Версия для слабовидящих

30 июля 2009

В.В.Путин провел заседание Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Правительства Российской Федерации

«Сегодня бюджет формируется в непростых условиях глобального экономического кризиса. Разумеется, необходимо исходить из этих реалий. Очевидно, что в условиях достаточно большого количества факторов неопределенности сегодня сложно или даже невозможно в деталях планировать бюджет на трехлетнюю перспективу. Но и отказываться от преимуществ среднесрочного бюджетного планирования было бы тоже неправильно».

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги,

Сегодня в нашей повестке три вопроса. Мы должны утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и контрольные цифры на 2011-2012 годы, одобрить перечень федеральных целевых программ, которые нам предстоит профинансировать в будущем году.

Но начать нашу сегодняшнюю встречу, сегодняшнюю работу хотел бы с не менее важной и острой темы. Эта тема - цены на лекарства. По официальным данным, в первом полугодии они выросли на 18,3%, то есть значительно больше, чем на другие товары и услуги. Причем в субъектах Федерации цена на одно и то же лекарственное средство различается порой в 2-3 раза. Это самым ярким образом говорит о том, что порядка здесь нет.

Убежден, объективных оснований для такого взвинчивания цен нет. Да, есть объективные факторы, но для такого взвинчивания нет никаких объективных причин. Речь идёт о стремлении фармацевтических компаний и многочисленных посредников в этой цепочке извлекать сверхприбыли, пользуясь несовершенством правовой базы и другими лазейками. В частности, существующая система регистрации цен на лекарства, по сути, является формальностью.

Поэтому считаю, что в данном случае необходимо и возможно усилить государственное регулирование. Производители должны будут доказывать обоснованность пересмотра цен на жизненно важные медикаменты, а федеральные органы власти - получить действенные инструменты проверки их расчетов, в том числе, и право отказать в регистрации завышенных цен.

Что касается торговых надбавок, то, как и сейчас, их будут регулировать субъекты Федерации, но по единой методике, утвержденной Федеральной службой по тарифам. Это будет способствовать исключению ненужных посредников, как я уже сказал, из цепочки поставок медикаментов в аптеки. За нарушение порядка ценообразования вводится серьёзная ответственность, вплоть до отзыва лицензий.

Отмечу также, что постановление, которое мы сегодня должны принять, - это лишь первый, неотложный, но только первый шаг в наведении порядка на лекарственном рынке. Посмотрим, будет ли это работать на практике, как будет работать, и затем Минздравсоцразвития завершит разработку закона, который окончательно должен будет урегулировать эти вопросы.

Теперь о бюджете.

Прежде всего, хотел бы информировать о решениях, которые были приняты вчера на заседании Комиссии по бюджетным проектировкам. Они связаны с изменением некоторых принципов работы над основным финансовым документом. И изменение этих подходов продиктовано сегодняшней ситуацией на мировых рынках, в мировой экономике и в нашей в том числе.

Сегодня бюджет формируется в непростых условиях глобального экономического кризиса. Разумеется, необходимо исходить из этих реалий. Очевидно, что в условиях достаточно большого количества факторов неопределенности сегодня сложно или даже невозможно в деталях планировать бюджет на трехлетнюю перспективу. Но и отказываться от преимуществ среднесрочного бюджетного планирования было бы тоже неправильно.

Поэтому выбран следующий вариант. Правительство внесет в Государственную Думу детально распланированный бюджет на 2010 год. Что же касается 2011 и 2012 годов, то здесь будут определены только основные параметры.

Ведомства получат предельные объемы расходов на перспективу. Это будут внутренние рабочие ориентиры Правительства, что даст возможность планировать реализацию бюджетных программ и нормально провести работу по заключению долгосрочных договоров и контрактов.

Хотел бы подчеркнуть, что одновременно с внесением бюджета в министерствах должна быть запущена работа по оптимизации расходов. Министерства должны будут провести серьезную инвентаризацию, определить позиции, по которым можно, целесообразно и необходимо сэкономить. Мы всех призываем к экономии. Начать нужно будет с себя. Знаю, вчера мы об этом говорили - это жесткие решения для ведомств, их придется исполнять. Прошу все министерства предельно серьезно отнестись к этому и представить соответствующие программы не позднее 1 ноября текущего года.

И конечно, необходимо продолжить системные преобразования, которые ведут к снижению неэффективных расходов. В том числе, имею в виду работу по оптимизации бюджетной сети.

Еще раз повторю: ситуация в экономике весьма неопределенна. Но мы такую неопределенность должны иметь в виду и в то же время ясно понимать для себя, что несколько ближайших лет нужно будет вести жесткую и крайне ответственную бюджетную политику. А именно - последовательно снижать дефицит, я еще об этом скажу чуть позже, ограничивать рост бюджетных расходов, повышать отдачу от каждого вложенного государственного народного рубля. Это - залог макроэкономической стабильности и успешного посткризисного восстановления отечественной экономики.

В связи с принятыми решениями прошу в ближайшее время подготовить необходимые изменения в бюджетное законодательство.

Сейчас подробнее о бюджете на 2010 год. Предполагается, что его доходы составят 6,6 трлн рублей, а расходы - 9,8 трлн рублей. Таким образом, нас ожидает дефицит в 3,2 трлн. Да, приличный дефицит, это больше, чем первоначально планировалось. Но мы идем на это решение сознательно.

В текущей ситуации у нас, разумеется, есть альтернатива. В чем она заключается? Либо резко, одномоментно и, я бы сказал, драматически сократить расходы, либо согласиться с дефицитом, но изыскивать дополнительные источники доходов и грамотно выстроить источники покрытия дефицита.

Считаю, что второй вариант более обоснован и более приемлем сегодня для страны. И отвечает принципам социально-экономической политики, социальной справедливости - политики, которую мы реализуем последние годы. Заявленные обязательства перед гражданами, планы по развитию экономики, конечно, необходимо выполнять.

Очевидно, что резкое сокращение бюджетных расходов неизбежно и, прежде всего, повлекло бы за собой резкое снижение уровня социальной поддержки граждан России, свертывание антикризисных мер и программ развития. Более того, «денежный голод» может спровоцировать новый виток спада в экономике.

Такой сценарий недопустим.

Вместе с тем, расходы бюджета на 2010 год должны быть перегруппированы. Многие мероприятия придётся отменить или перенести на более поздний период.

Но все основные приоритеты, связанные с инвестициями в человеческий капитал и инновационные отрасли экономики, должны быть сохранены.

Более 70% бюджетных расходов в 2010 году имеет ярко выраженный социальный характер. Средства будут работать на поддержание доходов граждан, предоставление им важнейших услуг.

В первую очередь, это, конечно, повышение пенсий. Хочу еще раз подчеркнуть: в условиях кризиса и бюджетного дефицита мы предпринимаем, по сути, беспрецедентный шаг в социальной сфере - повышаем пенсии. Этого никто не делает, никто. Необходимо также обеспечить заработную плату в бюджетной сфере, выплату пособий, лекарственное обеспечение. Не будет забыта высокотехнологичная медицинская помощь, поддержка современных образовательных центров, жилищные программы. Добавлю, что расходы по разделу «социальная политика» в 2010 году вырастут более чем на 10%.

Я хочу обратить внимание, что по некоторым позициям социального характера есть определенное формальное снижение, но в целом социальные расходы в 2010 году резко возрастают по отношению к другим статьям расходов государства.

Практически в полном объеме сохранены расходы на национальную оборону и безопасность.

Бюджет также останется важнейшим инструментом антикризисного стимулирования экономики, развития высокотехнологичных отраслей производства.

Теперь, что касается дефицита, который, как я уже сказал, составит в 2010 году 3,2 трлн рублей - это 7,5% ВВП. Безусловно, мы сможем найти источники его покрытия. Однако должен прямо сказать, что это тот предельный дефицит, который мы можем себе позволить без ущерба для макроэкономической стабильности.

А нарушить эту макроэкономическую стабильность мы не имеем никакого права и не допустим этого. Вы понимаете, почему. Потому что в конечном итоге это ударит по тем же гражданам страны, ради которых мы работаем, ради которых мы делаем основной финансовый документ страны. Здесь нельзя допустить никакого популизма - обращаюсь и к членам Правительства, и к депутатам Государственной Думы, которые осенью будут рассматривать предложенный документ в Парламенте.

Повторю: мы должны строго придерживаться линии на снижение бюджетного дефицита в 2011-2012 годах. Соответственно постараемся выйти на цифры: 4,3% дефицита в 2011 году и 3% в 2012 году.

Следующий вопрос повестки дня - это рассмотрение предложений по перечню федеральных целевых программ.

Жизнь не стоит на месте. Есть ряд критических сфер, где мы не можем себе позволить «сделать паузу», остановиться в развитии. Это значило бы перечеркнуть, по сути, ранее достигнутые результаты, отказаться от стратегических целей, намеченных Концепцией долгосрочного развития и Основными направлениями деятельности Правительства.

Поэтому в 2010 году будет не только продолжена реализация ранее начатых федеральных целевых программ, но и принято несколько новых, неотложных программ. В частности, запущены ФЦП в сфере разработки современных ядерных технологий, цифрового телерадиовещания и по одной из территорий. Вы понимаете, здесь нам нужно поддержать эту республику - имею в виду Ингушетию. Ситуация там в экономике, социальной сфере нуждается в нашей дополнительной и целенаправленной поддержке.

Давайте начнем работать. Слово - министру финансов, вице-премьеру Кудрину Алексею Леонидовичу.