Версия для слабовидящих

13 августа 2009

В.В.Путин провел рабочую встречу с губернатором Мурманской области Д.В.Дмитриенко

На встрече обсуждались вопросы стабилизации областного бюджета, работа транспортного узла Мурманска и уровнь безработицы в регионе.

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Добрый день, Дмитрий Владимирович. Пожалуйста.

Д.В.Дмитриенко: С моей точки зрения, ситуация начинает улучшаться. На момент моего прихода на должность губернатора в области наблюдался значительный спад промышленного производства. В одной из системообразующих отраслей - горнодобывающей - он достигал 40%, на сегодняшний день - это 16,1%.

Уровень безработицы в мае у нас был максимальный и составлял 3,3% от экономически активного населения. На сегодняшний день он составляет 2,7%, то есть ниже, чем в среднем по России.

В.В.Путин: В мае был самый высокий, да?

Д.В.Дмитриенко: Да, в мае - начале июля был самый высокий. С моей точки зрения, главное, что удалось сделать - не допустить отхода от тех обязательств, которые были взяты на себя. То есть была обеспечена полная преемственность, выполнены все социальные обязательства, которые взяло на себя правительство.

У нас есть такая особенность, связанная с сезонностью, что в мае-июне месяце самая большая нагрузка ложится на бюджет в связи с тем, что происходят выплаты людям, убывающим в отпуск. На севере это принципиальная вещь, потому что люди полноценно неотдохнувшие в летний период, не смогут полноценно работать и быть здоровыми в течение остальной части года.

У нас отпуска очень длительные, достигают 70-80 суток, поэтому нагрузка на бюджет была колоссальная. Но мы не допустили задержек с выплатой отпускных и зарплат. Я обещал населению, и в этом смысле мы полностью, в соответствии с Вашими указаниями, все вопросы отработали.

На сегодняшний день с бюджетом ситуацию постепенно стабилизируем. У нас достаточно большой дефицит областного бюджета. Мы больше чем на 1,5 млрд снизили расходы, откорректировали бюджет. Тем не менее, он продолжает оставаться дефицитным.

Мы над этим работаем вместе с Министерством финансов Российской Федерации. При этом бюджеты муниципалитетов у нас сформированы со значительным ростом: порядка 7-9%. Это связано с тем, что, в первую очередь, основной доходной базой у них является НДФЛ и налог на имущество, а также налог на пользователей автомобильных средств.

В то же время, повторюсь, с областным бюджетом ситуация достаточно сложная. Но, тем не менее, мы считаем, что частично удастся ее выровнять.

В.В.Путин: Примерно какой процент составляет объем дотаций, субсидий от общих расходов?

Д.В.Дмитриенко: У нас составляет до 20%.

В.В.Путин: Это наша федеральная помощь?

Д.В.Дмитриенко: Это все вместе, со всеми федеральными выплатами на сегодняшний день.

Но тем не менее, безусловно, надо заниматься вопросами, связанными с областным бюджетом. Мы эти вопросы прорабатываем, общаемся с представителями бизнеса. Вот пример. Мы получили переходящие контракты по строительству автодороги и по ремонту взлетно-посадочной полосы. И до этого года предприятия, которые выполняли эти контракты, были зарегистрированы в тех субъектах, где они и выиграли конкурс. Мы провели определенную работу, и все субподрядчики, которые работают по этим контрактам, теперь являются налогоплательщиками Мурманской области. Во-первых, это дополнительные доходы бюджету. Во-вторых, это сигнал бизнесу о том, что мы готовы сотрудничать, но при этом будем настаивать на том, чтобы деньги тратились в субъекте.

В.В.Путин: Задолженность есть по заработной плате?

Д.В.Дмитриенко: По бюджетной сфере - нет, есть задолженность по коммерческим организациям, но мы с этим работаем, она постепенно уменьшается. Особняком у нас стоят задолженности по заработным платам организаций ВПК. Не ВПК даже, а вновь создаваемые структуры оборонсервиса. Соответственно там есть определенные проблемы. Я Вам потом отдельно обязательно об этом доложу.

В.В.Путин: Хорошо.

Д.В.Дмитриенко: Мы ведем диалог с Министерством обороны и с командованием Северного флота, и я думаю, что до конца года мы найдем пути решения этих проблем.

В.В.Путин: Хорошо. Как развивается транспортный узел Мурманска?

Д.В.Дмитриенко: На сегодняшний день у нас есть полное понимание с Министерством транспорта Российской Федерации. Министр транспорта приезжал к нам в Мурманск в июле месяце. Мы провели собрание акционеров управляющей компании мурманского транспортного узла. На сегодняшний день практически все вопросы урегулированы даже с потенциальными инвесторами. Они по-прежнему выражают желание инвестировать средства в строительство собственных объектов на мурманском транспортном узле.

При этом Министерство транспорта объявило конкурс на первый этап проектирования объектов федеральной собственности. Конкурс подвергся небольшой корректировке, но, я думаю, все равно в ближайшее время будут подведены итоги, и будет понятно, как развиваться дальше.

При этом мы четко отмечаем позицию о том, что у нас есть действующий порт. И мы не можем допустить, чтобы при развитии мурманского транспортного узла существующий порт каким-то образом пострадал от того, что создаются новые мощности.

Поэтому предварительно достигнута договоренность со всеми заинтересованными сторонами о том, что услуги во вновь созданном порту тоже будет оказывать мурманский торговый порт. Таким образом, мы обеспечим занятость не менее 2000 человек. И второе - мы обеспечим интересы государства, поскольку в мурманском торговом порту 25% - это акции, принадлежащие государству.

В связи с этим у меня будет к Вам просьба, Владимир Владимирович, - чтобы для оптимизации создания этого проекта все-таки принять решение о создании в Мурманске особой зоны портового типа. Почему? Потому что мы говорим о двух вещах.

Первое. Эльвира Сахипзадовна Набиуллина уже провела совещание со всеми заинтересованными сторонами. Она поддерживает позицию при условии, что в этом смысле не будет расхода федерального бюджета. То есть это будет административное решение, которое позволит значительно сэкономить как бюджетные средства, так и средства инвесторов.

Причем это два этапа. Первый этап - это строительство, на котором экономия достигается за счет расходов на таможенное оформление и, соответственно, НДС. А на втором этапе - это этап эксплуатации. Первый этап мы оцениваем где-то в 15% экономии, второй этап на этапе эксплуатации - это еще 10%.

Почему это можно сделать именно в портовой зоне? Потому что обустройство зоны очень сильно корреспондируется с теми задачами, которые осуществляют портовые власти в рамках оборудования порта по кодексу охраны судов и портовых сооружений.

В принципе, я провел переговоры со всеми инвесторами, они не возражают, чтобы все это обустройство провести за свой счет, учитывая то, что они достигнут экономии в рамках уже функционирования портовой особой экономической зоны.

Есть такой приятный штрих. Помимо тех терминалов, которые уже заложены в обоснование инвестиций, металлурги, которые предлагают отправлять на экспорт железнорудный концентрат, тоже заинтересовались тем, чтобы создать свой терминал в рамках развития мурманского транспортного узла. Это изменяет их логистику и позволяет выйти на новые рынки, поскольку можно формировать судовые партии до 300 тыс. тонн.