Версия для слабовидящих

6 мая 2009

В.В.Путин провел рабочую встречу с вице-премьером С.Б.Ивановым

На встрече обсуждалось исполнение гособоронзаказа в 2008 году и план на 2009 год. Также на встрече обсуждались вопросы судостроения на Дальнем Востоке, создания нового радиостроительного концерна «Вега» и авиаперевозки.

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Сергей Борисович, давайте начнем с того, как исполняется гособоронзаказ.

С.Б.Иванов: В конце апреля на заседании военно-промышленной комиссии мы рассмотрели вопрос об итогах исполнения гособоронзаказа за 2008 год и о ходе его исполнения в 2009 году.

Если говорить по прошлому году, то гособоронзаказ выполнен практически в полном объеме. Для того, чтобы иметь представление о том, что удалось сделать, я готов перечислить некоторые позиции по, прежде всего, вооружению в интересах Министерства обороны.

Нам удалось поставить в армию в прошлом году 17 межконтинентальных баллистических ракет, 4 пусковые установки «Искандер», 62 танка Т-90.

В.В.Путин: Какой дальности «Искандер»?

С.Б.Иванов: На сегодняшний день разрешенная дальность 300 км.

210 современных БТР-80, 41 БМП-3 - боевых машин пехоты, 152 орудия и миномета, 34 ракеты для новых комплексов ПВО С-400, 4,5 тысячи автомобилей.

Кроме того, отремонтированы и модернизированы 6 стратегических бомбардировщиков ТУ-95, 82 самолета, 31 вертолет и 270 танков и т.д.

Также удалось поднять уровень технического обеспечения органов внутренних дел современной криминалистической техникой. Что касается госзаказа для наших специальных служб - ФСО, ФСБ, СВР - там заказ выполнен полностью на 100%. Специальным вооружением, военной техникой они обеспечены полностью.

По ходу исполнения гособоронзаказа выявились определенные «хронические» недостатки, связанные с переносом, рассмотрением изменений гособоронзаказа по ходу его исполнения. Здесь госзаказчики, конечно, должны более тщательно планировать, в том числе, исходя из реальных возможностей промышленности. Но в целом, как мы и планировали, гособоронзаказ прошлого года выполнен в срок и по полной номенклатуре.

Гораздо больше, как я уже сказал, стало поступать новой техники - прежде всего более современной техники.

Теперь по гособоронзаказу на 2009 год. На сегодняшний день я могу назвать цифры - по номенклатуре заданий для Министерства обороны размещено заказов на 42%. Это по состоянию на конец апреля, то есть за первых 4 месяца этого года. В денежном выражении - это 66,8%, то есть большая часть средств. Контракты по ним уже заключены. Если говорить о денежном эквиваленте - это 332 млрд рублей только на закупки техники для нужд Министерства обороны.

А общий объем гособоронзаказа, включая капитальное строительство, поставку горюче-смазочных материалов, вещевого имущества, продовольствия для всей силовой организации страны, у нас в этом году составляет 1 трлн 300 млрд рублей.

Конечно, мы в этом году постарались максимально быстро распределить гособоронзаказ, потому что, по сути, это является самой эффективной поддержкой предприятий оборонно-промышленного комплекса. При всех тех дополнительных мерах поддержки отрасли, конечно, гособоронзаказ - это самое эффективное средство для поддержания производства и сохранения людей на предприятии, недопущения сокращений.

В целом мы мониторим состояние ОПК - и в рамках Военно-промышленной комиссии, и в рамках Межведомственной комиссии по поддержке оборонно-промышленного комплекса, которую возглавляет заместитель Министра финансов А.Силуанов, и, конечно, комиссии И.Шувалова по поддержке экономики в целом. Должен Вам сказать, что за первый квартал 2009 года по сравнению с первым кварталом прошлого года в сопоставимых ценах объем продукции, выпущенной всеми предприятиями ОПК, увеличился на 2,1%. Это неплохой результат на фоне других отраслей.

В.В.Путин: На фоне кризиса.

С.Б.Иванов: На фоне кризисных явлений и состояния в других отраслях - в транспорте, в обычном машиностроении. Но при этом, конечно, произошли изменения структуры выпускаемой продукции.

2,1% роста - это «средняя температура по больнице». Выпуск вооружений и военной техники увеличился на 10%, а выпуск высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях ВПК сократился примерно на столько же или чуть меньше. В итоге получилась общая цифра роста. Но это, наверное, отражает общую ситуацию в экономике: спрос на гражданскую продукцию упал - это естественно.

Росли у нас практически все отрасли оборонно-промышленного комплекса, но, что приятно, больше всего и быстрее всего росло судостроение. У нас объем производства по судостроению в первом квартале вырос в 2,4 раза. В основном и в первую очередь это связано с ростом гражданского судостроения. Потому что, например, на Выборгских верфях, где «Газпром» заказал две платформы, уже строят. Мы там вместе с Вами были. Строят две платформы для Штокмановского месторождения. Это дало прирост сразу на две трети всего оборота гражданского судостроения.

Если говорить о мерах поддержки этой важнейшей стратегически важной отрасли, то к ней изначально, когда начался кризис, и отношение было особое, и приняты были особые решения. Эти решения выполняются, и, конечно, поддержка отрасли позволила сохранить ту динамику, о которой я Вам рассказал выше.

В.В.Путин: Нам нужно будет посмотреть повнимательнее, что происходит в судостроении на Дальнем Востоке.

С.Б.Иванов: Да. В Комсомольске-на-Амуре в частности.

В.В.Путин: Завтра отдельно поговорим об этом.

С.Б.Иванов: Те 15 млрд, которые мы выделили для субсидий предприятиям на возмещение части затрат по кредиту, - это очень хорошая мера. 8 млрд выделено на предупреждение банкротства стратегических предприятий. Из этой суммы 10 решений на сумму в 3,6 млрд рублей уже принято, эти деньги доведены до предприятий. И сейчас находятся на рассмотрении заявки на сумму 3,8 млрд.

38 млрд выделено на увеличение уставного капитала крупных предприятий оборонки. МиГ - 15 млрд, КАПО им. Горбунова в Казани - авиационное предприятие - 4 млрд, ГКНПЦ им. Хруничева - ракетно-космическая отрасль - 8 млрд. Эти деньги тоже доведены в качестве вклада государства в уставный капитал предприятий.

100 млрд у нас уже в бюджете этого года зарезервировано на госгарантии предприятиям по кредитам. Часть из этих денег - 30 млрд, если быть конкретным, - уже зарезервировано на конкретные предприятия.

Ну, и у нас есть особые точечные меры поддержки - это 1 млрд рублей на субсидирование ставок для предприятий, выпускающих инновационную, высокотехнологичную продукцию. И вторая мера. Совсем недавно мы на правительстве обсуждали, что выделены дополнительные средства на субсидирование кредитной ставки для предприятий, работающих по системе лизинга.

«Дочки» ОАКа получили около 1 млрд. Эти деньги уже дошли до предприятия. Двигателестроители, в частности «Сатурн», который производит сейчас все современные двигатели, в том числе для Сухого - SuperJet. И сами лизинговые компании получили около миллиарда.

В совокупности эти меры дают хорошую основу для поддержания стабильной работы оборонно-промышленного комплекса. Это то, что касается ситуации в ОПК в целом.

Наряду с этим, несмотря на все кризисные явления в экономике, мы продолжаем создавать крупные интегрированные структуры в ОПК. Буквально вчера Вы подписали очередное постановление Правительства.

В.В.Путин: Распоряжение о создании нового концерна «Вега».

С.Б.Иванов: Да.

В.В.Путин: На что вы рассчитываете при его создании?

С.Б.Иванов: Этот концерн в соответствии с предыдущим указом Президента создается в области радиостроения. Это будет Открытое акционерное общество, куда войдут около 20 предприятий, расположенных по всей стране. Это и научно-технические институты, и заводы-изготовители радиоаппаратуры, которые позволят нам сконцентрировать усилия на создании наземных авиационных космических средств разведки и управления. Причем не только для нужд силовой составляющей государства, но и высокотехнологичной продукции для гражданского сектора. Например, навигация.

Это позволит сконцентрировать усилия именно в этой отрасли, разрабатывать новую продукцию, заниматься сервисом и обслуживанием уже поставленной.

В.В.Путин: Новость отличная. Учреждения, предприятия Москвы, Петербурга...

С.Б.Иванов: Калуга...

В.В.Путин: Рыбинск, Челябинск. В распоряжении предусмотрено, что Росимущество совместно с Минпромторгом 20 сентября 2010 года должны реализовать весь комплекс мероприятий по...

С.Б.Иванов: То есть акционировать все предприятия.

В.В.Путин: Да, предусмотренные этим распоряжением. Я прошу Вас держать это под контролем.

Есть еще одна отрасль, которой Вы занимаетесь - это транспорт. Мы знаем, сколько было проблем в прошлом с авиаперевозками. Люди страдали от того, что перевозчики не исполняют свои обязательства. Наступает сезон летних отпусков. Что предпринимается для того, чтобы ничего подобного не происходило?

С.Б.Иванов: В соответствии с планом Правительства и Федеральной антимонопольной службы, Вы дали поручение разработать проект положения о недискриминационном доступе к услугам аэропортов, прежде всего топливно-заправочных комплексов, как компаний, поставляющих авиакеросин, так и авиакомпаний, пользующихся этими услугами, то есть заправляющихся авиакеросином.

ФАС подготовил такие предложения буквально перед самыми праздниками. 30 апреля я собрал согласительное совещание. Там были отдельные разногласия между ФАС и Федеральной службой по тарифам, Министерством экономического развития. Но все разногласия урегулированы на сегодняшний день, и ФАС уже направила проект этого положения на согласование в Минюст, после чего он будет представлен Вам на подпись как распоряжение Правительства.

Смысл этого положения заключается в том, что теперь топливно-заправочные комплексы фактически избавляются от посредников - «жучков», которые до этого там сидели и, не производя ни топлива, никаких услуг, просто поставляли топливо с определенными накрутками. Вы правы - именно с этим мы прошлым летом и столкнулись, когда мировой рост цен на нефтепродукты и керосин в частности, достиг своего пика, но у нас получилось так, если помните, что цена авиационного керосина в Москве была дороже, чем в Лондоне на бирже.

В.В.Путин: Это не только в Москве, и в некоторых других регионах...

С.Б.Иванов: А на Дальнем Востоке - в два раза. Кстати, сейчас цены московского транспорта на авиационный керосин в два раза ниже, чем на Дальнем Востоке. Но это связано с транспортным ключом и отсутствием нефтепереработки, нефтехимии на Дальнем Востоке.

Конечно, это стратегическая проблема, которую тоже надо решать. Но сейчас, по крайней мере, мы ограничиваем и фиксируем услуги любого топливно-заправочного комплекса в любом аэропорту страны только хранением авиакеросина, получаемого с предприятия «нефтянки», и доставкой этого топлива под крыло самолета, то есть до заправки этим топливом самолета перед вылетом. Так же, как мы раньше регулировали тарифами такие государственные услуги, как взлет, посадка, аэронавигационное обслуживание.

С выходом этого постановления Федеральная служба по тарифам будет устанавливать тариф за хранение топлива в аэропорту и доставку его под крыло самолета для заправки. Там, где у нас в аэропортах уже существует конкуренция, и есть два топливно-заправочных комплекса, то практически без исключения цена для авиакомпании, пользующейся услугами, а, в конечном счете, и цена авиабилета ниже, чем там, где у нас один топливно-заправочный комплекс. Но теперь даже там, где у нас один, мы вводим регулирование цен и определение услуг, которые оказывают топливно-заправочные комплексы.

В.В.Путин: Хорошо, посмотрим, как это будет работать, как это будет людям помогать.

С.Б.Иванов: К летнему сезону это, конечно, очень своевременная мера, потому что, если у нас опять изменится конъюнктура цен на нефть, у нас не будет такого повторения ситуации, которая была до этого.

В.В.Путин: Посмотрим, как это будет работать.

С.Б.Иванов: Да. Поживем - увидим.

Дополнительные материалы по теме