Версия для слабовидящих

13 апреля 2009

Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 13 апреля 2009

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 13 апреля 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О ходе реформирования жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации, итогах работы жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Российской Федерации в осенне-зимний период 2008-2009 годов и задачах по подготовке к предстоящему осенне-зимнему периоду 2009-2010 годов.

1). Общая характеристика.
По данным Минрегиона России, финансовые расходы на сферу ЖКХ за 2008 год составили 16,3% консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, что на 3,8% меньше чем в 2007 году. В отчетном периоде расходы увеличились незначительно и составили 806,6 млрд. рублей.
Доля убыточных предприятий ЖКХ сократилась на 16,6% и составила в среднем 38%.
Сохраняющийся высокий износ основных фондов отрасли приводит к росту неоплачиваемых потерь коммунальных ресурсов: потери воды - 20%, электроэнергии - 15%, тепловой энергии - 40%. Доля объема отпуска коммунальных услуг по индивидуальным приборам учета составляет: холодной воды - 65,9%, горячей воды - 37,7%, газа - 92,5%, электроэнергии - 99,7%, тепла-28,7%.
В отрасли занято более 2,3 млн. человек, 33845 организаций обеспечивают жилищно-коммунальными услугами более 2 млн. 664 тысяч жилых домов (площадью свыше 3 млрд.кв.м), сотни тысяч объектов инфраструктуры и промышленных производств. Отрасль формирует 4% валового внутреннего продукта страны, а ежегодный объем оказываемых услуг превышает 2 триллиона рублей.
В конце 2008 года доля многоквартирных домов, управление в которых осуществляется управляющими организациями, выбранными собственниками, составила более 36%, в том числе управлением коммерческих управляющих компаний 20%.
Характерным для отрасли является изменение формы собственности хозяйствующих субъектов, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Если в 2006 году в целом по России предприятий частной формы собственности насчитывалось не более 7%, то к концу 2008 года их доля составила 70%. Доля коммунальных предприятий частной формы собственности в среднем по России составляет 56,5%.
В рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы субъектам Российской Федерации в 2008 году выделено свыше 6 млрд. рублей. В настоящее время Минрегионом России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти готовится проект акта Правительства Российской Федерации о продлении срока действия вышеназванной программы на 2011 - 2015 годы.
Созданная Федеральным законом от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) оказывает существенное влияние на проводимые качественные реформы в отрасли.
В 2008 г. Фондом приняты решениями о предоставлении финансовой поддержки 78 субъектам Российской Федерации по 143 заявкам общую сумму 54 440,5 млн. рублей, которые позволяют произвести капитальный ремонт 37 777 многоквартирных домов и расселить 13 650 квартир, расположенных в 2004 аварийных домах.
По состоянию на 1 апреля 2009 г. предусмотрено выделение средств на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда по 134 заявкам 79 субъектов Российской Федерации на общую сумму 72,4 млрд. рублей (с учетом софинансирования субъектов 107,4 млрд. рублей), что позволит отремонтировать 48,7 тысяч домов, улучшив условия проживания 7 млн. человек и расселить 2662 аварийных дома, где проживает 46,8 тысяч человек.
Освоение средств Фонда на капитальный ремонт многоквартирных домов, завершение строительства домов с высокой степенью готовности, а также новое строительство для переселения граждан из аварийного жилья, в свою очередь, позволяет сохранить рабочие места для 1,5 млн. человек.
Наибольшая активность участников программы наблюдается в Республике Татарстан, в Челябинской, Кемеровской, Калужской и других областях, подавших по 2 и более заявок.
Число граждан, обратившихся за субсидиями на оплату жилья и коммунальных услуг в 2008 году ставило 7,5%, средняя субсидия на 1 человека в месяц составила 1202,0 рубля, что на 19 процентов больше по сравнению с 2007 годом. В 2008 году 77 субъектов Российской Федерации предоставляли субсидии населению непосредственно в денежной форме.
Доля созданных в Российской Федерации товариществ собственников жилья (ТСЖ) в 2008 году составила только 3,4 % от числа многоэтажных домов.
К числу передовых регионов по созданию ТСЖ относятся: республики Татарстан и Башкортостан, Краснодарский и Ставропольский края, Белгородская, Вологодская, Омская, Рязанская, Тюменская и Ярославская области.
В рамках антикризисных мер Правительством Российской Федерации предусмотрено выделение 20 млрд. рублей на приобретение автобусов и коммунальной техники для субъектов Российской Федерации при соответствующем софинансировании в объеме 10 млрд. рублей за счет средств региональных бюджетов.
Дальнейшие преобразования в отрасли будут осуществляться в соответствии с Комплексом мер по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2009 - 2011 годах, утвержденным приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 11 февраля 2009 г. №28.

2). Прохождение осенне-зимнего периода 2008 - 2009 годов.
В целом осенне-зимний период 2008-2009 годов прошел организованно: в субъектах Российской Федерации образованы региональные штабы по обеспечению безопасности электроснабжения. Обеспечено взаимодействие штабов с территориальными предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства. Проблемы по прохождению зимнего периода, выявленные в ряде субъектов Российской Федерации, рассмотрены на заседаниях Межведомственной комиссии по мониторингу хода подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации к осенне-зимнему периоду 2008 - 2009 годов и приняты конкретные меры помощи соответствующим субъектам.
Так, для субъектов Российской Федерации, у которых основным энергоносителем является мазут, за счет средств федерального бюджета оказана финансовая помощь Республике Карелия - 459,1 млн. рублей, Камчатскому краю - 836,8 млн. рублей, Приморскому краю - 1097,4 млн. рублей, Хабаровскому краю - 251,9 млн. рублей, Архангельской области - 1132,4 млн. рублей, Кировской области - 403,4 млн. рублей, Костромской области - 87,5 млн. рублей, Магаданской области - 593,5 млн. рублей, Мурманской области - 2507,5 млн. рублей.
По данным Минрегиона России, расходы региональных бюджетов на ЖКХ составили в 2008 году 528 млрд. рублей, в том числе на подготовку к зиме - 144,3 млрд. рублей.
За время текущего отопительного периода произошло чрезвычайных ситуаций - 5, аварийных ситуаций - 28, что почти в 3 раза меньше, чем в осенне-зимний период 2007 - 2008 годов.
Аварии в основном вызваны недоремонтом инженерной инфраструктуры вследствие недостаточного финансирования за счет бюджетных средств всех уровней и собственных средств предприятий.
Показательно, что в тех регионах, где реформа жилищно-коммунального хозяйства проходит эффективно, отсутствовали аварийные и чрезвычайные ситуации (Приволжский и Уральский федеральные округа).
На основе Методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке и прохождению осенне-зимнего периода, утвержденной Межведомственной комиссией по мониторингу хода подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации к осенне-зимнему периоду 2008 - 2009 годов, присвоены рейтинги эффективности работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые были опубликованы в средствах массовой информации.
Объем дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации в 2008 г. составил 360,3 млрд. рублей и 348,5 млрд. рублей соответственно. Задолженность предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства по обязательным платежам в бюджет составляет 42,3 млрд. рублей. Существенную часть долгов составляют долги за потребленные энергоресурсы.

2. О подписании соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере

В развитие положений Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в нефтяной сфере между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанного в г.Москва 28 октября 2008г., Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Администрацией Амурской области и российскими компаниями подготовило к подписанию проект межправительственного соглашения о сотрудничестве в нефтяной сфере.
Соглашение заключается в целях реализации проекта по проектированию, строительству и эксплуатации нефтепровода «Сковородино - Мохэ».
Нефтепровод «Сковородино - Мохэ» имеет пропускную способность 15 млн. т. нефти в год и состоит из сухопутных участков на территории РФ и КНР (на территории Российской Федерации: нефтепровод «Сковородино - граница с КНР») и подводного перехода через реку Амур.
Нефтепровод «Сковородино - граница с КНР» является ответвлением нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» и создается с целью диверсификации экспортных потоков российской нефти с месторождений Западной и Восточной Сибири. Основным рынком сбыта нефти для проектируемого нефтепроводного маршрута является рынок КНР.
По проекту строительства нефтепровода «Сковородино - граница с КНР» проведена государственная экспертиза наземного участка нефтепровода, а подрядные организации приступили к строительству.
В Соглашении, в частности, определены компетентные органы сторон, осуществляющие координацию деятельности по его выполнению, а также компании сторон, осуществляющие реализацию Проекта, одновременно определены и конкретизированы основные условия сотрудничества.
Реализация Соглашения потребует дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации на обеспечение организации и функционирования временного пункта пропуска в районе строительства (соответствующие запросы относительно необходимых объемов финансирования направлены российской уполномоченной организацией в заинтересованные ведомства).
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», поскольку статья 13 Соглашения устанавливает иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности, для доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации. Согласно указанной статье Соглашения российская сторона предоставляет на период в 20 лет право доступа к нефтепроводу для осуществления поставок нефти в Китайскую Народную Республику ОАО «АК»Транснефть» и ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» в целях обеспечения возврата кредитных средств, полученных в рамках заключенных с Банком развития Китая кредитных соглашений. Кроме того, статья 10 Соглашения предполагает освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление при ввозе/вывозе необходимых для строительства нефтепровода строительных материалов и оборудования (включая строительную технику), а также транспортных средств и услуг китайской подрядной организации уполномоченной организации Китайской Стороны (только в отношении НДС). В дополнение, статья 15 Соглашения устанавливает, что проценты и другие выплаты по кредитам, предоставленным уполномоченной организации Российской Стороны и ОАО «НК «Роснефть» в рамках заключаемых в соответствии с настоящим Соглашением кредитных соглашений, освобождаются от налогообложения в государствах Сторон.

3. О финансировании в 2009 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Минздравсоцразвития РФ вносит проект постановления Правительства Российской Федерации «О финансировании в 2009-2011 годах предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
Проект постановления подготовлен в целях реализации статьи 9 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов».
Согласно статье 9 вышеуказанного закона Фонду социального страхования Российской Федерации разрешено в 2010-2011 годах направлять до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Финансирование в 2009-2011 годах предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 25.11.2008 №216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов».
Финансирование в 2009-2011 годах вышеуказанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Москва,
11 апреля 2009 г.

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.