Версия для слабовидящих

29 июня 2009

В.В.Путин провел совещание по вопросу «О предварительных основных характеристиках федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов и принципах формирования бюджетных расходов»

В.В.Путин

На совещание по вопросу «О предварительных основных характеристиках федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов и принципах формирования бюджетных расходов».

«На нашем сегодняшнем совещании нам предстоит определиться по основным параметрам бюджета, а также согласовать объемы финансирования важнейших проектов, исходя из того, что наши главные приоритеты – это выполнение социальных обязательств, развитие здравоохранения, образования, науки, высокотехнологичных отраслей и инноваций».

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Вы, наверное, видели - вчера была проведена встреча с руководством парламентских фракций Государственной Думы. Мы подводили итоги работы в первом полугодии, итоги работы во время весенней сессии Парламента, говорили о перспективах нашей совместной работы на второе полугодие.

Поднимались различные вопросы, связанные с реализацией антикризисных мер, в том числе ставилась проблема доступности кредитных ресурсов для реального сектора экономики.

Конечно, начиная с конца прошлого года - начала этого года, Правительством много сделано для преодоления кризисных явлений - и в финансовом секторе экономики, и в реальном секторе экономики, в социальной сфере, имею в виду работу на рынке труда в различных регионах Российской Федерации. В целом они дают положительный эффект.

Вместе с тем, одной из главных проблем сегодня остается проблема доступности кредитных ресурсов. Правительство подготовило поправки в бюджет, которые существенно упрощают механизм предоставления госгарантий. В результате привлекательность такого инструмента должна возрасти как для коммерческих банков, у которых снижаются риски, так и для предприятий-заемщиков.

Соответствующий закон принят. Сегодня мной подписано два постановления Правительства в развитие этого закона. Они будут выпущены сразу же после публикации этого закона.

Обращаюсь к представителям банковского сектора. Новый порядок предоставления госгарантий вырабатывался с учетом ваших рекомендаций, пожеланий и озабоченностей. Государство пошло вам навстречу, и основные риски берет на себя.

В свою очередь, Правительство рассчитывает на то, что банки, опираясь на новые возможности, будут последовательно расширять кредитование приоритетных отраслей, снижать стоимость кредитов.

В рамках этого решения выделяются дополнительно 300 млрд рублей под госгарантии. Это означает, что на эту сумму в экономику могут быть привлечены ресурсы до 500 млрд рублей.

В этой связи обращаюсь к руководителям банков с государственным участием. Конечно, не могу то же самое сказать и коммерческим банкам, где государственное участие является недостаточным либо его вообще нет - это МДМ, «Уралсиб», «Альфа», некоторые другие банки. Но «Сбербанк», ВТБ, «Газпромбанк», «Россельхозбанк», ВЭБ - прежде всего, обращаюсь к вам. Считаю, в связи с принятыми Правительством решениями кредитный портфель в июле текущего года должен быть увеличен не менее чем на 150 млрд рублей. До 1 сентября плюс еще 150 млрд рублей, то есть 300. И до 1 октября до 400-500 млрд рублей.

Разумеется, у разных финансовых учреждений эта работа может и должна строиться по-разному, имея в виду, что государство предоставляет эти ресурсы. Прошу Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Игоря Ивановича Шувалова вместе с руководителями финансовых учреждений эту работу контролировать. И до того, как она не будет поставлена должным образом, прошу руководителей финансовых учреждений летние отпуска не планировать.

Это первый вопрос. Второй вопрос: у нас постоянной болезнью является недофинансирование экономики соответствующих отраслей в первом полугодии и авральная работа во втором полугодии, особенно в конце года, что создает определенные трудности для реального сектора экономики и отдельных отраслей и увеличивает опасность всплеска инфляции в связи с резким увеличением денежной массы в конце года.

Поэтому ключевые министерства и ведомства, которые являются основными бюджетополучателями и тратят основные бюджетные ресурсы - это Министерство обороны, Минздравсоцразвития, Министерство образования, Министерство промышленности, Министерство транспорта - должны иметь реальные, не просто на бумажке, а реальные кассовые планы. Прошу Министра финансов строго за этим следить.

И по первому и по второму вопросу прошу докладывать мне еженедельно в письменном виде. Что касается кассовых планов министерств и ведомств, Министерство финансов должно предоставлять эту информацию в обобщенном виде.

Дальше. Ключевой темой беседы с лидерами фракций вчера были также вопросы подготовки бюджета на 2010-2012 годы. Я изложил наши подходы и надеюсь, что они встретили понимание. Это касается достаточно жестких принципов формирования бюджета, сбалансированной политики расходов и доходов.

На нашем сегодняшнем совещании нам предстоит определиться по основным параметрам бюджета, а также согласовать объемы финансирования важнейших проектов, исходя из того, что наши главные приоритеты - это выполнение социальных обязательств, развитие здравоохранения, образования, науки, высокотехнологичных отраслей и инноваций.

Также необходимо принять решение, какие менее актуальные программы можно сейчас сократить или перенести их реализацию на более поздний срок. Две недели назад заместителям Председателя Правительства, руководству Минэкономразвития и Минфина было поручено проанализировать ситуацию и представить соответствующие предложения. Сегодня заслушаем эти доклады о результатах работы.

Мы также обязаны подумать и над поиском дополнительных источников бюджетных доходов. Конечно, увеличение платежей в пользу государства - всегда не самое популярное решение. Это, как правило, связано с определенными изъятиями финансовых средств из экономики.

Тем не менее, не будем забывать, что в рамках реализации антикризисных мер налоги уже были снижены примерно на 700 млрд рублей, и эти суммы остались как раз в экономике. А с 2010 года произойдет дополнительное уменьшение налогового бремени за счёт того, что были расширены возможности малых и средних предприятий переходить на упрощенную систему налогообложения.

Мы также перенесли на 2011 год введение более высоких ставок страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Но при этом планируем в будущем году повышение пенсий, которое потребует более 700 млрд рублей дополнительных расходов.

В этих условиях справедливо и оправдано просчитать, где у нас имеются резервы. Например, отдельные платежи и сборы не индексировались несколько лет и свои функции по финансовому обеспечению деятельности государства фактически уже не выполняют.

Если в условиях глобального кризиса мы хотим продолжить реализацию наших планов в социальной сфере и при этом сохранить макроэкономическую стабильность, уменьшить бюджетный дефицит, решения по мобилизации дополнительных доходов надо принимать. Имею в виду, прежде всего, конечно, улучшение собираемости налогов. Но, разумеется, делать это следует предельно аккуратно, без перекосов, чтобы сохранить в экономике необходимые ресурсы для восстановления и последующего роста.

И закончить хочу тем, с чего начал, что касается финансовых учреждений. Я знаю озабоченности наших коллег и из финансово-экономического блока Правительства, и руководителей финансовых учреждений по поводу роста невозвратов. Вместе с тем полагаю: чем меньше кредитование, тем больше риски невозвратов, потому что, не восстанавливая кредитование, вы гасите экономику и реальный сектор. Прошу обратить на это внимание.

Спасибо.