Версия для слабовидящих

8 июня 2008

Первый заместитель Председателя Правительства России И.И.Шувалов выступил на XII Петербургском Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге

«В своих программных выступлениях руководство страны определило задачу по качественному изменению жизни в ближайшие годы. Стратегические ориентиры развития России требуют глубокой проработки механизмов их реализации, препятствий и вызовов, с которыми нам придется сталкиваться. Этих вызовов немало. Мы их все знаем».

Стенограмма выступления И.И.Шувалова:

Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Дорогие друзья!

Это большая ответственность - выступать сегодня перед вами. Для меня это первое публичное выступление. И важно, что это выступление - на Санкт-Петербургском Форуме. Спасибо за возможность это сделать.

Прежде всего, хочу поблагодарить организаторов Форума. Буквально на глазах эта площадка становится ведущим мировым центром экономических и политических дискуссий по актуальным проблемам развития России и всего мира.

На протяжении восьми лет Россия развивается. К концу года мы станем шестой по размеру экономикой в мире.

В России сформированы базовые экономические институты. Они создают основу для устойчивого функционирования рыночной экономики. Теперь актуальной становится отладка этих институтов, рост их эффективности.

Россия стала полноправным членом клуба крупнейших экономик мира.

Мы начинаем забывать о тяжелом кризисе прошлого десятилетия, и поставили перед собой новые цели - cтать страной с развитыми институтами современной демократии, с постиндустриальной структурой экономики, создать один из мировых финансовых центров.

В своих программных выступлениях руководство страны определило задачу по качественному изменению жизни в ближайшие годы. Стратегические ориентиры развития России требуют глубокой проработки механизмов их реализации, препятствий и вызовов, с которыми нам придется сталкиваться.

Этих вызовов немало. Мы их все знаем. Но есть проблемы, о которых надо помнить каждый день, когда вырабатывается политика, когда принимаются решения по различным вопросам - актуальным вопросам или стратегическим вопросам, ориентированным на будущее.

Выделю ключевые проблемы. Их пять. Проблема первая - мы страдаем психологией догоняющего, вторая - энергетическая западня, третья - отстающие навыки, четвертая - нездоровый образ жизни, и пятая - стремление государства к росту своего влияния и стремление многих заставить государство влиять.

Итак, о первой проблеме.

Вчера в своем выступлении Президент России говорил о необходимости новых побед. Иногда успехи бывают случайными. Настоящие победы достигаются, как в спорте, так и в жизни, только постоянными тренировками. Прежде всего, преодолением себя, своих слабостей.

На протяжении, по крайней мере, последних трехсот лет стремление догнать и перегнать Запад является навязчивой идеей российской политической и интеллектуальной элиты. На практике это часто оборачивалось не совсем удачным копированием некоторых форм иностранной экономики и иностранного образа жизни, что заведомо обрекало страну на отсталость.

То же самое было подмечено и иностранцами. «Русские старательно копируют французские нравы, но только с опозданием лет на пятьдесят», - заметил еще в начале XIX века Стендаль.

Стремясь догнать и перегнать другие страны, мы обычно устанавливали какие-то количественные ориентиры, которые пытались достичь любой ценой - будь то объем производства чугуна, нефти или оружия. Результатом гонки за показателями становилась однобокость модернизации.

Нам удавалось решать задачи достижения военно-стратегического паритета, развития отдельных секторов экономики до уровня самых передовых. Но почти всегда мы забывали о социальных и политических аспектах модернизации. В результате наши достижения оказывались неустойчивыми - после прорыва в той или иной сфере начинался откат назад. У нас не было своей модели модернизации, основанной на российских ценностях и лидерских амбициях.

Выступая на Госсовете в феврале, Владимир Путин говорил: «Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной». Это означает, на деле надо не просто иметь большой ВВП, хотя рост валового продукта - это в любом случае база для принятия любых других решений по развитию, но и стать страной, в которой комфортно жить людям. Страной, которая могла бы демонстрировать привлекательные примеры образа жизни современного человека.

Нам нужна не столько погоня за показателями, сколько прицел на качественное изменение экономики, качество жизни. Все большее внимание надо уделять параметрам, соответствующим этим целям. Речь идет об обеспечении максимальной независимости экономического развития от факторов, находящихся в сфере контроля правительства, а также о низком уровне инфляции, состоянии окружающей среды, улучшении здоровья населения, и, конечно, о росте доверия общества к базовым институтам, прежде всего, к судебной и правоохранительной деятельности.

Главное - нам нужен прицел на лидерство. Это означает, что мы должны построить экономику, которая сама бы задавала стандарты подражания для других. Такую социальную модель, к которой стремились бы другие нации. Только на этой основе можно преодолеть психологические ограничения и начать решать долгосрочные задачи развития страны.

Следующая проблема - ситуация в энергетике. Я бы ее назвал «энергетической западней». Вот почему. Многие думают, что эта отрасль в России процветает, иностранные государства порой завидуют нашему энергетическому изобилию. Но если не обманывать самих себя, надо признать: ситуация здесь сложная.

Термин «энергетическая сверхдержава» появился сравнительно недавно. Однако реальное наполнение этого термина потребует не менее 10 лет. Десяти лет упорного труда по превращению энергетики в катализатор структурного прогресса и инноваций.

Энергетика - одна из самых противоречивых тем, которую обсуждают политики и эксперты. Мы хотим видеть себя ключевым игроком на глобальном энергетическом рынке. По многим параметрам нас уже так сегодня и воспринимают. Однако нельзя игнорировать и проблему «ресурсного проклятия», когда обилие сырьевых ресурсов негативно сказывается на социально-экономическом развитии страны. И сейчас мы начинаем реализацию программы действий, чтобы обилие энергоресурсов стало локомотивом нашего движения вперед, а не тормозом на этом пути.

Россия является и будет оставаться надежным производителем и поставщиком энергетических ресурсов разных видов. В этом состоит важная миссия России для мировой цивилизации. Разве этого достаточно россиянам? Конечно, нет.

В современном мире невозможно справедливо судить об успехах страны по перечню ключевых отраслей ее экономики. Любая отрасль может стать как точкой деградации экономики, так и базой для ее рывка. Энергетика является хорошим тому примером. Экстенсивное развитие отрасли привело к тому, что одна из самых обеспеченных энергоресурсами стран мира является одновременно и одной из самых энергонеэффективных. Энергоемкость ВВП в разы выше, чем в других развитых странах.

Надо видеть два аспекта высокотехнологичного развития энергетического сектора. С одной стороны, составляющие ее отрасли должны ориентироваться на самые передовые стандарты производства и транспортировки энергии, используя для этого новейшие достижения науки и техники. С другой стороны, сами потребности развития энергетики должны стать источником спроса на новейшие разработки в различных отраслях науки и экономики.

Иными словами, современная энергетика станет нашим преимуществом, только если будет одновременно и локомотивом перевода экономики на инновационный путь развития, и первейшим бенефициаром инноваций.

Сложности в энергетическом секторе сегодня создают нам хорошие возможности, просто заставляют нас сделать радикальный технологический скачок. Рост цен на газ, электроэнергию, уголь создает экономические стимулы для борьбы за каждый процент эффективности в энергетике.

Стимулируют нас и задачи по освоению шельфа, удаленных месторождений Восточной Сибири, по строительству многокилометровых проектов, пролегающих практически по всем типам территорий. Выполнение этих задач требует постоянной работы инженерной мысли и задействуют огромное количество смежных отраслей.

Поддержание нынешних темпов экономического роста требует, по крайней мере, 3-4 % роста энергопотребления. Эта потребность задает необходимость инвестирования в энергетику. Особенно - в развитие тех направлений, которые дают ресурсы для производства электроэнергии, прежде всего газа и угля. Наращивание их производства - дело дорогостоящее и длительное. А потому, не принимая нужных решений сейчас, мы накладываем жесткие ограничения на перспективы экономического роста в будущем.

Особое внимание уделяется энергоэффективности. Для реализации этой задачи нужны ясные сигналы для производителей и поставщиков. Мы будем создавать экономические стимулы для проектов по энергосбережению. Установим нормативы энергоэффективности и поэтапно либерализуем цены на электроэнергию и газ. Соответствующие решения уже приняты.

В отношении совершенствования самого процесса инноваций считаю, что мы должны быть открыты для приема лучших иностранных специалистов и предпринимателей, и все это нужно для совместной реализации проектов на территории России.

Было бы полезно привлекать крупные иностранные компании к участию в отечественных образовательных программах, к созданию базовых кафедр в наших университетах. Прежде всего, это касается инженерных специальностей.

Проблема третья - «отстающие навыки». Новое качество кадров - проблема не только энергетики. Это главный вопрос для развития всей экономики. Наши преподаватели по многим направлениям являются одними из лучших в мире. Наше образование заслуженно пользуется авторитетом.

Это неплохой «стартовый капитал», на который многие указывают нам как на серьезнейшую фору. Однако текущее состояние не соответствует новым задачам по качественному изменению экономики в ближайшие годы. Имеющиеся навыки абсолютно не удовлетворяют нас и сдерживают развитие.

Человек сегодня становится игроком глобальной конкуренции, сравнивает условия жизни и труда в различных точках мира - и ищет место приложения своего труда. Но одновременно именно за этого человека, за квалифицированные кадры идет борьба на мировом рынке. Именно люди становятся главным стратегическим ресурсом социально-экономического развития. Квалифицированных работников не хватает во всех высокоразвитых странах. От импорта образования общество переходит к экспорту, притягивая к себе и новые кадры - молодежь, и квалифицированных преподавателей для обучения этой молодежи.

Россия, чья доля в экспорте образовательных услуг не превышает 3% по численности студентов будет проигрывать глобальную конкуренцию, если не предпримет решительных шагов по привлечению талантливой молодежи. Кстати, привлекательность вуза для иностранных студентов должна быть одним из показателей эффективности этого учебного заведения.

Российская система образования смогла обучить людей с широким взглядом на мир и горизонтом восприятия. А лучшие университеты всегда были нацелены на поиск лучших мозгов, на концентрацию у себя наиболее талантливой молодежи, что самое главное - независимо от социального происхождения. Во многом поэтому среди эффективных менеджеров сегодня люди, получившие образование в области математики, физики, химии. Но этот потенциал не бесконечен. Сегодня мы стоим перед необходимостью тотального обновления существующих кадров и взращивания новых. На самом высоком профессиональном уровне. Без этого нам не решить и уже поставленную задачу - как минимум 4-кратного роста производительности в основных отраслях.

Во-первых, следует обеспечить непрерывность образования для граждан. В инновационном обществе человек должен учиться все время. И иметь возможность менять по желанию профессию при получении определенных навыков. Чтобы стимулировать эти процессы, было принято решение о полном освобождении корпоративных расходов на образование от всех налогов. В этой связи, мы возлагаем большие надежды на инициативу работодателей. Мы думаем, что они начнут свои образовательные программы, не дожидаясь инициативы со стороны государственных учебных заведений.

Во-вторых, не надо стесняться приглашать зарубежных ученых. И, прежде всего, надо создать условия для возвращения в Россию уехавших ранее талантливых ученых, талантливых людей. Они смогли бы помочь нам создать образовательную систему, отвечающую современным и будущим потребностям.

В-третьих, университеты должны идти по пути индивидуализации образования. А это значит - предоставлять своим студентам и слушателям возможность выбирать из большого числа курсов ту траекторию образования, которая представляется данному человеку наиболее эффективной. На это в значительной мере нацелено новое законодательство, которое принято в области образования за последние годы.

В-четвертых, образование должно играть в обществе роль социального лифта. Мы в последние годы про это забыли. И набор мер здесь понятен. Единый государственный экзамен, который сейчас аккредитуют, будет выполнять эту функцию как инструмент номер один. Другие инструменты - социальные стипендии, развитие образовательного кредита, переход на двухуровневую систему высшего образования, восстановление функций подготовительных отделений в вузах, в том числе для военнослужащих, которые отслужили по контракту не менее трех лет.

В-пятых, правильно было бы внедрить новые принципы управления в образовании. Управлением должны заниматься, прежде всего, специально подготовленные люди, профессиональные менеджеры. Это же касается и других сфер социальной инфраструктуры, например здравоохранения.

Наконец, мне кажется это очень важным, и мы будем делать все для того, чтобы это в ближайшее время случилось - мы создадим новые возможности для молодежи и уже состоявшихся профессионалов получить дополнительное образование в лучших учебных, научных или производственных центрах мира. Нам надо отправлять людей учиться в лучшие центры за границу. Мы не боимся предостережений, что многие там останутся жить и работать. Мы уверены - эти люди вернутся в Россию.

Однако только здоровый человек может полноценно погружаться в профессиональную деятельность, полноценно заниматься заботой о близких. У нас часто болеют не из-за плохой медицины, а из-за отсутствия здорового образа жизни. В этом мы особенно уязвимы. Ситуация со здоровьем нации является, к сожалению, катастрофической.

Для развития в России современной системы здравоохранения нам необходимо сформировать в обществе, прежде всего, понимание ценности здоровья, осознать ценность человеческой жизни, как индивидуальное и одновременно национальное богатство.

Таким образом, серьезным вызовом для нас является не только качество медицины, но и отсутствие здорового образа жизни как нормы поведения. В России курит почти половина молодежи в возрасте 15-19 лет. За 20 лет потребление сигарет в России более чем удвоилось, и это на фоне снижения численности населения. С потреблением алкоголя ситуация еще хуже.

Если мы сами не будем беречь себя, никакая самая высокотехнологичная медицина нам не поможет.

Кроме того, стремление быть здоровым - и это очень важно для развития российской экономики - сформирует спрос, идущий не от искусственно установленных приоритетов, а от потребностей развития человека. Именно поэтому здравоохранение может сыграть роль, аналогичную железнодорожному строительству в условиях индустриализации. Наряду с энергетикой, именно наше стремление к здоровью и наши возможности в энергетическом секторе, создадут кумулятивный спрос в развитии других отраслей для построения инновационной экономики.

Теперь о роли государства в нашей жизни и его влиянии на развитие экономики.

Многие сегодня критикуют власти за стремление проникать во все сферы жизни. А разве нет среди нас большого числа людей, которые все время подталкивают к такому влиянию?

С одной стороны, наблюдается желание бюрократии под флагом государства, под лозунгом защиты его коренных интересов все сильнее вмешиваться в хозяйственные отношения. С другой - сильное желание побудить государство к таким действиям. От государства хотят устройства всего и везде, ссылаясь на огромные финансовые ресурсы.

Сейчас на всех уровнях часто звучит тезис о построении инновационного общества. А что такое инновационное общество? Инновационное общество, как понимаю его я и мои коллеги, - это общество свободных и творческих людей, общество, открытое ко всему новому, в том числе в экономической жизни. При этом такое общество может и должно гармонично соединяться с нашим консервативным отношением к духовным ценностям.

В инновационном обществе избыток государства так же опасен, как и его недостаток. В последние годы многие опять начали верить, что государство способно устранять все провалы рынка, забывая о его способности генерировать свои собственные провалы. А провалы государственного регулирования, как показывает опыт, оказываются гораздо более болезненными, чем рыночные. Государство реагирует на кризис гораздо медленнее, нежели экономические агенты под воздействием рыночных сигналов. И поэтому сегодня важным аспектом является ограничение избыточного вмешательства государства в экономику. Мы начали делать шаги по пути сокращения государственного вмешательства в жизнь предпринимателей. Одним из первых указов Президента Д.А.Медведева стал «Указ о неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». И в настоящее время в Правительстве уже готовятся конкретные шаги по его реализации. В чем их суть? Главный вектор: от малоэффективного надзора и бесконечных проверок бизнеса - к современным механизмам страхования ответственности и финансовых гарантий. Плотно власть берется и за реформу судебной системы. С тем чтобы суд стал действительно тем местом, где любой гражданин может добиться справедливого решения.

В России многострадальную судьбу имела частная собственность - более 70 лет в нашей стране вообще не существовало такого понятия. И потребуется время, чтобы законно созданная или приобретенная частная собственность стала безусловной ценностью в обществе.

Мы должны повторять вновь и вновь: Защита права собственности есть важнейшая и первейшая задача государства. Именно по тому, как оно справляется с этой функцией, нужно судить об эффективности всей системы государственного управления.

Вместе с этим государство уже сейчас не ограничивается лозунгами об эффективности, а на своем примере доказывает важность заявленных приоритетов. Поэтому уже в ближайшее время мы, во-первых, проведем ротацию в советах директоров компаний, на 100% принадлежащих государству, максимально устраним оттуда чиновников, заменив их на профессионалов. Мы также внедрим современные формы корпоративного управления в государственных корпорациях. Про это мы говорили, у нас есть серьезные намерения и планы сделать это в государственных корпорациях, поскольку мы считаем правильным их создание, мы считаем, что они нужны как раз для регулирования тех отношений, где рыночные агенты самостоятельно действовать не могут. Мы создавали и, наверное, по каким-то направлениям будем их создавать в дальнейшем, но будем создавать так, чтобы они действовали абсолютно открыто, по правилам корпоративного управления. Также мы приняли решение о сокращении списка стратегических предприятий. Это очень важное решение. Президент России дал поручение подготовить предложения о сокращении такого списка, и в Правительстве такие предложения уже готовятся.

Таким образом, говоря о роли государства в современной жизни, необходимо сделать следующий вывод. С одной стороны, государственные институты должны в каждый конкретный момент истории быть в состоянии сократить свое вмешательство, когда задачи, которые перед ним стояли, выполнены. И наоборот, быстро обеспечить свое участие там, где это оказывается необходимо. Этот процесс происходит постоянно. У нас нет установки на усиление роли государства, и уж тем более об усилении роли бюрократии. Напротив, государство будет концентрироваться на решении только самых важных задач - только тех задач, где мы сможем быть эффективными.

С другой стороны, гражданам и корпорациям не следует требовать от государственной власти немедленно вмешиваться в решение любых проблем, ссылаясь на наши новые возможности, которые нам предоставила международная конъюнктура.

Дорогие друзья!

Все обозначенные мною проблемы объединяет одно. В своих повседневных решениях работа Правительства будет ориентироваться на постоянную сверку часов по этим направлениям.

Сейчас широко обсуждается концепция развития страны до 2020 года и конкретный план по ее реализации. Важным является то, что мы уже сегодня должны осознавать, что этот план может меняться во времени, и это не индикатор непоследовательности, а напротив - показатель степени адаптивности общества к новым вызовам и задачам.

Уверен, что реализовать эти планы возможно только лишь помня про обозначенные ловушки. Мы о них знаем и потому сможем их обойти. Главное ограничение для россиян сегодня - это ограничение внутри себя, лишь преодолев которое, мы сможем найти новые мотивы и двигатели для развития. Только тогда мы сможем двигаться вперед.

Жизнь, к сожалению, будет расставлять на нашем пути и новые капканы. Главное, вовремя их увидеть. Тогда мы не совершим ошибок, тогда мы сможем добиться поставленных целей.

Спасибо за внимание.