопроекта в действие.
При разработке законопроекта был учтен опыт, наработанный ведущими иностранными государствами в сфере повышения уровня защиты владельцев облигаций посредством их организации.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумагах» позволит обеспечить выпускам облигаций стабильность и долгосрочность, повысит доверие инвесторов, а также даст возможность урегулировать возникающие разногласия между эмитентом и владельцами облигаций на основе учета интересов большинства владельцев облигаций.


5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, пересмотра ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций).

Основная идея законопроекта заключается в совершенствовании законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы, связанные с формированием уставного капитала хозяйственных обществ, ограничениями при выпуске (эмиссии) облигаций, правами кредиторов при уменьшении уставного капитала, а также требованиями, предъявляемыми к хозяйственным обществам в случае несоответствия стоимости чистых активов уставному капиталу .
Целями законопроекта являются пересмотр существующих ограничений относительно возможности оплаты уставного капитала путем зачета требований к обществу, увеличения уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков, изменение существующих ограничений при выпуске обществом облигаций, изменение существующих последствий несоответствия уставного капитала общества стоимости его чистых активов, а также пересмотр существующих способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала общества.
Для достижения поставленных целей законопроектом вносятся изменения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Законопроектом предлагается пересмотреть существующие в законодательстве Российской Федерации ограничения по возможности оплаты уставного капитала путем зачета требований к обществу и предоставить возможность выпускать акции для покрытия понесенных обществом убытков.
Запрет формирования уставного капитала путем зачета требований к обществу, а также в целях покрытия убытков общества установлен Гражданским кодексом Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 90 и пунктом 2 статьи 99 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается освобождение участника общества с ограниченной ответственностью (акционера акционерного общества) от обязанности внесения вклада в уставный капитал общества (оплаты акций), в том числе путем зачета требований к обществу. Кроме того, пунктом 2 статьи 100 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается увеличение уставного капитала акционерного общества для покрытия понесенных им убытков.
Указанные нормы были включены в Гражданский кодекс Российской Федерации в целях противодействия формированию уставных капиталов хозяйственных обществ, не подкрепленных реальными средствами (имуществом). Следует отметить, что оплата уставного капитала общества путем зачета требований к нему не может негативно отразиться на правах кредиторов общества, поскольку последнее не обязано держать на балансе внесенное в оплату уставного капитала имущество. В этой связи вопрос «реального наполнения» уставного капитала средствами (имуществом) является относительным. Опыт применения указанных норм показывает, что действующее законодательство не способно предотвратить все существующие на практике способы создания «дутых» уставных капиталов (внесение в уставный капитал прав пользования объектами интеллектуальной собственности, ноу-хау и т.д.). В этой связи указанные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не способны гарантировать права кредиторов, а значит малоэффективны.
С другой стороны, зачет требований к обществу нельзя признать освобождением участника (акционера) общества от оплаты уставного капитала, поскольку общество таким образом расплачивается за долги перед этими участниками (акционерами). Более того, зачастую зачет требований является единственной возможностью общества расплатиться по долгам и тем самым избежать банкротства. Это же касается возможности увеличения уставного капитала общества для покрытия убытков общества. Таким образом, существующий запрет на зачет требований к обществу препятствует улучшению финансового положения общества за счет средств его участников (акционеров) или третьих лиц, которые вносят денежные средства и (или) имущество в качестве оплаты уставного капитала.
В целях решения указанных проблем вносимые законопроектом изменения предусматривают:
   • в части ограничения по возможности оплаты уставного капитала путем зачета требований к обществу - возможность такой оплаты в отношении денежных требований к обществу при увеличении его уставного капитала, а для акционерных обществ - только при условии размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки;
   • в части запрета на увеличение уставного капитала акционерного общества для покрытия понесенных им убытков - исключение указанной нормы.
Законопроектом предлагается изменить регулирование существующих способов защиты прав кредиторов в случае принятия обществом решения об уменьшении уставного капитала. Согласно пункту 5 статьи 90 и пункту 1 статьи 101 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае уменьшения уставного капитала хозяйственных обществ кредиторы вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. Аналогичные нормы предусмотрены статьей 30 Федерального закона «Об акционерных обществах», пунктом 4 статьи 21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Таким образом, российское законодательство предусматривает единственный способ защиты прав кредиторов - право на досрочное прекращение или исполнение соответствующих обязательств общества и возмещение им убытков. Такая ситуация приводит к тому, что общество становится заложником своих кредиторов, поскольку прежде чем уменьшить уставный капитал общество должно расплатиться с кредиторами, а отсутствие или недостаточность средств вообще не позволяет обществу уменьшать уставный капитал. Представляется, что нормы, направленные на защиту интересов кредиторов хозяйственных обществ, должны обеспечивать необходимый баланс интересов как кредиторов, так и участников (акционеров) самих обществ. Также следует отметить, что уставный капитал, хотя и призван гарантировать интересы кредиторов, на практике указанную функцию не выполняет. Величина уставного капитала, как правило, способна удовлетворить лишь незначительную часть требований, поэтому кредиторы не полагаются на уставный капитал общества, а прибегают к иным способам оценки его платежеспособности и обеспечения исполнения соответствующих обязательств.
Общий подход к защите прав кредиторов за рубежом заключается в том, что права кредиторов защищаются путем предоставления им обеспечения исполнения обязательств. При этом кредитор общества не может повлиять на юридическую судьбу тех или иных корпоративных действий, включая уменьшение уставного капитала и реорганизацию общества. Таким образом, иностранное законодательство, по сравнению с российским, предоставляет более гибкую систему гарантий прав кредиторов, что в конечном итоге позволяет избежать банкротства обществ.
Представляется, что и нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» должны предусматривать другие формы защиты прав кредиторов, например, предоставление обеспечения исполнения обществом обязательств перед кредиторами, если в результате принятого решения об уменьшении уставного капитала общество не сможет исполнить свои обязательства перед кредитором.
В части защиты прав кредиторов хозяйственного общества в случае уменьшения его уставного капитала вносимые законопроектом изменения устанавливают обязанность хозяйственного общества письменно сообщить о принятом решении об уменьшении уставного капитала органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, и дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в средстве массовой информации, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение об уменьшении своего уставного капитала. Сведения о том, что общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, предлагается отражать в Едином государственном реестре юридических лиц, обеспечивая тем самым открытость и доступность таких сведений как для кредиторов общества, так для и иных лиц.
Согласно вносимым изменениям кредиторы общества не позднее 30 дней с даты последней публикации сообщения об уменьшении уставного капитала общества вправе потребовать от общества досрочного исполнения соответствующего обязательства обществом, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. При этом для обращения кредиторов в суд с указанным требованием законопроектом устанавливается специальный срок исковой давности - шесть месяцев с даты последней публикации сообщения об уменьшении уставного капитала общества.
Суд вправе отказать в удовлетворении указанных требований кредиторов в случае, если общество докажет, что:
   • в результате уменьшения уставного капитала права кредиторов не нарушаются;
   • предоставленное обеспечение достаточно для надлежащего исполнения соответствующих обязательств.
Представляется, что указанный механизм надлежащим образом обеспечивает устойчивость гражданского оборота и баланс интересов как самого общества, так и его кредиторов.
Законопроектом также предлагается пересмотреть регулирование отношений, связанных с обязанностью общества поддерживать свои чистые активы на уровне уставного капитала, в частности, пересмотреть требования о необходимости общества уменьшать уставный капитал в случае несоответствия уставного капитала общества стоимости его чистых активов.
Пунктом 4 статьи 90, пунктом 4 статьи 100 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрена обязанность общества объявить об уменьшении своего уставного капитала, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала. В свою очередь, если стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, то общество обязано принять решение о своей ликвидации, в противном случае, кредиторы вправе потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения им убытков, а также может быть предъявлен иск о ликвидации общества уполномоченным органом.
Следует отметить, что изменение стоимости чистых активов в процессе функционирования хозяйственных обществ, представляющее собой изменение разницы между балансовой стоимостью активов (имущества) и размером обязательств общества, является нормальным явлением. Уменьшение стоимости чистых активов, включая их отрицательное значение, не означает, что общество является неплатежеспособным. Напротив, более чем десятилетняя практика функционирования хозяйственных обществ в Российской Федерации показывает, что предприятие может в течение нескольких лет иметь отрицательные активы и при этом оставаться работающим, платежеспособным и приносящим реальную пользу экономике страны. Обязанность уменьшения уставного капитала и тем более ликвидация таких юридических лиц являются вмешательством в их внутрихозяйственную деятельность, что не соответствует потребностям рынка и наносит вред экономическому потенциалу страны. При этом следует признать, что действующим законодательством предусмотрены другие механизмы защиты прав кредиторов в случае убыточности предприятия, в частности, - процедура банкротства.
В части требований, предъявляемых к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, вносимые законопроектом изменения предусматривают принятие обществом необходимых мер реагирования.
В случае, если по окончании второго финансового года и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, на совет директоров (наблюдательный совет) (в обществах с ограниченной ответственностью - на единоличный исполнительный орган или совет директоров (наблюдательный совет), если в обществе создан указанный орган) при подготовке к годовому общему собранию акционеров (очередному общему собранию участников) возлагается обязанность включить в состав годового отчета общества отчет о состоянии его чистых активов.
При этом предусматривается, что отчет о состоянии чистых активов общества должен содержать:
   • динамику изменения стоимости чистых активов и уставного капитала общества за три последних завершенных финансовых года, включая отчетный, а если общество существует менее трех лет - за каждый завершенный финансовый год;
   • анализ причин и факторов, которые, по мнению единоличного исполнительного органа (единоличного и коллегиального исполнительных органов) и совета директоров (наблюдательного совета) общества, привели к тому, что стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала;
   • предлагаемые меры по обеспечению соответствия стоимости чистых активов общества и его уставного капитала.
Учитывая, что вопрос об утверждении годового отчета является обязательным для включения в повестку дня годового (очередного) собрания участников (акционеров) общества, его рассмотрение позволит участникам (акционерам) общества выразить свое отношение к несоответствию стоимости чистых активов общества и его уставного капитала и, при необходимости, принять соответствующие меры реагирования на указанную ситуацию.
В случае, если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которого стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, на общество накладывается обязанность принять любое из следующих решений: решение об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимость чистых активов общества; решение о ликвидации общества.
Если в течение устанавливаемого законопроектом срока (не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года) общество не примет ни одного из указанных решений, кредиторы вправе потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения им убытков, а орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества.
Если стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала более чем на 25 процентов по окончании 3, 6, 9 или 12 месяцев финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которого стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, на общество возлагается обязанность дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в средстве массовой информации, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о снижении стоимости чистых активов общества. При этом кредиторы общества не позднее 30 дней с даты последней публикации сообщения о снижении стоимости чистых активов общества смогут потребовать от общества досрочного исполнения соответствующих обязательств, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательств и возмещения связанных с этим убытков. Срок исковой давности для обращения в суд с указанным требованием предлагается установить в шесть месяцев со дня последней публикации сообщения о снижении стоимости чистых активов общества.
Сведения о стоимости чистых активов общества на ежеквартальной основе предлагается отражать в Едином государственном реестре юридических лиц, обеспечивая тем самым открытость и доступность таких сведений как для кредиторов общества, так и для иных лиц.
Одновременно законопроектом исключаются нормы, содержащие обязанность общества объявить об уменьшении своего уставного капитала, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала. В случае, если стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, законопроект вводит обязанность общества принять решение о ликвидации общества.
Законопроектом предлагается пересмотреть нормы, устанавливающие ограничения, связанные с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций. Первым шагом на этом пути явились внесенные в пункт 2 статьи 102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 33 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статью 31 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» изменения, позволяющие устанавливать для хозяйственных обществ на уровне федеральных законов о ценных бумагах исключения из общего правила, согласно которому номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер его уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций, а размещение облигаций обществом допускается только после полной оплаты уставного капитала общества. Представляется, что вышеуказанные ограничения сыграли свою роль на начальном этапе становления фондового рынка в Российской Федерации, когда практически отсутствовала система раскрытия информации. Сохранение названных ограничений для всех хозяйственных обществ тормозит развитие рынка корпоративных облигаций в Российской Федерации, а также значительно снижает возможности российских эмитентов по привлечению финансирования за счет секъюритизации своих активов, в том числе и ипотечных кредитов. Согласно статье 816 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций. Таким образом, выпуск и продажа облигаций являются способом оформления заемных отношений между эмитентом (должником) и кредитором (владельцем облигаций). В последние годы все большее число российских эмитентов прибегают к пополнению своих оборотных средств путем выпуска облигаций. Такой способ привлечения средств является достойной альтернативой выпуску векселей и банковским кредитам. При этом требования законодательства по обеспечению исполнения обязательств по облигациям выглядят неоправданными на фоне того, что при иных способах оформления заемных отношений обязанность по предоставлению должником обеспечения не устанавливается.
Таким образом, гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает неравные формы защиты кредиторов при заключении договора займа. В настоящее время степень раскрытия информации о финансовом положении организации-эмитента, из анализа которой можно принять объективное и взвешенное решение о приобретении ценных бумаг, является для владельцев облигаций более действенной мерой защиты их прав, чем обеспечительные меры.
Представляется, что законодательство Российской Федерации должно устанавливать дифференцированные требования к ограничениям на выпуск облигаций в зависимости от степени надежности их эмитента. В этих целях вносимые законопроектом изменения предусматривают, что существующие ограничения в отношении номинальной стоимости всех облигаций хозяйственного общества, а также представляемого по облигациям хозяйственного общества обеспечения не будут применяться:
   • к облигациям с ипотечным покрытием;
   • к хозяйственным обществам, эмиссионные ценные бумаги которых включены в котировальный список (прошли процедуру листинга) на фондовой бирже;
   • к хозяйственным обществам и (или) облигациям, имеющим кредитный рейтинг одного из рейтинговых агентств, включенных в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, не ниже уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
   • к облигациям, предназначенным для квалифицированных инвесторов.
Законопроектом также устанавливаются требования к поручителю по договору поручительства, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям. Так, законопроектом предусматривается, что поручителем по договору поручительства, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, вправе выступать только коммерческая организация, стоимость чистых активов (собственных средств) которой не меньше суммы (размера) поручительства.
Учитывая специфику деятельности, осуществляемой кредитными организациями, а также необходимость защиты прав и законных интересов клиентов кредитных организаций для последних предлагается сохранить существующие в настоящее время ограничения при оплате уставного капитала, в том числе путем зачета требований к обществу - кредитной организации, сохранить действующий механизм защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала кредитной организации, а также сохранить действующий порядок в случае, если стоимость чистых активов (размер собственных средств (капитала) кредитной организации оказывается меньше его уставного капитала. В указанных целях необходимые изменения вносятся законопроектом в Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Обществах с ограниченной ответственностью» и «О банках и банковской деятельности».
Принятие законопроекта позволит укрепить финансово-экономическое положение хозяйственных обществ, расширить возможности для их деятельности, установить дополнительные возможности для привлечения средств посредством эмиссии облигаций и, следовательно, улучшить условия для инвестирования в указанные общества.
Также можно прогнозировать укрепление социальных отношений и взаимного уважения интересов Российской Федерации и хозяйственных обществ и иных лиц при реализации правовых механизмов в затрагиваемых вопросах законодательного устройства Российской Федерации, а также улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации.


6. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 1501 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».


7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 135, 137 и 396 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Проект направлен на устранение противоречий между положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК), устанавливающими порядок возмещения за счет средств федерального бюджета вреда, причиненного гражданину в результате уголовного преследования, и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК), определяющими порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 135 УПК предусматривает, что возмещение за счет средств федерального бюджета вреда, причиненного гражданину в результате уголовного преследования, осуществляется на основании решения органа, постановившего приговор и (или) вынесшего определение, постановление о прекращении уголовного дела, об отмене или изменении незаконных или необоснованных решений. Решение о возмещении вреда вправе принимать судья, а в случае если уголовное дело или уголовное преследование прекращено на стадии предварительного расследования, такое решение принимает следователь или дознаватель.
Однако статья 239 «Иммунитет бюджетов» БК устанавливает, что бюджеты бюджетной системы Российской Федерации обладают иммунитетом, который представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением отдельных случаев, предусмотренных БК. При этом в положениях БК не предусмотрено, что к таким случаям отнесены постановления следователя или дознавателя.
Таким образом, положения статьи 135 УПК вступают в противоречие со статьей 239 БК, что негативно отражается на правоприменительной практике возмещения вреда по делам, прекращенным на стадии расследования, чем нарушаются права граждан на судебную защиту и возмещение вреда.
Названные противоречия проектом предлагается устранить и в соответствии с изменениями, которые предлагается внести в статьи 135, 137 и 396 УПК, установить общий - судебный порядок принятия решения о возмещении вреда.


8. Об участии Российской Федерации в финансовом обеспечении деятельности секретариата партнерства «Северное измерение» в области общественного здравоохранения и социального благополучия.

Образованное в 2003 году Партнерство «Северного измерения» в области общественного здравоохранения и социального благополучия является одним из двух действующих Партнерств в рамках обновленной совместной политики «Северного измерения» четырех равноправных партнеров: ЕС, Исландии, Норвегии и России.
В настоящее время участниками Партнерства являются Канада, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Швеция. Помимо этого, в Партнерстве принимают участие Совет Баренцева Евро-Арктического региона (СБЕР), КЕС, Совет министров Северных стран (СМСС), Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря (ОССГБМ), Совместная Программа ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (MOM), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). По оценкам российских экспертов на Северо-западе страны реализуется наибольшее число международных проектов, направленных на стабилизацию социально-экономической и демографической ситуации.
Созданное Партнерство определило основные приоритеты своей деятельности, которые являются бесспорными для России и были одобрены Минздравом России. К их числу отнесены:
   • предупреждение инфекционных заболеваний, в т.ч. ВИЧ\СПИДа, вирусных гепатитов и туберкулеза;
   • борьба с алкоголизмом и наркоманией;
   • обеспечение безопасности труда в тяжелых и вредных условиях и здоровья работающих;
   • укрепление здоровья и социальная поддержка женщин, детей, подростков, пожилых людей;
   • улучшение первичной медицинской помощи;
   • здоровье молодежи.
Особо стоит отметить, что в Партнерстве принимают участие 9 международных организаций, обладающих большим потенциалом с точки зрения наличия опыта и возможностей оказания финансовой поддержки по реализации проектов в сфере обозначенных приоритетов.
В ходе форумов Партнерства поддержана идея создания добровольного фонда, пополняемого за счет привлечения средств государственного и частного секторов стран-членов Партнерства, а также средств международных организаций для обеспечения возможностей дополнительного финансирования наиболее успешно реализуемых проектов, а также возможностей разработки и реализации новых проектов.
В 2004 году для обеспечения административной и аналитической функции по решению Комитета старших представителей (КСП) был создан секретариат Партнерства, основными функциями которого определены:
   • координация деятельности экспертных групп, созданных в рамках Партнерства, по приоритетным проблемам;
   • обеспечение связей Партнерства с государственными и негосударственными структурами стран и международными организациями для решения вопросов финансирования проектов;
   • информационный обмен между партнерами о реализуемых и планируемых международных проектах посредством создания базы данных Партнерства и использования WEB-сайта с целью повышения эффективности их планирования и реализации.
В настоящее время завершено создание базы данных и WEB-сайта, проектная стоимость которых оценивается в 272,0 тыс. евро, при этом более 80% (217,6 тыс.евро) затрат по созданию было покрыто за счет средств, выделенных КЕС, а оставшиеся 54,4 тыс. евро были внесены партнерами в виде добровольных взносов.
В 2004 году в Копенгагене на заседании КСП было принято решение о формировании бюджета Партнеров на условиях внесения долевых вкладов стран-членов Партнерства.
Однако бюджет Партнерства, начиная с января 2005 года, был сформирован без участия Российской Федерации, т.к. в 2004 году в период формирования федерального бюджета Минздрав России находился в стадии реорганизации, в связи с проводимой в стране административной реформой.
После образования в 2004 году Минздравсоцразвития России сотрудничество с Партнерством возобновилось и российская сторона в свою очередь предложила оказать техническое содействие при проведении заседаний Партнерства и представления бесплатной информации для включения в базу данных Партнерства.
В настоящее время проработаны вопросы, связанные с наполнением базы данных Партнерства. Российской стороной при поддержке ВОЗ в 2006 г. (С.-Петербург) и в 2007 г. (г. Калининград) были проведены заседания Комитета старших представителей (КСП).
На 2008-2009 гг. Россия избрана страной-сопредседателем Партнерства.
Принят бюджет Секретариата Партнерства на 2009 год в размере 317618 евро. При этом добровольные взносы стран-партнеров по принципу «больших» и «малых» доноров составляют от 4,4% до 11,7%.
Взнос для России в 2009 году должен составить 34 714 евро.
Финансовую поддержку, а также методическую и организационную помощь в реализации программ среди молодежи планируют оказать Совет министров Северных стран (СМСС), Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения.

Москва,
22 мая 2009 года


* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.