В.В.Путин принял участие в расширенном заседании правления Торгово-промышленной палаты РФ
27 мая 2009
В.В.Путин принял участие в расширенном заседании правления Торгово-промышленной палаты РФ
В.В.Путин
На расширенном заседании правления Торгово-промышленной палаты РФ
Выступление В.В.Путина:
Уважаемый Евгений Максимович (Примаков), уважаемые коллеги!
Я очень рад возможности выступить сегодня в столь представительной и авторитетной аудитории. И прежде всего хотел бы поблагодарить руководство ТПП России, членов и экспертов Торгово-промышленной палаты за заинтересованное сотрудничество с Правительством, за конструктивные предложения по важнейшим вопросам социального и экономического развития страны.
Особо хочу отметить участие представителей ТПП в доработке антикризисного плана Правительства. Многие ваши замечания и идеи не только учтены, но уже сейчас используются, реализуются в практической работе.
Тема сегодняшнего заседания - «Создание и поддержка инновационных точек роста как ключевое направление антикризисных действий бизнеса и власти». В полной мере разделяю подобную постановку вопроса. Она очень своевременна и в высшей степени востребована.
Именно модернизационный подход заложен в идеологию антикризисного плана Правительства. Я еще раз подчеркну: это не просто план простого выживания в период кризиса - это план развития. Задача не только минимизировать потери, сохранить экономический, производственный потенциал, но и обновить, усилить его, нарастить наш «человеческий капитал», добиться качественных сдвигов в структуре производства и экспорта.
В противном случае, ничего не меняя, мы лишь законсервируем малоэффективную и очень уязвимую от внешней конъюнктуры модель. Без должной отдачи потратим огромные ресурсы и средства налогоплательщиков и по-прежнему будем отставать от ведущих стран мира.
Приведу лишь несколько цифр, - собственно говоря, я думаю, они вам хорошо известны. Удельный вес инновационной продукции в нашей экономике - немногим более 5 процентов, а доля предприятий, осуществляющих технологические инновации - менее 10 процентов. Конечно, такое положение дел устроить нас не может.
Поэтому, пусть и в менее комфортных условиях, но мы должны двигаться вперед, переводить экономику на инновационные рельсы, задействовать новые факторы для посткризисного роста и дополнительные рычаги повышения производительности труда, эффективности и конкурентоспособности.
Сегодня нам крайне важно стимулировать вложения бизнеса в новые разработки, модернизацию производства и передовые технологии. Вы знаете, что в последнее время на этом направлении был предпринят целый ряд конкретных шагов. Имею в виду увеличение амортизационной премии с 10 до 30%, снижение налогов на инвестиции предприятий в НИОКРы и техническое перевооружение, освобождение от НДС импорта оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.
Ускорены также процедуры таможенного оформления экспорта и импорта высокотехнологичной продукции, разработан упрощенный порядок выведения на рынок новой инновационной продукции, основанный на добровольном декларировании соответствия.
Мы намерены стимулировать спрос на инновации и через федеральные целевые программы. Высокотехнологичные проекты, осуществляемые при поддержке государства, будем стараться сохранять и в будущем.
В скорректированном бюджете на 2009 год по максимуму сохранены расходы на развитие таких высокотехнологичных и наукоемких отраслей, как авиа- и судостроение, космос, атомная энергетика, радиоэлектронная промышленность. На эти цели в этом году мы выделяем более 300 млрд рублей. Я должен сказать, было очень сложно сохранить эти ресурсы в условиях сокращения доходов. Нужно было выбирать приоритеты. Имею в виду и высоко поднятую планку социальных расходов. И это надо было сохранить, и макроэкономику не поставить в трудную и опасную ситуацию.
В названных высокотехнологичных сферах у нас есть серьезные заделы и конкурентные преимущества, и мы можем существенно укрепить свое присутствие на глобальных рынках, например, увеличить российскую долю в коммерческих космических запусках с сегодняшних 40 процентов до примерно половины рынка. При этом, конечно же, будем наращивать и научную часть космической деятельности.
Несмотря на все известные ограничения, продолжим развивать и программу по нанотехнологиям. Уже в ближайшее время планируется развернуть ряд таких производств. Причем они будут иметь мультипликативный эффект для целого ряда отраслей - энергетики, электроники, медицины.
Далее. К финансированию инвестиционных проектов в высокотехнологичных секторах экономики активно привлекается такие серьезные ресурсы, как ресурсы Банка развития, субсидируются ставки по кредитам, которые направляются на цели технического перевооружения. Планируем расширять подобную практику и в будущем.
Хотел бы еще раз отметить: предоставляя финансовую поддержку компаниям реального сектора экономики, мы ставим достаточно жесткие условия. На каждом предприятии-получателе господдержки должны быть реализованы программы модернизации производства, а также повышения производительности труда и энергосбережения.
И в первую очередь, это относится к естественным монополиям, госкорпорациям, предприятиям с госучастием. Эти компании сейчас ищут пути снижения своих издержек, но думаю, что ассигнования на научные разработки и инновации - это, конечно же, не статья для экономии.
Следующая задача: нам надо завершить создание по-настоящему интегрированной инновационной инфраструктуры, пока она всё еще фрагментарна и не способна эффективно поддерживать инновационный процесс на протяжении всей цепочки - от генерации идеи до внедрения новых продуктов на рынок.
Мы должны продолжить формирование рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности, совместно с бизнесом и наукой создать систему научного и технологического прогнозирования.
Считаю, что нам надо шире использовать различные формы частно-государственного партнерства в инновационной сфере, например, формировать тематику НИОКРов с упором на заинтересованность предприятий в их результатах или передавать технологии, созданные за счет федерального бюджета, для последующей коммерциализации с привлечением внебюджетных источников. Думаю, в этом и государство, и бизнес были бы заинтересованы.
За последние годы мы уже вложили порядка 30 млрд рублей в развитие инженерной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры особых экономических зон, технопарков и наукоградов. Эти инвестиции обязательно должны принести отдачу.
Один из самых восприимчивых к инновациям секторов экономики - это малый бизнес. Депутатами внесен законопроект, который даст возможность бюджетным научным и образовательным учреждениям, хочу это подчеркнуть, создавать малые инновационные предприятия. Причем они смогут вкладывать в уставный капитал этих компаний права на результаты своих научных разработок. Правительство поддерживает такую идею и уже дало положительное заключение на этот законопроект. Я очень рассчитываю на то, что широкая сеть наших высших учебных заведений, да, может быть, даже и средних учебных заведений, сможет реально включиться в инновационную экономику.
Могу также сказать, что средства «Российской венчурной компании» будут использованы для создания т.н. «посевных фондов». Речь идет о финансовой поддержке малых предприятий на начальной, высоко рискованной стадии развития инновационных производств.
И, конечно, многое зависит и от позиции объединений бизнеса, такого, например, объединения, как ваше. В деловой среде нужно повышать статус и престиж инноватора, изобретателя, в целом формировать новую инновационную культуру, если позволите выразиться таким образом, - создавать моду на креатив.
Рассчитываем здесь на активную работу Торгово-промышленной палаты и других подобных структур.
И в заключение хотел бы обратить внимание на то, что Дмитрий Анатольевич Медведев недавно предложил создать Комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики. Рассчитываю, что бизнес, его объединения окажут самое активное содействие в деятельности этой Комиссии.
Благодарю за внимание. Спасибо большое.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Перед тем, как Евгений Максимович объявит короткий перерыв, я позволю себе очень быстро отреагировать на выступления, которые здесь прозвучали. Начну с последнего, поскольку делал пометки .
Понимаете, мы ведь для этого здесь и собрались, мы для этого и организуем программы в сфере высоких технологий, мы для этого и объявили в качестве генеральной линии развития инновационное развитие нашей экономики - для того, чтобы вместе с вами искать пути, как мы можем эту проблему решить.
Я считаю, что наша работа здесь должна быть в хорошем смысле агрессивной и солидарной. Поменьше «плача Ярославны», побольше конкретных предложений.
Действительно, на этом пути много проблем. И не потому, что кто-то не хочет, а потому, что у нас сложилась определенная структура экономики за целые десятилетия предыдущей жизни.
Мы проводили инновации в 1936, 1938, 1939, 1940 годах и еще немного - в пятидесятых. Всё. С индустриализацией практически крупномасштабные инновации в стране закончились. Если не считать ядерный проект, космический проект, который был тесно связан с ядерным. И понятно тоже, что лежало в основе осуществления этих проектов - выживаемость Советского Союза, создание условий для его выживаемости после Второй мировой войны и после начала ядерного века. Сконцентрировали все ресурсы государства и создали ядерный комплекс, ракетный комплекс и так далее.
Сегодня нам нужно это делать в других условиях, сегодня другие инструменты должны быть использованы. Нам нужно вместе с вами их создать. Конечно, нам всем хочется иметь национальных лидеров и национальных чемпионов в сфере высоких технологий. Кому не хочется?! Мы для этого и начали об этом говорить 3-4 года назад. Мы именно поэтому заложили в программу развития страны до 2020 года инновационное направление нашего развития.
В программу работы Правительства до 2012 года погрузили те же самые идеи. Я уже говорил, выступая здесь на трибуне: несмотря на все сложности кризисного периода, мы все-таки стараемся настроить систему таким образом, чтобы были востребованы продукты в высокотехнологичной сфере. Чтобы там было выгодно работать. И если в Зеленограде, кстати говоря, что-то происходит - в том числе, наверное, в результате целенаправленных действий последних лет. Как создать этих чемпионов в высокотехнологичных областях - давайте думать вместе.
Предыдущие выступающие тоже говорили и намекали на то, что закупается не все правильно, и экспертиза ваша не очень востребована. Вопрос в чем? Кто будет решать, куда и в каких объемах направлять эти государственные ресурсы. А я так понял, что весь пафос нашего коллеги, который выступал, заключался в том, что без государственной поддержки вряд ли что-то можно сделать. Мы готовы эти ресурсы сконцентрировать и направить туда. Механизм давайте выработаем вместе - прозрачный, понятный и некоррупционный.
А сегодняшняя экономика у нас требует других инвестиций. Инвестиции - это «умные» деньги. Инвестиции - это деньги, которые вкладываются для того, чтобы получать еще больше денег. И там, где можно получить их еще больше и быстрее, туда и несут. Условия надо создавать, но это нельзя сделать одним ударом. Постепенно нужно перестраивать всю систему экономики. А то ведь, вы знаете, так можно убить источники, из которых можно инновации финансировать. Здесь нужно действовать аккуратно. Но я благодарен за то, что сегодня мы так заинтересованно обсуждаем эти вопросы.
Теперь некоторые вещи системного характера. Мы много раз возвращаемся к проблеме кредитования. И все с вами хорошо знаем: действительно, в нашей экономике так называемых «длинных» денег очень мало или почти нет. Откуда они складываются в нормальных развитых экономиках, эти так называемые «длинные» деньги, «длинные» ресурсы. Они складываются из нескольких составляющих, которые образовались в результате внутреннего развития этих экономик, из денег граждан, которые вложены в финансовую систему страны в большом количестве и надолго.
Эти «длинные» деньги складываются из средств, которые лежат в финансовой системе - депозиты. Переходящие остатки, которые тоже в большом количестве задерживаются надолго в финансовой системе и являются свободными. Они складываются из средств пенсионных фондов и из денег страховых компаний. Вот массив, в основе которого лежат «длинные» деньги. Я хочу обратить ваше внимание, что наша рыночная экономика развивается всего несколько лет. Реальная рыночная экономика - меньше десятилетия. Может быть, чуть больше.
У нас нет пенсионных фондов, таких как в Америке или в Западной Европе. Нет накоплений граждан, которые лежат в финансовой системе - не востребованы сегодня и еще долго будут лежать, потому что никто не дергается и не стаскивает их, как только что-то в экономике закачалось, понимаете? А государственными деньгами, государственными ресурсами эту проблему не решить.
Да никто ее и не решает государственными деньгами. Вот сейчас в США пытаются что-то делать, но там такая сложная штука, что результат еще не известен. У них дефицит уже зашкаливает за 13%. Такого вообще никогда не было. И к чему это приведет - еще не понятно. Дай бог им успехов, потому что и мы в этом заинтересованы.
Мы даже этого позволить себе не можем. Они напечатали, с мешком пришли в ФРС, забрали - и все. Смотрят только на макроэкономические последствия. А мы с вами куда пойдем?
Действовать здесь нужно очень аккуратно, очень взвешенно.
Теперь дальше. По поводу включения высокотехнологичных производств в списки предприятий, которые пользуются особой поддержкой государства и являются системообразующими. Мы действительно, Евгений Максимович, не выделяли такой группы. Но и в списке системообразующих предприятий в гражданской сфере такие предприятия все же есть. А потом, у нас еще есть специальный список системообразующих предприятий в оборонке, в ОПК. Они практически все в высокотехнологичной сфере находятся.
Ну, а что касается - я уже об этом говорил - допустим, космоса, судостроения, авиастроения - мы даже ничего не сократили там. Они у нас наперечет. Хотя я, тем не менее, пометил, и замечания ваши мы постараемся учесть. Может быть, действительно, какой-то дополнительный акцент в особой поддержке государства следует сделать.
Теперь - доступ малых предприятий к госзаказам. Надо, конечно, посмотреть, чего там не хватает. Я принимаю это замечание. Конечно, не удается там до конца довести, вы, наверное, это чувствуете, а мы, со своей стороны, должны обратить на это повышенное внимание с тем, чтобы эти малые предприятия имели возможность доступа к госзаказам. Сам выступающий сказал о позитивных ожиданиях по поводу электронных торгов. Мы тоже рассчитываем на то, что это будет эффективная работа.
Посмотрим, как это заработает.
Выставочная деятельность. Я полностью согласен: мало, очень мало в выставочной деятельности уделяется внимания проблемам высокотехнологических производств. Мы просто должны обратить на это внимание. Полностью принимаю.
«Союзэкспертиза». Полностью с вами согласен. Если опять вас начинают отстранять от этой работы - это неправильно. Мы посмотрим, подумаем, как формализовать нашу совместную работу - между Правительством, вашей структурой и «Союзэкспертизой». Уверен, что это востребовано. Просто абсолютно в этом убежден, чего бы там в ведомствах ни говорили. Это касается не только Министерства обороны, но и других ведомств. Вы правильно назвали их, ясно, о ком идет речь.
По поводу того, что в некоторых случаях прекращается финансирование НИОКРов - там, где частный бизнес не софинансируют. Наверное, такие случаи возможны. По идее это ведь откуда возникло - это попытка реализовать так называемое частно-государственное партнерство. Если частный бизнес перестает финансировать, то, конечно, государство не всегда может сохранить за собой 100-процентное финансирование. Потому что ведь предполагается, что результаты этой работы фактически будут переданы потом частному бизнесу.
Это первоначально вообще смотрится как: есть частный бизнес, который хочет реализовать проект. Государство приходит с деньгами налогоплательщиков, вкладывает их туда, а потом как бы и выходит. Вообще возникает вопрос: а что государство делает? Я считаю, что это правильная работа. Государство может выйти оттуда без ущерба, но толкнуть развитие, передав потом эксплуатацию результатов этой совместной первоначальной деятельности в частные руки. Но если частный бизнес вообще уходит, то не всегда есть возможность государству там сохраниться.
Правда, в высокотехнологичных областях, наверное, нужно посмотреть дополнительно. Может быть, где-то остаться и финансировать в ожидании того, что рынок восстановится и интерес частного бизнеса к результатам этой деятельности повысится. Хотя в условиях кризиса это очень сложно сделать. Но в некоторых случаях мы, тем не менее, остаемся там. Государство остается даже без бизнеса. Такие случаи есть. Я знаю их лично, потому что лично принимал по ним решения.
Наконец, в завершение. Очень часто мы в разных вариантах слышим тезис об импортозамещении. Я еще раз хочу высказаться по этому поводу. Я не считаю, что импортозамещение - это самоцель. И вообще, когда мы говорим об импортозамещении, мы говорим о том, что там или здесь у нас производятся товары не хуже, чем где-то у наших конкурентов - это уже порочный подход к решению проблемы инновационного развития. Что значит не хуже? Мы должны делать дешевле и лучше, или вообще не делать. Может быть, легче купить?
Я понимаю, когда речь идет об обороноспособности государства, о таких сферах жизнедеятельности страны, без развития которых, мы не можем обеспечить ее существование. Тогда - да, тогда нам нужно даже задорого, но производить у себя, стремиться к лучшему качеству, к меньшим затратам, но у себя делать.
Но если мы говорим в целом об экономике, то нет смысла заниматься импортозамещением, если можно купить задешево. Потому что, если мы всегда будем стремиться догонять, мы всегда будем в отстающих.
А по большому счету надо создавать новые центры компетенции. И выходить вообще на новый способ решения той или иной проблемы, повышая конкурентоспособность экономики в целом.
Я хочу пожелать вам успехов в работе. Спасибо вам большое.