Версия для слабовидящих

10 декабря 2008

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 10 декабря 2008 г.

На заседании Правительства Российской Федерации 10 декабря 2008 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2008 год

Указанное распределение дотаций в общей сумме 19 603 073 тыс. рублей одобрено решением рабочей (трехсторонней) группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации от 3 декабря 2008 года.

Распределение дотаций в сумме 5 860 227,0 тыс. рублей осуществлено между субъектами Российской Федерации, в бюджетах которых доля социально-значимых расходов в доходах в ноябре - декабре 2008 года оценивается свыше 50 % и уровень фактической бюджетной обеспеченности по итогам исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 10 месяцев 2008 года сложился ниже минимального уровня бюджетной обеспеченности, рассчитанного при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2008 год.

Дотации в сумме 3 348 156,0 тыс. рублей предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, выполнившим условия соглашений о мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом увеличения фонда оплаты труда с 1 февраля 2008 года на 14% и имеющих в текущем году недостаток средств бюджетов субъектов Российской Федерации для осуществления выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.

Распределение дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации, в которых мазут является основным энергоносителем на объектах энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, осуществлено в целях компенсации 50% дополнительных расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с незапланированным ростом цен на мазут в 2008 году. Объем указанных дотаций определился в сумме 2 462 509,0 тыс. рублей.

Дотации в сумме 7 932 181,0 тыс. рублей распределены по субъектам Российской Федерации с учетом поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решений, содержащихся в протоколах заседаний Правительства Российской Федерации.

Во исполнение протокола заседания организационного комитета по подготовке и проведению празднования 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства от 23 октября 2008 г. № 3, бюджету Республики Калмыкия предусмотрены средства в сумме 154 885,0 тыс. рублей, из них в сумме 60 000,0 тыс. рублей для финансирования строительства республиканского краеведческого музея им. Пальмова.

Бюджету Республики Мордовия в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. № Пр-623 предусмотрена дотация в сумме 356 688,0 тыс. рублей в целях компенсации снижения налогооблагаемой базы в связи с прекращением деятельности нефтяных компаний на территории республики.

В целях реализации поручений Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 г. № ВП-П16-6237 и от 22 октября 2008 г. № КА-П16-6420 бюджету Чеченской Республики предлагается предоставить средства федерального бюджета в сумме 752 250,0 тыс. рублей на разработку проектной документации по мероприятиям федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2011 годы».

Во исполнение протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Сечина от 15 октября 2008 г. № ИС-П9-42пр оказание финансовой поддержки предусмотрено бюджету Самарской области в сумме 186 290,0 тыс. рублей. Поддержка оказывается в связи с передачей г. Тольятти в муниципальную собственность объектов социальной сферы, принадлежащих ОАО «АВТОВАЗ», и их содержанием.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. № Пр-215 и Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. № СН-П44-1368 дотацию в сумме 94 000,0 тыс. рублей предлагается предоставить бюджету Томской области для финансирования капитального ремонта здания Томского областного театра юного зрителя.

В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2007 г. № 260 «О мерах по социально-экономическому развитию Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» и Федерального конституционного закона от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» бюджету Агинского Бурятского автономного округа предлагается оказать финансовую помощь в размере 323 540,0 тыс. рублей.

С учетом обращений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и результатов мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 10 месяцев 2008 года, предусматривается предоставление дотаций бюджету Республики Ингушетия в сумме 346 908,0 тыс. рублей, из них на финансирование мероприятий по организации местного самоуправления на территории республики в сумме 246 300,0 тыс. рублей; Республики Северная Осетия -Алания в сумме 467 087,0 тыс. рублей, из них в сумме 244 700,0 тыс. рублей на софинансирование мероприятий по восстановлению участков автодорог регионального значения, поврежденных в результате прохождения военной техники; бюджетам Республик Адыгея, Дагестан, Марий-Эл, Карачаево-Черскесской и Удмуртской Республик, Краснодарского края, Астраханской, Иркутской, Калужской, Кемеровской, Костромской, Магаданской, Омской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Смоленской, Тверской областей, Чукотского автономного округа - для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджету Липецкой области в целях погашения задолженности по заимствованным из государственного материального резерва нефтепродуктам для сельхозтоваропроизводителей.

Реализация распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу будет осуществляться в пределах резерва средств в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

Выделения дополнительных средств из федерального бюджета не потребуется.

2. О распределении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов на 2008 год

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусмотрены субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов на 2008 год в объеме 2 398 191,0 тыс. рублей, в том числе для предоставления субсидий местным бюджетам в объеме 577 800,0 тыс. рублей.

В 2006-2007 годах было проведено два отбора субъектов Российской Федерации и два отбора муниципальных образований для предоставления субсидий, по результатам которого отобрано 20 субъектов Российской Федерации и 18 муниципальных образований (субъекты: Республики Дагестан, Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика - Чувашия; Астраханская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Омская, Псковская, Сахалинская, Тверская, Томская, Тульская и Ульяновская области; города: Владикавказ, Волжский, Дзержинск, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Набережные Челны, Нальчик, Омск, Орск, Пенза, Рязань, Саранск, Сыктывкар, Тюмень, Хабаровск, Чебоксары и Чита).

В соответствии с Положением о предоставлении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов условием предоставления субсидий является выполнение этапов программ реформирования региональных и муниципальных финансов.

Республикой Дагестан не в полном объеме реализован первый этап программы реформирования региональных финансов. Предусмотренный Республике Дагестан объем субсидий на реформирование региональных финансов перераспределяется среди субъектов Российской Федерации, выполнивших первый этап программ реформирования в полном объеме.

Также городскими округами Владикавказ и Чебоксары не выполнены соответствующие этапы программ реформирования муниципальных финансов. По итогам исполнения бюджета за 2007 год у города Казань выявлено превышение предельного объема дефицита, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации. В связи с этим объем средств, предусмотренный указанным городам, подлежит перераспределению среди муниципальных образований, реализовавших программы реформирования.

Реализация проекта распоряжения Правительства Российской Федерации будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

3. Об объемах выпуска государственных ценных бумаг в 2009 году

Во исполнение Федерального закона от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» Министерство финансов Российской Федерации направляет на рассмотрение проект распоряжения Правительства Российской Федерации по объемам выпуска государственных ценных бумаг в 2009 году.

Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» определена Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, которая предусматривает, что чистое привлечение по государственным ценным бумагам в 2009 году составит 429,102 млрд. рублей.

Учитывая конъюнктуру рынка государственных ценных бумаг в 2008 году, Минфин России для выполнения указанной выше Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов предлагает осуществить выпуск государственных облигаций в 2009 году в объеме до 535,8 млрд. рублей, в том числе:

 

  • облигации федеральных займов - до 410,0 млрд. рублей;
• государственные сберегательные облигации - до 125,8 млрд. рублей.

 

С целью снижения рисков, связанных со структурой государственного долга, Минфин России планирует, что заимствования на внутреннем рынке в 2009 году будут в основном носить средне- и долгосрочный характер.

Минфин России планирует в 2009 году разместить по номиналу ОФЗ на сумму 410,0 млрд. рублей и ГСО на сумму 125,8 млрд. рублей. Таким образом, на средне- и долгосрочные заимствования в 2009 году будет приходиться около 98 процентов от запланированного объема внутренних заимствований.

Для повышения ликвидности рынка государственных ценных бумаг Минфин России продолжит в 2009 году размещать государственные облигации со стандартными сроками обращения (3, 5, 10 и 15 лет).

При этом объем в обращении 3-х и 5-ти летних облигаций федерального займа будет доводиться в течение 2009 года до 45 - 50 млрд. рублей для каждого выпуска.

Кроме того, с целью дальнейшей оптимизации платежного графика по обслуживанию и погашению государственного внутреннего долга Российской Федерации Минфин России планирует приступить в 2009 году к размещению новых выпусков облигаций федерального займа со сроками обращения до 10 и 15 лет.

Объем в обращении 10-ти и 15-тилетних выпусков планируется доводить до 110-130 млрд. рублей каждый.

В целях исключения негативного влияния на ликвидность рынка государственных ценных бумаг от вложения больших объемов средств пенсионных накоплений только в государственные ценные бумаги, обращающиеся на рынке ГКО-ОФЗ, Министерство финансов Российской Федерации планирует продолжить в 2009 году выпуск государственных сберегательных облигаций (ГСО).

Таким образом, в соответствии с Программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов Минфин России планирует продолжить одновременно развивать два сегмента рынка государственных ценных бумаг - рынок ГКО-ОФЗ и рынок ГСО, обеспечивая инвестирование части пенсионных накоплений в государственные сберегательные облигации.

4. О ходе выполнения поручений Правительства Российской Федерации в области развития автомобильной промышленности

Основные решения Правительства Российской Федерации в области развития автомобильной промышленности изложены в протоколе совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина в г. Елабуга от 27 мая 2008 года и в протоколе совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина в г. Тольятти от 15 октября 2008 года.

Среди реализуемых мер можно выделить следующие:

О стимулировании обновления автомобильного парка Российской Федерации, в том числе по развитию механизмов кредитования и лизинга в отрасли

Основными мерами, направленными на обновление автомобильного парка, являются:

  • дифференцирование ставки транспортного налога в зависимости от возраста автотранспортных средств;
  • разработка нормативной правовой базы по утилизации автотранспортных средств;
• разработка и принятие мер, направленных на развитие лизинга коммерческого транспорта в автомобильной промышленности;
• ограничение предельных сроков эксплуатации отдельных видов транспортных средств.

 

На указанные цели предполагается направить организациям транспортного машиностроения и автомобильной промышленности в 2009 году до 2,5 млрд. рублей.

О внесении дополнений в статью 154 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части взимания налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при реализации автомобилей, бывших в употреблении

Проект Федерального закона «О внесении дополнений в статью 154 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом и втором чтении и 27 ноября 2008 года был одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

О снижении ставки транспортного налога на транспортные средства в зависимости от экологического класса

Подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в части установления понижающих коэффициентов к ставкам транспортного налога на транспортные средства экологического класса 4 и 5.

О снижении ставок страховых тарифов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев новых транспортных средств, оборудованными современными системами безопасности

Представлены предложения по внесению изменений в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщикам при определении страховой пошлины, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года № 739.

О расширении тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области автомобилестроения, включая создание автомобильной техники двойного назначения, и объемам их финансирования, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства

С целью координации НИОКР, проводимых в области автомобилестроения, при Минпромторге России образован научно-технический совет по реализации мероприятий в области автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения.

В результате работы научно-технического совета будут подготовлены предложения по НИОКР.

О совершенствовании нормативно-правовой базы в части сертификации и оценки соответствия транспортных средств установленным требованиям по конструктивной и экологической безопасности, а также сертификации испытательных лабораторий (центров)

Подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», предусматривающий, в том числе, введение механизма уполномочивания органов по сертификации в сфере обязательного подтверждения соответствия.

О формировании механизмов поддержки экспорта автомобильной техники российского производства, а также рынка сбыта грузовых автомобилей и автобусов, включая меры по развитию лизинга, в том числе в целях обеспечения государственных и социальных нужд

Предусмотрена реализация мероприятий, направленных на:

  • совершенствование бюджетного процесса в целях создания возможностей лизинговых операций при государственных закупках;
    внесение изменений в нормативные правовые акты, разрешающие ОАО «Росагролизинг» реализовывать проекты по лизингу техники, технологического оборудования и транспортных средств отечественного производства для российских потребителей.

Рассмотрены предложения по вопросу формирования механизмов поддержки экспорта автомобильной техники российского производства, а именно:

  • о продолжении совершенствования механизма гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции;
    об увеличении бюджетных ассигнований для возмещения российским экспортерам части затрат по уплате процентов по кредитам;
    о расширении практики предоставления государственных кредитов в рамках межправительственных соглашений иностранным государствам-потребителям сложной машинотехнической продукции.

О перспективах обеспечения производителей автомобильной техники плоским оцинкованным прокатом

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года № 813 «О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении отходов лома черных металлов, отдельных видов проката», предусматривает нулевую ставку ввозной таможенной пошлины на оцинкованный горячекатаный прокат, используемый для промышленной сборки автомобилей.

Об оптимизации ставок ввозных таможенных пошлин в отношении новых и бывших в употреблении легковых и грузовых автомобилей, автобусов

В качестве срочной меры, направленной на развитие автомобильной промышленности, разработаны предложения по внесению изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении моторных транспортных средств.

Внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств».

О перечне товаров, в отношении которых допускается применение таможенного режима переработки для внутреннего потребления в целях создания условий для производства автокомпонентов на территории Российской Федерации

Разработаны предложения по перечню товаров, в отношении которых допускается применение таможенного режима переработки для внутреннего потребления в целях создания условий для производства автокомпонентов.

Соответствующие предложения направлены в Правительство Российской Федерации.

Об уточнении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении кузовов автотранспортных средств, а также бывших в употреблении автомобилей специального назначения в целях обеспечения их целевого использования

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2008 года № 745 предусматривает установление ввозной таможенной пошлины в размере 15%, но не менее 5000 евро в отношении кузовов для автомобилей позиции 8703 ТН ВЭД России.

О срочных мерах, направленных на развитие автомобильной промышленности

В рамках разработки комплексной программы по обновлению парка автомобильной техники предлагается принять, в частности, следующие меры:

1. Дифференциация транспортного налога по возрасту автотранспортных средств.
2. Разработка нормативно-правовой базы по утилизации автотранспортных средств, включая технический регламент.
3. Дифференциация тарифов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в зависимости от класса и возраста автотранспортных средств.
4. Развитие лизинга коммерческого транспорта в автомобильной промышленности.

О пресечении ввоза транспортных средств, не соответствующих установленным законодательством техническим и экологическим требованиям)

Состав рабочей группы с участием представителей МВД России, ФТС России, Ростехрегулирования, Генпрокуратуры России и заинтересованных организаций по пресечению ввоза транспортных средств, не соответствующих установленным законодательством техническим и экологическим требованиям, сформирован.

5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» разработан в целях поддержания материального положения семей, имеющих детей, заключившим до 31 декабря 2008 года включительно кредитный договор (договор займа) на приобретение (строительство) жилого помещения.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает в качестве одного из направлений распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала возможность их направления на улучшение жилищных условий.

При этом распорядиться указанными средствами Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ допускает не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. С учетом срока введения в действие названного Федерального закона (с 1 января 2007 года) это означает возможность распоряжения указанными средствами не ранее, чем с 1 января 2010 года.

В условиях роста процентных ставок по кредитам особую остроту приобретает вопрос поддержания материального положения семей, имеющих детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые, не дожидаясь возможности использования на эти цели средств материнского (семейного) капитала, решили приобрести (построить) жилое помещение с привлечением средств, предоставленных кредитной организацией по кредитному договору (договору займа).

Проектом федерального закона предусматривается возможность тем семьям, которые заключили соответствующие договоры до 31 декабря 2008 года включительно, распорядиться средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, направив указанные средства на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным.

С учетом предусматриваемого проектом федерального закона срока его вступления в силу - 1 января 2009 года предлагаемые им изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ позволят распорядиться средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала уже в 2009 году.

Учитывая необходимость предоставления гражданам возможности в максимально сжатые сроки воспользоваться средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на погашение (частичное погашение) взятых кредитов на приобретение или строительство жилья, проектом федерального закона предлагается минимизировать сроки перевода средств (части средств) материнского (семейного) капитала по указанному направлению их использования, а именно, не позднее двух месяцев с даты вынесения решения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению о распоряжении. Это, в свою очередь, требует корректировки механизма перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, что нашло отражение в предлагаемых проектом федерального закона поправках в статью 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ.

Более детально вопросы, связанные с переводом средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, будут урегулированы в рамках последующей корректировки постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2007 г. № 457 «Об утверждении Правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации».

6. О проектах федеральных законов «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» и «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

О проекте федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» направлен на своевременную реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации, а также на устранение правовой неопределенности в процессе применения отдельных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статья 1 законопроекта предусматривает внесение в Бюджетный кодекс Российской Федерации следующих изменений.

1. Уточнение принципа подведомственности расходов бюджетов.

Полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственного ему бюджетного учреждения установлены статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Принцип определения подведомственности бюджетного учреждения, как получателя бюджетных средств, главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств установлен статьей 381 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При этом необходимо отметить, что существующая редакция части четвертой этой статьи создает возможность возникновения коллизии, при которой подведомственность бюджетного учреждения (получателя бюджетных средств) может не совпадать с его подведомственностью учредителю этого учреждения.

Для устранения возможности возникновения такой коллизии предлагается изменить редакцию части четвертой статьи 381 Бюджетного кодекса Российской Федерации таким образом, чтобы подведомственность получателя бюджетных средств (бюджетного учреждения) главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникала только в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

В отношении федеральных бюджетных учреждений вопрос об их подведомственности предполагается решить изменениями, вносимыми в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. №71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений.

2. Компенсация выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от изменений налогового законодательства.

Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменено налоговое законодательство с целью снижения фискальной нагрузки на реальный сектор экономики.

Указанным законом с 2009 года снижена с 6,5 до 2,5 процентов ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в федеральный бюджет. Предусмотрена возможность включения налогоплательщиком налога на прибыль организаций в состав расходов отчетного периода расходов на капитальные вложения в размере до 30 процентов (в зависимости от амортизационной группы) стоимости основных средств. Увеличен предельный размер имущественного вычета по налогу на доходы физических лиц, предоставляемого в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилья с 1 млн. рублей до 2 млн. рублей.

В этой связи в 2009 году в распоряжение предприятий дополнительно поступит около 550 млрд. рублей. В то же время, выпадающие доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации оценочно составят по налогу на прибыль организаций (увеличение предельной амортизационной премии) около 44,5 млрд. рублей, по налогу на доходы физических лиц (увеличение имущественного вычета) - 39,3 млрд. рублей.

В целях реализации принципа самостоятельности бюджетов, а также в целях повышения финансовой самостоятельности регионов и обеспечения сбалансированности их бюджетов, законопроектом предлагается внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Предлагаемые изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают увеличение с 60 до 100 процентов доли акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. Дополнительные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации составят по оценке 59,4 млрд. рублей в 2009 году.

3. Уточнение порядка предоставления субсидий юридическим лицам из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) по решениям, принимаемым соответственно Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации

В соответствии с частью 6 статьи 25 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» Правительству Российской Федерации предоставлено право направить в 2009 году средства федерального бюджета в размере до 175 млрд. рублей на реализацию мер по поддержке финансового рынка Российской Федерации.

Вместе с тем, пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает обязательное утверждение федеральным законом о федеральном бюджете (законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации) случаев и порядка предоставления субсидий юридическим лицам из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации).

В этой связи предлагается устранить коллизию между указанными нормами и установить норму, которая позволит приостанавливать отдельные положения пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации до 1 января 2010 года в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в целях реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации по решениям соответствующих высших исполнительных органов государственной власти.

4. Закрепление положения о порядке предоставления из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.

Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит общие положения, позволяющие предоставлять субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Поскольку некоммерческие организации, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, являются юридическими лицами, предоставление субсидий некоммерческим организациям из бюджетов бюджетной системы РФ может осуществляться в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В данной статье, в частности, определено, что в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации.

Однако указанное обстоятельство не является препятствием для возможности предоставления субсидий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) соответствующим организациям на основании положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Предложенные дополнения в пункт 2 статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации о предоставлении субсидий иным некоммерческим организациям из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов позволят устранить правовую неопределенность в процессе применения статей 78 и 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

5. Уточнение порядка принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций.

Согласно пункту 2 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета вправе принимать решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации сметной стоимостью менее 600 млн. рублей в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительство, сметная стоимость которых превышает 600 млн. рублей принимаются Правительством Российской Федерации.

Подготовка нормативного правового акта Правительства Российской Федерации осуществляется в более длительные сроки, чем нормативного акта федерального органа исполнительной власти.

При этом сокращение сроков подготовки указанных решения позволит эффективнее использовать средства федерального бюджета.

В этой связи предлагается увеличить сметную стоимость объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации от 600 млн. рублей до 1,5 млрд. рублей, решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в которые уполномочены принимать главные распорядителя средств федерального бюджета.

6. Уточнение порядка предоставления бюджетных инвестиций казенным предприятиям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. В казенном предприятии (унитарное предприятие на праве оперативного управления) уставный фонд не формируется.

При этом положение пункта 5 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации распространяется как на государственные (муниципальные) предприятия, так и на казенные предприятия.

В этой связи в пункт 5 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации предлагается поправка, позволяющая учесть особенности казенных предприятий и устранить имеющуюся правовую неопределенность.

7. Уточнение порядка предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации.

Действующая редакция статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулирует возможность предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, по объектам капитального строительства, включенным в соответствующие долгосрочные целевые программы.

В то же время решения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации могут предусматривать необходимость осуществления софинансирования объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

При этом в отдельных случаях объекты, по которым приняты решения, невозможно включить в долгосрочную целевую программу.

Кроме того, не все объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности включены в долгосрочные целевые программы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Поэтому предлагается дополнить абзац четвертый пункта 7 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации отсылкой на возможность предоставления упомянутых субсидий по объектам капитального строительства, не включенным в долгосрочные целевые программы, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

8. Введение нормы о возможности доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния.

Внесение изменений в статью 9611 Бюджетного кодекса Российской Федерации позволит не только передавать отдельные полномочия по управлению Фондом национального благосостояния специализированным финансовым организациям, но и привлекать указанные организации (в том числе государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)») в качестве доверительных управляющих. Законодательство Российской Федерации уже содержит нормы, регламентирующие порядок доверительного управления (например, глава 53 Гражданского кодекса Российской Федерации). Доверительное управление позволит повысить эффективность управления средствами Фонда национального благосостояния.

9. Уточнение порядка учета операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета.

Величина нефтегазового трансферта, установленная в федеральном законе о федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, достигнута в августе 2008 года, соответствующая нормативная величина Резервного фонда - в августе 2008 года. Начиная с августа 2008 года осуществляется пополнение нефтегазовыми доходами Фонда национального благосостояния. Средства от нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступившие в декабре 2008 года, в соответствии с пунктом 2 статьи 96 Бюджетного кодекса Российской Федерации должны быть зачислены в январе 2009 года в Фонд национального благосостояния.

С учетом ситуации снижения цены на нефть существует вероятность поступления в 2009 году суммы нефтегазового трансферта в объеме ниже утвержденного Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Также в 2009 году нефтегазовые доходы не будут зачисляться в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а в нефтегазовый трансферт будут перечислены средства от нефтегазовых доходов за 11 месяцев 2009 года. Нефтегазовые доходы за декабрь 2009 года будут зачисляться в Резервный фонд также в случае недополучения нефтегазового трансферта, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

Для того, чтобы в 2009 году и последующие годы, в случае не достижения объема нефтегазового трансферта, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, средства от нефтегазовых доходов зачислялись в нефтегазовый трансферт и, как следствие, направлялись на исполнение расходных обязательств Российской Федерации, предлагается пункт 2 статьи 9612 Бюджетного кодекса Российской Федерации изложить в новой редакции.

В этой связи все средства нефтегазовых доходов будут поступать в нефтегазовый трансферт до достижения его объема, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, и только затем будут направляться в Резервный фонд.

10. Уточнение порядка предоставления государственных гарантий Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации право принятия решений о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации принадлежит Правительству Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, Правительство Российской Федерации вправе предоставить Министерству финансов Российской Федерации право принятия решений о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте в размере, не превышающем суммы, эквивалентной 50 млн. долларов США по каждой государственной гарантии Российской Федерации.

Предлагаемые поправки в статью 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации касаются максимального размера (суммы) государственных гарантий Российской Федерации, решение о предоставлении которых вправе принимать Министерство финансов Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период и принятыми в соответствии с ним актами Правительства Российской Федерации.

В настоящее время Бюджетным кодексом Российской Федерации такой размер установлен только для государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте (не более 50 млн. долларов США по каждой государственной гарантии Российской Федерации), при этом для государственных гарантий Российской Федерации в рублях аналогичная норма вообще отсутствует.

С целью своевременного и более эффективного оказания государственной поддержки предприятиям реального сектора экономики в текущей экономической ситуации, а также существенного сокращения времени принятия решений о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, необходимо внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации норму, в соответствии с которой максимальный размер (сумма) государственных гарантий Российской Федерации, право принятия решений о предоставлении которых Правительство Российской Федерации вправе передать Министерству финансов Российской Федерации, будет устанавливаться непосредственно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период. Это позволит увеличить гибкость в принятии решений по установлению указанных размеров государственных гарантий Российской Федерации в зависимости от экономической ситуации и потребности рынка.

11. Введение нормы о субсидиарной ответственности главного распорядителя бюджетных средств по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Обязанность главного распорядителя бюджетных средств нести субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственного ему бюджетного учреждения является одним из основных его бюджетных полномочий. Именно этот факт и предлагается отразить в пункте 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в котором устанавливаются бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Отражение указанной выше обязанности главного распорядителя бюджетных средств в пункте 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации окончательно снимет разночтение в судебной практике норм и положений гражданского и бюджетного законодательства Российской Федерации, относящихся к субсидиарной ответственности публично-правовых образований по денежным обязательствам созданных ими бюджетных учреждений.

12. Уточнение порядка использования остатков иных межбюджетных трансфертов в очередном финансовом году.

В целях обеспечения единого порядка использования бюджетных средств, предоставляемых в формах субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предусматривается установить право использования иных межбюджетных трансфертов, неиспользованных в текущем финансовом году, в очередном финансовом году на те же цели.

Предлагаемые изменения позволят сохранить целевой характер использования указанных межбюджетных трансфертов в очередном финансовом году.

Статья 2 законопроекта предусматривает внесение изменений в положения Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», определяющие требования к отражению в федеральном законе о федеральном бюджете бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства с различной сметной стоимостью (пункт 3 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

* * *

«О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Предлагаемые изменения Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают передачу субъектам Российской Федерации 0,5 процентных пункта ставки налога на прибыль организаций. Таким образом, максимальная ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, составит 18 процентов. По оценке, в условиях 2009 года, это обеспечит дополнительное поступление доходов в бюджеты регионов в сумме около 43,1 млрд. рублей.

Кроме того, предлагается одновременно принять отдельный проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», предусматривающий увеличение с 60 до 100 процентов доли акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. Дополнительные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации составят по оценке 59,4 млрд. рублей в 2009 году.

Таким образом, принятие законопроектов увеличит доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в целом на 102,5 млрд. рублей и в полной мере компенсирует выпадающие доходы от изменения налогового законодательства.

7.О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 - 2011 годов»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» подготовлен в целях своевременной реализации дополнительных мер и действий Правительства Российской Федерации, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики.

1. Предлагаемые изменения предусматривают утверждение новой редакции Программы государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

Представленная редакция Программы государственных гарантий Российской Федерации предусматривает предоставление в 2009 году двух новых видов государственных гарантий Российской Федерации на общую сумму 300 млрд. рублей:

  • по кредитам, привлекаемым стратегическими предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, на общую сумму 100 млрд. рублей;
    по кредитам, привлекаемым предприятиями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, на общую сумму 200 млрд. рублей.

На возможное исполнение указанных государственных гарантий Российской Федерации в источниках финансирования дефицита федерального бюджета дополнительно предполагается предусмотреть бюджетные ассигнования в объеме 187 500,0 млн. рублей, в том числе:

 

  • 30 000,0 млн. рублей в 2009 году;
  • 120 000,0 млн. рублей в 2010 году;
• 37 500,0 млн. рублей в 2011 году.

Таким образом, общая сумма бюджетных ассигнований на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации, предусматриваемая в источниках финансирования дефицита федерального бюджета, будет составлять:

 

  • 37 219,8 млн. рублей в 2009 году;
  • 132 700,0 млн. рублей в 2010 году;
• 50 200,0 млн. рублей в 2011 году.

2. Для реализации двух новых видов гарантийной поддержки, предусмотренных новой редакцией Программы государственных гарантий Российской Федерации, необходимо внесение ряда изменений в статьи 1, 16, 17, 22 и 25 Федерального закона.

Так, изменения, вносимые в статью 16 Федерального закона, предусматривают увеличение предела государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 300 млрд. рублей. В этой связи государственный внутренний долг Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации будет составлять:

  • на 1 января 2010 года - 463 040 885,0 тыс. рублей;
  • на 1 января 2011 года - 492 673 110,0 тыс. рублей;
• на 1 января 2012 года - 477 671 780,0 тыс. рублей.

Увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации также влечет увеличение общей величины государственного внутреннего долга Российской Федерации, который в соответствии с изменениями, вносимыми в статью 1 Федерального закона, будет составлять:

  • на 1 января 2010 года - 2 419 739 195,3 тыс. рублей;
  • на 1 января 2011 года - 3 136 689 331,3 тыс. рублей;
• на 1 января 2012 года - 4 003 224 731,2 тыс. рублей.

В целях оптимизации и ускорения работы в рамках указанных видов гарантийной поддержки необходимо привлечение агента Правительства Российской Федерации. В этой связи изменениями, вносимыми в статью 22 Федерального закона, предусматривается наделение Внешэкономбанка функциями агента Правительства по вопросам предоставления и исполнения данных государственных гарантий Российской Федерации, а также по вопросам ведения аналитического учета обязательств принципала, его поручителей (гарантов) и иных лиц в связи с предоставлением и исполнением государственных гарантий Российской Федерации и взыскания задолженности указанных лиц. Аналогичные функции агента Правительства Российской Федерации уже выполняются Внешэкономбанком и по другим направлениям гарантийной поддержки.

Кроме того, для упрощения порядка предоставления государственных гарантий Российской Федерации в статьи 16 и 17 Федерального закона вносятся изменения, касающиеся лимитов государственных гарантий Российской Федерации, решение о предоставлении которых вправе принимать Министерство финансов Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период и принятыми в соответствии с ним актами Правительства.

Так, увеличивается лимит по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте с 50 млн. долларов США до 150 млн. долларов США по каждой государственной гарантии Российской Федерации. Кроме того, устанавливается аналогичная норма для государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, лимит по которым составляет до 5 млрд. рублей по каждой государственной гарантии Российской Федерации. Данные поправки корреспондируют с поправками, которые в настоящее время также вносятся в пункт 1 статьи 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3. Законопроект предусматривает изменения в часть 6 статьи 25 Федерального закона, которые направлены на:

  • увеличение предельного объема средств федерального бюджета, которые Правительство Российской Федерации может использовать в целях оздоровления ситуации в финансовом секторе;
    закрепление возможности направления части указанных средств на поддержку рынка труда Российской Федерации.

Внесение данной поправки необходимо для исполнения пунктов 29 и 30 Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным 6 ноября 2008 г., а также усиления роли Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в регулировании рынка труда при возможном осложнении ситуации на рынках труда в отдельных субъектах Российской Федерации.

8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 52 и 522 Закона Российской Федерации «Об образовании»

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования на сегодняшний день является обеспечение общедоступности дошкольного образования как одного из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации.

В 2007-2008 учебном году в Российской Федерации функционирует 47255 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в них числится около 5400 тыс. воспитанников.

Проблема общедоступности дошкольного образования решается на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по двум основным направлениям: создание достаточного количества мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и обеспечение финансовой доступности дошкольного образования, а именно установление доступного для всех категорий граждан России размера родительской платы за содержание детей в указанных учреждениях.

В настоящее время выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, успешно осуществляется во всех субъектах Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно поступающей из регионов информации, указанной социальной льготой по компенсации части родительской платы не охвачена значительная часть граждан России, имеющих детей дошкольного возраста: это родители, дети которых посещают негосударственные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования. По данным Росстата, количество таких детей составляет около 3% от общей численности детей дошкольного возраста, охваченных услугами дошкольного образования, то есть около 160 тыс. детей.

С целью реализации принципа социального равенства граждан Российской Федерации в сфере дошкольного образования необходимо распространить новую меру социальной поддержки - компенсацию части родительской платы - на тех граждан, дети которых получают дошкольное образование и воспитание в негосударственных образовательных учреждениях.

9. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»

Целью проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» является уточнение порядка и сроков уплаты взносов на доплату к пенсии членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации авиапредприятиями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, возложение на налоговые органы контроля за правильностью исчисления и уплаты указанных взносов.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят обеспечить своевременную и полную уплату авиапредприятиями дополнительных взносов и, соответственно, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, имеющих право на указанную доплату к пенсии.

Законопроектом предусматривается изменение наименования дополнительных страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - предлагается именовать их взносами на выплату доплаты к пенсии, уплачиваемыми работодателями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации. Это связано с тем, что правовая природа взносов на доплату к пенсии не соответствует определению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которое содержится в Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», и указанные взносы не участвуют в формировании размера страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

При этом размер дополнительного взноса остается прежним -14 процентов.

Законопроектом предлагается перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей и являющихся плательщиками взносов, определять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В законопроекте уточнены порядок назначения, выплаты (возобновления выплаты) доплаты к пенсии и перерасчетов ее размера, порядок уплаты взносов при наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Кроме того, исходя из положений Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрена ответственность работодателей за своевременность перечисления взносов, а также за представление декларации по взносам и иных данных.

Законопроектом предусматривается, что Пенсионный фонд Российской Федерации будет обеспечивать обособленный учет средств, осуществляемый в централизованном порядке, исходя из того, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен переход на казначейское исполнение бюджета Фонда.

Реализация законопроекта будет производиться за счет поступающих от авиапредприятий, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и не повлечет за собой дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.

10. О проекте федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»

Неотъемлемой частью системы мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ является организация строгого контроля за оборотом их прекурсоров - веществ, используемых при производстве, изготовлении и переработке наркотических средств и психотропных веществ.

В этой связи пунктом 8 статьи 2 Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года и пунктом 9 статьи 2 Конвенции о психотропных веществах 1971 года предусматривается применение к веществам, которые могут быть использованы для изготовления наркотических средств и психотропных веществ, мер контроля, определенных, в свою очередь, статьей 12 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации имеется ряд правовых пробелов и противоречий, создающих предпосылки для утечки прекурсоров в сферу нелегального оборота.

Пункт 1 статьи 28 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает, что ввоз (вывоз) на территорию (с территории) Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется государственными унитарными предприятиями при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Однако лицензирование ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров как вида деятельности законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Кроме того, пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что действие данного закона не распространяется на осуществление внешнеэкономических операций.

Необходимо отметить, что в настоящее время для осуществления ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров выдается разовая лицензия Минэкономразвития России в соответствии с положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2007 г. №527.

Подготовленный проект федерального закона направлен на устранение указанного противоречия в законодательстве Российской Федерации и предусматривает, что ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется при наличии лицензии не на вид указанной деятельности, а именно - на право ввоза (вывоза), выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области внешнеторговой деятельности. Данное положение законопроекта согласуется с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Пункт 3 статьи 28 Федерального закона № 3-ФЗ предусматривает, что для каждого случая пересечения таможенной границы государственными унитарными предприятиями должны быть получены соответствующие разрешительные документы. При этом указанной статьей не учитывается, что ввоз (вывоз) прекурсоров могут осуществлять юридические лица и иной организационно-правовой формы.

В этой связи целесообразно распространить порядок ввоза (вывоза) прекурсоров на иные категории хозяйствующих субъектов, внеся соответствующие изменения в статью 28 Федерального закона № 3-ФЗ.

Практика лицензирования внешнеторговых операций с прекурсорами свидетельствует, что вопрос осуществления контроля в отношении химической продукции, в состав которой входят один или несколько прекурсоров, требует законодательной регламентации. Законопроектом предлагается отнести смеси веществ, содержащие прекурсоры, к понятию «препарат» (абзац 6 статьи 1 Федерального закона № 3-ФЗ).

Необходимо отметить, что такое изменение позволит устранить имеющееся противоречие между действующей редакцией определения понятия «препарат», которое в настоящее время включает в себя смеси веществ, содержащие только наркотические средства или психотропные вещества, и пунктом 5 статьи 2 Федерального закона № 3-ФЗ, в котором говорится и о смесях, содержащих прекурсоры.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона № 3-ФЗ юридические лица могут приобретать и использовать в собственном производстве прекурсоры при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Однако Федеральным законом № 128-ФЗ лицензирование такой деятельности не предусмотрено.

Следует отметить, что подпунктом «ii» пункта 8 статьи 12 Конвенции 1988 года предусмотрено лицензирование деятельности, связанной с оборотом прекурсоров.

С учетом изложенного законопроектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ, а также внести изменения в статьи 4 и 30 Федерального закона № 3-ФЗ в части отнесения деятельности, связанной с оборотом отдельных прекурсоров (включенных в Таблицу I Конвенции 1988 года, за исключением перманганата калия), к лицензируемой.

Важным элементом противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров является оперативно-розыскная деятельность правоохранительных органов. Однако статья 36 Федерального закона № 3-ФЗ позволяет использовать без лицензии в оперативно-розыскной деятельности только наркотические средства и психотропные вещества.

В связи с этим законопроектом предлагается распространить действие статьи 36 Федерального закона № 3-ФЗ и на прекурсоры.

Одним из элементов контроля за оборотом прекурсоров является система их учета и отчетности. В настоящее время в соответствии со статьей 37 Федерального закона № 3-ФЗ юридические лица предоставляют отчетность только о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, что не позволяет в полной мере контролировать процессы оборота прекурсоров. Проектом предлагается установить необходимость предоставления юридическими лицами отчетности и об обороте прекурсоров, внеся соответствующие изменения в статью 37 Федерального закона № 3-ФЗ.

В настоящее время прекурсоры включены в список IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. №681.

При этом не учитывается, составляет ли прекурсор основную часть молекулы наркотика или является только реагентом или растворителем в процессе его синтеза.

Таким образом, установленные в указанной сфере правила и меры ответственности за их нарушения одинаковы и не зависят от степени общественной опасности незаконного использования конкретного прекурсора, что не соответствует общепринятой мировой практике и создает дополнительные препятствия развитию химической и иных отраслей промышленности, а также не способствует повышению эффективности контроля за оборотом прекурсоров.

Кроме того, пунктом 5 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 16 июня 2007 г. № Пр-1150 по вопросу «О мерах по совершенствованию государственного контроля за оборотом химических веществ (прекурсоров), используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ» дано указание федеральным органам исполнительной власти рассмотреть вопрос о дифференциации мер контроля в отношении отдельных видов прекурсоров.

Проектом федерального закона предлагается разграничить меры контроля за оборотом прекурсоров путем разделения списка IV перечня на три таблицы.

Необходимо отметить, что разграничение мер контроля в отношении прекурсоров путем их разделения на три категории рекомендовано в заключительном докладе Целевой оперативной группы по химическим веществам, организованной семью ведущими промышленно развитыми странами, в 1991 году.

Принятие федерального закона потребует внесения изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» и от 18 августа 2007 г. № 527 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» с учетом разделения списка IV перечня на три вышеназванные таблицы, а также в постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» в части введения отчетности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров.

Кроме того, для реализации федерального закона потребуется издание следующих постановлений Правительства Российской Федерации:

  • «О порядке допуска лиц к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»;
    «Об утверждении положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»;
    «Об утверждении правил производства, изготовления, переработки, реализации, приобретения, использования и хранения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»;
    «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров воинскими частями и организациями федерального органа исполнительной власти в области обороны».

    С учетом необходимости подготовки указанных актов Правительства Российской Федерации статьей 3 законопроекта предусматривается вступление в силу федерального закона по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования.

Принятие федерального закона не повлечет расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

11. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата»

Проект федерального закона предполагает ратификацию Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата. Это обусловлено тем, что Соглашение содержит иные правила, чем предусмотренно российским законодательством, в части освобождения возвращаемых автотранспортных средств от обложения таможенными пошлинами, налогами, акцизами, сборами и другими платежами, связанными с перемещением автотранспортных средств через границу.

Целесообразность ратификации Соглашения обусловлена потребностью в налаживании более тесного взаимодействия компетентных органов России и государств - участников Содружества Независимых Государств в условиях интернационализации преступности.

Соглашение регулирует сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере организации борьбы с хищениями автотранспортных средств и обеспечения их возврата на международном уровне.

Данное Соглашение подписали 10 государств-участников Содружества Независимых Государств (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Украина).

Вступление Соглашения в силу в отношении Российской Федерации позволит создать прочную договорно-правовую основу сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств в вопросах борьбы с хищениями автотранспортных средств и обеспечения их возврата на территорию другого государства, а также будет способствовать повышению эффективности деятельности компетентных органов государств-участников Соглашения в борьбе с данным видом преступлений.

12. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан»

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан подготовлено исходя из обоюдной заинтересованности Российской Федерации и Республики Казахстан в сохранении для своих граждан - жителей приграничных территорий возможности поддержания исторически сложившихся тесных дружественных и родственных контактов.

Соглашение предусматривает пересечение российско-казахстанской границы этой категорией граждан по удостоверяющим личность документам, перечисленным в приложении № 3 к Соглашению, не только в установленных пунктах пропуска, но и в местах пересечения границы, что позволяет значительно упростить пограничные и таможенные формальности. Кроме того, заполнение миграционных карт при пересечении российско-казахстанской государственной границы на условиях данного Соглашения не требуется.

Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, и на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» подлежит ратификации.

Реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

13. О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по тарифам

Предлагаемые проектом постановления изменения направлены на приведение Положения о Федеральной службе по тарифам в части уточнения некоторых полномочий ФСТ России в соответствие с Федеральными законами от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и от 4 ноября 2007 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы».

Проектом постановления предлагаются изменения, касающиеся полномочий по:

  • установлению цен (тарифов) на услуги коммерческого оператора оптового рынка электрической энергии и мощности, платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и стандартизированных тарифных ставок, тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
    осуществлению контроля за деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка электрической энергии и мощности в пределах своей компетенции, применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы;
    осуществлению урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для целей определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок).

    14. Об участии Российской Федерации в программе противодействия глобальному продовольственному кризису и внесении в 2008 - 2010 годах добровольного взноса в многосторонний трастовый фонд этой программы под управлением Всемирного банка

Повышение мировых цен на основные продовольственные товары оказывает негативное воздействие на покупательную способность беднейших слоев населения в развивающихся странах, до 80% расходов которых направляется исключительно на приобретение продовольственных товаров, негативно влияет на доходы развивающихся стран от внешних операций, бюджетную устойчивость и благосостояние. При этом страны нетто-импортеры углеводородного сырья и продовольственных товаров подвержены такому влиянию в наибольшей степени.

По итогам саммита глав государств и правительств стран-членов «Группы восьми» на о. Хоккайдо (Япония) 7-9 июля 2008 года принято решение о необходимости объединения усилий мирового сообщества в преодолении глобального продовольственного кризиса, а также поддержано создание Всемирным банком новой программы по финансированию мероприятий по противодействию глобальному продовольственному кризису общим объемом до 1,2 млрд. долл. США.

Программа направлена на сокращение негативных последствий высоких и неустойчивых цен на продовольственные товары для беднейших слоев населения, создание условий для устойчивого роста выпуска продовольственной продукции. Программа предусматривает создание многостороннего трастового фонда для реструктуризации существующих проектов Международного банка реконструкции и развития и Международной ассоциации развития (проекты, подготовленные и одобренные в течение трехлетнего периода, начиная с 2009 года).

Финансовое участие России (до 15 млн. долларов США) в многостороннем трастовом фонде Программы будет способствовать выполнению решений саммита «Группы восьми» на о. Хоккайдо, повышению эффективности оказания продовольственной помощи и обеспечению доступа к продовольствию наиболее уязвимых слоев населения в развивающихся странах и позволит использовать средства взноса на приоритетных для Российской Федерации направлениях.

15. О выдаче администрации Сахалинской области государственных жилищных сертификатов для предоставления их гражданам, лишившимся жилья на территории Невельского района Сахалинской области в результате землетрясения, произошедшего 2 августа 2007 года

Проект распоряжения внесен Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2007 г. № СН-П4-6404 и в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации.

Проект распоряжения подготовлен в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. №750.

В результате землетрясения, произошедшего 2 августа 2007 г. на территории Невельского района Сахалинской области, пострадало население, нанесен значительный материальный ущерб объектам жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и федеральной собственности, лишились жилья 7761 человек (3406 семей).

По оценке администрации Сахалинской области, общий материальный ущерб от указанной чрезвычайной ситуации составил свыше 10 млрд. рублей, при этом на ее ликвидацию израсходовано около 400 млн. рублей из областного и муниципального бюджетов.

В части использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий приняты распоряжения Правительства Российской Федерации о выделении администрации Сахалинской области:

  • 1909 государственных жилищных сертификатов для предоставления их гражданам, лишившимся жилья (от 28 сентября 2007 г. № 1297-р, от 20 октября 2007 г. № 1452-р и от 4 августа 2008 г. № 1120-р);
  • 191,82 млн. рублей для оказания материальной помощи гражданам в связи с утратой имущества (от 27 сентября 2007 г. № 1281-р и от 20 октября 2007 г. № 1453-р);
  • 418,32 млн. рублей на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на пострадавших объектах (от 4 февраля 2008 г. № 105-р);
  • 224,17 млн. рублей для частичного покрытия расходов на проведение аварийно-спасательных работ, оборудование и содержание временных пунктов проживания и питания эвакуируемых граждан, оказание пострадавшим гражданам материальной помощи в связи с утратой имущества (от 29 марта 2008 г. № 411-р).

Проектом распоряжения предусматривается выдать в 2008 году администрации Сахалинской области 147 государственных жилищных сертификатов для предоставления их гражданам, лишившимся жилья и получившим право на получение этих сертификатов по решению судов. Принятие проекта распоряжения значительно снизит социальное напряжение в Невельском районе Сахалинской области.

По расчетам Минфина России, направляемая на погашение 147 государственных жилищных сертификатов сумма составит 348,10 млн. рублей.

Погашение государственных жилищных сертификатов осуществляется за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

По информации Минфина России, из 12077,80 млн. рублей, предусмотренных федеральным бюджетом на 2008 год в резервном фонде Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, остаток средств по состоянию на 24 ноября 2008 г. (с учетом проектов решений Правительства Российской Федерации, рассмотренных Минфином России) составляет 3675,54 млн. рублей.

16. О внесении изменений в состав Президиума Правительства Российской Федерации

10 декабря 2008 г.
г. Москва

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.