Версия для слабовидящих

1 июля 2009

В.В.Путин провел рабочую встречу с заместителем Председателя Правительства России С.Б.Ивановым

На встрече обсуждалось строительство портового комплекса в Усть-Луге, а также состояние дел в области дорожного строительства.

Стенограмма начала встречи:  

В.В.Путин: Сергей Борисович, недавно, встречаясь с руководителями фракций Государственной Думы, мы обсуждали вопросы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры. И я рассказывал о том, что сделано за последние годы в Приморске. На северо-западе развивается еще один крупный проект - это строительство портового комплекса в Усть-Луге. Вы там недавно были, что там происходит?

С.Б.Иванов: Да, на прошлой неделе специально ездил в Усть-Лугу Ленинградской области, чтобы проконтролировать ход строительства этого важнейшего транспортного узла. Мы, начиная с 2005 года, израсходовали на его строительство порядка 60 млрд рублей - из них из федерального бюджета около 8 млрд.

За то время - я помню, что в прошлом году Вы и сами посетили Усть-Лугу - проделан очень большой объем работ. Создан новый контейнерный терминал, железнодорожно-паромная переправа на балтийскую Германию уже работает в регулярном режиме И к концу этого года мы должны эту паромную переправу сделать еще и автомобильной. То есть будет автомобильно-железнодорожно-паромное сообщение. Так что грузовые автомобили смогут подъезжать и заезжать в паром, а не только в железнодорожные составы, как сейчас.

Кроме этого, я бы особо отметил активное строительство терминала по перевалке мазута в направлении наших европейских потребителей. Дело в том, что до сегодняшнего дня в России не существует ни одного пункта по перевалке мазута в морских портах, и мы вынуждены до сих пор экспортировать наш мазут в объеме примерно 17 млн тонн ежегодно через порты Эстонии. К концу этого года первая очередь терминала по перевалке мазута будет завершена. Я сам посмотрел: две железнодорожные эстакады готовы. Туда будут приходить цистерны в основном с Киришей и будет осуществляться перевалка уже на морской транспорт. Тем самым мы избавимся от необходимости осуществлять наши экспортно-импортные операции по нефтепродуктам через эстонские порты.

В.В.Путин: В каком году это планируется?

С.Б.Иванов: К концу этого года первая очередь на 7 млн тонн будет уже введена в эксплуатацию, и мы сократим грузопоток нашего мазута через эстонские порты.

Кроме этого, в соответствии с Вашим поручением, уже началось строительство нефтепровода БТС-2, конечным пунктом которого как раз и станет Усть-Луга. Участок под соответствующие емкости для перевалки нефти уже выделен. Я сам видел своими глазами - он находится на территории порта, определенного постановлением Правительства. Окончательный ввод в строй БТС-2, включая перевалку нефти - конец 2011 года. Для этого Минтранс сейчас ведет дноуглубительные работы. Сейчас глубина морских каналов составляет 16 метров, что позволяет средним и малым танкерам уже сейчас заправляться и выходить в море.

В.В.Путин: А международный стандарт какой?

С.Б.Иванов: Мы хотим сделать канал глубиной 18 метров для того, чтобы танкеры водоизмещением в 300 тысяч тонн тоже могли подходить к причальным стенкам и переваливать крупные партии нефти - в основном БТС-2 - в направлении европейских и других потребителей.

Завершение этого проекта даст нам возможность избавиться от капризов транзитных стран, вообще диверсифицировать поставки нашей нефти, и с учетом того, что у нас уже работают на перевалке Высоцк и Приморск, к ним добавится Усть-Луга - мы получим полный свободный доступ через российские порты.

Я бы назвал еще одну цифру, характеризующую деятельность Усть-Луги...

В.В.Путин: Надо только согласовывать с операторами места этих каналов, которые строит Минтранс.

С.Б.Иванов: Там будут два канала - Южный и Северный. Они уже существуют, просто сейчас их глубина 16 метров. Нам надо будет к 2012 году их углубить до 18 метров, чтобы грузовые суда любого типа...

В.В.Путин: И нужно еще определить границы порта. Я подписал соответствующие документы, но так, чтобы на местности все было сделано аккуратно.

С.Б.Иванов: Терминалы распределены. И зерновой - там под него планируется место, контейнерный, автомобильный. Угольный уже работает. Перевалка химических грузов и нефтепродуктов - отдельно. И мазута, о котором я уже сказал, - отдельно.

В.В.Путин: В границах порта?

С.Б.Иванов: Это в границах порта.

В.В.Путин: Вот я и повторяю. Я подписал недавно постановление. Но нужно на местности это сделать с тем, чтобы было столько территории, сколько нужно, но не увеличивать ее беспредельно, имея в виду, что это удорожает проект.

С.Б.Иванов: Конечно. Да.

Но, говоря уже о нынешнем состоянии дел в Усть-Луге, объем перевалки грузов в этом году по сравнению с прошлым увеличился на 27%. И я задавал транспортникам такой вопрос: какая у нас динамика с перевалкой грузов в российских портах? Мне была озвучена очень показательная цифра - в 1998-99 годах из общего объема экспортно-импортных операций 75% наших грузов переваливалось через иностранные порты - в основном украинские и прибалтийские, - и только 25% через российские. Сейчас соотношение: 87% всех грузов переваливается и обрабатывается уже через российские порты, и только 13% осталось в иностранных портах. Считаю, что это вполне хорошая динамика, и в обозримом будущем мы уже полностью уйдем от зависимости от иностранных портов. Это очень важно с точки зрения экономики и, конечно, дополнительных рабочих мест.

Кроме этого, Владимир Владимирович, я хотел бы Вам доложить, что у нас в 2009 году завершается строительство очень многих объектов транспортной инфраструктуры. Всего у нас бюджетом предусматривается выделение в этом году на развитие транспортной инфраструктуры 347 млрд рублей, из них 83 идет на Сочи и АТЭС, остальное - на другие транспортные объекты.

Чтобы закончить речь о морских и речных портах и вообще о морском и речном транспорте - мы в этом году завершаем строительство морского пассажирского терминала в Санкт-Петербурге, пассажирского терминала в первую очередь. То есть большие паромы с туристами уже смогут нормально проходить к аэровокзалу - не к грузовому порту, как это было раньше, Вы помните, а к пассажирскому. В Усть-Луге мы продолжим работы по формированию всей акватории порта.

В.В.Путин: Только знаете, нужно будет обратить внимание на инфраструктуру - не нужно перекладывать это все на операторов. Имеются в виду дороги, электроснабжение - все, что связано с обеспечением деятельности.

С.Б.Иванов: Это за счет федерального бюджета.

В.В.Путин: Я знаю, что здесь есть проблемы. Прошу Вас обратить на это внимание.

С.Б.Иванов: Хорошо. Там проблема в автомобильной дороге - 21 километр. Сначала Ленинградская область планировала эту дорогу расширить и содержать, но мы приняли решение, что заберем ее на федеральный бюджет и будем делать за счет его средств, в том числе для грузового автомобильного транспорта.

В.В.Путин: Это касается не только Усть-Луга, но и других объектов.

С.Б.Иванов: Кроме того, в этом году мы окончательно завершаем строительство паромного комплекса в Балтийске Калининградской области. Там все будет закончено. Вводим в эксплуатацию первую очередь объектов комплекса по перегрузке нефтепродуктов в Козьмино, Дальний Восток. Сможем довозить наши экспортные грузы железной дорогой до Козьмино и там переваливать на морские наливные суда. Также завершаем первую очередь грузового терминала в Сочи для приема строительных грузов. Эти объекты мы должны в этом году завершить. Средства на них выделены.

Кроме того, мы завершаем строительство причала в порту Оля и в порту Высоцк. Также завершаем работу по воссозданию морского фасада во Владивостоке. Это мероприятие приурочено к АТЭС.

Министерство транспорта планирует закупить в этом году 8 специализированных судов для работы в портах - это и спасатели, и суда грузового флота. Без них, конечно, ни один порт эффективно функционировать не может. Здесь уже есть определенные на этот счет наработки (показывает материалы). Это пассажирский порт Санкт-Петербурга - то, о чем я говорил, Балтийск, грузовой терминал на острове Русский.

В.В.Путин: Порт сейчас в таком состоянии?

С.Б.Иванов: Да, здесь есть объективная информация, а также сведения об объеме средств, которые мы выделяем сейчас и планируем выделить в будущем.

Что касается дорожного строительства, на что, кстати, обращают внимание депутаты Госдумы. 2009 год будет у нас знаменательным - мы сдаем сразу три больших моста через реку Волга. Первый - Ульяновск, начало строительства было начато в 1987 году. В этом году сквозное движение на этом грандиозном объекте - его длина составляет около 13 км - будет запущено. Также в этом году заканчивается строительство моста в Волгограде. Третий мост на Волге - в Саратовской области. Он будет полностью сдан, объем финансирования 280 млн рублей.

Три моста через Волгу позволят нам очень сильно разгрузить автомобильное транспортное сообщение между восточными и южными регионами через Волгу. Сейчас водителям приходится делать крюк в 400 лишних километров для того, чтобы достичь существующих мостов. Это будет очень большое знаковое событие, я считаю.

В этом году будет сдано 705 км дороги Чита-Хабаровск в асфальтобетонном варианте для постоянного движения, а в 2010 году мы завершаем всю дорогу длиной в 2000 км. Впервые у нас в стране еще со времен Российской империи, Советского Союза появится возможность проехать с востока на запад по относительно нормальной дороге, потому что сейчас там проехать, как Вы знаете, невозможно.

В.В.Путин: Шоссейной.

С.Б.Иванов: Да. Это то, что касается самых крупных проектов на этот год. Что касается аэропортов и строительства инфраструктуры для воздушного транспорта, то мы уже сдали первую очередь аэропорта "Кольцово" в Екатеринбурге - оснастили новую взлетно-посадочную полосу современным аэронавигационным оборудованием, новую вышку поставили, уже есть бизнес-терминал на основе частно-государственного партнерства. В 2009 году предусматривается завершение реконструкции аэропорта "Элиста" в Калмыкии, "Нижневартовск" в Ханты-Мансийском автономном округе, "Геленджик" в Краснодарском крае. Вы знаете, что полоса уже готова, будет построен временный терминал, и пассажиры смогут регулярно летать на курорты через этот аэропорт.

В.В.Путин: У нас будет три аэропорта - "Сочи", "Геленджик" и "Анапа".

С.Б.Иванов: Я считаю, это неплохо для черноморского побережья Кавказа. Завершаем реконструкцию аэропорта в Ростове-на-Дону - на это выделяется миллиард рублей.

В Новосибирске завершаем строительство совершенно нового терминала и взлетно-посадочной полосы, федеральные расходы - 3 млрд рублей. А также аэропорт "Хатанга" в Красноярском крае - на Севере тоже необходимо поддерживать инфраструктуру.

Вот такие у нас основные вводные объекты в 2009 году, финансирование на них предусмотрено в полном объеме. Что касается 2010 года, то в проектировках бюджета мы учтем все наши основные проекты, уже не будем допускать никакого долгостроя - как мост, который был начат в 1987 году, а также будем завершать строительство начатых объектов.

В.В.Путин: По мосту, я так понимаю, решение было принято еще в 2007 году?

С.Б.Иванов: Да.

В.В.Путин: Хорошо, что заканчиваем.