Версия для слабовидящих

27 апреля 2009

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 27 апреля 2009 г.

На заседании Правительства Российской Федерации 27 апреля 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О ходе реализации мер по поддержке рынка труда и социальной поддержке граждан в связи с изменением ситуации на рынке труда.

1) Ситуация на рынке труда.
За период с октября 2008 г. по апрель 2009 г. общая численность безработных граждан возросла с 4,0 до 7,1 млн. человек или с 5,8% до 9,5% от численности экономически активного населения. При этом численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилась с 1,2 до 2,3 млн. человек, т.е. возросла на 83,1%.
Значительный прирост численности безработных граждан произошел в субъектах Российской Федерации с развитым промышленным производством и финансовым сектором, что обусловлено общемировыми тенденциями. Одновременно, ситуация на рынке труда субъектов Российской Федерации, традиционно испытывающих трудности в сфере занятости (республики Северного Кавказа, ряд субъектов Российской Федерации Дальневосточного региона), практически не изменилась.
Наибольшие темпы роста численности зарегистрированных безработных отмечались в январе - феврале 2009 г., когда еженедельный прирост достигал 9,0%. В марте - апреле наметилось снижение и стабилизация данного прироста в среднем на уровне 1,7%.
Одновременно изменилось соотношение категорий граждан, уволенных по различным основаниям.
Доля граждан, уволившихся по собственному желанию, в общей численности безработных увеличилась с 31,9% до 33,7%. При этом доля граждан, уволенных по сокращению численности или штата работников организации, в общей численности безработных уменьшилась с 13,5% до 11,8%. Указанные процессы свидетельствуют о «выдавливании» работодателями работников при сокращении без выплаты выходного пособия, предусмотренного Трудовым кодексом Российской Федерации.
Число безработных граждан, проживающих в монопрофильных городах, в общей численности зарегистрированных безработных увеличилось более чем вдвое.
Из общей численности работников, предполагаемых с начала октября 2008 г. к увольнению (738,5 тыс. человек), численность уволенных работников на 22 апреля 2009 г. достигла 345,4 тыс. человек. Объявлено об увольнении в предстоящие три месяца более 370 тыс. работников.
В условиях снижения объемов производства или полной остановки предприятий альтернативой увольнения работников является перевод их на режим неполной занятости. С начала ноября 2008 г. количество предприятий, установивших для своих работников указанный режим работы, возросло многократно и достигло более 37 тыс. организаций, а суммарная численность работников, занятых неполное рабочее время, возросла до 1,5 млн. человек.
В связи с переводом значительного числа работников на режим неполной занятости в первом квартале 2009 г. отмечается замедление темпов роста заработной платы. Растет задолженность по заработной плате, составившая на 1 апреля 2009 г. 8,75 млрд. рублей (увеличение по сравнению с 1 марта 2009 г. на 0,67 млрд. рублей или на 8,3%).
Правительством Российской Федерации проводится мониторинг ситуации на рынке труда, включая вопросы движения рабочей силы.
Результаты мониторинга регулярно обсуждаются на совещаниях в Правительстве Российской Федерации по мониторингу ситуации на рынке труда с участием руководителей Минздравсоцразвития России, ФМС России, других федеральных органов исполнительной власти, руководителей регионов, и на заседаниях Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики.
Руководители 26 регионов доложили о ситуации на региональных рынках труда и о реализации региональных программ, направленных на снижение напряженности на этих рынках.
Рассмотрены вопросы о ситуации с занятостью в сфере транспорта, промышленности и торговли, в агропромышленном комплексе, в организациях топливно-энергетического комплекса, образования и науки, связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ЖКХ. Определялись меры по устранению причин дестабилизации ситуации в этих видах экономической деятельности и на конкретных предприятиях.

2) Меры, реализуемые на рынке труда.
В настоящее время в целях содействия занятости населения реализуются как запланированные на 2009 г. мероприятия на рынке труда Российской Федерации, так и дополнительные антикризисные меры.
В рамках реализации переданных полномочий в области содействия занятости населения органами государственной службы занятости населения субъектов Российской Федерации реализуются мероприятия на рынке труда, установленные Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (выплата пособий по безработице, оказание услуг по переобучению, осуществление активных программ занятости и др.). В бюджеты регионов в полном объеме перечислены субвенции, предусмотренные федеральным бюджетом на 2009 год, в размере 42,9 млрд. рублей.
В целях повышения эффективности функционирования рынка труда реализуется план мероприятий, утвержденный в развитие Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы (от 15 августа 2008 года № 1193-р).
В целях усиления мер социальной поддержки безработных граждан и мер по защите рынка труда Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» установлена норма, предоставляющая гражданам, уволенным по собственному желанию без уважительных причин и признанным безработными, получать пособие по безработице в порядке, аналогичном для граждан, уволенных в связи с ликвидацией организаций или сокращением штатной численности.
Также принят ряд решений Правительства Российской Федерации:
   • постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. № 915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год», определяющее максимальную величину пособия по безработице на 2009 год в размере 4900 рублей;
   • постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. № 916 «О внесении изменений в Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее установление 50-процентного резерва утвержденного Правительством Российской Федерации объема квот по Российской Федерации (вместо ранее установленного 30-процентного);
   • постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2009 г. № 316 «О дополнительных мерах по поддержке рынка труда Российской Федерации», согласно которому увеличиваются бюджетные ассигнования, предусмотренные на 2009 год на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и реализации мероприятий активной политики занятости населения, на 33,9 млрд. рублей.
Основной мерой по снижению напряженности на рынке труда является реализация региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
На данные цели выделены средства федерального бюджета в размере 43,7 млрд. рублей.
К настоящему времени Правительством Российской Федерации одобрены 82 региональные программы. Мероприятия региональных программ по предотвращению социальных рисков, связанных с возможным сокращением и вынужденным простоем работников, ориентированы на реальные действия на конкретных предприятиях.
На первом этапе общий объем средств, который планируется направить на их реализацию, составляет 25,4 млрд. рублей, из них субсидии федерального бюджета - 23,7 млрд. рублей (93,2% от общего объема финансирования).
По состоянию на 22 апреля с.г. средства субсидии (40 % от общего размера) перечислены в 75 субъектов Российской Федерации, на общую сумму 9,2 млрд. рублей.
В ходе реализации указанных программ предусматривается:
   • осуществить опережающую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации более 216,5 тыс. работников организаций, находящихся под риском увольнения. Объем средств, выделенных бюджетам регионов на данное мероприятие, составит 1,9 млрд. рублей;
   • создать более 1072,4 тыс. временных рабочих мест для трудоустройства работников, находящихся под риском и организовать стажировку 50,2 тыс. человек. Объем средств, выделенных бюджетам регионов на данное мероприятие, составит 19,9 млрд. рублей;
   • оказать адресную финансовую поддержку не менее 15,9 тыс. граждан, переезжающих для работы постоянного или временного характера в другую местность для работы на предприятиях, испытывающих потребность в работниках. Объем средств, выделенных бюджетам регионов на данное мероприятие, составит 0,8 млрд. рублей;
   • оказать материальную поддержку предпринимательским инициативам не менее 52 тыс. человек, которые помимо обеспечения собственной занятости создадут не менее 150 тыс. рабочих мест в сфере малого бизнеса. Объем средств, выделенных бюджетам регионов на данное мероприятие, составит 2,7 млрд. рублей.
Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий перераспределение средств в пределах предусмотренных в федеральном бюджете на 2009 год ассигнований, направление их на информирование населения о реализации региональных программ, автоматизацию мониторинга увольнения работников и неполной занятости, ведение информационного портала Роструда по содействию трудоустройству граждан, а также увеличение суммы выплаты безработным гражданам на организацию малого предпринимательства и самозанятости и установление ее в размере двенадцатикратной максимальной величины пособия по безработице.
Следует отметить, что одновременно программа поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России, позволит сохранить и поддержать создание около 500 тыс. рабочих мест.
Реализация мероприятий региональных программ позволила уменьшить численность работников, находящихся под риском увольнения, и снизить темпы роста численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости.
Правительством Российской Федерации в марте - апреле с.г. поручено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в которых ситуация на рынках труда наиболее сложная (Республика Татарстан, Кемеровская, Нижегородская, Самарская области), подготовить предложения по корректировке запланированных и разработке дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на региональных рынках труда, с учетом сложной ситуации в ключевых видах экономической деятельности, а также в системообразующих и градообразующих организациях регионов.
Наряду с предпринимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по стабилизации ситуации на рынке труда требуют дополнительной проработки следующие вопросы:
   • обеспечения занятости в муниципальных образованиях, на территории которых расположены градообразующие предприятия, заявившие или уже начавшие увольнение работников (организации, относящиеся к металлургической отрасли, химической и оборонной промышленности, машиностроению, строительства дорог);
   • оптимизации организации миграционных процессов внутри страны и создания реальных условий для повышения мобильности российских граждан в целях эффективного перераспределения трудовых ресурсов. Существующие в настоящее время меры социальной поддержки граждан, переезжающим для работы в другую местность (выплаты суточных расходов за время следования к месту работы в размере 100 рублей за каждый день нахождения в пути следования, транспортных расходов по переезду в другую местность, по найму жилого помещения не дифференцированные в зависимости от цен в различных регионах), носят разовый характер и не направлены на закрепление граждан на территории вселения в течение длительного периода времени;
   • трудоустройства или переобучения выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней, направления их на стажировки в целях приобретения навыков практической работы;
   • совершенствования формы государственного статистического наблюдения создания и ликвидации рабочих мест;
   • усиления контроля руководителями высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за реализацией региональных программ, эффективным и целевым расходованием средств, своевременного принятия решений по недопущению социальной напряженности в регионах, сохранению занятости и поддержанию уровня жизни населения.

2. О проекте «Развитие пенсионной системы» перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет карту проекта «Развитие пенсионной системы».
Минздравсоцразвития России представлена карта проекта (далее - Проект) «Развитие пенсионной системы» (пункт 19 перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1663-р).
Целью проекта развития пенсионной системы является обеспечение прав застрахованных лиц на необходимый уровень пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе на основе повышения сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования и более полной реализации страховых принципов - эквивалентности и солидарности обязательств.
Сохранение основных параметров введенной в 2002 году системы обязательного пенсионного страхования, основанной на налоговом источнике финансирования, в перспективе приведет к отставанию темпов роста пенсионного обеспечения граждан относительно темпов роста заработной платы и нарастанию несбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Установленные тарифы страховых взносов, учитываемые на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, не позволяют значительной части застрахованных лиц сформировать права на получение пенсии по старости в размере не менее 40% прежнего заработка, при достижении страхового стажа не менее 30 лет.
Целями проекта являются:
   • повышение к 2024 году среднего размера трудовых пенсий по старости до величины, обеспечивающей минимальный воспроизводственный потребительский бюджет пенсионера (2,5 прожиточных минимума пенсионера);
   • ликвидация с 2010 года бедности среди пенсионеров;
   • повышение финансовой обеспеченности системы обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с указанными целями определены соответствующие целевые показатели на 2009-2012 гг.
Сформулированы задачи Проекта и мероприятия по их решению. Определены ответственные исполнители, сроки начала и завершения реализации.
Ожидаемым социально значимым результатом достижения целей Проекта, по оценкам Минздравсоцразвития России, является повышение уровня жизни пенсионеров до 70-75% от уровня жизни работающего населения. В результате средний размер трудовой пенсии в 2012 году по сравнению с 2008 годом возрастет в 2,19 раза, страховая часть трудовой пенсии к концу 2012 увеличится в 1,6 раза по сравнению с концом 2008 года, социальная пенсия - в 2,11 раза.
Предусматривается увеличение денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г., а также ежегодная индексация страховой части трудовой пенсии по росту доходов Пенсионного фонда Российской Федерации и индексация социальных пенсий по росту величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.
Будет достигнут минимальный уровень материального обеспечения не ниже прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации за счет установления социальной доплаты к пенсиям, финансируемой из федерального бюджета. Соответствующую доплату в 2010 году получат 3,2 млн. пенсионеров. Субъекты Российской Федерации должны установить социальные доплаты к пенсиям до прожиточного минимума, превышающего прожиточный минимум в Российской Федерации (в 28 субъектах Российской Федерации в отношении 670 тыс. пенсионеров).
Повысится финансовая обеспеченность системы обязательного пенсионного страхования и снизится потребность в субсидировании выплаты пенсий за счет средств федерального бюджета.
Предусматривается установление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, администрирование уплаты которых будет осуществляться Пенсионным фондом Российской Федерации, а также поэтапный переход на ежеквартальный персонифицированный учет страховых взносов. Реализация этих мер должна обеспечить уровень собираемости страховых взносов не ниже 97%.
Ухудшение экономических условий повлияло на величину целевых показателей проекта. Так показатель отношения среднего размера трудовой пенсии по старости к величине прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации в 2012 году составит 1,71 раза вместо предусмотренного в ОНДП показателя - 1,96 раза.
Планируется завершить в 2009 году создание нормативной правовой базы и приступить к решению задач проекта с 1 января 2010 года. Необходимые законопроекты Минздравсоцразвития России разработаны и представлены в Правительство Российской Федерации.

3. О проектах федеральных законов «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования».

Минздравсоцразвития России внесены проекты федеральных законов, направленные на реализацию мероприятий по развитию пенсионной системы и предусматривающие повышение уровня пенсионного обеспечения и финансовую устойчивость пенсионной системы в долгосрочной перспективе.
1) Законопроектом о страховых взносах в связи с упразднением единого социального налога (далее - ЕСН) и переходом на страховые принципы формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов предлагается урегулировать отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) - на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - фонды ОМС) - на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие при их администрировании.
Законопроект о страховых взносах не распространяется на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Законопроектом определяются: круг плательщиков страховых взносов; объект обложения страховыми взносами; база для начисления страховых взносов; суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами; размеры тарифов страховых взносов; расчетный и отчетный периоды; порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов.
Законопроектом предусматривается отнести суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами плательщиками страховых взносов.
Это исключает иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Российской Федерации по трудовым договорам, из системы обязательного медицинского страхования, в связи с чем законопроект требует дополнительной проработки с заинтересованными органами исполнительной власти, в том числе с МИДом России.
Законопроектом предусматривается установление с 1 января 2011 года единых тарифов страховых взносов для всех работодателей в ПФР - в размере 26,0 процентов, ФСС - 2,9 процента и фонды ОМС - 5,1 процента.
При этом в 2010 году тарифы страховых взносов в указанные государственные внебюджетные фонды сохраняются в размерах действующих ставок ЕСН соответственно - 20,0 процентов, 2,9 процента и 3,1 процента.
Для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты в пользу физических лиц (индивидуальные предприниматели, адвокаты и другие), предлагается установить страховые взносы в фиксированном размере исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется по формуле: МРОТ х 12 месяцев х Размер тарифа.
В 2010 году сохраняются льготные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей; организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны; организаций, использующих труд инвалидов; общественных организаций инвалидов; предприятий и учреждений общественных организаций инвалидов и других) с повышением в 2011 - 2014 годах. При этом выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета.
В 2010 году дополнительный трансферт из федерального бюджета на такую компенсацию предусматривается бюджету ПФР.
Базу для начисления страховых взносов на физическое лицо для плательщиков страховых взносов - работодателей по всем видам обязательного социального страхования предлагается определить в сумме, не превышающей в 2010 году 415,0 тыс. рублей. В последующем предусматривается ее индексация в связи с ростом средней заработной платы. С сумм выплат и иных вознаграждений (в пользу физических лиц), превышающих 415,0 тыс. рублей, страховые взносы взиматься не будут.
Законопроектом о страховых взносах предлагается наделить полномочиями по контролю за уплатой страховых взносов, а также по привлечению к ответственности за нарушение порядка их уплаты (за исключением полномочий приостанавливать операции по счетам плательщика в банке и налагать арест на имущество плательщика, а также производить выемку документов): ПФР - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование; ФСС - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Предусматриваются переходные положения по передаче контрольных функций от налоговых органов ПФР и ФСС, а также определяется порядок взыскания задолженности по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся на 1 января 2010 года.
2) Проектом федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с законопроектом о страховых взносах (далее - законопроект) вводится механизм повышения денежной оценки пенсионных прав застрахованных лиц (валоризация).
С 1 января 2010 года всем пенсионерам будут повышены трудовые пенсии (независимо от вида), при определении размеров которых применяется механизм денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года. Предусматривается увеличить расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц на 10 процентов и, сверх того, на 1 процент за каждый год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
Вместо базовой части трудовой пенсии вводится фиксированный базовый размер, как составная часть страховой части трудовой пенсии, подлежащий индексации по правилам индексации страховой части. С 1 января 2015 года, величина фиксированного базового размера будет увеличиваться на 6 процентов за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет.
В законодательство вводится понятие «минимальный уровень пенсионного обеспечения граждан». С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров в виде дополнительного материального (социального) обеспечения и ежемесячной денежной выплаты не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.
Если у пенсионера сумма пенсии и указанных выплат меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации, ему предусматривается социальная доплата до прожиточного минимума пенсионера. При этом данная социальная доплата не будет осуществляться в период выполнения оплачиваемой работы.
Предусматривается установление ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости аналогичного периоду, применяемому при определении страховой части трудовой пенсии по старости, а также возможность единовременной выплаты средств пенсионных накоплений получателям пенсий по государственному пенсионному обеспечению, трудовых пенсий по инвалидности или по случаю потери кормильца по достижении пенсионного возраста (если они не приобрели право на трудовую пенсию по старости).
Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению (инвалидам вследствие военной травмы, участникам Великой Отечественной войны, лицам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы и другие), а также размеры иных денежных выплат, которые в настоящее время исчисляются исходя из размера базовой части трудовой пенсии по старости, с 1 января 2010 года будут определяться в зависимости от размера социальной пенсии по старости.
Вводится новый порядок индексации социальных пенсий и соответственно всех иных выплат, размеры которых будут рассчитываться с применением величины социальной пенсии с учетом инфляции.
С 1 января 2010 года вводятся два вида пенсий по государственному пенсионному обеспечению - пенсии за выслугу лет космонавтам и летчикам-испытателям.
Исходя из новых условий назначения трудовых пенсий, фиксированный базовый размер пенсий по старости устанавливается в размере 2 562 рубля, дифференцируемый для других видов трудовых пенсий в зависимости от категории получателя и вида пенсии.
В течение 2010 года предлагается осуществить индексацию страховой части трудовой пенсии по новым нормам на 13,6 процентов. Среднегодовой размер трудовой пенсии в 2010 году составит 7 946 рублей.
Законопроектом исключаются за счет средств обязательного социального страхования выплаты нестрахового характера (некоторые виды пособий ряду категорий уволенных и неработающих граждан, выплаты на оздоровление детей, оплату путевок на санаторно-курортное долечивание работников, оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц по уходу за детьми-инвалидами). Замещающим источником финансирования будет федеральный бюджет.
В этих целях вносятся изменения в Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».
При этом устанавливаются виды страхового обеспечения застрахованных лиц (пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, а также на погребение), порядок исчисления и уплаты страховых взносов.
Предусматривается замена установления максимальных размеров пособий, возмещающих застрахованному работнику утраченный заработок, на их исчисление из фактического заработка застрахованного с учетом установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо (415,0 тыс. рублей).
Кроме того, размер пособия по временной нетрудоспособности будет зависеть от страхового стажа работника - 60 процентов заработка при стаже до 5 лет; 80 процентов - от 5 до 8 лет; 100 процентов - 8 и более лет. Соответственно максимальная сумма выплаты этого пособия может составить в 2010 году в расчете за полный календарный месяц 20 750, 27 660 и 34 583 рубля (в 2009 году - 18 720 рублей).
Максимальная сумма выплаты пособия по беременности и родам будет составлять (100 процентов заработка независимо от стажа) в 2010 году 34 583 рубля (в 2009 году - 25 390 рублей).
Вносятся изменения в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, предлагается выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы в ФСС, без ограничения его максимального размера суммой в 6 000 рублей (с учетом индексации с 1 января 2009 г. - 7 492 рубля), как это предусмотрено в настоящее время.
С учетом установления предельной величины базы для начисления страховых взносов на физическое лицо, максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для застрахованных граждан составит 13833 рубля.
При этом для граждан, проходящих военную и приравненную к ней службу, лиц из числа гражданского персонала воинских формирований, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами, а также граждан, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет ограничено суммой 6000 рублей (с учетом индексации с 1 января 2009 г. - 7 492 рубля).

4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Министерство Юстиции Российской Федерации вносит проект федерального закона «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Целью законопроекта является выполнение требований Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2008 № 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 61 и 121 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 21, 22 и 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Названным Постановлением Конституционный Суд предписал внести изменения в Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), предусмотрев тайное голосование членов квалификационной коллегии судей при решении вопроса о применении к судье дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи.
Порядок голосования и принятия решения решений квалификационными коллегиями судей установлен статьей 23 Федерального закона, однако в ней не предусмотрена возможность проведения тайного голосования.
С учетом требований Конституционного Суда Российской Федерации статью 23 Федерального закона предлагается дополнить пунктом 21 в которой установить, что мотивированное решение по вопросу применения к судье дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращении полномочий судьи либо о прекращении отставки судьи в связи с осуществлением деятельности, не совместимой с должностью судьи, или совершением поступков, его порочащих, принимается по результатам тайного голосования.
Порядок проведения тайного голосования предлагается установить в положении о порядке работы квалификационных коллегий судей, утверждаемом Высшей квалификационной коллегией судей.

5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике».

В соответствии с пунктом 1 Плана мероприятий по повышению эффективности деятельности государственного сектора науки на 2005-2006 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2005г. №1993-р, Минобрнауки России разработало проект федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике».
Предметом регулирования законопроекта являются отношения в области научной и научно-технической деятельности и реализации государственной научно-технической политики. Законопроект является специализированным законодательным актом, регламентирующим правовые отношения в области деятельности государственных научных центров Российской Федерации. Действие законопроекта будет распространяться на федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации и организации научной и (или) научно-технической сферы.
Законопроектом уточняются положения пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 23 августа 1996г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» с целью закрепления возможности научных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности получить статус государственных научных центров Российской Федерации (далее - ГНЦ).
ГНЦ не имеют аналогов в зарубежной правоприменительной практике. В настоящее время во многих странах создаются так называемые «Центры превосходства» для концентрации ресурсов вокруг одного из структурных приоритетов, таких, как быстрое достижение мирового уровня в какой-либо области фундаментальной или прикладной науки либо технологии. Аналогичные задачи призвана решать в Российской Федерации система ГНЦ в соответствующих приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники.
В число обязательных качественных критериев для присвоения статуса ГНЦ, одобренных Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, входит направленность научной и (или) научно-технической деятельности организации на реализацию Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, Перечня критических технологий Российской Федерации и (или) обеспечение стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и национальной безопасности и критерий, согласно которому организация является ведущей в реализации одной или нескольких критических технологий и (или) головной организацией по разработке научных (научно-технических) проектов национальной значимости в области обороны и национальной безопасности. Учитывая рост темпов процесса акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, возрастание роли акционерных обществ, вносящих существенный вклад в реализацию критических технологий Российской Федерации, и необходимость поддержки их научно-технической деятельности в современных условиях, представляется возможным не ограничивать право научных организаций, выполняющих задания государственного значения и в интересах государства, претендовать на статус ГНЦ по признаку подведомственности федеральному органу исполнительной власти, государственной академии наук или ее региональных отделений.
В соответствии с Порядком присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993г. №939, статус ГНЦ может присваиваться предприятиям, учреждениям науки и высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание (далее - организации).
В настоящее время статус ГНЦ присвоен 50 научным организациям.
Принимая во внимание высокие требования, предъявляемые к организациям, претендующим на получение статуса ГНЦ, в 2009 году статус ГНЦ не был сохранен за 3 организациями (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2009г. №252-р).

6. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства».

31 августа 2007г. в г.Москве подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства.
Целью Соглашения является регулирование порядка осуществления трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Корейской Народно-Демократической Республике и граждан Корейской Народно-Демократической Республики в Российской Федерации.
В настоящее время КНДР занимает четвертое место среди стран дальнего зарубежья по количеству граждан, прибывающих в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности.
В 2004 году в Российской Федерации по данным официального статистического наблюдения работало свыше 14,7 тысяч северокорейских граждан, в 2005 году - более 20 тысяч, в 2006 году - свыше 27,6 тыс. человек. В 2007 году данный показатель составил свыше 32,6 тыс. человек.
Реализация положений Соглашения позволит упорядочить процесс привлечения и использования труда северокорейских и российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность в обоих государствах, усилить их социальную защиту и укрепить гарантии соблюдения их прав в процессе трудовой деятельности. Соглашение закладывает правовые основы для осуществления борьбы с незаконным привлечением и использованием в Российской Федерации северокорейской рабочей силы.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов «а» и «б» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством (ст. 10). Данной статьей предусмотрена обязанность работодателя по перевозке останков умершего работника к месту постоянного проживания.
Предметом Соглашения являются основные права и свободы человека и гражданина.
Ратификация Соглашения будет способствовать совместному разрешению на государственном уровне имеющихся проблем в сфере миграции.

7. О внесении изменений в положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации» разработано в целях исполнения поручения Правительства Российской и в целях реализации Федерального закона от 26 декабря 2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Принятие проекта не потребует увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти и бюджетного финансирования.

8. Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства и утверждению его состава.

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении состава организационного комитета по подготовке и проведению празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства (далее - проект распоряжения Правительства Российской Федерации) подготовлен в соответствии с абзацем 2 пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 11 января 2009г. №46 «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» и предусматривает утверждение состава организационного комитета по подготовке и проведению празднования указанной памятной даты.
Принятие проекта распоряжения Правительства Российской Федерации не повлечет необходимость финансирования из федерального бюджета.
Реализация распоряжения Правительства Российской Федерации не потребует принятия иных правовых актов Правительства Российской Федерации.

9. Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению празднования 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства и утверждении его состава.

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении состава организационного комитета по подготовке и проведению празднования 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства (далее - проект распоряжения) подготовлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля 2009г. №170 «О праздновании 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства» и предусматривает утверждение состава организационного комитета по подготовке и проведению празднования указанной даты.
Принятие данного проекта распоряжения не повлечет необходимость финансирования из федерального бюджета.
Реализация распоряжения Правительства Российской Федерации не потребует принятия иных правовых актов Правительства Российской Федерации.

Москва,
25 апреля 2009 года


* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.