Версия для слабовидящих

23 июня 2008

Материалы к заседанию президиума Правительства 23 июня 2008

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 23 июня 2008 г. рассматриваются следующие вопросы:

1. О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Целью Программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.

Для достижения указанной цели в Программе предусмотрено решить следующие взаимосвязанные задачи:

создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;

создание системы стимулирования притока и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности);

создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров.

Достижение цели и решение задач Программы осуществляется путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам программных мероприятий, распределяемых по следующим направлениям:

стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования, высоких технологий;

инфраструктурное обеспечение привлечения и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий;

инвестиции, обеспечивающие государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Реализация Программы осуществляется в 2009 - 2013 годах в один этап.

Реализация Программы в части капитальных вложений в объекты федеральных университетов будет сопровождаться разработкой и рассмотрением Правительством Российской Федерации концепции их развития.

По прогнозным оценкам, к концу 2013 года реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение следующих положительных эффектов, определяющих ее социально-экономическую эффективность:

повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки, высшего образования и высоких технологий, преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста исследователей (снижение среднего возраста исследователей на 3-4 года; повышение удельного веса исследователей высшей квалификации на 2-4 процента (на 8-16 процентов от современного уровня); повышение удельного веса профессорско-преподавательского состава высшей квалификации - на 4-6 процентов);

создание многоуровневой системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий;

повышение качества научных публикаций (повышение удельного веса России в числе статей в ведущих научных журналах мира - на 1 - 1,5 процента к общему уровню);
увеличение числа научных и образовательных организаций, использующих передовой опыт ведущих мировых университетов.

В целом реализация Программы обеспечит необходимое воспроизводство научных и научно-педагогических кадров при относительной стабилизации их численности, привлечение молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий и закрепление ее в этой сфере.

Программа направлена на решение проблемы привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий.

2. О федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы»

Цель программы - создание условий для перехода к устойчивому развитию экономики и социальной сферы Чеченской Республики.

Программой предусмотрено строительство, реконструкция и восстановление объектов жилищного и коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, науки, культуры, социального обслуживания населения, физической культуры и спорта, транспорта и связи, машиностроения, стройиндустрии, медицинской и деревообрабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса и лесного хозяйства, телерадиовещания и полиграфии, системы правопорядка и общественной безопасности, административных зданий органов государственной власти Чеченской Республики, а также восстановление индивидуального жилья, разрушенного в результате разрешения кризисной ситуации на территории Чеченской Республики, погашение кредиторской задолженности по ранее выполненным работам по восстановлению индивидуального жилья и погашение кредиторской задолженности Правительства Чеченской Республики за выполненные в 2006-2007 годах восстановительные работы.

Формирование по направлениям перечней объектов, относящихся к государственной собственности Чеченской Республики и муниципальной собственности, осуществляется Правительством Чеченской Республики.

Предоставление субсидий Правительству Чеченской Республики на софинансирование объектов, находящихся в государственной собственности Чеченской Республики и муниципальной собственности, будет осуществляться в соответствии с Порядком распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджету Чеченской Республики на обеспечение социально-экономического развития Чеченской Республики в 2008-2011 гг., представленным в приложении к программе, и на основании соглашений, заключаемых главными распорядителями средств федерального бюджета с высшим должностным лицом государственной власти Чеченской Республики.

Реализация программы позволит к 2012 году обеспечить комплексное развитие экономики Чеченской Республики, создать условия для развития отраслей материального производства и социальной сферы, содействовать решению проблемы занятости и повышению реальных доходов населения.

К 2012 году планируется удвоить по сравнению с уровнем 2006 года численность занятых в экономике Чеченской Республики, создать не менее 95,0 тысяч новых рабочих мест в основном в таких секторах экономики и социальной сферы, как стройиндустрия, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, сфера услуг, здравоохранение и образование.

Реализация программы обеспечит создание сбалансированной социальной инфраструктуры. При этом средняя обеспеченность населения к 2012 году жильем составит 13,2 кв. метра на 1 человека, больничными койками - 94,2 коек на 10 тыс. человек, амбулаторно-поликлиническими учреждениями - 191,82 посещений в смену на 10 тыс. человек; врачами - 34,5 человек на 10 тыс. человек, средним медперсоналом - 96,8 человек на 10 тыс. человек; удельный вес учащихся, занимающихся в первую смену (в процентах к числу учащихся) составит 61,1% за счет создания 18 026 дополнительных ученических мест.

Программой предусмотрено строительство сети автомобильных дорог с усовершенствованным твердым покрытием и доведение их плотности до 103,5 км на 1000 кв. км, увеличение абонентской сети на 50,0 тыс. телефонных номеров.

3. О проекте федерального закона, определяющего порядок создания и деятельности федеральных университетов, в том числе их организационно-правовую форму, управления ими, разработки общеобразовательных программ, а также условия осуществления и критерии эффективности образовательного процесса, способы интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности

Минобрнауки России подготовлен проект федерального закона, которым предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части введения категории «федеральный университет», установления порядка их создания и деятельности, определения порядка управления ими, а также способов интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности.

Законопроект предусматривает институциональные изменения в системе российского высшего профессионального образования в части развития сети федеральных университетов, обладающих особыми правами как в сфере образовательно-инновационной, так и финансово-хозяйственной деятельности, призванных решать задачу кадрового обеспечения долгосрочного развития Российской Федерации.

Федеральные университеты будут отличаться от других образовательных учреждений структурой управления, объемом финансирования, степенью академических свобод.

К таким отличиям можно отнести, например, следующее:

- федеральный университет создается Правительством Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации в форме автономного учреждения;

- ректор федерального университета не избирается, а назначается Правительством Российской Федерации на срок до 5 лет;

- должность президента федерального университета учреждается сразу же при его создании;

- обязательное формирование попечительских советов.

4. О представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию Протокола о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года.

Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года (далее - Протокол) был подписан в рамках очередного заседания Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств), проходившего 6 октября 2007 г. в городе Душанбе.

Протокол подлежит ратификации в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».

Подписание Протокола было обусловлено необходимостью формирования правовой базы таможенного союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках ЕврАзЭС во исполнение решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств).

В соответствии с Протоколом Межгосударственный Совет ЕврАзЭС, являющийся высшим органом ЕврАзЭС, наделяется одновременно функциями высшего органа таможенного союза. При этом решения по вопросам формирования и функционирования таможенного союза принимаются членами Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, формирующими таможенный союз.

В рамках указанного Протокола договаривающиеся стороны предусмотрели также необходимость утверждения Положения, определяющего порядок работы Межгосударственного Совета ЕврАзЭС при выполнении им функций высшего органа таможенного союза.

Протокол также предусматривает расширение компетенции Суда Сообщества и распространение ее на разрешение споров, возникающих в рамках таможенного союза.

Изменения, вносимые Протоколом в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, будут способствовать созданию институциональной основы для интеграционных процессов в рамках таможенного союза.

Реализация Протокола не потребует расходов из федерального бюджета.

5. О внесении Российской Федерацией в 2008 году единовременного целевого взноса о Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на финансирование расходов, связанных с подготовкой доклада «Обзор подходов, факторов и индикаторов оценки и повышение качества образования в странах - бенефициарах программ «Образование для всех» в размере 425,5 тыс. долларов США.

С 2000 г. страны «Группы восьми», ЮНЕСКО, Всемирный банк и другие международные организации реализуют программу «Образование для всех» (далее - программа ОДВ), которая направлена на достижение Целей развития тысячелетия (ЦРТ) в области образования, в частности, на обеспечение всеобщего доступа к качественному базовому образованию в развивающихся странах до 2015 года.

В одобренном на саммите «Группы восьми» заявлении «Образование для инновационных обществ в 21 веке» (Санкт-Петербург, 16 июля 2006 г.) подтверждается обязательство активно сотрудничать в интересах обеспечения высококачественного базового образования в соответствии с Целями развития тысячелетия, связанными с образованием и задачами программы «Образование для всех».

Актуальность вопроса о качестве базового образования подтверждает тот факт, что увеличивающийся охват населения базовым образованием приводит лишь к незначительному росту качества человеческого капитала. Таким образом, необходимость наиболее эффективно использовать международную помощь для экономического роста и борьбы с бедностью требует усиления внимания к качеству базового образования. Очевидно, что усилия мирового сообщества по обеспечению всеобщего базового образования должны быть дополнены мерами, направленными на обеспечение высокого качества этого образования, прежде всего, в области математики, естественных наук и информационных технологий как наиболее значимых областей обучения для современной экономики.

Учитывая сложившуюся ситуацию, проблема качества базового образования регулярно обсуждается в рамках программы ОДВ.

В 2006 г. в рамках председательства в «Группе восьми» было принято решение об участии России в Программе «Образование для всех». Взнос России на финансирование Инициативы ускоренного финансирования (далее - ИУФ) Программы «Образование для всех» в 2006-2008 гг. составляет 7,2 млн. долл. США. Кроме того, Россия стала сопредседателем Управляющего комитета программы и в рамках своего участия в работе программы ОДВ обратила особое внимание на проблему качества базового образования в развивающихся странах. Эта российская инициатива получила поддержку со стороны партнеров Программы и в ходе встречи партнеров Программы в Каире (ноябрь 2006 года). При этом достигнуто понимание, что оценка качества образования должна стать центральной в национальных планах по реформированию сектора образования.
На данной встрече партнеров Программы в Каире по инициативе и под руководством России была создана рабочая группа по повышению качества базового образования развивающихся стран, в которую наряду с Россией вошли представители США, Франции, Нидерландов, ЮНЕСКО и Всемирного банка.

Главной целью указанной рабочей группы является развитие методов и индикаторов оценки качества результатов обучения для повышения эффективности базового образования, а также разработка предложений по стимулированию прогресса в области улучшения образовательных результатов в странах-бенефициарах программы.

В соответствии с предварительными расчетами ЮНЕСКО общая стоимость составляет 425,5 тыс. долл. США, включая проведение исследований, перевод документов, проведение рабочего семинара для экспертов. Кроме того, для реализации проекта ЮНЕСКО планируется привлечь как минимум двух российских экспертов с целью наращивания опыта и экспертного потенциала России в области оценки качества базового образования:

- в качестве программного специалиста в ЮНЕСКО по контракту сроком на один год;

- в качестве исследователя высокого уровня по вопросам оценки образовательных процессов и описания существующих практик по улучшению процессов обучения.

Принимая во внимание инициативную роль Российской Федерации в создании рабочей группы по повышению качества базового образования развивающихся стран в рамках ИУФ/программы ОДВ, а также приоритетность указанной тематики в соответствии с Концепцией участия Российской Федерации в содействии международному развитию, предлагается внести в 2008 г. единовременного целевого взноса в размере 425,5 тыс. долл. США в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

20 июня 2008 г.
г. Москва

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.