Версия для слабовидящих

15 марта 2009

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Сечин принял участие в 152-м заседании Конференции ОПЕК в Вене

Россия, подчеркнул вице-премьер, стремится к активизации диалога со всеми странами-партнерами как в двустороннем, так и в многостороннем форматах, включая такие авторитетные межгосударственные объединения, как ОПЕК.

Выступая на заседании, И.И.Сечин, в частности, сообщил, что Россия предлагает «провести в Москве осенью 2009 года международную конференцию с участием стран-членов ОПЕК, стран-независимых производителей нефти, крупных нефтяных компаний, инвесторов и экспертного сообщества». «Целью конференции, - сказал И.И.Сечин, - должно стать заинтересованное и всестороннее обсуждение накопившихся вопросов по обеспечению энергетической безопасности и устойчивого развития нефтяного рынка на среднесрочную и долгосрочную перспективу».

Россия, подчеркнул вице-премьер, стремится к активизации диалога со всеми странами-партнерами как в двустороннем, так и в многостороннем форматах, включая такие авторитетные межгосударственные объединения, как ОПЕК.

В этой связи И.И.Сечин напомнил о выдвинутой в сентябре прошлого года инициативе по организации регулярного энергодиалога Россия-ОПЕК, которые являются «основными игроками на мировом энергетическом рынке».

И.И.Сечин также отметил, что Россия активно поддержала беспрецедентные усилия ОПЕК и ряда стран-независимых производителей нефти по сокращению поставок нефти на мировой рынок. «В 2008 году мы уменьшили экспорт нефти по сравнению с 2007 годом на 5,2% или на 15 млн тонн, - сообщил он. - В основном этого удалось добиться за счет увеличения переработки сырья внутри страны. В январе-феврале текущего года добыча нефти в России уменьшилась по сравнению с тем же периодом 2008 года на 1,9% (1,5 млн тонн) и составила 78,5 млн тонн». По мнению вице-премьера, предпринятые совместные действия «во многом способствовали текущей стабилизации цен на уровне около 40 долларов США за баррель». Тем не менее, считает он, «нефтяной рынок по-прежнему остается весьма чувствительным к конъюнктуре мировых финансовых площадок», и в этих условиях «риски дальнейшего снижения цен на нефть, к сожалению, чрезвычайно велики».

«Еще одним шагом по предотвращению нежелательных колебаний цен на нефтяном рынке, - отметил И.И.Сечин, - могло бы стать наращивание странами-производителями инфраструктуры резервирования нефти и нефтепродуктов. Реализация таких проектов требует масштабных инвестиций, поэтому наиболее целесообразно осуществлять их совместно».

В целях повышения стабильности нефтяного рынка вице-премьер предложил также постоянно совершенствовать структуру цен на нефть и нефтепродукты «с учетом особенностей фискальной нагрузки в странах-производителях и странах-потребителях, а в перспективе гармонизировать режимы налогообложения с учетом специфики всех элементов технологической цепочки «добычи, транспортировки, переработки и реализации нефти), имея в виду обеспечение их равной доходности».

«С нашей точки зрения, - подчеркнул И.И.Сечин, - развитие событий в мировой экономике подталкивает страны-производители нефти к совместным действиям не только в сфере регулирования добычи. Требуется координация усилий по более широкому кругу вопросов».

В этой связи И.И.Сечин повторил предложения, которые российская сторона уже озвучивала ранее и актуальность которых, по его словам, только возросла. «Во-первых, - напомнил он, - это организация оптимально распределенной сети площадок для торговли нефтью и нефтепродуктами. Во-вторых, это создание единой платежно-расчетной системы на основе поставочных контрактов (с контролем состава участников, постепенным вытеснением экономически необоснованных посредников и тому подобное». В-третьих, это увеличение числа «маркеров» нефти и применение корзины валют в расчетах за нее». «К сожалению, - констатировал вице-премьер, - ответа на эти предложения мы до сих пор не услышали».

Говоря о российской политике в энергетической сфере, И.И.Сечин, в частности, отметил: «Мы продолжаем развивать инфраструктуру для диверсификации экспортных поставок нефти и нефтепродуктов. С целью ограничения экспорта сырой нефти мы стимулируем наращивание и модернизацию мощностей по глубокой переработке углеводородного сырья внутри страны. Для этого задействованы необходимые меры налоговой и таможенной политики».

По словам И.И.Сечина, российское руководство также стремится «повысить внутренний спрос на нефтепродукты и повысить их качество». Как сообщил, в частности, вице-премьер, «только что принято решение об увеличении на 2 млн тонн поставок топлива для нужд сельского хозяйства». «Наконец, - сказал И.И.Сечин, - мы временно отказались от передачи нефтяным компаниям нескольких новых крупных месторождений углеводородов (например, «Требса» и «Титова»). Причем они находятся на Северо-западе страны, в районах с развитой транспортной инфраструктурой и сравнительно недалеко от наших традиционных потребителей. Что же касается налогового стимулирования роста добычи нефти, то оно затрагивает, в основном, те проекты, которые выйдут на рынки только через 3-4 года».

В целом, подчеркнул И.И.Сечин, российская политика в энергетической сфере «абсолютно прозрачна» и строится «на принципах предсказуемости, ответственности, взаимного доверия и учета интересов всех участников нефтяного рынка».