Версия для слабовидящих

14 августа 2009

В.В.Путин провел в Сочи рабочую встречу с Председателем Государственной Думы Б.В.Грызловым, Председателем Совета Федерации С.М.Мироновым и заместителем Председателя Правительства РФ - Министром финансов РФ А.Л.Кудриным

В.В.Путин

На встрече с Председателем Государственной Думы Б.В.Грызловым, Председателем Совета Федерации С.М.Мироновым и заместителем Председателя Правительства РФ - Министром финансов РФ А.Л.Кудриным

«Мы должны создать условия для того, чтобы обеспечить выход из кризиса и создать базу для безусловного развития экономики. Все это должно стать основными критериями при принятии окончательных решений. Нам нужно «отжать» все, что не является первостепенным, все, что мы не считаем самым важным в текущем и в следующем году».

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Уважаемые коллеги,

В конце июля, 27 июля, начались первые консультации, связанные с подготовкой бюджета 2010 года и определением контрольных цифр на 2011-2012 годы. Эта работа, которая проводится у нас регулярно в последние годы, показала, что она является весьма эффективной.

Мне бы хотелось, чтобы руководители обеих палат Федерального Собрания с самых первых шагов включились в эту работу. Работа будет сложной - имею в виду непростые события, которые мы переживаем в мировой и в российской экономике в сфере финансов. Мы с вами об этом много раз говорили.

При общем сокращении доходов мы договаривались и обещали, что сохраним наши основные задачи в сфере социальной политики, реализуем все планы в этой сфере.

Сегодня рассматривали работу по нацпроектам, тоже формулировали задачи. Значит, нам придется сохранять имеющиеся возможности и объемы финансирования, а они у нас в следующем году будут на уровне текущего года, несмотря на кризис, даже чуть-чуть с небольшим увеличением. При этом, к сожалению, мы столкнемся с проблемами дефицита. И здесь действия должны быть в высшей степени ответственными. Мы не можем разрушать макроэкономическую стабильность в стране, в нашей экономике.

Мы должны создать условия для того, чтобы обеспечить выход из кризиса и создать базу для безусловного развития экономики. Все это должно стать основными критериями при принятии окончательных решений.

Нам нужно «отжать» все, что не является первостепенным, все, что мы не считаем самым важным в текущем и в следующем году.

Напомню, что ни одна страна мира в условиях кризиса не повышает ни социальных пособий, тем более, не проводит такой масштабной реформы в сфере пенсионного обеспечения. В условиях кризиса никто такого не делает. Мы с вами давно намечали эти мероприятия и договорились о том, что, несмотря ни на какие трудности, мы на эти шаги пойдем, и планы, которые мы формулировали раньше, реализуем.

Это дополнительно накладывает на нас ограничения, связанные с бюджетными расходами по другим статьям. У нас есть соответствующие задачи в сфере диверсификации экономики, в сфере развития инновационных направлений деятельности, в сфере обороноспособности и безопасности. И это тоже является безусловным приоритетом государства.

Задачи, которые перед нами стоят, являются сложными и очень ответственными. Это обстоятельство должно побуждать нас к тому, чтобы работать очень напряженно и в контакте друг с другом - Правительства и депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации.

Я бы хотел, чтобы Министр финансов, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации сегодня проинформировал нас о том, с чего начались эти консультации, и какие тенденции в рассмотрении бюджета на сегодняшний день просматриваются. Пожалуйста.

А.Л.Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! С 27 июля мы уже проводим консультации с рабочей группой, которая создана «Единой Россией» - в нее вошли члены «Справедливой России», члены комитетов по бюджету и Государственной Думы, и Совета Федерации, поскольку это основной костяк, который участвует обычно в обсуждении всех вопросов. Мы впоследствии встретимся со всеми фракциями и выслушаем замечания других фракций также.

Уже в рамках проведенной работы состоялись встречи и совещания по тем вопросам, которые депутаты поставили прежде всего, на первой встрече. Прошли совещания в Министерстве сельского хозяйства, проводила совещание Министр сельского хозяйства Е.Б.Скрынник. В Министерстве здравоохранения и социального развития - Голикова Татьяна Алексеевна проводила совещание по вопросам социального развития. Я проводил встречи по межбюджетным отношениям и по дорожному строительству, прежде всего, по субсидиям субъектам Российской Федерации по дорожному строительству. В этих встречах принимал участие руководитель Федерального дорожного агентства А.М.Чабунин.

Соответственно вчера мы подвели промежуточные итоги проведенных совещаний. Определили более четко список тех вопросов, которые нужно дорабатывать и прояснять, или определять необходимость уточнения бюджета при его подготовке для внесения в Государственную Думу уже на стадии обсуждения в Правительстве.

В.В.Путин: В этом направлении обозначились разногласия, которые необходимо будет преодолеть?

А.Л.Кудрин: Мы еще не все вопросы проработали, чтобы сказать, что строго обозначились разногласия. Есть те вопросы, которые пока интересуют и по которым мы должны еще определиться с ответом. Это, прежде всего, определение объемов и принципов компенсации субъектам Российской Федерации средств на строительство дорог, которые относятся к ведению субъектов Российской Федерации. Традиционно бюджет предусматривал такие средства на софинансирование.

В.В.Путин: Несмотря на то, что это относится к их компетенции?

А.Л.Кудрин: Абсолютно к их компетенции. И больше того, на следующий год нами уже и раньше, до кризиса, предполагалось поменять эти принципы, связанные с тем, что с 2010 года начинает работать новая программа модернизации транспортной системы России. Она уже включала некоторое изменение принципов, которые использовались раньше. Частично это предполагало усиление адресного подхода к строительству развязок в субъектах, прилегающих к федеральным трассам, поддержку субъектов по строительству мостов или самых важных участков, участков с интенсивным движением, а также поддержку дорог в крупных городах, где, конечно, всегда интенсивность движения на порядок выше, чем в других регионах. Кроме того, мы обсуждали вопрос объема ремонта и обслуживания федеральных дорог. Не все федеральные дороги еще в надлежащем состоянии, здесь предполагался большой рост...

В.В.Путин: И это еще «мягко говоря»...

А.Л.Кудрин: Предполагался большой рост расходов впоследствии. В связи с кризисом мы не можем позволить себе сейчас допустить такой рост. Тем не менее, на это обращено внимание, и мы договорились еще раз вернуться к этому вопросу.

По сельскому хозяйству два ключевых вопроса. Это вопрос проведения интервенции зерна, приобретения минеральных удобрений. Здесь нами, Правительством, на данном этапе, уменьшены ассигнования.

Кроме того, в рамках уже этого года предложено вернуться к вопросу поддержки субъектов, в которых прошла засуха. Ваши поручения, Владимир Владимирович, есть, мы еще работаем по ним, так что это совпадает с просьбами депутатов также определиться по поддержке субъектов.

Ряд субъектов Российской Федерации увеличивает налоги на имущество. Это неизбежно. Действительно, субъекты имеют право увеличивать свои доходы от имущества, и в том числе по вопросам, связанным с рыночной оценкой этого имущества. С более полным учетом этого имущества.

Это затрагивает, конечно, и наши федеральные ведомства. И здесь мы должны предусмотреть достаточно средств ведомствам, чтобы эти налоги федеральные учреждения платили в полном объеме.

Есть вопросы межбюджетных отношений. Это объем трансфертов. Есть методика. Оценка налогового потенциала, поскольку налоговый потенциал традиционно учитывается по предыдущим трем годам работы. Сейчас он, конечно, существенно изменился в условиях кризиса. То есть три года не являются полноценной характеристикой реального налогового потенциала в течение ближайших двух лет. Здесь мы готовы внести коррективы. И вот такие предложения будут обсуждены в ближайшие недели.

В целом мы по этим вопросам договорились работать в рамках соответствующих министерств: сельского хозяйства, социального развития, Министерства финансов, Минтранса. Но по вопросу дорожного строительства решили создать рабочую группу, в которую войдут представители соответствующих фракций, соответствующих комитетов Государственной Думы и Совета Федерации.

К 3 сентября мы договорились выработать предложения - в рамках этой рабочей группы и по всему комплексу названных мной вопросов. Потому что с 3 сентября начинает работу подкомиссия Бюджетной комиссии Правительства, где мы в Правительстве рассмотрим, в рамках наших процедур, эти вопросы и уже к этому моменту выработанные предложения.

Таким образом, к внесению в Правительство и Государственную Думу, я думаю, мы максимально сблизим позиции, чтобы были учтены те беспокойства, пожелания, которые депутаты получают или выражают в рамках своей работы с избирателями в избирательных участках.

В.В.Путин: Есть ли какие-то замечания, предложения по организации работы Федерального Собрания - Думы, Совета Федерации с Правительством над бюджетом 2010 года?

Б.В.Грызлов: У нас есть рабочая группа. В Государственной Думе ее возглавляет Морозов Олег Викторович, мой первый заместитель. Было две встречи. Последняя была 7 августа. И достаточно подробно было все обсуждено. Мы внесли ряд идей, предложений. В частности, это касается вопросов кредитования субъектов РФ, в том числе, вопросов, связанных со строительством автомобильных дорог, с их обслуживанием. Мы предложили кредиты давать не на 3 года, а на 5 лет. Это та идея, которая сейчас обсуждается - более длительные кредиты позволят более эффективно использовать эти средства.

Что касается вопросов, связанных с сельским хозяйством. «Единая Россия» достаточно плотно эту тему продвигала. Был принят закон, была принята государственная программа по поддержке сельского хозяйства. Мы хотели бы, чтобы основные ориентиры госпрограммы и в 2010 году также подтвердились в бюджете 2010 года именно на уровне госпрограммы, которая была рассмотрена.

У нас по тем договоренностям, которые достигнуты - срок внесения бюджета в Государственную Думу должен быть не позднее 1 октября. У нас есть уже график прохождения государственного федерального бюджета. Все эти сроки мы, безусловно, выдержим и передадим своевременно в Совет Федерации уже принятый, рассмотренный в Государственной Думе закон.

В.В.Путин: Спасибо.

С.М.Миронов: Уважаемый Владимир Владимирович, у нас в рабочую группу входит председатель профильного Комитета по бюджету Бушмин Евгений Викторович. У нас, как у палаты регионов, конечно, есть озабоченность в связи с тем, что регионы, в связи с выпаданием их налоговых поступлений, к сожалению, пытаются - в текущем бюджете это видно - сокращать социальные расходы. Против чего Вы выступаете.

Но мы реалисты, мы прекрасно понимаем, что все-таки из федерального бюджета нужно будет дотировать. Для нас, как для палаты регионов, это, конечно, основной вопрос. Межбюджетные отношения - это то, о чем Алексей Леонидович сказал.

С точки зрения партии «Справедливая Россия», мы настаивали на том, чтобы социальные расходы не сокращались. Это Ваша позиция, позиция Правительства. В этом плане мы считаем, что здесь, конечно, приходится «по одежке протягивать ножки». Но все-таки наши люди, которые и так живут, мягко говоря, не очень богато, должны ощущать, что их государство не оставляет. Особенно те, кто реально сам не может зарабатывать: инвалиды, пенсионеры, малообеспеченные слои населения.

Поэтому здесь мы будет внимательнее работать с Министерством финансов, внимательно будем смотреть. И на этапе внесения в Государственную Думу наша фракция будет в рамках второго чтения готовить те или иные предложения.

Вы спросили по организации. Слава богу, за последние годы у нас налажено очень четкое взаимодействие. Практически на раннем этапе начинается то, что мы называем «мировыми чтениями». Наша встреча, по сути, тоже является таким элементом. Потому с точки зрения организации работы над бюджетом, вопросов никаких нет.

В.В.Путин: Вы знаете, что мы планировали первоначально выйти на дефицит бюджета в 2010 году не больше 5-5,5%. Но именно руководствуясь соображениями социального порядка, необходимостью поддержать наших граждан, которые так небогато живут - эти категории мы назвали, это пенсионеры, инвалиды... Да и в некоторых отраслях экономики, в бюджетной сфере всё прежде обещанное должно быть исполнено. Плюс поддержка экономики, обороноспособности, безопасности страны, инновационной экономики - все это задачи первостепенной важности. И мы сочли возможным увеличить этот дефицит до 7,5%.

Но в 2011-2012 годах мы должны уходить от этого уровня дефицита. Это значит, что мы, если хотим проводить ответственную социально-экономическую политику, должны исполнять эти планы и эти задачи. Это значит, что мы должны экономить наши резервы.

Конечно, мы видим, что наши традиционные товары в цене на мировых рынках держатся и даже немного растут. Мы видим некоторые позитивные тенденции в мировой и европейской экономике. Рассчитываем на то, что это позитивным образом отразится и на России. Но думая о хорошем, мы должны исходить из реалий, а это значит, что наши планы должны быть реалистичными и очень взвешенными. О чем я и хочу сказать и чем я прошу руководствоваться при работе над бюджетом.

7,5% дефицита бюджета - это предельно допустимый уровень. Если Правительство, Минфин, либо другое ведомство, если депутаты Государственной Думы или члены Совета Федерации посчитают, что нужно как-то изменить какие-то приоритеты в предложенном Правительством документе, конечно, это можно будет сделать. Но только не за счет раздувания дефицита, а за счет перераспределения расходов с одних статей на другие. Определение приоритетов является принципиально важным моментом в нашей совместной работе.