Версия для слабовидящих

22 апреля 2009

В.В.Путин провел совещание по экономическим вопросам

В.В.Путин

На совещании по экономическим вопросам

«Сегодня мы рассмотрим ситуацию в кредитно-финансовой системе страны. Предметно обсудим положение дел как в самих банках, так и предложения по увеличению кредитования реального сектора экономики».

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги,

Сегодня мы рассмотрим ситуацию в кредитно-финансовой системе страны. Предметно обсудим положение дел как в самих банках, так и предложения по увеличению кредитования реального сектора экономики.

Мы с вами говорим об этом постоянно. Сегодня еще раз вернемся к этой теме, обсудим ее предметно. Вопрос острый, и его постоянно ставят перед Правительством депутаты Госдумы и представители бизнеса. Только что я был на одном мероприятии подобного рода, на встрече с представителями малого и среднего бизнеса. Там этот вопрос ставился остро и обсуждался самым предметным образом. Собственно говоря, куда ни приедешь, первый вопрос на любом предприятии - как у нас функционирует финансовая система и уровень ставок?

Вместе с тем Правительство понимает, насколько серьёзны и глубоки проблемы в самом банковском секторе. Это - сужение доступа к зарубежным заемным ресурсам, ухудшение качества кредитных портфелей, возросшие риски заемщиков, трудности с привлечением средств для пополнения собственного капитала.

Все эти обстоятельства, мы понимаем, вынудили банки существенно повысить процентные ставки по кредитам.

Наша задача состоит в том, чтобы найти пути решения этих проблем, сохранить стабильность и надежность банковской системы страны и при этом вновь открыть доступный кредит для предприятий реального сектора.

Многое уже сделано: прежде всего, восстановлено доверие к национальной валюте - курс рубля стабилизировался. Последние недели мы наблюдаем постепенное замедление темпов инфляции. Обращу ваше внимание, что в январе текущего года инфляция составила 2,4%, в феврале уже 1,7%, в марте инфляция составила 1,3%. По прогнозам Минэкономразвития, в апреле инфляция может составить 1,1-1,2%.

Это значит, что можно рассчитывать и на снижение ставки рефинансирования Центрального банка. Да, Сергей Михайлович? (обращаясь к С.М.Игнатьеву, председателю Центробанка) Конечно, мы понимаем, что этот вопрос находится в исключительной компетенции совета директоров ЦБ.

Со своей стороны, Правительство должно создать условия, при которых снижение базовых ставок не останется символическим шагом, а реально приведет к уменьшению стоимости кредитных ресурсов. В этой связи, считаю целесообразным дать несколько поручений.

Первое. Как вы знаете, в бюджете предусмотрено 300 млрд рублей на предоставление государственных гарантий по кредитам для системообразующих предприятий. Однако, прямо нужно сказать, созданный механизм оказался для банков неудобным. Госгарантия составляет до 50% выданной ссуды, но получить деньги от государства банк может лишь после того, как реализует весь залог. Но мы с вами знаем, что происходит на рынке. Это весьма сложная процедура, требующая много времени. Да и залоги часто уже ничего не стоят. Обсуждая проблемы отдельных предприятий в конкретных отраслях, мы как раз в диалоге с банками столкнулись с этой проблемой.

Банк берет на себя большие риски. Поэтому поручаю Минфину совместно с Банком России пересмотреть механизм государственных гарантий. Нужно сделать его более комфортным и привлекательным для коммерческих банков, чтобы предоставление гарантий действительно снижало кредитные риски, а значит, надеюсь, - и процентные ставки по кредитам для заемщика.

Вариант решения мог бы быть следующим. В момент погашения долга - если предприятие окажется неплатежеспособным - банк сразу получает деньги по госгарантии и только потом начинает реализовывать залог. То есть гарантия станет более привлекательной.

При этом государство становится кредитором предприятия-неплательщика и будет участвовать в дальнейших процедурах по урегулированию его задолженности, что для банка тоже является дополнительной и серьезной поддержкой.

Окончательные предложения прошу представить в двухнедельный срок.

Второе. Самое пристальное внимание следует уделить вопросам дополнительной капитализации банков. Без этого трудно, конечно, решать проблему так называемых плохих долгов, в целом повысить устойчивость банковской системы.

Да, увеличение капитализации - это, прежде всего, задача акционеров, собственников банка. Но и государство, конечно, в современных условиях, в условиях сегодняшнего мирового экономического кризиса, не может здесь оставаться безучастным свидетелем.

В 2009 году на дополнительную капитализацию банков у нас зарезервировано свыше 550 млрд рублей. Это «плюс» к тем 757 млрд рублей, которые уже предоставлены коммерческим банкам в виде так называемых субординированных кредитов.

Вместе с тем, механизм госпомощи при докапитализации банков также нуждается в модернизации. Сегодня на каждый рубль, направленный акционерами в капитал банка, государство также вкладывает один рубль. Считаю, что это уже немалая поддержка банковской системе. То есть, соотношение средств собственников и государства составляет 1 к 1.

Предлагается на новом этапе поддержки банковской системы увеличить эту пропорцию до 1 к 3. То есть, на каждый рубль акционеров государство добавит ещё три рубля в виде субординированного кредита. Первый вариант банковской поддержки, 1 к 1, когда на один рубль акционера государство вкладывает 1 рубль, сохраняется для тех банков, которые не участвовали в этих мероприятиях до сих пор. Причем участие во второй стадии поддержки должно быть обусловлено участием в первой. То есть во второй стадии будут участвовать только те, кто отметился на первом этапе работы.

Еще одним источником повышения капитализации банков может стать использование государственных облигаций. Прошу проработать этот вопрос в двухнедельный срок. Только что мы обсуждали это с председателем Центрального банка - ЦБ поддержит эти усилия Правительства.

Нам необходимо подстегнуть кредитование реального сектора. И помощь банкам будет тесно увязана с обязательствами по расширению кредитования экономики. Я об этом говорил, выступая в Государственной Думе.

Для этого вводится следующее правило: сколько средств госпомощи получит банк - в таком же объеме он должен будет обеспечить кредитование реального сектора и граждан. Подчеркну - в объеме не меньше полученной господдержки.

Причем по цене, что очень важно для реального сектора, не выше, чем ставка рефинансирования ЦБ плюс три процентных пункта. Сегодня это значит 13% плюс три процента - 16%. И это должна быть конечная цена для заемщика, включая все комиссионные выплаты.

Срок выдачи предоставляемых кредитов должен быть не менее одного года. ЦБ должен жестко контролировать и следить за соблюдением этих условий.

Эти ресурсы будут предоставляться тем коммерческим банкам, которые будут удовлетворять условиям кредитования реального сектора экономики. На наблюдательном совете Внешэкономбанка перед выдачей этих ресурсов - вы знаете, что эти ресурсы направляются именно через ВЭБ - будем смотреть на кредиты, которые тот или иной коммерческий банк уже выдал с 1 января 2009 года, и на перспективный кредитный портфель по секторам экономики, которые банк собирается кредитовать за счет полученных средств господдержки.

Сами банки будут обязаны предоставлять публичную отчетность по объемам кредитования и, кроме того, о вознаграждениях своих топ-менеджеров. Думаю, коллеги меня поймут - в современных условиях это будет нелишним.

А сейчас переходим к обсуждению.