Версия для слабовидящих

14 июля 2008

Материалы к заседанию Президиума Правительства РФ 14 июля 2008

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 14 июля 2008 г. рассматриваются следующие вопросы:

1. О проектах федеральных законов, направленных на сокращение административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности

О проекте федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия»

Основной целью законопроекта является уточнение норм актов законодательства Российской Федерации, вводящих обязательную сертификацию определенных видов продукции для обеспечения возможности использования, в случае целесообразности, декларирования соответствия вместо обязательной сертификации. Кроме того, законопроект устраняет некоторые противоречия между отдельными положениями законодательных актов и нормами Федерального закона «О техническом регулировании», например, исключая обязательную сертификацию работ (услуг).

Указанная цель достигается без изменения общей концепции действующих законов, а вносимые изменения будут способствовать повышению эффективности их реализации за счет снижения административного давления на бизнес.

Законопроектом предусматривается внести изменения в 19 законодательных актов (2 закона Российской Федерации и 17 федеральных законов). Основным предметом изменений являются нормы, направленные на обеспечение возможности использования двух форм подтверждения соответствия: декларирования соответствия и обязательной сертификации, вместо предусматривавшейся ранее единственной формы - обязательной сертификации.

Сущность этих изменений - замена слов «обязательная сертификация» и «сертификаты соответствия» соответственно на слова «обязательное подтверждение соответствия» и «документы об обязательном подтверждении соответствия» - не будет препятствовать использованию в обоснованных случаях обязательной сертификации, так как обязательная сертификация является одной из форм обязательного подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям.

Введение в действие данного Закона позволит повысить эффективность технического регулирования за счет ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности путем замены при необходимости обязательной сертификации декларированием соответствия.

О проекте федерального закона
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)»

В настоящее время некоторые аспекты государственного контроля и надзора регулируются отдельными нормативными правовыми документами, базовым из которых является Федеральный закон №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Анализ практики применения Закона №134-ФЗ показал, что количество мероприятий по контролю со стороны большинства государственных органов, а также временные издержки хозяйствующих субъектов при их проведении сократились незначительно. Кроме того, остались проблемы недостаточной эффективности и результативности действующей системы контроля (надзора) как следствие того, что органы государственного контроля (надзора) не объединены единой идеологией.

Существующее дублирование функций ведомствами федерального и регионального уровня, избыточность предъявляемых к предпринимателям требований, отсутствие обоснованных подходов к доказательству необходимости государственного вмешательства в экономику не только не обеспечивают в полной мере безопасность товаров (работ, услуг), но и увеличивают издержки предпринимателей, снижая их конкурентоспособность.

Подготовленный проект федерального закона разработан в целях правового регулирования ряда проблем, выявленных по итогам правоприменительной практики Федерального закона №134-ФЗ.

Основной новеллой законопроекта представляется модернизация действующей системы планового контроля (надзора). В отношении всех видов предпринимательской деятельности плановый контроль (надзор) осуществляется не более, чем один раз в три года, за исключением изъятий, предусмотренных законопроектом. Предлагается сохранить иную нормативную периодичность (с учетом сезонности) лишь для контрольно-надзорных мероприятий в отношении социально-значимых объектов, для чего законопроектом предусмотрен закрытый перечень указанных объектов (лечебно-профилактические учреждения, учреждения социального обеспечения, дошкольные воспитательные и образовательные учреждения и другие учреждения).

Законопроектом внедряется преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности путем установления обязанности направления всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями до начала осуществления предпринимательской деятельности (отдельных видов деятельности) уведомления о начале предпринимательской деятельности о соответствии требованиям (федеральных, региональных и муниципальных), предъявляемым к данному виду деятельности действующим законодательством.

Уведомлению о начале предпринимательской деятельности подлежит деятельность в следующих сферах: оказание гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и проживанию; оказание бытовых услуг населению; оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания; розничная торговля; оптовая торговля; коммерческая перевозка пассажиров автомобильным транспортом вместимостью не более 20 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); коммерческая перевозка автомобильным транспортом грузов свыше 2,5 тонн (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд.

Кроме того, законопроектом устанавливается исчерпывающий перечень предъявляемых к уведомлениям сведений (охрана окружающей среды, жизни и здоровья).

Для проверки достоверности сведений, содержащихся в уведомлениях и организации государственного контроля (надзора) за своевременностью их представления (изменения, обновления, дополнения) заявителями, предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях соответствующие нормы ответственности юридических лиц (в форме предупреждений и штрафных санкций) за недостоверность и несвоевременность представления уведомлений.

Проверка сведений, содержащихся в уведомлениях, происходит посредством проведения мероприятий планового государственного и муниципального контроля (надзора) путем проведения выборочных проверок по четко определенным основаниям и критериям.

Нормами законопроекта вводится понятие проверка, которое включает в себя два вида проверок: документарные и выездные. Если ранее орган государственного контроля (надзора) мог по собственному усмотрению назначать проведение любого вида проверок, то законопроектом установлено разделение возможности организации и проведения проверок в зависимости от видов проводимого контроля (надзора). При этом выездная проверка осуществляется только в случаях, когда проведение документарной проверки недостаточно для установления фактов нарушений действующего законодательства.

Законопроектом существенно изменяется идеология проведения внепланового государственного и муниципального контроля (надзора) субъектов предпринимательской деятельности. Так, законопроектом установлено, что внеплановый государственный и муниципальный контроль (надзор) хозяйствующих субъектов проводится только в случаях проверки информации, полученной органами государственного и муниципального контроля (надзора) от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления или средств массовой информации:

- о возникновении угрозы жизни или здоровью людей, загрязнения окружающей среды, аварийных ситуаций;
- о причинении ущерба жизни, здоровью людей или окружающей среде.

Законопроект исключает из перечня оснований для проведения мероприятий внепланового государственного и муниципального контроля (надзора) нанесение имущественного ущерба, поскольку защита имущественных прав может осуществляться в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством.

Законопроект вводит запрет на проведение дублирующего контроля разными контрольно-надзорными органами в отношении одних и тех же требований, в отношении одного и того же объекта.

Кроме того, на все виды контроля (надзора), попадающие в сферу действия законопроекта, предполагается распространить общие принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора), а также следующие положения:

- несколькими органами не могут проверяться одни и те же требования;
- суммарный годовой срок проведения мероприятий по контролю для всех органов контроля для субъектов микропредприятий не может превышать 20 часов, а для субъектов малого предпринимательства - 70 часов.

Реализация Законопроекта позволит повысить экономическую активность предпринимателей (в том числе субъектов малого предпринимательства), в особенности в инновационной и производственной сфере; снизить уровень необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность; сократить коррупционную составляющую проведения контрольно-надзорных мероприятий; снизить расходы государственных и местных бюджетов на организации проверок; стимулировать граждан, желающих начать предпринимательскую деятельность.

О проекте федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования страхованием гражданской ответственности»

Проект подготовлен по результатам анализа положений федерального законодательства и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регламентирующих вопросы лицензирования отдельных видов деятельности. При определении видов деятельности, лицензирование которых предлагается заменить страхованием гражданской ответственности или наличием финансовой гарантии, учитывались лицензионные требования и условия, предъявляемые к данному виду деятельности, положения федеральных законов, регулирующих некоторые виды деятельности.

Кроме того, для оценки рисков при осуществлении предпринимательской деятельности были привлечены представители страхового и банковского сообществ, проведены консультации с представителями лицензирующих органов и предпринимательскими объединениями, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Результатом проделанной работы стал проект федерального закона, предусматривающий замену института лицензирования трех групп деятельности (перевозки, эксплуатация взрывопожароопасных объектов, почтовая связь), страхованием гражданской ответственности.

Применительно к лицензионным видам деятельности проект федерального закона предусматривает заменить страхованием 6 видов деятельности:

1. Перевозки внутренним водным транспортом грузов.
2. Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте.
3. Перевозки морским транспортом грузов.
4. Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах.
5. Деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
6. Оказание услуг почтовой связи.

Предложение о замене лицензирования страхованием гражданской ответственности предполагает замену административного барьера выхода на рынок установлением требований, предусматривающих наличие финансового обеспечения деятельности, сохраняя иные действующие в настоящее время формы государственного контроля, установленные законодательством, регулирующим конкретные виды деятельности.

В целях проведения подготовительных мероприятий, необходимых для замены лицензирования, предполагается установить отлагательную норму, предусматривающую завершение переходного периода к 1 июля 2009 года.

Подготовленным законопроектом предлагается ввести нормы, регламентирующие порядок страхования гражданской ответственности, в следующие законодательные акты: Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №176-ФЗ «О почтовой связи».

Одновременно с этими нормами в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вводятся нормы, предусматривающие отмену лицензирования указанных видов деятельности.

Законопроектом упрощается порядок продления лицензии, для чего в закон вводится норма о применении упрощенного порядка продления действия лицензии в случае, если за время действия лицензии не были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий и/или на момент подачи заявления не произошли изменения, при которых предусмотрено переоформление лицензии.

Принятие данного проекта закона направлено на обеспечение гарантии возмещения ущерба третьим лицам при нарушении требований законодательства Российской Федерации в указанных сферах деятельности.

О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий законопроект разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Законопроектом вносятся изменения в:

- Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (Закон «О милиции»), направленные на исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности,
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) в части регламентации процедуры проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении,
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в части регламентации процедуры изъятия документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении,
- Федеральный закон от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности», направленные на уточнение перечня оперативно-розыскных мероприятий при осуществлении уполномоченными органами оперативно-розыскной деятельности, а также их прав при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.

Отдельные положения Закона «О милиции» наделяют сотрудников органов внутренних дел правами, которые могут реализовываться без соблюдения процедур, предусмотренных УПК РФ и КоАП РФ.

Закон «О милиции» устанавливает лишь общие требования при реализации милицией указанных прав, но не содержит четких процедур, которые наделяли бы не только милицию, но и лиц, в отношении которых проводятся указанные мероприятия определенными правами и обязанностями.

В этой связи законопроектом вносятся изменения в Закон «О милиции», согласно которым проведение мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений, возможно только при наличии соответствующего повода к возбуждению дела об административном правонарушении или уголовного дела, а должностные лица органов внутренних дел при проведении таких мероприятий должны будут руководствоваться только теми процедурами и порядком их применения, которые прямо предусмотрены УПК РФ и КоАП РФ.

Законопроектом вносятся изменения в часть 5 статьи 27.10 КоАП РФ, устанавливающую процедуру и требования к изъятию вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, за исключением водительских удостоверений, удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), удостоверений судоводителя, удостоверений пилота.

Законопроектом вносятся изменения в УПК РФ, регламентирующие процедуру проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении:

- при проведении документальной проверки и ревизии допускается изъятие документов либо их копий с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо копий;
- устанавливается обязательное участие понятых в изъятии документов при проверке сообщения о преступлении;
- вводится обязанность должностного лица, осуществляющего проверку сообщения о преступлении, делать копии подлинных документов, подлежащих изъятию, с последующей передачей заверенных должностным лицом копий документов;
- устанавливается пятидневный срок, в течение которого заверенные копии документов должны быть переданы лицу, у которого изъяты документы;
- продление срока принятия решения по сообщению о преступлении при необходимости проведения документальных проверок и ревизий возможно до 60 суток только по преступлениям в сфере экономики.

Указанные дополнения направлены на установление процессуальных прав и обязанностей органов внутренних дел в целях обеспечения защиты прав юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, при проведении проверок их деятельности.

2. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. №371 и от 30 июля 2004 г. №398

Подготовленный проект постановления Правительства Российской Федерации разработан в целях упорядочения и разграничения функции Росморречфлота по назначению на должность капитана морского порта и функции Ространснадзора по осуществлению надзора за деятельностью капитана порта по обеспечению безопасности судоходства и порядка в порту.

В настоящее время, в соответствии с ранее утвержденным Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, Ространснадзор обеспечивает организационно-методическое сопровождение и контроль деятельности капитанов портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту, а также представляет Росморречфлоту кандидатов для назначения на должность капитана морского порта.

Существующий в настоящее время порядок назначения на должность и освобождения от должности капитанов морских портов, в связи с длительностью процедуры согласования, негативно влияет на безопасность судоходства и порядка в морских портах, так как исключает возможность оперативного назначения капитана морского порта в экстренной ситуации.

Кроме того, организационно-методическое сопровождение деятельности капитанов портов является, прежде всего, обязанностью работодателя, которым в силу предоставленных ему полномочий является Росморречфлот.

Учитывая изложенное, проект постановления предусматривает исключение из постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. №398 «Об утверждении Положения о федеральной службе по надзору в сфере транспорта» подпунктов «а» и «г» пункта 2 данного постановления.

Росморречфлот в соответствии с пунктом 9.7 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 г. №371 в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных федеральных государственных учреждений.

Учитывая особое положение капитана морского порта, установленное статьями 74-76 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, в соответствии с которыми капитан порта подчиняется непосредственно федеральному органу исполнительной власти в области транспорта, проектом постановления пункт 9.7 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта предлагается дополнить словами «капитанов морских портов».

Выполнение Ространснадзором функций по организационно-методическому сопровождению деятельности капитана порта и представлению Росморречфлоту кандидатур для назначения на должность капитана морского порта осуществлялось должностными лицами Ространснадзора, которые осуществляют контроль и надзор в сфере морского транспорта.

Указанные должностные лица после изъятия у Ространснадзора функций по организационно-методическому сопровождению деятельности капитана порта и представлению Росморречфлоту кандидатур для назначения на должность капитана морского порта продолжат выполнять функции по контролю и надзору в сфере морского транспорта, в том числе за деятельностью капитанов морских портов. Поэтому с учетом трудоемкости изымаемых и остающихся у Ространснадзора функций уменьшить установленную Правительством Российской Федерации предельную численность Ространснадзора не представляется возможным.

3. О проведении Межправительственной экономической конференции прикаспийских государств

3-4 октября 2008 г. в г. Астрахань должна пройти Межправительственная экономическая конференция прикаспийских государств.

Для подготовки и проведения указанного мероприятия образуется Оргкомитет, основными задачами которого является обеспечение координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федераци.

С учетом выносимых на конференцию прикаспийских государств вопросов: сотрудничество в областях судоходства, создания и развития транспортных коридоров, добычи и транспортировки энергоресурсов, рыболовства и охраны биоресурсов, экологии, организация подготовки Конференции проводится с участием Минэкономразвития России (в качестве головного ведомства), а также МИДа России, Минтранса России, Минэнерго России, МПР России, Минпромторга России, Росрыболовства и администрации Астраханской области. В работе Конференции могут принять участие и ведущие нефтегазовые российские компании.

Организационно-техническое обеспечение работы указанного организационного комитета возложить на Минэкономразвития России.

11июля 2008 г.
г. Москва

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы, информации и протокола является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.