Версия для слабовидящих

1 июля 2009

В.В.Путин провел рабочую встречу с министром образования и науки РФ А.А.Фурсенко

На встрече обсуждались вопросы поддержки детского творчества, программа подготовки научных и научно-педагогических кадров, а также готовности школ к новому учебному году.
Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Андрей Александрович, закончился учебный год, прошли выпускные вечера в школах, но это для нас только повод для того, чтобы задуматься уже сейчас о том, как мы начнем следующий учебный год 1 сентября. Как идет подготовка к началу нового учебного года? Как Министерство этим занимается, вместе с регионами, естественно?

А.А.Фурсенко: Владимир Владимирович, практически подготовка началась на следующий день после завершения учебы. И уже сегодня сотрудники Министерства поехали в разные регионы - посмотреть, как идет работа по Вашим поручениям.

Я недавно побывал в Чеченской Республике. И на примере республики, в которой, как Вы помните, было довольно много проблем, посмотрел, как идет подготовка. Могу сказать, что подготовка в республике идет очень серьезная. В общей сложности по всей территории удалось посетить примерно десяток школ. Идут серьезные, капитальные ремонтные работы. Несколько новых школ будет введено в строй. И самое главное, что подготовка началась на следующий день после завершения учебы. То есть сегодня уже очень многое сделано. Причем, что, наверное, тоже важно, - работа ведется практически всеми: участвуют учителя, родители. Все ремонтные работы ведутся силами местных жителей. И президент республики сказал, что пока все школы не будут готовы, ни один учитель, ни один директор школы в отпуск не пойдет.

В.В.Путин: По директорам-то, возможно, это правильно, но учителям нужно отдыхать. Хотя то, что местные строительные компании привлекаются - это очень правильно. В Чечне хорошие строители. Всегда так было, еще со времен Советского Союза. Но это сфера ответственности прежде всего муниципалитетов, регионов. А какова роль Министерства?

А.А.Фурсенко: Во-первых, мы координируем работу. Кроме этого, главная задача, которую мы перед собой ставим, - это принципиально улучшить качество преподавания. У нас сейчас появился довольно большой материал по результатам экзаменов. Мы анализируем его. Анализируем его по регионам. Планируем традиционные августовские педсоветы, которые будут проходить по всем регионам России и будут посвящены повышению качества образования. Надеемся, что значительную часть из них наши сотрудники, мои коллеги посетят. Тем более, что у нас сегодня есть очень большой статистический материал. И мы понимаем, где наши слабые места.

Такой разговор уже был в Чеченской Республике. Я думаю, что мы уже готовы к тому, чтобы начать вести этот разговор по всей России, тем более, что сейчас завершается работа по принятию новых стандартов в общеобразовательных школах. Мы заканчиваем общественное обсуждение. Есть несколько вариантов - и это тоже предмет для обсуждения с нашими коллегами в регионах, чтобы понять, что мы должны еще сделать, что исправить для того, чтобы качество образования улучшилось.

В.В.Путин: Хорошо. Андрей Александрович, второй вопрос, который я бы хотел обсудить сегодня - это наша программа подготовки научных и научно-педагогических кадров. Как идет работа в этой сфере?

А.А.Фурсенко: Я специально подготовил материалы по этой теме, потому что, когда был один из последних Президиумов, Вы поставили вопрос о том, что недостаточно быстро разворачивается программа. Поэтому я хотел бы, Владимир Владимирович, коротко проинформировать Вас, что уже сделано.

Программа начата только в этом году, но пользуется очень большой популярностью. Основное содержание программы - это закрепление молодежи в сфере науки. Упор сделан на поддержку в области естественных наук, технических наук. Часть программы ориентирована на поддержку профессионального образования в интересах оборонно-промышленного комплекса.

Кроме этого, что очень важно, это поддержка молодежного творчества. Вы ставили эту задачу, когда встречались с генеральными конструкторами - о создании студенческих конструкторских бюро. В рамках этой программы мы реализуем этот проект. В этом году на эти цели выделено 25 млн рублей. Помимо этого 75 млн рублей выделено на школьный блок - на разработку и реализацию программ научно-технического творчества обучающихся. Хочу сказать, что все эти конкурсы пользуются очень большой популярностью. В частности, мы организовали конкурс по поддержке молодежных научных коллективов. На один контракт поступает до 16 конкурсных предложений. И еще одно направление, о котором Вы тоже говорили, - это привлечение наших соотечественников к научной и образовательной работе в России. Есть специальный конкурс, он только что объявлен.

В.В.Путин: Речь идет о тех, кто выехал на работу заграницу?

А.А.Фурсенко: Да, о тех ученых, которые там обустроились, достигли достаточно серьезного положения. Мы объявили соответствующий конкурс, главная идея которого - чтобы они на определенный срок приехали сюда, участвовали в работе с молодежью, преподавали молодежи. Могу сказать, что получены заявки примерно из 35 стран - США, Германии, Франции, Новой Зеландии, Австралии. Причем уже сегодня, хотя еще не завершен сбор заявок, - более чем три заявки на одно место.

Практически все эти направления оказались востребованными. Мы рассчитываем, что то отставание, которое возникло из-за того, что менялся бюджет, будет ликвидировано за этот год. И самое главное, что заложена база на будущий год, потому что большинство контрактов заключается на три года. А это привело к тому, что молодые люди - мы это видим по интернету, где идет достаточно активное обсуждение программ - во всяком случае, некоторые из молодых ребят, которые собирались куда-то поехать, начали пересматривать свои планы.

В.В.Путин: Хорошо.