Версия для слабовидящих

20 августа 2009

В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства РФ

«Недавние трагические события на Саяно-Шушенской ГЭС со всей очевидностью показали, как много нам еще нужно сделать для повышения надежности технических сооружений вообще и гидротехнических, в частности. Нужно провести серьёзную ревизию всех стратегических и жизненно важных объектов инфраструктуры, отработать алгоритм их регулярной модернизации и контроля за техническим состоянием».

Стенограмма начала заседания

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги. Начнем с оперативных вопросов. Сегодня в соответствии с графиком подготовки бюджета 2010 года Военно-промышленная комиссия должна внести предложения в Минфин.

Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), как идет работа по гособоронзаказу? Что сделано?

С.Б.Иванов: В соответствии с утвержденным Вами графиком сегодня, 20-го числа, Военно-промышленная комиссия официально направила в Министерство финансов проект гособоронзаказа на 2010, 2011 и 2012 годы.

Как я уже докладывал Вам в Сочи, при формировании гособоронзаказа, прежде всего на 2010 год, мы исходили из нынешнего состояния экономики и сосредоточили усилия на безусловном исполнении шести приоритетов, связанных с поставками вооружения и военной специальной техники.

Это - обеспечение наших РВСН, ракетных войск стратегического назначения, обеспечение ядерной безопасности.

Второй приоритет - это космические средства и средства ракетно-космической обороны.

Третий - выполнение Министерством обороны всех долгосрочных контрактов, заключенных в 2008-2009 годах. И можно, как пример, привести подписанный в Вашем присутствии позавчера на «МАКСе» долгосрочный контракт - до 2015 года - о поставке боевых самолетов Министерству обороны.

Четвертый приоритет - это поддержание технической готовности сил общего назначения. Причем поставка вооружения для сил общего назначения будет осуществляться не в единичных экземплярах, не россыпью, а только комплектно. То есть на то или иное соединение вооруженных сил, например, конкретный батальон. 

Пятый приоритет - это укрепление военной инфраструктуры и сил постоянной готовности на стратегически важных направлениях, прежде всего - южном, а также укрепление обороноспособности Черноморского флота.

И шестой приоритет - выполнение поручений Президента, Председателя Правительства, Военно-промышленной комиссии по закупке авиационной техники, а также средств связи и разведки для частей постоянной готовности.

Исходя из этих шести приоритетов, мы определили для Вооруженных сил общую сумму расходов - 470 млрд рублей. И эта цифра на Военно-промышленной комиссии была окончательно утверждена. Это то, что касается закупки вооружения и военной техники.

Кроме этого, в части закупки вооружения, ремонта, НИОКРов выделяются средства в размере 64,4 млрд рублей для всех остальных силовых структур, помимо Министерства обороны. Здесь сравнение с гособоронзаказом 2009 года составляет 6,7 млрд рублей, то есть увеличиваются расходы для других силовых структур и правоохранительных органов.

В части тылового обеспечения. На продовольственное обеспечение военной организации государства выделяется 64,9 млрд рублей, на вещевое обеспечение - 15,6 млрд рублей и на закупки горюче-смазочных материалов и специального топлива - 65 млрд рублей. Здесь рост по сравнению с гособоронзаказом этого года составляет 22%. То есть военная организация полностью будет обеспечена в продовольствии, в пищевом снабжении  и специальным топливом - ГСМ.

Еще один, на мой взгляд, важнейший приоритет, и он в целом характеризует главную особенность гособоронзаказа 2010 года - это резкое увеличение расходов на обеспечение военнослужащих жильем. В связи с поставленной задачей обеспечения постоянным жильем военнослужащих Министерства обороны в 2010 году - на эти цели выделяется 124 млрд рублей в целом по всей военной организации. Из них 95,2 млрд рублей - на постоянное жилье и 28,8 млрд рублей - на служебное жилье. Это на 50 млрд рублей больше, чем в гособоронзаказе этого года.

Таким образом, резюмируя, я хочу сказать, что гособоронзаказ по основным направлениям утвержден. Конечно, он будет еще рассматриваться на Бюджетной комиссии, и потом постановлением Правительства будет принят окончательно в конце этого года.

Кстати, считаю, что все силовые  структуры при такой плановой работе смогут в первом квартале 2010 года значительную, большую часть средств гособоронзаказа уже контрактовать и доводить до исполнителей, тем самым авансируя нашу промышленность. Я считаю, что это позволит нам сохранить все ключевые параметры госпрограммы вооружения, которая сейчас действует, обеспечить поддержку промышленности, которая производит не только вооружение и военную технику, но и  высокотехнологичную гражданскую продукцию. И, в-третьих, решить социальную задачу, потому что многие предприятия  оборонно-промышленного комплекса - это моногорода. Это поддержка и моногородов.

Таким образом, общая сумма проекта гособоронзаказа для всех силовых структур на 2010 год составляет 1 трлн 109 млрд рублей, что превышает объем гособоронзаказа этого года.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Сергей Борисович упомянул об авиакосмическом салоне «МАКС-2009». Мы там проводили совещание по развитию авиастроительного комплекса. И мною вчера подписано постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в правила по возмещению российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей и процентов по кредитам, полученным в 2002-2005 годах.

Игорь Евгеньевич (обращаясь к И.Е.Левитину), пожалуйста, прокомментируйте это решение. 

И.Е.Левитин: По сути, это в 1,5 раза увеличивает компенсацию лизинговых платежей для авиакомпаний, и это будет хорошим стимулом для покупки российских самолетов. Мы сопровождаем с 2002 года 22 самолета лизинговыми платежами. Авиакомпании просили об этом на период кризиса. Это как одна из мер антикризисной программы, и мы это обсуждали как раз на «МАКСе». Для авиакомпаний это будет хорошим решением сейчас, в период кризиса.

В.В.Путин: Хорошо. Воспользуются они этим?

И.Е.Левитин: Сейчас мы будем с ними встречаться по поводу заказов на 2010 год.

В.В.Путин: Хорошо. Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Н.Козаку), как идет подготовка к осенне-зимнему периоду 2009-2010 годов?

Д.Н.Козак: Владимир Владимирович, как раз в конце июля - в августе мы подвели промежуточные итоги подготовки электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2009-2010 годов.

Хочу сказать, что в целом по стране готовность такая же, как в прошлом году. В прошлом году, Вы знаете, осенне-зимний период для жилищно-коммунального хозяйства, энергетики прошел неплохо. В целом готовность на сегодняшний день на 60-65%, и темпы такие же, как и в предыдущие годы. Хотя в отдельных регионах, особенно в субъектах Федерации Дальневосточного федерального округа, имеется существенное отставание. Конкретные решения по конкретным субъектам Российской Федерации с соответствующими поручениями приняты.

Сегодня Ростехнадзором, по поручению Правительства, составляется реестр объектов энерго- и теплоснабжения, которые имеют в нынешних экономических условиях признаки кризисного состояния. Губернаторам поручено совместно с этими энергокомпаниями составить антикризисные планы с тем, чтобы восполнить это отставание. К 20 сентября Ростехнадзор должен составить полный реестр и вместе с планами представить Правительству Российской Федерации.

Министерство регионального развития совместно с Минэнерго создали специальную межведомственную рабочую группу, которая мониторит ход подготовки. К этому же сроку, к 20 сентября, она должна дать промежуточную оценку эффективности работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке к зиме. Хотя в целом работа идет в соответствии с решениями Правительства, которые были приняты 13 апреля текущего года.

Так вот, это оценка должна быть дана 25 ноября, но с учетом нынешней ситуации в экономике, решили дать промежуточную оценку, чтобы до конца сентября в Правительстве все-таки заслушать конкретных руководителей субъектов Федерации, где такие факты имеют место.

Хотя еще раз повторю: в целом по стране подготовка к зиме, несмотря на сложное положение дел в экономике, озабоченности не вызывает. Прежде всего, особое внимание Ростехнадзора и субъектов РФ обращено на состояние объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в населенных пунктах, где имеются градообразующие предприятия. Потому что, прежде всего, от них, от их экономического состояния зависят и сами возможности муниципалитетов по финансированию жилищно-коммунального хозяйства. Да и часто сами объекты энерго-, теплоснабжения находятся в собственности этих предприятий. Они должны быть в зоне особого внимания.

В связи с этим Минэнерго и Минрегиону дано поручение подготовить до 1 сентября проект нормативных актов, которые позволяют (в случае, если имеются признаки кризиса на объектах энергетики и теплоснабжения) предусмотреть возможность передачи их во временное управление органам государственной власти субъектов либо муниципальным образованиям, чтобы поддержать их в рабочем состоянии.

Я думаю, что такая мера в осенне-зимний период, с учетом экономической ситуации, будет вполне оправдана. Такие проекты нормативных актов будут внесены.

В.В.Путин: Нужно сделать это только своевременно, чтобы правовая база позволяла нам оперативно реагировать на возможные события подобного рода.

Д.Н.Козак: К началу отопительного сезона, я думаю, мы сможем принять такой нормативный акт. Кроме того, в соответствии с решением, которое было принято вчера в Правительстве, Министр регионального развития Виктор Федорович Басаргин провел селекторное совещание со всеми руководителями субъектов РФ, где были заслушаны регионы, которые имеют отставание от плановых заданий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к зиме. Я думаю, что он может чуть более подробно, если Вы позволите, рассказать об итогах этого совещания.

В.В.Путин: Пожалуйста.

В.Ф.Басаргин: Мы вчера, Владимир Владимирович, провели видео-конференцию в центре МЧС. Приглашены были представители всех субъектов. На обратную связь вызвали 10 субъектов: 4 из них - Дальневосточный федеральный округ. С учетом того, что Дмитрий Николаевич отметил, - что там показатели подготовки пока пониже - сразу хотелось бы сказать, что во всех субъектах работают штабы и комиссии по подготовке. Все планы, которые приняты сегодня в субъектах по подготовке к осенне-зимнему периоду, реализуются в полном объеме.

Были опасения, что с учетом финансовой ситуации будет некое снижение финансирования по объектам подготовки. Тем не менее, этого не чувствовалось ни в докладах, ни в информации мониторинга.

Озабоченность вызывает ряд аспектов, который был отмечен. Первое - это вопрос, связанный с тем, что сегодня остается высокая задолженность и населения, и предприятий перед предприятиями жилищно-коммунальной сферы. На сегодня всем субъектам дано поручение - особенно тем, где уровень задолженности высокий - создать комиссии по реструктуризации задолженности и в еженедельном режиме доводить до нас информацию о том, как идет погашение.

Второе. Сегодня есть проблемы по отдельным регионам Дальневосточного федерального округа по завозке топлива. Были жалобы, связанные с тем, что некоторые компании повышают стоимость мазута. Мы с Минэнерго в этих фактах разберемся. Было рекомендовано вообще устранить посредников. Потому что там были даже вопросы, связанные с тем, что дают монопольное право на поставки топлива ряду субъектов. Но, тем не менее, такая задача поставлена.

В ближайшие две недели мы во всех округах проведем совещания по подготовке. Начнем с Камчатки и Дальнего Востока. Проведем мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду.

В целом, на наш взгляд, ситуация идет штатно, мы не видим сокращений и каких-то серьезных проблем, с точки зрения реализации тех планов, которые сегодня стоят перед субъектами.

Хотел бы сразу отметить, что в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду все субъекты отметили эффективность программ, которые реализуются федеральным центром. Это программы, связанные с капитальным ремонтом жилья, которые мы осуществляем по линии Фонда реформирования жилищно-коммунальной сферы, и все, что связано сегодня с модернизацией инфраструктуры.

Хотел бы в этой связи проинформировать: с учетом поручения, которое было дано в апреле на заседании Президиума, мы заканчиваем разработку комплексной программы реформирования ЖКХ. То, что сегодня будет рассмотрен вопрос, связанный с займами Международного банка реконструкции и развития в объеме 200 млн рублей, - это как раз дополняет ту программу, которую мы сегодня рассматриваем, с точки зрения разработки комплексной программы реформирования ЖКХ в муниципальных образованиях. Это применение новой схемы финансирования работ по реформированию ЖКХ и привлечение инвестиций, в первую очередь частных, в систему жилищно-коммунального хозяйства.

Видим, что сегодня есть активный отклик субъектов на это. Они активно это поддерживают. Сегодня уже отобрали 10 муниципальных образований, с точки зрения размещения этого займа, и конкурсы провели. В ближайшее время такие комплексные планы будут составлены.

В.В.Путин: Хорошо.

В.А.Зубков: Владимир Владимирович, у меня есть предложение. Когда Вы будете с федеральными округами еще раз рассматривать подготовку к зиме, обратите внимание на то, что многие регионы имеют большие долги перед «Газпромом». Долг нарастает каждый месяц. Сегодня он превышает 63 млрд рублей, причем многие руководители регионов даже не владеют этими вопросами и не знают, что у них целые районы и, значит, компании не платят за газ.

«Газпром» не намечает каких-то карательных мер, но если так дальше будет нарастать вал неплатежей, до конца года он может иметь большие цифры. Поэтому я бы просил Вас - в плане подготовки к зиме, особенно в августе-сентябре, обратить внимание на то, что регионы обязаны платить за газ.

В.Ф.Басаргин: Мы как раз акцентировали на этом внимание, потому что видим сегодня задолженности предприятий ЖКХ, непосредственно предприятий и организаций перед снабжающими организациями. У нас, к сожалению, Владимир Владимирович, есть даже сегодня такая ситуация, что порядка 30 млрд долгов - это бюджетные организации.

В.В.Путин: Мы об этом многократно говорили. Бюджетные организации нормально финансируются. И не нужно ничего создавать дополнительно и искусственно. А вопросы подготовки к зиме должны находиться в поле вашего зрения постоянно, нужно постоянно контролировать.

Формулировки «в целом», «в общем» должны отсутствовать напрочь. Мы должны знать конкретную ситуацию по субъектам. А руководители регионов, и нужно этого добиться, должны владеть ситуацией и ясно представлять, что происходит у них на территории: в районах, в муниципальных образованиях. Я вас прошу не затягивать с этими совещаниями по регионам.

Что касается работы с регионами - я просил заместителей Председателя Правительства провести работу по округам в плане подготовки к бюджету 2010 года. У нас есть график работы по этим округам. Вчера А.Д.Жуков выезжал в Центральный федеральный округ. Как прошла там работа?

А.Д.Жуков: Да, Владимир Владимирович, вчера я провел в Смоленске совещание с руководителями субъектов Федерации Центрального округа. Мы обсудили и подходы к формированию бюджета на 2010-2011-2012 годы, и особенно подробно - вопросы межбюджетных отношений.

В целом хочу сказать, что большинство субъектов Федерации Центрального округа согласны с теми подходами, которые были предложены, прежде всего, по межбюджетным отношениям, и разделяет те приоритеты, которые мы определили для себя на федеральном уровне и рекомендовали им соблюдать.

В первую очередь, это то, что мы все должны данные обещания в социальной сфере неукоснительно выполнять. Этот главный приоритет мы заложили в проект федерального бюджета. Также и все субъекты Российской Федерации будут у себя в бюджетах этот приоритет иметь на первом месте.

Второй приоритет - это все, что связано с развитием экономики для выхода из кризиса. Здесь очевидно, что ресурсы ограничены на региональных уровнях. Там, правда, не такое большое снижение поступлений дохода, как на федеральном уровне - у нас за 7 месяцев где-то на 30% сократились доходы бюджета, а там - в два раза меньше, примерно, на 15%.

Тем не менее, естественно, что в таких условиях они также будут выбирать только самые эффективные и необходимые проекты. То, что можно - отложить, а неэффективные расходы - сократить. Конечно, особое внимание к бюджетной сфере, где нужна оптимизация именно с целью экономного и эффективного расходования средств.

Две темы обсудили отдельно. Я попросил обратить их на это внимание. Одна тема связана с рынком труда, с созданием новых рабочих мест. Кстати, здесь за последнюю неделю мы получили данные: у нас продолжается в целом по стране снижение количества зарегистрированных безработных. За последнюю неделю их количество снизилось на 7,5 тыс. человек - и эту динамику мы наблюдаем в 69 субъектах.

Второй вопрос, конечно, важнейший - это просроченная задолженность по заработной плате. Она тоже у нас за июль снизилась на 10%, сейчас составляет около 6,5 млрд рублей. Я тоже просил обратить на это особое внимание субъектов Федерации и вести работу по этому вопросу.

А в целом все те подходы, которые нами предложены, в частности, в межбюджетных отношениях, поддерживаются.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. У нас сегодня много тем для обсуждения - повестка дня большая. Подробнее хотел бы остановиться на нескольких вопросах. Речь идёт о проекте Водной стратегии и плане её реализации, а также о новом техническом регламенте по безопасности машин и оборудования.

Недавние трагические события на Саяно-Шушенской ГЭС со всей очевидностью показали, как много нам еще нужно сделать для повышения надежности технических сооружений вообще и гидротехнических, в частности. Нужно провести серьёзную ревизию всех стратегических и жизненно важных объектов инфраструктуры, отработать алгоритм их регулярной модернизации и контроля за техническим состоянием. В целом обеспечить качественное повышение технологической дисциплины в промышленности и других отраслях экономики.

У нас то, что на дорогах происходит - как в сводке из районов боевых действий. Так и в работе на сложных технических сооружениях. Технологическая дисциплина очень низкая.

Я уже говорил о том, что будет сформирована специальная Правительственная комиссия по ликвидации последствий аварии и восстановлению Саяно-Шушенской ГЭС. Соответствующее решение мы сегодня должны утвердить.

Завтра с участием федеральных и региональных органов власти мы планируем на месте обсудить вопросы, связанные с организацией помощи пострадавшим гражданам, с восстановлением электростанции, а также обеспечением устойчивого энергоснабжения региона Сибири.

Возвращаясь к проекту Водной стратегии, напомню, что поручение о ее разработке было дано ещё в прошлом году на совещании в Ростове. Тогда мы в комплексе обсуждали вопросы развития водного хозяйства страны, эффективного использования водных ресурсов.

Отмечу, что в последнее время здесь наметились некоторые позитивные изменения: заработал новый Водный кодекс, который урегулировал вопросы госуправления в сфере использования и охраны водных объектов; была запущена и программа развития водохозяйственного комплекса, рассчитанная на следующий год.

Есть определенные положительные результаты, как я сказал, за последние годы: на 6,3% сократились потери воды при транспортировке, на 9% уменьшился сброс загрязненных сточных вод. Внедрение технологий «замкнутого цикла» позволило на 6,5% увеличить объём воды для повторного использования. Улучшилось качество вод, в том числе, питьевых источников. Снизился и такой показатель, как водоёмкость ВВП страны, хотя здесь мы ещё отстаём от многих стран мира.

Выделю ключевые приоритеты представленной Стратегии. Это, прежде всего, кардинальное улучшение экологического состояния водных объектов, что принципиально важно для повышения качества жизни и укрепления здоровья граждан России.

Это - рациональное использование водных ресурсов, внедрение водосберегающих технологий в энергетике, сельском хозяйстве, в транспортном комплексе, промышленном производстве, в целом в ЖКХ.

И, повторю, это - обеспечение надежной и безопасной работы водохозяйственных систем и сооружений, защита населения и объектов экономики от паводков и другого негативного воздействия вод.

Реализация таких крупных инфраструктурных проектов, конечно же, потребует больших финансовых ресурсов. Вместе с тем, помимо бюджетных средств, нам необходимо создать условия для притока частных инвестиций в водохозяйственный комплекс. Если посмотреть на расходы, которые потребуются для реализации стратегии, которую мы сегодня рассмотрим, то до 2020 года эти расходы составят примерно 662 млрд рублей. И федеральное финансирование из них - почти 500, небольшое региональное, и внебюджетные средства - только 66,9 млрд. В целом, этот вид деятельности может быть вполне привлекательным и для частных инвестиций.

Теперь несколько слов по второму пункту повестки дня. Мы рассмотрим проект технического регламента о безопасности машин и оборудования. Сфера его применения - от промышленных станков до бытовой техники.

Что касается регламентов, то это далеко не абстрактный вопрос. Речь идёт о новых требованиях к качеству производства и продукции, к уровню эффективности и экологичности нашей экономики, ее ключевых секторов, в целом - о важнейших инструментах повышения нашей конкурентоспособности.

Подчеркну, что положения представленного регламента отвечают самым современным мировым требованиям, в том числе и по энергоэффективности.

Его вступление в силу позволит также существенно упростить процедуры, связанные с сертификацией нового оборудования. А значит - появятся дополнительные возможности для технического перевооружения отечественной промышленности.

Давайте перейдем к рассмотрению заявленных вопросов. 

Дополнительные материалы по теме