Версия для слабовидящих

15 июня 2009

В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства РФ

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства

«Необходимо последовательно ограничивать либо запрещать применение устаревших, расточительных, наносящих вред человеку и окружающей среде технологий, за счёт этого повышать качество и конкурентоспособность выпускаемой на наших предприятиях продукции. Так, уже приняты решения по обеспечению рационального использования попутного газа, прекращению выпуска низкосортных марок бензина. Ряд новых регламентов успешно внедрён в пищевой промышленности, в том числе и по молоку».

Стенограмма начала заседания: 

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте начнем с обмена оперативной информацией. Алексей Леонидович (Кудрин) встречался с коллегами по «восьмерке», обсуждали вопросы, связанные с мировой экономикой, с выходом из кризиса. Два слова скажите, пожалуйста, об этом.

А.Л.Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович, действительно, в прошедшие выходные прошло заседание министров финансов «большой восьмерки». Оно прошло в полном формате и было посвящено вопросам подготовки саммита лидеров стран «восьмерки» в Аквиле, в Италии.

Ключевыми вопросами, которые рассматривались, были вопросы развития экономики. Общее мнение: еще рано говорить о начале выхода из кризиса, но есть позитивные сигналы, которые, тем не менее, пока еще не позволяют говорить, что начался выход из кризиса. Поэтому основные антикризисные меры еще требуются, антикризисные пакеты необходимо применять в полном объеме.

Вместе с тем, предполагается, что каждая страна - это отмечено в коммюнике - должна подготовить стратегию выхода из этих антикризисных мер, потому что объемы дефицитов очень большие. Если их сохранять на долгий период, то это создаст дополнительные риски для макроэкономики стран, для инфляции. Поэтому требуется своевременная и постепенная стратегия выхода из кризиса.

В.В.Путин: Требуется подготовить стратегию выхода из антикризисных мер или уже начать это движение по свертыванию антикризисных мер?

А.Л.Кудрин: Абсолютно справедливо. Именно это и обсуждалось. Сейчас пока, как я уже сказал, требуется полное применение пакетов антикризисных мер, сейчас еще не начался выход. Но как только этот этап обозначится, только тогда надо применять эти стратегии выхода.

Это как раз было предметом дискуссии. Например, американский и британский министры просили сейчас пока еще максимально применять эти пакеты, потому что создание спроса, поддержка экономик сегодня еще требуются в полном объеме. Здесь важно и не опоздать, и не опередить события.

Кроме того, обсуждались меры совершенствования регулирования финансовых рынков. Отчитывался Совет по финансовой стабильности, в который теперь входит и Россия. Подготовлен целый ряд документов по новому регулированию, которые уже начинают внедряться и распространяться по странам.

Обсуждалась также реформа международной финансовой архитектуры. Обсуждалось создание так называемого глобального стандарта. Меры, как правило, национального регулирования или некие стандарты, которые применяются добровольно, были доработаны. Создали некую рамку регулирования экономик по разным направлениям: от финансовых рынков до налогов, аудита, торговли. То есть сегодня нам нужно говорить о глобальных международных институтах регулирования, которые охватывали бы многие страны, и мы все подчинялись бы определенным правилам. Уровень или обязательность применения этих правил тоже были предметом серьезного анализа.

Обсуждался вопрос об увеличении ресурсов Международного валютного фонда для поддержки стран.

Сейчас пока удалось собрать чуть больше 400 млрд - уже с учетом взносов России, Бразилии, Китая, которые были объявлены. Сейчас ожидается объявление взноса Индии. И сегодня уже эти ресурсы востребованы, особенно в части Восточной и Центральной Европы, где кризис достаточно серьезный. Как известно, особенно в странах Прибалтики и в некоторых странах Центральной и Восточной Европы, что может сдетонировать, увеличить последствия для банковской системы Европы.  

Кроме того, обсуждалась продовольственная программа и продовольственная безопасность - те меры, которые были разработаны на предыдущих встречах «восьмерки», они продолжаются. Рядом стран был подписан документ-соглашение о начале специального проекта о предварительном финансировании при закупке вакцин. Эта программа предполагает, что беднейшие страны не только не могут платить за поставки вакцин, но и за разработку тех видов вакцин, которые требуются в этих странах.

Международное сообщество начинает финансировать эти программы, беря на себя работу, которую рынок не может в этих условиях выполнить, и таким образом сделает эти вакцины доступными  для беднейших стран.

Россия участвует в этой программе в размере 80 млн долларов на 10 лет - поэтапно, по 8 млн ежегодно.

Кроме того, я встретился с министром финансов Италии. Мы подписали соглашение об избежании двойного налогообложения между нашими странами. Это обновленная версия, одобренная нашим Правительством - мы в очередной раз делаем шаг навстречу бизнесу, для более комфортной работы бизнеса в двух наших странах.

У меня также были встречи с министром финансов США Гайтнером, министрами финансов Франции, Германии. Мы с ними обсудили, кроме прочих вопросов, и ситуацию в Украине с их платежами за газ, необходимость международных усилий в этой части, Ваши обращения в Евросоюз и в МВФ.

Я также встречался с директором-распорядителем МВФ Стросс-Каном, с которым мы также обсудили эту тему. Соответствующие детали этих переговоров я Вам доложу.

В.В.Путин: Спасибо. Вы подписали с итальянцами соглашение об избежании двойного налогообложения. А говорили со своими американскими коллегами, что они-то делают? Они сейчас, насколько я слышал, собираются облагать налогом филиалы своих компаний, работающие и зарегистрированные в других странах. И это как раз полная ликвидация всей системы тех договоров, которые вы подписали с итальянцами.

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, как раз этот вопрос с американским министром не обсуждали. Мы сейчас изучаем информацию об этом, но пока не выносили это дальше...

В.В.Путин: Это серьезное решение для мировой экономики. Если облагать налогом все компании, работающие за рубежом, то это полная ликвидация системы избежания двойного налогообложения.

А.Л.Кудрин: Один из вопросов, который мы затрагивали, - это налоговые мировые гавани и дальнейшая работа. Но это только по отдельным юрисдикциям, где, на наш взгляд, прячутся налоги и России, и Франции, и других стран.

В.В.Путин: Но эта тема давно обсуждается. Это отдельная тема. Ладно. Тем не менее, я хотел бы, чтобы этот вопрос был прояснен в диалоге с нашими коллегами.

А.Л.Кудрин: Мы обменяемся информацией с нашими американскими коллегами.

В.В.Путин: Спасибо. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), в рамках проекта «Здоровье» как идет работа по оказанию помощи пострадавшим при ДТП и больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями?

Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Президиума. Мы, я напомню, в прошлом году начали два новых направления. Это мероприятия, направленные на совершенствование оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями и пострадавшим при ДТП. Эти два вида были выбраны потому, что по ним наблюдается самый высокий уровень смертности. Скажем, от сердечно-сосудистых заболеваний у нас ежегодно умирают до миллиона человек.

В прошлом году для участия в этих программах  - и по одной, и по другой - были выбраны по двенадцать субъектов Федерации. Таким образом, 24 субъекта были охвачены этими двумя направлениями. Поскольку основные организационные мероприятия, которые включали в себя оснащение действующих учреждений высокотехнологичным оборудованием и специальным автотранспортом, были завершены в конце 2008 года, мы смогли получить результаты только по данным первого квартала 2009 года. Они характеризуются следующими данными.

Что касается оказания помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями. По результатам первого квартала, у нас увеличилось число госпитализированных больных с инсультом в 2,6 раза, с инфарктом миокарда - в 2 раза. Увеличилось число высокотехнологичных вмешательств при инсульте в 4 раза, при инфаркте миокарда - в 3,1 раза. Число больных инсультом, но после лечения - независимых в повседневной жизни, увеличилось в 3,6 раза. И соответственно сократилась численность умерших от болезней системы кровообращения на 15 тысяч, или 4,9%. Это данные первого квартала по сосудистой программе и как раз по тем 12 субъектам, о которых я сказала.

Такая же позитивная тенденция у нас наблюдается при оказании помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий. Снизилось общее число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 1,75 раза. Но это, безусловно, не только действие этой программы. Это еще и действие программ, которые осуществляют и сами субъекты Российской Федерации, и Министерство внутренних дел, которое является координатором программ безопасности дорожного движения. Кроме того, в 1,3 раза снизилось количество погибших на месте дорожно-транспортных происшествий, и соответственно на 20% увеличилось число пострадавших, которых доставили в лечебные учреждения.

Эти результаты по 12 субъектам Российской Федерации в целом свидетельствуют об улучшении ситуации со смертностью  в Российской Федерации. В 2009 по сосудистым заболеваниям в проекте будут участвовать тоже 12 субъектов Российской Федерации. Сейчас завершаются подготовительные мероприятия. Также и по дорожно-транспортным происшествиям.

В.В.Путин: Спасибо.

Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), что у нас по гриппу? В Великобритании, по-моему, первые жертвы есть?

В.А.Зубков: Да, первые жертвы есть. В четверг Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о введении 6-го, максимального уровня угрозы пандемии, вызванного высокопатогенным вирусом гриппа А/Н1N1/. Сегодня это уже 74 страны, где имеет место это заболевание.

Я хочу подчеркнуть, что возможное распространение заболевания в той или иной стране зависит от готовности национальной системы здравоохранения. Надо сказать, что наша Правительственная комиссия своевременно принимает меры превентивного характера. Мы провели три заседания комиссии. С 30 апреля осуществляется постоянный контроль за состоянием здоровья пассажиров, прибывающих из неблагополучных по гриппу стран.

Определен перечень мероприятий, проводимых в случае выявления больных. Это хорошо сработало при локализации лечения трех случаев заражения этим гриппом. Я, кстати, по каждому случаю Вам докладывал - по заболеваниям, которые были в нашей стране.

Приведены к действию планы по обеспечению готовности к пандемии гриппа на региональном и муниципальном уровнях. Проведена оценка запасов противовирусных препаратов.

Введена практика заслушивания на комиссиях отчетов регионов. Мы уже заслушали Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Ленинградскую, Калининградскую области. Работа идет в плановом режиме. Очередное заседание комиссии пройдет в среду, 17 июня.

Задачами на ближайшее время считаем подготовку к привычной кампании по защите населения от сезонного гриппа и разработку вакцины против гриппа А/Н1N1/. Такая работа в стране сейчас проводится.

Ситуация в стране находится под постоянным и действенным контролем, принимаются все меры, адекватные уровню угрозы. И благодаря оперативным и результативным действиям надзорных служб и медицинских работников, люди сегодня вне опасности.

В.В.Путин: Хорошо. Нужно эту работу продолжать, потому что, несмотря на то, что некоторые наблюдатели склонны утверждать, что большой опасности нет, тем не менее, государство и государственные органы должны быть готовы к любому развитию событий. Все, что сегодня сделала комиссия, - это хорошо, это в позитив, но нужно иметь в виду, что опасность, тем не менее, высока.

Мы не можем отмахиваться от этого, тем более что Всемирная организация здравоохранения обращает внимание всех государств на эту опасность. Нужно плановые мероприятия, намеченные в рамках работы комиссии, продолжить.

В.А.Зубков: Я с Вами абсолютно согласен.

В.В.Путин: Что у нас по нашему диалогу с белорусскими партнерами по поставке сельхозпродукции?

С.С.Собянин: Владимир Владимирович, должен сказать, что белорусская сторона излишне политизирует данный вопрос и делает крайне некорректные заявления, что в целом усложняет, конечно, ведение переговоров. Я думаю, Елена Борисовна (Скрынник) доложит по данному вопросу подробно.

В.В.Путин: Некорректно - это, конечно, нехорошо, но обижаться не нужно. Кризис, утомляемость, стрессы... Нам самим, кстати говоря, нужно быть аккуратнее в высказываниях, даже если мы считаем, что мы правы, но нужно знать, что мы говорим и где мы говорим, и проявлять сдержанность.

И в обычной жизни, и в политике обижаться - это не самое лучшее развитие событий. Знаете, я воспитывался на ленинградской улице, и у нас во дворе в таких случаях говорили: «Кто как обзывается, тот так и называется».

Но в политике вообще принято руководствоваться совершенно другими соображениями - здесь нужно говорить об интересах наших народов, интересах государства. Мы, как бы то ни было, с Белоруссией - единая семья. В семье могут происходить и ссоры, и скандалы иногда, но все равно жизнь идет своим чередом и нужно работать. Елена Борисовна, что мы делаем в этом направлении, как мы работаем с нашими белорусскими партнерами?

Е.Б.Скрынник: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Президиума. На сегодняшний день ситуация с белорусской молочной продукцией выглядит следующим образом. С Министерством сельского хозяйства Белоруссии мы подписали общий баланс - по этому балансу мы снизили объем ввозимого сухого молока, которое поставляется к нам по неадекватно сниженным ценам. Кроме этого, Владимир Владимирович, сегодня поступило устное предложение со стороны белорусов отказаться от ввоза на территорию Российской Федерации сухого молока на два квартала, для нас проблемных. Это кварталы большого молока - второй и третий. Таким образом это предложение для нас позитивное. Это даст возможность нашим сельхозтоваропроизводителям по адекватным ценам, приемлемо реализовывать свое молоко, российское. Поэтому я считаю, что динамика в наших отношениях положительная, по крайней мере, на уровне министерств сельского хозяйства. Они готовы подписать это соглашение.

В.В.Путин: Хорошо. Есть и еще одна сторона этой медали - это цены на внутреннем рынке.

Е.Б.Скрынник: Да, конечно.

В.В.Путин: Наши молочники, когда я с ними встречался, заявили о том, что никакого удорожания продукции не будет на внутреннем рынке. Я Вас прошу за этим внимательно следить.

Е.Б.Скрынник: Хорошо.

В.В.Путин: Виктор Федорович (обращаясь к В.Ф.Басаргину), Вы знаете, я подписал распоряжение об увеличении уставного капитала Агентства по ипотечному жилищному  кредитованию в 2009 году. Пожалуйста, прокомментируйте это решение.

В.Ф.Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Президиума, это распоряжение входит в общий пакет мер по поддержке жилищного строительства. Агентство ипотечного жилищного кредитования планирует в первом полугодии выкупить кредиты у банков на сумму порядка 13,5 млрд рублей. Это аналогично полугодию 2008 года.

К сожалению, по ипотечному кредитованию граждан у нас объемы снизились, мы по полугодию выйдем на 52 млрд рублей.  Это почти в 6 раз меньше, чем в 2008 году. Хотя полтора месяца назад я Вам докладывал по кредитной ставке, она была в среднем 19%, сегодня уже 15,6%. Существенное снижение идет.

Поэтому мы планируем использовать 20 млрд рублей так: порядка 10 млрд рублей - на программу поддержки строительства жилья экономкласса, совместно с Российским фондом содействия жилищному строительству; порядка 4 млрд мы планируем использовать на программы поддержки военнослужащих и молодых семей совместно с Министерством обороны; и часть средств пустить на реструктуризацию задолженностей по образовавшимся кредитам. И получить от этого следующий эффект: с одной стороны, поддержать сеть, инфраструктуру ипотечного кредитования, в том числе возобновить работу региональных банков по поддержке ипотеки и региональных отделений Агентства, повлиять на снижение процентной ставки, а также развивать частное кредитование и привлекать на жилищный рынок частных лиц.

Это как бы задача по использованию этих средств.

В.В.Путин: Хорошо. Решение о возможности использования материнского капитала на цели погашения ипотечных кредитов работает?

В.Ф.Басаргин: Решение работает. Мы планировали суммы даже меньшие, чем те, которые  идут сегодня по этой линии.

В.В.Путин: Сколько сейчас, Вы не помните?

В.Ф.Басаргин: Сейчас порядка 20... 27 млрд. Мы планируем, что выйдем за 50.

В.В.Путин: За 50 млрд. Это востребованный объем денег, которые граждане берут для этих целей?

В.Ф.Басргин: Да.

В.В.Путин: Хорошо. Хочу вас проинформировать о том, что мною подписано еще одно распоряжение Правительства Российской Федерации - об учреждении национального парка «Русская Арктика». Это в Архангельской области, на островах архипелага Новая Земля и прилегающих акваториях в этом регионе. Западный сектор российской Арктики - это уникальное место с высоким сочетанием высокого биоразнообразия и высокой биопродуктивности. Здесь крупнейшие в Северном полушарии птичьи базары, лежбища моржей, обитание белого медведя, гренландского кита и других видов фауны, занесенных в международную Красную книгу и в Красную книгу Российской Федерации.

Регион отличается насыщенностью, уникальными объектами историко-культурного наследия. И в этом смысле представляет большой интерес для развития сферы экологического, научного и познавательного туризма. Создание национального парка не нанесет ущерба экономической деятельности в регионе.

У нас эта деятельность проводится регулярно - природоохранная, я имею в виду, в разных ее проявлениях. У нас много национальных парков. Вот еще один прибавился.

Приглашаю вас провести очередной отпуск именно в этом, а может, быть, и в других национальных парках. У нас много интересных, красивых мест. Сергей Кужугетович (Шойгу) знает, приглашает меня летом съездить еще в одно место. Мы, наверное, так и сделаем.

Давайте перейдем к работе по повестке дня.

Прежде всего, хотел бы остановиться на вопросе, связанном с модернизацией нашей экономики. Речь пойдет о дополнительных шагах по стимулированию инновационной активности предприятий. Напомню, что это одно из приоритетных направлений деятельности Правительства.

Вы знаете, что совсем недавно и Президент принял решение создать комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики. Нужно оказать всяческое содействие работе этой комиссии.

Отмечу, что в этой сфере уже сделано кое-что. Задействованы налоговые рычаги, которые создают благоприятный режим для инвестиций в новые технологии, НИОКРы, обновление производства. Развиваются элементы инновационной инфраструктуры - наукограды, технопарки, особые экономические зоны, венчурные фонды.

Государство напрямую, через федеральные целевые программы, поддерживает прорывные, высокотехнологичные направления - космос, ядерную энергетику, авиацию, судостроение, нанотехнологии. Кстати говоря, мы денежки у них в этом году «почистили», имейте в виду, что в следующем году нужно предусмотреть средства на деятельность этих фондов.

Вместе с тем, восприимчивость экономики, бизнеса к инновациям в целом всё еще остается невысокой. В России доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, составляет 9,4%. Для сравнения: в Федеративной Республике Германия - 73%, в Бельгии - 58%, в Эстонии - 47%, в Чехии - 41%.

Кроме того, сегодняшние экономические неурядицы создают дополнительные риски. Складывающаяся ситуация подталкивает некоторые предприятия к сиюминутным решениям: к урезанию инвестиционных программ, к откладыванию «на потом» планов обновления производства.

Но очевидно, что это тупиковый путь, который противоречит долгосрочным интересам и самих предприятий, и экономики в целом. Поэтому мы должны действовать здесь достаточно последовательно, а если потребуется, и жёстко - не только создавать благоприятные налоговые, таможенно-тарифные режимы, задействовать механизмы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, но и ставить предприятия в такие условия, когда отказ от инноваций, консервация отсталости фактически будет их выбивать с рынка.

Инструментом такой жёсткой политики должны стать современные технические регламенты, а также повышенные требования законодательства в сфере энергосбережения, экологии, промышленной безопасности. 

Необходимо последовательно ограничивать либо запрещать применение устаревших, расточительных, наносящих вред человеку и окружающей среде технологий, за счёт этого повышать качество и конкурентоспособность выпускаемой на наших предприятиях  продукции. 

Так, уже приняты решения по обеспечению рационального использования попутного газа, прекращению выпуска низкосортных марок бензина. Ряд новых регламентов успешно внедрён в пищевой промышленности, в том числе и по молоку.

На очереди - полное обновление нормативной базы строительства, а также принятие пакета законодательных новаций в сфере энергосбережения.

В рамках антикризисных мер поддержка конкретным предприятиям также предоставляется при условии проведения ими программ модернизации, и от принципа «помощь в обмен на инновации» мы, конечно, отказываться не будем. 

Очевидно, мы должны искать дополнительные резервы для поддержки инновационной активности предприятий. Так, с бóльшей эффективностью следует использовать ресурсы государственных институтов развития, а также программ поддержки высокотехнологичного экспорта.

Еще одно важное замечание. Сегодня по факту невозможно точно оценить, каков общий объем средств, расходуемых на науку и инновации. Такие ассигнования идут по линии разных ведомств, без должной взаимной увязки, и не согласованы между собой.

Ситуацию можно и нужно менять. В том числе, полагаю целесообразным усилить координирующую роль Министерства образования и науки в определении приоритетов и выстраивании общей логики госрасходов в сфере научных исследований и внедрения новых технологий.

И, конечно, нужно расширять поле для предпринимательской инициативы в сфере инноваций, в том числе со стороны малого бизнеса, научных коллективов, образовательных учреждений.

Необходимо, наконец, решить вопрос и с полноценным вовлечением в коммерческий оборот интеллектуальной собственности, созданной за бюджетные средства.

Право использовать соответствующие разработки должны получить - мы уже об этом много раз говорили - в том числе их авторы и другие заинтересованные лица, разумеется, при условии отчисления части дохода в пользу государства, поскольку они получены с использованием государственных ресурсов.

В материалах Минэкономразвития содержится и ряд других предложений. Я предлагаю их сегодня подробно обсудить.

Теперь по следующему вопросу. Нам предстоит подвести итоги  исполнения федеральных целевых программ за первый квартал.

Напомню: в ходе корректировки бюджета на 2009 год мы существенно перераспределили средства в пользу реализации антикризисных мер. Напомню, что в целом расходы даже несколько увеличились, но внутри бюджета произошло перераспределение.

Финансирование федеральных целевых программ пришлось достаточно серьёзно сократить - с 1 триллиона 161 миллиарда рублей до 909 миллиардов, то есть мы сократили  на 252 миллиарда.

И тем не менее, объем расходов по приоритетным программам удалось в основном, по важнейшим направлениям сохранить. Это было трудное решение. И вы знаете, как непросто давалось утверждение каждой цифры бюджетных ассигнований и как долго и изнурительно шли споры по этим вопросам. Поэтому спрос за эффективную реализацию целевых программ, результативное использование ресурсов должен быть исключительно высок.

Мы должны сегодня провести пристальную оценку положения дел по всем федеральным целевым программам. И обязательно учтём полученные результаты при подготовке бюджета на следующий год.

Кроме того, в нашей повестке - поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие перенос на 1 октября срок представления в Госдуму проекта федерального бюджета. Эта антикризисная мера будет носить временный характер, а ее применение позволит подготовить более качественный и реалистичный бюджет на 2010-2012 годы. Имея в виду, что нам нужно сделать, Минэкономразвития должен подготовить качественный прогноз, на базе которого мы и должны подготовить главный финансовый документ страны на предстоящую трехлетку.

Давайте начнем работать.

Дополнительные материалы по теме