Версия для слабовидящих

26 марта 2009

Председатель Правительства России В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Правительства, 26 марта 2009 года

«Мы давно говорим о том, что государственное имущество должно использоваться исключительно на благо всего общества, решать общенациональные задачи, а не служить средством наживы для конкретных лиц, либо для так называемой группы товарищей. В этой связи мы договаривались о том, что должны существенным образом сократить чисто так называемых федеральных государственных унитарных предприятий, ФГУПов».

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги. Давайте обменяемся оперативной информацией.

Подписано Постановление Правительства «О мерах государственной поддержки организаций ОПК». Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), прокомментируйте, пожалуйста.

С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович, в соответствии с уже ранее принятым решением, эта мера поддержки оборонного промышленного комплекса (ОПК) является одной из составляющих поддержки оборонно-промышленного комплекса в целом.

Наряду с такими мерами, как увеличение уставного капитала предприятий ОПК, в последние месяцы, как Вы знаете, мы выделили значительные ресурсы таким предприятиям, как РСК «МИГ» - 15 млрд рублей, Центр им. Хруничева - 8 млрд рублей, Казанское авиационное производственное объединение им. Горбунова - 4 млрд рублей, и т.д.

Но наряду с этим подписанное Вами Постановление дает дополнительную поддержку предприятиям «оборонки» на 15 млрд рублей. Смысл его заключается в том, что любое предприятие - головной исполнитель государственного оборонного заказа имеет право обратиться в соответствующую комиссию, которую возглавляет Силуанов Антон Германович, за субсидированием ставки по кредиту в размере двух третей ставки рефинансирования Центрального банка.

В.В.Путин: Об этом поподробней, Сергей Борисович.

С.Б.Иванов: Если кредит в нынешних условиях для предприятия оборонно-промышленного комплекса или любого другого предприятия составляет около 20%, то 2/3 этой ставки субсидируется государством. И на эти цели в бюджете этого года выделяется 15 млрд рублей. Наряду с Постановлением к нему приложен порядок обращения предприятий, все подробно расписано. Эта мера, я думаю, позволит существенно облегчить финансово-хозяйственную деятельность предприятий ОПК в целом, а также поможет многим смежным отраслям, которые являются поставщиками комплектующих.

В.В.Путин: Как будет приниматься решение о том, кому предоставить эту льготу - субсидирование 2/3 ставки по кредиту?

С.Б.Иванов: Предприятие, которое берет кредит в этом году, обращается в комиссию во главе Силуановым, предоставляет соответствующие документы, что взят кредит по таким-то процентам. И принимается решение о субсидировании 2/3 от этих процентов.

В.В.Путин: Порядок работы этой комиссии определен - как долго она рассматривает вопросы подобного рода?

С.Б.Иванов: Комиссия у нас работает с осени прошлого года. Ею уже рассмотрено около сотни заявок оказания различной помощи. В том числе - я  не назвал такую меру, как предотвращение банкротства предприятий оборонного промышленного комплекса. На эти цели в бюджете 2009 года произошло увеличение бюджета так же на 3 млрд рублей.          Предприятие подает заявку, комиссия заседает еженедельно, срок рассмотрения таких заявок в соответствии с порядком, который приложен в Постановлении Правительства, около 10 дней, не больше.

В.В.Путин: Спасибо. Завтра Вы проводите заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям?

С.Б.Иванов: Да, завтра я провожу очередное заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Основным вопросом заседания этой комиссии будет вопрос о мерах по поддержке технологической модернизации компаний реального сектора экономики. Это направление является одним из основных, в том числе и в нашем антикризисном плане. В последние годы мы приняли целый ряд новых федеральных целевых программ, направленных именно на ускорение модернизации реального сектора экономики. Перевооружение предприятия, закупки нового технологического оборудования, повышение производительности труда и повышение энергоэффективности. Только в оборонно-промышленном комплексе таких ФЦП у нас около десятка. Но наряду с этим есть и высокотехнологичные гражданские федеральные целевые программы, такие как гражданская авиация, гражданское судостроение, электронная компонентная база. Мы рассмотрим все эти высокотехнологичные ФЦП с точки зрения ускорения модернизации и перехода на новый технологический уровень, связанный с повышением производительности труда.

Наряду с этим в последнее время уже принят ряд решений, и планируется расширить список этих мер - в частности субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на цели технологического перевооружения. Такие меры у нас уже начали, по крайней мере, частично, применяться в таких отраслях экономики, как легкая промышленность, автомобилестроение, транспортное машиностроение, сельхоз- и тракторное машиностроение, лесопромышленный комплекс, авиационное двигателестроение. Эта мера применяется практически повсеместно по всем предприятиям, входящим в Объединенную авиастроительную корпорацию. На эти цели предусматривается около 10 млрд рублей.

Кроме этого, у нас возможно субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным, конечно, в российских кредитных организациях, на осуществление инновационных и инвестиционных проектов. То есть это дополнительный стимул предприятиям осуществлять техническое перевооружение.

И кроме этого, мы, конечно, используем инструменты таможенно-тарифной политики: почти у тысячи товарных позиций по экспорту-импорту у нас пошлины уже практически обнулены. На то технологическое оборудование, аналоги которых в России не производятся. Для того, чтобы стимулировать наши российские предприятия по закупке нового современного оборудования.

Комплекс этих проблем мы рассмотрим завтра на заседании комиссии. Сразу после этого я вылетаю в Новосибирск, где проведу совещание с участием полпреда,  губернаторов, представителей промышленности, экономики по пакету антикризисных мер, разъясню наши предложения и одновременно хочу услышать мнения сибиряков по этому комплексу антикризисных мер.

В.В.Путин: Сергей Семенович (обращаясь к С.С.Собянину), Вы тоже были в командировке, да? 

С.С.Собянин: Да, мы обсуждали в Уральском федеральном округе с губернаторами нашу программу и выслушали предложения. В целом в регионе ситуация управляемая. Пришли деньги по соглашениям по поддержке занятости. Практически все субъекты уже заключили соответствующие соглашения. По трем из них уже приступили к данной работе, получив деньги из федерального бюджета. Очень хорошо идет программа, связанная со строительством нового жилья через Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Имею в виду снос ветхого жилья, капитальный ремонт. Помощь пришлась как нельзя кстати, в связи с тем, что объемы на строительном рынке упали. Это поддержало не только тех, кто проживает в аварийном жилье, но и сами строительные компании, строительный бизнес. Есть ряд интересных предложений, мы доложим Вам.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо.

Эльвира Сахипзадовна (обращаясь к Э.С.Набиуллиной), у вас была коллегия, да? К каким выводам вы пришли?

Э.С.Набиуллина: Мы на коллегии обсуждали итоги экономического развития страны, итоги работы Министерства и задачи Министерства, прежде всего, конечно, связанные с реализацией антикризисной программы. Здесь большая ответственность Министерства в том, что касается настройки госинвестиций, ФЦП на решение вопросов, с одной стороны, технологической модернизации и, с другой стороны, имеющих антикризисный характер. Предложения есть по развитию малого бизнеса, по госзаказу.

Хотелось бы сказать особо о госзаказе: мы так же в понедельник провели уже пятую по счету ежегодную конференцию-форум по госзаказу с участием регионов. Регионы представили на выставке свои достижения, в том числе по технологиям госзаказа, которые позволяют упростить доступ к процедурам госзаказа, в том числе для малого бизнеса, сделать их более прозрачными, более эффективными. Прежде всего, это касается электронных аукционов, электронного проведения госзаказа. Многие регионы продвинулись в этом направлении. Хотелось бы отметить Москву, Татарстан, Калининградскую область, Томскую область - они осуществляют уже значительную часть госзакупок таким образом.

Одновременно на конференции обсуждалось, как действуют наши новации, внесенные в закон в прошлом году с целью упростить процедуры, создать доступ для малого бизнеса к системе госзаказа, а также применение системы электронных торгов. Представители регионов также говорили о том, что нужно еще совершенствовать законодательство, потому что система госзаказов сейчас приобретает особую роль и надо, чтобы у нас все было прозрачно, эффективно и вело к снижению издержек в этой системе.

Сегодня мы на большом совещании с участием «Единой России» обсуждали проект антикризисной программы. В целом цели и приоритеты антикризисной программы были поддержаны, прозвучали конкретные предложения, замечания.

Среди предложений хотела бы отметить те, что связаны с развитием внутреннего спроса - это у нас один из приоритетов программы. Прозвучали интересные предложения, что, помимо тех задач, которые мы уже обсуждали в программе, необходимо сделать ставку, в том числе на развитие внутреннего туризма, сферы услуг. Прозвучало дополнительное предложение по поддержке малого бизнеса, например, наложить мораторий на арендные платежи для малого бизнеса при сдаче в аренду федеральной собственности. Но это надо хорошо просчитать в связи с выпадающими доходами. Были замечания к конкретным мерам, в том числе по лесному комплексу. Мы договорились все это изучить. Было очень дельное и конструктивное обсуждение с дополнительными предложениями по антикризисной программе.

В.В.Путин: Все это нужно будет обобщить и еще до моего выступления в Парламенте как-то отреагировать на эти предложения. Я, наверное, завтра встречусь с лидерами фракций в Государственной Думе, тоже пообсуждаем эти вопросы.

Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко), у вас открылась международная конференция в Москве? По вашей линии практически?

А.А.Фурсенко: Сегодня как раз мы открыли  международную конференцию «Формирование инновационного класса в России и мире в XXI веке». Небольшая, но очень интересная по составу участников конференция  -  это действительно известные представители как российского, так и зарубежного бизнеса. Несколько вещей прозвучало в каком-то смысле в развитие того, о чем  говорилось на коллегии Минэкономразвития.

Пожалуй, две вещи, которые важны для нас: что главное ограничение перехода на инновационный путь развития не только в России, но и в мире - это все-таки ограниченность человеческих ресурсов.

В этом плане прозвучали некоторые предложения по поводу того, что можно и следует сделать в сфере развития и модернизации профессиональной подготовки. Даже во время семинара мы договорились с представителями некоторых западных фирм, как нам вместе поработать в этом направлении не только в высшей школе, но и в начальном и среднем профобразовании.

Сейчас конференция продолжает проходить, там довольно много молодых людей. Она открыта, транслируется в Интернете, уже поступают вопросы от молодых ребят, студентов.

В.В.Путин: Вы знаете, что вчера я встречался с представителями профсоюзных организаций. Беседа была очень предметной, конструктивной и деловой. На некоторые вещи хотел бы обратить особое внимание. Это касается Министерства образования. Одна из участниц поставила вопрос о функционировании новой системы оплаты труда в бюджетной сфере, в частности в сфере образования. Есть вопросы, связанные с зависимостью заработной платы учителя от количества учеников в классе. Я сейчас не буду вдаваться в детали, но подумайте над этим. Я знаю позицию Министерства - здесь не может быть никакого абсолюта. Просто обращаю Ваше внимание, подумайте, потом доложите мне, что происходит.

А.А.Фурсенко: Мы работаем с профсоюзами достаточно активно - в постоянном контакте. Мы знаем их позицию, обсуждаем ее и многие предложения учитываем. То есть это не позиция - делать только как мы предлагаем и больше никак.

В.В.Путин: Да-да. Это система сложная, разумеется, должны быть какие-то общие правила, но нужно внимательно относиться к обратной связи с трудовыми коллективами. Это первое.

Второе. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением людей, которые имеют право выхода на пенсию, не имея полного стажа - людей, которые работают в условиях вредного производства. В частности, речь идет о горняках. Там есть категория работающих, которые не попадают под действующий, принятый ранее закон по этой категории граждан. Я Вам эти бумаги расписал, прошу Вас оперативно рассмотреть их.

Т.А.Голикова: Законопроект на эту тему на согласовании.

В.В.Путин: Да. Эльвира Сахипзадовна, вопрос о рейдерстве. Это действительно проблема, одна из участниц тоже поднимала этот вопрос. Проект закона имеется?

Э.С.Набиуллина: Готов, но его нужно еще доработать.

В.В.Путин: Надо его доработать и как можно быстрее.

Давайте перейдем непосредственно к сегодняшней повестке дня.

Обсудим сегодня вопросы оптимизации структуры федеральной собственности. Мы давно говорим о том, что государственное имущество должно использоваться исключительно на благо всего общества, решать общенациональные задачи, а не служить средством наживы для конкретных лиц, либо для так называемой группы товарищей. В этой связи мы договаривались о том, что должны существенным образом сократить чисто так называемых федеральных государственных унитарных предприятий, ФГУПов. Действительно, их количество за прошлый год уменьшилось на 40%.

Приватизирована значительная часть миноритарных пакетов акц­ий. Серьезных дивидендов они не приносили, а Правительство не могло влиять на управление этими коммерческими структурами.

Несколько лет назад удель­ный вес хозяйс­т­венных обществ с государственным участием, где у нас не было  контрольного пакета, достигал 77%. Сейчас он составляет 39%, то есть, как и было решено, мы постепенно избав­ля­емся от избыточ­ных активов, ненужных для испол­нения пуб­личных функций. 

Одновременно проводилась консо­ли­дация активов государст­вен­ного сектора экономики в рам­ках 26-ти интегрированных струк­тур. То есть именно на тех направлениях, которые исключительно важны для решения общенациональных задач и без прямого участия государства в которых сегодня эти проблемы решены быть не могут. Всего этим структурам предстоит передать акций почти 1200 пред­приятий.

Тем не менее, отмечу, что далеко не все задачи в этой сфере решены.

Разумеется, свои коррективы внёс финансовый кризис - во второй половине прошлого года ощу­ти­мо сократился инте­рес инвес­торов к приобретению государственного имущества.

Вместе с тем полученный результат не может быть полностью списан исключительно на внешние обстоятельства, тем более что отставание имело место не только в прошлом году, но и в 2005-2007 годах, когда рыночная конъюнктура была весьма благоприятной. Вывод простой - либо плохо пла­нируем, либо плохо работаем.

Основная причина сбоев - это несовершенство существующей правовой базы приватизации, а также невнимание федеральных органов исполнитель­ной власти к положению дел на подведомственных им предприя­тиях. Ну, а на самих предприятиях понятно, что происходит: там люди сидят, работают, деньги получают и ничего менять не желают.

Считаю сложившуюся ситуа­цию недопуст­имой, прошу Минэкономразвития подготовить предложения по её корен­ному изменению.

И ещё одно замечание. Как я уже говорил, мы  продолжаем  ли­нию на приватизацию избы­точ­ного госу­дарственного иму­щес­т­ва. Но в то же время в современных условиях особое внимание необходимо уделить вопросам  справедливой оценки объектов приватизации. Даже с учётом кризиса не следует допус­кать, вообще не следует идти на продажу государствен­ного имущества, если цены занижены. Смысла нет никакого. Явно неадекватные цены нам не нужны. И вообще, мы должны по сути смотреть на этот процесс сегодня, поскольку мы понимаем: в результате произошедших событий акции предприятий явно недооценены сегодня, и нужно смотреть на перспективы развития того или иного предприятия.

Выделю ещё один пункт повестки дня нашего сегодняшнего заседания.  Он свя­зан с совершенствованием на­ших финан­совых институтов.

Как вы знаете, в декабре 2008 года Правительством была  утверж­дена Стратегия развития финан­сового рынка до 2020 года. Сегодня мы начинаем рас­сматривать конкретные меры по реализации ее положений.

ФСФР подготов­лен законо­про­ект, упрощающий поря­док урегулирования взаимных обязательств по сделкам в случае банкротства одного из участников финансового рынка. Его принятие позволит существенно снизить риски операций на российских биржах, повысить их конку­рентос­по­собность по срав­нению с зарубежными пло­щад­ками.

Давайте начнем работать.

Дополнительные материалы по теме