Версия для слабовидящих

5 октября 2009

В.В.Путин встретился с руководством и акционерами ОАО «АвтоВАЗ»

В.В.Путин

На встрече с руководством и акционерами ОАО «АвтоВАЗ»

«Сегодня, да и на протяжении многих лет «АвтоВАЗ» являлся, да и остается, не только крупнейшим производителем, но и занимает лидирующее место по продажам – 25% нашего рынка сегодня».

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги. Пригласил вас для того, чтобы поговорить о ситуации на одном из ведущих автомобильных предприятий страны - Волжском автомобильном заводе.

«Сегодня, да и на протяжении многих лет «АвтоВАЗ» являлся, да и остается, не только крупнейшим производителем, но и занимает лидирующее место по продажам - 25% нашего рынка сегодня».

Но проблем на «АвтоВАЗе» много и кризис их только обострил. Ничего нового, но обострил их существенным образом.

В условиях открытого рынка - а по-другому сегодня и быть не может, потому что мы не можем ограничить своих граждан в приобретении качественной современной и доступной по цене техники - «АвтоВАЗ», конечно, нужно реструктурировать, придать ему новое дыхание.

Мы прекрасно понимаем, что если ничего не предпринимать, то предприятие будет лихорадить от напряжения достаточно длительный период. А потом оно может просто сойти с рынка, прекратить свое существование.

Чтобы этого не произошло - а мы не можем этого допустить, - нужно, прежде всего, развивать собственный центр компетенции, инжиниринговый центр. Я бы хотел, чтобы наши иностранные участники, иностранные акционеры тоже сегодня по этому вопросу высказались.

Но предварительно, безусловно, необходимо иметь план финансового оздоровления, план технической модернизации и план социального развития. При этом, хочу сразу отметить, считаю все эти направления одинаково важными.

Чтобы помочь предприятию выйти из сегодняшнего состояния, нужно многое сделать. Мы знаем, в каком состоянии находится мировая автомобильная отрасль - и в Северной Америке, в Японии, в Европе, происходят, на самом деле, одни и те же процессы. Речь идет об оптимизации финансовых потоков, оптимизации численности, и мы знаем, что у руководства предприятия есть соответствующие планы.

К.Эстеф, старший вице-президент компании «Рено», член совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» (как переведено): Нами разработан антикризисный план, он недавно утвержден на совете директоров. Он предполагает достаточно жесткие меры по сокращению расходов, имеет социальную часть, и основной акцент сделан на сотрудниках «АвтоВАЗа» пенсионного и предпенсионного возраста. Мы считаем, что должны выплатить в полном объеме корпоративную пенсию и обеспечить достойные условия существования. Серьезных сокращений работников трудоспособного возраста не предполагается.

В.В.Путин: Знаете, что касается трудящихся, которые достигли пенсионного возраста, то здесь более или менее понятно. Во всяком случае, как минимум, пенсионные права этих граждан гарантированы. А что касается работников так называемого предпенсионного возраста, это вопрос, который требует дополнительного исследования.

В соответствии с действующим в России законодательством, при мероприятиях подобного рода граждане, мужчины, которые достигли 58 лет, а женщины - 53, имеют право на полное оформление пенсии.

При этом до достижения ими пенсионного возраста - соответственно 60 и 55 лет для мужчин и для женщин - пенсия выплачивается из федерального бюджета. А по достижении пенсионного возраста - из Пенсионного фонда. И здесь все, вроде бы, нормально.

А как быть с теми, у кого 57 с половиной лет - для мужчин, или 52 с половиной - для женщин, или что-то близкое к этому? Как будут обеспечены их интересы?

Для того, чтобы нам точно и ясно представлять себе структуру этой категории работников ВАЗа, мной сегодня в регион на предприятие направлена рабочая группа Министерства здравоохранения и социального развития, которая будет работать вместе с работниками Пенсионного фонда.

Я прошу администрацию предприятия оказывать ей всю необходимую помощь и предоставлять необходимую информацию.

Кроме того, считаю необходимым привлечь к работе и профсоюзные организации. Профсоюзы должны быть полноценными участниками этого процесса. Имею в виду весь процесс реструктуризации предприятия.

Сразу же хочу сказать, что государство готово будет взять на себя часть нагрузки, связанной со всем этим процессом. Это касается и финансирования организуемых работ. Надеюсь, с перспективой возврата работников на новые производства, которые могут быть развернуты в регионе, непосредственно в городе Тольятти. В том числе и по автокомпонентам, например.

Это касается финансирования социальных объектов, которые мы и дальше готовы переводить на муниципальный, региональный уровень, и отфинансировать часть этой проблемы из федерального бюджета. Это касается и финансового обеспечения российского акционера в виде Ростехнологий, имея в виду, что это государственная корпорация.

Но мне бы очень хотелось, чтобы все акционеры приняли равнозначное участие, или равноценное участие в этой общей работе. При этом все могут быть уверены в том, что Правительство Российской Федерации сделает все, что от нас зависит для того, чтобы обеспечить интересы всех акционеров.

К.Эстеф: Спасибо, господин Премьер-министр, за Ваши слова. Я хотел бы в двух словах сказать, что, действительно, «Рено» является партнером для «АвтоВАЗа». И наше главное желание - остаться таковым наряду с другими партнерами. Я думаю, что решения, которые были приняты советом управляющих «АвтоВАЗа», в частности, те, о которых мы только что говорили - это очень болезненные решения, но они необходимы. И Вы можете здесь также полагаться на «Рено», потому что мы чувствуем себя социально-ответственными за то, что происходит на «АвтоВАЗе». Это является частью бизнес-плана «АвтоВАЗа». Мы разработали модели на линиях «АвтоВАЗа». И для этого нам необходима целая сеть поставщиков, которая была бы мощной, и поставщики были бы хорошего качества.

Вы прекрасно знаете, господин Премьер-министр, что на каждого человека, который работает над конструкцией автомобиля, 16 человек работают поставщиками. У нас есть необходимый потенциал, чтобы вновь развивать «АвтоВАЗ» на здоровой основе. Особенно если «Рено», «Нисан» и «АвтоВАЗ» объединят свои усилия, чтобы обеспечить будущее этого предприятия.

То есть мы и сейчас, и всегда будем рядом.

В.В.Путин: Спасибо. В четверг господин Шувалов должен быть на предприятии и на месте продолжить дискуссии по выходу из этой ситуации. Сформулирует в контакте администрацией, с акционерами и с профсоюзами - хочу, чтобы их сразу привлекли к совместной работе - первые и последующие шаги по развитию.