Версия для слабовидящих

18 мая 2009

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 18 мая 2009 г.

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 18 мая 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О проекте «Развитие малого и среднего предпринимательства» перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

1) Карта проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства» разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 215 «О порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации» и в соответствии с перечнем проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1663-р.
Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из основных задач развития экономики Российской Федерации, в связи с чем предложено выделить 2 цели реализации проекта:
Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике;
Формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.
Четыре целевых индикатора проекта отражают существенную динамику роста качественных характеристик развития малого и среднего предпринимательства за 4 года и включают в себя: увеличение доли занятых на малых и средних компаниях по отношению к занятым в экономике населению в 2 раза до 28%, доли выпуска малых и средних компаний в валовом внутреннем продукте в 1,5 раза - до одной трети ВВП, рост количества малых и средних компаний на 1 тысячу человек на 15% до 11,4 компаний, а также увеличение доли оборота малых и средних предприятий неторговой сферы на 50% от общего оборота данного сектора экономики.
На реализацию целей проекта направлены 11 задач и 69 мероприятий, из которых основная часть - 10 задач и 55 мероприятий носят общеотраслевой характер и полностью соответствуют полномочиям Минэкономразвития России.

2) Ключевая проблема малого и среднего предпринимательства по итогам ежемесячного мониторинга состояния бизнеса, проводимого общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации - спад спроса на продукцию, который отмечает половина респондентов.
Учитывая данное обстоятельство, первой задачей определено обеспечение спроса на продукцию (работы, слуги) производимые малыми и средними компаниями через государственный (муниципальный) заказ, заказ естественных монополий и государственных корпораций.
В дополнение к принятым в 2008 году изменениям в законодательство о государственном и муниципальном заказе (распространение требований о проведении специализированных торгов для малых компаний, увеличении в 5 раз (до 15 млн. руб.) максимального размера лота при специальных торгах) большой потенциал для увеличения участия малых компаний в государственном заказе содержится в развитии электронных аукционов. Именно при таком размещении заказа статистика показывает наибольшее участие малого предпринимательства. Необходимо также установить административную ответственность должностных ли заказчиков за несвоевременную оплату государственных и муниципальных контрактов, т.к. зачастую именно малые компании, добросовестно выполнившие контракт не могут получить от заказчика оплату.
Помимо внесения изменений в законодательство, будет реализован комплекс мероприятий, обеспечивающих работу 5 электронных площадок и общероссийского портала государственных (муниципальных) закупок за счет средств, предусмотренных на реализацию ФЦП «Электронная Россия».
Целевой индикатор задачи - увеличение более чем в 2 раза (до 35%) доли государственного (муниципального) заказа, заказа естественных монополий и государственных корпораций, размещаемого у субъектов малого и среднего предпринимательства, к 2012 году.

3) Поддержка спроса на продукцию малых и средних компаний за счет использования возможностей государственного (муниципального) заказа не должна подменять собой работу по повышению спроса на продукцию малых и средних компаний за счет роста конкурентоспособности такой продукции. Как правило, конкурентоспособные малые и средние компании являются экспортерами продукции, в связи с этим предложенные мероприятия сосредоточены на поддержке данной группы малых и средних компаний и включают в себя выплату ряда финансовых субсидий за счет средств бюджетов всех уровней и более активное вовлечение торговых представительств Российской Федерации в реализацию программ содействия экспортерам.

4) Проблема низкого доступа к офисной и производственной недвижимости актуальна для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2006-2008 годах принят ряд федеральных законов, позволяющих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления формировать Перечни государственного и муниципального имущества, предназначенных исключительно для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Имущество, включенное в такие перечни должно предоставляться на условиях долгосрочной аренды (свыше 5 лет), а для социально-значимых видов экономической деятельности - по льготным ставкам арендной платы.
В настоящее время сформированы региональные перечни имущества в 36 субъектах Российской Федерации, в которые включены свыше 25 тысяч объектов общей площадью 6 млн. кв. метров.
Формирование региональных перечней в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании свыше 100 000 жителей, а также формирование перечня федерального имущества позволит в 2 раза повысить показатель доступности недвижимости для малых и средних компаний. Оценка будет осуществляться на основе данных, предоставленных общероссийскими общественными объединениями предпринимателей.
Дополнительно планируется обеспечить реализацию норм законодательства Российской Федерации в части предоставления преимущественного права выкупа арендаторами - субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого недвижимого имущества, с целью обеспечения заключения 5000 договоров купли-продажи такого имущества.

5) Доступ к объектам недвижимости, относящимся к технологической инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура) является для малых компаний, начинающих бизнес не менее важным, чем доступ к производственным помещениям.
Предлагается реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность естественных и локальных монополий в части стандартизации административных процедур, установления экономически обоснованных тарифов, предоставления возможностей по вовлечению в коммерческий оборот созданных компаниями объектов (услуг) технологической инфраструктуры.
Оценка эффективности реализации мероприятий задачи производится, исходя из доли затрат на доступ к технологической инфраструктуре малых и средних компаний, начинающих бизнес, в общих затратах на начало дела - снижение в 3 раза к 2012 году.

6) Для начала собственного дела, модернизации производства, выхода на новые, в том числе зарубежные рынки, повышение уровня бизнес-образования предпринимателя и его работников является необходимым условием. Крупные компании, как правило, располагают возможностями по созданию собственных учебных центров, разработки образовательных программ. В отношении компаний малого и среднего предпринимательства часть расходов на такие затраты должно взять на себя государство. Особенно данная проблема актуальна для стартующих предпринимателей. Предоставление возможности пройти кратковременное обучение на условиях софинансирования расходов позволяет прежде всего повысить «выживаемость» начинающих предпринимателей в первый год ведения дела.
В настоящее время прохождение бизнес-образования является в соответствии с требованиями ведомственных актов Минэкономразвития России необходимым условием предоставления грантовой поддержки начинающих предпринимателей. В 2009 году планируется предоставить услуги бизнес образования для 5% стартующих предпринимателей, что соответствует 3 000 - 4 000 тысяч начинающих. К 2012 году показатель планируется увеличить в 3 раза. При этом молодежное предпринимательство выделено в качестве приоритетной группы при реализации мероприятия. Необходимо в среднесрочной перспективе реализовать массовые программы обучения начинающих предпринимателей. В 2009 году Минэкономразвития России осуществляется поддержка региональных программ обучения малых и средних компаний, в дальнейшем мероприятие будет также реализовываться за счет средств федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирования с бюджетами субъектов Российской Федерации.

7) Одна из крупных задач проекта - формирование доступной системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
За период 2005 - 2008 года проведена значительная совместная работа с субъектами Российской Федерации по формированию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства:
действуют 72 региональных и муниципальных бизнес-инкубатора;
33 региональных гарантийных фонда поручительств по кредитам малых компаний;
23 венчурные региональные компании и 2 фонда прямых инвестиций, осуществляющих поддержку инновационных и производственных бизнес-проектов;
создан промышленный парк, начато финансирование технопарка.
На период до 2012 года предлагается продолжить реализацию указанных проектов, с тем расчетом, чтобы ежегодно создавать 30-40 региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, завершить создание фондов гарантий в каждом субъекте Российской Федерации, повысить капитализацию региональных венчурных фондов ( не менее 400 млн.рублей каждый), сформировать систему промышленных парков и технопарков - не менее 10 объектов к 2012 году.

8) Одновременно будут развиты новые направления. Стратегическим направлением должно стать увеличение поддержки муниципальных программ развития субъектов малого и среднего бизнеса до 400 муниципалитетов к 2012 году. Также предстоит реализовать программу ОАО «Российская венчурная компания» по «посевному» финансированию малых компаний», как элементу системы финансирования инновационных проектов, дополняющую деятельность фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и региональных венчурных фондов.
В проекте учтены решения Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 29 апреля 2009 года по итогам состоявшегося апреля 2009 года Всероссийского форума по малому и среднему предпринимательству о выделении 15 миллиардов рублей государственных гарантий на капитализацию региональных гарантийных фондов не только в 2009 году, но и в 2010 - 2012 годах. Это позволит обеспечить гарантиями фондов до 6,5% кредитов, выдаваемых малым компаниям.

9) Существенный потенциал для развития предпринимательства связан со снижением издержек субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с государственным регулированием и налогообложением предпринимательской деятельности.
В 2009 году вступает в силу федеральный закон, сокращающий число проверок субъектов предпринимательства, устанавливающий уведомительный принцип начала деятельности на потребительском рынке, рынке, оказания услуг -самых популярных для начинающих предпринимателей видов деятельности. Внесены ряд изменений в специальные налоговые режимы, которые позволяют распространить их действие исключительно на малые компании, а также расширяющие доступ к таким налоговым режимам.
На период до 2012 года необходимо обеспечить реализацию требований законодательства Российской Федерации о проведении один раз в 5 лет сплошного статистического обследования сектора малых и средних компаний, упростить требования по ведению бухгалтерского учета компаниями, применяющими специальные налоговые. режимы, заменить административные механизмы обеспечения ответственности предпринимателей за безопасность производимых товаров на гражданско-правовые - декларирование, технический аудит, страхование ответственности, саморегулирование.
Оценка результативности реализации задачи - это снижение в 2 раза доли издержек в выручке компаний на преодоление административных барьеров и существенное расширение числа предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим в виде патенте при упрощенной системе налогообложения, использование которого служит индикатором выхода предпринимательской деятельности из «тени».

10) Расширение доступа малых и средних компаний к финансированию проектов традиционно включалось в приоритеты программы, а в условиях глобального экономического кризиса, проблема финансирования обострилась.
В 2009 году в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства существенно увеличен объем средств, направляемых на грантовую поддержку начинающих предпринимателей. По предварительным оценкам такую поддержку смогут получить 7 000 - 10 000 начинающих, что с учетом динамики создания новых компаний, обеспечит 20%-ный охват новых компаний.
Также в 2009 году востребованной со стороны предпринимателей стала программа субсидирования процентных ставок по кредитам. Ожидается поддержка таким механизмом 25 млрд. рублей кредитов малых компаний.
В 2009 году за счет средств федерального бюджета начинается реализация программы ОАО «Российский банк развития» по рефинансированию кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства, а также кредитованию микрофинансовых, лизинговых и факторинговых организаций. На программу направляется 30 млрд. рублей, из которых 10 млрд. рублей вносятся в капитал ОАО «Российский банк развития», а 20 млрд. рублей предоставляются ОАО «РосБР» ГК «Внешэкономбанк» в виде кредитных ресурсов. Уже в 2009 году ожидается в рамках программы привлечь 90 млрд. рублей внебюджетных ресурсов через рефинансирование в Центральном банке Российской Федерации. Чтобы обеспечить к 2012 году объем программы в размере 2О0млрд. рублей (это 5% от кредиторской задолженности сектора за 2008 год). Для обеспечения таких результатов потребуется в 2011 году направить в ОАО «Российский банк развития» на реализацию программы дополнительно 30 млрд. рублей.
Значение целевых индикаторов реализации данной задачи напрямую зависит от размера средств федерального бюджета.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. №753 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» в отношении 11 федеральных министерств и 15 федеральных агентств закреплены полномочия в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

11) Формирование института «обратной связи» с предпринимателями для оценки влияния принимаемых органами исполнительной власти решений возможно лишь при наличии инструмента общественной защиты интересов и представительства предпринимателей.
В России действуют 4 крупнейших предпринимательских объединения: «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленная палата Российской Федерации, «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей). Однако степень вовлеченности малых компаний в деятельность общественных организаций по-прежнему незначительна. Так, «ОПОРА РОССИИ» представляет интересы каждого четвертого малого предпринимателя.
Поддержка общественных организаций предпринимателей - необходимый элемент для формирования гражданского общества, поэтому помимо совершенствования законодательства в части расширения возможностей по защите интересов малых компаний, необходимо поддержать финансово программы общественных объединений, связанные с защитой интересов малых и средних компаний.
Реализация мероприятия возможна за счет средств, предусмотренных на государственную программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Основной индикатор - это увеличение практически в 2 раза числа предпринимателей - членов общественных объединений.

12) Решение основной задачи - увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства напрямую связана с пропагандой идей предпринимательства, развитием интереса у молодых людей к самостоятельной деятельности, разъяснения государственной политики содействия развитию предпринимательства.
Для реализации данной задачи необходимо максимально использовать возможности телевидения, радио, Интернета, наружной рекламы.
До настоящего времени подобного рода акции на федеральном уровне не реализовывались, поэтому на их проведение требуется выделение средств федерального бюджета в счет средств, которые предусмотрены на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
Ожидается, что к 2012 году Россия сможет приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело - 10%, что превысит существующий уровень в 4 раза.

2. О проекте «Космическая деятельность России» перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

В соответствии с Основами политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу основными целями космической деятельности до 2012 года являются:
• обеспечение конкурентоспособности отечественных космических средств;
• обеспечение результатами космической деятельности органов государственной власти и заинтересованных организаций в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов;
• сохранение ведущих позиций в области пилотируемой космонавтики.
• выполнения международных обязательств Российской Федерации в области космоса;
• обеспечения создания необходимой номенклатуры космических средств для решения задач в интересах обороны и безопасности государства.
По мнению Роскосмоса, для реализации указанных целей и выполнения Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года необходимо обеспечить:
• достижение мирового уровня технических характеристик отечественных космических аппаратов;
• развертывание орбитальных группировок космических аппаратов в составе, достаточном для удовлетворения потребностей социально-экономической сферы и науки в результатах космической деятельности на необходимом уровне;
• наращивание возможностей Российского сегмента Международной космической станции до состава, необходимого для выполнения долгосрочной программы исследований и экспериментов;
• транспортное обслуживание станции в полном объеме для выполнения международных обязательств Российской Федерации;
• создание научно-технического задела по перспективным космическим комплексам и системам.
Исходя из указанных задач, в качестве целей проекта «Космическая деятельность России» Роскосмосом предлагаются следующие:
Цель 1 - «Создание условий для поддержания навигационного поля, обеспечивающего возможность глобального позиционирования, и расширение его использования в интересах потребителей (ГЛОНАСС)».
Цель 2 - «Создание с использованием космических средств условий для обеспечения связи, телерадиовещания и ретрансляции».
Цель 3 - «Создание условий для оперативного получения данных наблюдения земной поверхности и атмосферы Земли с использованием космических средств».
Цель 4 - «Создание инфраструктуры (орбитальной и наземной), обеспечивающей проведение фундаментальных космических исследований для получения новых знаний о Земле, Солнечной системе и Вселенной».
Цель 5 - «Наращивание возможностей российского сегмента Международной космической станции для выполнения долгосрочной программы исследований и экспериментов, обеспечение выполнения международных обязательств».
Цель 6 - «Создание условий для гарантированного доступа и присутствия России в космическом пространстве».
Цель 7 - «Переоснащение и реформирование ракетно-космической промышленности до уровня, обеспечивающего ее конкурентоспособность».

3. О ходе выполнения мероприятий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики.

Основным комплексным документом, включающим антикризисные меры в части различных секторов экономики, является План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики.
План действий содержит 55 мероприятий, по состоянию на 5 мая 2009 года исполнен 41 пункт Плана действий, в том числе принято 17 федеральных законов.
С целью решения специфических проблем развития конкретных секторов экономики, а также точечной настройки инструментов государственной поддержки применительно к конкретному сектору Правительством Российской Федерации разрабатываются и реализуются дополнительные антикризисные меры, направленные на поддержку развития экономики и ведущих секторов, наиболее уязвимых к возмущениям на финансовом рынке и ухудшению условий банковского кредитования, которые позволят обеспечить сохранение темпов и качества роста экономики в условиях мирового финансового кризиса.
На заседании Правительства Российской Федерации одобрена Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.
К приоритетам Программы отнесены: выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста, активизация внутреннего спроса на российские товары, стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики, создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов и снятия барьеров для предпринимательской деятельности, формирование мощной финансовой системы, обеспечение макроэкономической стабильности и сохранение доверия российских и иностранных инвесторов.
Программой предусмотрены соответствующие мероприятия, направленные, в том числе на решение задач по усилению социальной защиты населения, созданию условий для существенного повышения эффективности российских предприятий, ослаблению зависимости экономики страны от влияния внешних факторов, расширению поддержки инновационных проектов, стимулированию развития малого и среднего предпринимательства.
Федеральными органами исполнительной власти осуществляется подготовка проекта плана действий по реализации Программы.

I. О принятых нормативных правовых актах
В апреле 2009 года были принят «антикризисный федеральный бюджет на 2009 год», бюджеты внебюджетных фондов, а также нормативные правовые акты, относящиеся к снижению административного давления на бизнес, поддержке финансовой устойчивости хозяйственных обществ и коммерческих банков, внутреннего спроса, социальной поддержке граждан, продолжилась реализация мер, направленных на содействие занятости в субъектах Российской Федерации.

В бюджетной сфере:
принят Федеральный закон от 28 апреля 2009 года№76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»;
Федеральный закон от 28 апреля 2009 года №77-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»;
Федеральный закон от 28 апреля 2009 года №78-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»;
Федеральный закон от 28 апреля 2009 года №79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»;
Федеральный закон от 9 апреля 2009 года №58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым, в том числе, установлено, что в случае снижения в соответствии с ожидаемыми итогами социально-экономического развития Российской Федерации в текущем финансовом году прогнозируемого на текущий финансовый год общего объема доходов федерального бюджета (за исключением нефтегазовых доходов и доходов от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) более чем на 15 процентов по сравнению с объемом указанных доходов, предусмотренным федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, положения указанного федерального закона в части, относящейся к плановому периоду, могут быть признаны утратившими силу.

В части развития финансовой и банковской системы:
принят Федеральный закон от 28 апреля 2009 года №73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование положений об оспаривании сделок должника при осуществлении процедуры банкротства и привлечении к субсидиарной ответственности лиц, имеющих или имевших право давать указания, обязательные для исполнения должником» (пункт 7 Плана действий).
В части поддержки внутреннего спроса:
Принят Федеральный закон от 9 апреля 2009 года №56-ФЗ «О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривает отмену лицензирования финансирования под уступку денежного требования (факторинг). Принятие закона должно стимулировать развитие факторинга и позволит увеличить объемы предоставления и снизить стоимость факторинговых услуг, привлечь новых клиентов, повысит конкурентоспособность на рынке, предоставит более гибкое финансирование предприятиям-клиентам в случае недостатка собственных оборотных средств (пункт 23 Плана действий).
Приняты следующие решения Правительства Российской Федерации (пункт 26 плана действий):
постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2009 года №298 «Об установлении срока временного ввоза в отношении отдельных видов товаров» в отношении вагонов железнодорожных или трамвайных, грузовых несамоходных (код ТН ВЭД России 8606);
постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2009 года №299 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов металлопродукции, а также лома и отходов медных» отмену сроком на 9 месяцев ставок ввозных таможенных пошлин на отходы и лом рафинированной меди, отходы и лом сплавов на основе меди и цинка (латуни), отходы прочих медных сплавов. Действующие ставки ввозных таможенных пошлин на перечисленные товары составляют 5% от таможенной стоимости товара;
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года № 325 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин на сахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара и внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 года № 786 и от 16 сентября 2008 года № 695» предусматривает повышение диапазона ставок ввозных таможенных пошлин на сахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара (коды ТН ВЭД России 1701 11, 1701 91) со 140-270 долл. США за тонну до 165-270 долларов США за тонну на период с 1 мая по 31 декабря 2009 года;
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года № 327 «О временной ставке ввозной таможенной пошлины на комплектующие для производства оправ очков» предусматривает продление сроком на 6 месяцев нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на комплектующие для производства оправ очков;
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года № 328 «О временной ставке ввозной таможенной пошлины на кукурузный и маниоковый крахмалы» предусматривает повышение уровня специфической составляющей комбинированной ставки ввозной таможенной пошлины на маниоковый и кукурузный крахмалы с 0,06 евро за 1 кг до 0,15 евро за 1 кг. Действующая ставка ввозной таможенной пошлины составляет 20%, но не менее 0,06 евро за 1 кг.;
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года № 329 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин на детские сидения безопасности» продление сроком на 9 месяцев нулевых ставок ввозных таможенных пошлин на детские сидения (кресла) безопасности;
постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2009 года № 332 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении кур домашних и отдельных видов яиц домашней птицы» предусматривает введение на постоянной основе беспошлинного режима ввоза кур домашних и отдельных видов яиц домашней птицы;
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года № 335 «О продлении срока действия ставки ввозной таможенной пошлины в отношении схем интегральных монолитных цифровых». Постановление Правительства Российской Федерации предполагает продление сроком на 9 месяцев действия ставки ввозной таможенной пошлины в размере равном нулю на схемы интегральные монолитные цифровые;
постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2009 года № 336 «О продлении срока действия ставки ввозной таможенной пошлины на полиэтилен линейный» предусматривает продление сроком на 9 месяцев действие ставки ввозной таможенной пошлины на полиэтилен линейный, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года № 457 «О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении полиэтилена линейного» в размере, равном нулю, в связи с отсутствием отечественного производства рассматриваемого вида полимерного сырья;
постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года № 337 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов тропических масел» предусматривает установление нулевых ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды тропических масел, поставляемых наливом, сроком по 31 мая 2009 года (продление беспошлинного ввоза, действующего с 9 июля 2007 года);
постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года № 359 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин на кабели радиочастотные (коаксиальные)» предусматривает установление сроком на 9 месяцев ставок ввозных таможенных пошлин на кабели коаксиальные номинальным диаметром по изоляции 9 мм и более, но не более 35 мм, номинальным волновым сопротивлением не более 50 Ом, с диэлектриком из полимерного материала, внешним проводником в виде гофрированной или негофрированной металлической трубки, с оболочкой из полимерного материала (далее - кабели радиочастотные), в размере 15% от таможенной стоимости и на кабели коаксиальные прочие в размере 5% от таможенной стоимости.

В части решения вопросов оборонно-промышленного комплекса:
приняты распоряжения Правительства Российской Федерации:
от 2 апреля 2009 года № 446-р об увеличении предоставляемых субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства в 2009-2011 гг. на сумму 3 млрд. рублей (пункт 45 Плана действий);
от 9 апреля 2009 года № 486-р о направлении бюджетных ассигнований ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» (пункт 43 Плана действий).

В части поддержки реального сектора:
принято постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2009 года №295 «О предоставлении субсидий организациям рыбохозяйственного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 - 2011 годах на закупку гражданских судов, изготовленных на российских верфях», которым установлено, что предоставление данных субсидий (для кредитов на срок до 5 лет) осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 - 2010 годах на закупку гражданских судов, изготовленных на российских верфях, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008 - 2010 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов, изготовленных на российских верфях, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 года №383;
постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2009 года №321 «Об утверждении Правил предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета авиационным перевозчикам для возмещения недополученных ими доходов в связи с обеспечением перевозки пассажиров, заключивших договор воздушной перевозки с авиационным перевозчиком, в отношении которого принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта», в 2009 году на предоставление субсидий из средств федерального бюджета выделяется 5 000 000 тыс. рублей;
постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года №348 «О внесении изменений в Правила распределения и предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах».

В части снижения административного давления на бизнес:
принят Федеральный закон от 28 апреля 2009 года №60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым, в том числе, установлено вступление в силу с 1 мая 2009 года (ранее - с 1 июля 2009 года) ограничения количества проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (не чаще одного раза в три года);

В части содействия занятости населения:
принято постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2009 года № 316 «О дополнительных мерах по поддержке рынка труда Российской Федерации», о распределении дополнительных субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в размере 33 951 618,8 тыс. рублей.

В части социальной поддержки населения:
принят Федеральный закон от 28 апреля 2009 года № 72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан», предусматривающий, в том числе:
увеличение базовой части трудовой пенсии по старости в сумме 2 562 рубля в месяц;
увеличение ежемесячной денежной выплаты для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ветеранов Великой отечественной войны, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, иных категорий;
предоставление права на единовременную выплату в размере 12 000 рублей за счет средств материнского (семейного) капитала лицам, получившим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал;
Федеральный закон от 28 апреля 2009 года 67-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», исключающий из налогооблагаемой базы налогом на доходы физических лиц средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные учреждения, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
принято постановление Правительства РФ от 6 апреля 2009 года № 302 «О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан» (вместе с «Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан», «Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан»).

В сфере культуры:
принято постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2009 года №292 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. №576» об оказании бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации дополнительной государственной поддержки (грантов) творческим коллективам в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.

II. О решениях Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики

С целью организации постоянного контроля за реализацией принятых решений, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, обеспечения проведения комплексного анализа и определения направлений дальнейшего развития отраслей экономики, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2008 года № 957 образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики (далее - Комиссия).
В апреле 2009 года состоялось три заседания Комиссии (7 апреля 2009 года, 21 апреля 2009 года, 28 апреля 2009 года), на которых были рассмотрены следующие вопросы:
о дополнительных мерах по развитию жилищного строительства в 2009 году;
о приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и мерах по его реализации в 2009 году;
о результатах деятельности Межведомственной комиссии по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций.
В соответствии с решениями Комиссии целью приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в 2009 году является реализация антикризисных мер, в том числе сохранение достигнутого в 2008 году уровня доступности жилья для населения и создание условий для его дальнейшего повышения путем массового строительства жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
Приоритетами проекта является стимулирование развития жилищного строительства и спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, а также повышение качества жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.
Комиссией дано поручение доработать с учетом состоявшегося обсуждения предложения по развитию ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», в том числе обратив внимание на необходимость:
формирования механизмов, обеспечивающих строительство и приобретение жилья определенных характеристик и по единым ценам;
детальной проработки совместно с субъектами Российской Федерации мероприятий проекта в связи с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны;
корректировки положений проекта с учетом реализации с 1 января 2010 года прав граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в части приобретения (строительства) жилых помещений;
уточнения ответственных исполнителей, целевых показателей, объемов и источников финансирования мероприятий проекта; перечня нормативных правовых актов, необходимых для принятия в 2009 году, и сроки их подготовки.
На заседании Комиссии 28 апреля 2009 года также были одобрены предложенные ОАО АИЖК основные критерии, в соответствии с которыми оказывается государственная поддержка заемщикам, испытывающим сложности с обслуживанием ипотечных кредитов вследствие потери работы или существенного сокращения доходов:
величина совокупного среднедушевого месячного дохода заемщика и членов его семьи за вычетом ежемесячных платежей по ипотечному кредиту (займу) снизилась ниже трехкратной величины установленного в субъекте Российской Федераций прожиточного минимума на каждого из них;
приобретенное по ипотечному кредиту жилье является единственным для проживания залогодателя и проживающих с ним членов его семьи;
у заемщика и проживающих с ним членов его семьи отсутствуют денежные сбережения и иное ценное имущество, за исключением имущества, собственником которого являются несовершеннолетние дети, одного автотранспортного средства, рыночная стоимость которого составляет не более трехсот пятидесяти тысяч рублей, а также имущественных прав, составляющих менее 50% в общей доле собственности.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием ОАО АИЖК рекомендовано:
принять организационные меры для реализации па территории субъектов Российской Федерации программы государственной поддержки заемщиков, в том числе включающие при необходимости меры по обеспечению заемщиков жильем;
организовать работу органов опеки и попечительства с целью сокращения сроков рассмотрения заявлений о предоставлении согласия на оформление залога недвижимости, собственниками которой в том числе являются несовершеннолетние дети, при реализации программы реструктуризации ипотечных кредитов.
Минфину России совместно с ОАО АИЖК поручено проработать условия пи механизмы дополнительного финансирования ОАО АИЖК в размере 40 млрд. рублей на возвратной основе путем предоставления ОАО АИЖК во II квартале 2009 года долгосрочного кредита за счет средств Фонда национального благосостояния.
Комиссией также дано поручение Минздравсоцразвития России, Минрегиону России, Минфину России совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации рассмотреть вопрос о направлении средств материнского (семейного) капитала на погашение потребительских кредитов, фактически использованных на приобретение (строительство) жилых помещений.

III. О ситуации на рынке труда

В апреле 2009 года федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации продолжилась работа, направленная на обеспечение занятости населения. В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», осуществляется предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Для поддержания занятости и социальной поддержке работников, находящихся под риском увольнения, занятых неполное рабочее время или находящихся в простое, а также безработных граждан предусматривается выделить в 2009 году субсидии из федерального бюджета в размере более 43,7 млрд. рублей. Эти средства будут направлены на организацию:
опережающего профессионального обучения с целью развития качества рабочей силы, рост профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников;
общественных работ и временных рабочих мест для работников в случае угрозы увольнения и безработных граждан, а также стажировок молодых специалистов в целях приобретения опыта работы. Организация общественных работ и создание временных рабочих мест ориентирована на выполнение работ, имеющих социальную значимость для городов и районов;
переезда безработных граждан в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;
малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
В ходе реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, планируется:
осуществить опережающую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации более 213 тыс. работников организаций, находящихся под риском увольнения. Из федерального бюджета на эти цели планируется выделить около 1,7 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации - 210 млн. рублей;
создать временные рабочие места для трудоустройства 1 117 тыс. работников, находящихся под риском увольнения, и безработных, и организовать стажировку более 20 тыс. человек. Из федерального бюджета на эти цели планируется выделить около 18,6 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации - 1,1 млрд. рублей;
оказать материальную поддержку предпринимательским инициативам не менее 51 тыс. человек, которые помимо обеспечения собственной занятости создадут не менее 150 тыс. рабочих мест в сфере малого бизнеса. Из федерального бюджета на эти цели планируется выделить около 2,4 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации - 324 млн. рублей;
оказать адресную финансовую поддержку не менее 15,9 тыс. граждан, переезжающих для работы постоянного или временного характера в другую местность на территории субъекта Российской Федерации или за его пределы для работы на предприятиях, испытывающих потребность в работниках. Из федерального бюджета на эти цели планируется выделить около 760,6 млн. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации - 26,6 млн. рублей.
Всего из федерального бюджета планируется выделить 23,5 млрд.рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации - 1,7 млрд.рублей, что позволит оказать поддержку 1,4 млн.человек.
В разработанных программах субъектов Российской Федерации планируется уменьшение квоты на выдачу разрешений на работу в 2009 году на 450 229 разрешений на работу.
В целях стабилизации ситуации на рынке труда во всех субъектах Российской Федерации разработаны региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на региональных рынках труда.
По состоянию на 22 апреля 2009 года 82 представленные региональные программы рассмотрены Межведомственной рабочей группой при Минздравсоцразвития России и одобрены Межведомственной рабочей группой по мониторингу ситуации на рынке труда при Правительстве Российской Федерации в целях отбора для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Общий объем средств, который планируется направить на реализацию региональных программ, составляет 25,4 млрд. рублей, из них субсидии федерального бюджета - 23,6 млрд. рублей (93,2% от общего объема финансирования), средства бюджета субъектов Российской Федерации - 1,8 млрд. рублей (6,7% от общего объема финансирования), средства местных бюджетов и работодателей - 0,3 млрд. рублей (1,2% от общего объема финансирования).
По состоянию на 22 апреля 2009 года, Федеральной службой по труду и занятости заключено 82 соглашения с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о реализации региональных программ, содержащих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда соответствующих субъектов Российской Федерации.
Федеральной службой по труду и занятости перечислены субсидии на общую сумму 9,2 млрд. рублей (40% от общего размера) в 75 субъектов Российской Федерации
В 65 субъектах Российской Федерации приступили к реализации мероприятий региональных программ, в том числе за счет собственных средств (Брянская, Пензенская, Владимирская, Тверская, Вологодская, Калужская, Томская, Ярославская, Белгородская, Кировская, Челябинская, Орловская, Тульская области, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Приморский край и другие).
В целях оценки влияния экономического кризиса на сферу занятости населения и принятия своевременных решений по снижению напряженности на рынке труда Минздравсоцразвития России организован, начиная с октября 2008 года, еженедельный мониторинг высвобождения работников организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников по субъектам Российской Федерации (далее - мониторинг), а также сбор оперативной информации о планируемом массовом увольнении работников.
Так, по состоянию на 22 апреля 2009 года, от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области занятости населения (далее - органы службы занятости), получена информация о состоявшихся и предстоящих увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штата работников 37 079 организаций (по состоянию на 15 апреля 2009 года - от 34 283 организаций) 83 субъектов Российской Федерации.
Начавшийся с ноября 2008 года рост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, свидетельствует об изменениях на рынке труда ряда субъектов Российской Федерации. За период со 16 по 22 апреля 2009 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, возросла на 1,0% или на 23 506 человек (за предыдущую неделю рост численности безработных составил 1,1%) и по состоянию на 22 апреля 2009 года составила 2 283 387 человека.
Общая численность безработного населения в России в I квартале 2009 года увеличилась на 34,4% по сравнению с IV кварталом 2008 года и составила 7,1 млн. человек, или 9,5% экономически активного населения по данным Федеральной служба государственной статистики (Росстат). При этом по сравнению с I кварталом 2008 года численность безработных россиян увеличилась на 33,9%.
С начала октября 2008 года из общей численности работников, предполагаемых к увольнению, которая составила 738 533 человека (по состоянию на 15 апреля 2009 года - 708 004 человека) или 1,07% от численности занятого населения, численность уволенных работников достигла 345 435 человек. Из них было трудоустроено 109 536 человек или 31,7% от числа уволенных (по состоянию на 15 апреля 2009 года - 31,5% от числа уволенных), в том числе 61 995 человек - в прежней организации. По сравнению с предыдущей неделей численность уволенных работников возросла на 16 419 человек или на 5,0%.
Общая численность работников, предполагаемых к увольнению в I квартале 2009 года увеличилась на 34,4% по сравнению с IV кварталом 2008 года и составила 7,1 млн. человек, по данным еженедельного мониторинга, проводимого Минздравсоцразвития России.
Анализ информации о заявленных увольнениях свидетельствует о том, что предполагаемые увольнения работников организаций затронут такие виды экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность, в том числе машиностроение, металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, строительство, транспорт и связь.
По информации органов службы занятости, основной причиной значительного числа работников, находящихся в простое и занятых неполное рабочее время, является снижение объемов производства, оказания услуг или приостановка деятельности предприятий.
По состоянию на 22 апреля 2009 года, более 5800 предприятий заявило о работниках, находившихся в простое по вине администрации, работавших неполное рабочее время, а также работниках, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, суммарная численность которых возросла по сравнению с предыдущей неделей (1 386 254 работников) на 5,5% и составила 1 462 175 человек. В том числе: численность работников, находившихся в простое по вине администрации, составила 199 025 человек (снижение за отчетную неделю - 8,0%); численность работников, работавших неполное рабочее время - 1 183 519 человек (прирост за отчетную неделю - 8,5%); численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации - 79 631 человек (прирост за отчетную неделю - 0,8%).
Общая численности работников, находившихся в простое, работающих неполное рабочее время по вине администрации, а также находившихся в отпусках без сохранения зарплаты в I квартале 2009 года увеличилась более чем в 3,5 раза по сравнению с IV кварталом 2008 года и составила 1,2 млн. человек, по данным еженедельного мониторинга, проводимого Минздравсоцразвития России.
Общая численности работников, предполагаемых к увольнению, в I квартале 2009 года увеличилась более чем в 2 раза по сравнению с IV кварталом 2008 года и составила 642,8 тыс. человек, по данным еженедельного мониторинга, проводимого Минздравсоцразвития России.

4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения».

Необходимость принятия законопроекта определена исходя из опыта Всероссийской переписи населения 2002 года, недостаточности правового регулирования общественных отношений в этой сфере, а также изменений федерального законодательства, принципов и рекомендаций ООН в отношении переписей населения.
Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие при подготовке и проведении Всероссийской переписи населения, ее финансовом и методологическом обеспечении, обработке полученных сведений, подведении итогов, их официальном опубликовании, хранении переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения.
Законопроектом определяются передаваемые Российской Федерацией органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, касающиеся предоставления помещений для обучения и работы лиц, осуществляющих сбор сведений о населении, хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения, а также обеспечения транспортными средствами и средствами связи.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с осуществлением указанных полномочий, предусматривается за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, общий объем которых должен определяться по методике, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Законопроектом предусматривается, что контроль за осуществлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, а также за расходованием финансовых средств на указанные цели обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение Всероссийской переписи населения.
Законопроектом предполагается, что при подготовке и проведении Всероссийской переписи населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями предоставляют федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение Всероссийской переписи населения, сведения о муниципальных образованиях, перечне населенных пунктов (административно-территориальных единиц), входящих в состав муниципальных образований, границ муниципальных образований, а органы местного самоуправления обеспечивают наличие в муниципальных образованиях указателей с названиями улиц, номерами домов и квартир, предоставляют данные о количестве жилых и иных помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также оказывают содействие в привлечении граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору сведений о населении.
Законопроектом предполагается дополнение перечня сведений о населении, содержащихся в переписных листах, сведениями о миграции, уточнение вопросов, касающихся образования, родственных отношений и занятости опрашиваемых, а также введение понятия «домохозяйство».
Независимо от способов заполнения переписных листов федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение Всероссийской переписи населения, обеспечивается конфиденциальность сведений, содержащихся в переписных листах.
Принятие законопроекта позволит повысить качество итогов Всероссийской переписи населения, что соответствует ее цели - формирование полной и достоверной официальной статистической информации о населении страны, являющейся основой для расчета численности населения в межпереписной период, а также для формирования бюджетов всех уровней и разработки социально-экономических программ.
В правовом отношении будущий закон создаст нормативно-правовую базу для использования различных методов сбора сведений о населении и изменения перечня собираемых данных, расширения полномочий федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение Всероссийской переписи населения, определения полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, финансирования этих полномочий, осуществления соответствующих прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти в связи с передачей полномочий Российской Федерации на подготовку и проведение Всероссийской переписи населения.
Введение в действие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Необходимые расчеты и обоснования финансовых последствий реализации положений предлагаемого законопроекта будут представляться при внесении в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов в связи с проведением очередной Всероссийской переписи населения.

5. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее - Соглашение) подписано 7 ноября 2008 г. на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. N 1577-р и от 7 ноября 2008 г. № 1636-р.
Соглашение разработано на основе типового соглашения, одобренного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 456.
Основными положениями Соглашения, в частности, являются:
1) Допуск капиталовложений инвесторов государства одной договаривающейся стороны на территорию государства другой договаривающейся стороны в соответствии с законодательством государства принимающей договаривающейся стороны.
2) Предоставление каждой договаривающейся стороной капиталовложениям инвесторов государства другой договаривающейся стороны режима не менее благоприятного, чем тот, который предоставляется капиталовложениям собственных инвесторов или капиталовложениям инвесторов любого третьего государства.
3) Сохранение каждой договаривающейся стороной права применять и вводить в соответствии с законодательством своего государства изъятия из национального режима в отношении иностранных инвесторов и их капиталовложений, включая реинвестированные капиталовложения.
Кроме того, в соответствии с Соглашением ни одна из договаривающихся сторон не обязана распространять на капиталовложения инвесторов государства другой договаривающейся стороны преимущества, которые она предоставляет капиталовложениям инвесторов любого третьего государства в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или валютном союзе, общем рынке и любых аналогичных экономических интеграционных образованиях или любом международном соглашении, ведущем к созданию таких союзов или образований, а также на основе соглашений об избежании двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения.
Гарантия защиты капиталовложений и доходов инвесторов от принудительного изъятия - национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах. При этом устанавливается, что применение мер, связанных с национализацией и экспроприацией, осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством государств договаривающихся сторон, а сами меры не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой и адекватной компенсации. Также предусматривается, что указанная компенсация должна соответствовать рыночной стоимости экспроприируемых капиталовложений на дату, непосредственно предшествующую дате экспроприации, либо на дату, когда стало общеизвестно о предстоящей экспроприации. Кроме того, закрепляется право инвесторов на получение адекватной компенсации в случае причинения вреда или нанесения ущерба их капиталовложениям и доходам, в частности вследствие войны, вооруженных конфликтов, гражданских беспорядков. Данные положения Соглашения соответствуют нормам международной практики и учитывают риск резкого снижения стоимости экспроприируемых активов.
4) Гарантия беспрепятственного перевода за границу доходов и других платежей в связи с капиталовложениями после выполнения инвесторами всех налоговых обязательств перед государством принимающей договаривающейся стороны.
5) Обеспечение надлежащих способов судебной защиты прав инвесторов за счет возможности использования современных процедур разрешения споров между одной договаривающейся стороной и инвестором государства другой договаривающейся стороны, а также способов урегулирования споров между договаривающимися сторонами относительно толкования и применения положений Соглашения.
Положения Соглашения соответствуют нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».
Применение Соглашения обеспечит инвесторам долговременную стабильность и предсказуемость правовой среды и будет способствовать активизации инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Боливарианской Республикой Венесуэла.

6. О проекте федерального закона «О внесении изменение в Федеральный закон «О техническом регулировании».

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (далее - законопроект) подготовлен в целях повышения энергетической эффективности объектов технического регулирования (продукции и процессов производства), обеспечения сближения норм Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон) с нормами Соглашения ВТО по Техническим барьерам в торговле, а также обеспечения эффективной реализации принятых технических регламентов.
Принятие законопроекта позволит в целом повысить эффективность технического регулирования, в том числе при разработке проектов технических регламентов и других документов, связанных с их реализацией, включать требования по повышению энергетической эффективности на всех стадиях жизненного цикла продукции и стимулировать хозяйствующие субъекты на проведение комплекса мер по обеспечению необходимого уровня энергетической эффективности, что в свою очередь должно оказать влияние на повышение конкурентоспособности продукции и экономики страны в целом, обеспечивая рациональный подход к использованию невосполняемых природных ресурсов, а также будет способствовать конкурентоспособности российских товаров, обеспечит гармонизацию норм законодательства Российской Федерации в сфере технического регулирования с международными но

7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экспорте газа».

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экспорте газа» (далее - законопроект) подготовлен в целях уточнения сферы применения Федерального закона «Об экспорте газа» (далее - Закон).
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона его положения применяются в отношении газа, добываемого из всех месторождений углеводородного сырья и транспортируемого в газообразном и сжиженном состоянии.
Такая формулировка означает, что законодательно закрепленный принцип «единого экспортного канала» может применяться не только к природному и отбензиненному сухому газу, который транспортируют по газопроводам Единой системы газоснабжения в общем потоке с природным газом, но и к сжиженному углеводородному газу (далее - СУГ), в то время как СУГ является продуктом переработки нефтяного (попутного) газа, не транспортируется по Единой системе газоснабжения, и его экспорт осуществляется различными компаниями, в том числе и нефтяными, не входящими в одну группу лиц с организацией-собственником Единой системы газоснабжения.
В связи с изложенным законопроектом предусматривается конкретизация понятия «газ», используемого в Федеральном законе. Для целей настоящего федерального закона под «газом» предлагается понимать исключительно природный газ и сухой отбензиненный газ, транспортируемый в газообразном состоянии по газопроводной системе.

8. О проекте федерального закона «О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ботсвана об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы».

Федеральным законом предусматривается ратифицировать Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ботсвана об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанную в городе Габороне 8 апреля 2003 года.
Целью вышеуказанной Конвенции является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своем государстве и государстве-партнере.
При подготовке указанной Конвенции российская сторона основывалась на проекте типового Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года №352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества», а также договаривающиеся государства руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Конвенция подлежит ратификации в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» и вступает в силу в день последнего из уведомлений о выполнении договаривающимися государствами внутригосударственных процедур, необходимых для ее вступления в силу. Положения Конвенции применяются до тех пор, пока одно из договаривающихся государств не прекратит ее действия, направив по дипломатическим каналам письменное уведомление о прекращении действия, по крайней мере, за шесть месяцев до окончания любого календарного года после истечения пятилетнего периода с даты вступления Конвенции в силу.
9. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея об упрощении процедуры выдачи виз для осуществления взаимных краткосрочных поездок граждан».
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея об упрощении процедуры выдачи виз для осуществления взаимных краткосрочных поездок граждан подписано 29 сентября 2008 года в г.Москве на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2008 года № 1408-р.
Соглашение призвано укрепить договорно-правовую базу российско-южнокорейских отношений в области режима взаимных поездок граждан, обеспечить создание максимально благоприятных условий для активизации обменов по линии органов государственной власти двух стран, представителей деловых кругов и простых граждан.
Ключевым моментом Соглашения является упрощение процедуры выдачи виз для въезда, следования транзитом, выезда и пребывания на территории государства другой стороны сроком до 90 дней в течение 180 дней для граждан Российской Федерации и Республики Корея, являющихся владельцами действительных заграничных паспортов. Также упомянутым Соглашением предусматривается при соблюдении ряда условий возможность выдачи гражданам обоих государств многократных виз сроком от 1 года до 5 лет.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ, поскольку содержит правила иные, чем предусмотрены законом, а именно статьей 25.6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ, согласно положениям которой обыкновенные деловые визы выдаются сроком до 1 года. В то время как пункт 2 ст. 5 Соглашения предусматривает возможность оформления многократной визы для предпринимателей и членов официальных делегаций сроком до 5 лет.

10. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Хорватии о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Хорватии.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Хорватии о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Хорватии призвано заменить в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Хорватией Соглашение между Правительством СССР и Союзным исполнительным вече Скупщины СФРЮ о взаимных поездках граждан от 31 октября 1989 года.
Данный проект Соглашения в отличие от советско-югославского документа по инициативе хорватской стороны устанавливает в основном визовый порядок взаимных поездок граждан Российской Федерации и Республики Хорватии.
Вместе с тем для обладателей дипломатических и служебных паспортов сохраняется безвизовый режим поездок общей продолжительностью до 3 месяцев в течение полугода; сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений и представительств при международных организациях и проживающим вместе с ними членам их семей - в течение всего срока их аккредитации. Кроме того, Соглашение сохраняет безвизовый режим в отношении членов экипажей российских и хорватских гражданских воздушных и морских судов.
В проекте Соглашения предусматривается упрощенный порядок выдачи однократных виз сроком действия до 90 дней. Они будут оформляться по прямым обращениям принимающих организаций без предъявления предусмотренных законодательствами сторон приглашений членам официальных делегаций, предпринимателям, деятелям науки, культуры и образования, студентам и школьникам, участвующим в программах обменов, участникам международных спортивных мероприятий, участникам программ обменов между породненными городами.
Для предпринимателей, совершающих регулярные деловые поездки, Соглашением предусматривается упрощенная процедура оформления многократных виз сроком действия до одного года.
Соглашением четко регламентируются сроки рассмотрения визовых обращений. Компетентные органы будут принимать решения о выдаче многократных виз сроком до одного года в течение 14 рабочих дней с момента получения соответствующих документов, однократных или двукратных виз сроком действия до 3 месяцев в течение двух-пяти рабочих дней. Лицам, направляющимся в срочную поездку в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств, визы могут быть выданы в день обращения.
В Соглашении по некоторым позициям установлены нормы и правила иные, чем предусмотренные российским законодательством, в частности, Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года, а также Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года. Соглашение после его подписания будет подлежать ратификации.

11. О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в военной области.

12. О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о сотрудничестве в военной области.

13. О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Протокола о внесении изменения в Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизской Республики от 22 сентября 2003 г.

14. О Правительственной комиссии по миграционной политике.

Проектом предусматривается образование правительственной комиссии по миграционной политике.
Правительственная комиссия по миграционной политике образуется в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по проведению единой государственной миграционной политики.
На комиссию возлагаются задачи по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимодействию с заинтересованными организациями и общественными объединениями по исполнению законодательства Российской Федерации в сфере миграции, разработке основных направлений совершенствования правового регулирования в сфере миграции, выработке согласованных действий органов исполнительной власти по реализации единой государственной миграционной политики, рассмотрению и подготовке согласованных предложений по приоритетным вопросам внешней и внутренней миграции.
Высокая динамичность современной миграционной ситуации вызывает необходимость определенной корректировки проводимой Российской Федерацией государственной миграционной политики, прежде всего - сквозь призму существующих и потенциальных угроз национальной безопасности страны.
В этих условиях необходима разработка мер по защите стратегических интересов Российской Федерации на основе комплексного формирования и реализации миграционной политики Российской Федерации, а также по обеспечению страны трудовыми ресурсами с учетом реальной демографической ситуации и сложившихся международных отношений.

15. О выделении специального гранта на ремонт и оборудование музея лейб-гвардии казачьего Его Величества полка в г.Курбевуа (Франция).

Музей лейб-гвардии казачьего Его Величества полка (далее - Музей), основанный в г.Курбевуа (Франция) генерал-майором И.Н.Оприцом, автором фундаментального труда «Лейб - гвардии Казачий его Величества полк в годы революции и гражданской войны. 1917-1920 гг.», собрал в своих фондах реликвии полка, образцы обмундирования и снаряжения, посуду, военные карты, предметы офицерского обихода и т.д. На базе музея сохранен уникальный военно-патриотический материал, повествующий о славной военной истории России.
Вопрос о выделении специального гранта Президента Российской Федерации на ремонт и оборудование здания Музея обсуждался в ходе визита Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина во Францию в мае 2008 г. во время посещения музея лейб - гвардии казачьего Его Величества полка.
В этой связи предполагается выделить в 2009 году за счет средств федерального бюджета до 150 тыс. евро на ремонт и оборудование музея лейб - гвардии казачьего Его Величества полка в г. Курбевуа.

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.