Версия для слабовидящих

15 ноября 2008

В.В.Путин встретился с британским композитором Э.Л.Уэббером

В.В.Путин

На встрече с британским композитором Э.Л.Уэббером

«Россия всегда, и по праву, считала себя частью европейского культурного пространства. А проведение такого крупного мероприятия в нашей стране, в Москве, - это лишнее подтверждение того, что Россия после многих предыдущих лет "железного занавеса", за которым она жила, полностью и окончательно возвращается в это культурное европейское пространство».

Стенограмма беседы: 

Э.Л.Уэббер (как переведено): Прежде всего, большое спасибо, для меня большая честь беседовать с Вами.

В.В.Путин: Мне тоже приятно и побеседовать, и познакомиться с очень известным у нас в стране и во всем мире композитором, и поверьте, для нас это тоже большое удовольствие и честь.

В начале 90-х годов я был по делам в Гамбурге, видел там Ваше произведение «Кошки», оно к тому времени, по-моему, уже лет 10 там шло. Мне не приходило тогда в голову, что я смогу с Вами познакомиться, побеседовать.

Э.Л.Уэббер: Скажите, как мне к Вам обращаться - господин Премьер-министр?

В.В.Путин: Как Вам больше нравится - можно по имени, можно по фамилии, можно по должности, так, как Вам удобнее и комфортнее.

Э.Л.Уэббер: Спасибо за такое любезное предложение. Позвольте мне спросить, каковы Ваши первые воспоминания, связанные с музыкой?

В.В.Путин: Вообще, наверное, любому человеку непросто вспомнить свои первые впечатления от чего бы то ни было. Ну, наверное, это прежде всего то, что когда-то мне пела мама. Это что-то вроде успокоительно-колыбельных песен, это было связано, конечно, с русским фольклором. Потом, уже в школе, а точнее, наверное, еще позднее, в университете было стремление познакомиться с музыкальной литературой пошире - это была уже и русская классика, и европейская. Из русской классики это, конечно, Чайковский, прежде всего. Ну, а из европейской - это, прежде всего, немецкие композиторы, или австрийские: Моцарт, Шуберт, или венгерские - Лист, в обработке Листа вообще очень много красивых произведений, маленьких, но очень красивых.

Э.Л.Уэббер: Мои первые воспоминания, связанные с музыкой, были связаны именно с русской музыкой.

В.В.Путин: Да, перед нашей сегодняшней встречей я, естественно, читал различные материалы, знаю, что Вы сами говорите о том, что воспитывались на русской классике - на Шостаковиче, на Прокофьеве.

Э.Л.Уэббер: Действительно, с Прокофьевым у меня связаны одни из первых воспоминаний. Мой отец в свое время купил пластинку, на которой были записи «Щелкунчика» Чайковского и «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева. Так вот, я сразу начал прослушивать эту пластинку именно с Прокофьева.

В.В.Путин: Я знаю, что Вы посвятили одно из произведений памяти своего отца - «Реквием» - наиболее известная вещь, которая исполнялась самыми выдающимися исполнителями.

Э.Л.Уэббер: Мне повезло, что, в частности, мой «Реквием» звучал несколько раз на сцене зала имени Чайковского в Москве, а также в Санкт-Петербурге.

В.В.Путин: Но теперь здесь в следующем году у нас будут звучать и другие песни, другие произведения, но, может быть, и Ваши тоже опять - в рамках «Евровидения».

Э.Л.Уэббер: Но эти произведения, конечно, отличаются от произведений Шостаковича, Прокофьева и Чайковского.

В.В.Путин: Может быть, они и отличаются, и наверняка отличаются. Но все-таки в творчестве конкретных людей прослеживаются их симпатии. И думаю, что наиболее известные во всем мире Ваши произведения - как, например, «Иисус Христос - суперзвезда», - там все-таки что-то есть, что напоминает Прокофьева - какие-то мотивы, идеи, какие-то чувства. Это даже не мелодия - это чувства.

Э.Л.Уэббер: Действительно, это так. В частности, мне повезло встретиться с Шостаковичем, когда он приезжал в Лондон. Он сам хотел встретиться со мной для того, чтобы поговорить об «Иисус Христос - суперзвезда».

Скажите, а не испытываете ли Вы чувство сожаления, что современные российские молодые авторы популярной музыки более не придерживаются российских традиций, а, скорее, пытаются копировать западную музыку?

В.В.Путин: Я думаю, что это неизбежно. Неизбежно в какой-то период времени. Российская культура не утратила своих корней. И современное музыкальное искусство у нас развивается достаточно энергично. Из классической музыки достаточно вспомнить такие имена, как Гаврилин, Щедрин, Свиридов. Естественно, на этой базе другие композиторы могут успешно работать уже в сфере массовой культуры и поп-музыки.

Попытки копировать что-то, и не только в сфере музыкального искусства, были вызваны, мне кажется, определенным дефицитом контактов бывшего Советского Союза, который жил за известным "железным занавесом". Хотелось восполнить дефицит общения, дефицит интереса нашей публики к западной, в данном случае массовой, культуре.

У нас, знаете, очень популярны были так называемые «мыльные оперы» - и европейских авторов, и латиноамериканских. Теперь это уже не так. Теперь с большим удовольствием смотрят собственные «мыльные оперы», которые становятся, между прочим, все лучше и лучше по качеству. Это касается и той области, о которой мы сегодня говорим, это касается и музыкальной культуры, музыкального искусства, в том числе, популярной музыки.

Э.Л.Уэббер: Проведение конкурса «Евровидение» в России - важно ли это для России?

В.В.Путин: Важно по нескольким соображениям. Во-первых, это касается прежде всего молодых людей, потому что все-таки основная аудитория - это люди молодого возраста. У нас много говорят о молодежи, но, к сожалению, мы пока мало делаем для нее. Это первое.

Второе. Все-таки я очень надеюсь и рассчитываю на то, что миллионы людей в Европе и в России, молодых людей, прежде всего, будут слушать хорошую музыку, хорошие произведения и будут воспитываться на хороших примерах. Увидят современные средства выражения.

Но для России это все-таки имеет еще одно измерение. Россия всегда, и по праву, считала себя частью европейского культурного пространства. А проведение такого крупного мероприятия в нашей стране, в Москве, - это лишнее подтверждение того, что Россия после многих предыдущих лет «железного занавеса», за которым она жила, полностью и окончательно возвращается в это культурное европейское пространство. И в этой связи я бы хотел поблагодарить всех, кто проголосовал за нашего певца, который дал нам такую возможность - провести это мероприятие в России.

Э.Л.Уэббер: Победа в конкурсе значила очень много для России, действительно.

В.В.Путин: Вы знаете, после достаточно тяжелого времени начала-середины 90-х годов Россия постепенно начала вставать на ноги и в экономическом, и в социальном смысле. Мы были свидетелями достаточно ярких побед в спорте. И это событие тоже, конечно, говорит о возрождении страны, причем о возрождении в таких областях, на которые мы раньше всегда только смотрели со стороны. И это тоже важно.

Э.Л.Уэббер: Вы полагаете, что "Евровидение" сможет приблизить Россию к Европе.

В.В.Путин: Да.

Э.Л.Уэббер: Действительно, это весьма вдохновляющее обстоятельство. Могу я спросить, каково Ваше отношение к популярной музыке?

В.В.Путин: Это непростой для меня вопрос. Я не могу похвастаться, что я эксперт в этой сфере. Но не одно поколение в России воспитывалось и с особой любовью относилось к творчеству «Биттлз». Я имел удовольствие несколько лет назад познакомиться с господином Маккартни. Произведения, которые они подарили миру, конечно, до сих пор остаются на вершине.

У нас неплохо знают и Вас, как я уже говорил. Мы тоже благодарны Вам за Ваше творчество и за то, что Вы нам подарили в предыдущие годы. Надеюсь, что это еще не всё, что Вы сделали. Мы, думаю, еще вправе ожидать от Вас новых мелодий, новых песен. Насколько мне известно, и для "Евровидения" следующего года Вы тоже согласились написать песню для британского исполнителя.

Э.Л.Уэббер: А почему, Вы полагаете, у Британии так неудачно складывались дела на "Евровидении" в последнее время?

В.В.Путин: Мне трудно сказать. Я не считаю себя вправе давать здесь какие-то оценки. Но, насколько мне известно, британские исполнители чуть ли не пять раз побеждали в предыдущие годы, а это большое достижение.

Э.Л.Уэббер: Ну да, это было в прошлом. Но, может быть, нас преследует неудача, потому что наши песни были ужасны?

В.В.Путин: Я не думаю, что кто-то имеет право говорить о том, что песни были ужасны. Оценка людьми того, что сделано сегодня композитором, художником - она очень индивидуальна. Более того, история знает много случаев, когда публика не принимала первоначально те или иные произведения, а они оставались в истории. Но мы в любом случае желаем успеха британским исполнителям в Москве.

Э.Л.Уэббер: Можно согласиться с тем, что некоторые наши песни, написанные для «Евровидения», заняли место в истории, но, к сожалению, не такое, на которое мы рассчитывали.

В.В.Путин: Это Вы сказали.

Э.Л.Уэббер: Я постараюсь, в свою очередь, написать что-нибудь достойное. Каковы Ваши ощущения относительно роли России в будущем?

В.В.Путин: Роли в чем?

Э.Л.Уэббер: Как Вы видите в целом развитие России на перспективу? Если мы вспомним прошлое, то мы видели фотографии, на которых Президент Ельцин передает Вам управление страной и говорит: "Берегите Россию" - так было подписано под теми фотографиями, которые мы видели в прессе. Поэтому мне и интересно узнать: в каком направлении Вы хотели бы, чтобы Россия развивалась - как страна, которая тесно связана с Европой, или же как независимое и самостоятельное государство, основывающее свое развитие на своих богатых культурных традициях?

В.В.Путин: И то, и другое. Россия, конечно, самодостаточная страна и экономически, и в оборонном смысле, и с точки зрения богатого культурного наследия. Но мы понимаем, в каком мире мы живем. Мир становится более взаимозависимым, наша ответственность возрастает, и мы хотим быть органичной частью Европы. Мы считаем, что нужно стремиться к взаимоприемлемым решениям во всех сферах, которые я назвал. Мы считаем, что соревнование - это нормально, это путь к прогрессу. Но я исхожу из того, что это соревнование должно быть основано на взаимопонимании, на поддержке друг друга. Это должно быть соревнование друзей, а не врагов. Надо уважать друг друга, а что такое уважать друг друга? - это, значит, признавать, что в чем-то твой партнер лучше, чем ты, и нужно уважать законные права друг друга.

Россия всегда была частью Европы, и мы будем стремиться к тому, чтобы она укрепляла эту европейскую составляющую. В этом смысле можно как угодно относиться к жанру "Евровидения", но если молодые люди сегодня, вот эти 150 млн. человек, которые одновременно смотрят «Евровидение» во всей Европе, включая Россию, будут ощущать себя частью общего пространства, то это очень важная составляющая будущего Европы. Мне кажется, что очень важным является одно из правил «Евровидения», а именно: зрители страны не могут голосовать за своего исполнителя, а могут голосовать только за исполнителей из других стран. В этом есть большой смысл.

Э.Л.Уэббер: В таком случае, могу ли я просить Вас в этих обстоятельствах, чтобы Россия проголосовала за Великобританию?

В.В.Путин: Я, в личном качестве, готов это сделать, но с этой просьбой нужно обратиться к российским зрителям. Это ведь наиболее демократическая форма выявления предпочтений. С этим так же, как с Интернетом, невозможно ничего поделать, это неуправляемая ситуация.

Э.Л.Уэббер: Одна из проблем «Евровидения», которая, может быть, менее очевидна в России и вызывает меньше вопросов, чем в Великобритании, - это то, что большинство стран Восточной Европы предпочитают голосовать друг за друга. И у меня возникает вопрос: как это преодолеть?

В.В.Путин: Это не надо преодолевать, это не проблема «Евровидения».

Э.Л.Уэббер: А может быть, просто написать хорошую песню?

В.В.Путин: На самом деле, это очень мощный социологический опрос, который отвечает на один вопрос: это значит, что люди, проживающие в соседних странах, просто лучше понимают друг друга, лучше слышат друг друга.

Если Вы возьмете приграничные области, ну, скажем, России и Украины - там не понятно, на какой стороне живет больше русских, на какой - больше украинцев. Там просто перемешанное население, а это означает симбиоз культуры людей, которые проживают на этой территории. Но, насколько мне известно, с этим же сталкивается «Евровидение» и при голосовании в Скандинавии, там то же самое.

Э.Л.Уэббер: Справедливое замечание. Можно ли Вас спросить, Ваши дочери какую музыку приносят домой, какую музыку они слушают?

В.В.Путин: Они слушают много музыки, это правда, но это лучше у них спросить, какие у них предпочтения.

Э.Л.Уэббер: Слушают ли они дома какую-то музыку, которая Вам не очень нравится, например, какую-нибудь слишком громкую?

В.В.Путин: Нет. Во-первых, они не профессионально, но очень долго занимались музыкой. Они играют на скрипке, играют на фортепьяно, поют, они друг другу аккомпанируют: одна играет на фортепьяно, другая на скрипке, потом меняются, вторая играет на скрипке, другая на фортепьяно.

Э.Л.Уэббер: Может быть, они тогда бы выступили на «Евровидении»?

В.В.Путин: Они сейчас учатся в университете. Для них сейчас это задача номер один.

Э.Л.Уэббер: Как Вы думаете, есть ли какая-нибудь великая история в России, на основе которой можно было бы написать великолепный мюзикл?

В.В.Путин: Вы знаете, история России очень драматична и очень интересна, так же, как история практически любой европейской страны, включая Британию. Британия в период взаимоотношений с нормандцами, с Францией, взаимоотношений внутри различных частей Великобритании - Англии, Шотландии, Ирландии - ничего драматичнее и ничего интереснее невозможно себе представить.

В России тоже - это взаимоотношения со своими соседями, это становление огромной великой державы. Но одно обстоятельство считаю принципиально важным для страны: подавляющее большинство населения России считает себя православными христианами. Я сейчас даже не говорю о периоде крещения Руси, даже не о самом факте крещения Руси, но я бы сейчас хотел вспомнить, как на первых своих порах православие в России выстраивало свои отношения с другой мировой религией - с мусульманами, с представителями этой религии. В самых первых письменных источниках православия на Руси - там уже впрямую заложен важнейший принцип, который, я считаю, способствовал становлению великого государства, - очень уважительное отношение к представителям других конфессий.

Я думаю, что это самый первый и очень важный, может быть, важнейший строительный материал, использованный впоследствии в строительстве огромного российского многонационального и многоконфессионального государства.

И вот эта тематика, она, конечно, для искусства, в том числе для музыкального искусства, мне кажется, может быть очень привлекательна.

Э.Л.Уэббер: Я полагаю, что в творчестве Рахманинова как раз это и отражено. Российская православная традиция является, действительно, таким привлекательным спектром, который весьма интересен.

В.В.Путин: Ну а набрать каких-то интересных фактов, захватывающих историй в России за тысячу лет ее существования несложно. Вот одна из них лежит на поверхности. У нас особо почитаемым является Петр 1. Екатерина I, его супруга, была получена им в качестве военного трофея в ходе боевых действий - он забрал ее практически у солдат. И сделал ее царицей. На эту тему можно написать всё что угодно. И мюзикл, и оперу, и симфонию, в том числе в камне.

Э.Л.Уэббер: Большое спасибо. Я уверен, что Ваше интервью - то, что Вы сказали о музыке, о России, о Европе, будет исключительно интересно для слушателей и зрителей Великобритании.

В.В.Путин: Большое Вам спасибо.