Версия для слабовидящих

15 сентября 2008

Материалы к заседанию президиума Правительства 15 сентября 2008 г.

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 15 сентября 2008 г. рассматриваются следующие вопросы:

1. Об итогах исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2008 года

Доходы федерального бюджета (с учетом единого социального налога - 240,9 млрд. рублей) за отчетный период сложились в сумме 4370,7 млрд. рублей (23,2% к предварительной оценке объема ВВП за I полугодие 2008 г. - 18858,0 млрд. рублей). Доходы федерального бюджета (без учета ЕСН) составили 4129,8 млрд. рублей (21,9% к ВВП).

Расходы федерального бюджета за отчетный период по кассовому исполнению составили 2995,6 млрд. рублей (15,9% к ВВП) или 40,4% к уточненной бюджетной росписи.

Профицит федерального бюджета за I полугодие 2008 г. составил 1375,1 млрд. рублей (7,3% к ВВП).

По итогам I полугодия 2008 г. доходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов составили 7543,7 млрд. рублей (40,0% к ВВП), по расходам - 5515,5 млрд. рублей (29,2% к ВВП).

Профицит консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов составил 2028,1 млрд. рублей, в т. ч. профицит федерального бюджета -1375,1 млрд. рублей, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 473,2 млрд. рублей, бюджетов государственных внебюджетных фондов - 164,4 млрд. рублей, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов -15,4 млрд. рублей.

В отчетном периоде объем государственного долга на 1 июля 2008 г. составил 2362,4 млрд. рублей (12,5 % к ВВП) и уменьшился с 1 января 2008 г. на 40,4 млрд. рублей.

По состоянию на 1 июля 2008 г. совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 3056,5 млрд. рублей, Фонда национального благосостояния - 770,6 млрд. рублей.

2. О ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за первое полугодие 2008 года

Итоги хода выполнения ФЦП за I полугодие 2008 г. показывают, что отставание в достижении основных параметров их реализации, допущенное в I квартале 2008 года, в основном, устранено. При этом по ряду параметров показатели реализации программ улучшились по сравнению с тем же периодом 2007 года.

Кассовое исполнение федерального бюджета в части финансирования 45 ФЦП произведено в сумме 206,8 млрд. рублей или 30,3 % от объемов финансирования, предусмотренных уточненным Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» по состоянию на 1 июля 2008 года, (по данным Минфина России, 27,4% к уточненной бюджетной росписи с учетом остатков средств федерального бюджета на 1 января 2008 года в связи с неполным использованием ассигнований в 2007 году, и направленных на финансирование расходов в 2008 году), в том числе: государственные капитальные вложения - 120,4 млрд. рублей (28,9 %), НИОКР - 23,5 млрд. рублей (40,1%), расходы по направлению «прочие нужды» - 62,9 млрд. рублей (30,3%).

В I полугодии 2008г. уровень финансирования ФЦП за счет средств федерального бюджета возрос на 4,1 процентных пункта или на 73,4 млрд. рублей по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и почти на 24 процентных пункта по сравнению с I кварталом 2008 года.

Вместе с тем, уровни финансирования по отдельным программам существенно различаются. 4 программы в I полугодии 2008 г. не финансировались вовсе. Уровень финансирования 15 программ не превысил 10 процентов. Лишь по 2 программам уровень финансирования был выше 50 процентов.

Таким образом, несмотря на повышение уровня финансирования ФЦП, плановые объемы в I полугодии 2008 г. не достигнуты.

К основным причинам, негативно повлиявшим на реализацию ФЦП, Минэкономразвития России, по-прежнему, относит несвоевременное заключение государственных контрактов, задержки с распределением бюджетных ассигнований по государственным заказчикам и объектам капитального строительства, неполное софинансирование программ за счет средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Что касается контрактной работы, то в I полугодии 2008 г. государственным заказчикам необходимо было завершить размещение заказов и в основном заключить государственные контракты на выполнение программных мероприятий.

По данным государственных заказчиков, в отчетный период реализовывались 3 407 долгосрочных контрактов и 9 324 годовых контрактов на сумму 536,35 млрд. рублей или 78,6% от годовых бюджетных назначений (включая контракты прошлых лет), что на 3,9% или на 156,3 млрд. рублей больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Заключены также 292 соглашения с субъектами Российской Федерации на предоставление субсидий по объектам капитальных вложений государственной собственности субъектов Российской Федерации на сумму 68,67 млрд. рублей или 10,1% от годовых назначений.

Несмотря на то, что по сравнению с показателями I квартала 2008 г. существенно возрос (с 9,1% до 25,2%) уровень фактического софинансирования программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников, объемы направляемых на эти цели средств остаются недостаточными для обеспечения равномерного финансирования программ.

В I полугодии 2008 г. за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на финансирование ФЦП направлено - 93,17 млрд. рублей (28,8% от предусмотренных на год ассигнований) и внебюджетных средств - 176,22 млрд. рублей (23,7%).

3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

Проект федерального закона подготовлен в целях реализации решений Правительственной комиссии по проведению административной реформы по оптимизации перечня юридически значимых действий и связанных с ними государственных услуг, исполняемых и предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, находящимися в их ведении федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями.

Подготовленным проектом федерального закона предусмотрено включение в главу 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) всех юридически значимых действий, совершаемых федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в отношении граждан и организаций, за совершение которых будет уплачиваться государственная пошлина в размерах и порядке, определенных данной главой Кодекса.

К таким юридически значимым действиям отнесены, в частности, юридически значимые действия, связанные:

с выдачей лицензий, разрешений, заключений, согласований, свидетельств, удостоверений, аттестатов, паспортов, документов (дубликатов документов) и иных документов;
с государственной регистрацией юридических и физических лиц, политических партий, средств массовой информации, актов, прав, ограничений (обременении) прав, договоров, объектов, имущества, продукции, оборудования, материалов; с аккредитацией организаций;
с внесением изменений в государственные реестры, свидетельства, удостоверения и иные выдаваемые документы.

При подготовке проекта федерального закона в перечень юридически значимых действий, определенных данной главой Кодекса, включены действия, одобренные решениями Правительственной комиссии по проведению административной реформы, на основании предложений по оптимизации перечней юридически значимых действий и связанных с ними государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, находящимися в их ведении федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на платной основе.

Размеры государственной пошлины за вновь вводимые юридически значимые действия проектом федерального закона установлены по аналогии с размерами государственной пошлины, определенными главой 25.3 Кодекса за совершение подобных юридически значимых действий и не зависят от соразмерности стоимости затрат на их совершение.

Проектом федерального закона предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при их обращении в другие органы государственной власти за совершением юридически значимых действий, определенных главой 25.3 Кодекса, в том числе и при обращении в суды в качестве истцов и ответчиков.

Проектом федерального закона предусмотрено внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанных с приведением их в соответствие с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Также проектом федерального закона предлагается установить положение, согласно которому порядок представления, перечень и формы документов, необходимых для совершения юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.18 Кодекса, устанавливаются федеральными законами и (или) актами Правительства Российской Федерации. Дата вступления в силу данного положения предусмотрена по истечении одного года со дня его официального опубликования.

4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Проектом федерального закона предусматривается снижение размера государственной пошлины, взимаемой с физических лиц и организаций за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, с 500 рублей (для физических лиц) и 7500 рублей (для организаций) до 100 рублей, а за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - до 50 рублей.

Также законопроектом предлагается освободить физические лица и организации от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию ограничений (обременении) прав на земельные участки, используемые для северного оленеводства.

В тексте законопроекта предусмотрено вступление федерального закона в силу с 1 января 2009 года.

5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Указанный законопроект разработан в соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2008 год в целях установления ответственности за управление маломерным судном судоводителей, не имеющих при себе документов, предусмотренных правовыми актами, регламентирующими порядок пользования маломерными судами, а также за передачу управления маломерным судном лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления им.

Предметом правового регулирования данного законопроекта являются правоотношения между судоводителем и должностным лицом - государственным инспектором по маломерным судам, возникающие при управлении маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению им. Для маломерного судна такими документами являются удостоверение на право управления маломерным судном и судовой билет (регистрационный документ на судно).

В соответствии с Положением о Государственной инспекции по маломерным судам выдачу указанных документов в установленном порядке осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России, с правом их проверки у судоводителей, а также отстранения от управления судном лиц, не имеющих удостоверения на право управления маломерным судном (подпункты 3 и 4 пункта 8 указанного Положения).

Кроме того, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (статья 31) и Правилами регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России определено, что на судне должна находиться копия судового билета, заверенная в установленном порядке.

Установление законопроектом административной ответственности за управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на управление им, копии судового билета, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие его владельца, а также за передачу управления судном лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления им, позволит устранить пробел в правовом регулировании порядка пользования маломерными судами.

Вносимые законопроектом изменения по своей направленности соответствуют концепции указанного Кодекса и не противоречат системной взаимосвязи его норм.

Государственные инспекторы по маломерным судам МЧС России, в случае отсутствия у судоводителей при управлении судном указанных документов, будут вправе применять в установленном порядке меры, предусмотренные законопроектом: предупреждение, административный штраф или задержание маломерного судна до устранения причин задержания.

Реализации Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» позволит повысить безопасность людей на водных объектах и ответственность судоводителей маломерных судов и не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.

6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»

Проект федерального закона разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Разработка законопроекта обусловлена необходимостью сокращения времени пограничного, таможенного и иных видов государственного контроля пассажирских поездов при международном сообщении.

Законопроект предусматривает наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по принятию решений об осуществлении пограничного, таможенного и иных видов государственного контроля на железнодорожном транспорте при международных пассажирских перевозках вне пунктов пропуска через государственную границу.

Данные виды государственного контроля предполагается осуществлять непосредственно в железнодорожном подвижном составе по ходу движения пассажирских поездов к государственной границе и в обратном направлении при их прибытии в Российскую Федерацию.

Принятие данного федерального закона будет способствовать укреплению международных связей Российской Федерации в области туризма, деловых, научных и иных контактов.

15 сентября 2008 г.
г. Москва

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы, информации и протокола является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.