Версия для слабовидящих

13 октября 2008

Материалы к заседанию Президиума Правительства 13 октября 2008

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 13 октября 2008 г. рассматриваются следующие вопросы:

1. О завершении работ по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2008-2009 годов

Для завершения работы по подготовке к прохождению осенне-зимнего периода 2008-2009 годов Минэнерго:

• создана Межведомственная комиссия по мониторингу хода подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации к осенне-зимнему периоду 2008-2009 годов и разработан порядок взаимодействия указанной Комиссии с Правительственной комиссией по обеспечению безопасности электроснабжения (федеральным штабом), состав которого утвержден Правительством Российской Федерации;
• разработаны критерии по оценке эффективности работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке и прохождению осенне-зимнего периода 2008-2009 годов;
• принято решение о выделении субсидий из федерального бюджета бюджетам четырех субъектов Российской Федерации на компенсацию затрат, связанных с удорожанием жидкого топлива.

Минрегионом России и Минэнерго России проведено 3 -5 сентября т.г. выездное совещание по решению вопросов обеспечения твердым топливом объектов энергетики этой области.

В сентябре 2008 года проведены совещания с руководителями субъектов Российской Федерации Сибирского, Дальневосточного, Южного и Приволжского федеральных округов по вопросам подготовки объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимнем периоде 2008-2009 годов.

За период с 1 мая по 1 сентября 2008 года территориальные органы Ростехнадзора провели обследования 270 электростанций, 16788 отопительных и 3173 отопительно-производственных котельных и 420 электросетевых организаций.

Минрегион России совместно с Ростехнадзором продолжает работу по паспортизации готовности объектов энергетики, а совместно с субъектами Российской Федерации - жилищного фонда и объектов коммунальной энергетики, которую планируется завершить до 15 ноября 2008 года.

В октябре 2008 года Минрегионом России запланировано проведение Всероссийского селекторного совещания с представителями субъектов Российской Федерации по итогам подготовки жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации к работе в зимнем периоде.

По оценке Минрегиона России, в Российской Федерации в целом завершена подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимнем периоде 2008-2009 годов, и велась она более высокими темпами, чем в прошлом году. Вместе с тем, на основании данных государственной статистической отчетности ряд регионов по состоянию на 1 октября 2008 года имеет отставания в указанной подготовке жилья и объектов коммунального хозяйства.

Большую роль в подготовке энергопредприятий к работе в осенне-зимний период 2008-2009 годов имеет создание Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (федеральный штаб).

Это особенно важно во время подготовки к прохождению осенне-зимнего периода 2008-2009 годов, когда в результате реформирования система управления электроэнергетикой изменилась.

Минэнерго России утверджен сводный прогнозный баланс топлива для организаций электроэнергетики при прохождении осенне-зимнего периода 2008-2009 годов, перечень регионов, относящихся к территориям с высокими рисками прохождения максимумов энергетических нагрузок, и перечень технологических и организационных мероприятий по снижению рисков в регионах пиковых нагрузок в осенне-зимний период 2008-2009 годов, включающие в свой состав ввод, модернизацию, капитальный ремонт энергетических мощностей оборудования и сетей, а также профилактические меры по повышению профессионального мастерства работников при работе в экстремальных условиях и др.

Договоры генерирующих компаний с поставщиками топлива на поставку угля и мазута на IV квартал 2008 год заключены полностью.

В целом уровень подготовки жилищного фонда Российской Федерации, объектов коммунальной инфраструктуры и организаций топливно-энергетического комплекса выше прошлогоднего уровня.

2. О реформировании жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации

Изменение экономических и социальных условий в стране потребовало проведения преобразований в жилищно-коммунальной сфере, которые с 1997 года по 2006 год осуществлялись в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", которым утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, определившая цели и основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг, и подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Одним из направлений реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса является демонополизация и развитие конкуренции в коммунальном секторе, модернизация коммунальной инфраструктуры, развитие государственно-частного партнерства. В настоящее время доля частных коммунальных предприятий составляет 34%.

На замену основных фондов, износ которых превышает 50%, в 2007 году направлено из бюджетов субъектов Российской Федерации 18,7 млрд.руб. Общий объем средств из всех источников, направленных в 2007 году на указанные цели по отрасли "Коммунальное строительство", составил 14,1 млрд.руб. против 9,5 млрд.руб. в 2006 году. В 2008 году этот показатель составит порядка 22 млрд.руб.

В Российской Федерации насчитывается более 50 тысяч организаций различных по форме собственности, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Стоимость основных фондов отрасли составляет свыше 1,7 трлн. руб. Общий объем жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации достиг 1,753 трлн. руб., а объем выручки от оказания услуг увеличился с 2003 года в 2,4 раза.

В 2004 году был принят Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и утверждено Положение о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Реформирование системы оплаты жилых помещений, коммунальных услуг и оказание мер социальной поддержки граждан является предметом постоянного внимания Правительства Российской Федерации.

К середине 2008 года 76 субъектов Российской Федерации предоставляют субсидии в денежной форме непосредственно нуждающимся гражданам. Доля семей, получающих субсидии, в 2007 году в среднем по России составила 11,3%.

Во исполнение указанного закона Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений, связанных с утверждением правил при заключении и исполнении публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры; порядка определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций; порядка финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения и др.

В процессе проведения реформы на 100-процентную оплату жилья и коммунальных услуг перешли 72 субъекта Российской Федерации. Среднероссийский показатель достиг 88%.

В процессе совершенствования ценовой политики и тарифного регулирования определены основы ценообразования и процедуры формирования цен и тарифов на услуги коммунального комплекса, а Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлена ответственность органов местного самоуправления за организацию предоставления населению услуг электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, водоотведения и сбора твердых бытовых отходов.

С 1 марта 2005 г. введен в действие новый Жилищный кодекс Российской Федерации, который привел действующее жилищное законодательство в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации, принятыми федеральными законами, направленными на регламентацию отношений в жилищной сфере и в первую очередь по вопросам разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом изменившихся экономических и социальных условий в стране.

В рамках реализации Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято 15 нормативных актов, направленных на утверждение типовых договоров социального найма жилого помещения и найма специализированного жилого помещения; порядка предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения; правил предоставления коммунальных услуг гражданам, а также на утверждение порядка перерасчета платежей граждан за отдельные виды коммунальных услуг за период их временного отсутствия и порядка изменения размера платы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; формы и содержания документа, подтверждающего принятие решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение и др.

Одним из направлений нового жилищного законодательства является демонополизация и развитие конкуренции в жилищном секторе - стимулирование создания ТСЖ и управляющих компаний. К середине 2008 года доля ТСЖ составила 3,4%, при этом данный показатель увеличился по сравнению с 2007 годом более чем в полтора раза. По состоянию на 1 января 2008 года с выбором управляющих компаний определились собственники свыше 1 млн. многоквартирных домов. На начало 2008 года в 14,5% многоквартирных домов управляющие организации являются частными. Велика еще доля управляющих компаний, находящихся в государственной и муниципальной собственности - 21,4%, при этом в их управлении находится большая часть многоквартирных домов.

В 2007 году в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" образован новый финансовый институт - государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которого направлена на оказание финансовой поддержки реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Из федерального бюджета на указанные цели выделено 240 млрд. руб. Определены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

По данным Минрегиона России эффективное использование средств Фонда в период с 2008-2012 гг. по прогнозным расчетам позволит переселить из аварийного жилья порядка 105 тысяч семей, что в целом в 5 раз превысит объемы прошлых лет и улучшит жилищные условия 4-х миллионов семей за счет капитального ремонта многоквартирных домов.

По состоянию на 1 октября 2008 г. в программах Фонда принимают участие 68 субъектов Российской Федерации, в 2008 году принята и профинансирована 91 заявка от регионов на общую сумму 36,8 млрд. руб.

В июне 2008 г. Фонд приступил к осуществлению мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнению предусмотренных Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в целях контроля за эффективностью их использования.

В большинстве регионов, получивших финансовую поддержку за счет средств Фонда, уже ведется работа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилья: в Ростовской, Омской, Тюменской, Новосибирской, Белгородской областях и Республике Башкортостан работы начаты на всех объектах, включенных в программы Фонда.

Развивается формирование конкурентных отношений в сфере предоставления коммунальных услуг: доля коммерческих организаций коммунального комплекса в 2008 году составляет 26,5%.

Растет доля многоквартирных домов, в которых созданы товарищества собственников жилья. В 2008 году эта доля составила 3,4%, что на 54% больше, чем в 2007 г.

По мнению Минрегиона России основными задачами Фонда в 2009 году являются:

• разработка и внедрение эффективных механизмов обеспечения собственниками жилья проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
• разработка системы регулирования конкурентных отношений на рынке управления жилищным фондом в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации;
• содействие повышению экономической эффективности и инвестиционной привлекательности коммунального комплекса на основе государственно-частного партнерства;
• эффективное использование временно свободных средств Фонда.

Вместе с тем стоит отметить, что функционирование Фонда носит временный характер (до 2012 года). В этой связи нужны новые долгосрочные и устойчивые механизмы содействия развитию отрасли и обновления жилья на базе новых финансовых институтов развития, обеспечивающих преемственность Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В целях проведения дальнейших преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства разработаны и направлены на согласование два проекта федеральных законов.

Кроме этого, разрабатывается проект федерального закона, связанный с уточнением правовых норм, регулирующих управление долевой собственностью в отношении имущества общего пользования.

В целях проведения дальнейших преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства Минрегионом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2007-2008 годы, предусматривающий разработку и принятие около 100 нормативных правовых актов Российской Федерации, который был в основном одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 16 февраля 2007 г. и после доработки, с учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года, утвержден приказом Министра регионального развития Российской Федерации.

3. О ходе подготовки нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

4. О проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Испания о деятельности культурных центров от 15 ноября 2001 г."

Протокол о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Испания о деятельности культурных центров от 15 ноября 2001 года подписан в Москве 24 сентября 2007 года.

Протокол призван уточнить ряд статей российско-испанского Соглашения о деятельности культурных центров, в частности, касающихся вопросов освобождения от налогообложения деятельности культурных центров. На основе принципа взаимности создается юридическая основа для эффективного выполнения центрами функций образовательных и культурных учреждений. Протокол предусматривает правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации применительно к налогообложению деятельности хозяйствующих субъектов, однако при этом сохраняется налогообложение по НДС и необходимость предоставления полной налоговой отчетности.

5. О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Договора между Российской Федерацией и Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам

Данный Договор призван стать первым двусторонним договором с Японией по вопросам оказания взаимной правовой помощи, и будет являться базовым документом в вопросах двустороннего сотрудничества в уголовно-правовой сфере.

В соответствии с проектом Договора Стороны обязуются оказывать друг другу взаимную правовую помощь по уголовным делам.

В то же время проект Договора предусматривает основания для отказа в оказании правовой помощи.

В проекте Договора содержатся положения, регламентирующие сотрудничество в вопросах установления местонахождения орудий преступления и доходов от преступления, а также принятия в отношении них соответствующих мер.

Предметом проекта Договора являются основные права и свободы человека и гражданина. В частности, в проекте Договора содержатся гарантии безопасности лица, явившегося в соответствующий орган в запрашивающей Стороне. Такое лицо не подлежит задержанию или любому ограничению свободы на территории запрашивающей Стороны по причине любого деяния или обвинения, которое предшествовало отъезду указанного лица из запрашиваемой Стороны, оно также не обязано давать показания по какому бы то ни было другому уголовному делу или оказывать помощь в каком бы то ни было другом расследовании, ином, чем дело или расследование, указанные в запросе.

В этой связи, а также на основании Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".

Реализация Договора не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и будет осуществляться в пределах средств, выделяемых ежегодно российским компетентным органам, заинтересованным в получении и оказании правовой помощи.

6. О представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию Соглашения о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности

Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности подписано в г. Душанбе 6 октября 2007 г.

Положениями Соглашения регулируются вопросы практической реализации участия Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в миротворческой деятельности на мировом и региональном уровнях в целях укрепления ее международных позиций, а также организации создания на постоянной основе миротворческих сил ОДКБ, определения порядка их комплектования.

Миротворческая деятельность ОДКБ включает в себя мирные действия, направленные на разрешение споров (в соответствии с Уставом ООН), а также коллективные действия, предпринимаемые государствами - членами ОДКБ с использованием военного, милицейского (полицейского) и гражданского персонала, направленные на предотвращение, сдерживание и прекращение военных действий между государствами или в пределах государства посредством вмешательства третьей стороны и способствующие поддержанию мира и безопасности.

Для комплектования миротворческих сил государства - члены ОДКБ в соответствии со своим национальным законодательством выделяют на постоянной основе миротворческие контингенты.

Решение о проведении миротворческой операции на территориях государств - членов ОДКБ будет приниматься Советом коллективной безопасности (СКВ) с учетом национального законодательства на основании официального обращения государства-члена о проведении на его территории миротворческой операции или решения Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции на территории государства, не входящего в ОДКБ.

Миротворческие операции не будут заменять урегулирование конфликта путем переговоров и другими мирными средствами.

Ратификация Соглашения отвечает интересам Российской Федерации.

Так как положениями Соглашения затрагиваются вопросы обеспечения международного мира и безопасности, то в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации.

7. О внесении изменений в Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации

Изменения в Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации вносятся в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" и Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства".

Указанными федеральными законами созданы Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта и Федеральный фонд содействия жилищному строительству.

В связи с тем, что в сферу деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации входят вопросы, для решения которых созданы указанные некоммерческие организации, предлагается возложить на Минрегион России полномочие по координации деятельности этих организаций.

8. О Совете по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве Российской Федерации

Целью создания указанного Совета является разработка предложений, связанных с реализацией государственной политики в области развития фармацевтической и медицинской промышленности в Российской Федерации, в том числе по вопросам:

• привлечения инвестиций, повышения конкурентоспособности продукции, развития научно-технического и инновационного потенциала;
• разработки мер, направленных на ускорение модернизации и технологическое развитие;
• государственной поддержки экспорта продукции;
• создания интегрированных структур разработчиков и производителей;
• развития механизмов частно-государственного партнерства;
• производства фармацевтических субстанций и комплектующих для медицинской промышленности;
• профессионального образования и подготовки научных, инженерно-технических кадров.

Кроме того, проектом предполагается, что председателем Совета является Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, утверждаемым председателем Совета, состав Совета утверждается Правительством Российской Федерации, а состав рабочих групп утверждается решением Совета.

9. О выдаче Правительству Чеченской Республики государственных жилищных сертификатов для предоставления их гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Республики в июне и августе 2007 г.

В результате сильных дождей с градом и шквалистым ветром, вызвавших паводок и активизацию оползневого процесса, а также сильного ливня с грозой и шквалистым ветром, произошедших соответственно в июне и августе 2007 года на территории Чеченской Республики, пострадало население, нанесен значительный материальный ущерб объектам жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.

На основании документов, представленных Правительством Чеченской Республики, предлагается выделить 48 государственных жилищных сертификатов для предоставления их гражданам, утратившим жилье в результате указанных чрезвычайных ситуаций, с последующим погашением за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

10 октября 2008 г.
г. Москва

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации Правительства Российской Федерации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.