Версия для слабовидящих

1 октября 2008

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 1 октября 2008

На заседании Правительства Российской Федерации 1 октября 2008 г. рассматриваются следующие вопросы:

1. О проектах концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:
- характеристика целей долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом основных вызовов предстоящего периода;
- стратегия - способы, направления и этапы - достижения поставленных целей, а также формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества в достижении целей Концепции;
- цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной политики в развитии социальной сферы, науки и технологий, структурных преобразований в экономике;
- цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
- параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития в долгосрочной перспективе.

В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Первый вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

Основными характеристиками развития мировой экономики, оказывающими серьезное влияние на социально-экономические процессы в России, в ближайшие 10-15 лет будут:
- вероятное возобновление в 2010 году, после преодоления кризиса, динамичного роста мировой экономики (в среднем около 4% в год);
- превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке, рост их влияния в результате финансового кризиса;
- преодоление энергетических барьеров роста за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей;
- усиление ограничений роста, связанных с экологическими факторами, дефицитом пресной воды и изменением климата, что создает дополнительные возможности для России;
- сохранение, и, вероятно, усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов, что будет способствовать изменению курсов мировых валют и перестройке институтов мировой экономики (мирового экономического порядка);
- старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах будет интенсифицировать мировые миграционные процессы и увеличивать нагрузку на социальные системы развитых стран.

Предстоящий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов.

Кризис на американском ипотечном рынке начинает перерастать в мировой финансовый кризис, угрожающий его превращением в мировой кризис производства, сопровождаемый снижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009-2010 годах. Кризисная перестройка мировой экономики предъявляет повышенные требования к устойчивости российской экономики и ее способности нейтрализовать негативные воздействия с мировых рынков. Взлеты и падения мировых и российских курсов акций и сырьевых цен повышают актуальность формирования новой диверсифицированной российской инновационной экономки и самостоятельной мощной финансовой системы.

Для России перестройка мировой экономики создает новые возможности в развитии внешнеэкономической интеграции, укреплении и расширении позиций на мировых рынках, улучшении возможностей для импорта технологий и капитала при условии преодоления слабости наших экспортных позиций.

Кроме того, усиление глобальной экономической конкуренции тесно переплетено с усилением и геополитического соперничества, в том числе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы. Россия сталкивается с необходимостью укрепления национальной экономической безопасности, при сохранении и развитии открытости российской экономики и ее активного участия в формировании новых подходов к регулированию мировых финансовых и сырьевых рынков.

Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста.

В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем.

Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для использования преимуществ, связанных с распространением новых технологий.

Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала.

Четвертый вызов, порожденный преимущественно внутренними, а не глобальными факторами - это исчерпание источников экспортно-сырьевого развития. Кризис экспортно-сырьевой модели развития российской экономики может быть значительно ускорен в случае замедления роста мирового спроса на углеводороды в связи с активным развитием альтернативных видов топлива и энергии и торможением роста экономик Китая и Индии.

Целевые ориентиры

Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности).

Высокие стандарты благосостояния человека

Уровень дохода и качество жизни россиян к 2020 году достигнет тех показателей, которые наблюдаются сегодня в развитых странах. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и высокий уровень экологической безопасности.

Обобщающий показатель уровня жизни, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, увеличится с 13,9 тыс.долл. в 2007 году (42% от среднего уровня ОЭСР) до более чем 30 тыс.долл. в 2020 году (70%) и около 50 тыс.долл. в 2030 году.

Социальное благополучие и согласие

В России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Доля среднего класса превысит половину населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.

Экономика лидерства и инноваций

Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создает конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значимое место (5-10%) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5-7 и более секторах.

Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне

Россия укрепит свое лидерство в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддерживая сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.

Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит России выдержать конкуренцию как с дешевой рабочей силой экономик Китая и Индии, так и с высококачественной и инновационной продукцией развитых стран Европы, США и Азии.

Особенность перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития.

Переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу экономического роста связан с формированием и нового механизма социального развития. Одно из внутренних противоречий сложившейся модели роста состоит в том, что значительный, опережающий увеличение ВВП, рост доходов и благосостояния населения во многом опирается на присвоение природной ренты - сверхдоходов от экспорта углеводородов и сырья. Снятие этого противоречия требует формирования новых механизмов социального развития, сбалансированных с ресурсными возможностями экономики и ее инновационной эффективностью. Такой подход требует реализации комплексных, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам, преобразований по следующим направлениям перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития:

- развитие человеческого потенциала России;
- создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;
- структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития;
- закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов);
- расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда;
- переход к новой модели пространственного развития российской экономики.

Инновационный тип развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции - поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

Этапы инновационного развития

Модель инновационного социально-ориентированного развития, наряду с использованием традиционных конкурентных преимуществ в энерго-сырьевом секторе, предполагает создание и активизацию новых факторов экономического роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода. Это - прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализация экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие высокотехнологичных производств, активизация внешнеэкономической политики. Действие этих факторов суммарно обеспечивает выход российской экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4-6,5% в год.

Инновационное развитие российской экономики в период 2008-2020 годов будет проходить в два этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства.

Первый этап (2008-2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в "традиционных" сферах - энергетике, транспорте, аграрном секторе, переработке природных ресурсов. Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы.

Второй этап (2013-2020 годы) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Развитие после 2020 года - закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

Внешнеэкономическая политика

Усиление влияния мировой экономики на социально-экономическое развитие России будет происходить на фоне ужесточения глобальной конкуренции, повышения роли инновационных факторов развития в странах-лидерах и перестройки мирового экономического порядка. В этой связи существенно возрастет роль внешнеэкономической политики как одного из важнейших факторов социально-экономического развития России, инновационного обновления и повышения конкурентоспособности экономики, а также решения ключевых социальных задач.

Сложившаяся модель участия России в международном разделении труда, основанная преимущественно на экспорте энергоносителей, не сможет стать основой для укрепления позиции России на расширяющихся мировых рынках. Даже при условии выхода на устойчивый рост внешнеторговых поставок энергоносителей и сырья в 1-2% в год, общее расширение российского экспорта будет существенно уступать ожидаемой динамике мировой торговли (6-8% в год). Соответственно, доля России в мировом экспорте при такой модели участия в среднесрочной перспективе будет снижаться. Без прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости Россия обречена на уменьшение своей роли в развитии мировой экономики и вытеснение ее из эффективного участия в мировом разделении труда.

Региональное развитие

Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации будет ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономик регионов при обеспечении политического и правового единства страны.

Достижение этой цели будет обеспечено в ходе реализации государственной региональной политики, нацеленной на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, создания равных возможностей для людей и содействия развитию человеческого потенциала, проведения целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, реформирования систем государственного управления и местного самоуправления.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации трех направлений региональной политики:

- стимулирования экономического развития путем создания новых центров роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;
- координации инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;
- сокращения дифференциации в уровне и качестве жизни населения в различных регионах и на территории каждого из них с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики, обеспечивающих рост человеческого потенциала всех регионов России.

5. О проекте федерального закона "О техническом регламенте "Безопасность низковольтного оборудования"

Объекты технического регулирования, принятые в законопроекте, соответствуют объектам технического регулирования, установленным в Европейской директиве Нового подхода 73/23 EEC "Низковольтное оборудование".

Разработка технического регламента "Безопасность низковольтного оборудования" основана на следующих принципах:

- установление предъявляемых к низковольтному оборудованию требований с учетом степени риска причинения вреда;
- максимальное приближение к процедурам и схемам подтверждения соответствия, установленным в европейских директивах "Нового подхода" и "Глобального подхода", с использованием модулей подтверждения соответствия, основанных на принятии изготовителем продукции декларации о соответствии, а учет также в схемах сертификации правил, установленных в Схеме взаимного признания результатов испытания электрооборудования на соответствие стандартам Международной Электротехнической Комиссии, участником которой является Российская Федерация;
- возможность использования (на добровольной основе) национальных стандартов, гармонизированных с международными стандартами;
- возможность использования имеющейся в России испытательной базы, аккредитованной в рамках Системы сертификации ГОСТ Р, для целей подтверждения соответствия требованиям технического регламента;
- учет практического опыта, накопленного в процессе работ по подтверждению соответствия низковольтного оборудования в Системе сертификации электрооборудования, а также в международной системе сертификации электрооборудования на соответствие стандартам безопасности (МЭКСЭ);
- использование при разработке технического регламента общих для всех объектов технического регулирования требований и предоставление изготовителю (продавцу) продукции возможности выбора форм и схем подтверждения соответствия.
Проект технического регламента подготовлен в форме федерального закона и прошел этап публичного обсуждения.

30 сентября 2008 г.
г. Москва

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации Правительства Российской Федерации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.