Версия для слабовидящих

28 июля 2008

Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 28 июля 2008

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 28 июля 2008 г. рассматриваются следующие вопросы:

1. О мерах по развитию производства стратегических, дефицитных и импортозамещающих материалов и малотоннажной химии для вооружений, военной и специальной техники на 2009 - 2011 годы и на период до 2015 года

2. О проекте федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах»

За последние годы в рыбохозяйственном комплексе накопился ряд серьезных проблем, не позволяющих использовать его потенциал в полной мере. Наблюдается обострение проблем воспроизводства тех объектов, промысел которых характеризуется наиболее высокой рентабельностью. Под угрозой исчезновения находятся осетровые виды рыб. В числе общих проблем, которые присущи отечественному рыбохозяйственному комплексу, достаточно остро обозначилась проблема незаконного промысла водных биоресурсов в исключительной экономической зоне России (далее - ИЭЗ России) и направление выловленных ресурсов в Японию, Китай, Корею и Норвегию. Под прессом хищнического промысла находятся высокорентабельные объекты водных биологических ресурсов - крабы, морские ежи, треска и другие виды водных биоресурсов. Сложная ситуация сложилась с охраной осетровых видов рыб в бассейне Каспийского моря, и с сохранением осетровых видов рыб в бассейне Азовского моря и реке Амур.

Материально-техническая база отечественной рыбопереработки находится на низком уровне. Темпы обновления оборудования рыбоперерабатывающих предприятий приблизились к критическому уровню. В эксплуатации находятся преимущественно малоэффективные и морально устаревшие основные производственные фонды со средним уровнем физического износа порядка 60 процентов, что в значительной степени сказывается на конкурентоспособности вырабатываемой рыбопродукции.

Необходимость преодоления сложившихся проблем развития рыбохозяйственного комплекса отражена в Морской доктрине Российской Федерации, в поручениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также в решениях Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.

Федеральная целевая программа «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах» (далее - Программа) разработана в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 22 сентября 2007 г.

Государственными заказчиками Программы являются: Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, а государственным заказчиком-координатором Программы - Федеральное агентство по рыболовству.

Целью Программы является:

обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса для удовлетворения растущего спроса населения Российской Федерации на рыбные товары при опережающем росте предложения отечественной продукции с высокой долей добавленной стоимости и существенном приближении к состоянию продовольственной достаточности.

В задачи Программы входит:

 - увеличение ресурсной базы рыболовства путем искусственного воспроизводства водных биоресурсов, повышения эффективности проведения комплексных рыбохозяйственных исследований состояния запасов водных биоресурсов в районах промысла, включая зоны иностранных государств и открытые районы Мирового океана;
 - повышение эффективности добычи водных биоресурсов;
 - повышение эффективности государственного контроля завыполнением пользователями водных биоресурсов законодательства в области рыболовства;
 - расширение видового состава и тиражирование технологий культивирования ценных видов водных биоресурсов;
увеличение объемов доставки рыбной продукции и сырья на территорию России путем повышения пропускной способности (грузооборота) рыбных терминалов морских портов;
 - удовлетворение растущего спроса населения на рыбную продукцию за счет увеличения объема производства товарной пищевой рыбной продукции.

В число программных мероприятий по 8 следующим направлениям, обеспечивающим повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, входит:

 - строительство и реконструкция объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов;
 - строительство и реконструкция научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры (в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов);
 - строительство и реконструкция объектов по реализации технологий выращивания водных биологических ресурсов за счет внебюджетных источников;
 - строительство научно-исследовательских судов, судов, используемых для целей воспроизводства водных биологических ресурсов, а также строительство судов, используемых для обеспечения государственного контроля за водными биологическими ресурсами и средой их обитания;
 - обновление рыбообрабатывающего оборудования рыбоперерабатывающих организаций;
 - строительство и модернизация рыбопромысловых судов в российских судостроительных организациях;
 - реконструкция портовых сооружений рыбных терминалов морских портов;
 - научные исследования и разработки в рыбохозяйственной сфере.

В части воспроизводства и выращивания ценных видов водных биологических ресурсов будет обеспечена реализация первоочередных мер, направленных на восстановление популяций осетровых, лососевых и других видов водных биологических ресурсов (поддержание естественных популяций, реконструкция действующих и строительство новых заводов по воспроизводству водных биологических ресурсов), активизирована поддержка развития научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов (создание новых стад перспективных объектов ихтиофауны для расширения видового состава выращиваемых водных биологических ресурсов, ввод в эксплуатацию новых объектов по созданию технологий аква-и марикукультуры в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Без дополнительного увеличения мощности рыбоводных заводов достичь необходимого запаса водных биологических ресурсов в водоемах не удается.

По данному направлению включено 58 мероприятий по строительству и реконструкции заводов по воспроизводству водных биоресурсов, а также реализация 4 инфраструктурных проектов, в 27 субъектах Российской Федерации, направленных на воспроизводство популяций ценных видов водных биологических ресурсов.

Индикаторами выполнения этого направления программы является прирост выпуска молоди ценных промысловых видов рыб в естественные водоемы и водохранилища.

Предполагается строительство, реконструкция и техническое перевооружение 8 научно-производственных инновационных центров при ведущих научно-исследовательских институтах рыбохозяйственного комплекса - ФГУП ВНИРО, ФГУП ПИНРО, ФГУП ТИНРО, ФГУП СахНИРО, ФГУП АзНИИРХ, ФГУП ВНИИПРХ, ФГУП КаспНИИРХ. Создание центров позволит внедрить разработки и апробацию инновационных технологических схем аквакультурных мероприятий в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов по повышению биологической продуктивности популяций гидробионтов, в том числе нарушенных в результате промысла, а также сформулировать исходные требования для выращивания посадочного материала морских беспозвоночных и водорослей.

Предполагается реализовать 8 коммерческих проекта, финансируемых из внебюджетных источников. Эти проекты позволят выпускать во внутренние водоемы более 30 млн. штук молоди частиковых пород.

Предполагается строительство 27 единиц научно-исследовательских судов (в том числе 4 больших, 6 средних и 17 малых судов), 8 единиц судов для целей воспроизводства, 2 патрульных судна типа «Спрут» и 208 единиц моторных лодок и малых плавсредств для обеспечения государственного контроля в области охраны морских водных биологических ресурсов.

Строительство научно-исследовательских судов (НИС) позволит выполнить полный комплекс научных исследований, включая экспедиции в удаленные районы Мирового океана, для обеспечения рыбопромыслового флота данными по сырьевой базе для успешного ведения промысла. Строительство судов для целей воспроизводства (живорыбных судов) позволит обеспечить увеличение промыслового возврата молоди ценных промысловых видов рыб.

Из более 5 тыс. судов рыбопромыслового флота, ведущих промысел в российских водах, более 15 процентов осуществляют промысел с различными нарушениями. По экспертным оценкам ежегодно Россия теряет за счет незаконного вылова и вывоза рыбной продукции за рубеж до 1 млрд. долл. США. Для обеспечения выполнения мероприятий по контролю промысла и объемов ввозимых на территорию России морских биоресурсов с показателем эффективности не ниже 0,85, необходима дополнительная поставка в пограничные органы ФСБ России 2 патрульных судна типа «Спрут» и 208 единиц моторных лодок и малых плавучих средств для обеспечения государственного контроля в области охраны морских водных биологических ресурсов.

Обновление рыбообрабатывающего оборудования на предприятиях рыбохозяйственного комплекса за счет внебюджетных источников позволит увеличить производство мороженой рыбы на 154,5 тыс. т, сушено-вяленой и копченой рыбы на 35,2 тыс. т, рыбной кулинарии и полуфабрикатов на 75,8 тыс. т, консервов на 235 муб и непищевой продукции на 170 тыс. т.

Строительство новых и восстановление имеющихся рыбоперерабатывающих предприятий позволит увеличить конкурентоспособность рыбной продукции российских товаропроизводителей, сократить рост доли импортных рыбных товаров (в первую очередь с высокой добавленной стоимостью) на отечественном рынке, а также обеспечить отечественным товаропроизводителям выход на международный рынок за счет обеспечения должного уровня качества и безопасности рыбопродукции.

Планируется реализация 17 коммерческих проектов, финансируемых за счет внебюджетных источников по строительству и модернизации судов различного класса предприятиями Приморского края, Республики Карелия, Архангельской, Мурманской, Калининградской и Камчатской областей.

Строительство судов необходимо не только для замещения выбывающего флота, используемого в исключительной экономической зоне России, но и для восстановления экспедиционного лова в Мировом океане.

В настоящее время рыбные терминалы морских портов обеспечивают перевалку 1,3 млн. тонн рыбной продукции. В 2013 году объем перевалки должен достигнуть 3,5 млн. тонн.

К этой части Программы относятся мероприятия по развитию российских рыбных терминалов Владивостокского, Петропавловско-Камчатского, Хасанского, Невельского, Холмского, Калининградского, Пионерского, Мурманского, Санкт-Петербургского и Новороссийского морских портов. Восстановление 5 км аварийных и 6,51 км требующих реконструкции причалов позволит обеспечить перевалку прогнозного объема рыбных грузов, при условии оснащения причалов высокопроизводительным оборудованием частными компаниями.

Мероприятие по научному обеспечению предполагает проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по 4 направлениям: научное обеспечение развития экспедиционного промысла водных биологических ресурсов за пределами исключительной экономической зоны России; научное обеспечение мероприятий по увеличению объема искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов; научное обеспечение разработки новых технологий глубокой переработки водных биологических ресурсов; исследование возможностей и подготовка технологий вылова водных биологических ресурсов с больших глубин Мирового океана.

Научные исследования и разработки будут направлены на увеличение отечественного вылова в отдаленных районах Мирового океана и во внутренних водоемах, создание эффективных биотехнологий получения ценных биологически активных веществ и добавок, научное обоснование управления промыслом с оценкой запасов водных биоресурсов и прогнозирования их динамики заблаговременно, разведку новых видов промысловых водных биологических ресурсов и другие.

Программа будет осуществлена за пятилетний период с 2009 по 2013 годы. Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет на 2009-2013 годы составляет 61831,1 млн. рублей, в том числе:

 - за счет средств федерального бюджета 32439,3 млн. рублей (52,46 процента);
 - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 340 млн. рублей (0,55 процента);
 - за счет внебюджетных источников (средства предприятий и организаций рыбохозяйственного комплекса, банковские кредиты и другие) - 29051,8 млн. рублей (46,98 процента).

Программа предусматривает достижение следующих конечных результатов:

 - приближение в 2013 году к рекомендуемым институтом питания Российской Академии наук нормам потребления рыбной продукции;
 - улучшение состояния сырьевой базы, приведение объема выделяемых водных биологических ресурсов в соответствии с производственными характеристиками флота;
 - увеличение объемов и глубины переработки водных биологических ресурсов на территории Российской Федерации;
 - рост эффективности внешней торговли рыбными товарами: увеличение средней стоимости 1 тонны экспортируемой пищевой рыбной продукции по сравнению с 2006 годом на 11 процентов, экспортно-импортного сальдо на 63 процента;
сохранение рабочих мест в прибрежных регионах Российской Федерации;
 - повышение доходности рыбохозяйственной деятельности для государства и бизнеса.

3. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

В целях исполнения представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, оформленного по результатам проверки Банка России, необходимо уточнить орган (должностное лицо), имеющий право утверждать положение о Комитете банковского надзора (далее - Комитет).

В настоящее время в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 18 и частью 4 статьи 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Совет директоров Банка России наделен правом утверждения структуры Комитета. Согласно части 3 статьи 56 указанного Федерального закона Комитет является действующим на постоянной основе органом, объединяющим структурные подразделения Банка России, не являющимся при этом самостоятельным структурным подразделением Банка России. В связи с этим положения пункта 13 части 1 статьи 18 названного Федерального закона, относящие к функциям Совета директоров Банка России вопросы утверждения положений о структурных подразделениях Банка России, напрямую не применимы к вопросам утверждения положения о Комитете Советом директоров Банка России.

По информации Банка России, при осуществлении полномочий по утверждению положения о Комитете Совет директоров Банка России руководствуется положениями пункта 18 части 1 статьи 18 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которыми Совет директоров Банка России выполняет иные функции, отнесенные названным Федеральным законом к ведению Совета директоров, и статьей 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Положение о Комитете утверждено Советом директоров Банка России на основании приведенных норм, а не пункта 13 части 1 статьи 18 названного Федерального закона.

В целях согласования положений пунктов 13 и 18 статьи 18 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» необходимо внести в статью 56 данного Федерального закона изменение, прямо относящее к компетенции Совета директоров Банка России полномочия по утверждению положения о Комитете.
Вносимое в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» изменение, создаст определенность в вопросе о порядке утверждения положения о Комитете и позволит дополнительно закрепить принцип неотъемлемости данного органа от системы Банка России в целом.

4. О представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза

Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (далее - Договор) был подписан в рамках заседания Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, проходившего 6 октября 2007 г. в г. Душанбе.

Подписание Договора было обусловлено необходимостью дальнейшего формирования правовой базы таможенного союза в рамках ЕврАзЭС с учетом углубления интеграции между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан (далее - Стороны).

Договор направлен на создание таможенного союза Сторон. При этом таможенный союз определяется как форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с территории, состоящей из таможенных территорий Сторон, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Статьей 2 Договора определяется исчерпывающий перечень условий, необходимых для принятия решения об объединении таможенных территорий Сторон в единую таможенную территорию и завершении формирования таможенного союза. Правомочием по принятию такого решения наделяется высший орган таможенного союза. Такой подход гарантирует согласованный и единовременный переход Сторон к таможенному союзу и исключает возникновение противоречий и споров, связанных с разноскоростной интеграцией.

Несмотря на отказ от применения во взаимной торговле таможенных пошлин и ограничений экономического характера, Стороны сохраняют право на применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также запретов и ограничений импорта или экспорта, необходимых для защиты общественной морали, жизни или здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды и защиты культурных ценностей, при условии что такие запреты и ограничения не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли.
В соответствии со статьей 5 Договора с момента создания единой таможенной территории режим в отношении таможенных пошлин и сборов, взимаемых в связи с импортом или экспортом товаров, методов взимания таких пошлин и сборов, правил и административных процедур, применяемых в связи с импортом или экспортом товаров, который каждая из Сторон предоставляет любой третьей стране на основании международного договора или фактически, не может быть более благоприятным, чем режим, который данная Сторона предоставляет другим Сторонам.

Договор подлежит ратификации в соответствии со статьей 8 Договора и на основании подпункта «а» пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».

Реализация Договора не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.

5. О представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию Договора о Комиссии таможенного союза

Договор о Комиссии таможенного союза (далее - Договор) был подписан в рамках заседания Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, проходившего 6 октября 2007 г. в г. Душанбе.

Подписание Договора было обусловлено необходимостью формирования правовой базы таможенного союза в рамках ЕврАзЭС с учетом углубления интеграции между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан (далее - Стороны).

Договором предусматривается учреждение Комиссии таможенного союза (далее - Комиссия), которая является единым постоянно действующим регулирующим органом таможенного союза. При этом основной задачей, возлагаемой на Комиссию, является обеспечение условий функционирования и развития таможенного союза.

Договором закрепляются принципы работы Комиссии, ее функции и регулируются основные вопросы организации деятельности Комиссии. В частности, Договором предусмотрено создание Секретариата Комиссии, являющегося рабочим органом Комиссии и осуществляющего организацию и информационно-техническое обеспечение ее работы. Конкретные функции Секретариата, его структура и численность персонала будут определены отдельным международным договором.

В Договоре реализованы подходы, позволяющие обеспечить эффективное функционирование Комиссии как органа, исполняющего решения, принятые высшим органом таможенного союза, обеспечивающего реализацию международных договоров по вопросам формирования и функционирования таможенного союза и осуществляющего мониторинг их исполнения. Важной функцией Комиссии является также оказание содействия Сторонам в урегулировании споров в рамках таможенного союза до обращения в Суд Евразийского экономического сообщества.

Договором предусматривается добровольная поэтапная передача Комиссии части полномочий государственных органов Сторон и ее наделение правом принимать решения, обязательные для Сторон.

Для обеспечения зашиты интересов Сторон им предусматривается ряд правовых гарантий. Такие гарантии включают нормы, предусматривающие принятие решений квалифицированным большинством (2/3 голосов), распределение голосов между Сторонами пропорционально их участию в финансировании деятельности Комиссии, принятие решений по спорным вопросам высшим органом таможенного союза, право любой Стороны внести в высший орган таможенного союза предложение о пересмотре решения Комиссии.

Договор подлежит ратификации в соответствии со статьей 17 Договора, подпунктами «а» и «д» пункта 1 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».

Договор не требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов.
Создание Комиссии потребует увеличения расходной части федерального бюджета Российской Федерации на величину долевого взноса на финансирование деятельности Комиссии, который будет определен при формировании ее структуры, в том числе Секретариата Комиссии и ее представительств, создание которых предусмотрено статьями 10 и 11 Договора.

6. О представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию Протокола о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним

Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним (далее - Протокол), был подписан в рамках заседания Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, проходившего 6 октября 2007 г. в г. Душанбе.

Подписание Протокола было обусловлено необходимостью формирования правовой базы таможенного союза в рамках ЕврАзЭС с учетом углубления интеграции между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан (далее - Стороны).

Протокол является важным элементом правовой базы таможенного союза и предусматривает пакетный принцип вступления в силу документов, формирующих правовую базу таможенного союза.

При этом Протоколом установлено, что выход Стороны из любого соответствующего соглашения означает выход из всех международных договоров, направленных на завершение формирования договорно-правовой базы таможенного союза.

В соответствии со статьей 5 Протокола положения международных договоров, направленных на завершение формирования договорно-правовой базы таможенного союза, не наносят ущерба правам и обязательствам Сторон по другим международным договорам между Сторонами, если такими договорами предусматривается более высокая степень интеграции Сторон.

Протокол подлежит ратификации в соответствии со статьей 7 Протокола и на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».

Реализация Протокола не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

7. Об организационном комитете по подготовке и проведению Международного форума по нанотехнологиям

Завоевание Россией лидирующих позиций на мировых рынках нанотехнологической продукции невозможно без создания в России глобальной площадки для обсуждения проблем развития наноиндустрии (научных, технологических, производственных, инвестиционных, проблем безопасности и др.) и признания России в этом качестве в мировом нанотехнологическом сообществе. Ключевым мероприятием в этом направлении должен стать ежегодный международный форум по нанотехнологиям (далее - форум).

Первый международный форум по наноиндустрии и прикладным вопросам нанотехнологий предлагается провести в Москве 3-5 декабря 2008 г. в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» в форме комплекса пленарных и секционных заседаний, стендовых докладов, семинаров мировых лидеров наноиндустрии, круглых столов, пресс-конференций, выставки.

Основная тематика форума: прикладные аспекты нанотехнологий по всему спектру направлений исследований и работ, имеющих актуальное и перспективное практическое значение.

Форум должен стать площадкой для ежегодного проведения специальных мероприятий, посвященных выдающимся отечественным ученым, внесшим международно признанный вклад в фундамент современной науки о процессах на наноуровне и наноматериалах, а также мероприятий с участием научной молодежи (студентов и аспирантов), специализирующихся в области нанотехнологий и смежных дисциплинах.

Проведение форума будет являться действенным средством и поводом информирования широкой общественности о результатах государственных усилий в области развития нанотехнологий и наноиндустрии.

ГК «Роснанотех» будет выполнять функции организатора форума.

Принятие проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о проведении в 2008 году в городе Москве международного форума по нанотехнологиям не потребует финансовых средств из бюджета Российской Федерации.

25 июля 2008 г.
г. Москва

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы, информации и протокола является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.