Версия для слабовидящих

23 апреля 2009

Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 23 апреля 2009

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 23 апреля 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О проекте климатической доктрины.

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в целях реализации единой государственной политики Российской Федерации в отношении изменений климата внесен проект климатической доктрины (далее - Доктрина).
Научное обоснование Доктрины опирается на анализ результатов проводимых в Российской Федерации и за рубежом исследований климатических изменений в различных регионах Земли и последствий влияния этих изменений на различные сектора экономики, население и окружающую среду.
Стратегической целью политики Российской Федерации в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития страны, включая институциональный, экономический, экологический и социальный (в т.ч. демографический) аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возникновения соответствующих угроз и вызовов.
Основными задачами политики Российской Федерации в области климата являются:
    • укрепление и развитие информационной и научной составляющих, включая всемерное усиление научно-технического и технологического потенциала, обеспечивающего полноту и достоверность информации о состоянии климатической системы, воздействиях на климат, происходящих и будущих его изменениях и их последствиях;
    • реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат и адаптации к его изменениям;
    • участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.
Глобальное изменение климата создает для Российской Федерации - с учетом географического положения и размеров ее территории, разнообразия климатических условий, структуры экономики, демографических проблем и геополитических интересов - новую ситуацию, которая предполагает необходимость заблаговременного формирования всеобъемлющего и взвешенного подхода государства к проблемам климата и смежным вопросам на основе комплексного научного анализа всех факторов - экологических, экономических, социальных и политических.
В Доктрине отмечается, что при построении политики в области климата следует учитывать, в том числе отдаленные воздействия климатических изменений на природную среду, экономику, различные социальные группы и население, в частности, высока вероятность влияния климатических изменений на миграционные процессы, вызванные перераспределением природных, прежде всего, продовольственных и водных ресурсов.
В Доктрине отмечено, что для ее реализации потребуются:
    • структурная перестройка экономики страны, внедрение механизмов стимулирования рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, создания финансово-экономических условий для эффективного функционирования природно-ресурсного комплекса и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, привлечения инвестиций в экономику страны и проведения эффективной внешнеторговой политики;
    • проведение фундаментальных и прикладных исследований, связанных с изменениями климата, для обеспечения принятия необходимых решений, органами государственного управления и субъектами экономики;
    • создание государственного регулирования в области антропогенных воздействий на глобальную климатическую систему;
    • содействие развивающимся странам в реализации мер по адаптации и смягчению негативных последствий изменений климата.
Доктриной предусматриваются масштабные долгосрочные системные мероприятия, в том числе:
    • разработка систем наблюдения за климатом, включая разработку и реализацию государственной программы технического оснащения национальных центров климатических исследований;
    • организация исследований и разработка механизмов реализации соответствующих инновационных проектов, оценка экономического, социального и экологического эффекта от реализации этих мероприятий;
    • кадровое и материально - техническое переоснащение производств;
    • снижение карбоноемкости производства и повышение энергоэффективности производства и потребления энергии на период до 2030г. и на перспективу до 2050г. в различных секторах экономики;
    • гармонизация законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы климата, с соответствующими нормами международного права.

2. О ходе формирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

3. О мерах по дополнительному социальному обеспечению отдельных категорий работников угольной промышленности

4. О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.

5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 4 и 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Необходимость разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 4 и 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» (далее - законопроект) обусловлена тем, что в настоящее время в законодательстве Российской Федерации имеется правовой пробел, заключающийся в неурегулированности вопроса допуска к государственной тайне лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации (Председатель Правительства Российской Федерации, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти и другие), отдельные государственные должности субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также руководителей отдельных организаций (государственные корпорации, созданные Российской Федерацией, Российская академия наук).
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется на основании решения руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.
Вместе с тем данным Законом не определяются лица, которые могут принять решение о допуске к государственной тайне самих руководителей органов государственной власти, а также руководителей предприятий, учреждений или организаций, не состоящих с государственными органами в отношениях подчиненности.
В связи с этим законопроектом предлагается наделить Президента Российской Федерации полномочиями по утверждению перечня должностей, при замещении которых указанные лица будут считаться допущенными к государственной тайне.
При этом представление указанного перечня на утверждение Президенту Российской Федерации возлагается на Правительство Российской Федерации.
Одновременно с этим предлагается уточнить название Перечня должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, с учетом изменений, внесенных Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 2008 г. № 460 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с созданием Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

6. О внесении изменений в Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации подготовило проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008г. №408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации».

Подпунктом «а» пункта 1 проекта предлагается внести изменение в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года №408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации», направленное на приведение Положения «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» (далее - Положение) в соответствие с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №281-ФЗ).
Указанная статья Федерального закона №281-ФЗ вносит изменение в часть 3 статьи 35 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», предусматривающее передачу полномочий Правительства Российской Федерации по определению порядка материально-технического обеспечения, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское, антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти.
Подпункт «б» пункта 1 проекта направлен на установление нормы, в соответствии с которой Минспортуризм России будет наделен правом иметь эмблему.
Эмблема будет являться официальным символом, указывающим на принадлежность к Министерству спорта, туризма и молодежной политики, что, в свою очередь будет дополнительно способствовать пропаганде физической культуры и спорта и реализации Минспорттуризмом России функций, возложенных на него Положением.
Закрепление в Положении данной нормы также целесообразно в целях реализации единой государственной политики в области геральдики, упорядочения официальных символов федеральных органов исполнительной власти, сохранения и развития исторических традиций.

7. О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации» (далее - проект постановления) разработан в целях реализации положений вступившего в силу Федерального закона от 30 декабря 2008г. №296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон №296-ФЗ).
Проектом постановления на основании пункта 2 статьи 1 Федерального закона №296-ФЗ предлагается установить, что Минэкономразвития России осуществляет полномочия регулирующего органа в случаях, предусмотренных Федеральным законом №296-ФЗ.
Необходимость принятия проекта постановления обуславливается также образовавшейся правовой неопределенностью, связанной с действием постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005г. №52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», согласно которому регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является Федеральная регистрационная служба.
Данный факт приводит к неясности в полномочиях федеральных органов исполнительной власти при реализации положений Федерального закона №296-ФЗ, а также к невозможности защиты прав и законных интересов участников процедур, применяемых в деле о банкротстве и иных заинтересованных лиц.
Кроме того, проектом постановления предусматривается внесение изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008г. №437 (далее - Положение), в части закрепления за Минэкономразвития России полномочий по принятию нормативных правовых актов, принятие которых в соответствии с Федеральным законом №296-ФЗ возложено на регулирующий орган.
Осуществление данных полномочий предлагается возложить на Министерство экономического развития Российской Федерации, поскольку в соответствии с пунктом 1 Положения Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства).

8. О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (далее - проект постановления) разработан в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008г. №296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон).
В редакции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. №127-ФЗ, действовавшей до принятия Закона, было установлено, что имущество должника - унитарного предприятия или должника - акционерного общества, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, оценивается независимым оценщиком с представлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке. При этом согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008г. №432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом было наделено полномочиями государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно действующей редакции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. №127-ФЗ отчет оценщика об оценке предприятия должника или имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества (далее - отчет оценщика), более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков. Однако, данными полномочиями на сегодняшний день не наделен ни один федеральный орган исполнительной власти.
На основании изложенного издание проекта постановления позволит заменить полномочия Федерального агентства по управлению государственным имуществом по выдаче заключений государственного финансового контрольного органа^ отмененные Законом, на полномочия по подготовке заключений по отчетам оценщиков.

9. О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Росморречфлоте (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004г. №371, Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта.
При этом функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, выполняемые Росморречфлотом, должны осуществляться на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем отсутствие у Росморречфлота территориальных органов затрудняет исполнение указанных функций.
Согласно пункту 5.9 Положения Росморречфлот осуществляет контроль и координацию деятельности подведомственных организаций. Кроме того, согласно пункту 9.7 Положения руководитель Росморречфлота в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, заключает, изменяет и расторгает с указанными руководителями трудовые договоры.
Перечень федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росморречфлота утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. №1748-р.
Предлагаемое проектом постановления внесение изменения в Положение о Росморречфлоте позволит осуществлять функции через подведомственные организации, что существенно повысит эффективность оказания государственных услуг и управления государственным имуществом.

10. О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Колумбией о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Проект Договора между Российской Федерацией и Республикой Колумбией о взаимной правовой помощи по уголовным делам (далее - Договор) разработан в соответствии с российской договорной практикой и международными стандартами в данной области правового сотрудничества.
Заключение Договора имеет целью укрепление международно-правовой базы российско-колумбийского сотрудничества в вопросах оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам.
В соответствии с Договором Стороны обязуются оказывать друг другу взаимную правовую помощь по уголовным делам (пункт 1 статьи 1 Договора).
Правовая помощь по уголовным делам оказывается, если деяние, в связи с которым поступил запрос, является уголовно наказуемым согласно законодательству обеих Сторон. Запрашиваемая Сторона может, по своему усмотрению, оказать правовую помощь также в том случае, если деяние, в связи с которым поступил запрос, не является уголовно наказуемым по ее законодательству (пункт 2 статьи 1 Договора).
В статье 2 Договора определяется объем правовой помощи.
В статье 4 Договора устанавливаются требования к форме и содержанию запроса об оказании правовой помощи.
Статья 6 Договора предусматривает основания для отказа или отсрочки в оказании правовой помощи.
В отличие от многих других договоров Российской Федерации о правовой помощи по уголовным делам в проекте Договора содержатся положения, регламентирующие сотрудничество в области направления запросов об осуществлении уголовного преследования в отношении граждан запрашиваемой Стороны, а также постоянно проживающих на ее территории лиц без гражданства, совершивших преступление, подпадающее под юрисдикцию запрашивающей Стороны (статья 18 проекта Договора), а также положения, касающиеся регламентации сотрудничества в вопросах установления местонахождения орудий преступления и доходов от преступления и принятия в отношении них соответствующих мер (статья 19 проекта Договора). При этом такое сотрудничество будет основываться не только на общих положениях Договора, но и на соответствующих нормах Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 декабря 2000 г.
Договор содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством. Например, в правовой помощи может быть отказано, если запрос касается преступления против военной службы, которое не является преступлением по общему уголовному праву (подпункт 3 пункта 1 статьи 6 Договора).
Предметом проекта Договора являются основные права и свободы человека и гражданина. В частности, в пункте 3 статьи 15 проекта Договора закреплено обязательство запрашивающей Стороны содержать под стражей лицо, лишенное свободы и временно переданное ему по запросу.
В этой связи Договор после подписания подлежит ратификации в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».
Реализация Договора не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и будет осуществляться в пределах средств, выделяемых ежегодно российским компетентным органам, заинтересованным в получении и оказании правовой помощи.

11. О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

Проектом постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» предусматривается существенное изменение механизма разработки проектов федеральных законов, субъектом права законодательной инициативы по которым является Правительство Российской Федерации, а также разработки и принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации федеральных законов.
Проектом, в частности, предусматривается:
    • осуществление перехода на среднесрочное планирование законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
    • нормативное закрепление механизма оперативного принятия решений по разработке и внесению законопроектов;
    • разработка законопроектов в рамках рабочих групп, образуемых Правительством Российской Федерации с привлечением представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-экспертных и общественных организаций;
    • совершенствование процедуры подготовки федеральными органами исполнительной власти законопроектов, проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации федеральных законов.
Принятие данного постановления позволит существенно улучшить законопроектную деятельность Правительства Российской Федерации, сократить сроки подготовки законопроектов и нормативных правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов, а также обеспечить согласование деятельности всех участников законодательного процесса.
Реализация данного постановления будет способствовать формированию на новой, более качественной основе нормативной правовой базы для решения приоритетных социально-экономических задач по основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
Кроме того, принятие данного постановления повысит эффективность работы федеральных органов исполнительной власти по подготовке проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти которые необходимо принять для реализации соответствующих федеральных законов.
Реализация предлагаемого проекта не повлияет на изменение объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

12. О выделении Правительству Республики Дагестан бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

13. О выделении Правительству Чеченской Республики бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Москва
22 апреля 2009 года

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.